12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос.
60 лет первому полету человека в космос!
Официальное сообщение о первом в мире полете человека в космическое пространство было передано в 10:02, когда «Восток» еще находился на орбите. Первый полет человека в космос состоится не раньше 2017 года. Первый гражданский полёт человека на орбиту получил название Inspiration4. В 1961 году о полете Юрия Гагарина, который провел на орбите 1 час и 48 минут, говорили во всем мире. 63 года назад человек впервые полетел в космос — это положило начало новой эпохе.
Как Юрия Гагарина встречали после полета (ФОТО)
Как Юрия Гагарина встречали после полета (ФОТО) | 12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным. |
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос — РТ на русском | Но большинство ученых мира были уверены, что первого полета человека в космос нам придется ждать еще десятилетия. |
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире | Официальное сообщение о первом в мире полете человека в космическое пространство было передано в 10:02, когда «Восток» еще находился на орбите. |
60 лет назад Юрий Гагарин совершил первый исторический полет человека в космос | С самого полета Гагарина космическая тема стала главной в прессе – сообщения о каждом полете попадали на первые полосы газет. |
В лучших традициях авиастроения. Что известно о совершившем 1-й полёт воронежском Ил-96
Например, использовавшийся для запуска «Восток-1» изначально даже не был предназначен для пилотируемых полетов. Аппарат представлял копию разведывательного комплекса «Зенит-2». Для установки кресла для космонавта из аппарата убрали часть фото- и радиоаппаратуры. Такая спешка — стать первым — даже привела к нескольким ЧП, которыми могли привести к провалу миссии и гибели космонавта. Первое случилось за сутки до старта. Оказалось, что суммарный вес корабля с Гагариным в скафандре на 14 кг больше положенного. В таком случае существовал риск не вывода аппарата на заданную орбиту. Советские инженеры подошли к решению проблемы весьма оригинальным образом — срезали часть кабелей и датчиков, которые посчитали необязательными. Но на этом все проблемы не решились. Буквально за час до старта выяснилось, что датчик на люке «Востока-1» не выдает нужный сигнал герметичности аппарата.
Инженеры быстро выяснили, что дело в неисправном контакте, но так как до старта оставались считанные минуты, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с другими инженерами со скоростью современных механиков «Формулы-1» за считанные секунды открутили 30 гаек на корабле и, поправив датчик, вновь закрутили все обратно в положенным порядке. После этого проверка герметичности прошла успешно. Старт переносить не стали. Хладнокровие космонавтов Гагарин почти на всех фотографиях улыбался Полет космического корабля «Восток-1» с первым космонавтом проходил в полностью автоматическом режиме. Объяснялось это тем, что психологи не могли дать гарантий на то, сможет ли космонавт сохранить работоспособность при длительном нахождении в условиях невесомости. Допускалось, что Гагарин может потерять над собой контроль и захочет вести аппарат вручную. В то же время, лишить космонавта возможности управлять кораблем вручную, тем самым, в случае серьезных непредвиденных обстоятельств, поставив его перед необходимостью уповать только на электронику, команда запуска не решилась. На самый крайний случай космонавту передали в специальном запечатанном конверте особый код, который позволял активизировать ручное управление корабля.
Психологи считали, что правильно прочитать и ввести этот код космонавт сможет только будучи в здравом уме. И все же, непосредственно перед самим запуском Гагарину сказали этот код. Проблемы при посадке Обгоревная посадочная капсула О словах, сказанных Гагариным в заключительной стадии полета, долгое время предпочитали ничего не писать: «Я горю, прощайте, товарищи! На тот момент никто не имел четкого представления о том, как будет проходить спуск космического аппарата через плотные соли атмосферы. Увидев в иллюминаторе огонь, охвативший обшивку корабля в результате его трения об атмосферу, Гагарин предположил, что корабль на самом деле охвачен пожаром и поэтому, это его последние секунды жизни. Первое такое впечатляющее зрелище увидел именно Гагарин. Люди, которые летали в космос уже после него, были готовы к такому «рядовому» моменту полета. Возвращение из космоса Капсула, которая только что вернулась на Землю На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата, поскольку у них не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры 3-5 тысяч градусов в плотных слоях атмосферы.
К слову, обшивка корабля «Восток-1» действительно местами сильно оплавилась. На высоте 7 километров над поверхностью земли в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно.
Самолет оснащен отечественным двигателем ПД-8.
В ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем, управляемость и устойчивость самолета в воздухе», - пресс-служба Минпромторга РФ. Ранее ЕАН писал, что в России возобновляют серийное производство отечественных машин. Среди моделей называют среднемагистральные Ту-214 и МС-21, широкофюзеляжный Ил-96.
В 1903 году он опубликовал первую часть научной работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами", где доказал, что аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета. В дальнейшем в своих работах ученый вычислил работу по преодолению силы земного тяготения, определил скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему "вторая космическая скорость" и время полета. Константин Циолковский заложил основы жидкостного ракетного двигателя, разработал теорию многоступенчатых ракет. Им впервые теоретически была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет в условиях отсутствия на них атмосферы.
Юрий Кондратюк наст. Александр Шаргей в своей книге "Тем, кто будет читать, чтобы строить", изданной в 1919 году, независимо от Циолковского вывел основное уравнение движения ракеты, привел схему и описание четырехступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе. Он предложил использовать сопротивление атмосферы для торможения ракеты при спуске с целью экономии топлива. Также американцы воспользовались его идеей при полетах к другим планетам выводить корабли на орбиту искусственного спутника, а для высадки на них человека и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль.
Фридрих Цандер рассмотрел вопросы жизнеобеспечения человека в космическом полете. Им была предложена идея космических оранжерей, то есть выращивания съедобных растений непосредственно на борту космического корабля. Он же впервые высказал мысль о том, что в качестве горючего целесообразно использовать элементы конструкции межпланетного корабля. Космическая эра Началом космической эры считается запуск в Советском Союзе 4 октября 1957 года первого в мире искусственного спутника Земли.
Он получил название ПС-1 простейший спутник-1. На 315-й секунде после старта позывные искусственного спутника услышал весь мир. Информация о запуске ПС-1 стала мировой сенсацией, русское слово "спутник" вошло в словари. Спутник ПС-1 летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли.
Это событие стало одной из главных вех прогресса и технологического развития земной цивилизации, а также дало старт космической гонке сверхдержав. В честь запуска спутника в 1964 году в Москве на проспекте Мира был сооружен обелиск "Покорителям космоса" в виде взлетающей ракеты, оставляющей за собой огненный шлейф. Двухметровый памятник Лайке, представляющий собой космическую ракету, переходящую в ладонь, на которой гордо стоит Лайка, был установлен 11 апреля 2008 года в Москве на Петровско-Разумовской аллее. Первыми животными, благополучно вернувшимися из орбитального космического полета, были собаки Белка и Стрелка.
Полет был совершен на корабле "Спутник-5" 19 августа 1960 года. Катапультируемый контейнер, в котором находились собаки, был одним из вариантов контейнера, разработанного для будущих полетов человека. Американские ученые стремились не отставать от своих советских коллег. Первый американский спутник "Эксплорер-1" был запущен 1 февраля 1958 года.
Уже в феврале 1961 года в США все было готово для полета человека. Но американцы опоздали. Первый полет человека в космос 12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос, который совершил гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин. Фото с автографом космонавта Юрия Гагарина Космический корабль "Восток" стартовал с космодрома Байконур.
Это историческое событие открыло путь к исследованию космического пространства на благо всего человечества. Пуск произошел в 9 часов 6 минут 56 секунд по московскому времени. Первый полет человека в космос продолжался 108 минут. Облетев один раз планету, космонавт получил с Земли команду на спуск.
Спускаемый аппарат приземлился в 10. На высоте нескольких километров Юрий Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата.
Гагарин окончил академию им.
Жуковского, работал в ЦПК и готовился к новому полёту в космос. Причины и обстоятельства авиакатастрофы все еще не вполне выяснены. Свой первый самостоятельный полет он совершил в июле 1955 года.
На фото запечатлен тот день. Уже через шесть лет Гагарин на корабле «Восток-1» совершит, казалось бы, невероятное — отправится в космос.
"Это я должен был лететь". Кто остался "за бортом" первого полета человека в космос
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим полёт в космос. Сегодня, когда весь мир отмечает 60-летие первого полёта человека в космос, они записали видеопоздравление. Разработку первого в стране мобильного инфракрасного теодолита-радиометра, предназначенного для определения координат межконтинентальных баллистических ракет на активном и пассивном участках полета по их инфракрасному излучению, коллективу. США со дня на день должны были реализовать свой проект полёта первого человека в космос.
«И за собой других маня…». Первому полету человека в космос посвящается
Затем ребят ждала защита видеовизиток на тему «История успеха волонтёра». В составе экспертного жюри конкурса присутствовали начальник организационного строительства и взаимодействия со СМИ Московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» Евгений Баранов, представители Ресурсного центра «Мосволонтёр» Юлия Кузнецова и Дарья Сальникова, помощник председателя Профкома обучающихся МАИ Сергей Паршиков, начальник Волонтёрского центра Елена Янковая. После объявления победителей состоялось торжественное награждение новых золотых и серебряных волонтёров за неоценимый вклад в развитие добровольческой деятельности. Помимо этого в музейно-выставочном комплексе МАИ состоялась межвузовская форсайт-дискуссия «Навстречу звёздам», организатором которой стала кафедра истории МАИ в сотрудничестве с директором музейно-выставочного комплекса МАИ Анатолием Ждановым.
Найденная ЮПИ фраза "Американцы снимают шляпу" задала тон журналистским комментариям в Новом свете и на других континентах. Все хотели выговориться, поделиться своим восторгом и радостью. Выпускающие редакторы хватались за голову, пытаясь хоть чуть- чуть разнообразить тон поступающих от зарубежных собкорров ТАСС заметок. Примечательно, что первым журналистом, написавшим о Гагарине, тоже был тассовец. В середине 50-х годов Евгений Иванов, впоследствии заместитель генерального директора ТАСС, работал в Саратове в областной комсомольской газете.
Он выпустил репортаж "Один день на аэродроме", одним из героев которого стал учащийся индустриального техникума, член местного аэроклуба Юра Гагарин, совершивший тогда свой первый самостоятельный полет на Як-18.
Полет Юрия Гагарина готовился в обстановке строжайшей секретности, характерной для той эпохи. Этот режим, естественно, распространялся и на средства массовой информации, которые, однако, должны были оперативно оповестить мир об этом колоссальном достижении советской науки. Что же касается текстового сообщения, то, как говорил Железнов, в день старта его друг и коллега Александр Романов "в 10 утра по срочному звонку из секретариата руководителя ТАСС поднялся за официальным сообщением". Генеральный директор ТАСС Дмитрий Горюнов пожал ему руку и достал из папки довольно странный для правительственного документа листок папиросной бумаги, сказав: "Надо спешить, второй экземпляр уже у Левитана, а Гагарин, судя по всему, уже пролетел большую половину витка". Во время полета ТАСС вел репортаж о происходящем на орбите.
В последующие дни агентство рассказало о подробностях подготовки и полета на корабле "Восток".
В этот день его имя узнала вся планета, ведь именно тогда началась новая история — история пилотируемых космических полётов. Наши ученые-конструкторы продемонстрировали тогда неоспоримое превосходство отечественных технологий и сделали нас первой космической державой, а легендарные 108 минут полёта Гагарина стали примером героизма для его последователей, для нас в том числе. Друзья, в этот день мы хотим поздравить всех с этим юбилеем.
ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире
- Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос
- Как это было: хроника великого дня
- Первому и единственному полёту в космос нашего земляка исполнилось 59 лет
60 лет назад Юрий Гагарин совершил первый исторический полет человека в космос
Восток-1 — Википедия | Сообщение ТАСС «Об успешном возвращении человека из первого космического полета». |
60 лет первому полету человека в космос! | Это Герман Титов предложил увековечить первый полёт человека в космос и учредить праздник, который отмечают 12 апреля во всём мире. |
Первому полету человека в космос 60 лет! - ОЭЗ "Дубна" | Валерий Гергиев: человек, который успевает всё – Москва 24. |
Первый полёт человека в космос: от подготовки до возвращения на Землю
Позже Гагарин скажет об этой встрече: Он дал мне несколько рекомендаций и советов, которых я ещё никогда не слышал и которые могли мне пригодиться в полёте [32]. Мне показалось, что, увидев нас и поговорив с нами, он стал несколько бодрее… Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже ехал к стартовой площадке. Старт[ править править код ] Автобус приехал на космодром. После доклада о готовности председателю Государственной комиссии К. Рудневу Гагарин сделал заявление для печати и радио. Оно уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной плёнки. Спустя пять часов это заявление стало сенсацией… Находясь у вершины ракеты, на металлической площадке рядом со входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки — попрощался с теми, кто оставался на Земле. Потом скрылся в кабине космического корабля. Внизу, завороженно задрав головы кверху, стояли и Главный конструктор, и другие космонавты и все те, кто провожал его в первый космический полёт.
Гагарин перед стартом полёта Была устранена единственная неисправность. В ходе проверки герметичности космического корабля датчик показал, что крышка люка, через которую космонавт садился в корабль, закрылась неплотно [29]. В условиях ограниченного времени ведущий конструктор корабля «Восток» О. Ивановский , отвернув гайки с замков, запирающих люк, поправил специальный электрический контакт прижима крышки, сигнализирующий о нормальном закрытии люка, и вновь запер люк. Позже Ивановский вспоминал: Заметил, что Юрий, чуть приподняв левую руку, внимательно смотрит на меня в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: « Родина слышит, Родина знает… » [33] Титову объявили, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно — Гагарин. Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур ; позывной Гагарина был «Кедр» [29]. При старте Ю.
Гагарин произнёс ставшее знаменитым « Поехали! Почтовая марка Азербайджана, 2011 Траектория полёта «Восток-1». Ракета-носитель « Восток » проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма таймера , но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой апогей оказалась на 100 км выше расчётной. В случае отказа тормозного двигателя сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять, по разным оценкам, от 20 до 50 дней [13] [14] [15]. На какой-то момент после взлёта полностью пропала связь с кораблём — из-за помех, возникших от огромной скорости ракеты [34] Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв её, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру — главному научному советнику президента Кеннеди.
Предстоял доклад президенту — русские опередили американцев. На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон [29]. Спуск и посадка[ править править код ] В 10:25:34 МСК , после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка ТДУ. В конце полёта ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но отключилась на секунду раньше из-за закончившегося горючего [36] , в результате чего автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате корабль получил вращение со скоростью 1 оборот в секунду, продолжавшееся в течение 10 минут до входа в атмосферу [31]. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека [29].
Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и « Восход » , то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов.
Все обдумали и взвесили ученые". Юрий Гагарин передал, что пролетает над Америкой.
Это практически совпало с началом передачи по радио и каналам ТАСС официального сообщения о запуске в Советском Союзе космического корабля с человеком на борту. А за минуту или две этого Министерством обороны СССР был выпущен приказ о присвоении старшему лейтенанту Гагарину Юрию Алексеевичу внеочередного воинского звания "майор". Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.
Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли в перигее равно 175 километрам, а максимальное расстояние в апогее составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.
С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,018 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиометрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.
Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается...
Фото: А. Начала работать автоматическая система ориентации космического корабля "Восток-1" для подготовки к включению тормозного двигателя. Космический корабль вышел из тени Земли и автоматически сориентировался по Солнцу двигательной установкой вперед по ходу движения.
Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле. На какое-то мгновение во мне пробудился сын колхозника. Совершенно черное небо выглядело вспаханным полем, засеваемым зерном звезд.
Они яркие и чистые, словно перевеянные. Солнце тоже удивительно яркое, невооруженным глазом, даже зажмурившись, смотреть на него невозможно. Оно, наверное, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы его видим с Земли.
Ярче, чем расплавленный металл, с которым мне приходилось иметь дело во время работы в литейном цехе. Чтобы ослабить слепящую силу его лучей, я время от времени перекрывал иллюминаторы предохранительными шторками. Мне хотелось понаблюдать Луну, узнать, как она выглядит в космосе.
Но, к сожалению, ее серп во время полета находился вне поля моего зрения. Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства.
Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Несмотря на сложную работу, я не мог не думать. Вспомнилась мама, как она в детстве целовала меня на сон грядущий в спину между лопаток. Знает ли она, где я сейчас?
Сказала ли ей Валя о моем полете? А вспомнив о маме, я не мог не вспомнить о Родине. Ведь неспроста люди называют Родину матерью - она вечно жива, она бессмертна… Дом в Клушино, где семья Гагариных жида до 1946 года.
Воссоздан и превращен в музей. Вспоминалось, как мы, мальчишки, тайком трясли яблони в колхозном саду, как накануне полета я бродил по Москве, по ее шумным, радостным улицам, как пришел на Красную площадь и долго стоял у Мавзолея. Подумал о том, что космический корабль несет идеи Ленина вокруг всей Земли.
Ведь все, что я сейчас переживаю, придется пережить и ему". Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновались и переживали за него, конечно же, близкие.
Поселок Чкаловский, Московская область. Из воспоминаний Валентины Гагариной: "12 апреля началось как обычно. Лену отправила утром в ясли, занялась Галочкой.
Потом пришла Светлана Леонова. Она ждала ребенка и ко мне, "двудетной" матери, приходила перенимать опыт. Неожиданно стук в дверь.
Открываю - соседка. Раскраснелась, захлебывается словами: - Валюша, включай радио! Юра в космосе!
У меня голова пошла кругом - смотрю на соседку и никак не могу вспомнить ее имени, метнулась к приемнику и не могу вспомнить, как его включают. А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи.
Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков".
Из воспоминаний Тамары Титовой: "О том, что Юра в космосе, я лично узнала уже по радио, когда голос Левитана объявил об этом всей стране. Побежала к Вале, та попросила сходить за Леночкой в садик. Когда вернулась, к нам уже приехало командование, все женщины, приникнув к приёмнику, сидели у Валентины.
Та очень переживала, плакала. И я плакала вместе с ней. Ведь мы не знали, чем это всё может закончиться.
Хотя верили, что всё будет хорошо…". Из воспоминаний Валентины Гагариной: "Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала, что говорила.
Я не могла разговаривать. Голос диктора сообщил: - Полет продолжается. Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо.
Я крутила ручку приемника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала ладонью слезы и чувствовала, как сердце сжималось. Рука не слушается. Карандаш падает на стол.
А люди что-то говорят, говорят…". Поселок Чкаловский. В квартире Гагариных на четвертом этаже в тот день не закрывались двери.
Фото: wikimapia. Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво. Я остановился.
Мама плачет. И что за напасть? Только что говорила, что легче ей.
Вечно с этими женщинами всякие истории. Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении...
Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему.
Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета?
Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе. Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына.
Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства.
Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета.
Корабль стал входить в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз.
Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле".
Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью.
Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет.
Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью?
Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор. Штатной электрической команды на выключение двигателя не было.
Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной.
Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения. Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности.
Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека. А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку.
Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно.
Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком.
А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио.
Несмотря на это, между Юрием Гагариным и Сергеем Королевым практически с первых дней знакомства зародились теплые отношения. Сергей Павлович видел в Гагарине огромный потенциал и называл его "олицетворением молодости планеты". Говорят, что Королев и сам хотел полететь в космос. Но не смог, вернее, не пустили. Так, "Российская газета" цитирует дочь Королева в одном из материалов: "Вернувшись в Москву, отец сказал: "Это я должен был лететь. Но годы уже не те, да и не пустили бы меня".
Это сожаление не покидало его и в дальнейшем. Бывший заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Георгий Николаевич Пашков вспоминал: "Как-то уже после полета Титова сидели мы в домике на космодроме - выдалась свободная минута перед началом заседания Государственной комиссии. И вот Сергей Павлович посмотрел на председателя Константина Николаевича Руднева, на меня и сказал полувопросительно: "А что, братцы, не слетать ли и мне туда, а? Но когда Нобелевский комитет предложил назвать фамилию главного конструктора, Никита Хрущев ответил как обрубил: "Одного человека назвать нельзя, творцом новой техники у нас является весь народ", - пишет издание. На вопрос журналиста "Российской газеты", было ли Королеву обидно, что его заслуги скрывались, дочь конструктора ответила: "Мне кажется, в душе он переживал. Академик Борис Евгеньевич Патон рассказывал мне, как однажды после очередного успешного пуска он встретил отца в коридоре Академии наук и бросился к нему: "Сергей Павлович, я вас поздравляю!
Самолет "Флайер" "Летун" - англ конструкции братьев Уилбура и Орвилла Райт совершил первый полет под управлением Орвилла. Продолжительность полета составила двенадцать секунд, расстояние, которое смог преодолеть первый летательный аппарат с двигателем, равнялось тридцати с небольшим метрам. В течении этого дня, братья поочередно поднимали самолет еще три раза.
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
Валерий Гергиев: человек, который успевает всё – Москва 24. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта». Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало 50 лет назад самой цитируемой новостью в мире, передает ИТАР-ТАСС.
Полёт Гагарина. Подвиг науки. Подвиг человека.
Миссия: запечатлеть первый полет человека в космос | Этим человеком был 27-летний летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, а его полет на ракете-носителе «Восток» продлился 108 минут. |
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире | 12 апреля в России отмечается День космонавтики, установленный указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в честь первого в мире полёта человека в космос. |