И происходит это в 980 году. Это 980 год нашей эры, 10 год 8-го десятилетия X века 1-го тысячелетия, 1 год 980-х годов. Статья автора «История и культура Евразии» в Дзене: 980-е годы до нашей эры характеризуются усилением влияния Израильского царства на дела восточного Средиземноморья.
Исторические события в 980 году
А вторую попытку предпринимает князь Владимир Святославович. И происходит это в 980 году. Каковы же были причины для проведения этой реформы? Дело в том, что все развивающееся государство Киевская Русь требовало какого-то упорядочивания язычества, которое было слишком примитивно.
Тем более оно в каждом регионе имело свои особенности, свои племенные культы. После смерти Олега к власти приходит князь Святослав, который ссылает своего сына Владимира в Новгород. В столице же тем временем правит Ярополк.
И Владимир с целой армией язычников идет в Киев, чтобы убить брата и занять престол, став новым князем. Сохранились даже отрывки из знаменитой летописи «Повесть временных лет» Нестора, описывающие эти события. Изначально было два культа — Перуна и Велеса.
Но теперь Владимир объявил главой пантеона из шести божеств Перуна, называя его общеславянским богом. А Велеса вообще исключил! Обновленные идолы отныне стояли не где-то далеко на холме, а в непосредственной близости от княжеского дворца.
В 983 году ему удалось завоевать ятвягов, главной целью которого стало получение речных путей по Неману, Висле и Бугу. Именно в период правления Владимира стала использоваться система предупреждения о нападениях. Были построены сигнальные башни, на которых разводился большой костер, в случае приближения неприятеля. Так информация быстро передавалась к самому центру Руси. Одной из главных заслуг Владимира по праву считается реформация религиозных традиций. Фреска Васнецова. Крещение Руси В 980 году им был проведена языческая реформа, с помощью которой князь попытался унифицировать язычество и ввести культ Перуна по всей территории государства, то есть сделать язычество государственной религией. Целью этой реформы было, конечно же, укрепление княжеской власти как внутри страны единый бог, единый князь , так и на внешнеполитической арене независимость от Византии.
Но в итоге объединить все славянские племена не удалось, так как у каждого племени был свой верховный языческий бог. Именно тогда появились первые предпосылки к крещению Руси. Однако выбор стал между несколькими религиями. Почему же было избранно именно крещение по Византийскому образцу?
В год 980 1472. Сентября первого князь великий вернулся в Москву со многой добычей, а нареченный архиепископ Феофил с оставшимися в живых знатными новгородцами бил ему челом по всей его воле. В тот же год, месяца ноября восьмого, поставили игумена Филофея из Ферапонтова монастыря в Пермь епископом. Той же осенью, месяца декабря восьмого, поставлен был епископом в Рязань Феодосий, архимандрит Чудского монастыря. Того же месяца, пятнадцатого, поставили в Москве в архиепископы в Новгород Великий Феофила. Той же зимой после Рождества Христова явилась звезда великая, а от нее луч большой, и длинный, и очень светлый, светлее самой звезды; а всходила около шести часов вечера, там, где солнце встает летом, и шла к закату летнему; а луч впереди нее, а на конце луча того будто птичий хвост распростертый.
В тот же год месяца января явилась другая звезда хвостатая, но на заходе летнем; хвост же ее тонок и не очень длинен, вверх, к той звезде концом, а луч темнее, чем у первой звезды; но первая звезда за три часа до восхода солнечного исчезала на том месте, где возникала, а эта другая звезда через столько же часов после захождения солнца на том же месте являлась.
Что было в 1036 году? Осада Киева печенегами 1036 — военная акция печенегов против столицы Киевской Руси, начатая после смерти черниговского князя Мстислава Храброго и во время отъезда Ярослава Мудрого из Киева в Новгород. Описана в «Повести временных лет». Стала последним вторжением печенегов на Русь. Как звали старшего сына Ярослава Мудрого? Ярослав Мудрый умер в 1054 г.
Правление Владимира Святого (980-1015 гг.)
В различных странах и регионах происходили конфликты, войны и борьба за власть. Одним из наиболее значимых событий 980 года была битва при Гавеле, которая произошла в результате конфликта между двумя феодальными владениями. Эта битва оставила глубокий след в истории и имела важное значение для дальнейшего развития политической обстановки. Кроме того, в 980 году произошло множество других событий, которые также оказали значительное влияние на общественную и политическую ситуацию. Важно отметить, что в это время также происходили культурные и научные достижения, которые имели долгосрочные последствия для развития общества. В целом, 980 год был очень насыщенным и интересным периодом в истории.
Множество ключевых событий и фактов произошло в это время, и они продолжают оставать важными источниками информации для исследования и понимания прошлого. Важные события и политические изменения В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве. После смерти Владимира I, его сыновья Ярополк и Олег начали борьбу за престол. Столкновения между ними привели к политическому расколу в Руси. В рамках этой борьбы Ярополк организовал убийство своих двух братьев, Олега и Владимира, усиливая свою власть.
После убийства Олега и Владимира, Ярополк стал единственным правителем Киевского княжества. Изменения владения заставили Киевскую Русь стать подверженной внутренним и внешним угрозам со стороны более мощных и враждебных княжеств. Киевская Русь вступила в период политической нестабильности и непрерывных войн между различными князьями, что отразилось на ее политическом и экономическом развитии. Тестовая секция 2. Он должен содержать ключевые факты и события, характерные для истории 980 года.
В 980 году Киевская Русь продолжала активно развивать экономику, преимущественно сельское хозяйство и ремесла. Население страны занималось земледелием, животноводством и рыболовством. Постепенно, благодаря развитию торговли, возникли разные ремесленные центры, где занимались изготовлением керамики, кожаных изделий, металлических изделий и прочих товаров. Деятельность ремесленников приносила значительный доход государству и способствовала развитию городов. В этом году князь Владимир Святославич умер. Он был одним из великих князей Киевской Руси и считается основателем киевской династии Рюриковичей. После его смерти престол перешел к его сыну Ярославу Мудрому, который стал правителем Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый начал свое правление в 980 году. Он был одним из самых благоразумных и мудрых князей Киевской Руси. Под его правлением страна процветала, были проведены множество реформ и укреплены отношения с другими государствами.
Владимир Святославич потерпел серьезное поражение и был вынужден отступить. Полоцкое княжество укрепило свою позицию на западных землях Руси и смогло сохранить свою независимость. Битва на Клеповых полотнах является важным событием в истории Руси, которое подводит итоги борьбы за власть и территории между различными княжествами. Это сражение показало возможности полоцкого княжества и его лидера Всеслава Чародея, а также окончательно определило границы великого княжества Киевского. Смерть князя Владимира: последствия для государства Владимир Великий был одним из самых влиятельных князей Древней Руси. Под его правлением государство испытало эпоху процветания и мощи. Он объединил воедино многочисленные племена и народы, раскинувшиеся по просторам Руси, и установил на территории своего княжества мир и порядок. Владимир признан также основателем Русской Православной Церкви, введя христианство на земли Руси и установив его как государственную религию. После смерти Владимира Великого, на Руси началась ожесточенная борьба за власть.
Они располагались в Полоцке, Новгороде, а также в Белгороде. По некоторым данным ещё одна епархия могла находиться в Чернигове. Среди первых епископов были представители греческих народов. По традиции митрополитом Киевским считается свт. При этом в некоторых документах говорится о том, что первым митрополитом выступил Феофилакт. Его перевели на территорию Руси из Севастийской митрополии.
С 990-х годов начали строить храмы из дерева. Также именно во времена правления князя Владимира впервые появились монастыри. Примерно в 996 году на территории Киева освятили Десятинную церковь, выполненную из камня. Именно она являлась княжеским собором. После проведения крещения Руси возникло деление в сфере закона по византийскому стандарту церковной и княжеской юрисдикции. В области церковного права были брачные отношения, а также злодеяния, совершенные против нравственности.
Там судили клириков и их близких родственников. Об этом было сказано в княжеских уставах, которые существовали в X—XII веках. Важным считалось, чтобы в храмах служили русские священники. Чтобы так было, наследников высших слоёв общества силой забирали, чтобы они проходили «учение книжное». Также храмы стремились обеспечить богослужебными книгами. Христианство в XI—XII веках Главные направления христианизации страны, а также её жителей обозначили во время крещения Руси и продолжили в последующих веках.
На тот момент Епархиальная структура стала более дробной, а количество епархий увеличилось до 12. По поводу приходской системы и её формирования в данный период нельзя ничего сказать, потому как точные сведения отсутствуют. Можно предположить, что это последовало за развитием государственного управления. Такой вывод можно сделать по той причине, что приходской храм обычно располагался в главном населенном пункте. Вносились новшества во взаимодействия церкви и государства в сфере проведения судов. Увеличивался спрос на богослужебную литературу, и его удовлетворяли за счёт скрипторий, работающих при больших монастырях.
Вероятно, что мастерские по переписке рукописей также находились при епископских кафедрах. Благодаря этому население начало значительно активнее принимать новую веру. Согласно имеющимся данным, языческие выступления в больших городах проводились в последний раз в 1070-х годах. Они были в Ярославле, Новгороде и Ростове. После этого язычество пошло на спад, и оно вызывало всё меньше интереса у общества. Что значило крещение Руси Благодаря принятию христианства возникли ощутимые последствия в области политики.
980 год событие на руси. Русь: история, основные даты и события. Ярослав в Новгороде
980 год событие на руси. Русь: история, основные даты и события. Ярослав в Новгороде | Владимир став всероссийским Великим князем в 980 году оставался на княжеском троне до 1015 года, он восстановил единоначалие и объединил все княжества в единое государство Киевская Русь. |
СОБЫТИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА I СВЯТОСЛАВИЧА | Усобица Ярополка и Владимира в 980 г. |
980 – Захват власти Владимиром Святославичем
Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. В 980 году произошло несколько значимых событий, которые оказали влияние на мир и повлияли на последующее развитие исторических процессов. Согласно одним летописям это произошло 980 года, согласно другим 978 года. Период 980-1015 годов в истории Руси — это время княжения сына Святослава — Владимира Святого.
14 августа. Кревская уния
А еще — возвращение Польше земель, которые ВКЛ захватила после многочисленных конфликтов с западным соседом. Не менее важное условие — в княжестве должны были полностью отказаться от употребления кириллицы и перейти на латинский алфавит. Кревская уния была подписана Ягайло, его братом Скиргайло и князем Витовтом. Так продолжалось с 1386 до 1392 года, когда новым Великим князем стал Витовт, двоюродный брат Ягайло. Плакат в память о Кревской Унии Вспоминать об этом событии или нет — дело каждого туриста. Да, сегодня Крево — это всего лишь небольшое поселение, но с середины XIII века а ученые считают, что и гораздо раньше — чего тут только ни происходило, какие только страсти ни кипели, какие только интриги ни плелись — и сколько крови было пролито… Неслучайно одна из версий происхождения названия — от слова «кровь». Будто бы в былые времена в этих местах произошло жестокое сражение, после которого вода в местной речушке долгое время была красной от крови.
Вторжение в Дайковьет сунских войск. Девиз «Небесное блаженство» 980—988.
Первая религиозная реформа, принятая Владимиром Святым, — создание пантеона языческих богов. В год 980 1472. Сентября первого князь великий вернулся в Москву со многой добычей, а нареченный архиепископ Феофил с оставшимися в живых знатными новгородцами бил ему челом по всей его воле. В тот же год, месяца ноября восьмого, поставили игумена Филофея из Ферапонтова монастыря в Пермь епископом. Той же осенью, месяца декабря восьмого, поставлен был епископом в Рязань Феодосий, архимандрит Чудского монастыря.
Монахи изучали Священные Писания и некоторые миросозерцательные трактаты. Жизнь и быт на Руси в 980 году были простыми и скромными. В основе стоял труд и взаимопомощь, а религиозная жизнь играла важную роль в формировании культуры и образования.
Торговля и экономика в 980 году В 980 году торговля и экономика на Руси находились в зачаточной стадии развития. Экономическая система основывалась на обмене товаров и услуг, а главной формой торговли был товарообмен. Главными торговыми путями были реки, которые служили непосредственными связующими звеньями между различными городами и поселениями. Одним из наиболее активных торговых путей была Волга, которая связывала Центральную Русь с Каспийским морем и дальнейшими восточными землями. В рамках товарообмена Русь экспортировала продукты сельского хозяйства — зерно, мёд, рыбу, меха, а также природные ресурсы, такие как дерево и шерсть. В свою очередь, в Русь импортировались товары и предметы повседневного потребления, которых не было достаточно на месте, например, соль, стекло, металлы, камень и ткани. Торговля и экономика в 980 году были неотъемлемой частью общества той эпохи. Развитие торговых отношений способствовало расширению культурных связей, обмену идеями и знаниями.
Таким образом, торговля не только приносила экономическую выгоду, но и способствовала укреплению внутренней структуры Русского государства. Важным аспектом в торговле на Руси был договорной характер сделок, так как наличие письменного документа в 980 году было редкостью. В основе торговых отношений лежали доверие и устное соглашение сторон. Торговцы часто сопровождались вооруженными людьми для защиты от разбойников. Торговля и экономика в 980 году играли важную роль в жизни общества и представляли собой основу развития и процветания Русской земли, оказывая положительное влияние на образ жизни, культуру и общество. Образование и наука в 980 году В 980 году на Руси образование и наука имели свои особенности и развивались в рамках религиозной сферы. Основная цель образования того времени была связана с изучением и пониманием христианской религии. Образование в 980 году осуществлялось в монастырях и приходских школах, где учились преимущественно будущие священники и монахи.
Они изучали Священное Писание, узнавали о жизни и деяниях святых, изучали правила и обряды церкви. Научные исследования в том виде, как мы их понимаем сегодня, не существовали на Руси в 980 году. Однако, важным аспектом науки того времени были астрономические наблюдения, основанные на изучении звездного неба и иных небесных тел. Астрономия позволяла предсказывать сезоны и базовые календарные данные. В образовательных учреждениях не только изучались религиозные темы, но и формировались навыки чтения и письма. Ученики обычно учились читать и писать на церковнославянском языке, который считался средством общения с Богом. Единственным доступным материалом для образования в то время были древние рукописи и свитки, хранящиеся в монастырях. Они содержали информацию о вере, истории и культуре русского народа.
Религиозные события в 980 году В 980 году на Руси произошло несколько значимых религиозных событий. Одним из таких событий было принятие крещения великого князя Владимира Святославича. Это событие стало важным поворотным моментом в истории Руси, так как привнесло русскому народу христианство и сильно повлияло на его культуру и общество.
Еще одним событием было строительство Софийского собора в Киеве, который стал главным храмом Киевской Руси. Строительство собора было начато в 980 году великим князем Владимиром в честь принятия им христианства. Софийский собор стал не только религиозным центром, но и символом мощи и величия Киевской Руси.
Также в 980 году на Руси произошло освящение первого митрополита Киевского — Григория Цамбалыка. Он стал первым высшим религиозным деятелем в Киевской Руси и принял участие во многих религиозных и культурных событиях того времени. В 980 году религиозные события играли важную роль в жизни Руси, они способствовали объединению народа, распространению новой религии и формированию русской культуры и идентичности.
Развитие культуры и искусства в 980 году В 980 году на Руси наблюдалось значительное развитие культуры и искусства. В этот период происходили важные события и изменения, которые оказали влияние на развитие русской культуры. Великое княжество Киевское, являющееся центром культурной жизни, активно развивалось и привлекало творческие и культурные личности.
Художники, поэты и мастера ремесел работали в Киеве и его окрестностях, создавая произведения искусства различных жанров. Благодаря поддержке князей и бояр, в Киеве появлялись новые храмы и монастыри. Это способствовало развитию духовной культуры и искусства, так как древнерусские храмы известны своей архитектурной красотой и декоративностью.
В искусстве деревянного зодчества достигли значительных успехов. Мастера создавали уникальные и красивые постройки, используя различные элементы декора и орнамента. Множество церквей и храмов, построенных в этот период, сохранилось до наших дней и являются памятниками древнерусской архитектуры.
Также в 980 году активно развивалась литература. Появлялись новые летописи, в которых фиксировались исторические события и культурные достижения. Важным достижением стало создание «Повести временных лет» — первой хроники Киевской Руси.
Интересно, что культуры и искусство процветали не только в Киеве, но и в других городах и населенных пунктах. Это говорит о широком распространении и популярности различных форм искусства на всей Руси, а не только в столице. Таким образом, в 980 году развитие культуры и искусства на Руси было ярким и разнообразным.
Этот период оставил множество исторических и культурных достижений, которые по сей день являются частью нашей национальной культуры и идентичности. Жизнь и быт на Руси в 980 году В 980 году на Руси основным занятием была земледелие. Урожай занимал центральное место в жизни людей, так как оно обеспечивало пищу на протяжении всего года.
Что произошло в 980 году на Руси?
Креститель и Красное солнышко. Чем прославился князь Владимир Святославович | И происходит это в 980 году. |
ЕГЭ. История. КРАТКО. Владимир Святой(980-1015) | В Маргуте заключен мир между императором Оттоном II (Красным) и королем Лотарем III (или Лотарем IV), положивший конец франко-германской войне 978-980 годов. |
980 год на Руси: исторические события, культура и общество | В 980 году на Руси произошли значительные политические изменения, которые повлияли на будущее правление и организацию государства. |
980 год, событие?
Придя к власти в Киеве в 980 году, Владимир решил совершить преобразования, которые должны были по его замыслу объединить народ и укрепить власть князя. В 980 году на Руси произошло несколько значимых государственных событий. Основные события 980 года. Самуил Шишман освободил от Византии всю Западную Болгарию. Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем.
События на Руси в 980 году
980 год событие на руси. Русь: история, основные даты и события. Ярослав в Новгороде | По летописному свидетельству Владимир вокняжился в Киеве в 980 г., однако, согласно более раннему источнику «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха, это событие произошло в 978 г. В исторической науке предпочтение отдается именно этой дате. |
14 августа. Кревская уния | Правление великого князя Ярополка (980х). |
Крещение Руси | В 980 году в Киевской Руси великим князем становится Владимир Святославович. |
Реформа язычества на Руси
С западом — Венгрией и Польшей — отношения были мирные. Сын Владимира Святополк около 1009-1010 гг. Также установились союзные отношения с Византией. На востоке продолжалась борьба с кочевниками. В 985 г.
Владимир предпринял поход на волжских болгар. Судя по сообщениям летописи, поход был удачным, но княжеское войско встретило сильного противника. Вероятно, они разграничили сферы влияния. Впоследствии долгое время отношения с Волжской Болгарией были мирными.
Итоги правления Величайшей заслугой Владимира Крестителя является крещение Руси, повернувшее ход русской истории. При нём был завершён процесс объединения восточнославянских племен под властью киевских князей. Происходила активная борьба с кочевниками и укрепление границ, шло расширение контактов с соседними государствами. Новгородский князь Владимир захватил Полоцк, а затем с помощью предательства части окружения великого князя Ярополка, занял и Киев.
Предыстория Отец Ярополка, великий русский князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. Другие его сыновья — Олег и Владимир, стали править в древлянской и новгородской землях. В организации нападения обвинили греков ромеев-византийцев , заинтересованных в том, чтобы устранить великого русского князя, который планировал продолжить войну за Болгарию. Однако, видимо, приказ печенегам пришел из Киева.
В это время в Киеве активизировалась т. Эта партия была разгромлена ярым сторонником древней русской веры Святославом , когда Киев хотели крестить при княгине Ольге. И снова окрепла при Ярополке, когда Святослав был занят войной на Балканах. Возвращение Святослава в Киев вело к новому погрому христиан.
Поэтому киевляне подкупили союзных печенегов, и они убили Святослава. Видимо, среди участников заговора был и один из главных сподвижников Святослава воевода Свенельд. Великий князь отправил Свенельда с основным войском в Киев сухим путем, чтобы он организовал сбор нового войска для продолжения войны с Византией. Но воевода предал его.
Когда князь не дождался подмоги, он сам пошёл в Киев и угодил в подготовленную западню. В итоге Свенельд окрутил юного Ярополка и стал его ближайшим советником. Шевченко Т. Смерть Олега, князя древлянского Гражданская война Правление Свенельда и Ярополка привело к распаду и смуте.
Очевидно, что между братьями не было близких отношений. Они были рождены от разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, к советам которых они прислушивались. Амбиции их окружения усугубили ситуацию.
При этом при Ярополке окрепла христианская партия, возможно, он и сам принял христианство. По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Татищева Иоакимовская летопись: «Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан и, хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую».
При власти христианской партии зашевелились и иудейские купцы — хазары, которые занимались работорговлей и ростовщичеством, закабаляя вольных людей. В результате правление Ярополка не признали древляне, где правил Олег Святославич и Новгород, где княжил Владимир Святославич с воспитателем-дядькой Добрыней. Другие также земли стали отпадать от Киева. А главный выигрыш от этой ситуации получила Византийская империя.
Князь Владимир Святославич использовал свою власть, чтобы укрепить Киевское княжество и создать мощное государство, которое впоследствии стало знаменитой Киевской Русью. Подписано мирное соглашение между Русью и Византией В 980 году между Великим княжеством Русью и Византийской империей было подписано мирное соглашение. Это соглашение стало важным событием для обоих государств и имело долгосрочные последствия для их взаимоотношений. Византийская империя, которая на тот момент находилась в состоянии продолжительной войны с Болгарским царством, вела активные переговоры о заключении мира с Русью. Великое княжество Русь, в свою очередь, стремилось к установлению более тесных отношений и торговых связей с Византией. Мирное соглашение, которое было достигнуто после длительных переговоров, предусматривало взаимное признание границ, обмен дипломатическими представителями и торговыми делегациями, а также установление мирных отношений и дружеское сотрудничество в различных сферах. Подписание этого соглашения стало важным шагом в укреплении политических, экономических и культурных связей между Русью и Византией.
Оно способствовало развитию торговли и обмену технологиями, а также распространению культурных влияний. Кроме того, мирное соглашение укрепило положение Великого княжества Русь на международной арене и позволило ему стать одним из важных игроков в политике Византии. Мир между Русью и Византией продолжался еще много лет после подписания соглашения 980 года и существенно способствовал развитию стабильных и доверительных отношений между этими двумя великими государствами.
Дата рождения этого князя, как и имя его матери, историкам неизвестны, поскольку впервые имя Ярополка упомянуто в ПВЛ только в 968 г. Второй раз имя этого князя упоминается в летописной статье, датированной 970 г. После гибели князя Святослава на территории Киевской Руси, по сути, возникло три независимых княжения в землях полян, древлян и ильменских словен, во главе которых встали его сыновья Ярополк, Олег и Владимир. Великим киевским князем стал старший из братьев Ярополк, однако, вероятнее всего, его реальная политическая власть не распространялась на владения младших братьев, а ограничивалась только территорией самой «Русской земли». Ряд современных авторов А. Кузьмин, И. Фроянов полагает, что власть Ярополка во многом носила чисто номинальный характер, поскольку реальным хозяином положения в Киеве был влиятельный воевода Свенельд, который и спровоцировал военный конфликт между Ярополком и его младшим братом Олегом, правившим в древлянской земле. Летописная традиция связывает начало этой междоусобицы с событиями 975 г.
Последний из отправленных Ермоном епископ погиб в устье Днепра. При императоре Константине Великом в Херсонесе появился епископ Капитон, также мученически погибший. Христианство в Крыму, нуждавшееся в епископе, достоверно зафиксировано уже в III веке. На первом вселенском соборе в Никее 325 г. Присутствие этих представителей устанавливается на основании их подписей под соборными постановлениями. О христианстве части скифов говорят и отцы церкви — Тертуллиан, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, блаженный Иероним. Готы-христиане, проживавшие в Крыму, составляли сильное государство, оказывавшее серьезное влияние не только на славян, но на литовцев и финнов — во всяком случае, на их языки. Связи с Северным Причерноморьем были затем затруднены великим переселением кочевых народов во второй половине IV века. Однако торговые пути все же продолжали существовать, и влияние христианства с юга на север бесспорно имело место. С распространением турко-хазарской орды от Урала и Каспия до Карпат и Крымского побережья возникла особая культурная ситуация. В Хазарском государстве были распространены не только ислам и иудаизм, но и христианство, особенно в связи с тем, что римские императоры Юстиниан II и Константин V были женаты на хазарских принцессах, а греческие строители воздвигали в Хазарии крепости. К тому же христиане из Грузии, спасаясь от мусульман, бежали на север, то есть в Хазарию. В это время в Хазарии существует восемь епископий. Возможно, что с распространением христианства в Хазарии и установлением дружеских византийско-хазарских отношений создается благоприятная обстановка для религиозных споров между тремя господствующими в Хазарии религиями: иудаизмом, исламом и христианством. Каждая из этих религий стремилась к духовному преобладанию, о чем говорят еврейско-хазарские и арабские источники. Тем самым подтверждается возможность описанного русским летописцем выбора веры Владимиром — путем опросов и споров. Эпоха христианства Представляется естественным, что христианство на Руси явилось также и в результате осознания той ситуации, которая сложилась в X веке, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением было особенно явным: тут и Северное Причерноморье, и Византия, и движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток. Особенная роль принадлежала здесь Византии и Болгарии. Начнем с Византии. Русь трижды осаждала Константинополь — в 866, 907 и 941 годах. Это не были обычные разбойничьи набеги, заканчивались они заключением мирных договоров, устанавливавших новые торговые и государственные отношения между Русью и Византией. И если в договоре 912 года с русской стороны участвовали только язычники, то в договоре 945 года на первом месте стоят уже христиане. За короткий промежуток времени число христиан явно возросло. Об этом же свидетельствует и принятие христианства самой киевской княгиней Ольгой, о пышном приеме которой в Константинополе в 955 году рассказывают как русские, так и византийские источники. Не станем входить в рассмотрение сложнейшего вопроса о том, где и когда крестился внук Ольги Владимир. Сам летописец XI века ссылается на существование различных версий. Скажу только, что очевидным представляется один факт: Владимир крестился после своего сватовства к сестре византийского императора Анне, ибо вряд ли могущественнейший император ромеев Василий II согласился бы породниться с варваром, и этого не мог не понимать Владимир. Софии Константинопольской запрет ромеям родниться с чужими — особенно с некрещеными. Следует еще принять во внимание, что со второй половины X века могущество Византийской империи достигло своей наибольшей силы. Империя к этому времени отразила арабскую опасность и преодолела культурный кризис, связанный с существованием иконоборчества, приведшего к значительному упадку изобразительного искусства. И примечательно, что в этом расцвете византийского могущества значительную роль сыграл Владимир I Святославич. Летом 988 года отборный шеститысячный отряд варяжско-русской дружины, посланный Владимиром I Святославичем, спас византийского императора Василия II, наголову разбив войско пытавшегося занять императорский престол Варды Фоки. Сам Владимир провожал свою дружину, отправлявшуюся на помощь Василию II, до днепровских порогов. Исполнив свой долг, дружина осталась служить в Византии впоследствии гвардией императоров являлась дружина англо-варягов. Именно поэтому Владимиру была оказана величайшая честь. Ему обещали руку сестры императора Анны, которой к этому времени было уже двадцать шесть лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой. Он осадил и взял византийский Херсонес в Крыму. После этого брак был заключен. Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Ее стали называть христианнейшим народом. Возрос и династический престиж киевских князей. Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы. Но вернемся к вопросу о варяго-русских. Русские варяги — это наименование, которое должно быть принято, чтобы отделить их от англо-варягов, которые в дальнейшем сменили собой русских варягов на службе у Византийской империи. В дружинах Руси были представители разных стран и разных народов: скандинавы, немцы, сарацины, половцы, болгары и восточные славяне. Но замечательно, что все русские князья, кем бы они ни были по крови и именам, говорили только на разговорном славянском языке, читали только по-славянски и никаких следов скандинавов в русском христианстве не сохранилось. Зато язык церковной письменности, тех книг, которые были к нам перевезены или у нас переписывались, был литературным языком, принятым у болгар. И это делает несомненным громадное значение Болгарии в принятии христианства. Благодаря болгарской письменности христианство сразу же выступило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Есть все основания думать, что у славян была примитивная письменность и до крещения Руси. Об этом в первую очередь свидетельствуют договоры с греками, один экземпляр которых изготовлялся на русском языке. Исключительны роль и авторитет языка, перешедшего к нам с церковными книгами из Болгарии. Богослужение совершалось именно на этом языке. Он был языком высокой культуры, постепенно принимавшим восточнославянскую лексику, орфографию. Это указывает, какую роль в крещении Руси принимала именно Болгария. В конце концов та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией,— это самое важное, что дало Руси крещение. Наконец, еще одна деталь. Скандинавские саги об Олафе Триггвасоне повествуют о крещении норвежского короля Олафа. По разным вариантам саг Олаф крестился либо в Греции, либо в Киеве, где его убедил принять христианство конунг Валдемар, то есть князь Владимир. Сам же князь Владимир, перед тем как женился на Анне, принял решение креститься под влиянием самой умной из своих жен. Из всех жен Владимира единственной, которая была ему родственна по языку и могла его убедить в столь сложном вопросе, была болгарыня. Но дело не только в высокоорганизованной и сложной по содержанию литературе, которая стала известна и понятна на Руси. Дело еще и в облегчении общения с другими народами, чему, как хорошо известно, всегда препятствовали и религиозные предрассудки и убежденность в своем более высоком культурном и моральном уровне над другими народами. Единство человечества Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.
Принятие христианства на Руси
- Причины проведения реформы
- Что произошло в 1019 1054 году? - Эзотерический справочник
- 980 год: ключевые события в истории России
- Мировая история: 980-е годы до нашей эры
- Исторические события в 980 году -
Исторические события в 980 году
Именно это произошло в Новгороде, где в год языческой реформы правил некий воевода по имени Добрыня. Свое правление Владимир начал с религиозной реформы 980 года: он попытался упорядочить языческие культы, создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Келья, в которой произошло явление Архангела Гавриила и монаха. Келья, в которой произошло явление Архангела Гавриила и монаха. В 980-х годах военно-политическое положение Византии стало настолько сложным, что василевс был вынужден принять помощь Киева — своего давнего врага, имеющего в данной ситуации собственные интересы.
Что происходило в 980 году в истории?
Произошло это примерно в 980 году, когда Владимир окончательно утвердился в Русской земле единоличным правителем. Владимир в 980 году приказал установить идолы 6-ти божеств, включённых в государственный пантеон. третий "по возрасту" город в Беларуси после Полоцка (862 г.) и Турова (980 г.). Впервые он упоминается в "Повести временных лет" под 1019 годом как крупное, хорошо укрепленное поселение. В 980 году на Руси произошло несколько значимых событий, которые оказали влияние на ход истории. СОБЫТИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА I СВЯТОСЛАВИЧА В годы правления князя Владимира I Святославича, получившего в истории имя Святого, земли восточных.
СОБЫТИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА I СВЯТОСЛАВИЧА
В 980 году в Киевской Руси великим князем становится Владимир Святославович. Одним из главных событий произошедших в 980 году на земле древней Руси, стало начало правления выдающиеся князя Владимира I Святославича. Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович. Именно это произошло в Новгороде, где в год языческой реформы правил некий воевода по имени Добрыня.