Аэростат в блокадном Ленинграде.
Аэростаты в блокадном ленинграде (57 фото)
В блокаду аэростаты использовались, чтобы взрывать вражеские самолеты: машины натыкались на аэростаты и взрывались, и город меньше страдал от бомбежек. Макеты четырех аэростатов противовоздушной обороны будут подняты в небо сегодня, в день полного освобождения от блокады. Вот и после завершения оформления города к 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отправляется в Аргентину на очередные соревнования. Re: Аэростаты ПВО в блокадном Ленинграде [сообщение #101789 является ответом на сообщение #101787].
Подсказка из книги. Как идеи Жюля Верна помогли блокадному Ленинграду?
Во время блокады эксплуатация аэростатов осложнилась из-за дефицита горючего, и здесь большую помощь оказали ленинградские ученые. Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации. Блокада Ленинграда | РИА Новости Медиабанк. Колонны активистов прошли в сторону Дворцовой площади, подняв над головой уменьшенные копии блокадных аэростатов. Разбомбленные дома в натуральный размер, отделение милиции и квартиру актрисы блокадных времён покажут ко Дню полного освобождения Ленинграда от блокады.
Аэростаты над Ленинградом: Записки инженера - воздухоплавателя
Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов. Отработанные газы — обыкновенный пар — не загрязняли воздух. Позднее, на выставке автомобилей, работающих на заменителях бензина, эту машину демонстрировали командующему Ленинградским фронтом генерал-полковнику Л. Говорову, который одобрил идею ее создания. Стендовые испытания двигателя, проработавшего без остановки 200 ч, показали, что его износ оказался ниже норм, установленных при работе на бензине, двигатель не потерял мощности, в смазочном масле не нашли вредных примесей, а в камерах сгорания — и следов нагара. Особому испытанию подвергалась надежность гидрозатвора, от которого зависела безопасность. За эту работу Б. Шелища в декабре 1941 г.
А само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. Кстати, во время войны он даже ухитрился оформить а. И таким образом обеспечил приоритет страны в развитии энергетики будущего. Сделал это автор, правда, только после прорыва Ленинградской блокады. Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны — 28 июля 1943 г.
Но еще долгие годы работали в колхозах и совхозах списанные двигатели, которые во время войны питались водородом. Борис Исаакович совершил гражданский подвиг и проявил при этом необыкновенную фантазию и изобретательность. Поражают сроки реализации его водородного проекта: всего за 10 дней на водород перевели 200 грузовиков, при величайшей надежности техники.
Дозировка топливной смеси водорода и кислорода осуществлялась с помощью дроссельной заслонки и педали акселератора. Но первый опыт чуть не закончился трагически — произошел взрыв смеси. Тогда Б. Шелищ предложил сделать водяной затвор: использованный огнетушитель заполнили водой и смесь теперь всасывалась через воду без опасности взрыва. За годы блокады на водород было переведено несколько сот автомобилей.
Однако после ее снятия их опять перевели на обычное топливо, а гениальное изобретение на долгие годы легло в архив.
Кроме того, закрепленная на конце троса мина подтягивалась к самолету и взрывалась. С первых месяцев войны немецкая авиация и разведка вели на аэростаты и тех, кто их обслуживал, настоящую охоту. Порой у солдат от недоедания, мороза и нехватки времени на отдых фактически не было сил, опухали лица, руки. Но, несмотря ни на что, мы держали «железную дисциплину», обеспечивая подъем аэростатов». Военная служба для Иосифа Павловича Будковского закончилась через пять лет после Победы. Весь мирный период трудовой биографии был посвящен работе на оборонном предприятии Москвы. Уже почти 40 лет он с супругой живет в районе Восточное Дегунино.
О Великой Отечественной войне, о Победе, об истории каждого своего боевого ордена и многочисленных медалей Иосиф Павлович Будковский часто рассказывает на встречах со школьниками района. Ветеран считает необходимым рассказывать молодым поколениям правду о той войне, которая уже стала историей.
Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолетов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования. В первые же дни войны в Ленинграде были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка.
Посты аэростатного заграждения, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину было около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Мы должны были держать в готовности аэростатную площадку, обеспечивать маскировку, текущий ремонт, боеготовность аэростатов: в случае необходимости развернуть оболочки летательных аппаратов, заполнить их водородом из баллонов или газгольдеров, отрыть котлован для лебедки и землянку для себя. Грозные для самолетов противника аппараты сами были чрезвычайно уязвимы и опасны для работы с ними на земле».
По воспоминаниям Иосифа Павловича, в 1941 году воздушные налеты на Ленинград не прекращались ни на один день.
Мифы Ленинградской блокады
Дмитрий Шостакович работал над ней еще до войны. Завершил в декабре 1941 года в Куйбышеве сейчас Самара. Там же спустя несколько месяцев состоялась премьера. А 9 августа 1942 года Ленинградская симфония прозвучала в городе на Неве. День был выбран не случайно: 9 августа фашисты планировали отметить захват Ленинграда в «Астории» - были даже заготовлены пригласительные билеты на банкет. Симфонию исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Он был настолько поредевший, что пришлось привлечь музыкантов из военных частей, ведь для исполнения симфонии нужно было 80 человек! Это был первый концерт возобновившей свою работу городской филармонии. Зал был полон. Музыку транслировали по радио и громкоговорителям так, что ее слышали не только ленинградцы, но и враги.
М Малая дорога жизни. Еще одна ледовая трасса, через Финский залив, которая тянулась от Лисьего Носа до Кронштадта и Ораниенбаума и далее в сторону островов. Позже ее назвали Малой дорогой жизни. В годы блокады она проходила под самым носом у фашистов и работала под грифом «секретно», поэтому до сих пор о ее вкладе в победу знают немногие. Малая дорога жизни заработала в ноябре 1941 года. По ней доставляли хлеб из Лисьего Носа. В обратном направлении шла эвакуация людей. Оставшиеся жители обеспечивали оборону Ораниенбаумского плацдарма. А в ноябре - декабре 1943 года именно по ней проходила переброска войск 2-й ударной армии, которая первой нанесла удар по немцам в январе 1944 года.
Н Невский пятачок. Участок на левом берегу Невы длиной два километра и шириной восемьсот метров. В двенадцати километрах - Ладожское озеро, с одного края плацдарма - река, с других - лес и фашисты. Когда немцы замкнули кольцо блокады, советским бойцам удавалось удерживать этот клочок земли титаническими усилиями. Считалось, что именно отсюда может начаться прорыв блокады Ленинграда. Сражения за него шли кровавые, средняя продолжительность жизни солдат на пятачке, как позже подсчитали, была всего 52 часа. О Опасная сторона. Трафаретную надпись «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» можно было увидеть в блокадном Ленинграде на многих улицах, особенно на северных и северо-восточных сторонах, так как обстрел города шел с Пулковских высот и Стрельны.
Исключение составлял Кронштадт. Его обстреливали с Петергофа, поэтому надписи делали на юго-западных сторонах улиц. Невский проспект, 14. Первой и самой известной стала надпись на Невском проспекте, 14. Здесь ее впервые нанесли в 1943 году на «солнечную» сторону, которая лучше просматривалась. П Пискаревское кладбище. Здесь похоронено большинство ленинградцев, умерших в годы блокады, - около полумиллиона человек: 420 тысяч мирных жителей и около 70 тысяч воинов-защитников. А ведь хоронить на пустыре возле железнодорожной станции Пискаревка стали не сразу. Место под массовые захоронения выделили лишь после того, как оказались переполнены все городские кладбища.
Хоронили в огромные могилы-траншеи. Каждый день от 3 до 10 тысяч человек. В архивах Пискаревского мемориального кладбища сохранилась цифра - 10 043 человека похоронили за один день 20 февраля 1942 года. Пискаревское кладбище. В блокадном Ленинграде это было единственное бесперебойное средство связи, поэтому все оповещения о налетах передавались по радио. Распоряжением местной противовоздушной обороны было запрещено выключать репродукторы в домах ленинградцев. Одновременно с этим в городе установили полторы тысячи громкоговорителей. Знаменитый рупор, возле которого собирались сотни людей, до сих пор сохранился на углу Малой Садовой улицы и Невского проспекта. По радио транслировали концерты, сводки Информбюро, выступали известные горожане.
Когда вещание прекращалось, включался метроном. С Савичева Таня. Маленькая девочка стала символом жителей блокадного Ленинграда. День за днем она фиксировала, как от голода уходят из жизни члены ее семьи. Танюша не дожила до Дня Победы. Ей было 14 лет… Таня Савичева. Ежедневник, 92 листа. Сам дневник - всего 9 страниц из 92. Остальное - записи Таниной сестры Нины, которая была эвакуирована.
Ровный каллиграфический почерк обрывается на середине, а ближе к концу, на месте телефонной записной книжки, расположены записи, каждая из которых беспощадна в своей скупой лаконичности. Даты смерти самых близких для ленинградской школьницы людей. Записи расположены в алфавитном порядке. На «Б» - «Бабушка умерла 25 янв. Бьющая по сознанию надпись сделана на букве «О». Синим карандашом крупным детским почерком написано: «Осталась одна Таня». И следом - на «У» - еще один шок: «Умерли все». Т Трамвай. Всю первую блокадную зиму в Ленинграде не ходили трамваи.
Их движение возобновилось лишь весной 42-го. Дальше фронт», - на последней остановке объявлял кондуктор.
За почти 900 дней блокады от голода и обстрелов погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллиона человек. Исторические фотографии в память о тех событиях — в галерее «Рамблера».
Это воспринималось как чудо. Как рубеж. Позади — 872 дня смертельной опасности. Впереди — возрождение. Изможденный, обессиленный город расцвел среди зимы. Голодная зима Немцам удалось блокировать Ленинград на 79-й день войны, после захвата Шлиссельбурга. В тот же день захватчики маршировали по ленинградским пригородам. Пройти дальше им не удалось — ни первой фронтовой осенью, ни позже. Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказались более 2,8 млн человек. Противотанковые ежи, надолбы и баррикады перекрывали все въезды в город. В детстве, узнав в самых общих чертах о трагедии Ленинграда, я мечтал о машине времени и о волшебной палочке, чтобы помочь нашим дедам разомкнуть кольцо блокады и доставить в город продовольствие... Но «переиграть» историю невозможно. Ошибки первых недель войны обходились дорого. Для Ленинграда — особенно. Город оказался не готов к осаде. Острая нехватка продовольствия и топлива ощущалась уже в начале осени. При этом городским властям не удалось провести масштабную эвакуацию — даже детей, инвалидов и стариков. И это был хлеб с овсяной шелухой, целлюлозой и обойной пылью. С 25 декабря нормы стали возрастать: помогала Дорога жизни. Но в рано ударившие холода еще труднее было найти дополнительное пропитание… Каждый ленинградец жил на волосок от голодной смерти. Самые черные дни Ленинграда — это ранняя зима 1941—1942-го, первая блокадная зима. В городе не работала система отопления, не было горячей воды. Не хватало топлива — и поэтому стоял транспорт. В январе 1942 года в городе умерло 107 477 человек, в том числе 5636 детей в возрасте до одного года. Среди них — и погибшие при бомбежках, и жертвы болезней, но 9 из 10 унёс голод. Передают атмосферу тех черных месяцев стихи Анны Ахматовой: Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг — он дышит, Он живой еще, он все слышит: Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: «Хлеба!
Впрочем, оставим это на совести Юлии Зораховны. В специальном выпуске газеты "Петербургская неделя" приложение к газете "Известия" , вышедшем 8 сентября 2008 г. Кантора "Был у Жданова по делам водоснабжения. Еле пришёл, меня шатало от голода… Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там очень много хлеба или даже колбасу, я бы не очень удивился. Но там в вазе лежали настоящие пирожные буше…" [25] Мы видим, что некто автор статьи не указан добавил слова, которых не было в оригинальном тексте статьи. Кроме того, Ю. Кантор из публикатора превратилась в "очевидца" и заодно сменила пол кстати, женская фамилия "Кантор" не склоняется. Зачем мы так подробно остановились на этом частном случае? Дело в том, что в нём, как в капле, отразилась вся технология мифотворчества. В информационное поле вбрасывается хлёсткая запоминающаяся фраза, которая уже самостоятельно продолжает своё путешествие, изменяясь и обрастая новыми подробностями. Так пирожные у Жданова они вообще являются довольно устойчивым образом возникают и в таком, например, контексте: "Так что же не нравится участникам "круглого стола" в культурном центре ФСБ? В чем они видят заказную, оплаченную фальсификацию истории, покушение на самое святое? А вот в чем. Близоруко, односторонне показана сама война, точнее, роль советского руководства в суровые военные годы. Не так ее надо сегодня показывать. Не было растерянности и трусости. Не было страшных и необязательных потерь. Не было заградотрядов. Не было людоедства в Ленинграде и пирожных в хрустальной вазочке в кабинете Жданова выделено мной - Д. Так, В. Как справедливо указывает сам Демидов, неясно, зачем Жданову нужны были блины из дома, если во флигеле Смольного жил его личный повар, Николай Щенников [27]. Здесь стоит сказать, что ленинградский Партизанский край существовал на территории Белебелковского упразднён в 1961 г. Продовольствие же в осаждённый Ленинград из Партизанского края действительно доставлялось. В ту самую страшную блокадную зиму жители Партизанского края отправили через линию фронта в Ленинград обоз, состоявший из более чем 200 подвод. Было переправлено 380 центнеров хлеба и разных круп, 120 центнеров жиров и другие продукты [29]. Так что вполне возможно, что мифотворцы просто взяли реальное историческое событие и извратили его до неузнаваемости. Сохранилось достаточное количество свидетелей, чтобы утверждать, что никакими особыми излишествами в быту и, в частности, в питании Андрей Жданов не отличался. Уже упоминавшийся В. Демидов опросил в конце 1980-х гг. Все они отмечали неприхотливость Жданова [30]. Как вспоминала одна из двух дежурных официанток Военного совета фронта А. Страхова Хомякова , во второй декаде ноября 1941 года Жданов вызвал её и установил жёстко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для всех членов военсовета командующему М. Хозину, себе, А. Кузнецову, Т. Штыкову, Н. Соловьёву : "Теперь будет так... Оператор располагавшегося в Смольном центрального узла связи М. Нейштадт вспоминал: "Честно скажу, никаких банкетов я не видел. Один раз при мне, как и при других связистах, верхушка отмечала 7 ноября всю ночь напролёт. Были там и главком артиллерии Воронов, и расстрелянный впоследствии секретарь горкома Кузнецов. К ним в комнату мимо нас носили тарелки с бутербродами. Солдат никто не угощал, да мы и не были в обиде... Но каких-то там излишеств не помню. Жданов, когда приходил, первым делом сверял расход продуктов. Учёт был строжайший. Поэтому все эти разговоры о "праздниках живота" больше домыслы, нежели правда.. Жданов был первым секретарём обкома и горкома партии, осуществлявшим всё политическое руководство. Я запомнил его как человека, достаточно щепетильного во всём, что касалось материальных вопросов" [32]. Наконец, не испытывавший никакой особой любви к Жданову сын Л. Берия Серго писал в своих воспоминаниях: "При всей моей антипатии к Жданову не могу принять на веру разговор о том, как в Смольном в дни блокады устраивали пиры. Не было этого, и говорю так не в оправдание Жданова или кого-то другого из руководителей осаждённого Ленинграда. Беда в том, что зачастую мы исходим сегодня из нынешних понятий. А тогда всё, наверное, было строже, и дело не в Жданове. Попробовал бы он позволить себе нечто подобное... Что скрывать, армейский паёк - не блокадная пайка. Но паёк. Не больше.
Подсказка из книги. Как идеи Жюля Верна помогли блокадному Ленинграду?
Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году. Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. В блокаду аэростаты использовались, чтобы взрывать вражеские самолеты: машины натыкались на аэростаты и взрывались, и город меньше страдал от бомбежек. Противовоздушную оборону (ПВО) Ленинграда обеспечивали:2-й корпус ПВО, состоявший из шести зенитных артиллерийских полков, одного зенитного пулеметного полка, трех полков аэростатов заграждения и формировавшегося авиационного корпуса и вспомогательных частей. Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года.
«Водородный лейтенант» Борис Шелищ
Идея была неплохая, однако на пути встала новая преграда: довольно скоро город остался и без электроэнергии. Младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ. Дело в том, что для такой работы требовалась сила более десяти мужчин, но в условиях повсеместной мобилизации на фронт персонала на аэростатных постах осталось до 5 человек, и большинство из них были девушки. Но Шелищ не сдавался, пытаясь найти выход из практически отчаянной ситуации. Находясь в увольнении у себя дома, инженер решил развлечь себя чтением. Выбор пал на роман «Таинственный остров» Жюля Верна. Разгадка проблемы с аэростатами была найдена в тот же момент — 11 глава произведения содержала спор главных героев, рассуждавших о том, какое топливо будут использовать в будущем. По мнению персонажа Сайреса Смита, который был инженером, после иссякания месторождений угля, мир перейдет на воду, точнее ее составляющие — кислород и водород.
Роман Жюля Верна подсказал выход. Шелищ был хорошо знаком с историей гордости воздухоплавания Германии дирижабля «Гинденбург». Катастрофа, которая была вызвана именно возгоранием водорода, стала причиной гибели десятков человек и активно освещалась в советской прессе. Этот трагический случай инициировал свертывание опытов с опасным газом и положил конец эре дирижаблей. Печальная судьба самого известного дирижабля доказала опасность использования водорода. В качестве первого эксперимента механик соединил шлангом аэростат с трубой двигателя «полуторки» и пустил отработанный водород. Задумка сработала — двигатель заработал сразу.
Но дальше произошло непредвиденное — когда Шелищ попытался увеличить обороты, раздался взрыв. Механик отделался контузией, жертв не было. Первые эксперименты прошли с переменным успехом. Сразу после выздоровления он стал думать над решением возникшей проблемы. Им стал гидрозатвор, который служил разделителем между двигателем и огнем.
Отряд аэростатов заграждения под командованием лейтенанта В. Меншутина,31 пост, размещался на баржах. Баржи были выведены в Финский залив и расставлены там на якорях. Поднимаемые с них аэростаты прикрывали гавань и порты со стороны залива, преграждали воздушные подходы к морскому каналу и частично к Кронштадту. Ответственность командиров постов и звеньев была здесь, как говорят, тройная.
Связь с отрядом была только по рации с КП звена. Баржи иногда срывало с якоря и несло в сторону противника. Выручали моряки, которые выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно. Зимой по льду проникали диверсионные немецкие и финские группы, поэтому боевым расчетам нужно было быть очень бдительными. Когда залив не был покрыт льдом, противник с попутной волной пускал плавающие мины, которые взрывались при столкновении с баржей. И тут аэростатчикам пришлось учиться, как от них уберечься. Хорошие стрелки расстреливали мины из винтовок. Особенно этим отличался аэростатчик сержант Козлов. Огромное значение для блокадного Ленинграда имела Дорога жизни через Ладожское озеро. Это была единственная артерия, питающая город.
Ее деятельность все время пыталась парализовать фашистская авиация налетами и бомбежками. Только с ноября 1941-го по апрель 1942 года над Ладожской дорогой пролетело более 2000 самолетов противника. Из состава армии ПВО на Ладожскую трассу для ее защиты в дополнение к имеющимся средствам был выделен отряд аэростатов заграждения в 21 пост. Условия были трудные, весь зимний период люди жили в палатках на трескучем морозе. Аэростаты поднимались в воздух прямо с ледяного поля вдоль всей трассы. Аэростатчики делали все возможное, чтобы Дорога жизни работала бесперебойно. Отряд находился в 1—2 км от передовой. Аэростатные позиции простреливались противником из минометов, аэростаты получали множество пробоин, но всегда восстанавливались и поднимались в воздух. За полгода в отряде одна треть бойцов была убита или тяжело ранена. В мае 1942 года отряд был в течение суток переброшен на оборону 5-й гидроэлектростанции.
Это была единственная уцелевшая станция, снабжавшая город электротоком, поэтому противник принимал все меры к ее уничтожению. Вместе с батареями зенитной артиллерии и истребительной авиацией была организована мощная оборона ГЭС. Командир отряда С. Мазуров — опытный и грамотный офицер — я знал его с 1935 года, — к концу войны уже командовал дивизионом АЗ. Случаев гибели аэростатчиков у нас было немало, я расскажу об одном из них. В августе 1942 года в 3-мполку АЗ при аварийном приземлении в момент, когда аэростат притягивали к земле вручную, боевой расчет не мог его удержать. Находившийся на посту командир звена лейтенант Кузнецов бросился на помощь расчету. Аэростат взмыл вверх, унося с собой висящего на стропе офицера. Был штиль, и, набрав высоту около 3,5 км, аэростат завис на месте. Мы навели с КП полка зенитный теодолит, было уже достаточно светло, мы видели, как лейтенант Кузнецов боролся за спасение аэростата и за свою жизнь.
Физически сильный, спортсмен, он, подтягиваясь на руках, поднялся и закрепился у самого корпуса. Ему удалось пробить ножом корпус аэростата, и тот, теряя газ, стал спускаться вниз, в Неву. Но Нева в этом месте была не только водоразделом, но и линией фронта, на одной стороне были наши, на другой — немцы. Лейтенант Алексей Кузнецов до берега не доплыл. Его убили с вражеского берега пулеметным огнем. Аэростат прибило ветром по воде к нашему берегу. Части ПВО дважды передавали своих рядовых, сержантов и офицеров в стрелковые части, ибо там убыль личного состава была больше, чем у нас. На их место заступали девушки-добровольцы.
Также для метеорологических целей использовались аэростаты воздушного заграждения. За заслуги перед армией командование фронта наградило метеорологов в 1943 году медалью «За оборону Ленинграда». Группа в Свердловске занималась составлением метеосводок районов боевых действий, метеорологическим обеспечением поставок по ленд-лизу, встреч антигитлеровской коалиции в Терегане и Ялте. Все сотрудники обсерватории получили медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов».
Расстояние между постами по фронту и в глубину было около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Мы должны были держать в готовности аэростатную площадку, обеспечивать маскировку, текущий ремонт, боеготовность аэростатов: в случае необходимости развернуть оболочки летательных аппаратов, заполнить их водородом из баллонов или газгольдеров, отрыть котлован для лебедки и землянку для себя. Грозные для самолетов противника аппараты сами были чрезвычайно уязвимы и опасны для работы с ними на земле». По воспоминаниям Иосифа Павловича, в 1941 году воздушные налеты на Ленинград не прекращались ни на один день. В небе города на Неве было по-настоящему жарко. Налеты, как правило, происходили ночью. В начале фашистские летчики сбрасывали осветительные бомбы, которые спускались медленно на парашютах, освещая город. А сами уходили в темноту.