Юлий Осипович Цедербаум родился 24 ноября 1873 года в Константинополе, в большой зажиточной семье сотрудника Русского общества пароходства и торговли. Юлий Осипович Мартов, псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум, (1873—1923) — российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. Мартов, Юлий Осипович — Запрос «Мартов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Л. Мартов Имя при рождении: Юлий Осипович Цедербаум Дата рождения: 24 ноября 1873(1873-11-24) Место рождения: Константинополь.
СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ.
Мартов Юлий Осипович (1873–1923), деятель российской социал-демократии, один из идеологов и лидеров меньшевиков, мемуарист. Главная» Новости» Юлий осипович мартов революционеры россии. Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. Мартов, Юлий Осипович — Запрос «Мартов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Л. Мартов Имя при рождении: Юлий Осипович Цедербаум Дата рождения: 24 ноября 1873(1873-11-24) Место рождения: Константинополь.
Содержание
- Первая эмиграция (1901–1905)
- 2023 - Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)
- Мартов, Юлий Осипович
- Yuly Martov
- Биография Юлий Мартов
- Попова Тамара Юльевна
Мартов интервью
Сталина материалы об участии того в экспроприациях 1906—1907 гг. Поздние годы жизни[ Файл:Mensevikii. Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. В конце 1918 г. Летом 1919 г. В сентябре 1920 будучи смертельно болен туберкулезом эмигрировал.
В Германии к нему присоединился высланный из России Ф. Дан , и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков. Сразу после приезда в Берлин Мартов с согласия ЦК партии основал журнал «Социалистический вестник», и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм». Впоследствии «Социалистический вестник» стал центральным органом партии главный редактор Соломон Шварц , во многом определял политическую линию ЦК меньшевиков. В октябре 1920 г.
В ней он впервые рассказал о своей позиции по повыду положения в Советской России. Критикуя политику большевиков, Мартов считал наилучшим проявлением международной солидарности по отношению к русской революции защиту мирового рабочего движения. Это заявление было основано на анализе экономической ситуации в России, которая характеризовалась полным хозяйственным развалом, отсутствии правовых гарантий и гражданских свобод. К 1921 г. В местных партийных организациях в России в этот период усилилось влияние правого крыла партии, что нашло отражение в решениях Августовской Всероссийской конференции РСДРП 1921 г.. Делегаты согласились с тезисом Мартова о необходимости соглашения между пролетариатом и крестьянством, высказывались за первоочередное предоставление демократических свобод только «трудящимся классам».
В 1922 г. Мартов при помощи М. Горького пытался предотвратить расправу над правыми эсерами в России. Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине.
В письме А. Богданову и С. Гусеву Ленин однозначно утверждает: «Либо мы сплотим действительно железной организацией тех, кто хочет воевать, и этой маленькой, но крепкой партией будем громить рыхлое чудище новоискровских разношерстных элементов…» В примечании добавляет, что тех, «которые абсолютно не способны воевать», он просто «всех отдал Мартову»132. Добавление чрезвычайно красноречивое: кто за «железную» гвардию, готовность «воевать» и «громить» — те в его партию. А не способные к этому — в «рыхлое чудище» Мартова. Ленин презрительно относится к моральным сентенциям Мартова, Плеханова, Аксельрода. В своей полемике, которая, пожалуй, составляет львиную долю всего литературного наследия Ленина, он мимоходом бросает слова, которые отдают осуждающим рефреном, что, мол, Мартов известен «своей моральной чуткостью», вопит о «краже», «шпионстве» и других безнравственных вещах133. До своей победы в октябре 1917 года Ленин не перестает полемизировать с Мартовым, если это можно назвать полемикой. Изобличения, осуждения, «приговоры» и просто оскорбления в адрес человека, с которым в молодости было так много общего.
Но Мартов непреклонен. Склонный и способный к компромиссам, Мартов не испытывает никаких позывов к поиску согласия. Просто давно пришло понимание, что тот социализм, который намерен строить вождь партии большевиков, не имеет отношения ни к подлинной справедливости, ни к нравственным принципам, ни к гуманистическим началам социалистических мечтаний. Уже проиграв, Мартов ужаснулся «промежуточному» итогу достигнутого в 1917 году. В письме к одному из своих личных друзей Н. Кристи Мартов выносит вердикт, который оказался сколь пророческим, столь и весьма точным. Получается такой букет, что трудно вынести. Вероятно, она, эта позиция Мартова, была наиболее верной и благородной. Весть о вспыхнувшем пожаре европейской войны 1914 года застала Мартова в Париже.
В своем «Голосе» небольшой cоциал-демократической газете центристского толка Мартов не уставал повторять: «Да здравствует мир! Довольно крови! Довольно бессмысленных жертв! Да здравствует мир! В своих воспоминаниях один из заметных актеров российской революционной трагедии И. Церетели приводил монолог Мартова. Единственная вещь, которая его интересует, это революция, и настоящей революцией он считает только ту, где власть будет захвачена большевиками. Я задаю себе вопрос, продолжал Мартов, что будет делать Ленин, если демократии удастся добиться заключения мира? Очень возможно, что в этом случае Ленин перестроит всю свою агитацию в массах и станет проповедовать им, что все беды послевоенной поры происходят от преступлений демократии, состоящих в том, что она преждевременно закончила войну и не имела мужества довести ее до полного разгрома германского милитаризма.
Все остальное было подчинено цели ее захвата. После того как в июне 1918 года ВЦИК вывел из своего состава правых эсеров и меньшевиков, Мартову ничего не оставалось, как бороться пером против сползания революции к диктатуре одной партии. Шуб приводит свидетельство Е. Драбкиной, видевшей сцену исключения меньшевиков из управляющего эшелона революции. После проведенного Я. Свердловым голосования, исключившего правых эсеров и меньшевиков из Советов, и предложения покинуть зал заседаний ВЦИК вскочил Мартов и, посылая проклятья «диктаторам», «бонапартистам», «узурпаторам», «захватчикам», пытался надеть свое поношенное пальто, но никак не попадал в рукав. Ленин стоял бледный и молча смотрел на выразительную сцену. Сидевший рядом левый эсер весело смеялся, тыча пальцем в кашляющего и ругающегося Мартова. Тот наконец справился с пальто и, уходя, обернувшись, пророчески бросил хохочущему революционеру: — Вы напрасно веселитесь, молодой человек.
Не пройдет и трех месяцев, как вы последуете за нами136. Вспоминая трагедию Мартова, которая лишь рельефнее оттеняет трагедию русской революции и большевистскую одномерность Ленина, нельзя вместе с тем смотреть на поверженного лидера меньшевиков как на лицо, олицетворяющее только историческую правоту. Он верил, что социалистческая революция может быть обновляющим и освежающим актом созидания. Мартов не мог принять лишь ленинского монополизма, ставки большевиков на насилие и террор. Правда, это весьма немало. Потерпевший поражение революционер наивно верил, что революция может быть чистой, моральной, светлой. В дни, когда белый и красный террор, столкнувшись, образовали чудовищную волну насилия, Мартов быстро написал брошюру: «Долой смертную казнь». На одном дыхании он писал строки, подобные этим: «Как только большевики стали у власти, с первого же дня, объявив об отмене смертной казни, они начали убивать пленников, захваченных после боя в гражданской войне, как это делают все дикари. Убивать врагов, которые после боя сдались на слово, на обещание, что им будет дарована жизнь… Смертная казнь объявлялась отмененной, но в каждом городе, в каждом уезде разные чрезвычайные комиссии и военно-революционные комитеты приказывали расстреливать сотни и сотни людей… Этот кровавый разврат совершается именем социализма, именем того учения, которое провозгласило братство людей в труде высшей целью человечества… Партия смертных казней — такой же враг рабочего класса, как и партия погромов»137.
Как бы «доказывая» правоту слов Мартова, уже после его смерти, в ноябре 1923 года, Политбюро рассматривало «Туркестанский вопрос». Докладывал Рудзутак. Он сообщил «вождям», что в Туркестане пригласили на переговоры с советской властью руководителей отрядов басмачей.
Он так и не обзавелся собственной семьей. Известно, он собирался жениться на француженке и социалистке Поли Гордон. Но назначенная свадьба не состоялась, поскольку Юлий Осипович в этот день зашел в парижское кафе, погрузился в жаркие политические споры с товарищами по партии и забыл обо всем на свете… Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г.
Якоб, Т. Кучински, Л. Васина, К. Пецольд, А. Гризе и Р. Отдел IV.
Jahrgang 1870. Vom 1. Januar bis 31. Dezember 1870. Bearbeitet von Ljudmila Vasina und Thomas Lindenberg. Переписка 1870 г.
С 1 января по 31 декабря 1870 г. Методология и контексты. Под ред. Бузгалина и Н. Яковлевой Библиотека журнала «Вопросы политической экономии». Васина Л.
Институт К. Маркса и Ф. Новиченко, сост. Струкова, И. Кучанов, Е. Библиография работ Д.
Рязанова по марксоведению 1908-1931 составители: Л. Васина, С. Войны в истории. Восстановление сельского хозяйства Беларуси. Селеменев, В. Кондрашин отв.
Воинов отв. Минск: НАРБ, 2023. Гиоева Т. Карл Маркс и Парижская коммуна: к 150-летию выхода в свет работы К. Маркса «Гражданская война во Франции». Музей К.
Энгельса и его роль в системе политпросвещения в советский период.. Григорьев Е. Дацишина М. Технологии пропаганды: Экспорт из нацистской Германии на временно оккупированные советские территории. Журавлев В. Советский Союз: от образования до распада материалы Круглого стола-презентации в Центре социально-политической истории, Москва, 19 декабря 2022 г.
Серия: История и политические науки. Российская социал-демократия и исторический выбор России. Зеленов М. Отчеты ленинградского гублита за 1925 г. Выступления Я.
Мартовский код
Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году. Лев Мартов (настоящее имя Юлий Осипович Цедербаум) — участник социал-демократического движения с 1892 г.; с 1895 г. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшев. МАРТОВ Л. (ЦЕДЕРБАУМ, ЮЛИЙ ОСИПОВИЧ) – (1873–1923) – русский социал-демократ, лидер и идеолог меньшевизма, деятель международного социалистического движения.
СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ.
Октябрьскую революцию, как и последующий разгон Учредительного собрания, Мартов не принял, но не покинул страну, продолжая критиковать своего бывшего друга Ленина и его соратников. При этом, в отличие от меньшевиков-эмигрантов, призывал к борьбе с властью большевиков не путем войны и интервенции, а путем дискуссий в Советах всех уровней и агитации населения. Мартов во время жизни в Советской России не подвергся репрессиям, однако его активно травили в прессе. В 1920 году из-за обострения туберкулеза он был вынужден эмигрировать в Германию, где и скончался 4 апреля 1923 года. На его похоронах присутствовал Максим Горький.
Надпись на надгробном памятнике гласит: «Юлий Мартов — борец за освобождение рабочего класса». Переходите по ссылке, и вы узнаете больше о:.
Но назначенная свадьба не состоялась, поскольку Юлий Осипович в этот день зашел в парижское кафе, погрузился в жаркие политические споры с товарищами по партии и забыл обо всем на свете… Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине....
Немногие знают, что Мартов начинал свою сознательную жизнь как сторонник самостоятельной еврейской социал-демократической партии — Бунда. Работая в середине девяностых годов в еврейских организациях Вильно, Мартов верил в жизненность еврейского социалистического движения. Если смотреть на количественную сторону, то в начале века Бунд был весьма внушительной общественной силой.
Как сообщвет историк Бунда М. Рафес, в 1904 году общее количество членов рабочей еврейской партии насчитывало более 20 тысяч человек, более чем в два раза превосходя русские партийные организации. В конце девяностых годов Ю. Мартов видел в Бунде едва ли не важнейшее условие достижения евреями равноправия в области гражданских прав125. Для Мартова политическая «мягкость» это не только склонность и способность к компромиссам, но и понимание необходимости в любых условиях! Именно это обстоятельство, а не «пункт первый» устава, развело Мартова с Лениным со временем навсегда. Возможно, в конфликте Мартова с Лениным лежали не столько политические императивы, сколько нравственные. Приведу одно любопытное свидетельство, упоминаемое Б. Двиновым в «Новом журнале».
Как рассказывала сестра Мартова Лидия Дан, в детстве дети Цедербаумов своими играми создали некий идеальный мир, который именовали «Приличенск». Игры, где особо ценятся честь, достоинство, совесть, составляют основу человеческого приличия. Сестра Мартова вспоминала, что в семье произошел случай, потрясший всех, и особенно Юлия. Для младшего брата Владимира взяли кормилицу из деревни. Какое-то время спустя кормилица получила письмо, в котором сообщалось, что ее родной ребенок дома от плохого питания умер. Видя горе несчастной женщины, маленький обитатель «Приличенска» взял с сестер клятву, что они никогда больше «не допустят такой подлости». Будучи взрослым человеком, Мартов не раз вспоминал этот случай, который оставил в его душе глубокий шрам126. Для ребенка, гимназиста, студента, а затем и социал-демократа Мартова моральное кредо значило слишком много, чтобы его игнорировать. В отношениях с молодым Владимиром Ульяновым Юлий Мартов вначале вскользь, а затем более рельефно рассмотрел черты, которые создали в конце концов непреодолимый водораздел между ними.
В своих «Записках социал-демократа», которые успели выйти в Берлине при жизни Мартова, автор вспоминал, что в конце века В. Ульянов «оставлял при первом знакомстве несколько иное впечатление, чем то, которое неизменно производил в позднейшую эпоху. В нем еще не было, или по меньшей мере не сквозило, той уверенности в своей силе — не говорю уже в своем историческом призвании, — которая заметно выступала в более зрелый период его жизни. Ему было тогда 25—26 лет… Ульянов еще не пропитался тем презрением и недоверием к людям, которое, сдается мне, больше всего способствовало выработке из него определенного типа вождя». Правда, Мартов тут же замечает, что «элементов личного тщеславия в характере В. Ульянова я никогда не замечал»127. Свидетельства Мартова о моральной эволюции Ленина весьма интересны. В генетических корнях нравственности этого человека проявляются многие особенности его натуры, наложившие глубокий отпечаток на деятельность созданной им партии. Решительным и беспощадным Ленин стал не сразу.
Вернемся еще раз к воспоминаниям Мартова. На одной студенческой вечеринке в Петербурге Ульянов «выступал с речью против народничества, в которой, между прочим, со свойственной ему полемической резкостью, переходящей в грубость, обрушился на В. Речь имела успех. Но когда по окончании ее Ульянов от знакомых узнал, что атакованный им Воронцов находится среди публики, он переконфузился и сбежал с собрания»128. Со временем, с годами Ленин перестанет «конфузиться» и обретет твердость и непреклонность, переходящие в жестокость. Познакомившись с материалами о положении на вязально-текстильной фабрике Мостекстиля, в записке И. Сталину и И. Уншлихту он советует «созвать из архинадежных людей совещание тайное» для выработки мер борьбы с расхитителями, кои должны быть весьма просты: «поимка нескольких случаев и расстрел»129. Судьба отношений Мартова и Ленина — это судьба двух концепций революционного развития в России: гуманной — демократической и силовой — тоталитарной.
Вопрос далеко выходит за рамки личных отношений и отражает драму борьбы двух начал: политики в союзе с моралью и политики, подчинившей мораль. Борьба в редакции «Искры» и вокруг нее означала для Мартова нечто большее, нежели просто фракционная борьба. Он видел в ней прообраз власти, утверждающей себя «любой ценой». Поддерживая высказывания Плеханова о «бонапартизме» Ленина, Мартов написал специальную брошюру против монополии центра с его контролем и жесткими директивами. Это положение автор работы назвал «осадным положением в партии»130. А оно, это «осадное положение», создавалось с самого начала. Этого не скрывал и Ленин. В своем «Ответе Розе Люксембург», написанном в сентябре 1904 года, он указывает: «Каутский ошибается, если он думает, что при русском полицейском режиме существует такое большое различие между принадлежностью к партийной организации и просто работой под контролем партийной организации»131. До революции 1917 года Ленин, по сути, борется за свою главную идею: создать монолитную, централизованную партию, с помощью которой можно прийти к власти.
Осудил разгон Учредительного собрания. Он опубликовал разоблачающие И. Сталина материалы об участии того в экспроприациях 1906 — 1907 гг. Сталин решительно отрицал факт исключения его из партийной организации [4]. Ленин в своё время писал о Мартове: «У каждого насекомого своё оружие борьбы: есть насекомые, борющиеся выделением вонючей жидкости» [5]. Сталин подал на Мартова в суд за клевету, процесс окончился «общественным порицанием» Мартову [6].
В книге британского историка Саймона Себаг-Монтефиоре « Молодой Сталин » об этом рассказывается так: «Юлий Мартов опубликовал в 1918 году статью, в которой писал, что Сталин не имеет права занимать правительственные посты, так как был исключён из партии в 1907-м. Тогда выяснилось, что Сталин действительно был исключён из партии, но не ЦК, а низовой организацией Тифлиса. Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. В конце 1918 года он всё же пришёл к выводу о необходимости принять «Советский строй как факт действительности», по-прежнему требуя его демократизации. Исходя из того, что большевистская диктатура опирается на симпатии народных масс, Мартов полагал, что следует отказаться от действий, которые могут привести к расколу внутри рабочего класса и тем самым сыграть на руку контрреволюции.
Так родилась его тактика «соглашения-борьбы» с большевистской властью в рамках советской конституции, не сразу и не без сопротивления принятая потом большинством меньшевиков [8]. Тем не менее Мартов резко осудил расстрел царской семьи и расстрел четырёх великих князей в январе 1919 года [9]. Летом 1919 года был избран действительным членом Социалистической академии , в 1920 году редактировал сборник «Оборона революции и социал-демократия». Поздние годы жизни[ править править код ] В сентябре 1920 , будучи смертельно болен туберкулёзом, эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России Ф. Дан , и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков.
Сразу после приезда в Берлин Мартов с согласия ЦК партии основал журнал « Социалистический вестник », и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм». Впоследствии « Социалистический вестник » стал центральным органом партии главный редактор Соломон Шварц , во многом определял политическую линию ЦК меньшевиков. Аксельрод упрекал Мартова в «огромном несоответствии» противоречия между его «принципиальной оценкой исторического значения большевизма» и той, «в сущности, не просто оппозицией, а войной», которую меньшевистская партия, ведомая тем же Мартовым, вела против большевистской диктатуры, Аксельрод писал: «…Если большевики и только они выполняют у нас надлежащим образом исторические задачи революции, как якобинцы в своё время во Франции, то борьба наша против них по существу контрреволюционна. Наша прямая обязанность, наш революционный долг — вступить в их ряды, и если уже делать оппозицию, то крайне осторожную, частичную и, разумеется, благожелательную» [10]. В ней он впервые рассказал о своей позиции по поводу положения в Советской России.
Полюбуемся на роковую красавицу российского кино Анну Самохину!
- Трагедия Мартова. Ленин. Книга 1
- Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году
- Биография Юлий Мартов
- Yuly Martov
10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина
10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина | Год в истории | Дзен | Лев Мартов (настоящее имя Юлий Осипович Цедербаум) — участник социал-демократического движения с 1892 г.; с 1895 г. |
Юлий Мартов - кратко | Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшев. |
Ответы : Были ли у Ю. О. Мартова жена и дети? | 4 апреля 1923– был российским политиком, революционером и лидером меньшевиков, фракции Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). |
Мартов интервью | Неоднозначной была реакция Мартова на разгон Учредительного собрания, поскольку Юлий Осипович считал этот орган «единственно правильным». |
Судьба родных Л. Мартова в России после 1917 года - Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы | Главная» Новости» Мартов юлий. Юлий Осипович Мартов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. |
Вы точно человек?
Трагедия русского казачества (март 2014 г.). / Фотография Юлий Мартов (photo Yuly Martov). Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) – известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков», образовавшейся в результате раскола РСДРП.
Юлий Мартов - кратко
Юлий Осипович Мартов (псевдоним Лев Мартов, настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический. Почему Юлий Мартов требовал снять Сталина с должности в 1918 году. Юлий Осипович Мартов, также известный как Юлий Цедербаум, родился 10 ноября 1873 года в Киеве, в семье еврейских торговцев. 1923) - русский социал-демократ, один из лидеров меньшевизма.
10 фактов о ... Юлий Мартов: друг и враг Ленина
Трагедия Мартова | Ю́лий О́сипович Ма́ртов — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков. |
Мартов, Юлий Осипович | На родину Юлий Осипович Мартов больше не вернулся. Он продолжал жадно ловить все новости из Москвы. |
Мартов, Юлий Осипович | это... Что такое Мартов, Юлий Осипович? | 4 апреля 1923 года Юлий Осипович Мартов умер в туберкулезном санатории в Шварцвальде. |
Судьба родных Л. Мартова в России после 1917 года - Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы | Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум; 24 ноября 1873, Константинополь — 4 апреля 1923 года, Шёмберг, Германия) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. |