В этом городе похоронен писатель, журналист и политический деятель Мануэль Асанья, который занимал пост президента Испании с 1936 по 1939 год и дважды возглавлял Совет.
АСАНЬЯ Мануэль (1880-1940)
Мануэль Асанья - Manuel Azaña - Википедия | Премьер–министр страны Мануэль Асанья сократил более чем вдвое армию, уменьшил почти на 20 тысяч человек офицерский корпус, отменил повышения в звании за особые боевые. |
Внезапно: Лукашенко приказал найти коррупционеров – назавтра найдено 13 | Асанья-и-Диас Мануэль быстро стал признанным экспертом в своей области и получил множество наград и заслуженных званий. |
АСАНЬЯ, Мануэль
После установления республики 1931 Асанья занял пост военного министра, в 1931-1933 годах возглавлял правительство Испании. В апреле 1934 года он возглавил Левореспубликанскую партию, вошедшую в 1936 году в Народный фронт. На парламентских выборах 16 февраля 1936 года Народный фронт одержал победу, Асанья сформировал правительство Испании, а затем с мая 1936 года по 1 марта 1939 года занимал пост президента республики, фактически являлся лидером правого, умеренного крыла Народного фронта.
В 1924 году опубликовал энергичное воззвание, направленное против диктатуры. В 1925 году, вместе с другом и соратником, учёным-химиком Хосе Хиралем, основал партию Республиканское действие. В 1930 году возглавил мадридское литературное, научное и художественное общество «Атенеум», что демонстрировало его степень влияния среди испанских либеральных интеллектуалов. В августе 1930 года участвовал в заключении Пакта Сан-Себастьяна, символизировавшего единство всех республиканских политических сил. Премьер-министр После свержения монархии в апреле 1931-го Асанья стал военным министром во временном правительстве республики. В октябре 1931 — сентябре 1933 г. Во время своей правительственной деятельности Асанья проводил ярко выраженную антиклерикальную политику. После того, как 11 мая 1931 г.
Из страны был выслан примас католической церкви Испании кардинал Сегура, выступивший с критикой республики. Асанья был одним из инициаторов принятия республиканской Конституции, согласно которой церковь отделялась от государства, священники лишались государственной зарплаты, запрещались монашеские ордена, члены которых давали дополнительные обеты, кроме трёх обычных таким образом, из Испании изгонялись иезуиты, которые давали четвёртый обет — верности Папе Римскому. Правительство Асаньи провело аграрную и образовательную реформы в рамках последней были закрыты церковные школы и открыто большое количество светских , провело через парламент устав каталонской автономии. Кроме того, в качестве военного министра он стал инициатором проведения преобразований в армии, опираясь на поддержку либерально настроенных артиллеристов и военных инженеров, недовольных своим медленным продвижением по службе по сравнению с офицерами, отличившимися во время войны в Марокко. Асанья инициировал создание специальной комиссии, которая занялась пересмотром обоснованности внеочередного присвоения чинов офицерам, воевавшим в Африке, что вызвало резкое недовольство с их стороны. В 1936 г. Франко был недоволен деятельностью Асаньи ещё и из-за закрытия военным министром в целях экономии Военной академии в Сарагосе, которой тогда он руководил. В то же время преобразования Асаньи не носили революционного характера — так, несмотря на его громкое заявление о намерении «растереть в порошок» военную касту, офицеры, не присягнувшие республике, получили возможность выйти в отставку с полной пенсией. В армии было существенно сокращено количество генералов, которое было приведено в соответствие с численностью армии. В 1932 правительство Асаньи смогло подавить военное восстание под руководством генерала Хосе Санхурхо так называемую «санхурхаду» , что укрепило его позиции.
В 1923 году он выступил против генерала Мигеля Примо де Риверы, совершившего госпереворот и фактически установившего военную диктатуру при короле Альфонсо XIII. В середине 1930-х Унамуно сначала поддержал мятеж националистов, поскольку надеялся, что смена власти поможет преодолеть хаос и разобщенность испанского общества, однако изменил свое мнение, осознав, что ради достижения абсолютного контроля франкисты не остановятся ни перед чем. Философ выступил против государственного террора и милитаристской идеологии. Верность принципам стоила Унамуно должности и, возможно, жизни, а его противостояние с генералом Астраем, приспешником Франко, обросло таким количеством подробностей, что некоторые современные историки склонны видеть в нем скорее величественную легенду, чем реальные факты. В этой запутанной истории попытался разобраться Василий Легейдо. Поделиться Репостнуть Твитнуть К середине осени 1936 года националисты контролировали Саламанку, город на северо-западе Испании, уже четыре месяца. Чтобы символически закрепить свою власть в столице одноименной провинции, фалангисты решили провести торжественное мероприятие в местном университете — одном из четырех старейших высших учебных заведений в Европе. Назначили праздник на 12 октября — годовщину открытия Америки Христофором Колумбом. Роль почетного гостя и оратора отвели недавно восстановленному в должности ректора 72-летнему Мигелю де Унамуно — одному из самых известных сторонников франкистского мятежа среди тех, кто поддерживал его не ради продвижения по службе, достижения власти и удовлетворения личных амбиций. Известный философ, писатель и академик баскского происхождения, годом раньше претендовавший на Нобелевскую премию по литературе, идеально подходил для того, чтобы показать: против республиканского правительства выступают не только воинственные радикалы, но и мечтающие о преодолении разногласий представители интеллектуальной элиты.
В университетской аудитории собрались видные представители националистического движения, включая жену Франко Кармен Поло, придерживавшегося монархистских взглядов журналиста и писателя Хосе Марию Пемана и видного путчиста генерала Хосе Мильяна Астрая. Последний прославился среди сослуживцев самоотверженными действиями при подавлении восстаний на Филиппинах и в Марокко, где лишился руки и глаза. Выступивший в поддержку новой власти епископ Саламанки поднялся на кафедру и зачитал пастырское послание. Профессор Франсиско Мальдонадо выступил с яростной критикой «каталонского и баскского национализма», который назвал «раком нации» и призвал как можно скорее удалить скальпелем фашизма. Мильян Астрай с воодушевлением поддержал раздавшиеся из толпы выкрики: «Да здравствует смерть! От Унамуно тоже ждали публичного монолога в поддержку лидера националистов. Единственное сохранившееся документальное свидетельство, которое позволяет судить о произошедшем в тот день, — около 30 слов и словосочетаний, которые философ набросал карандашом на задней стороне конверта, пока готовился к выступлению: «Международная война, западная христианская цивилизация, независимость, преодоление и убеждение, ненависть и сострадание, вогнутый и выпуклый, борьба, единство, каталонцы и баски, языковой империализм, ненависть к критическому интеллекту, исследование и разграничение, расследовательское любопытство и отказ от любознательности». По отрывочным тезисам Унамуно можно составить лишь крайне приблизительное представление о содержании выступления. Долгое время основным и самым достоверным источником сведений о той речи считался пересказ друга и коллеги ректора, члена республиканского правительства Луиса Портильо. Тот покинул Испанию в 1939 году, после победы франкистов, и обосновался в Англии, где в 1941-м при поддержке Джорджа Оруэлла опубликовал статью «Последняя лекция Унамуно».
Чтобы убеждать, нужно то, чего у вас нет: разум и справедливость. Полагаю, бесполезно призывать вас подумать об Испании». Еще один факт остается несомненным, независимо от того, действительно ли философ произнес те слова, которые приписал ему другой противник Франко. Обстоятельства его смерти оказались не менее загадочными, чем тайна вокруг выступления, которое послужило мотивом для репрессий против интеллектуала. Как сформировались взгляды Унамуно Одно из самых ранних воспоминаний Мигеля де Унамуно — оглушительный грохот от падения снаряда на крышу соседского дома в начале 1870-х. Родной город будущего философа Бильбао, как и всю Испанию, сотрясала Вторая в западной историографии — Третья карлистская война между консервативными сторонниками претендовавшего на престол правнука Карла IV дона Карлоса Младшего и более либеральными силами: сначала королем Амадеем I, затем правительством Первой Испанской Республики и, наконец, новым монархом Альфонсо XII. Последний и одержал окончательную победу над карлистами, вынудив оставшиеся части неприятельской армии бежать на территорию Франции. На маленького Мигеля ожесточенный конфликт произвел неизгладимое впечатление: ужас от окружавшего его тогда насилия уже во взрослом возрасте подтолкнул мыслителя к принципиальному неприятию внутренних конфликтов между этническими и политическими группами внутри страны. Обостренное чувство справедливости у мальчика сформировалось под влиянием принятого королем Альфонсо закона, по которому Страна Басков лишалась особого автономного статуса и полностью переходила под контроль испанского правительства. Подобной мерой власти ответили на широкую поддержку карлистов на территориях, которые раньше практически никак не зависели от Мадрида.
Возмущенный притеснением басков Унамуно составил гневное письмо монарху, в котором высказался против лишения его региона самостоятельности. Альфонсо, естественно, никак не отреагировал на письмо ребенка, но сам жест Мигеля важен для понимания его личности: уже тогда он не признавал авторитетов и не боялся высказывать недовольство самым влиятельным людям государства. Когда мальчику было 11 лет, он настолько вдохновился рассказами обучавшего его иезуитского священника, что захотел добиться причисления к лику святых. С годами мечта приняла более рациональную форму, и Мигель всерьез рассматривал карьеру священника, но позже отказался и от этой идеи. В 16 лет он поступил на факультет философии и гуманитарных наук Мадридского университета и перебрался из родного города в столицу. Уже тогда начал назревать главный внутренний конфликт Унамуно, определивший всё его творчество: противоречие между религиозной благочестивостью и всепоглощающей страстью к знанию. В Мадриде Мигель перестал посещать церковные службы, погрузился в трактаты по физиологической психологии, сочинения философов-позитивистов, произведения итальянских и британских поэтов. Он самостоятельно выучил немецкий, чтобы ознакомиться с идеями Гегеля, и английский, чтобы читать Спенсера и Карлайла, которых позже сам перевел на испанский. Два десятилетия спустя Унамуно со свойственной ему методичностью овладел датским для погружение в творчество датского мыслителя Сёрена Кьеркегора. Как бы Мигель ни отдалялся от религии, его интеллектуальный путь всё равно пролегал не в русле сциентистских или позитивистских концепций, как у многих современников.
Рефлексия над конечностью человека, начавшаяся еще в подростковом возрасте после смерти бабушки, и осознание того, что далеко не все аспекты существования поддаются рациональному осмыслению, отличали Унамуно от большинства философов, признававших непоколебимый авторитет научного знания. Вскоре она разрушится. Однажды ночью в 1897-м Унамуно пробудился от очередного кошмара — на этот раз он не стоял над трупом ребенка, а падал в бесконечную бездну. Преследовавшие его раньше видения как будто воплощались в реальности: их с Кармен годовалый сын Раймундо заболел менингитом, который привел к гидроцефалии. После продолжительных и безуспешных попыток облегчить состояние мальчика, в 1902 году тот скончался. На протяжении всего этого времени Унамуно винил себя за недуг сына, поскольку отвернулся от религии и предал веру в попытках познать человека и мир через науку. Вместо этого он, наоборот, принял этого Ангела точно так же, как его жена приняла его в его скорби. Из своего кошмара Мигель де Унамуно развил хаотичную и страстную философию трагедии. Философию самого себя». До конца 1890-х Унамуно увлекался идеями социализма, но после смерти сына радикально переосмыслил прежние взгляды и сформулировал новое мировоззрение.
Все его рассуждения с начала XX века касаются идеи конечности, которая, по мнению мыслителя, определяет существование человека и его отношения с реальностью. Желание жить вечно и экзистенциальная катастрофа от осознания невозможности бессмертия становятся основными категориями философии Унамуно. Бытие человека он определяет как «агонию» — процесс непрерывного метания между стремлением избежать смерти и пониманием того, что она неизбежна, конфликт между чувствами и разумом, духовным и интеллектуальным началами. Бог, согласно Унамуно, выступает гарантом вечной жизни, доказательством того, что человеческий путь не обрывается с разрушением физической оболочки. Ключевым понятием его философии становится «трагическое чувство жизни» — именно опубликованный в 1913 году трактат «О трагическом чувстве жизни» принято считать его программным произведением. Под этим словосочетанием Унамуно понимал «особое переживание конечности человеческого бытия, жажду бессмертия и голод по бытию». Единственным возможным форматом подлинного человеческого существования в интерпретации философа становится непрерывный конфликт между чувствами и мыслями, который разворачивается внутри индивидуального «я» и одновременно формирует его. Какое отношение экзистенциализм Унамуно имел к его политическим взглядам? Как концепция внутреннего конфликта соотносилась с этическими и гражданскими установками мыслителя, который одинаково страстно обличал узколобость и левых, и правых? Чтобы ответить на эти вопросы, важно понять, что философия Унамуно — это прежде всего философия личности, гимн индивидуализму.
Похожим образом интерпретирует концепцию Унамуно исследовательница из Университета Помпеу Фабра в Барселоне Екатерина Еремина: «В центре его философского мировоззрения стоит личность, поэтому его теорию о трагическом чувстве жизни иногда называют персонализмом. Унамуно неоднократно подчеркивал, что речь идет не о человеке как о виде, а о конкретном человеке из плоти и крови.
В 1918 году принял участие в неудачной попытке создания Испанского демократического союза. Уже время диктатуры Примо де Ривера Асанья, будучи редактором мадридского журнала «Испания» исп. В мае 1924 года он опубликовал «Обращение к Республике» исп. Эти инициативы Асаньи нашли своих сторонников, приведя в начале 1925 года к созданию республиканской и антиклерикальной группы под названием Политическое действие исп.
В мае того же года группа была переименована в Республиканское действие. В её создании приняли участие ряд видных испанских интеллектуалов, среди которых были как соратники Асаньи по Реформистской партии, такие как Хосе Хираль и писатель и журналист Рамон Перес де Айала, так и не состоявшие в ней юрист и правовед Луис Хименес де Асуа, писатель Луис Аракистайн позднее социалист , физик и математик Онорато де Кастро Бонель и профессор административного права Энрике Марти и Хара. В условиях диктатуры деятельность организации была значительно осложнена. Так, свой первый Национальный комитет под руководством Асаньи партии удалось сформировать только в 1930 году. Alianza Republicana , в который также вошли Радикальная республиканская партия Алехандро Лерруса, Федеральная республиканская партия и Партия Каталонская республика. Участники альянса провозгласили своей целью борьбу за провозглашение республиканского режима, для чего планировалось избрать всеобщим голосованием учредительное собрание.
Республиканский альянс участвовал в двух попытках свергнуть режим Примо де Риверы, в июне 1926 года и в январе 1929 года. В 1929 году альянс покинули федеральные республиканцы и радикалы Лерруса.
Асанья Мануэль
Франко был недоволен деятельностью Асаньи ещё и из-за закрытия военным министром в целях экономии Военной академии в Сарагосе, которой тогда он руководил. В то же время преобразования Асаньи не носили революционного характера — так, несмотря на его громкое заявление о намерении «растереть в порошок» военную касту, офицеры, не присягнувшие республике, получили возможность выйти в отставку с полной пенсией. В армии было существенно сокращено количество генералов, которое было приведено в соответствие с численностью армии. В 1932 правительство Асаньи смогло подавить военное восстание под руководством генерала Хосе Санхурхо так называемую «санхурхаду» , что укрепило его позиции. В то же время расстрел анархистов, выступивших против правительства в деревне Касас-Вьехас в январе 1933, разочаровал многих республиканцев, ранее поддерживавших Асанью. На муниципальных выборах 1933 правительственные партии потерпели неудачу, что способствовало отставке правительства в сентябре того же года и проведению досрочных выборов.
Во время работы в правительстве Асанья продолжал заниматься литературной деятельностью, написав драму «Корона». По словам историка Хью Томаса , в силу застенчивости Асанья многое держал при себе, в своём творчестве в даже речах он то и дело сбивался на самоанализ и до такой степени избегал общества особенно женского , что подвергался насмешкам со стороны друзей-интеллектуалов. И всё же Асанья сумел стать военным министром, сохраняя при этом одинокую надменность, не изменявшую ему ни при победах, ни при поражениях… Поклонник Кромвеля и Вашингтона , Асанья культивировал сверхчеловеческую отрешённость от всего лишнего и интеллектуальную чистоту мышления, которые позволили ему увидеть интереснейшие детали жизни Испании. Поскольку он был совершенно бескорыстен, врагам оставалось лишь осыпать его личными оскорблениями. Правые газеты именовали его не иначе как «Чудовище» из-за некрасивой внешности.
В то же время тысячи и тысячи людей считали Асанью «сильным человеком республики». На удивление красноречивый, прекрасный знаток любой темы, о которой шла речь, нерешительный в критические минуты и ироничный перед лицом неприятностей, он мог проявлять и диктаторскую бескомпромиссность, и оптимизм, когда приходилось бороться с трудностями. В оппозиции[ править править код ] После победы правоцентристских сил на парламентских выборах в ноябре 1933, Асанья ненадолго отошёл от политики, написав книгу «Во власти и в оппозиции». В 1934 он стал лидером вновь созданной Лево-республиканской партии, объединившей Республиканское действие, радикал-социалистов лидер — министр образования в правительстве Асаньи Марселино Доминго и Республиканскую Галисийскую автономную организацию лидер — Сантьяго Касарес Кирога. В том же году он был арестован по обвинению в подстрекательстве к восстанию в Барселоне с целью провозглашения каталонского государства.
Он был освобождён судом в 1935 и описал эти события в книге «Моё восстание в Барселоне».
Но президент и на этот раз не захотел отдавать премьерское кресло «хефе». Алкала Самора назначил выборы, вплоть до которых правительство должен был возглавлять консервативный политик Мануэль Портела Вильядарес. В связи с предстоящими выборами режим чрезвычайного положения должен был быть устранён, и в январе 1936 г. В декабре 1935 г.
Сразу после выхода из тюрьмы Ларго Кабальеро поддержал союз с коммунистами и республиканцами. Совместный электорат левого Народного фронта был примерно равен электорату правых. Партия Лерруса, пытавшаяся играть роль центра, была дискредитирована политикой 1933—1935 гг. Из неё выделился Республиканский союз М. Барриоса, который вошёл в «Народный фронт».
CEDA вела кампанию очень энергично. Её активно поддержала католическая церковь. Фалангисты совершала нападения на митинги левых. Нарушения закона достигли таких масштабов, что Асанья даже предлагал призвать к бойкоту выборов. В этих условиях особое значение приобретали голоса сторонников анархо-синдикалистов.
За два дня до выборов, 14 февраля Национальный комитет НКТ опубликовал заявление, в котором говорилось: «Мы — не защитники республики, но мы мобилизуем все свои силы, чтобы нанести поражение старинным врагам пролетариата. Лучше смело опередить события, даже если это означает ошибку, чем после событий сожалеть о своём промахе». Фактический отказ НКТ от «электоральной стачки» привёл к тому, что левые получили на сотни тысяч голосов больше, чем в 1933 г. На выборах 16 февраля 1936 г. Народный фронт получил 4654116 голосов, правые 4503524, баскские националисты 125714, центр 400901.
Таким образом, перевес левых над правыми был минимален, а с учётом центристов и вовсе сомнителен. Но при мажоритарной системе решающую роль играло сплочение сил в округах, где поддержка анархистов также помогла левым добиться перевеса. Народный фронт завоевал 268 мест из 473. При этом социалисты получили 88 мест, левые республиканцы — 81, коммунисты — 16. Правые и центристы получили 205 мест.
Победа Народного фронта вызвала ликование республиканцев в крупных городах страны. Президент и премьер-министр обсуждали возможность объявить выборы недействительными. Но перед лицом угрозы гражданской войны они отказались от этого. В результате победы Народного фронта к власти пришло правительство М. Правительство Народного фронта объявило политическую амнистию.
Узники октября и предыдущих социальных волнений были освобождены более 15 тысяч человек. Асанью Алкала Самора ушёл в отставку 3 апреля в связи с обвинениями в нарушении предвыборного законодательства. Правительство возглавил галисийский либерал Сантьяго Касарес Кирога. Социалисты, имевшие наибольшую фракцию в Кортесах, пока воздержались от вхождения в правительство. Ускорилась аграрная реформа.
Если в 1932—1935 гг. Создавались кооперативы для управления отчуждёнными поместьями и для совместной обработки целины правда, им не хватало техники для повышения производительности труда. Но реформа хоть и пошла быстрее, но не удовлетворяла тех крестьян, которым ещё многие годы предстояло ждать своей очереди. Крестьяне Эстремадуры стали захватывать пустующие поместья, что приводило к столкновениям с гражданской гвардией. Одновременно в стране нарастали продовольственные трудности.
Профсоюзы развернули кампанию наступления на капитал.
Глава государства беспокоился, но Касарес Кигоро убедил его, что ситуация в Испании остается ему подконтрольна и что нет нужды в привлечении гражданского населения. Наварра, бойцы "рекете" на богослужении перед боем, июль 1936. Однако он глубоко заблуждался. Мятеж тем же днем 18 июля перекинулся на континентальную территорию Второй Испанской Республики, застав врасплох центральную власть. Генерал Гонсало де Льяно, командовавший войсками на юге страны и имевший крепкую репутацию либерала-республиканца, внезапно объявил об отказе повиноваться властям и захватил Севилью. В городе начались ожесточенные бои между военными, националистами и их врагами-республиканцами, которые завершились победой первых.
Помимо Севильи, на юге Испании им удается овладеть крупным портовым городом Кадисом, что приводит к созданию надежного плацдарма мятежа в этом районе страны. Также быстрый и победоносный захват Кадиса приведет к тому, что у Франко и его африканской армии будет хороший порт для переброски сил на север. Однако, если не брать в расчет Андалусию, то путч скорее провалился. Заговорщикам удалось добиться решительного успеха только на консервативном северо-западе страны, в районах Галисии, Наварры, Старой Кастилии. Из числа крупных городов мятежникам покорились только Сарагоса в Арагоне и Овьедо в Астурии. Это стало возможным благодаря фактору неожиданности, так как местных командиров также считали лояльными республике и политически благонадежными. Впрочем, уже в двадцатых числах июля Овьедо берут в кольцо части "народной милиции", и этот очаг мятежа был изолирован от остальной Астурии.
В окружении националисты оказались и в других городах, где они подняли мятеж и попытались захватить власть: в Толедо, Гранаде и так далее. Бойцы "Народной милиции" в Барселоне, лето 1936. Провалились и попытки захвата двух самых густонаселенных городов Второй Испанской Республики - Мадрида и Барселоны. В столице путч провалился во многом из-за нерешительности местного генерала Хоакина Фанхуля, который сразу же объявил о своей солидарности с путчем, но целых два дня не предпринимал никаких решительных мер для нейтрализации государственного аппарата и республиканских вооруженных формирований. Благодаря отсутствию толкового командования, монархисты и фалангисты проигрывают уличные бои своим противникам, их оттесняют к казармам, которые позднее также падают под натиском коммунистов. Практически все офицеры, в том числе и слабохарактерный Фанхуль, приговариваются к смерти и расстреливаются. В Барселоне, где популярностью пользовались анархисты, коммунисты и регионалисты, которые все поддерживали Республику, сама мысль о возможности переворота казалась бредом даже верхушке заговора.
В той части страны, которая традиционно голосовала за республиканцев, выступлений вообще не состоялось. Хотя практически вся кадровая армия и предала дело Второй Испанской Республики, ей сохранили верность военно-морской флот и военно-воздушные силы, что делало переброску африканской армии если не невозможной, то практически невыполнимой. Номинальный лидер переворота, Хосе Санхурхо, возвращавшийся на португальском самолете из эмиграции разбился в авиакатастрофе 20 июля: авария случилась из-за неподъемного багажа, с которым чрезмерно честолюбивый генерал никак не хотел расстаться. Таким образом путч остался без главаря, без фигуры, чьи приказы подлежали бы немедленному исполнению. Фактический провал переворота привел к тому. Бой за Мадрид, баррикада республиканцев. Однако будет большой ошибкой полагать, будто бы у Республики дела обстояли идеально.
Дисциплина в ее рядах была понятием более чем условным, также возникла проблема с командирским составом, который в подавляющем большинстве своем перебежал к путчистам. Кроме того, президенту Асанье пришлось за три дня сменить трех премьер-министров один не признавал угрозы в путче, второй попытался договориться с Молой : и только фигура левого либерала Хосе Хираля устроила многочисленные партии из числа "Народного фронта". Со страшным запозданием центральная власть санкционирует выдачу оружия гражданским, что на самом деле означало лишь констатацию свершившегося на практике уже давно процесса. Поддержка леволиберального правительства со стороны коммунистов и, особенно, анархистов была также довольно условной: их объединяли ненависть к националистам и... В Каталонии власть де-факто захватил анархический Центральный комитет антифалангистской милиции Каталонии, подменивший собой легитимные органы власти и опирающийся не на писанные законы, а на огромную популярность у народных масс. Эмилио Мола поддерживал контакты с немецким послом еще задолго до практической реализации заговора, а теперь же от позиции Германии в буквальном смысле слова зависело само по себе выживание путчистов, которым не удалось воплотить свой авантюрный план в полной мере. Герберт фон Дирксен прибывает в Берлин.
Уже 19 июля, пока у казарм Мадрида еще идут бои, а часть республиканского правительства надеялась на успешность переговоров с верхушкой генералитета, из испанской столицы улетает посол Германии, отправляющийся в Берлин с целью обеспечить должную поддержку делу мятежа от гегемона Европы. Его в ночь принимает Вильгельм II, который был необычайно обеспокоен ситуацией на полуострове, в которой он видел прямой вызов собственной державе. Герберт фон Дирксен красно описал своему императору сложившуюся обстановку, в которой он также примечал угрозу для Германии. Если верить воспоминаниям присутствовавшей при встрече Виктории-Луизы Прусской, то дипломат стращал их с отцом перспективой создания "нечестивого альянса" из Парижа, Рима и республиканского Мадрида. Именно посол первым предложил единственный выход: воспользоваться немецким флотом и перебросить армию Франсиско Франко на континент, тем самым значительно усилив путчистов. Он аргументировал свое предложение тем, что испанские колонии и без того лояльны правым партиям и не нуждаются в подобном гарнизоне, когда как именно на полях сражений в самой Испании и будет решаться ее судьба. Однако солдаты Франко уже грузились на немецкие транспортники, а размещенный в марокканских базах "флот открытого моря" готовился прикрывать их перемещение.
А пока мятежники готовились к переброске, в Мадриде шли ожесточенные споры: стоит ли выводить собственный флот к Гибралтару и поднимать в воздух самолеты? Итальянское руководство также убеждало своих союзников в Мадриде, что готово принять участие в разгроме "флота открытого моря" и оказать посильную поддержку испанцам в столь трудной миссии.
В 1918 и 1923 он неудачно баллотировался в кортесы парламент от Толедо. В 1918 участвовал в создании Испанского демократического союза, после неудачи этого политического проекта вернулся во Францию, где работал журналистов в газете Figaro. В 1920—1924 редактировал журнал Pluma, в 1923—1924 — журнал Espa?
Женился на сестре своего коллеги-журналиста Сиприано Риваса Черифа. Был известным писателем, автор художественных произведений Vida de don Juan Valera 1926, за эту книгу Асанья был удостоен Национальной премии по литературе , El Jard? Кроме того, он переводил труды Джорджа Борроу, Бертрана Рассела , Стендаля , занимался литературной критикой, публицист, эссеист. В 1920-е годы находился в оппозиции по отношению к королю Альфонсу XIII и диктатору Мигелю Примо де Ривере , в 1924 опубликовал энергичное воззвание, направленное против диктатуры. В 1926, вместе с Хосе Хиралем , основал партию Республиканское действие.
Бои за Мадрид. Мятеж становится войной
Мануэль Асанья | Военный министр Мануэль Асанья не видел в происходившем ничего плохого и не принимал никаких мер против погромщиков. |
Внезапно: Лукашенко приказал найти коррупционеров – назавтра найдено 13 | Мануэль Асанья. |
Мануэль Асанья – цитаты
В 38-м году, во времена Второй Испанской республики, жил Мануэль Асанья. Президент республики Мануэль Асанья эмигрировал. Премьер Негрин попробовал выторговать приемлемые условия капитуляции, среди которых запрет на последующие репрессии. Асанья посвящал много времени политике и литературе, был секретарём очень популярного в столице литературно-политического дискуссионного клуба "Мадридский Атенеум". Премьер–министр страны Мануэль Асанья сократил более чем вдвое армию, уменьшил почти на 20 тысяч человек офицерский корпус, отменил повышения в звании за особые боевые.
Дни рождения 10 января
Нисето Самора был смещен, а его место занял Мануэль Асанья. умер 4 ноября 1940 г., Монтобан, Франция). АСАНЬЯ Мануэль — АСАНЬЯ Мануэль (1880-1940) — президент Испанской республики в 1936-39, один из лидеров правого крыла Народного фронта. Мануэль Асанья Диас родился в богатой семье и в очень раннем возрасте осиротел.
Франко придет, порядок наведет
В 1930 году он участвовал в в подготовке и подписании Сан-Себастьянского пакта, в том же году основал партию Республиканское действие 1930-1934. После установления республики 1931 Асанья занял пост военного министра, в 1931-1933 годах возглавлял правительство Испании. В апреле 1934 года он возглавил Левореспубликанскую партию, вошедшую в 1936 году в Народный фронт.
Доминго и Автономная республиканская организация Галисии лидер С. Касарес Кирога создали Левую республиканскую партию ЛРП , которая стала наиболее влиятельной политической силой либералов. Вернуться к власти они могли теперь только в союзе с социалистами. Но президент и на этот раз не захотел отдавать премьерское кресло «хефе». Алкала Самора назначил выборы, вплоть до которых правительство должен был возглавлять консервативный политик Мануэль Портела Вильядарес.
В связи с предстоящими выборами режим чрезвычайного положения должен был быть устранён, и в январе 1936 г. В декабре 1935 г. Сразу после выхода из тюрьмы Ларго Кабальеро поддержал союз с коммунистами и республиканцами. Совместный электорат левого Народного фронта был примерно равен электорату правых. Партия Лерруса, пытавшаяся играть роль центра, была дискредитирована политикой 1933—1935 гг. Из неё выделился Республиканский союз М. Барриоса, который вошёл в «Народный фронт».
CEDA вела кампанию очень энергично. Её активно поддержала католическая церковь. Фалангисты совершала нападения на митинги левых. Нарушения закона достигли таких масштабов, что Асанья даже предлагал призвать к бойкоту выборов. В этих условиях особое значение приобретали голоса сторонников анархо-синдикалистов. За два дня до выборов, 14 февраля Национальный комитет НКТ опубликовал заявление, в котором говорилось: «Мы — не защитники республики, но мы мобилизуем все свои силы, чтобы нанести поражение старинным врагам пролетариата. Лучше смело опередить события, даже если это означает ошибку, чем после событий сожалеть о своём промахе».
Фактический отказ НКТ от «электоральной стачки» привёл к тому, что левые получили на сотни тысяч голосов больше, чем в 1933 г. На выборах 16 февраля 1936 г. Народный фронт получил 4654116 голосов, правые 4503524, баскские националисты 125714, центр 400901. Таким образом, перевес левых над правыми был минимален, а с учётом центристов и вовсе сомнителен. Но при мажоритарной системе решающую роль играло сплочение сил в округах, где поддержка анархистов также помогла левым добиться перевеса. Народный фронт завоевал 268 мест из 473. При этом социалисты получили 88 мест, левые республиканцы — 81, коммунисты — 16.
Правые и центристы получили 205 мест. Победа Народного фронта вызвала ликование республиканцев в крупных городах страны. Президент и премьер-министр обсуждали возможность объявить выборы недействительными. Но перед лицом угрозы гражданской войны они отказались от этого. В результате победы Народного фронта к власти пришло правительство М. Правительство Народного фронта объявило политическую амнистию. Узники октября и предыдущих социальных волнений были освобождены более 15 тысяч человек.
Асанью Алкала Самора ушёл в отставку 3 апреля в связи с обвинениями в нарушении предвыборного законодательства. Правительство возглавил галисийский либерал Сантьяго Касарес Кирога. Социалисты, имевшие наибольшую фракцию в Кортесах, пока воздержались от вхождения в правительство. Ускорилась аграрная реформа. Если в 1932—1935 гг. Создавались кооперативы для управления отчуждёнными поместьями и для совместной обработки целины правда, им не хватало техники для повышения производительности труда. Но реформа хоть и пошла быстрее, но не удовлетворяла тех крестьян, которым ещё многие годы предстояло ждать своей очереди.
Асанья был членом Реформистской партии и лидером Испанского демократического союза. Он также работал корреспондентом во Франции во время Первой мировой войны, и его материалы имели профранцузскую направленность. Однако его политические проекты не увенчались успехом, и после неудачи он вернулся во Францию, где работал журналистом в газете Figaro. Он основал партию Республиканское действие и активно участвовал в политической жизни страны. В 1930 году он стал военным министром во временном правительстве республики и затем премьер-министром. Во время своей правительственной деятельности он проводил антиклерикальную политику и внес значительные реформы в армию, образование и аграрную сферу.
Однако его правительство столкнулось с оппозицией и критикой, и после провала на муниципальных выборах в 1933 году Асанья отошел от политики и занялся литературной деятельностью.
Вместо этого он, наоборот, принял этого Ангела точно так же, как его жена приняла его в его скорби. Из своего кошмара Мигель де Унамуно развил хаотичную и страстную философию трагедии. Философию самого себя». До конца 1890-х Унамуно увлекался идеями социализма, но после смерти сына радикально переосмыслил прежние взгляды и сформулировал новое мировоззрение. Все его рассуждения с начала XX века касаются идеи конечности, которая, по мнению мыслителя, определяет существование человека и его отношения с реальностью. Желание жить вечно и экзистенциальная катастрофа от осознания невозможности бессмертия становятся основными категориями философии Унамуно.
Бытие человека он определяет как «агонию» — процесс непрерывного метания между стремлением избежать смерти и пониманием того, что она неизбежна, конфликт между чувствами и разумом, духовным и интеллектуальным началами. Бог, согласно Унамуно, выступает гарантом вечной жизни, доказательством того, что человеческий путь не обрывается с разрушением физической оболочки. Ключевым понятием его философии становится «трагическое чувство жизни» — именно опубликованный в 1913 году трактат «О трагическом чувстве жизни» принято считать его программным произведением. Под этим словосочетанием Унамуно понимал «особое переживание конечности человеческого бытия, жажду бессмертия и голод по бытию». Единственным возможным форматом подлинного человеческого существования в интерпретации философа становится непрерывный конфликт между чувствами и мыслями, который разворачивается внутри индивидуального «я» и одновременно формирует его. Какое отношение экзистенциализм Унамуно имел к его политическим взглядам? Как концепция внутреннего конфликта соотносилась с этическими и гражданскими установками мыслителя, который одинаково страстно обличал узколобость и левых, и правых?
Чтобы ответить на эти вопросы, важно понять, что философия Унамуно — это прежде всего философия личности, гимн индивидуализму. Похожим образом интерпретирует концепцию Унамуно исследовательница из Университета Помпеу Фабра в Барселоне Екатерина Еремина: «В центре его философского мировоззрения стоит личность, поэтому его теорию о трагическом чувстве жизни иногда называют персонализмом. Унамуно неоднократно подчеркивал, что речь идет не о человеке как о виде, а о конкретном человеке из плоти и крови. По его мнению, каждый человек сам для себя является источником философской мысли. Конкретный человек, о котором размышляет Унамуно, это он сам, жизнь, о которой он размышляет, — это прежде всего его жизнь, волнующая его будущая смерть — это его собственная смерть, как и жажда бессмертия, которую он считает точкой отсчета в любой истинной философии». Преданность философии персонализма, основанная не на абстрактном субъекте или всем человечестве, а на каждом отдельном человеке и его личном внутреннем конфликте, не позволяла Унамуно примкнуть ни к какому интеллектуальному или политическому движению, претендовавшему на однозначное и исчерпывающее объяснение мироустройства. Отдельная личность с самостоятельными идеями и переживаниями представляет крупнейшую угрозу для всех авторитарных или тоталитарных учений.
Их последователи преследуют цель подавить любой намек на индивидуальность, свести человека к положению безликого и серого элемента безликой и серой массы. Унамуно не мог принять реальность, в которой смысл человеческого существования сводился к поддержанию благополучия партии или государства, как мечтали сражавшиеся на стороне Франко националисты. Вместе с тем философ не отвергал потребность в единстве между отдельными людьми, если только сосуществование не означает для каждого из них потерю самого себя. Человека в смысле индивидуального человеческого существования, которого он провозглашал началом всего, не следует путать с homo sapiens Линнея, субъектом общественного договора Руссо или бесперым двуногим Платона. Человек Унамуно определяется тем, что он существует не в абстрактном пространстве философской мысли, а в реальном мире, населенном другими людьми, похожими на него исключительно в том смысле, что все они бесконечно отличаются друг от друга. Особенность этого человека заключалась в том, что ни по каким своим характеристикам он не сравним с другими людьми. Его нельзя свести к группе, частью которой он является, даже если с другими ее участниками его объединяют политические или религиозные взгляды, происхождение, язык и культура.
Экзистенциальная концепция Унамуно не встраивалась ни в какую политическую идеологию — ни в правую, ни в левую, — поскольку в ее основании лежал не патриотический экстаз, не процесс обретения единства через классовую борьбу и не осмысление себя через противопоставление другим народам и культурам. Фундаментом человеческого существования философ провозглашал трагедию от осознания собственной конечности и утопическую потребность в преодолении этой конечности, что с интеллектуальной точки зрения делало его как минимум бесполезной, а как максимум — неудобной фигурой для пропаганды. Его рассуждения о неотвратимости смерти нельзя было нанести на транспаранты и гордо скандировать на митингах. Провозглашение сомнения, неуверенности и внутреннего конфликта как принципиальных характеристик человеческого бытия противоречило программам, в духе которых в мире не существовало никакой определенности. В своих взглядах на прошлое и будущее, культурную и национальную идентичность Испании и испанцев Унамуно тоже ускользал от однозначных определений. Он критиковал и прогрессистов, которые считали, что страну необходимо модернизировать по образцу других европейских государств, и традиционалистов, призывавших во всем придерживаться консервативных ценностей. Обе позиции представлялись Унамуно слишком ограниченными, поскольку занять одну сторону невозможно, хотя бы частично не приняв другую.
Отказываясь воспринимать аргументы оппонентов, по мнению философа, и «просветители», и «реакционеры» больше беспокоились о том, как доказать свою правоту, а не о том, как сформулировать лучший путь развития для Испании. Сам Унамуно считал, что нельзя ни отгораживаться от остального мира, ни отрекаться от своих корней. Чтобы достичь процветания и выбраться из череды политических кризисов конца XIX и начала XX века, следовало совместить обе позиции. В политике Унамуно последовательно критиковал марксизм, анархизм, либерализм и национализм, но идеальной моделью государства при этом считал ту, в которой сторонники разных идеологий и представители разных этнических групп смогут продуктивно и уважительно взаимодействовать друг с другом. Испанию его мечты можно было бы определить словосочетанием «динамическое единство противоположностей». Но, пожалуй, самой главной характеристикой мировоззрения Унамуно во всем, что касалось и политики, и индивидуального существования, можно считать его человечность. Он сосредотачивался не на масштабных идеях, ради которых живет и умирает «маленький человек», а на том самом «маленьком человеке из мяса и костей, который рождается, страдает и умирает».
Унамуно оказался уникальной фигурой для интеллектуального ландшафта Испании на стыке эпох. Он выстроил концепцию вокруг фигуры реального индивида, отказавшись от претензий других философов на масштаб и универсальность, и одновременно активно участвовал в политических дискуссиях, тревожился о судьбе родины и о проблемах, выходивших далеко за рамки темы «маленького человека». Как же получилось, что мыслитель, на протяжении всей жизни неизменно выступавший против междоусобных конфликтов, насилия и притеснений, к середине 1930-х превратился в ожесточенного противника республиканского строя и поначалу поддержал восстание националистов, консерваторов и военных? Из противника Республики — в борцы против мятежников Практически вся жизнь Унамуно пришлась на период масштабных геополитических потрясений. За карлистскими войнами в конце XIX века последовала Испано-американская война, закончившаяся для европейской колониальной державы потерей Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппин, и монархический кризис 1920-х с военной диктатурой Примо де Риверы с последующим установлением Второй Испанской Республики. Личные переживания Унамуно накладывались на постоянное беспокойство о том, что ждет его страну. Прежний режим существования колониальной империи старого типа казался невозможен, а в новом мире Испания еще не обрела своего места.
Философ чувствовал себя потерянным и как гражданин в государстве, которое раздирали на части противоборствующие политические силы, и как человек, мечущийся между религией и наукой, бессмертием и конечностью, скорбью и экстазом. Волнения о туманном будущем Испании, экстаз от пребывания в мире и скорбь от осознания того, что это пребывание не вечно, — противоречивые переживания одновременно вдохновляли Унамуно и погружали в глубокое уныние. Если бы не было моей жены и моих детей, моего мира, который мне дал Бог… Осужденный представлять белое черным, а черное белым и не понимаемый ни теми, ни другими, я с огорчением наблюдаю за затянувшимся спектаклем вульгарности». К моменту написания этого письма Унамуно уже восемь лет занимал должность ректора Саламанкского университета. По всей стране его знали и уважали как выдающегося специалиста по литературе и философии. Он выпускал сборники стихов и художественных произведений, в которых не менее глубоко, чем в академических трактатах, исследовал испанскую культурную идентичность, рефлексировал над связью между прошлым, настоящим и будущим, переосмыслял классические сюжеты — от приключений Дон Кихота до убийства Авеля Каином. Его карьера складывалась триумфально, а личная жизнь, несмотря на смерть первенца, обретала новые смыслы благодаря теплым отношениям с женой и рождению детей.
Тем не менее существование Унамуно даже в самые стабильные моменты оставалось агонией, нескончаемой попыткой обрести себя. В 1910-х политические симпатии философа склонились в сторону либерализма. Унамуно считал, что, лишь преодолев узость мысли карлистов-традиционалистов и бросив все силы на укрепление демократических ценностей, у испанцев получится избежать давно назревшего противостояния между соотечественниками. Одним из явных примеров непримиримого конфликта в испанском обществе философ называл разделение на сторонников и противников Германии в Первую мировую. Сам Унамуно поддерживал Антанту и считал нейтралитет в войне не следствием пацифизма, а свидетельством разлада как среди граждан, так и во власти. Испании придется заплатить высокую цену за свой нейтралитет». Резкая критика властей в начале 1920-х воспринималась практически как измена: недоброжелатели считали, что если философ поддерживал «крестовый поход» других государств против Германской империи, то косвенно одобрял подобные меры против любого монархического строя.
Мануэль Асанья - Manuel Azaña
«Осасуна» арендовала защитника «Атлетико» | Король посетил открытие выставке, посвященной жизни и деятельности Мануэля Асаньи. |
Мануэль Асанья - Manuel Azaña | Нисето Самора был смещен, а его место занял Мануэль Асанья. |
Над всей Испанией безоблачное небо
Том 1. Асанья, Мануэль 1880-1940 - видный деятель республиканской Испании, либеральный демократ. Обучался в католическом колледже августинцев в Эскуриале, потом стал юристом, поступил на государственную службу и постепенно поднялся до высших ступеней в министерстве юстиции. Асанья посвящал много времени политике и литературе, был секретарём очень популярного в столице литературно-политического дискуссионного клуба "Мадридский Атенеум". В 1930 году Асанья вступил в состав революционного комитета, который вёл борьбу против монархии и позднее, после падения монархии, превратился во Временное правительство Испанской республики. В этом правительстве Асанья занимал пост военного министра и в качестве такового провёл ряд реформ, имевших целью модернизацию испанской армии. Стремясь сократить количество офицеров, число которых далеко превосходило действительные потребности вооружённых сил, Асанья добился издания закона, переводившего излишние офицерские кадры в отставку с пожизненным обеспечением их хорошими пенсиями. Асанья наивно рассчитывал, что в результате этой меры "волки будут сыты и овцы целы". На самом деле, однако, данная мера только способствовала созданию большого количества реакционных офицеров-политиканов, на казённый счёт систематически занимавшихся различными интригами и заговорами против республики.
Это с особенной яркостью обнаружилось позднее, во время мятежа Франко.
И слава богу, что «суицид» не удался. И не важно теперь «кто виноват» в спасении их дурных голов и задниц, промысел ли божий, случай, статистическая ошибка, гм… или собственное мужество, все они были живы — и это главное. Просмотров: 1 — Для создания атмосферы доверия.
Ненависть к преступной буржуазии, победа или смерть! Потерпев поражение на выборах, умеренный Индалесио Прието стал терять влияние в исполнительном комитете ИСРП, оказавшемся под контролем Ларго Кабальеро. С этого момента большая часть социалистов стала впадать в радикализм и сосредоточиваться за пределами кортесов — например в своем Alianza Obrera, Союзе трудящихся. Ларго Кабальеро оставил без внимания предостережение смещенного лидера ВСТ Хулиана Бестейро, что такая политика является «коллективным безумием» и что попытка установить диктатуру пролетариата окажется «напрасным ребяческим заблуждением»[65].
Мануэль Асанья тоже предупреждал социалистов, что подготовка восстания послужит для армии предлогом вернуться в политику и разгромить трудящихся[66]. Но Ларго Кабальеро отметал любую осмотрительность. Нападки его газеты «Claridad» на Бестейро, Прието и других умеренных социалистов были даже яростнее, чем осуждение со стороны Хиль-Роблеса и монархистов[67]. Совершенно безответственная риторика и низменная политическая полемика раздували пламя возмущения и порождали страх.
Организация социалистической молодежи начала тайные тренировки, овладевая навыками обращения с оружием, тем же самым занимались карлисты на северо-востоке страны и крохотная пока еще Фаланга. Еще в июне Ортега-и-Гассет предупреждал, что в испанской политике появилось «ребячество, значит, жди насилия»[68]. Правительство Лерруса не только приостановило земельную реформу, но и отменило в мае конфискацию земель испанских грандов и закон, обеспечивавший сельскохозяйственным рабочим ту же защиту, что и занятым в промышленности. Рассказывали, что землевладельцы советуют голодным батракам, ищущим работу, «жрать республику».
Начало забастовки в этой ситуации, без всякой поддержки в парламенте, было серьезной ошибкой, игравшей на руку правительству. Тогда же, летом 1934 года, мадридское правительство вошло в столкновение с Женералитатом Каталонии, проводившим собственную земельную реформу, касавшуюся арендаторов виноградников. Президент Алькала Самора столкнулся с кризисом и с гневом левых, утверждавших, что правые вознамерились уничтожить республику и что необходимы новые выборы. Хиль-Роблес объявил, что откажет в поддержке правительству «заднескамеечников», если в нем не будет членов СЭДА.
Сам Ларго Кабальеро утверждал годом раньше, что в Испании отсутствует угроза фашизма, однако летом 1934 года риторика его сторонников, «caballeristas», сменилась на противоположную — запугивание фашизмом; эта тактика грозила превращением в самосбывающееся пророчество. В связи со скандалом из-за переправки оружия социалистам в Астурии лидер СЭДА Хиль-Роблес заявил, что они «больше не потерпят продолжения такого положения»[70]. СЭДА, самая многочисленная партия в кортесах, не располагала министерскими постами, и теперь Хиль-Роблес требовал свою долю. ВСТ, подозревавший СЭДА в пренебрежительном отношении к республике в основном из-за антиклерикальных положений ее конституции , заявил, в свою очередь, что «не отвечает за последующие действия».
Социалистическая ИСРП, продолжая воинственную риторику и готовясь выступить против правительства, решила объявить всеобщую революционную забастовку. Другие левые силы и левый центр, опасаясь прихода к власти врагов республики, предупредили, что впредь не будут ограничиваться рамками закона. Правительство склонялось к объявлению всеобщей забастовки незаконной и к введению в Испании военного положения. Всеобщая забастовка началась 5 октября и охватила почти всю страну.
Ларго Кабальеро и его соратники действовали безответственно, спровоцировав восстание при отсутствии какого-либо плана. Это не могло не испугать средний класс и не бросить его в объятия правых, как и предостерегали Бестейро и другие. Объявляя всеобщую забастовку в Мадриде, ВСТ призвал солдат и полицию примкнуть к восстанию как будто столица Испании 1934 года была Петроградом 1917! Но вскоре Ларго Кабальеро был вынужден признать, что это не привело к стихийной революции масс, на которую он так надеялся: бастующие попытались занять Министерство внутренних дел и ряд военных объектов, некоторые стреляли из револьверов, но вскоре их окружили силы безопасности.
К 8 октября почти все члены революционного комитета были арестованы[71]. В Каталонии всеобщая забастовка продолжилась, несмотря на неучастие НКТ, чьи лидеры не желали иметь ничего общего с революцией, затеянной социалистами и республиканцами. Левые каталонцы, возмущенные пренебрежением Мадрида к их автономному статусу, напротив, усмотрели во всеобщей забастовке шанс ускорить предоставление независимости. В 8 вечера 6 октября Компанис провозгласил с балкона здания Женералитата «каталонское государство в составе испанской федеративной республики», призвав «антифашистов» со всей Испании собраться в Барселоне и учредить временное правительство.
Леррус приказал местному командующему вооруженных сил генералу Доминго Батету ввести военное положение и положить конец подстрекательствам к бунту. Осторожный Батет установил на площади Святого Иакова пару полевых орудий и приказал стрелять из них холостыми зарядами. В 6 утра 7 октября Компанис сдался: вместе со сторонниками его арестовали и предали суду, по приговору которого Компанис получил 30 лет тюрьмы. Мануэля Асанью, оказавшегося в Барселоне по чистой случайности, тоже арестовали и поместили на корабль-тюрьму.
Автономный статус Каталонии был немедленно отменен, генерал-губернатором туда назначили Мануэля Портела Вальядареса. На севере страны всеобщая революционная забастовка сразу охватила шахтерские районы Леона, Сантандер и Бискайю. В Бильбао больше 5—6 дней продолжались столкновения с силами безопасности, в Эйбаре и Мондрагоне погибло 40 человек. Конец бунту положило введение войск и бомбардировка испанскими ВВС шахтерских поселков.
В Астурии события развивались иначе. Месяцем раньше там бастовали в знак протеста против собрания СЭДА в Ковадонге, «месте силы» испанских правых, откуда якобы началась испанская Реконкиста — изгнание мавров. Кроме того, из всей Испании только в Астурии к революционной коалиции Alianza Obrera примкнула НКТ: коммунисты имели в этом регионе множество сторонников. В революционном комитете председательствовал Рамон Гонсалес Пенья, однако коммунисты впоследствии хвастались, что восстание возглавляли именно они.
Это подкрепляло наихудшие страхи центра и правых, а впоследствии послужило для Франко основанием говорить о «красном заговоре»[72]. По различным оценкам, количество вооруженных рабочих — участников восстания составляло 15—30 тысяч человек. Винтовки они получили главным образом стараниями Индалесио Прието, считавшегося одним из самых умеренных социалистов в парламенте, — оружие выгрузили с яхты Turquesa в Правии, к северо-востоку от Овьедо[73]. Оружие поступало также с захваченных оружейных предприятий региона.
Шахтеры располагали взрывчаткой, прозванной «артиллерией революции». Сам Прието, напуганный масштабом происходящего, поспешил сбежать во Францию, чтобы избежать ареста. Первым делом восставшие напали на рассвете 5 октября на посты гражданской гвардии и на общественные здания. Они заняли Мьерес, Хихон, Авилес и несколько шахтерских городков.
На следующий день они подошли к Овьедо, обороняемому гарнизоном в тысячу человек, и стали занимать его, отбивая в упорных боях улицу за улицей, дом за домом. Одержав победу, революционеры тут же учредили коммуну и заменили деньги купонами с подписью своего комитета, реквизировали поезда и грузовики, наконец, приступили к захвату частных домов. Примерно 40 человек в основном богачи и священники были убиты: началась полномасштабная гражданская война, пусть и в пределах одного региона. Военный министр приказал генералу Франко подавить бунт в тех регионах, где уже действовало военное положение.
Военные суда открыли огонь по шахтерам, находившимся на берегу, самолеты бомбили угольные разработки и Овьедо.
Сторонники независимости Каталонии проводят митинг в поддержку бывшего председателя правительства Каталонии Карлеса Пучдемона Однако в 2014-м Конституционный суд признал решение каталонского парламента противоречащим государственным законам. Согласно его решению, автономная область не имеет права в одностороннем порядке организовывать волеизъявление по вопросу не принадлежности к Испании. Тем не менее власти автономного сообщества Каталонии в 2017 году в одностороннем порядке провозгласили независимость после состоявшегося тогда же референдума. Конституционный суд Испании вновь расценил действие каталонских политиков как незаконное. Участники митинга сторонников независимости Каталонии. Он объяснил, что сепаратистские партии пытались добиться расширения прав и полномочий для своего региона, в частности финансовой автономии, как у Наварры и Страны Басков.
Но каталонцы пошли ва-банк и провели незаконный с точки зрения центральной власти референдум. Тех, кто принимал участие в его организации, посадили, а руководитель каталонского правительства Карлес Пучдемон подался в бега, уехав за границу. Амнистия политических заключенных для Испании будет означать, что к власти придет социалистическая партия, предположил Филатов. Более того, после заявления о помиловании каталонцев на первое место в политической гонке может выйти президент Социалистического интернационала и действующий премьер Педро Санчес, хотя он проигрывал оппозиционерам на недавних выборах. Собеседник «360» предположил, что решение об амнистии все-таки не будет противоречить конституции. Так как несколько лет назад суд помиловал группу каталонских политзаключенных, и «никаких проблем не было».
Улица Серрано (Мадрид)
Комитет государственного контроля во взаимодействии с Генеральной прокуратурой продолжит проверочные мероприятия», — проинформировало официальное агентство. Напомним, в ходе состоявшегося 22 февраля в Минске обсуждения доклада о налоговой и акцизной политике в 2016 году Александр Лукашенко подверг критике шоковое повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги , заявил о необходимости разобраться с ценообразованием в коммунальном транспорте и запретил снимать налоговые льготы с самых востребованных населением продуктов питания. Он также отверг « гайдаровские реформы российского образца ». Обращаясь к послу России в Белоруссии Александру Сурикову, руководитель постсоветской республики назвал его «бывшим президентом» и пожаловался на российские СМИ, которые якобы не так донесли информацию о совещании 22 февраля, в частности — слова «Оденьте и публично посадите десяток-другой человек!
Франко был недоволен деятельностью Асаньи ещё и из-за закрытия военным министром в целях экономии Военной академии в Сарагосе, которой тогда он руководил. В то же время преобразования Асаньи не носили революционного характера — так, несмотря на его громкое заявление о намерении «растереть в порошок» военную касту, офицеры, не присягнувшие республике, получили возможность выйти в отставку с полной пенсией. В армии было существенно сокращено количество генералов, которое было приведено в соответствие с численностью армии. В 1932 правительство Асаньи смогло подавить военное восстание под руководством генерала Хосе Санхурхо так называемую «санхурхаду» , что укрепило его позиции.
В то же время расстрел анархистов, выступивших против правительства в деревне Касас-Вьехас в январе 1933, разочаровал многих республиканцев, ранее поддерживавших Асанью. На муниципальных выборах 1933 правительственные партии потерпели неудачу, что способствовало отставке правительства в сентябре того же года и проведению досрочных выборов. Во время работы в правительстве Асанья продолжал заниматься литературной деятельностью, написав драму «Корона». По словам историка Хью Томаса, в силу застенчивости Асанья многое держал при себе, в своём творчестве в даже речах он то и дело сбивался на самоанализ и до такой степени избегал общества особенно женского , что подвергался насмешкам со стороны друзей-интеллектуалов. И всё же Асанья сумел стать военным министром, сохраняя при этом одинокую надменность, не изменявшую ему ни при победах, ни при поражениях… Поклонник Кромвеля и Вашингтона, Асанья культивировал сверхчеловеческую отрешённость от всего лишнего и интеллектуальную чистоту мышления, которые позволили ему увидеть интереснейшие детали жизни Испании. Поскольку он был совершенно бескорыстен, врагам оставалось лишь осыпать его личными оскорблениями. Правые газеты именовали его не иначе как «Чудовище» из-за некрасивой внешности.
В то же время тысячи и тысячи людей считали Асанью «сильным человеком республики». На удивление красноречивый, прекрасный знаток любой темы, о которой шла речь, нерешительный в критические минуты и ироничный перед лицом неприятностей, он мог проявлять и диктаторскую бескомпромиссность, и оптимизм, когда приходилось бороться с трудностями. В оппозиции После победы правоцентристских сил на парламентских выборах в ноябре 1933, Асанья ненадолго отошёл от политики, написав книгу «Во власти и в оппозиции». В 1934 он стал лидером вновь созданной Лево-республиканской партии, объединившей Республиканское действие, радикал-социалистов лидер — министр образования в правительстве Асаньи Марселино Доминго и Республиканскую Галисийскую автономную организацию лидер — Сантьяго Касарес Кирога. В том же году он был арестован по обвинению в подстрекательстве к восстанию в Барселоне с целью провозглашения каталонского государства. Он был освобождён судом в 1935 и описал эти события в книге «Моё восстание в Барселоне». В конце 1935 принял активное участие в создании левой коалиции Народный фронт, победившей на внеочередных парламентских выборах в феврале 1936.
Однако его политические проекты не увенчались успехом, и после неудачи он вернулся во Францию, где работал журналистом в газете Figaro. Он основал партию Республиканское действие и активно участвовал в политической жизни страны. В 1930 году он стал военным министром во временном правительстве республики и затем премьер-министром. Во время своей правительственной деятельности он проводил антиклерикальную политику и внес значительные реформы в армию, образование и аграрную сферу. Однако его правительство столкнулось с оппозицией и критикой, и после провала на муниципальных выборах в 1933 году Асанья отошел от политики и занялся литературной деятельностью. В 1934 году он стал лидером Лево-республиканской партии и активно участвовал в создании левой коалиции Народный фронт. Начало гражданской войны в 1936 году ослабило позиции Асаньи, и его влияние постепенно снижалось.
Флот мятежников и на юге проявлял намного более высокую активность: их крейсера в январе 1937 года обстреляли Малагу и Валенсию, в феврале 1937 года содействовали окончательному захвату Малаги, что закрепило контроль франкистов над Гибралтарским проливом. Но эта активность несла в себе и немалые риски. На запрос по радио о помощи с береговых республиканских аэродромов вылетели два звена бомбардировщиков, которые обнаружили и атаковали отряд франкистских кораблей. Борьба за живучесть устаревшего корабля не увенчалась успехом и примерно через два часа крупнейший корабль флота мятежников затонул. Большая часть экипажа была спасена другими франкистскими кораблями; жертвами инцидента стали четыре моряка. В начале апреля 1937 года свою очередную набеговую операцию провёл и республиканский флот. А 29 мая случился очередной серьёзный международный инцидент. Ошибившись в идентификации корабля, у острова Ибица из Балеарского архипелага республиканские бомбардировщики СБ с советскими экипажами атаковали немецкий карманный линкор Deutschland , который к тому же открыл по ним зенитный огонь. Ответ лётчиков был жесток: одна из накрывших корабль бомб пробила бронепалубу и взорвалась в кубрике матросов под ней, 23 немецких моряка было убито, ещё 83 ранено, хотя сам корабль на плаву остался. В ответ на это 31 мая по приказу Гитлера карманный линкор Admiral Scheer обстрелял испанский город и порт Альмерия, в результате чего погиб 21 человек и ещё 55 были ранены. Схема боя у мыса Тенес 17 сентября 1937 г. Причина взрыва достоверно установлена не была, наиболее вероятной версией считалась диверсия франкистской разведки в условиях слабой дисциплины экипажа и недостаточных мер обеспечения безопасности. В начале осени 1937 года состоялась одна из немногих в этой войне встреч главных сил противников. Утром 7 сентября у побережья Алжира она встретила транспорты и взяла курс на базу. Около 10 утра наблюдатели обнаружили преследующий эскадру корабль, в котором был опознан франкистский тяжёлый крейсер Baleares. Результатом этой встречи стал бой у мыса Тенес , по итогам которого республиканские корабли нанесли средние повреждения крейсеру мятежников, но оторвались от транспортов и не смогли довести их до Картахены. На Baleares пять моряков были убиты и 19 ранены. Северный отряд республиканского флота перестал существовать, часть его кораблей попала в руки противника. Попадание торпеды в носовую часть тяжелого крейсера Baleares В конце 1937 - начале 1938 годов блокада республиканского побережья резко усилилась. Существенную роль в ней играли несколько подводных лодок , формально переданных франкистам из итальянского флота , которые действовали практически безнаказанно так как противолодочные возможности республиканского флота были крайне малы. В начале марта состоялась новая встреча главных сил противоборствующих сторон. Но республиканцы не знали, что несколькими часами ранее из этой базы в море вышли главные силы флота франкистов в составе крейсеров Canarias , Baleares, Almirante Cervera и трёх эсминцев, которые должны были встретить в море свой конвой с военными грузами из Италии. И ночью, в 0. В последовавшем затем бою у мыса Палос республиканский флот одержал свою крупнейшую победу в этой войне: эсминцы 2-й флотилии двумя попаданиями торпед послали на дно флагман франкистского флота тяжёлый крейсер Baleares. На корабле мятежников погибли 788 матросов и офицеров, включая командира корабля и командира дивизии крейсеров контр-адмирала Мануэля де Вьерна. Республиканские корабли потерь и повреждений не имели. Но в общем ходе боевых действий на море эта несомненная победа ничего изменить не смогла, так как решающие сражения на суше складывались для республиканцев неудачно. Правда франкистский флот на некоторое время снизил свою активность, но зато её значительно увеличила авиация мятежников. В завязавшемся бою республиканский корабль получил попадание в машинное отделение , начал терять ход и был вынужден выброситься на берег около порта Гибралтара, где был интернирован британцами. Команду англичане отпустили и даже доставили по морю на территорию, контролируемую Республикой. В декабре 1938 года началось наступление франкистов на провинцию Каталония, имевшую важнейшее значение для существования Республики. После упорных боёв 26 января 1939 года войска мятежников захватили её столицу Барселону, выведя из боевых действий Отряд морской обороны Каталонии. Положение Республики стало безнадёжным.
Внезапно: Лукашенко приказал найти коррупционеров – назавтра найдено 13
испанский государственный и политический деятель, президент Испании (1936-1939). Роль Мануэля Асанья и его ответственность в начале гражданской войны в Испании являются предметом споров среди историков. умер 4 ноября 1940 г., Монтобан, Франция). 19 февраля президент Самора назначил нашего старого знакомого Мануэля Асанью (кандидата от Народного фронта) премьер-министром. Военный министр Мануэль Асанья не видел в происходившем ничего плохого и не принимал никаких мер против погромщиков. Определение термина АСАНЬЯ, Мануэль. Выборка из десятков политических словарей.