Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок. Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в раннем детстве. Само слово «кощей» можно встретить в летописях XI–XII веков, оно означает там раба или пленника, скорее всего, являясь заимствованием из тюркского и этимологически не связано с могучим магом Кощеем.
Значение слова «кощей»
Кто такой Кощей Бессмертный из русских сказок? Кощей ведет себя как Аид, который похитил Персефону, дочь Деметры. Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в раннем детстве. Георгий Милляр в роли Кощея в кадре из фильма «Кащей Бессмертный» (1945).
Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь
В них же, в свой черед,— бык и баран. В них же — долголетье. В них же — потомство, сыновья и дочери. В них же — зрелость смертных людей, быков и овец.
В них же — мужество и могущество. В них же — вечный огонь. В нем же — весть о мягкошерстных ягнятах.
В них же — полное послушание. В нем же — правый кострец. В нем же — рост, цветение и насыщение соками.
И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру. И он ему дает все блага! Кстати, Кощей по- чеченски будет Хожа [3].
В ангольской сказке "Цари животных" [4] угадывается известный всем сюжет русской сказки "Иван-царевич и серый волк ": — Уходи скорее!
Он с легкостью управлял телами и душами умерших людей. Согласно древним записям, наши предки ассоциировали Кощея с посмертной судьбой. Существует много разногласий по поводу этого Бога. Их принесла православная вера.
В Христианской религии существует такое место, как ад. Оно ошибочно ассоциируется с Древнеславянским Пеклом. У наших предков не существовало даже малейших мыслей о послесмертных и вечных муках. За все свои злые деяния человек отвечал перед Богами еще при жизни. Древнеславянское Пекло относится к Священному славянскому огню.
Огонь являлся воплощением всего живого. Святой огонь мог очистить любую скверную душу от грехов, но далеко не являлся оружием для вечных мук и пыток, как нам трактует Христианская вера. Кощей являлся прямым владыкой очищающего Пекла.
Божество не выпускает из Нави души людей, попавших туда за грехи, однако сфера его влияния одной Навью не огранивается. Чернобог сумел обойти наложенные на него ограничения и создал Кощея, который является воплощением правителя Нави в Яви , при этом сила бога в другом мире значительна меньше реальной, но все же позволила распространить свое влияние и на Явь , и лишь в Прави Чернобог никогда не появляется. В чертоге Кащея, худ.
Кащей Бессмертный — ярко-выраженный отрицательный персонаж русского фольклора. Он — злой чародей и очень сильный колдун. Скорей всего от слова «кость — очень уж тощим рисуется он в нашем воображении. Смертны все. В том числе и боги. Но Кащей так тщательно спрятал свою Смерть, что его не возможно убить просто так.
Силой единой с ним не справишься. Нужна помощь ведающих людей той же Бабы-Яги , например. Чтобы победить Кащея надо обладать силой телесной и духовной, иметь знания и опираться на помощь друзей. На кадре из мультфильма « Лягушка-царевна » показано место, где спрятана смерть Кащея. А смерть его — на конце иглы, а игла — в яйце, а яйцо — в утке, а утка — в зайце. Заяц же в сундуке спрятан, что к дуду прикован, а дуб страшный Змей охраняет.
Такое расстояние мозг тогдашнего человека, да еще и не видевшего ничего дальше своей деревни, осознать просто не мог. По этому то место, и дорога до него, называлась просто : там за морем-океаном или за тридевять земель! Техническое превосходство западной Европы в те времена, на много превосходило восточноевропейские территории. Посему видно, что в сказках злые кощеи обладают всякими чудесными — колдовскими штуками. Техническими новинками, как сейчас бы сказали. Которые нельзя понять, но зато если получишь в свои руки что — то эдакое, то великие дела делать можно.
А вот бессмертные они потому, что какой бы силой не обладал добрый молодец, не сможет он добраться да злодея, ведь у него и злато, и слуги, и дива-дивные.
Кощей Бессмертный: кем был самый знаменитый сказочный злодей
В них же — мужество и могущество. В них же — вечный огонь. В нем же — весть о мягкошерстных ягнятах. В них же — полное послушание. В нем же — правый кострец. В нем же — рост, цветение и насыщение соками. И Телепинус вкладывает в руки царя овечью шкуру.
И он ему дает все блага! Кстати, Кощей по- чеченски будет Хожа [3]. В ангольской сказке "Цари животных" [4] угадывается известный всем сюжет русской сказки "Иван-царевич и серый волк ": — Уходи скорее! Если тебя увидит Царь змей , он отдаст тебя на съедение своим подданным. Птица — в клетке... Клетка — в камне...
А камень — на дне моря...
Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, у А. Пушкина представляется скаредным и скупым «там царь Кащей над златом чахнет». Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым и открыто зовётся владыкой подземного царства, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду. Согласно данным некоторых исследователей, персонаж по имени Кащей прослеживается в русских сказках только с XVIII века, до этого, как полагают те же исследователи, соответствующий персонаж носил имя Карачун. В народных русских сказках — мифическое существо: худой, костлявый старик, обладающий тайной долговечности, богатый и злой. Исхудалый, тощий и высокий старик разг. Скупец, скряга разг. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.
Подтверждение тому можно найти в памятнике древнерусской литературы - в "Слове о полку Игореве". Там князь Игорь, попав в плен к половецкому хану Кончаку, садится "в седло кощеево". Кроме того, сожалея о проигрыше в битве с половцами, автор "Слова" говорит, что если славянские князья бы объединились, то тогда кощей, то есть угнанный в рабство пленник, стоил бы по резане а резанью называли мелкую монету.
Действительно, в сказках нередко рассказывается о том, как главный герой обычно Иван-Царевич находит Кощея, запертого в подвале. Тот начинает жаловаться, что десять лет не ел ни крошки и не пил ни капли, и уговаривает Ивана принести ему воды. Выпив 10 ведер, Кощей разрывает цепи, ломает стальные решетки и сбегает из плена, чтобы начать чинить разнообразные козни.
Между тем, поглощение воды в таких немыслимых объемах в русских сказках приписывается персонажам двух типов. Первый тип — это богатыри, былинные персонажи, наделенные огромной силой. В драке они легко справляются с противниками — махнут рукой налево, и вместо стены противников улица, махнут направо — переулочек.
Голоса у богатырей были оглушительными. Спали они долго и крепко, пили, как и было сказано, ведрами. Сила и эпизод с десятью ведрами воды дает повод задуматься: а может, Кощей тоже был богатырем - просто злым?
Эту версию порой выбирают авторы современного славянского фэнтези. Так, в одной из сегодняшних обработок легенды о Кощее говорится о том, что когда-то он был великим богатырем, но затем попал в плен. Его на десятилетия заточили в темницу, где подвергали жестоким пыткам, из-за чего он утратил разум, но не утратил силы.
В результате Кощей рисуется сумасшедшим маньяком, которого, впрочем, впоследствии останавливает другой богатырь. Интересная интерпретация, однако Кощей все-таки не был безумцем. Напротив, скорее злым гением, знатоком темных искусств, способным превращать врагов в зверей, камни или деревья, а также самому превращаться - в ворона, например.
Второй тип существ, которым русские сказки приписывали способность поглощать воду ведрами, были змеи. Те самые, с которыми постоянно сражались богатыри. В славянской традиции у змей было много голов, они могли дышать огнем и часто нападали на людей — сжирали их, а девушек воровали и брали в жены.
Облик Кощея начисто лишен змеиных черт, он вполне антропоморфный, но воровство чужих невест за ним неоднократно подмечалось собственно, это главная причина, по которой герой обычно идет с Кощеем сражаться. Есть и еще одна вещь, которая связывает Кощея с мифологическими змеями. Змей как символ представлен в легендах множества народов.
Часто он представляет собой доброе начало и связывается с плодородием и землей. Но у него есть и темная, хтоническая сторона, связанная с мраком и хаосом. В этом случае змей восстает против света и олицетворяет собой всю тьму, которая только может пробудиться в человеке.
Хтонический змей имеет доступ к подземному миру, царству мертвых и их магии.
В «Слове о полку Игореве» это слово упомянуто дважды: «чага рабыня была бы по ногате, а кощей раб по резане» и «в седло кощеево» т. Санскритское слово kocagara также означает "хранитель казны" и произносится как "кошягара" или "кочагара". В белорусском языке «кашеваць» - раскинуть стан. Попутно следует заметить ещё одну связку слов: касть — капость — пакость — мерзость, нечистое, сорное, гниющее об останках.
Владимир Даль приводит такие значения слова касть, как грязь, распутица арханг. А теперь вспомним мифологический образ. Кощей — порождение Матери Сырой Земли, рождающая, как добрых, так и злых существ. Он лежал на океане, матери всех морей, из которого вышла земля. Буян потому и остров, что находится среди беспредельного океана.
Как и когда создался Буян-остров, предания молчат". Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Изд-во "Индрик", М. Дальше Афанасьев продолжает: "…дуб мокрецкий", который "ни наг, ни одет", то есть и засохший, и живой, с отпрысками, не развившийся, а ветры из "тутошнего", проявленно-тварного мира, приносят под этот дуб семена, зародыши, остающиеся "от суровости нечистой силы мороза - для новой жизни" с.
Замок мог быть, как железным, так и символическим. Во многих заговорах, например, в обряде первого выпаса скота, когда хоровод напевал магическую песню для сохранности стада от зверей и мора, в конце действа всегда упоминался замок, на который крепко запирался хороводный круг и ключ такой же символический как бы выбрасывался, или поступал на хранение какому-нибудь божеству, например, Заре, духу Воды или им подобным. Заяц, как известно, - символ плодовитости, недаром олицетворялся в образах богинь. Вспомним, что Саксонская Богиня Истер Eostre , которая по своему значению была схожа с богиней Живой, изображалась с головой зайчихи. Заяц позднее, кролик во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках.
Утка Мировая Утица — Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо — символ жизни. Если вспомнить другие варианты и иные сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла спица? Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях.
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный?
- Больше, чем персонаж детских сказок
- Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
- АННовости - Кто такой Кощей Бессмертный?
- Откуда пошли Личи из современного фэнтези, и при чём тут Кощей Бессмертный
Родственник Горыныча
- Читайте также по этой теме:
- Исследовательская работа "Кощей Бессмертный-кто он?" • Наука и образование ONLINE
- Кащей Бессмертный - кто это?
- Кощей Бессмертный: кем был самый знаменитый сказочный злодей
- Кощей Бессмертный: кем он был на самом деле
- Кощей Бессмертный: кем был самый знаменитый сказочный злодей
Кто такие Баба Яга и Кощей Бессмертный?
Кащей Бессмертный является одним из самых загадочных персонажей русских волшебных сказок. От кельтско-британско-ирландских мотивов мы можем проследить цепочку, в которой Кощей Бессмертный может быть прародителем царской династии Романовых. Следовательно, сказание о Кощее Бессмертном надо рассматривать не как вымысел, а как серьёзный источник знаний, который посредством мифа дошёл до нас из глубин времени. Кащей (Кощей) Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. кощей Бессмертный-ттт СПОСОБНОСТИ: Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять.
Разыскивается Кащей Бессмертный
Жильё он себе выбирает тоже нестандартное — труднодоступный замок на вершине скалы или глубокую и мрачную пещеру. И это всегда не в мире людей, а в тридесятом царстве, которое в сказках обычно и означает мир мёртвых. Подтверждением тому служит факт, что добираться туда бывает сложно, долго и опасно. А без помощи Бабы Яги или волшебных помощников — вообще невозможно. Жертва безответной любви Кадр из мультфильма «Царевна-лягушка» 1954. YouTube Любимые сказки и мультфильмы. Самое удивительное в костлявом и ветхом старике — его могучая тяга к любви и институту брака. В каждой сказке он непременно выбирает самую прекрасную девушку и злодейски похищает её практически из-под венца. После долго уговаривает, запугивает, принуждает к браку.
Но получив окончательный отказ, превращает девушку в нечто мерзкое — жабу, змею. Если очень повезёт — в птицу. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп объясняет это тем, что в славянской мифологии умершим людям приписывали два мучительных голода, которые они уже не могли удовлетворить. Это обычный голод то есть желание поесть и половой голод — притяжение к противоположному полу. Неудивительно, что для любви старик выбирает живых девушек, но так от них и не получает взаимности. Спасти несчастную может только искренне любящий молодец, но ярость Кощея бывает сокрушительной, а жертвы — немалыми. Уже после первой битвы немощь и дряхлость колдуна не может ввести нас в заблуждение. Он очень силён благодаря магии, а бессмертие делает его неуязвимым перед любым оружием.
Поэтому ни одному богатырю в честном бою с ним не справиться. На что способен властелин мёртвого царства? День деньской размахивать огромным мечом в 500 пудов. Это, на минуточку, восемь тонн. Для его магии не нужны ни заклинания, ни волшебные палочки. Он превращает противника во что угодно только гневным взглядом. Сам легко оборачивается вороном или зверем. Рядом с ним всё теряет жизненную силу, даже растения.
Как и другие стражи мира мёртвых, он не переносит запах живого человека и чувствует его очень остро. У него на службе находятся не только упыри и нечисть, но и силы природы. Обычно его появлению предшествуют буря, погружение мира во тьму, гром, град и прочие неприятности. Для пущего эффекта злодей возникает либо из ниоткуда, либо прилетает вороном и принимает человеческий облик. Но чаще всего у колдуна есть необычный конь. Он столь же ужасен на вид, могуч и способен мчаться быстрее ветра.
Таким образом она имеет как бы два брака: один насильственный со зверем, другой — с человеком, царевичем. Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки» До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится. В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы. Для этого даже не всегда нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя. Это так называемая внешняя душа, bush soul. Обладателем такой души является Кощей. Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо».
Кто же так сильно напугал наших предков, что остался в народной памяти как символ страха и ужаса? Тайна имени Самая распространенная версия происхождения имени «Кощей» — от слова «кость» и означающая худосочного человека — сегодня не в моде среди лингвистов. Современные исследователи русского фольклора находят однокоренные слова в нижнелужицком «ko? Кто такой Кощей? Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие — русскую версию германского бога Одина, третьи — несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой. Преступления Кощея В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях.
При этом вождь находился в преклонном возрасте. Не исключено, что рана сильно беспокоила готского вождя, от чего его характер ухудшился. С каждым днем он становился злее, вспыльчивее, жестче. Невыносимым характером объясняется этимология имени Кащея, приведенная Владимиром Далем. Лексикограф считал, что восходит оно в «касть» — «гадость, мерзость, скверна». Есть, правда, в легендах о Германарихе несостыковки. Если речь идет о битве 375 года, то, по мнению готского историка Иордана, вождь готов бы не ранен, а убит. Из того же источника следует, что возраст Германариха на момент сражения составлял 110 лет. Насколько такой возраст реальный и мог ли готский «король» выжить, история умалчивает. Не исключено, что его именем назвался один из его наследников или преемников, чтобы нагонять ужас на врагов и сделать легендарное имя Кащея бессмертным. В XII веке «кошем» называли аилы — основные ячейки половецкого общества. Так, в «Слове о полку Игореве» они употреблены трижды. Два раза как нарицательные — «кощей по резане» и «седло кощиево».
Популярное в разделе
- Кощей Бессмертный
- Исследовательская работа "Кощей Бессмертный-кто он?" • Наука и образование ONLINE
- Кощей Бессмертный: "змеиный" богатырь - 22 Августа 2011 – Земля - Хроники жизни
- Кощей Бессмертный – языческий бог славянской мифологии или сказочный герой?
Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие. Как убить Кащея В одной из сказок Кащей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода море-океан , земля остров , растения дуб , животные заяц , птицы утка , а дуб — «мировое древо». Иными словами покончить с Кащеем можно, уничтожив миропорядок.
В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка - человеческую душу, а Иван Царевич — дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными. Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями.
Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. Это два принципиально разных героя. Славянские рунические образы вообще необычайно глубоки и емки, неоднозначны и непросты для обычного смертного читателя. Этими образами в владели лишь Волхвы, ибо запись и прочтение рунического образа — дело серьезное и очень ответственное, требует большой точности, абсолютной чистоты мысли и сердца и прочих джедайских наворотов.
Фильмография и актеры Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представлю несколько известных картин с участием именитых актеров. Роль антагониста досталась актеру Георгию Милляру, который успешно справился с образом. Георгий Милляр в роли Кощея Бессмертного Впрочем, этот лицедей выступил в своем привычном амплуа, потому что в свое время он играл Бабу-Ягу и черта из картины «Вечера на хуторе близ Диканьки». Георгий Францевич поработал на одной съемочной площадке с Сергеем Столяровым, Александром Ширшовым, Сергеем Филипповым и другими звездами кинематографического небосвода.
Кроме того, Милляр перевоплотился в злодея в фильме «Огонь, вода и… медные трубы» 1967 , где сыграл вместе с Анатолием Кубацким, Алексеем Смирновым и Михаилом Пуговкиным. Сюжет рассказывает о том, как после дождичка в четверг царь Авдей стал отцом: супруга родила ему мальчика. В тот же день ключница Варвара тоже родила первенца, а в капусте был обнаружен новорожденный подкидыш. Олег Табаков в роли Кащея Бессмертного Всех мальчиков назвали Иванами, а владелец короны велел воспитывать их вместе.
Однако ключница решила действовать хитростью: в царскую люльку положила своего сына, а остальных отдала разбойникам. Прошло 20 лет, и два Ивана решили освободиться от оков и сразить Кощея Бессмертного. Но последний монарх словно провалился сквозь землю, а королева не смогла справиться с государственными делами в одиночку. Поэтому повелительница начала размышлять о том, как бы отдать свою дочь Алену замуж на выгодных условиях.
Сердце девушки покорил Иван-царевич, которому пришлось сразиться с Кощеем Бессмертным.
Как ни странно, и по этому вопросу до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие — русскую версию германского бога Одина, третьи — несколько отмороженного волхва с прокачанными магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что никакой он не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой. Преступления Кощея В русских сказках Кощей предстает мощным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях.
Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» легко расправляется с целым царством, превратив его в камень. Сам злодей предпочитает оборачиваться вороном. Неуспешный дамский угодник Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.
Силой единой с ним не справишься. Нужна помощь ведающих людей той же Бабы-Яги , например. Чтобы победить Кащея надо обладать силой телесной и духовной, иметь знания и опираться на помощь друзей. На кадре из мультфильма « Лягушка-царевна » показано место, где спрятана смерть Кащея. А смерть его — на конце иглы, а игла — в яйце, а яйцо — в утке, а утка — в зайце. Заяц же в сундуке спрятан, что к дуду прикован, а дуб страшный Змей охраняет. В литературе обсуждается два варианта смерти на конце иглы. Первый — иглу надо сломать, второй — иглой надо пронзить Кащея. Можно иглу отправить со стрелой. Мне второй вариант кажется более правильным Кадр из мультфильма « Бабка-Ежка и другие « КАПИЩА в честь Чернобога изготавливали из темных пород камня, деревянный идол полностью обивали железом, кроме головы, на которой металлом отделаны были лишь усы. В жертву Чернобогу приносили различных животных, кровь которых пускали непосредственно перед алтарем, так чтобы она стекала на него. По одной из версий — Тьма старше Света. Тьма была до начала начал; Тьма самодостаточна — она может существовать сама по себе, тогда как для существования Света необходим некий Источник. Вечно сражаются Чернобог и Белобог , победить друг друга не могут, сменяют друг друга день и ночь — олицетворение этих божеств. Гнев Чернобога могут укротить только волхвы.
Итак, тема сегодняшнего поста Кощей Бессмертный. Лингвисты до сих не пришли к единому мнению относительно этимологии его имени. Есть три распространенные версии. То есть очень худой, тощий человек. Это подкрепляется внешним видом Кощея — его обычно рисуют страшно худым, скелетообразным.
Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя
Наиболее вероятный исторический претендент на роль Кощея Бессмертного — готский король Германарих, правивший в VI веке. Возможно, Кощей Бессмертный олицетворяет собой процесс трансформации из одного состояния в другое. Кощей Бессмертный – многоплановый собирательный образ, не имеющий конкретной родословной; он – волхв, наделенный страшной внешностью и владеющий магией. А как Кощей стал бессмертным? Может, просто Кощей с помощью обряда или более могучих сил получил своё бессмертие путём того, что душа Кощея заперта в игле. Кто такой Кощей Бессмертный из русских сказок? Кощей ведет себя как Аид, который похитил Персефону, дочь Деметры. В статье «Функциональное значение мифологического образа Кощея Бессмертного и его отражение в русских волшебных сказках» а и обращают внимание на то, что чаще Кощея считали не собственно Чернобогом, а его внуком.
СУДЬБА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА БЕССМЕРТНОГО
Давайте заглянем в сказки поглубже и разберёмся кто же на самом деле наш самый большой злодей из детства?! Для начала определимся, что Кощей — это не просто персонаж сказок. Это отдельная и весьма значимая персона в славянском языческом пантеоне. Не побоюсь этого слова, Кощей — это языческий бог.
Корень имени «кощ» и его происхождение среди исследователей вызывает бурные споры. Если верить Фасмеру, то имя данного языческого божества происходит от слова «кощун», что в переводе значит, тот, кто надсмехается, богохульник, одним словом. Срезневский даёт более развёрнутое толкование слов с корнем «кощ»: «кощуна» — рассказ, сплетня, скорее клевета, которая не содержит в себе ничего правдивого; «кощунание»- предаваться делу нечестивому, грешить, «кощь»- костлявый, очень худой.
То есть, мы определённо можем видеть, то негативное направление, которое принимает происхождение этого слова. Впрочем, это и не удивительно, ведь с приходом православия на Русь, всё во что веровалось до этого, было объявлено язычеством и бесовским учением. Поэтому возможно, что те, кого называют сейчас кощунами, были не просто язычниками и сказателями басен, но почитателями культа Кощея.
В бытовом понимании у слова кощей два значения, и они имеют разное происхождение: праиндоевропейское и тюркское. Сегодня мы используем слово кощей именно с тюркским пониманием, то есть худой, истощённый, нищий и даже раб. Если вспомнить те же самые старые русские народные сказки, то Кощей всемогущ, и он способен на многое.
Но в более поздних пересказах появляется тот самый худой и истощённый Кощей, который в корне не соответствует изначальному лику языческого божества. Здесь можно предположить влияние христианства, которое пытаясь укорениться на русской земле стало менять устоявшиеся образы, на более выгодные себе, чтобы постепенно вызвать у людей отторжение от языческих верований. Если идти другим путём и придерживаться праиндоевропейского происхождения слова кощей, тогда мы опять-таки возвращаемся с теории Фасмера, о том, что Кощей, значит костяной.
Но всё же есть некая недосказанность в этих суждениях. Что если праиндоевропейский «host» претерпел изменение и вместо слышимого к, мы получили г?! Тогда след уходит уже к английскому слову «ghost», что означает призрак, видение.
То есть мы не теряем прежнее значение, костяной, но уже имеем потустороннюю подпитку для образа Кощея. Теперь можно смело выдвинуть теорию, что Кощей имеет связь с потусторонним миром. Стоит вспомнить, что из старых народных сказок известно, что Кощей подпитывает свою огромную силу из воды.
Вот тут-то и возникает параллель с греческим аналогом потустороннего мира, где протекают вечные воды реки Стикс, и бог подземного мира Аид черпает свои силы именно из этой реки. Просто совпадение?! Не думаю.
Возможно мы имеем дело со старославянским эквивалентом бога Аида, и Кощей тогда предстаёт перед нами богом загробного мира. Кто такой Кощей — бог или сказочный злодей? Так или иначе, мы уже имеем некоторое представление о возможных путях возникновения самого имени Кощея.
Теперь рассмотрим его фигуру в сугубо языческом ракурсе. Существует гипотеза, что каждый из них был отдельным воплощением Чернобога, то есть не сыновья, а ипостаси одного и того же бога.
Проблема в том, что это может быть результатом более позднего переосмысления имени. Здесь тоже своя проблема — в сказках это довольно могущественный персонаж, который ни чьим пленником не является исключение составляет ряд сказок, где в начале Кощей предстает как раз узником в подземелье. И, наконец, третья версия — наименее убедительная и самая слабая в плане лингвистического обоснования. Некоторые исследователи выводят имя Кощея из имени древнеславянского божества Карачуна — повелителя холода и мрака, обитающего в подземном мире. При этом большинство ученых убеждено, что это два совершенно разных персонажа.
Просто совпадение?! Не думаю. Возможно мы имеем дело со старославянским эквивалентом бога Аида, и Кощей тогда предстаёт перед нами богом загробного мира. Кто такой Кощей — бог или сказочный злодей? Так или иначе, мы уже имеем некоторое представление о возможных путях возникновения самого имени Кощея. Теперь рассмотрим его фигуру в сугубо языческом ракурсе. Существует гипотеза, что каждый из них был отдельным воплощением Чернобога, то есть не сыновья, а ипостаси одного и того же бога. Здесь можно применить теорию много сознательности богов в славянском пантеоне, «один за всех, и все за одного», так сказать. Опустим этот момент и перейдём непосредственно к Кощею. Он младший сын Чернобога. Повелитель мёртвых душ. Стоит не путать с самой смертью, так как Кощей не отнимает жизнь, он лишь властвует в загробном мире и повелевает уже мёртвыми душами. Опять параллель и подозрительное сходство с греческим Аидом. Но у славян Кощей не просто повелевает и заведует загробным миром, он может в любой момент поднять целую рать из мертвечины. Итак, Кощей славянский некромант. В его арсенале так же неисчерпаемые знания. Кощей своего рода и чернокнижник. Кощей искусный воин. О его владении мечом, ходит множество легенд. А ещё у него есть заговорённые доспехи, которые делают его практически неуязвимым. Ни в одном из древних преданий, сумевших дойти до нас, Кощей не был побеждён. Повержен да, но не убит. Рождается вопрос, а почему? Давайте вспомним, что говорят сказки о бессмертии Кощея: смерть его в игле, игла в яйце, яйцо в утке, а утка в зайце, заяц тот, сидит в железном сундуке и цепами прикован к дубу на острове Буяне. Итак, начнём анализ с образа иглы. Игла, или даже спица — это оружие для ткачей и прях. Если вспомнить, что древние славяне представляли свою судьбу в виде полотна, на котором каждая нить, это человек. То есть игла в этом случае орудие, для вышивки судьбы мироздания. Затем рассмотрим образ мифического яйца. Оно упомянуто не случайно.
Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела меняет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея. Как убить Кощея В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — смерть моя».
Бог, колдун и раб: кем на самом деле был Кощей Бессмертный в фольклоре
Баба-Яга помогает сказочному герою победить трёхглавого змея или даже самого Кощея Бессмертного. kozhey Бог Кощей – владыка подземного царства, темных подземелий и подземного солнца, один из ликов Чернобога. Кощей Бессмертный является злодеем в данном произведении. Анатомия Кощея: кем может быть бессмертный сказочный злодей с точки зрения науки.