Само слово «Святки» произошло от глагола «святить», так как в праздничные дни народ прославлял («святил») Иисуса Христа и его Рождество. Ежегодно в начале святок на Щёлоковском хуторе с самого утра начинаются настоящие народные гулянья. Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути. Святки отмечаются в период между Рождеством Христовым и Крещением, длятся они 12 дней и в 2022 году пройдут в период между 6 и 19 января. Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае.
12 священных ночей. Колядование, венок, полено, обряды - история традиций
От Рождества и до Крещения православные христиане отмечают Святки. это двенадцать Святодней, символизирующие собой двенадцать месяцев в году, шесть Светлых — Светлое Полуколо года, и другие шесть Тёмных. читайте на ФедералПресс.
В России проходят Рождественские святки
В России проходят Рождественские святки | Наступили святки — начались колядки! В детском саду «Уголёк» с песнями и плясками состоялся праздничный рождественский переполох. |
Святки на приходах Королёвского благочиния | Тегирождественские святки что это, святки две недели зимних праздников от рождества приходящегося, зимние праздники рождество святки крещение, рождество печоры 2023. |
Святки в русской деревне XIII–XVIII веков | Контакты. г. Старый Оскол, улица Ленина, 71/12. |
Святки в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника | В Нижнем Новгороде праздновали святки на территории музея деревянного зодчества «Щелоковский хутор». |
24 декабря - 5 января: Большие Велесовы святки
В тульских деревнях существовала такая примета: если каша сварилась вкусной, год будет хорошим. Если каша не удавалась, ее бросали в прорубь, чтобы изменить судьбу. Часто делали это с петухом. Перед ним клали землю, глину, рожь, мешочек и колечко. Куда петух клюнет, то девушку и ждет.
Если в рожь, то жить она будет в богатой семье. Если в землю - значит, выйдет замуж за работящего мужчину. Если в глину, то муж будет печник, без печи ни одна изба не обходилась. А если петух клюнет в кольцо, то девушка выйдет замуж.
Мешок предвещал бедного мужа. Гадание с петухом. Еще одно гадание с "колодцем": девушки составляли его из небольших брусков и клали около кровати, при этом произносили слова: "Суженый-ряженый, приди ко мне ночью воды напиться". Жених должен был присниться.
Гадали тульские девицы и с кольцами: опускали их в блюдце с водой, пели подблюдную песню, а после куплета-предсказания вынимали колечко. Чье попадалось, тому и предсказание. Считалось, что именно таким образом можно было узнать, когда девушка выйдет замуж и сколько у нее будет детей.
Святки — самое мистическое время в году, знаменующее собой переход от старого года к новому, олицетворяющее древнюю идею торжества света над тьмой, добра над злом. На семинаре мы раскроем смысл событий святочного периода, поговорим об его тайнах, о содержании и значении проводимых обрядов, об особенностях святочного поведения, а также о праздничной кухне в период зимних праздников. На практическом занятии вы разучите разновидности святочного фольклора - игры, хороводы и танцы, ознакомитесь с репертуаром музыкальной части рождественского вертепа.
Святочные гадания - часть старинной русской традиции. Собирались девушки темными зимними вечерами у зеркал, и плыли в сумерках заветные шепоты: "Суженый мой, ряженый, приходи ужинать". И в полутьме казалось, что выглядывает из зеркальной глубины тот самый, судьбой предназначенный. Бегали на святки к амбару, спрашивать свое будущее - считалось, что даже сушеная рыба в волшебную ночь ненадолго обретает дар речи.
Ох, и страшно это было... Кто ее знает, темную эту силу, особенно беспокойную перед Крещением? Может, и ответит, а может, и пошутит зло, или вовсе сгубит. Видели в небе на Святках огненных змеев, по улицам бегали крохотные, но злые "кикиморы дети" - шуликуны, опасно было ходить в лес и приближаться к проруби без слова молитвы.
Посетители библиотеки узнали, что такое колядки и когда их устраивали, как это всё происходило на страницах русской литературы. Также сотрудники библиотеки знакомили участников тематического дня с народными приметами и обычаями, связанными с январскими праздниками. А их на первый месяц года приходится очень много: это и Новый год, и Старый Новый год, и два Сочельника — Рождественский и Крещенский, и собственно Рождество и Крещение, и Святочная неделя… Вот уж действительно: «Кабы не было зимы в городах и селах, никогда б не знали мы этих дней веселых! Отдельная страничка тематического дня была посвящена зиме как времени года — сколько она длится, какой бывает, чем можно заниматься и развлекаться зимой, какие существуют зимние виды спорта.
«Рождественские святки»
Святки празднуют с 6 по 18 января 2023 года. Существует мнение, что эта 12-дневка называется Святками, поскольку каждый день освящен торжественным и великим праздником Рождества Христова. Тегирождественские святки что это, святки две недели зимних праздников от рождества приходящегося, зимние праздники рождество святки крещение, рождество печоры 2023.
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами
Ведь считалось, что именно в эти волшебные дни можно приоткрыть завесу будущего и узнать имя, возраст и социальный статус суженого. Завершались Святки приготовлениями к Крещению — во льду водоема делали прорубь в виде креста и декорировали ее узорами, высеченными на льду. Народные приметы и поверья Хмурое небо и снегопад на Крещение говорит, что урожай будет богатым. Ясная погода предвещает обратное.
Если каша, сваренная в канун Старого Нового года, удалась, семью ждут удача и достаток. Обилие звезд в ночь с 13 на 14 января — предвестник изобильного года. Незамужним девушкам и парням запрещается сидеть на углу во время праздничных застолий — иначе им никогда не вступить в брак.
Если в Сочельник идет снег — быть хорошему урожаю. Морозное Рождество сулит семьям любовь и мир.
Антон Дерябин Их пение сильно отличается от так называемого народного, которое мы привыкли слышать с экранов телевизора. Их пение - сложное, со множеством переходов, оно какое-то... Почему так? Да потому что не упрощенное и основано на многолетнем изучении песен бабушек в русских глубинках. Ну и еще основателей "Макоши" волновало не только пение, но и духовные поиски, изучение корней Еще в начале XXI века Зоя Григоричева и Нина Петрова начали проводить народные праздники - хороводы, молодецкие забавы. И учились пению у лучших мастеров.
Как оказалось, никуда русские традиции не исчезали, они живут в деревнях, в мудрости бабушек и дедушек, которую сохранили от своих предков. Гармония между мужским и женским, взаимосвязь с природой, со стихиями, взаимное познание через танцы и обряды - все это опять актуально и начинает пользоваться большой популярностью и среди молодежи. В хороводах, к примеру, много энергетики и смысла. Вспоминаем правило буравчика из физики: вращение по часовой стрелке в плоскости земли порождает энергию сверху, против часовой - энергию снизу, с земли. Никакой мистики - просто законы природы.
Церковные правила «Первые три дня, по древнему обычаю, христиане оставляли все дела мирские и житейские, не только частные, но и гражданские и общественные», — говорится в книге священника Григория Дьяченко « Праздничный отдых христианина » 1900. Остальные девять дней назывались «святыми вечерами». В эти дни вменялось в обязанность читать священные книги и «проводить душеспасительные семейные беседы». Святочные гуляния Святочные гуляния начинались накануне Рождества Христова, после захода солнца. В своём исследовании выдающийся этнограф вспоминал ещё одну прекрасную традицию: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу.
Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные обдаривания и приглашения на пиршество». Традиция маскарада на Руси сохранялась, переходя из века в век.
Йоль - самый главный, священный и самый могущественный праздник друидов. У славян Солнцеворот еще назывался Коляда — по имени бога солнца Коляды, чье рождество отмечали в день после ночи зимнего солнцестояния 2-й Ночи Йоля , когда солнце начинало "идти на лето". Йоль начинается в ночь с 19 на 20 декабря — это Начальная Ночь Йоля «нулевая» по счету ночь. Затем идет 1я Ночь материнская , 2я Ночь Зимнего Солнцестояния , 3я… и так до заключительной самой волшебной 12-й Ночи Йоля новогодней. Эти 13 ночей — брешь между двумя годами, сакральный период, в течение которого нет ни привычного времени, ни привычных границ, когда вершится жребий богов и вращается веретено богини Судьбы, Урд. В эти ночи все миры сходятся в Мидгарде: боги и богини нисходят на землю, мертвые выходят из Нижних Миров; те из людей, кто часто общается с Миром Иным, на время покидают свои тела и присоединяются к всадникам Дикой Охоты или становятся оборотнями и прочими духами.
Традиции Йоля Во всё время праздника непременно горело йольское бревно-полено. Его зажигали с помощью углей, оставшихся от такого же бревна с прошлого года, и медленно сжигали в течение 12 дней. Наши бисквитные рулеты оказывается пришли к нам из древнего Йоля Было принято зажигать жировые светильники-лампады или свечи, которыми украшали дом и окружающие его вечнозелёные деревья — ели. Они считались символом света, а также способом призвать добрых духов.
Что такое святки: кто, когда и зачем их отмечает?
А что меня ждет? Рассказываем и показываем, как гадали на Вологодчине в Святки | От Рождества и до Крещения православные христиане отмечают Святки. |
Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции | Венчаться на Святки, а также проводить любые другие светские праздничные мероприятия, также нельзя. |
Святки: 12 дней ритуальных угроз и наказаний - МК Тула | В дни между Рождеством и Крещением православные верующие отмечают Рождественские святки. |
Святки: 12 дней ритуальных угроз и наказаний
Нельзя заниматься домашними работами и нельзя с кем-либо ссориться. Употребление алкоголя в этот день тоже под запретом. Девушки проводили активно обряд красоты: умывались в освящённой воде, чтобы весь год не было проблем с красотой и кожа оставалась чистой. Народные приметы и поверья на праздники Святки Существовала раньше примета, связанная с охотой во время Святок: считалось, что того, кто охотился, в ближайшем году будет ждать беда. Пасмурная погода, метель и сильный снегопад на Крещение — знак, что урожай будет хорошим и плодородным. Если же погода в Крещение ясная, то хорошего урожая можно не ждать. Если каша на Старый Новый год получилась особенно вкусной, то считалось, что в семье будет удача и благополучие.
Звёздное небо с 13 на 14 число знаменовало предстоящий богатый год. Старинные святочные гадания В это странное время завеса между миром людей и миром сверхъестественного становится тоньше, а магия усиливается. Поэтому раньше во время Святок были распространены всевозможные гадания. Обычно это делали девушки, которые пытались узнать о своем суженом. Существовало много способов узнать будущее: по воску, яблокам, карточкам, глядя в зеркало. Молодые девушки собирались ночью в бане и снимали крестик, чтобы узнать, за кого они выйдут замуж и как скоро.
Ясной ночью можно было сделать и такой ритуал: взять зеркало и повернуть его к небу так, чтобы оно отражало луну. Далее нужно пристально смотреть на него, пока изображение не начнет размываться и размножаться. Количество маленьких лун в зеркале показывало, насколько большой будет семья. Раньше часто предсказывали будущее с помощью свечного воска и чаши с водой. По каплям воска определяли будущее. Основные гадания можно было разделить на три группы: гадания на урожай, на семью и на любовь.
Во времена Святок любовные ритуалы были самым популярным способом развлечения для многих юношей и девушек. Несмотря на то, что Церковь не одобряла и до сих пор не одобряет подобные действия. Молодые люди все равно гадали всеми возможными способами. И сегодня некоторые тоже гадают на Святки, так как уверены, что в этот период можно получить ответ на любой вопрос. Elena Друзья, понравилась статья! Поделитесь ею с друзьями!
Всего один клик по кнопке соц.
Также важно, что в Древнем Риме и в Византии подобные мероприятия были связаны с празднованием январских календ. Известно, что император Петр I сам любил эти гуляния и заставлял принимать в них участие своих приближенных. Причем причины запрета были не столько богословскими, сколько вызваны практической необходимостью: сами гуляния и связанные с ними разнузданность, анархия рассматривались как общественно опасные. Особенно обратим внимание на следующие слова: «Той же епитимии надлежит подвергати и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о щастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков» правило 61 и «Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических» правило 62. Гадания Распространен предосудительный обычай гаданий во время Святок о судьбе, о будущем супруге и пр. Понятно, что любые гадания являются языческими обычаями, связанными с волхованием и общением с нечистыми духами, потому ни в коем случае не приемлемы для христиан.
Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Кроме всего прочего, в святки запрещалось охотиться.
Также в эти дни принято гадать, так как считается, они являются пограничным периодом между старым и новым хозяйственным годом, когда среди людей незримо обитают духи. По традиции, это обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
Как отмечали Рождественские святки в старину Фото: pixabay. Как только на небе появлялась первая звезда, на улицу выходили ряженые. Переходя от дома к дому, люди, надевшие одежды, сшитые из шкур животных, пели особые песни — колядки. Неизменным атрибутом были маски и рога на головах колядующих.
Хозяевам домов, в которые заходили колядующие, полагалось вознаградить ряженых. В ход шли деньги, сладости, пироги, караваи. Поскольку Рождественские колядки изначально посвящались языческому богу — Коляде, и прославлению Даждьбога, в песнях-заклинаниях упоминались их имена. Главным действующим героем в колядках считали медведя. Как правило, для этой роли старались выбрать самого крупного парня. На него надевали шкуру животного, и пускали впереди шумной процессии.
Ряженые во время колядок были не везде. На некоторых территориях вместо них в дома заглядывал на огонек старик с посохом. Его роль могли исполнять и представители молодежи, и люди среднего возраста, и пожилые. Зайдя в избу, незваный гость строго спрашивал у хозяев, сколько доброго им удалось сделать в прошлом году. Если хороших дел оказывалось мало, мог слегка пройтись посохом по спине. Чему посвящены рождественские колядки Фото: pixabay.
Колядки выучивали заранее, но часто придумывали на ходу. В них были обязательные словосочетания.
Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника
После безуспешных попыток искоренить языческую коляду христианская церковь включила ее в святки — 12 дней между Рождеством и Крещением. Игры и обряды коляды постепенно заменили прославление Христа, хождение со звездой и другие обряды. Святки стали воплощением языческих и христианских верований, а также праздником, насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами. С языческих времен сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, в период с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой. Святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими.
Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником. Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая — на Васильев день, вторая — на Крещение. Новое летоисчисление — новые традиции 1 сентября 1698 года москвичи последний раз встречали Новый год осенью. Петр I ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова до реформы счет дней на Руси велся от сотворения мира , а заодно и передвинул официальное начало года с сентября на январь. Указ от 20 декабря 1699 года расписывал новые детали старого праздника: «…а в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви… по большим и знатным проезжим улицам… перед вороты учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых еловых и можжевеловых…» Образцы украшенных ветвей были выставлены у Гостиного двора и Главной аптеки на Красной площади. Это новшество со смертью Петра I было забыто и соблюдалось только кабатчиками в питейных заведениях.
Также «в знак веселия» приказывалось учинить иллюминации и салют, более того, в каждом дворе было велено сделать по три выстрела из мушкетов и пушек, а на площадях пускать ракеты «какие у кого будут». С 1 по 7 января на Красной площади устраивались огненные потехи и стрельба, по ночам на улицах горели костры или поставленные на столбы смоляные бочки. Сохранились воспоминания Федора Поликарпова, постоянного автора газеты «Ведомости» и справщика редактора Печатного двора. Он наблюдал за встречей нового века из окон типографии на Никольской улице, которая неожиданно стала центром ночных торжеств: «…в знатных местах зделаны были ворота наподобие Триумфальных. Також у многих знатных домов украшены были ворота ветвями от разных древ и иллюминациями».
Его зажигали с помощью углей, оставшихся от такого же бревна с прошлого года, и медленно сжигали в течение 12 дней. Наши бисквитные рулеты оказывается пришли к нам из древнего Йоля Было принято зажигать жировые светильники-лампады или свечи, которыми украшали дом и окружающие его вечнозелёные деревья — ели. Они считались символом света, а также способом призвать добрых духов. Вот откуда пошла традиция украшения ёлок гирляндами огней и свечами. И конечно, нельзя было обойтись без елового венка Йоля — того самого, который в европейских странах непременно вешают на дверь дома перед Рождеством. Он имеет форму круга — «колеса времени», символизирующего слияние конца года и его начала, смерть и обновление, цикличность времени, круговорот в природе. Символом также были и колёса, обёрнутые соломой, которые поджигали и скатывали вниз с холмов. Из-за высокой вероятности встретить в эти дни какого-нибудь духа было принято наряжаться в костюмы из шкур и изображать разных животных реальных и мифических. Или надевать одежду людей противоположного пола, чтобы запутать духа при встрече. На рождество Коляды от дома к дому ходили колядовщики — ряженые в костюмы "страшных" зверей парни, девушки и дети, которые исполняли колядки.
Каждая семья ожидала христославов, приготавливая для них угощение. Обычно это были «козули» — пряники в форме коровы или козы, которые символизировали животных, находившихся в хлеву во время рождения Иисуса Христа. Каждый считал посещение церкви в Рождество своим не только личным, но и общественным долгом В сам день Рождества было обязательно попасть в церковь, и тут в городах возникала проблема переполненности церквей, и в домовых храмах различных учреждений вводили специальные билеты на праздничное богослужение. У некоторых появлялась еще одна предпраздничная забота — билеты на заутреню в церковь достать. Каждый уважающий себя житель считал посещение церкви в этот день своим не только личным, но и общественным долгом. Новогодняя елка Главный реформатор новогодних гуляний в России — Петр I — ввел традицию пышно отмечать Новый год: с танцами, песнями, запуском шутих и фейерверков, украшением домов и общественных зданий хвойными ветвями. Обычай же наряжать рождественскую елку появился значительно позднее — в 30-х годах XIX века, в царствование императора Николая I. При императоре Александре III было положено начало традиции посещения многочисленных елок членами императорской семьи. Ежегодно 25 декабря после фамильного завтрака император с детьми и великими князьями приезжал в манеж Кирасирского полка на елку для нижних чинов Собственного Его Величества конвоя, Сводно-гвардейского батальона и Дворцовой полиции. На следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Императрица Мария Федоровна лично раздавала солдатам и казакам подарки. Для офицеров праздник устраивался 26 декабря в Арсенальном зале Гатчинского дворца. Напротив бильярда стояли елка и стол с подарками, после раздачи даров всех угощали чаем. Александр III считал своим долгом разделить рождественские праздники с людьми, обеспечивавшими его личную безопасность. Единственными зданиями, где эта традиция сохранилась, были, как ни странно, кабаки. Перед Новым годом у ворот питейных заведений или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным «фирменным» знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Есть мнение, что ругательство «елки-палки» связано именно с этим отличительным знаком распивочных. Все остальные здания украшали по-разному — флагами и лентами, вдоль улиц ставили и зажигали плошки с жиром, а с появлением электричества стали покупать или брать в аренду электрические гирлянды. Приготовление елки было делом особенным. Украшалась она либо канонично — после всенощной, либо до всенощной В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары.
Все пришедшие на праздник тоже смогли поколядовать, они читали колядки, смеялись над веселыми присказками и пожеланиями: «Уж, ты, тетушка, подай, ты, лебедушка, подай! Ты подай-ка пирог, с рукавичку широк! Не подашь пирога, мы корову за рога! Не подашь хлеба, уведем деда! Также все вместе вспомнили литературные произведения, герои которых празднуют Рождество и Святки.
Святки на Щелоковском хуторе попали в эфир Первого канала
В святочные праздничные дни в художественной мастерской отделения социально-трудовых услуг прошло открытое занятие «Рождественские святки». Первое упоминание о Святках встречается в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в 373 году. Рождественские Святки также приурочены к зимнему солнцестоянию, этот удивительный праздник сочетает в себе как православные, так и языческие традиции. Контакты. г. Старый Оскол, улица Ленина, 71/12.
Забайкальский краеведческий музей провёл для школьников рождественские Святки
Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить. Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию.
Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров. Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах.
Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец. У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла. Та же роль представлена на германском севере Филии. На Иольском празднике был в честь Фрейера убиваем вепрь в присутствии короля, как священное животное.
Над этим животным, положив руки, клялись королю в верности. По окончании жертвы все предавались веселью, которое состояло в питие, яствах, плясках и разных играх. Эти Иольские праздники продолжались по нескольку дней. Остатки этого празднества остались еще кое-где на скандинавском севере, к которому присоединились гадания, приметы, суеверия и пр. В это время употребительна свинина и пироги в форме свиней. В Англии за несколько дней до праздника Рождества Христова начинаются в большей части городов ночное пение и музыка по улицам. В Голландии восемь ночей перед праздником и восемь после праздника ночей страж после возвещения утра прибавляет смешную песню, содержание которой — совет во время праздников есть кашу с изюмом и прибавлять в нее сахарного сиропа, чтобы она была слаще. Вообще рождественские праздники, несмотря на холодное зимнее время года, дышат весельем, как и канун Рождества.
Впрочем, сочельник в России менее весел как день постный, как день приготовления и встречи к празднику. У простого народа всегда найдется бездна смешных преданий по случаю этого дня, и ночь перед Рождеством бывает свидетельницей множества суеверных наблюдений. В целой Англии существует поверье, что будто бы если войти в хлев ровно в полночь, то найдешь весь скот на коленях. Многие убеждены, что в сочельник все пчелы поют в ульях, приветствуя день торжества. Это поверье распространено по всей католической и протестантской Европе. Вечером женщины ни за что не оставят кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу. Молодые девушки дают этому другое толкование: они говорят, что, если не допрясть кудели накануне Рождества, прялка придет за ними в церковь при венчании и мужья их подумают, что они Бог весть какие лентяйки. В этом убеждении девушки недопряженную кудель солят с целью сохранить ее от проделок черта.
Если нитки останутся на мотовиле, их не снимают, как обыкновенно, а разрезывают. В Шотландии домашний скот в праздник Р. В Англии в старину был обычай подавать в Рождество к столу кабанью голову в уксусе с лимоном во рту. Причем была пета песня, приличная торжеству. Есть приметы довольно оригинальные: например, в Шотландии и по сие время многие из простого народа верят, что кто первый отворит дверь в праздник Рождества, тот будет счастлив во весь следующий год, потому что он впустил Юля. Для этого языческого божества иные и по сию пору накрывают прибор и ставят хлеб с сыром и какой-нибудь напиток, как это делали восточные народы, и притом каждый гость должен отведать этой жертвы, а если забудет и уйдет, то это считается дурной приметой в Шотландии. Там же в Рождество, в Новый год, в первый январский понедельник и 3 мая суеверные люди в Шотландии ни за что не дадут угольев соседям, опасаясь колдовства и прочего вреда, как тому верили и римляне. В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны.
Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии: mirtesen , smi2.
Группы детей и взрослых, одетых в костюмы яслей, ходят от двери к двери, распевая песни под названием «колядки». Некоторые из них являются пасторальными колядками, восхваляющими рождение младенца Христа, в то время как другие связаны с Колядой, древней дохристианской славянской богиней солнца. Считалось, что Коляда может сделать длинные зимние дни теплее и принести солнечный свет в дома людей. Эти песни широко популярны на Украине, в Беларуси и России. За их пение людям обычно дают немного денег, фруктов, сладостей и пирогов. В принципе, Рождество было большим и важным праздником для каждой русской семьи и остается таковым до сих пор.
Тамара зажигательно и проникновенно исполнила Колядки — славянские обрядовые песни, которые было принято петь в период Святок — с Рождества Христова и до Крещения.
В колядках обычно славили Христа и желали хозяевам богатства, крепкого здоровья, хорошего урожая. Все пришедшие на праздник тоже смогли поколядовать, они читали колядки, смеялись над веселыми присказками и пожеланиями: «Уж, ты, тетушка, подай, ты, лебедушка, подай! Ты подай-ка пирог, с рукавичку широк! Не подашь пирога, мы корову за рога!