У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Переносное жилище некоторых народов Севера». Чум является универсальным жилищем северных народов. Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом.
Жилища народов Севера
И слишком сложная это работа, не всякая мастерица возьмется. Кочевники в настоящее время прекрасно обходятся нюками брезентовыми", - сказала Попова. Сложности возникают не только с нюками из шкур, но и с шестами, которые формируют каркас чума. Для их изготовления нужно потратить почти год. Нужно найти в тундре лиственницу с шестиметровым стволом, срубить ее весной и ждать летнего тепла — кору с бревна можно снять только при плюсовой температуре.
Сейчас, по словам оленеводов, один брезентовый нюк стоит 25 тысяч рублей, из сукна — 45 тысяч рублей.
Сколько нужно шестов и досок для чума Что касается шестов, то для просторного чума их нужно 60 штук — по тридцать с каждой половины. Изготавливают эти крепления обычно из сосны или березы. Срок службы их гораздо меньше, чем у нюков, но и обходятся они значительно дешевле. Установка чума начинается с шестов. Самый распространенный вариант для одного жилища — это четыре доски, шириной по 20 сантиметров.
Печь-буржуйку желательно брать из толстого железа, такая хоть и тяжелее для перевозки во время касланий, но дольше сохраняет тепло и служит владельцу. Как обустраивают чум внутри В чумовом убранстве используются два стола из фанеры, возможны тумбочки для хранения посуды, у многих есть табуретки, лари. Внутри по центру устанавливают две деревянные жерди, на которые подвешивают предметы обихода, сушат вещи. Мария Окотэтто добавила, что каждая семья обустраивает жилище по своему желанию. Сейчас одна такая шубка стоит 80-100 тысяч рублей.
В них спят и мужчины, а в дневное время женщины носят на улице», — пояснила северянка.
В настоящее время вигвамы чаще используются как атрибуты для традиционных обрядов. Само же название часто используют в отношении иных жилищ конической и куполообразной формы, а также более простых шалашей индейцев из различных регионов Северной Америки, хотя все эти жилища имеют свои национальные названия. Наиболее яркий пример это типи индейцев Великих равнин. Что такое типи? Именно типи стал символом жилища индейцев, именно его схематичное изображение использовал пёс Шарик из всем известной деревни. Само слово «типи» на языке одного из народов Северной Америки означает любое жилище, но в обиход типи вошли именно как традиционное жильё кочевых индейцев Великих равнин. Для оседлой жизни индейцы использовали либо большие вигвамы либо вообще комбинированные типы жилищ: полуземлянки с травяной или кожаной крышей, порой полудомики. Типи же использовались и горными племенами, и оседлыми племенами окраин степи в период охоты, и в лесных регионах.
Главная отличительная черта типи — индивидуальность: эти жилища всячески раскрашивались и украшались, тем самым показывая статус хозяина. Большую популярность у кочевников типи получили за быстроту в сборке и разборке, удобство в транспортировке, а материалы покрывашки обеспечивали водонепроницаемость.
Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума.
Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи.
После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями.
Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги. В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур.
С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает.
В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента.
Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло. Внутри появилось большое 5-8 метров в диаметре подшатровое пространство - чоттагин. Чоттагин - это хозяйственная часть яранги.
В чоттагине, холодном помещении яранги, зимой температура такая же как и на улице, разве что без ветра. Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами, шерстью вовнутрь.
Слово «Яранга»
Предпринимательница говорит, что люди предпочитают шить чумы сами, постепенно. Например, нюк можно делать несколько лет, пуская новые шкуры на продолжение накидки. Традиционные ненецкие чумы долговечные, могут служить 50 и более лет, единственное, жерди надо периодически менять. Чумы "под ключ" обычно заказывают оленеводческие хозяйства, госструктуры и базы отдыха. Представительский чум больше, на него требуется 130-150 оленьих шкур, - рассказывает Лилия Тайбарей.
Типовой чум без изысков стоит около миллиона рублей. Это сопоставимо с ценой полноценного дома в поселках НАО. Предпринимательница говорит, что дешевле никак. Традиционный ненецкий чум состоит из трех слоев - нюка, накидки из стриженого меха и брезента, чтобы конструкция не промокала.
Некоторые заказывают у мастеров только нюки. Раньше, признается Лилия Тайбарей, самой большой проблемой для оленеводов было даже не собрать шкуры на нюк, а найти жерди. Так мы набирали древесины и для чума, и для нарт. Потом был период - люди ездили по зимнику в Коми, доставали жерди там.
А сейчас у нас в селе Красное например, растут вполне подходящие деревья, - говорит Лилия Тайбарей. Предпринимательница с горечью констатирует: несмотря на рост интереса к культуре ненцев, традиция уходит. И дело тут не в глобальном потеплении, а... Зайдешь в какой-нибудь такой туристский чум, а внутри - столовая или кафе, но никак не традиционный чум оленеводов, - говорит Лилия Тайбарей.
По словам предпринимательницы, ошибки этим не ограничиваются. Нередко бывает, что туристы мерзнут в чумах даже с меховыми нюками. В традиционном ненецком чуме тепло даже при минус 50 градусах. Правда, зачастую недочетов не замечают и владельцы, чьи предки сами были оленеводами.
Они даже проводят для туристов какие-то вымышленные обряды или игры, - констатирует Тайбарей.
Предпринимательница с горечью констатирует: несмотря на рост интереса к культуре ненцев, традиция уходит. И дело тут не в глобальном потеплении, а...
Зайдешь в какой-нибудь такой туристский чум, а внутри - столовая или кафе, но никак не традиционный чум оленеводов, - говорит Лилия Тайбарей. По словам предпринимательницы, ошибки этим не ограничиваются. Нередко бывает, что туристы мерзнут в чумах даже с меховыми нюками.
В традиционном ненецком чуме тепло даже при минус 50 градусах. Правда, зачастую недочетов не замечают и владельцы, чьи предки сами были оленеводами. Они даже проводят для туристов какие-то вымышленные обряды или игры, - констатирует Тайбарей.
Причину предпринимательница видит в том, что чум становится даже для местных жителей какой-то экзотикой. Из-за этого некоторые даже бросают оленеводство, - констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример. Что происходит дальше?
Молодым негде жить, денег на чум у них нет, самостоятельно сделать не из чего, они идут к родителям мужа. У родителей жены не живут, это против традиций. Двум семьям сложно вести в чуме хозяйство, начинаются конфликты.
В какой-то момент молодые решают жить самостоятельно. Да потому что там можно взять ипотеку. А на чумы ипотеки нет, это же не недвижимость.
В тундре остаются самые стойкие и обустраивают быт исходя из своих возможностей. Пока не накоплены шкуры для нюков, используют сукно. Правда, если в Коми на чумах серое шинельное сукно, то в НАО - черное, бушлатное.
Раньше такое производили в Петербурге, сейчас фабрика закрылась. Можно купить китайское сукно, оно стоит 1700-2000 рублей, есть еще ткани из Ирана, у них качество получше, но и цена высока - от трех тысяч рублей за метр.
Дневная бабочка семейства нимфалид.
ЕСАУЛ м. Офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий чину ротмистра в кавалерии и капитану в пехоте в Российском государстве до 1917 г. Лицо, имевшее такой чин.
ЛЕТА мн. Оберегание от чего-л. То, что служит для оберегания; оберегающее средство, талисман.
КАКАО ср. Тропическое дерево, из семян которого вырабатываются масло, шоколад и т.
В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение — иоронгу — и кладовую, разделённые вертикальным пологом, образующим в плане квадрат. Иоронга — тёплая часть яранги у одной из стенок напротив двери. Представляет собой лёгкий переплёт из лёгких строганых драночек, обтянутый колпаком из выделанных оленьих шкур, пол которого покрыт лахтажьей кожей.
Традиционные жилища народов Сибири
имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта. На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок. Народы Севера любят принимать много гостей, и все они должны уместиться в теплом доме.
Шатер народов Севера - слово из 6 букв
За спиной оставалась Галечная коса, яранги , утонувшие в снегу и напоминавшие о живой жизни лишь тоненькими струйками дыма. На побережье Охотского моря, до самого Гижигинска, и на обоих берегах Камчатки, восточном и западном, все от мала до велика знали Прохора Захаровича Пьяных как желанного и занятного гостя в каждой избе и яранге : Пьяных, как никто, умел расцветить мрак темных жилищ Приполярья рассказами о странствиях и приключениях во всех широтах Великого океана.
В этом пологе и спят, предварительно прогревая его. Внутрь на некоторое время ставится большой чайник с горячей водой или жаровня с углями. Но это только зимой, а летом и так тепло.
Чукотская яранга как многовековой символ непременно участвует во всех современных праздниках, проводимых на Чукотке. Яранги устанавливают на площадях, даже клубных фойе, устанавливают зимой и летом.
Постараемся найти среди 775 682 формулировок по 141 989 словам. Оцени полезность материала: 10 голосов, оценка 4. У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей.
Да и не нужно.
В чукотском национальном жилище есть ключевая особенность — полог. Это сооружение из жердей и шкур оленя внутри самой яранги. Посреди яранги есть очаг, но он используется только для приготовления еды, да и то очень рационально. Дым отводится через отверстие в куполе яранги. Например, оленину варят так: в костровую посуду помещается мясо оленя на костях, разводится огонь и вода с мясом доводится до кипения, дальше дрова не подбрасывают. Чтобы приготовиться, оленине достаточно того, что еще будет догорать под ней. Вареная оленина по-чукотски готова потрясающе вкусно.
С едой разобрались. А как же обеспечить тепло внутри жилища?
Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
Ответ на вопрос "Переносной домик у народов Севера ", 6 (шесть) букв: яранга. Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Поэтому вопрос с жилищем для коренных народов Крайнего Севера до сих пор актуален. Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Как устроено традиционное жилище у кочевых народов Чукотки?
Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов
Павел Кузьмичев Перекочевку называют «кастлание». Все маршруты не меняются веками: бригады ходят по следам своих предков, которые остаются в тундре. И оленеводы могут заранее рассчитать, когда они будут вблизи поселков, чтобы пополнить запасы продуктов и других необходимых вещей. Павел Кузьмичев У них сегодня есть и снегоходы, и автомобили, и ноутбуки, и мобильные телефоны, и рации, и бензиновые генераторы. Но главное, говорят северные жители, у них есть чувство свободы. А у нас не нужно вставать по часам и бежать на автобус.
Не опоздаешь к начальству. Живешь, как тебе велит твоя судьба», — говорит Галина. Павел Кузьмичев Сегодня семьи оленеводов на Ямале кроме чумов имеют свои дома или самые обычные квартиры. Например, кто-то из семьи работает в поселке, а кто-то переезжает туда на пенсии, а родственники продолжают кочевать с оленями, но все приезжают друг к другу в гости. И все вспоминают лес и тундру с большим теплом.
Поехали покастлаем?
В центральной части на лист железа устанавливают печку, затем выкладывают доски, которые будут служить полом. Сразу же заносят стол и стелят циновки там, где будут располагаться спальные места. Установка чума, доски для пола и печка - базовые элементы чума Только после этого начинают возводить стены. Сначала устанавливают два основных шеста, которые связывают между собой, а потом и все остальные их обычно от 20 до 50 штук. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум. В центре у ненцев особняком стоит священный шест симзы.
Установка чума в тундре Когда каркас жилища готов, его накрывают нюками - покрытием из оленьих шкур. Зимой нюки укладывают в два слоя, первый слой мехом внутрь, а верхний - мехом наружу. На один чум уходит до 80 шкур.
EvgenyShatalov Был 17 часов назад Подписаться Что вы знаете о самоизоляции? Эти люди месяцами живут в тундре, на сотни километров вокруг людей нет. Нет доставки суши, нет интернета, нет телевизора, нет магазина в соседнем доме. Обычно это яранга, сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. Вес шкур, которыми покрыто это жилище, около 60 килограмм.
Вход всегда направлен на восток.
На побережье Охотского моря, до самого Гижигинска, и на обоих берегах Камчатки, восточном и западном, все от мала до велика знали Прохора Захаровича Пьяных как желанного и занятного гостя в каждой избе и яранге : Пьяных, как никто, умел расцветить мрак темных жилищ Приполярья рассказами о странствиях и приключениях во всех широтах Великого океана. Источник: библиотека Максима Мошкова.
Народы крайнего севера долганы. Жилища северных народов
Яранга, юрта и чум — вот традиционное представление о жилище сибирских народов. традиционный вид деятельности, связанный с образом жизни северных народов. Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга).
Жилища народов Севера
Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами , летом — брезентом. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Снаружи яранга обвязывается ремнями с привязанными к ним камнями. Приморские чукчи нижнюю часть стационарной яранги обкладывают камнями или дёрном в виде низкой стенки. Дверь — дощатую или из куска кожи — закрывают только во время буранов.
Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение — иоронгу и холодную переднюю часть — чоттагин.
Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается и освещается жирниками — плошками с жиром, светильниками 19. Ураса - традиционное летнее жилище якутов 20. Балаган-традиционное зимнее жилище якутов 21. Состоит из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием.
Она разжигала огонь, говорила с ним, гадала по треску дров, дыму, силе и цвету пламени. Костер разводили внутри чума на земле или на снегу. Строительство чума тоже было женской работой, отсюда народная присказка: «Неженатый ненец, даже имеющий достаточное количество оленей, но ни одной женщины в семье, не может кочевать, так как некому поставить чум».
Чум прост в конструкции и хорошо приспособлен для кочевого образа жизни. Он быстро собирается и разбирается, не теряя в прочности и тепле. Форма конуса помогает ему быть устойчивым при ветрах и метелях, а снег не задерживается на нем и скатывается с крутой поверхности.
Жены редко ревнуют своих супругов.
Условия жизни Там, где живут чукчи на фото ниже , короткое полярное лето, а остальное время - зима. Для обозначения погоды обитатели применяют только два выражения: погода есть либо погоды нет. Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она успешной либо нет. Испокон столетий чукчи продолжают свои промысловые обычии.
Дюже любят мясо нерпы. Радостный охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками их традиционно 5-6 будет прокормлена несколько дней. Места для яранг семьи почаще каждого выбирают в окружении сопок, дабы было огромнее безветрия. Внутри нее дюже холодно, правда выстлано жилище по и поперёк шкурами.
Обыкновенно посередине маленький костерок, обложенный округлыми валунами. На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Вблизи нее дети.
Совместно они собирают в сезон растения. Супруг - добытчик. Данный порядок сохраняется на протяжении многих столетий. Иногда такие радикальные семьи месяцами не выезжают в посёлки.
У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом доводится доказывать, что это их ребёнок. Почему чукча - герой приколов? Существует суждение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от ужаса и уважения, ощущения преимущества над собой.
С XVIII столетия, когда казачьи отряды двигались по безграничной Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую дюже трудно превзойти в бою. Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той грозной местности, где живут чукчи, грядущий охотник должен быть чутким, уметь сносить всякий дискомфорт, спать стоя, не опасаться боли. Любимая национальная единоборство происходит на расстеленной склизкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти.
Воинствующие оленеводы Корякское население, которое прежде чукчей вошло в состав Русской империи, сбегало с поля боя, если видело правда бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не опасаются стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во недруга руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, дабы не попасть в рабство. В бою чукчи были безжалостны, метко сражали недруга стрелами, наконечники которых были смазаны ядом.
Правительство стало предупреждать казаков, дабы те не вступали в бои с чукчами. На дальнейшем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать огромнее в советское время. Вблизи нее периодично устраивались ярмарки, дабы торговать с оленеводами обменным методом. На свою территорию луораветланы не пускали.
Русским казакам неизменно было увлекательно, где живут чукчи и чем занимаются. Торговые дела Дань Русской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе дозволить. Зачастую ее не платили вовсе. С началом миролюбивых переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис.
Всех поверенных европеоидной расы они сейчас боялись. Скажем, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они белые. Налаживали с Японией, соседней страной. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов достать нереально.
Следственно они энергично приобретали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла. С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак. Дюже ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус. Чукчи сегодня Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями.
Чистокровных чукчей теперь примерно не осталось. Неискоренимая народность, как их зачастую называют, ассимилировала. При этом они сберегают род своих занятий, культуру, образ жизни. Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу пугает в большей мере не исчезновение, а общественная пропасть, в которой они находятся.
Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы. Ярус жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не тяготятся. Чукчи живут в грозных природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки. Но когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу.
Говорят, потом укладывают гостя под шкуру совместно со своей голой женой, дабы та обогрела его. Жилые постройки народов Сибири отличались многообразием архитектурных форм и конструкций. Особенности жилища были обусловлены большими масштабами территории расселения, разнообразием природно-климатических условий, географической среды обитания и отличием хозяйственно-культурных типов, к которым относились народы Сибири. Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов чукчей, коряков и эскимосов являлась яранга - переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей.
Характерной спецификой чукотско-эскимосских яранг, отличавшей их от жилищ других народов Сибири, была двухкамерность: присутствие внутри пологов. Яранга с пологом - ошеломительное изобретение коряков и чукчей, которые буквально называли своё жилище подлинный дом. Яранга оленных коряков и чукчей была зимним и летним жилищем. Основу её составляли три шеста высотой от 3, 5 до 5 метров, связанные наверху ремнём.
Вокруг них устанавливали треноги из 2-х жердей с перекладиной, образующие остов стен. Основой крыши служили длинные шесты, привязанные к перекладинам. Сверху остов яранги покрывали покрышками из оленьих шкур. Снаружи покрышки придавливали вертикально поставленными нартами для того, дабы при крепком ветре они оставались на месте.
Вход в ярангу располагался на северо-восточной либо восточной - жизненной, как считали чукчи и коряки, стороне. Внутри яранги находился полог - сооружение прямоугольной формы из зимних шкур оленя, подвешенное дном кверху, а открытой частью вниз. Оно являлось не только спальным, но и жилым помещением в холодное время. Температура в пологе за счет тепла человеческого тела была довольно высокой, дабы даже в холодное время тут дозволено было спать без одежды.
С начала XVIII столетия яранга каркасного типа, заимствованная от чукчей, получает широкое распространение среди азиатских эскимосов и приморских чукчей - охотников на морских звериных. Эскимосская яранга отличалась от яранги оленеводов: она была большего размера, фактически не разбиралась, стены её зачастую обкладывали дёрном. Покрышки, сшитые из шкур моржа, закреплялись при мощном ветре крупными камнями, подвешенными на веревках. Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, тот, что являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением.
Отапливался и освещался он при помощи жирника - светильника из камня либо глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу. У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая эвенская юрта, сходственная чукотско-корякской яранге. В зимнее время в качестве покрышек применяли оленьи шкуры, летом - ровдугу либо бересту.
Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек применяли также и рыбью кожу. Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов. В такой полуземлянке проживала огромная патриархальная семья численностью до 40 человек. Крупные полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, тут проходили собрания и праздники.
Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков - обитателей восточного и западного побережья Камчатки. Спецификой полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной охраной от снежных заносов верхнего входа в жилище. Чум У охотников и оленеводов тайги эвенков, тофаларов , тундры и лесотундры ненцев, энцев, долганов, нганасанов особенно распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса. Таежные народы обыкновенно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки.
В тундре и лесотундре, где леса немного, оленеводы перевозили свое жилище всецело, совместно с шестами летом волоком, зимой на нартах и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом применяли берестяные и ровдужные покрышки, а зимой - сшитые из шкур оленя. Менее состоятельные семьи жили в корьевых либо жердяных чумах.
В грозных условиях тундры оленеводы применяли покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными - мехом вовнутрь и наружу. Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, присущной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская.
Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом наоборот входа. У нганасан, долган и энцев с середины XIX столетия получил распространение так называемый нартенный чум балок , заимствованный от русских крестьян. Он применялся как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья. В качестве покрышек применялись оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины либо брезента.
Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей. Такое жилище дозволено возвести в любом месте. Чум строили из шестиметровых шестов от 15 до 50 штук , сшитых оленьих шкур 50-60 штук , циновки из трав и прутьев. Устанавливали чум у ненцев женщины.
В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола. После этого устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние объединяли эластичной петлей.
По кругу размещали остальные шесты. К внутреннему шесту симза крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали стальной стержень с крючком для котла. После этого натягивали покрышки - нюки.
Основной элемент чума - шест. Его обрабатывали так, дабы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, дабы зимой снег не набивался в длинный мех. Снаружи чум имеет коническую форму.
Она отменно приспособлена к открытым пространствам тундры. С резкий поверхности чума легко скатывается снег. В чуме неизменно чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам подымается вверх. Также подымается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы.