Биография Федора Достоевского: творческий путь советского и русского классика, влияние каторги на его взгляды, великие произведения «Братья Карамазовы».
Monographic. Научные статьи историков, ученых, исследователей
Любимый детский возраст Достоевского — дети до семи лет и дети двенадцати-тринадцати лет. Дети Достоевского не стали гениями и выдающимися личностями: говорят, природа на детях отдыхает. Добро пожаловать в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа имени Ф.М. Достоевского". Оказалось, что ребенка выбросила мать, которая рассказала, что в ее квартире у нее начались роды, в результате которых она родила мертвого ребенка, а труп решила выбросить в окно.
Проект «Детский Достоевский» подводит первые итоги
Потому что оказалось, что нет в нашей культуре иммунитета против богатства. Мы — цивилизация бедных людей. Мы сильны, пока мы бедны. Мы едины, пока мы все бедны. Мы терпеливы, пока нам не из чего выбирать. Когда же появилась возможность выбора, выяснилось, что народ наш очень переборчив. И непременно хочет всего самого лучшего и прямо сейчас. В стремлении этом нет ничего плохого, когда оно подкреплено желанием работать. Но именно этого желания пока наблюдается меньше всего. Сухие цифры статистики говорят о том, что в прошлом году доходы населения росли в два раза быстрее, чем производительность труда. По производительности труда Россия отстает сегодня от Америки в восемь раз.
Зато в потреблении русские готовы хоть сегодня догнать и перегнать Америку с Европой. При этом видят себе русские люди жизнь европейцев исключительно в самом радужном свете: мол, текут там молочные реки в кисельных берегах. И социальная система, как скатерть-самобранка, выдает по первому запросу чего только не пожелаешь. Картина эта очень далека от реальности. Есть там и молочные реки, и кисельные берега, но за очень большие деньги, которых у подавляющего большинства населения и в помине нет. Так за большие деньги и у нас все есть. А те, кто живет по средствам, получают «по стандартам». И стандарты эти очень скромные, если не сказать жесткие или жестокие. Писатель Сергей Довлатов умер на улице в Нью-Йорке от сердечного приступа, потому что в кармане у него не было страховки и его не взяли в больницу. И это в порядке вещей.
Все остальные попадают в больницу «самотеком». Про Англию и говорить не хочется, потому что сотрясающие время от времени британскую систему здравоохранения скандалы с потерявшимися в коридоре пациентами больше напоминают анекдот. В Италии, чтобы попасть к специалисту, надо в восемь утра сходить в социальную службу за талончиком, а потом с этим талончиком простоять в клинике в очереди несколько часов, и запишут тебя в январе в лучшем случае на февраль. А в Германии запишут и на март. Можно, конечно, быстрее. Но только если начнешь умирать. Этого тебе сделать не дадут: схватят, доставят, пролечат и потом опять в очередь поставят... Правда, там есть другое. Пока врач в Лондоне выписывал мне направление на обследования, установленная на его компьютере программа автоматически записывала меня на прием в лаборатории, разбросанные по всему городу. Когда он закончил писать, компьютер уже «выплюнул» расписание моих встреч.
И все они состоялись строго в назначенное время.
Письма гения — не менее ценная часть его творческого наследия, чем литературные произведения. В них не только личная жизнь писателя, тайники его души, которые он открывает в переписке с родными и близкими, но и оценки текущих дней — взволнованные, а порой и гневные. В последние годы своей жизни, будучи редактором еженедельника «Дневник писателя», а затем и журнала «Гражданин», Федор Михайлович вел со страниц этих изданий постоянный разговор с читателем. Эти обращения находили отклик, к Достоевскому многие обращались за советом: начинающие литераторы, студенты, вступающие в жизнь, и просто читатели, для которых слово Федора Михайловича было важно во всех ситуациях обыденной жизни. Невзирая на занятость, связанную с изданием журналов, огромную творческую работу, писатель не оставлял без ответа ни одно письмо. Вот что он писал о воспитании детей.
Участвовали в серьезных опенэйрах, стояли у истоков фестиваля фолк-музыки «Волынщик», который проходит уже восемнадцать лет. Это творчество не для кого-то — прежде всего оно для себя. И вся семья у нас музыкальная. Старшая дочь Анна, как и моя жена, играет на флейте. Она только что окончила реставрационное училище, где училась работать по дереву. Аня очень творческий человек и стоит перед выбором: сейчас ее влечет еще и анимация. Средняя дочь Вера учится в Училище имени Римского-Корсакова по классу домры и уже думает о высшем музыкальном образовании. Младшая дочь Маша — виолончелистка, а сын Федя в прошлом году поступил в первый класс музыкальной школы на ударное отделение. Ваш отец, Дмитрий Андреевич, в определенный момент понял, что является «ответственным» за прадеда, — стал консультантом Музея Достоевского, регулярно ездит на конференции достоеведов и нашел в этом себя. Каким был ваш путь к Федору Михайловичу? Да, сколько я себя помню, отец общается с исследователями творчества своего прадеда — думаю, в какой-то момент и ко мне эта миссия перейдет. Но вот в этом году, например, он приболел, я работал, и на ежегодную конференцию достоеведов в Дом-музей писателя в Старой Руссе мы отправили нашу среднюю дочь Веру — и даже с концертом. Но должен сказать, что у мужской части нашей семьи есть черты характера, ведущие напрямую к Федору Михайловичу, которые вычленяешь, изучая его биографию. Но Дмитрий Андреевич давно стал своим в кругу достоеведов и является консультантом Литературно-мемориального музея писателя. Скажите, оказывает ли влияние на вашу жизнь и жизнь ваших близких авторитет великого предка? Или вы стараетесь, чтобы груз ответственности не давил на младших членов семьи? У меня было счастливое детство, как у всех, пока родители не сказали, что я правнук великого писателя. Но даже после этого ничего особенного не происходило, я строил свои планы на жизнь. Прадед оставался в стороне, ведь в школе его тогда не проходили. Пришло время самому прочитать «Преступление и наказание», тут я понял, что мой предок — гений.
Просил жену читать детям В. Скотта и Ч. Книга, церковная служба, театр — вот дары, которые, по мнению Достоевского, содержат в себе радость и красоту. Все церковные праздники почитались в доме писателя. На Рождество детям покупалась елка, на которую сам Федор Михайлович прилаживал Вифлеемскую звезду и зажигал свечи. Любимым был праздник Святой Пасхи. Воспитанию детей Достоевский придавал важное значение. При своей большой занятости он находил время играть с ними, танцевать, участвовать в домашних спектаклях. Он их никогда не обманывал, разве только что на 1 апреля. Считал, что детям можно говорить все. Это истинно православный подход к проблеме воспитания. И самые последние слова в этой жизни Достоевского — детям. Он прочитал Любе и Феде притчу о блудном сыне. Спасающей красотой для писателя был Христос. Все вышесказанное руководило областной детской библиотекой имени И.
Что случилось с наследниками Достоевского?
Певица и актриса Сати Казанова призналась, что убрала бы «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского из школьной программы. Как сложилась судьба детей и внуков писателя Достоевского? Достоевский с детьми и женой Анной.
Потомки Федора Достоевского приехали в Беларусь. Рассказываем, что они посетят
В Беларусь приехали праправнук писателя Алексей Достоевский, его жена Наталья, а также их дети. В рамках часа размышления жители старинного строгановского села посмотрели: электронную презентацию "Дети Достоевского", видеоролики — "Краткая биография Достоевского". Образ ребёнка для Достоевского с самого первого романа «Бедные люди» был критерием состояния общества и мерилом нравственности человека.
На Достоевского мать выбросила своего мертворожденного в квартире ребенка в окно
А дочь Анна, старшая из трех дочерей Достоевских, только что вернулась домой и продолжает тему мультипликации, показывает анимационную раскадровку. Это её работа. Сам себе капитан и рулевой Алексей: В детстве я не особенно думал о себе как о потомке Фёдора Михайловича. Всё происходило достаточно органично. В тот момент, когда я перестал заниматься бессистемным изучением мира, потихонечку пришло осознание, а за ним и определенный груз ответственности. Я единственный сын. Родители хотели бы еще, но не позволила болезнь отца. Быть одним в семье — характерно для конца 1970-х, когда установки поменялись и частное стало важнее общего. Мало у кого в классе были братья и сестры, а семей, где детей больше двух, вообще не помню.
Детство проходило здесь, в Петербурге. Наталья: Да оно же еще не кончилось смеется. Алексей: Этим и держусь улыбается. Школа и двор играли не самую главную роль, времени не хватало. Я серьезно занимался парусным спортом. Попал в него достаточно случайно. Однажды меня, классе во втором, взяли пассажиром на регату в Великий Новгород на Ильмене. Понравилось, вписался в спортивную среду, а потом пошел заниматься в 55-й клуб военно-морской базы на Шкиперском протоке.
И ездил туда почти каждый день вплоть до 1990-х, когда разом всё закончилось. К тому времени я имел достаточно высокий разряд, но на КМС сдать не успел. Пять-шесть лет я гонялся на швертботе-одиночке, где сам себе и капитан, и рулевой, и матрос. Спорт, в любом случае, это преодоление себя. В парусном же всё время разные условия, хотя бы погода. И отвечаешь всегда за себя сам. Тренер дал последние наставления, а дальше стартанул, и ты один. Ну и романтика, конечно, до визга поросячьего.
Так что я приходил из школы, брал с собой сменную одежду, тормозок еда с собой южнорусский сленг. Что это дало мне? Терпение, упорство — очевидные вещи, которые дает спорт. Не хочется говорить высокие слова, но когда вот лодка, а вот ты, и стихия вокруг, и ошибка может стоить подчас жизни, учишься принимать решения и нести за них ответственность. Ну и природа, конечно. Её я с детства любил. В трамвае по дороге на Шкиперский на уроки меньше времени тратил, чем на чтение Пришвина и Лескова. Красота в канаве Наталья: А мое детство в канаве прошло.
Вера средняя дочь Достоевских : А мы наблюдали на даче за муравьями и прочей мелочью. Но мама жалеет, что на нашей даче нет таких канав, какие были в её детстве. Наталья: Наших детей я уже сознательно знакомила с микрокосмосом. А мне этот мир открылся неожиданно. Дело в том, что я была крайне болезненным ребенком. По моим воспоминаниям, я почти всё время лежала в постели с колючим шарфом на шее, читала. Больной я была на все места. Меня даже лечили в санатории от дистрофии.
Мои болезни привели к двум парадоксальным вещам, которые сыграли в моей жизни главные роли. Во-первых, бабушка купила пианино, решив, что с моим здоровьем в спорт не пойдешь, значит, остается музыка. Во-вторых, она решила вывозить меня на дачу, где и была та самая удивительная канава. С первым сперва вышла осечка: пела я так, что мухи дохли, на прослушивании в музыкальной школе меня сразу развернули. Но недаром мою бабушку называли в семье «крокодил». Если уж она что-нибудь задумала, вцепилась в какую-то идею, то так тому и быть. В общем, она привела меня на прослушивание вторично, надеясь, что в музыкальной школе меня не запомнили. Но они запомнили.
Тут бабушка вспомнила о том, что она блокадница, а это был аргумент, с которым никто не стал бы спорить, и меня все-таки взяли. Я выбрала блокфлейту, исключительно из-за компактных размеров. Без врожденного слуха что-то из меня вырисовалось, благодаря потрясающему педагогу Александру Кискачи. Он научил меня думать, разговаривать музыкой и передавать свои эмоции звуками. Со вторым, с дачей, мне несказанно повезло. Она была в Вырице, где почвы разнообразны — торфяники, суглинок. По краям участков были непересыхающие канавы. На всей одежде у детей летел живот и коленки, потому что мы почти всё время проводили, лежа у канавы.
Там перед нами открывалась подводная вселенная со своими красотами, драмами и трагедиями. Они и правда ужасные.
Согласно его духовному завещанию, все собранные им предметы коллекции — книги, фотографии, документы, некоторые вещи, связанные с памятью Ф. Достоевского, — были переданы в собственность Музею. В фонды Музея вошли также семейные реликвии внучатой племянницы писателя — Марии Владимировны Савостьяновой. Но этого было недостаточно. Мы продолжали собирать экспонаты и другие материалы. Что-то покупали в антикварных магазинах, чаще всего найденное нами нуждалось в реставрации. Ленинградцы также отдавали в дар музею уникальные вещи. Я и мои коллеги работали в библиотеках и архивах.
Много ценного нам удалось найти, например, в обменном фонде Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина ныне Российская национальная библиотека. В настоящее время собрание Музея Ф. Достоевского включает большую коллекцию графики и прикладного искусства, фотографии, театральные афиши; есть рукописный фонд, большой книжный фонд больше 13000 томов и научная библиотека более 14000 томов. Количество музейных экспонатов постоянно растёт, во многом благодаря дарам посетителей, друзей Музея, исследователей творчества писателя. К сожалению, сегодня мы испытываем трудности с размещением коллекций из-за ограниченных площадей. Не могли бы Вы рассказать о наиболее важных событиях? За два года мы начали разработку концепции и дизайн-проекта новой экспозиции, открытие которой станет одним из главных событий в жизни музея. Сейчас осуществляем её монтаж. В структуре музея есть Мемориальная квартира и большая литературная экспозиция.
Мемориальная квартира остаётся практически неизменной. Литературная экспозиция, важнейшая часть нашего музея, обновляется, практически создается заново по мере того как устаревают представленные в ней материалы, развиваются музейные технологии, возникают новые художественные решения. Сейчас идет работа над четвертой экспозицией со дня основания музея. Достоевский — это такой огромный мир, что можно по-разному его представлять, делать акцент на разных гранях его творчества, находить разные решения. Такое обновление необходимо в жизни каждого музея. Юбилейная программа не ограничивается работой над экспозицией. В декабре 2020 года мы открыли в нашем музее выставку «Достоевский и Некрасов.
Так как я сама очень люблю Достоевского, я заразила всех детей. И мы все вместе решили снять фильм об этом писателе», — рассказала руководитель студии Анна Ганжа. В фильме снялись актёры Нижнетагильского драматического и Молодёжного театров, художественный руководитель драмтеатра Игорь Булыгин, автор и исполнитель песен, писатель Ярослав Климанов, настоятель храма в честь Воскресения Христова Андрей Брагин, чемпионка Паралимпийских игр по лыжным гонкам и биатлону Михалина Лысова, филолог Татьяна Козяр, священник Константин Корепанов, педагог-психолог Марина Уманская. Также своё интервью дал праправнук писателя Алексей Достоевский. Они сами искали информацию, через коллег мы нашли сотовые телефоны героев. Цель была такая — заинтересовать детей в чтении Достоевского, познакомить их с его творчеством», — сообщила Анна Ганжа.
Впрочем, излишний пафос в этом доме не приветствуется, о «высоком» говорится тихим слогом, на вопросы о смысле и переосмыслении жизни ответы неожиданные, часто смешные. Алексей для беседы прерывает репетицию — он музыкант, а завтра концерт. Его супруга разливает по чашкам чай с мятой. Мне достается железнодорожный подстаканник, в котором стакану немного тесно и от этого он иногда тихо постукивает, как будто мы и правда куда-то едем. Надеюсь, в некотором смысле так и есть. Словоохотливый Федя рассказывает, как однажды на даче один из котов съехал с дерева вниз, совсем как в мультфильме. А дочь Анна, старшая из трех дочерей Достоевских, только что вернулась домой и продолжает тему мультипликации, показывает анимационную раскадровку. Это её работа. Сам себе капитан и рулевой Алексей: В детстве я не особенно думал о себе как о потомке Фёдора Михайловича. Всё происходило достаточно органично. В тот момент, когда я перестал заниматься бессистемным изучением мира, потихонечку пришло осознание, а за ним и определенный груз ответственности. Я единственный сын. Родители хотели бы еще, но не позволила болезнь отца. Быть одним в семье — характерно для конца 1970-х, когда установки поменялись и частное стало важнее общего. Мало у кого в классе были братья и сестры, а семей, где детей больше двух, вообще не помню. Детство проходило здесь, в Петербурге. Наталья: Да оно же еще не кончилось смеется. Алексей: Этим и держусь улыбается. Школа и двор играли не самую главную роль, времени не хватало. Я серьезно занимался парусным спортом. Попал в него достаточно случайно. Однажды меня, классе во втором, взяли пассажиром на регату в Великий Новгород на Ильмене. Понравилось, вписался в спортивную среду, а потом пошел заниматься в 55-й клуб военно-морской базы на Шкиперском протоке. И ездил туда почти каждый день вплоть до 1990-х, когда разом всё закончилось. К тому времени я имел достаточно высокий разряд, но на КМС сдать не успел. Пять-шесть лет я гонялся на швертботе-одиночке, где сам себе и капитан, и рулевой, и матрос. Спорт, в любом случае, это преодоление себя. В парусном же всё время разные условия, хотя бы погода. И отвечаешь всегда за себя сам. Тренер дал последние наставления, а дальше стартанул, и ты один. Ну и романтика, конечно, до визга поросячьего. Так что я приходил из школы, брал с собой сменную одежду, тормозок еда с собой южнорусский сленг. Что это дало мне? Терпение, упорство — очевидные вещи, которые дает спорт. Не хочется говорить высокие слова, но когда вот лодка, а вот ты, и стихия вокруг, и ошибка может стоить подчас жизни, учишься принимать решения и нести за них ответственность. Ну и природа, конечно. Её я с детства любил. В трамвае по дороге на Шкиперский на уроки меньше времени тратил, чем на чтение Пришвина и Лескова. Красота в канаве Наталья: А мое детство в канаве прошло. Вера средняя дочь Достоевских : А мы наблюдали на даче за муравьями и прочей мелочью. Но мама жалеет, что на нашей даче нет таких канав, какие были в её детстве. Наталья: Наших детей я уже сознательно знакомила с микрокосмосом. А мне этот мир открылся неожиданно. Дело в том, что я была крайне болезненным ребенком. По моим воспоминаниям, я почти всё время лежала в постели с колючим шарфом на шее, читала. Больной я была на все места. Меня даже лечили в санатории от дистрофии. Мои болезни привели к двум парадоксальным вещам, которые сыграли в моей жизни главные роли. Во-первых, бабушка купила пианино, решив, что с моим здоровьем в спорт не пойдешь, значит, остается музыка. Во-вторых, она решила вывозить меня на дачу, где и была та самая удивительная канава. С первым сперва вышла осечка: пела я так, что мухи дохли, на прослушивании в музыкальной школе меня сразу развернули. Но недаром мою бабушку называли в семье «крокодил». Если уж она что-нибудь задумала, вцепилась в какую-то идею, то так тому и быть. В общем, она привела меня на прослушивание вторично, надеясь, что в музыкальной школе меня не запомнили. Но они запомнили. Тут бабушка вспомнила о том, что она блокадница, а это был аргумент, с которым никто не стал бы спорить, и меня все-таки взяли. Я выбрала блокфлейту, исключительно из-за компактных размеров. Без врожденного слуха что-то из меня вырисовалось, благодаря потрясающему педагогу Александру Кискачи. Он научил меня думать, разговаривать музыкой и передавать свои эмоции звуками.
Потомки Федора Достоевского приехали в Беларусь
Первый и последний умерли в младенчестве. Люба, как мы уже говорили, не имела потомства. Оставался Федор, родословная которого тянется до сегодняшнего дня. После него следующими были опять Федор и Андрей. Федор-третий умер в 16 лет.
Мама сохранила его стихи. Они были напечатаны в «Хронике рода Достоевских». Когда я показал их поэтам, рассказал, что написал их 16-летний юноша, все были потрясены. Насколько это зрело.
У Андрея тоже было двое детей — моя довоенная сестра и я, послевоенный. То, что я Дмитрий, — на этом, скорее всего, мама настояла в память о своем рано умершем брате. У нас с сестрой Татьяной почти десять лет разницы. Мы из разных поколений.
Ее жизнь во многом повторила судьбу Любы. Не знаю, чью жизнь сам проживаю. Я настаивал на Иване. Мне нравилось, что Алексей есть, Дмитрий есть, пусть будет и Иван.
Я верю в то, что для Федора Михайловича три брата — ипостаси одного человека: бунтующего, верующего и сомневающегося. Мой сын Алексей стал капитаном монастырского флота на Валааме. Он там служил в армии и остался. Все тогда беспокоились, что их детей могут отправить в Чечню.
У него еще не было семьи, а продолжать род надо. И тут Федор Михайлович вместе с Господом помог. Оказалось, что сын опоздал на осенний призыв, там уже был комплект. И он остался на зиму при монастыре, пришелся ко двору.
Игумен дал ему вечное благословение — редчайший случай. Почти двадцать лет сын там живет. Во время одной из своих поездок Алексей встретился с владыкой Томским, и выяснилось, что он мечтал превратить корабль в церковь, чтобы он курсировал по рекам Сибири. Предложил сыну стать его капитаном.
Церквей в деревнях раз, два и обчелся, а на строительство новых нет денег. А на корабле можно и венчать, и отпевать. Мне позвонили из канцелярии архиепископа и спросили как отца, благословляю ли я сына на дальнейшее действие. Я загорелся, сказал, что не против.
А сын иначе решил: «Я еще валаамским духом не наполнился». Я заболел раком в молодости. Мне жить охота, а надо оперироваться. Не было никакой гарантии, что выживу.
Но ведь жив. Моя мама хоть и перековалась в советского человека, но помнила, что происходит из дворян. Ее дед Шестаков был начальником артиллерии Петропавловской крепости, генерал-губернатором Вильно теперешнего Вильнюса. В советское время мама вынуждена была это скрывать, в графе «социальное происхождение» указывала, что из мещан.
Потом она присоединилась к архискверной фамилии Достоевского — по определению Ульянова-Ленина. Сама ареста избежала, а вот мой отец месяц сидел в тюрьме на Шпалерной. В деле написано, что его арестовали через три дня после убийства Кирова. То, что он сидел, стало известно за границей.
Там начали писать: внук великого писателя в тюрьме. И отца выпустили. Федор Михайлович спас. А могли бы пришить все что угодно, как сделали это в отношении Андрея Андреевича — племянника Федора Михайловича, сына его брата: его забрали в 1931-м.
Есть документы по поводу этих арестов, которые никто, кроме меня, не видел. Волосы дыбом встали, настолько все было притянуто за уши. Андрея Андреевича отправили на строительство Беломоро-Балтийского канала, а ему было 64 года. Спас Луначарский, хотя министром уже не был.
Андрей Андреевич через два года умер. Я впервые прочитал его первое объяснение после ареста в женевском архиве, имея разрешение на зачитывание от ФСБ. Вот где махровая бесовщина. Но я ведь и родственник Пушкина через Павлищева, по женской линии.
В трудах психиатра, нерво- и психопатолога В. Бехтерева 1857—1927 еще до революции была сформулирована идея о необходимости внимания непосредственно к личности трудного подростка, ее всестороннего изучения. Избранные труды по психологии личности: в 2 т. Однако именно его ученик — выдающийся педагог Виктор Николаевич Сорока-Росинский 1882—1961 не только развил эту идею, но и предложил ее реализацию на практике, возглавив Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского, ставшей прототипом детского дома из литературного произведения «Республика ШКИД» и одноименного художественного фильма. Статистическая сводка о количестве детских учреждений для дефективных детей и число детей в них на 1922 г. Состав детей был разным. Отдельно приводилась статистика и по трудновоспитуемым: мальчиков было 327, девочек — 605. Зачастую среди них можно было встретить буйно настроенных подростков, оказывавших негативное влияние на других детей и плохо поддававшихся воспитанию. Безусловно, эта статистика подчеркивала необходимость создания отдельных воспитательно-образовательных учреждений для подобных сложных подростков.
Учеными предлагались различные подходы и практики «исправления» таких исключенных из общества детей. Одной из них стала попытка возвращения детей в общественную жизнь через привитие им трудовой дисциплины. Этот подход был сформулирован с учетом опыта западной экспериментальной педагогики, яркими представителями выступали Ф. Фребель, Г. Кершенштейнер, Д. Его реализация проходила преимущественно в школах-коммунах и трудовых колониях для малолетних. Одними из первых исследователей и практиков идей трудовой школы были С. Шацкий и А. Другим, альтернативным, подходом стал распространившийся принцип «свободного воспитания», сформулированный на рубеже веков в работах К. Ушинского и К.
Главная идея сторонников «свободного воспитания» заключалась в полном отрицании необходимости дисциплины как системы ограничений и регламентации жизни и поведения ребенка. В новом понимании основу воспитания и учения ребенка составляло стремление к самостоятельности, свободе, творчеству, которые со временем сформировали бы у него навыки самодисциплины. Методология превентивной педагогики XX века: социологический подход к исследованию. Именно в рамках школы социально-индивидуального воспитания им. Его подход сочетал идеи «свободного воспитания» и, одновременно, соотносился с методикой трудового воспитания, актуализированного в 1920-е гг. По воспоминаниям В. Тогда в моде были подобные трех- и четырехэтажные выражения». Школа Достоевского. Однако решение организовать нечто похожее на школу было не случайным и, вероятнее всего, не могло не встретить поддержки власти, заинтересованной в любых попытках и инициативах решения проблемы беспризорности в том числе общественных. Удалось установить, что на начальном этапе работы Школы значительную организационную поддержку ей оказывала Злата Ионовна Лилина 1882—1929 , гражданская жена Зиновьева, в тот период возглавлявшая Петроградский отдел социального воспитания Главсоцвос Наркомпроса РСФСР при Петроградском губернском отделе народного образования Губоно.
Сорока-Росинским они познакомились в Педагогическом институте социального воспитания нормального и дефективного ребенка, профессором которого Злата Ионовна являлась с 1918 г. Сороки-Росинского, З. Лилина придерживалась политики невмешательства в дела педагогов, ставя лишь условие воспитания детей в «советском духе, чтобы они приучались к труду, не убегали бы из детских домов и могли бы закончить тогдашнюю начальную школу…». Как представляется, школа — не совсем верное определение для учреждения, которое возглавил В. Более точным, на наш взгляд, является его обозначение как интернат, где сливались повседневная жизнь и учебный процесс. Предполагалось не только обучение детей в рамках 1—2 ступени, 11Положение об отделе, отчеты за 1921—1922 гг. Для размещения школы было выбрано помещение бывшего коммерческого училища для мальчиков по адресу Петергофский проспект, 19, так что его учебные и жилые помещения вполне подходили для новой задумки, 12Сорока-Росинский В. Как писал сын В. Сороки-Росинского Константин, который также был воспитанником ШКИД, сначала школа представляла самое жалкое зрелище: «…облупленное здание унылого желтого цвета, сырое и неприветливое; маленький дворик, заваленный сырыми дровами; предписанный режим полной изоляции от окружающего мира…». Жизнь и творчество В.
Не было оборудовано и какой-либо детской площадки или гимнастического зала для детей. Зато от училища «в наследство» осталась достаточно богатая библиотека. Кроме учебных классов, была обустроена и бытовая инфраструктура — а именно: спальные комнаты и мастерские. В школе днем и ночью, в будни и праздники должны были дежурить учителя-воспитатели. Их участие в педагогических советах школы и установлении распорядка дня детского дома Виктор Николаевич считал крайне важным. Это должно было бы способствовать координации совместной деятельности и налаживанию режима его работы. Именно поэтому он с особым вниманием относился к формированию педагогического коллектива ШКИД. На момент открытия в школе Достоевского в наличии было всего четверо учителей, с которыми В. Сорока-Росинский работал еще в Путиловском училище с 1918 по 1920 г.
Юные гости библиотеки смогут «поиграть в диких» — любимую игру Достоевского. Ее участники построят шалаш, превратятся в «диких», нарисуют тату, возьмут в плен туземцев и получат за них выкуп. На уроках чистописания ребята смогут попробовать отточить гусиное перо и написать письмо «своей маменьке».
Предстоятель РПЦ пояснил: сказанное не означает, что нерелигиозный человек потенциально опасен. Но оно означает, что «если нет сдерживающих религиозных факторов, если молодой человек не получил религиозного воспитания, то, во-первых, необходимо, по крайней мере, хотя бы познакомить его с присутствием таковых факторов в истории и культуре своего народа» и, во-вторых, ограничить влияние на детей и молодежь «тлетворного воздействия извне». Это воздействие может быть не только секулярно-атеистическим, но и псевдорелигиозным, связанным с разного рода мистическими культами и сектами, напомнил патриарх. Он также призвал оказать всю возможную поддержку школе. Он отметил, что после трагедии в Казани много говорилось о необходимости усиления охраны школьных зданий и обеспечение необходимым оборудованием.
Что случилось с потомками Достоевского
Вообще, всё вокруг звучит. Одна сплошная музыка. У нас и семья на музыке завязалась, хотя ничто не предвещало. Думаете музыки для этого мало?
О, вот тут я поспорю. Музыка — это всё, ну, пусть почти всё. Музыкальные Достоевские Алексей: В моей семье у меня у единственного нет музыкального образования, что, впрочем, не мешает мне всю жизнь играть.
А вообще, тема «музыкальные Достоевские» не нова, хотя сам Фёдор Михайлович не музицировал. Наталья: Зато маменька Фёдора Михайловича со своим братом играли на гитарах и пели романсы. По воспоминаниям современников, это было хорошо.
Алексей: Они, конечно, были любителями, но в роду Достоевских немало профессиональных музыкантов. Дети Андрея, младшего брата Фёдора Михайловича, — сплошная консерватория. Наталья: Интересный факт раскопала культуролог Ирина Тишина.
По линии матушки Фёдора Михайловича, которую глубоко никто не копал, нашлись в роду Серебрянниковы и Струнниковы, ремесленники, первые из которых занимались ювелирным делом, а вторые, внимание, делали струны для домр! А наша дочка номер два занимается именно на домре, и эта новость вызвала у нее неподдельную радость. Такое совпадение.
Притом не первое и не последнее. Начиная изучать историю рода, постоянно наталкиваешься на подобные моменты и видишь, что многое передается по наследству. Алексей: Я начал заниматься музыкой в предпоследнем классе школы.
У нас, как и во всякой школе того времени, была каморка за актовым залом, где ребята постарше лабали пафосный рокешник. Это была группа «Прайд». Мы с одноклассниками тоже решили играть рок.
Сначала я бил в барабан — и успешно его порвал. Пошел покупать гитару, но денег хватило только на бас, почему-то он стоил дешевле. Так я стал бас-гитаристом.
Качество тех наших песен было весьма условно. Школу закончили, разбежались. Но на тот момент я сошелся с Вовкой Беловым из параллельного класса петербургский музыкант и композитор Владимир Белов, виолончелист группы «Птица Си», погиб в 2014 году.
Поняли, что мы на одной волне. Это было уже совсем другое качество. Играли психоделию, краут-рок.
Из вуза я вылетел, учился на инязе в Герцена. Безвременье 1990-х, хорошие педагоги ушли, мотивации продолжать обучение не было. Наталья: А я, как ребенок из неблагополучной семьи, училась в худшей школе района, потянуть 10—11 класс не могла, могла только пойти в ПТУ.
Окончив музыкальную школу, я пыталась поступить в музыкальное училище. Провалила экзамены и забросила флейту. Пошла учиться на швею.
И, как ни странно, там оказался весь преподавательский свет. Наверное, потому, что в училищах на тот момент по какой-то причине зарплаты были выше. Прекрасные педагоги занимались с нами далеко не только своим предметом.
Нас воспитывали, окультуривали, заставляли шевелить мозгами, касаясь различных тем, начиная с истории и политики, заканчивая искусством и вопросами смысла бытия. На тот момент моя семейная обстановка была такова, а мои юношеские стремления всех помирить настолько несостоятельны, что хоть в петлю лезь. Причем я сейчас выражаюсь не фигурально.
Мне казалось, что жизнь зашла в тупик, и кроме смерти у меня из него нет выхода. Вот в этот-то момент мне в руки попал Достоевский. Не он улыбаясь, кивает на мужа , а роман «Идиот», который я достала с полки так, как поступала всегда, выбирая книгу, а именно брала, зажмурившись, первое, что попадется.
На этот раз мне попалось то, что было необходимо в этот момент. То, как Достоевский описал путь саморазрушения Настасьи Филипповны, меня перевернуло, я увидела множество параллелей, хотя обстоятельства моей жизни были совсем иными, общим был только итог, у нее свершившийся, а у меня возможный. И мне захотелось жить, будто открылось окно и появилась возможность вдохнуть чистый воздух.
Густав Достоевский Наталья: Однажды мой взгляд зацепился за флейту. Я сдула пыль с футляра, достала её и начала играть. Оказалось, надо ремонтировать.
Отвезла старому мастеру. На обратном пути увидела уличных музыкантов в переходе метро «Московская». От природы застенчивая, в тот момент пересилила себя, подошла к ним и спросила: «Ребята, вам флейтистка не нужна?
Оказалось, очень нужна. Так началась моя совсем другая жизнь в группе «Доктор Гаспар». Алексей: Я в то же время конкретно панковал.
Конечно, работал там-сям: экспедитором, сторожем в Ботаническом саду, приемщиком заказов на металлические двери, которые в девяностых всем неожиданно понадобились.
Клянусь вам, что в этом три четверти счастья жизненного, а в остальном разве одна четверть». Когда у Достоевского родилась первая дочь Соня, он, по воспоминаниям жены Анны Григорьевны, много времени проводил с ребенком. Для писателя дочь была «лицом и характером». Когда через три месяца девочка скончалась, Достоевский был убит горем. Через год родилась вторая дочь Люба. К ней писатель испытывал те же нежные чувства, что и к первому ребёнку. Внимателен он был не только к своим детям. Он часто писал о современных ему тенденциях в воспитании молодого поколения, указывал на ошибки родителей.
Много говорил о «случайных семействах» — так Достоевский называл семьи, в которых утеряна связь отцов с детьми. По его мнению, именно общность взглядов отцов семейств, их высокая нравственность должна давать толчок для развития всего общества. Портрет В. Источник: wikipedia.
Фонды школьного музея в Достоево насчитывают более 3,5 тысячи экспонатов. В экспозиции представлены прижизненная фотография Федора Достоевского, биография писателя от 1891 года, изданная Флорентием Павленковым, роман "Бедные люди" 1912 года издания, а также произведения писателя на разных языках, уникальные архивные материалы о представителях рода Достоевских. Вот чего, к сожалению, показать пока нельзя, так это усадьбу Достоевских. Там, где когда-то стояли усадебный дом и хозяйственные постройки, - поле местного хозяйства. Фундамент законсервирован. Установлен памятный знак. Проект по восстановлению усадебного дома не реализован из-за отсутствия финансирования. Но идея жива. Алексей Достоевский был здесь впервые и не скрывал чувств: - Сейчас стою и пытаюсь представить, как тут жили. Не просто люди, а предки далекие мои. Потому что мы, уже нынешние Достоевские, живем другой жизнью. Мне нужно в себе это пережить. Короткой строкой рассказать об эмоциях не получается - это слишком велико для нас.
По мнению патриарха, если Бога нет — в таком случае «очень часто это место занимает другая могущественная сила, способная бросить и на совершение преступлений, и на самоубийство, и на все то, что губит не только тело, но и душу человека». Предстоятель РПЦ пояснил: сказанное не означает, что нерелигиозный человек потенциально опасен. Но оно означает, что «если нет сдерживающих религиозных факторов, если молодой человек не получил религиозного воспитания, то, во-первых, необходимо, по крайней мере, хотя бы познакомить его с присутствием таковых факторов в истории и культуре своего народа» и, во-вторых, ограничить влияние на детей и молодежь «тлетворного воздействия извне». Это воздействие может быть не только секулярно-атеистическим, но и псевдорелигиозным, связанным с разного рода мистическими культами и сектами, напомнил патриарх. Он также призвал оказать всю возможную поддержку школе.
Программа «Герой-ребенок в мире Достоевского»
«Детский Достоевский» получил свое продолжение и 25 Библиотек центра Москвы (ЦБС ЦАО) запускают проект «Московский Достоевский: семейное путешествие». У Фёдора Михайловича Достоевского родилось четверо детей, однако двое из них умерли в раннем детстве. Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир. Достоинство, о котором в своем «Дневнике писателя» за 1877 год писал Федор Михайлович Достоевский: «У ребенка, даже у самого малого.
АФИША ПРОЕКТА #Московскийдостоевский
Достоинство, о котором в своем «Дневнике писателя» за 1877 год писал Федор Михайлович Достоевский: «У ребенка, даже у самого малого. Поэтому по пр Смотрите видео онлайн «Школьница вызвала переполох в Петербурге заявлением про Достоевского» на канале «Пятый канал НОВОСТИ» в хорошем качестве и. Оказалось, что ребенка выбросила мать, которая рассказала, что в ее квартире у нее начались роды, в результате которых она родила мертвого ребенка, а труп решила выбросить в окно. Константин Богомолов восхитился премьерой Александры Ребенок в спектакле «Бесы Достоевского».
Monographic. Научные статьи историков, ученых, исследователей
Федор Михайлович тяжело переживал разлуку и писал Марии "со всем пылом молодости": "Только об вас и думаю. Если бы вы знали до какой степени осиротел я здесь один! Право это время похоже на то, как меня первый раз арестовали в сорок девятом году и схоронили в тюрьме, оторвав от всего родного и милого. Я к вам так привык". Писатель не оставлял попыток, и Исаева наконец сдалась. У жены оказался тяжелый нрав — ее мучили постоянные истерики и мигрени, после которых все валилось из рук. Кроме этого, она ревновала Достоевского без повода, устраивала сцены, упрекала в отсутствии средств, скептически относилась к его творчеству. Этот брак разрушила болезнь, а потом и смерть Марии Дмитриевны, которая скончалась весной 1864 года. Позже Достоевский признается : Несмотря на то, что мы были с ней положительно несчастны вместе по ее странному, мнительному и болезненно фантастическому характеру , — мы не могли перестать любить друг друга; даже чем несчастнее были, тем более привязывались друг к другу.
Как ни странно это, а это было так. Эти образы женщин с бледными щеками, лихорадочным взором и порывистыми движениями навеяны той, кто был первой и большой любовью писателя. На момент их встречи в 1861 году писателю было сорок лет, Сусловой — двадцать один. Полина, как ее звали домашние, не терпела намеков на свою красоту. Хотя ей было чем похвалиться: фигурка хрупкая, однако с плавными, соблазнительными формами, тонкий овал, чистые и правильные черты лица. Вскоре у Достоевского и его поклонницы завязался роман. Дальнейшие их отношения можно охарактеризовать как "любовь-ненависть". Федор Михайлович постоянно слышал от Аполлинарии упреки, требования развестись со "своей чахоточной женой".
Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет.
Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова. Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна.
Так, инициаторы проекта: Библиотека им. Проект «Московский Достоевский: семейное путешествие» предлагает отправиться не только по местам, связанным с семьей Ф. Достоевского в Москве, но и в прошлое семейных традиций.
Дочь Достоевского не вышла замуж и не оставила после себя потомков, а умерла в Италии в возрасте 57 лет в 1926 году. Смерть наступила об болезни — лейкоза. Второй выживший сын Федора Достоевского — Федор, родился в 1871 году. Он получил замечательное юридическое и естественнонаучное образование, а жизнь посвятил коневодства, став известным в России коннозаводчиков. Стоит отметить, что Федор тяготился славы отца и повышенного внимания общества к его персоне. По характеру был вспыльчив и тщеславен, а также, как и отец, увлечен игрой в карты.
ЕГ: Ну и читать вместе нужно обязательно. С: Является ли спектакль «Достоевский 200. Сторителлинг» для детей этапом подготовки к ужасам взрослой жизни? АГ: Я бы ответил так. Наверное, является некоей подготовкой, но к тому, что это не ужасы вовсе. Мы всё можем перенести, можем всё пережить. Вот такая ключевая мысль. С: Могли бы вы интегрировать в вашу постановку современные технологии? Элементы соцсетей, например? АГ: У нас как раз есть момент в спектакле по этому поводу. Мы рассказываем о том, что Фёдор Михайлович вместе с Анной Григорьевной издавали свой собственный журнал «Дневник писателя». Это своего рода блог, социальная сеть того времени. Там были свои читатели, которые всё комментировали. Правда, комментарии долго шли по почте. С: А как вы сами относитесь к социальным сетям? ЕГ: Знаете, мы буквально накануне с Сашей обсуждали, что у нас, взрослых, у самих нет гигиены к цифровому пространству. Как тогда мы можем давать абсолютную свободу, если сами уходим в них с головой.