В Ижевский зоопарк приехали обезьяны. За время, пока исследователи изучали "язык" обезьян, а также разгадывали варианты обозначений для связанных между собой слов, они определили несколько составляющих. Возможно, ученые близки к открытию древнего языка предков людей и обезьян | VOKRUGSVETA. Начало > Эко новости > Шотландские ученые расшифровали язык обезьян. Филлип Шленкер, известный учёный из Нью-Йоркского университета, опубликовал исследование, в котором утверждает: у обезьян существует собственный язык общения, причём он даже.
Говорящие обезьяны: Эксперименты по изучению жестового языка
Феномен «говорящих» обезьян | Поскольку гортань обезьяны находится намного выше, чем наша, учёные полагали, что в этом и заключается основная проблема. |
Обучение обезьян речи — Википедия | Гудолл критиковали за ненаучный язык и "очеловечивание" шимпанзе, но соглашались с её открытиями, ведь до неё никто так глубоко не погружался в мир приматов. |
Антропологи открыли у шимпанзе сложный язык общения
Зоологи и лингвисты в результате многолетнего изучения языка мартышек Кемпбелла удалось выявить некоторые ключевые слова, которые приматы используют для общения между собой. «Все усилия были направлены на то, чтобы научить обезьян языку, что не удалось, — замечает Миягава. В процессе хейзовских экспериментов выяснилось, что обезьяны, в отличие от нас, не используют движения губ и языка, издавая естественные для них звуки. Для того чтобы проникнуть в сознание обезьяны, ученые внедрили в париетальную кору мозга 96 электродов и посадили животное перед монитором компьютера. Канзи известен как первый представитель своего вида (и человекообразных обезьян в принципе), самостоятельно освоивший языковое общение.
Шотландские ученые расшифровали язык обезьян
К такому выводу ученые пришли обнаружив, что люди способны воспринимать и понимать язык жестов обезьян. Книга будет полезна специалистам в области зоологии и зоопсихологии, а также историкам науки и всем, кто интересуется вопросами изучения языка животных. Ученый из университета штата Мичиган 7 лет изучал поведение мартышек-гелад, фактически жил с ними. Первой обезьяной, выучившей жестовый язык, была шимпанзе по имени Уошо. За время, пока исследователи изучали "язык" обезьян, а также разгадывали варианты обозначений для связанных между собой слов, они определили несколько составляющих.
Новое исследование показало, что люди могут понимать язык жестов обезьян
К такому выводу ученые пришли, проведя онлайн-игру, в которой содержалось 20 коротких видеороликов, показывающих 10 распространенных жестов шимпанзе и обезьян бонобо. Участники игры должны были выбрать значение жеста из четырех предложенных вариантов. В эксперименте приняли участие 5656 человек. Участники не знали, в каком контексте приматы демонстрировали жесты, но более чем в половине случаев верно определили, что они значили, при этом предоставленная позже дополнительная информация на результат практически не повлияла. Игру после завершения эксперимента разместили в открытом доступе, так что любой желающий может проверить , поймет ли он обезьяну.
Если вы хоть раз что-то искали на эту тему, то вы точно видели рекламу одной такой «штучки», которая принесёт вам небывалый доход. Эта «штучка» называется NFT.
Изучение 5000 аудиозаписей вокала шимпанзе, обнаружило новый и более сложный язык обезьян Немецкие ученые детально изучили около 5 тыс. Результаты исследований повергли в шок!
Оказывается, у приматов существует гораздо более развитый язык общения, чем предполагалось ранее, сообщает potokmedia.
Он был идентичен крику другого вида обезьян, оповещающих об опасности. Представители восточноафриканских верветов имеют три различных сигнала тревоги — для змей, для леопардов и один для орлов. В свою очередь западноафриканские зеленые обезьяны, которые являются двоюродными братьями верветов, имеют тревожные сигналы для леопардов и змей. Однако учёные зафиксировали между ними крик, оповещающий о приближении орла, что стало открытием.
Люди распознали жесты шимпанзе и бонобо
Однако в предыдущих исследованиях не учитывались значения жестов у каждого конкретного вида обезьян. А вот Илон Маск не пытается понять язык жестов обезьян. Он вживляет в мозг подопытным приматам чипы, и те просят лакомства силой мысли. Самые важные и оперативные новости. Крики зелёных обезьян идентичны крикам их годы людей интересовал вопрос о происхождении языка обезьян.
Языки обезьян и людей похожи. Вот о чем говорит новое исследование
– В человеческий мозг на генетическом уровне "зашит" язык жестов, знакомый всем приматам, передает РИА Новости. Возможно, эта способность передалась современному человеку от его далёких предков, которые «разговаривали» с обезьянами на общем языке жестов. шаг к пониманию языка обезьян В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада (Theropithecus Gelada), обнаружены закономерности, присущие человеческому языку.
НОВЫЙ ШАГ К ПОНИМАНИЮ ЯЗЫКА ОБЕЗЬЯН
Попытки научить обезьяну человеческой речи известны как минимум с начала XX века. В 1913 году Надежда Николаевна Ладыгина-Котс приобрела маленького шимпанзе Иони, который прожил у нее полтора года, а затем умер от инфекции. Гораздо более интересны биографии гориллы Коко 1971-2018 и шимпанзе Уошо 1965-2007 , а также шимпанзе по имени Ним и прозвищу Чимпски 1973-2000 Коротко охарактеризуем языковое развитие каждого из этих приматов — в том числе, чтобы показать, в чем их сходство с Канзи и отличие Канзи от них. Уошо, Коко, Ним Уошо воспитывалась в человеческой семье у психологов Аллена и Беатрис Гарднеров, которые успешно научили ее американскому жестовому языку для глухонемых амслену. Такой подход был избран с целью исправить недостатки более раннего опыта, проведенного примерно 10 годами ранее — когда психологи Кит и Кэтрин Хейс пытались обучить человеческому языку шимпанзе Вики. Вики смогла освоить всего четыре слова, но это, вероятно, связано с отличиями в устройстве гена FOXP2 , который отвечает у человека за речевую деятельность, а у шимпанзе — нет. Кроме того, обезьяны с трудом осваивают контроль над дыханием, необходимый для связной речи, и не могут сравниться с человеком по подвижности губ.
По оценке Гарднеров, Уошо самостоятельно овладела более чем 200 лексемами, причем, умела изобретать составные жесты самостоятельно придумывая названия для ранее незнакомых предметов. Опыт Гарднеров подвергся критике, которую психолог Герберт Террейс выразил как «Смысл увиденного понят человеком, а он приписывает эту способность обезьяне». Опыт, поставленный Гарднерами с Уошо, Террейс попытался повторить с шимпанзе по кличке Ним Чимпски — что прозрачно намекает на персону знаменитого лингвиста Ноама Хомского. Ноам Хомский род. Ним не освоил синтаксических конструкций, хотя и выучил около 125 жестов. Вполне вероятно, что все дело в неверной постановке эксперимента — Ним был лабораторным животным, тогда как Уошо с раннего детства воспитывалась в человеческой семье.
Значительно больших успехов в освоении человеческого жестового языка добилась горилла Коко. Она выучила около 1000 жестов, умела шутить, ругаться, выражать скорбь, легко изобретала новые понятия. Также она помогла освоить около 600 жестов самцу Майклу, вместе с которым жила с 1979 года. Здесь также отметим, что Коко целенаправленно обучали амслену с возраста около 1 года. Феномен Канзи Принципиальное отличие Канзи от всех вышеперечисленных особей заключается в том, что он научился языковому общению самостоятельно. Впрочем, отметим здесь и сходство Канзи с другими вышеупомянутыми обезьянами — он с самого раннего детства общался с людьми.
Он был приемным детенышем самки бонобо по имени Матата, которую обучали «йеркишу» - особой разработанной для обезьян системе символов, которые можно было нажимать на клавиатуре для составления слов и высказываний. В специальной литературе они называются «лексиграммами»; подробнее о знаковой системе йеркиш можно почитать здесь. Феномен Канзи заключался в том, что он по малолетству просто сопровождал Матату на занятия йеркишем. И, тогда как Матата испытывала огромные сложности с изучением этого языка, Канзи превосходно освоил его, просто находясь рядом, играя и дурачась. Известно более 13 000 предложений, которые он самостоятельно составил из лексиграмм. Кроме того, уже в одной из первых статей о Канзи, вышедшей в 1999 году, указано, что он обладает « рудиментарными синтаксическими навыками ».
Предполагается, что Канзи можно сравнить с ребенком, страдающим специфическим расстройством речи SLI , и педагогическая работа с Канзи напоминает работу с такими детьми. Наиболее важный аспект, касающийся воспитания Канзи — как раз в том, что его никто специально не «натаскивал на язык». Напротив, Канзи воспитывался в человеческом обществе, где пользовался именно таким повышенным вниманием, которое получает ребенок с задержкой в развитии, если эту задержку удастся диагностировать достаточно рано. Именно поэтому Канзи удалось развить лингвистические и когнитивные навыки, значительно превосходящие самые смелые ожидания о подобных способностях приматов. Итак, для демонстрации вполне человеческой языковой способности Канзи важно продемонстрировать, что он понимает и использует не только синтаксис, но и грамматику.
Схематическое изображение сагиттальное сечение головы и шеи А — взрослый человек; Б — взрослый шимпанзе. Строение гортани шимпанзе и ее расположение в верхней части голосового пути не позволяет им, в отличие от человека, с помощью языка менять конфигурацию глотки и осуществлять модуляцию звуков по Lieberman 1968, с изменениями Р. По их мнению, «…именно обязательная связь голосового поведения с эмоциональным состоянием делает таким трудным, может быть, невозможным для шимпанзе произнесение английских слов. Они, впрочем, могут использовать руки для установления произвольных связей между знаками и тем, к чему они относятся» с. Таким образом, Гарднеры считали, что существует своего рода неврологический дефицит: неспособность поставить голосовой аппарат под произвольный контроль.
Шимпанзе действительно с огромным трудом сдерживают связанный с едой «лай» в присутствии пищи. Это мнение Гарднеров о непроизвольном характере естественной вокализации шимпанзе и ее неразрывной связи с переживаемыми в данный момент эмоциями совпадает со взглядами супругов Келлог об их работах см. Как пишут эти авторы, «в целом можно сказать, что она Гуа никогда не издавала звуков без определенной провокации, т. Кэтрин Хейс Heyes 1951; см. Отсюда можно заключить, что в период между исчезновением детского лепета и началом обучения Вики производила множество типичных для шимпанзе непроизвольных звуков.
Её работа повлияла на общественное мнение, а также на изменения в государственной политике в отношении охраны дикой природы. Джейн, у вас прошло весьма необычное празднование 90-летия. Расскажите о нём. На пляж в Кармеле, штат Калифорния, экоактивисты привели 90 собак. Это было просто волшебно. Почти половина собак были без поводка. Они бегали по пляжу, резвились. Собак я люблю не меньше шимпанзе. Вы работаете в охране природы уже много лет. Что бы вы назвали самым большим изменением с той поры, когда вы только начали этим заниматься? Есть два существенных изменения. Во-первых, всё больше людей интересуются проблемами экологии и окружающей среды. Другое изменение — это ущерб, который мы нанесли миру природы: исчезновение лесов, потеря биоразнообразия. Когда люди слишком много читают о плохом, они могут быть ошеломлены и подавлены: "Зачем что-то делать? Надежды нет". Поэтому дарить людям надежду — это очень важно. А как вы сохраняете надежду на лучшее? Я путешествую 300 дней в год по всему миру, что, конечно, не является экологически чистым выбором с точки зрения выбросов от самолётов.
В новом же исследовании впервые изучили способность людей понимать жесты своих ближайших родственников. Читайте также Все-таки спустились с деревьев: язык орангутанов навел ученых на мысли об эволюции людей Как проходил эксперимент Более 5500 человек приняли участие в онлайн-игре, где они просматривали 20 коротких роликов: в них были показаны 10 самых распространенных жестов у шимпанзе и бонобо. Люди должны были определить их значение, выбрав из четырех предложенных вариантов. По словам ученых, понимание оказалось гораздо лучше, чем ожидали. При этом знание контекста что именно делали обезьяны лишь немного улучшило результаты.
Эксперимент на обезьянах дал новые подсказки об эволюции их языка
После 6 месяцев обучения обезьяна научилась говорить «папа». Во время учебы исследователь сначала удерживал ее губы сомкнутыми, а затем отпускал их, повторяя звук. Уроки часто проходили перед зеркалом, чтобы обезьяна могла уловить сходство мимики — своей и человека. Однажды обезьяна достаточно четко сказала «папа» по собственной инициативе, а не во время урока. Затем она по команде повторила это слово. Характерно, что она четко связывала слово «папа» с доктором Фурнессом, и на вопрос «Где папа? Далее Фурнесс научил орангутана слову «cup» «чашка». Для этого потребовалось немало усилий: язык обезьяны лопаточкой отводили назад, после глубокого вдоха нос зажимали, так что ей приходилось выдыхать через рот. Столь сложным путем она научилась выговаривать [ка], а после дальнейших ухищрений и тренировок [ка] постепенно превратилось в четкое [кап]. После этого обезьяну начали учить межзубному звуку [th].
Представители восточноафриканских верветов имеют три различных сигнала тревоги — для змей, для леопардов и один для орлов. В свою очередь западноафриканские зеленые обезьяны, которые являются двоюродными братьями верветов, имеют тревожные сигналы для леопардов и змей. Однако учёные зафиксировали между ними крик, оповещающий о приближении орла, что стало открытием. По словам исследователей, это сходство говорит о том, что биологические основы подобного действия, впервые возникли у предка, общего для обоих видов.
Безусловно, наша выборка пока недостаточно репрезентативна, неполна, выводы предварительны, многие факты требуют подтверждений. Но есть вещи, которые воспроизводятся тысячи раз уже на обработанном материале. Например, уже можно говорить о том, что русский язык скорее движется в сторону изоляции, а не в сторону аналитизма.
Что флексии, выражающие грамматические значения — род, число, падеж, лицо глагола, те самые парадигмы, которые все мы мучительно осваиваем в школе,— в звучащей речи реализуются совсем не так, как на письме, или вовсе не используются. То есть люди в общении легко обходятся без падежей и рода? У всех разное образование, уровень речевой культуры.
Но при любом уровне образования и культуры все говорящие страдают от одного и того же — от дислингвии, разложения языка. Язык из средства выразительного раскрытия своего мира превращается в набор указательных местоимений. Мы не разговариваем, а показываем.
Причем это есть и "интеллигентной" речи. Как бы. Таким образом.
Исчезает слово не потому, что мы куда-то торопимся или экономим усилия хотя это тоже есть , но, главное, нам это вообще неинтересно, неважно. Языковая форма теряет свою культурную ценность. Получается, что нам не нужна роскошь выразительных возможностей нашего языка.
Понимаете, миссия языка состоит даже не в передаче информации, а объединении индивидуальных человеческих миров. В формировании согласия разных людей внутри одной культуры относительно мира. Язык — это их согласие.
Чем лучше достигнуто это согласие, тем устойчивее культура. Как только согласие исчезает, мир рассыпается. Чем это опасно для культуры?
Тем, что она будет неконкурентоспособна. Мир изменился, а в языке нет многих современных понятий и терминов, которые нужны человеку. Вот он и вынужден руками показывать, а не называть.
Просто люди не привыкли их использовать. А причина тут в том, на мой взгляд, что многие люди в детстве, у себя дома не слышали нормальной русской речи. И еще одна догадка: язык чувствителен...
Чем больше в окружающей действительности вранья, тем человек испытывает меньший интерес к речи. Но то, что эксперимент заставил нас прийти к таким догадкам, это тоже результат. Наше косноязычие выразительнее в смысле всяких интонационных пауз — законных, незаконных: это одна из попыток противостояния парадной риторике.
Определённая система [ограниченных] коммуникаций присуща даже примитивным представителям животного мира. На самом деле, не только «великий Хатха протрубил водяное перемирие». Даже муравьи умеют подавать сигнал об опасности миллионам себе подобных. Руководитель «обезьяньего» проекта, доктор Катрин Хобайтер приводит пример не осмысленного информирования окружающих: если вы ненароком схватились за горячую чашку с кофе, то вы обязательно произнесёте «.. Аналогичным образом действуют и существа, которые, вроде как, ниже нас по уровню интеллектуального развития. Вот только не шимпанзе. Орут они порой просто бессмысленно, как футбольные болельщики на стадионе. Бестолковыми воплями просто выражаются эмоции, и это понятно хотя, падая с небоскрёба, американец будет кричать «А-а-а!
Чтобы объясниться с обезьянами, сотрудники зоопарка изучают немецкий язык
С этим можно спорить, поскольку и любое человеческое слово имеет многочисленные значения, особенно, если оно произнесено с разной интонацией. Но им, зоологам, безусловно, виднее. В общем, на Земле вот-вот появится новая профессия — переводчик с обезьяньего, с чем Новости Ру человечество и поздравляют. Мы изучим язык мартышек ну, или домашних хомячков и, наконец, станем ближе к природе, которая нас всех и породила. Может быть, тогда рухнут золочёные купола придуманных храмов липовых богов, которые только провоцируют войны, противостояние между всё-таки высшим [ пока ещё ] звеном эволюции на планете Земля? Вам также может понравиться Благодаря интервью Камилы Валиевой, состоявшемся на 07 Поклонники Александры Трусовой ошиблись, предположив 18 Героя очередного выпуска рубрики «Школьная анкета» 119 Фигуристка Елизавета Худайбердиева опубликовала в соцсетях 111 Новый обязательный предмет — «хоровое пение» — 120 О расставании спортсменов стало известно в сентябре 1311 Артур Смольянинов, который пропал из виду после того 138 Домашний питомец уже воссоединился с семьей. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, а так же за действия, предпринятые на основании этой информации.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на сайте, несет рекламодатель.
То, что они могут воспроизводить человеческую речь, само по себе удивительно. Немногие в животном мире способны на такое. Среди пернатых, кроме попугаев, привычка подражать услышанному замечена у колибри и некоторых певчих птиц, но большинство этого не делает. В любом случае, никто не преуспел в этом искусстве так, как попугаи. Среди млекопитающих «имитаторов» и вовсе немного, разве что некоторые тюлени. Большинство животных не могут так управлять своими речевыми органами, чтобы настроить их повторять услышанные звуки. Способности обезьян в этом плане более чем скромны. К примеру, некоторые особи могут повторять звуки других, чтобы приспособиться к «диалекту» стаи, в которой оказались. А вот люди в искусстве подражания мало чем уступают попугаям и оставляют далеко позади всех прочих млекопитающих.
Мы умеем имитировать новые звуки, и это получается тем лучше, чем дольше и усерднее мы упражняемся. Особенно хорошо это выходит со словами. Мы без особого труда повторяем новое слово, которое только что услышали. А дети и вовсе учатся говорить, постоянно копируя речь взрослых. Эта способность — непременное условие существования звучащего языка. Если бы мы не умели имитировать чужую речь, никогда бы не выучились говорить и не смогли бы передавать язык из поколения в поколение. Но зачем мы вообще развили в себе эту способность? Ради языка — вот первый ответ, который приходит на ум. И тут же возникает проблема «курицы и яйца». Дело в том, что для эволюции не существует отдалённого будущего: те или иные качества не развиваются только потому, что будут полезны в дальнейшем.
И если способность подражать необходима для появления языка, то на момент его возникновения она уже должна была быть. Но в таком случае для её появления были другие причины. Для некоторых птиц имитация звуков окружающего мира — один из способов обогатить свой певческий репертуар. Попугаи делают это без видимой практической цели. Возможно, таким образом они рассчитывают завязать знакомство или приобрести влияние. Речь идёт в конечном счёте о новых возможностях совокупления. Что, если у человеческого таланта к имитации похожее происхождение? Быть может, у наших далёких предков способность подражать другим животным влияла на социальный статус? Никаких доказательств этой гипотезы у нас нет. Учёные обратили внимание на подражательные способности современного человека, не связанные с лингвистическими целями.
Охотники, грибники и прочие любители леса нередко подражают звукам животных как на охоте, так и позже, рассказывая о ней. В условиях, когда не было языка, эта способность могла иметь большое значение, скажем, при планировании совместной охоты. И это одна из возможных причин развития у человека «подражательного» таланта. Белая колли мчится в конец сада, где лежит несколько мячей и других игрушек, и возвращается с полосатым мячом. А теперь принеси утку. Некоторое время колли озадаченно перебирает игрушки, но в конце концов останавливается на жёлтой пластмассовой утке. Собака хватает лакомство, ложится рядом с хозяином и, довольная, жуёт. Многие из нас пытались научить животных человеческому языку с более или менее переменным успехом. Одно очевидно для любого, кто пробовал учить лошадей, собак и других домашних питомцев, — их можно обучить понимать некоторые вербальные команды. Собаки без проблем усваивают команду «сидеть!
В крайнем случае мы можем подкрепить приказ жестом. Сесть на стул, когда говорим «сидеть», или встать со стула, отдавая соответствующую команду. Многие млекопитающие способны научиться такому, даже если с одними животными это получается лучше, чем с другими. Выдрессировать кошку садиться по команде труднее, чем собаку. И дело здесь не в интеллекте, как подсказывает мне мой опыт общения с кошками. Просто выполнять приказы действительно не кошачье дело. Но то, что собака может адекватно интерпретировать наши слова, значит ли это, что она понимает человеческий язык? Ну… во всяком случае, речь идёт об очень ограниченном понимании. Собака различает слова разных команд до тех пор, пока знает, что должна делать, скажем, при слове «сидеть». Если же слова связаны с пищей и кормлением, проблем с интерпретацией тем более не возникает.
Среди собак попадаются особенно талантливые, которые способны усвоить сотни слов, выбрать из кучи игрушек нужную и принести хозяину. Но и в этом случае не может быть и речи о полноценном понимании языка.
Но если вы в ответ подаете ожидаемую мной реплику, есть шанс, что вы меня поняли и услышали. Заметьте: мы слышим то, что понимаем.
Непонимание неполезно для общей жизни. При более широком подходе мы поймем, что это общий сценарий жизни: люди не понимают друг друга и не хотят подстраиваться друг под друга. Никакие наши сценарии в коллективном существовании не оправдываются. Просто говорящий отграничивается.
Ставит границу, забор: не. Развитие индивидуализма — отграничивание от человека, общества, государства. Возможно, если число опрошенных мы увеличим в сто раз, это слово пропадет из разряда частоупотребимых. Но задуматься о том, почему оно пока лидирует, не вредно.
В реальности довольно распространена параллельная речь: люди, не замечая, говорят одновременно, видимо, считая, что то, что я говорю — это по делу говорю, а то, что он — ну ладно, я потерплю. Это не создает конфликта — ну поговорили одновременно, потом оба замолчали. И конечно же хезитация — колебания, когда либо не знаешь, что сказать, либо не уверен, что это стоит говорить, и пытаешься заменить чем-то нейтральным. Сомнения заставляют тебя либо замолчать, либо замычать заакать, заэкать.
Наш человек очень часто недоговаривает. Если все постоянно недоговаривают, это отражается на общем состоянии языка. К тому же наш человек часто врет. Это, кстати, небезопасно для здоровья.
В десять раз увеличивается нагрузка головного мозга — если человек говорит осознанную ложь. Не слышно индивидуальной, эмоционально окрашенной речи. Раздражает сам по себе способ построения и ритм фразы. Язык становится бесчеловечным и безликим.
Чем общительнее, открытее человек, чем шире его сердце, тем больше он нуждается в том, чтобы мир вокруг был богат людьми. Открытость, реализованная в речи, надежнейший способ установления контакта. Сегодня мы с такой манерой почти не сталкиваемся, сегодня все наоборот. В клише самих по себе ничего плохого нет — если бы эти клише были клише открытости, доброжелательности.
А наши люди, наоборот, используют клише для того, чтобы, не дай бог, не раскрыться. То, что контакт не возникает или натыкается на стену, и почти уже неприлично вступить с незнакомым человеком в глубокий контакт — это веяние сегодняшнего дня. Замечу, что это мое личное предположение, которое не следует рассматривать как прямой результат нашей профессиональной деятельности. Как вы к нему относитесь?
Приведу цитату из своей статьи Зорина, 2008. Часть из них скорее намечены как тенденции, как «семена», по образному выражению одного из психологов [Севастьянов 1989], сходные с теми зачатками языкового поведения двухлетних детей, из которых развивается настоящий язык взрослого человека, что разница в степени выраженности языкового поведения антропоидов и языка человека весьма велика. Напомним еще раз наиболее важные отличия: словарь человекообразных обезьян как бы ни преувеличивали его объем некоторые авторы ограничен по сравнению со словарем ребенка даже 2—2,5 лет, а продуктивность языка проявляется только как тенденция; свойство перемещаемости проявляется преимущественно в способности говорить о предметах, находящихся вне поля зрения, тогда как способность говорить о прошлом и будущем представлена в самой зачаточной форме; обезьяны понимают значение порядка слов в предложении, но их собственные «высказывания» в подавляющем большинстве случаев ограничиваются двумя-тремя «словами», что, впрочем, характерно и для 2-летних детей; у обезьян отсутствует даже намек на «языковый взрыв» — за прошедшие после теста десятилетия Канзи не добавил ничего к своему владению йеркишем, и ничего похожего на «взрыв» в его языковом поведении не произошло, тогда как его коллега 2-летняя Аля далеко обогнала его в ближайшие год-два, если даже не в месяцы.
Бурлак: Ну, вообще, у разных детей уровень в 2—4 года очень разный. Мой сын, например, в 2 с половиной уже умел пользоваться вводными словами в частности, словом «например» , а к четырём — строить длинные предложения. А сын наших знакомых в три года говорил словами типа «ма» и «па».
И это совершенно ничего не значит — к школьному возрасту и тот, и другой стали обычными умными мальчиками. Просто у разных людей разные скорости развития. Так что, когда говорят об уровне «примерно двухлетнего ребёнка», имеют в виду нечто среднее или то, что с точки зрения медиков не требует коррекции.
Обезьяны понимают значения слов, могут употреблять их в новых ситуациях. Понимают различия в порядке слов. Могут составлять из слов комбинации — хотя предпочитают по статистике, приводимой американским психологом Майклом Томаселло однословные «высказывания».
Грамматики у них нет — ну так их ей и не учили да и не очень-то она нужна для однословных высказываний. Вот такой вот уровень. Бурлак: Как сказала однажды Кэтлин Гибсон, специалист по орудийной деятельности животных, «стоит мне принять, что какой-то признак уникален для человека, как тут же оказывается, что он вовсе не уникален!
Так что поживём — увидим. Например, опыты Э. Мензела и некоторые наблюдения Дж.
Гудолл, С. Сэвидж-Рамбо и С. Новосёловой показывают, что шимпанзе и бонобо могут донести до сородичей кое-какую информацию.
У Мензела шимпанзе как-то сообщали другим, где находится тайник с лакомством по крайней мере, проинформированные сородичи шли сразу куда надо и иногда даже обгоняли сообщавшего , бонобо Панбаниша «рассказала» другим обезьянам о том, что в некотором участке леса «страшно» она, гуляя там вместе с С. Сэвидж-Рамбо, увидела там крупного хищника из семейства кошачьих — что она в точности «сказала», неизвестно, но другие обезьяны, когда им в очередной раз дали возможность погулять, именно в этом участке леса продемонстрировали признаки испуга. Подобный же «рассказ о пережитом» наблюдала и С.
Новосёлова — этот эпизод подробно описан в книге Зориной и Смирновой. Если удастся перевести такого рода «сообщения» в понятную для человека форму, вероятно, мы узнаем о коммуникативной системе обезьян много неожиданного. Зорина: Ваш вопрос можно истолковать двояко.
Первый вариант: возможно имеется в виду выяснить, все ли возможности экспериментального изучения этого вопроса исчерпаны, или же можно ожидать, что удастся выявить еще какие-то стороны «языкового» поведения обезьян? Думаю, что есть еще ряд вопросов, которые можно задать обезьянам, но пока еще трудно подобрать соответствующую форму эксперимента. Например, интересно было бы проверить отрывочные наблюдения, которые свидетельствуют, что обезьяны понимают условные предложения Зорина, 2008.
Но для этого надо придумать соответствующую методику. Остается также открытым вопрос о том, насколько они могут представлять себе будущие действия и «говорить» о них. Для этого тоже нужна особая форма эксперимента.
Второй вариант: если Вас интересует уровень языка, который обнаруживают обезьяны в первые 10 лет жизни, это, по-видимому, предел их возможностей, ничего похожего на «языковой взрыв» у них не происходит, и в следующие 20-30 лет их «язык» остается на прежнем уровне. Зорина: Как принято говорить, «хороший вопрос», и вполне естественно, что он возникает. Естественная коммуникация бонобо и других человекообразных обезьян в целом по своему уровню не отличается от других позвоночных.
Она основана на определенном наборе генетически запрограммированных видоспецифических сигналов, каждый сигнал отражает внутреннее эмоциональное состояние особи в данный момент «ЗДЕСЬ» и «СЕЙЧАС» , хотя некоторыми элементами пластичности эта система обладает см. Зорина и др. Раздел 5.
На сегодняшний день нет мне неизвестно данных о том, что у них существует «символьно-абстрактная естественная коммуникация», но начинают появляться данные о некоторых ее зачатках. Могу привести только отрывок из нашей книги «Основы этологии и генетики поведения» Зорина, Полетаева, Резникова, 1999, 2002: «Некоторые особенности естественного языка шимпанзе Сколь бы убедительны ни были данные о способности шимпанзе к усвоению и пониманию синтаксиса языков-посредников, их значение несомненно возрастет, если бы в их естественном поведении удалось обнаружить какие-то черты, соответствующие данным, полученным в лаборатории.
О говорящих обезьянах
Вот выдержка из раздела «Попытка разгрома: конференция «Феномен Умного Ганса»» см. Зорина З. О чем рассказали "говорящие" обезьяны. Стоко Stokoe 1983 , автора многих фундаментальных работ, включая «Словарь американского жестового языка». Его исследование синтаксиса этого языка привело к признанию амслена одним из полноправных человеческих языков еще в 1960-е гг. Стоко пристально следил за первыми высказываниями Уошо, Мойи и Лулиса, десятки раз просматривал видеопленки жестовых сообщений Уошо и на протяжении десятилетий продолжал внимательно наблюдать за работами, которые вели Гарднеры и Футс. В статье «Обезьяны, использующие знаки, и их критики, которые этого не делают» Stokoe 1983 Стоко писал, что «почти не остается сомнений в том, что шимпанзе обладают хорошо развитыми способностями к знаковому общению». По его мнению, основанием для этого служит тот факт, что они не были поставлены в жесткие рамки дрессировки, специальной выработки условных рефлексов.
Позднее поддержку языковым экспериментам оказала П. Гринфилд, которая сотрудничала с С. Сэвидж-Рамбо, и ряд других лингвистов». Бурлак: Скорее всего вы, как и я, читали об этом у Стивена Пинкера, в книге «Язык как инстинкт». Стивен Пинкер — сторонник врождённой языковой способности, поэтому ему очень хочется думать, что обезьяны, которые этой способности по определению не должны иметь, никакой язык не могут выучить ни в какой степени. Поэтому он с большим удовольствием приводит цитату из А. Нейссера глухонемого, для которого амслен является родным языком , который принимал участие в экспериментах с шимпанзе Уошо и отмечал, что слышащие люди «все время видели больше жестов, чем я...
Может быть, я что-то пропустил, но я так не думаю. Я просто не видел никаких жестов». Но при этом жесты Уошо выдерживали проверку двойным слепым контролем: один человек-экспериментатор видит и записывает только жест, другой — только то, что это жест должен обозначать, потом они сравнивают свои записи — и эти записи совпадают так делают для того, чтобы ни один из экспериментаторов не мог даже невольно дать подсказку подопытному животному. Почему же Нейссер не видел никаких жестов? Можно предположить, что причин этому две. Первая состоит в том, что обезьяны в своём языковом развитии достигают примерно уровня двух-трёхлетних детей. А таких детей взрослому человеку, не погружённому в ситуацию, понять бывает непросто — как на жестовом языке, так и на звуковом.
Вот, например, представьте, что вы идёте по улице и слышите, как незнакомый вам малыш громко произносит: «пихо» ударение на втором слоге. Догадались, что это значит? Я, когда услышала, не догадалась, а мама малыша поняла сразу и сказала ему: «Правильно, подземный переход». А теперь представьте, что такое «пихо» вам скажет попугай — вам легко будет поверить, что он говорящий? Но при этом хозяин попугая его легко поймёт — так же, как мама малыша. Ещё один фактор, мешавший глухонемым понять «говорящих обезьян», состоял в том, что обезьяны не соблюдают грамматику жестового языка. Жестовый язык амслен — это ведь не английский, переданный пальцевыми буковками.
Его обычные жесты — это целые слова или значимые части слов хотя пальцевая азбука — дактилология — тоже имеется, прежде всего для передачи имен собственных. В жестовых языках есть своя грамматика — можно образовывать, например, глаголы со значением действия более интенсивного типа «работать» — «вкалывать» , длительного что немного похоже на русский несовершенный вид или распределённого типа «дать» — «раздать». Да много чего можно. Но такие тонкости знают либо те, кто владеет жестовым языком с детства, либо те, кто исследует его как лингвист. А обезьян им никто не учил. Вот и результат. Так что даже жалко, что работу с обезьянами проводили главным образом слышащие люди.
Стоко наблюдал, да, но полноценной языковой среды, создаваемой людьми, для которых жестовый язык является родным, у «говорящих» обезьян не было. Вдруг при таких учителях обезьяны научились бы лучше? Впрочем, на самом деле, вряд ли. В этой же книге Стивена Пинкера описывается глухонемой мальчик «Саймон» имена «подопытным» детям дают условные, поэтому при публикации они берутся в кавычки , чьи родители выучили амслен во взрослом возрасте. Говорили они на нём, естественно, довольно-таки плохо: для того, чтобы говорить на языке свободно и правильно, надо учить его с детства — во время так называемого «чувствительного периода».
По словам ученых, понимание оказалось гораздо лучше, чем ожидали. При этом знание контекста что именно делали обезьяны лишь немного улучшило результаты. То есть участники, которым не сообщали подробности, справлялись так же успешно. Показывая участникам эти видеоролики, мы обнаружили, что люди могут понимать жесты животных», — рассказывает доктор Кирсти Грэм, одна из авторов исследования. Авторы только строят предположения, чтобы объяснить это открытие.
Каждый звук приматы могут произносить отдельно, или издавать их последовательно, формируя целую фразу. При появлении человека они всегда издают одну комбинацию: уханье-уханье-крик. И затем начинаются вариации. Приматы определенно нас обсуждают, — считает антрополог Роберт Дюваль из Университета Бланша.
Обезьяны шимпанзе умеют разговаривать, просто мы их не понимаем Ученые открыли язык обезьян Результаты новой научной работы были опубликованы в журнале Communications Biology. В рамках исследования, ученые прослушали тысячи звуковых записей, длина который составила около 900 часов. Записи содержали крики западноафриканских шимпанзе Pan troglodytes verus , которые находятся на грани исчезновения и охраняются в национальном парке. Чтобы понять, с какими звуками пришлось иметь дело ученым, посмотрите видео ниже. С ума сойти можно! Получается, что обезьяний язык звучит так В ходе изучения записей, авторам научной работы удалось выделить 12 типов криков. К ним относятся хрюканье, пыхтение, лай, хныканье и так далее. Было замечено, что голосовые сигналы могут произноситься как по отдельности, так и объединяться в разные последовательности. В каждом из этих звуков явно заложен определенный смысл, причем он может меняться в зависимости от интонации или контекста того, что происходит вокруг. Например, исследователи обратили внимание, что находящиеся в одиночестве особи хрюкают только один раз, а когда они видят другую обезьяну, то начинают приветствовать его многократным повторением звука. Интересно, о чем разговаривают эти двое?
Новое исследование показало, что люди могут понимать язык жестов обезьян
Результаты показали, что в большинстве случаев добровольцы правильно интерпретировали жесты, что свидетельствует о древнем общем языке жестов. Они обнаружили, что человекообразные обезьяны используют «лексикон» из более чем 80 жестов, каждый из которых передает сообщение другому члену группы. разговора представителей разных видов – принадлежит шимпанзе Уошо и ее воспитателям, супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам. Благода. Если к жестовым языкам подходить именно так, то становится понятным, что обезьяны никогда не могли овладеть его грамматикой на уровне человека». Исследования языка обезьян привлекло ученых к обучению шимпанзе, бонобо, горилл и орангутангов общаться с человеком с помощью языка жестов.