Анна Ярославна, королева Франции Использовать династические браки для заключения международных союзов одним из первых стал Ярослав Мудрый. Главная» Новости» Определение династические браки. Ярослав Мудрый считается достоверно свёкром трёх королей и вероятно — четырёх. ‒ Почему так много династических браков заключил Ярослав Мудрый? Что такое династические браки Династический брак — это союз, заключенный между членами династий, которые находятся у власти.
Муж-император
- Предыстория | Статьи
- Ярослав Мудрый: биография, правление, личная жизнь
- Династические браки при Ярославе Мудром
- Семья Ярослава
- Династические браки Ярослава Мудрого
- Династические браки дочерей Ярослава Мудрого
Биография Ярослава Мудрого
Обращает на себя внимание тот факт, что саги, предельно внимательные к генеалогиям, не знают предков «конунга Вальдамара» и величают его «Вальдамаром Старым» ср. Первые два не отраженные в приведенной выше схеме известны по «Пряди об Эймунде». Конунга Бурицлава исследователи традиционно отождествляют со Святополком Владимировичем Окаянным , князем туровским, с 1015 по 1019 г. Несходство имен объясняется тем, что в борьбе Ярослава со Святополком значительную роль играл польский князь Болеслав I Храбрый 992—1025 , его тесть.
Лященко подчеркивает, что «русская летопись при описании этих столкновений имя Болеслава ставит первым», и «в лагере Ярослава говорится прежде всего о борьбе с Болеславом» [Лященко 1926: 1072] [2]. Замена поэтому понятна, тем более что имя Бурицлав нередко встречается в древнескандинавской литературе. Вартилава исследователи традиционно отождествляют с полоцким князем Брячиславом Изяславичем ум.
Лященко объясняет превращение племянника Ярослава в его брата тем, что «русские князья разных степеней родства называли себя и официально, и в частной беседе братьями» [Лященко 1926: 1086]. Кук небезосновательно полагает, что фигура Вартилава являет собой соединение двух образов — Брячислава, от чьего имени образовано имя «Вартилав» и чья резиденция Палтескья — Полоцк упоминается в тексте, и Мстислава Владимировича, князя тмутараканского, который, как и Вартилав в «Пряди», заключил с Ярославом мирный договор, а после смерти оставил свой удел Ярославу [Cook 1986: 69]. По сагам, стол верховного правителя Гардарики Руси находится в Хольмгарде Новгороде.
Сухотин полагал, что среди иностранных браков «норманские браки — наименее иностранные для русской династии норманского корня», поскольку Ярослава он воспринимал как «норманского по крови государя славянской земли» [Сухотин 1938: 179]. От источника к источнику мотив обрастает подробностями. Если монах Теодрик сообщает лишь, что Ярицлав «женился на Ингигерте, к которой… сам [Олав] сватался, но не смог взять в жены» [Theodricus: 30], не раскрывая причин, по которым брак не состоялся, то автор «Обзора» уже достаточно лаконично формулирует ту версию, которая будет позднее пространно изложена Снорри Стурлусоном: Ингигерд «была раньше обещана» Олаву Харальдссону, но «нарушил ее отец те обещания по причине гнева».
Наиболее полно история брака Ярослава и Ингигерд излагается Снорри Стурлусоном. Сватовство Ярослава, согласно саге, было начато летом или осенью 1018 года. Следующей весной приехали в Швецию послы конунга Ярицлейва с целью проверить то обещание, которое конунг Олав дал предыдущим летом: отдать Ингигерд, свою дочь, за конунга Ярицлейва.
Конунг Олав повел разговор с Ингигерд и говорит, что таково его желание, чтобы она вышла замуж за конунга Ярицлейва. Она отвечает: «Если я выйду замуж за конунга Ярицлейва, то хочу я в свадебный дар себе Альдейгьюборг Ладогу и то ярлство, которое к нему относится». Послы согласились на это от имени своего конунга.
Тогда сказала Ингигерд: «Если я поеду на восток в Гардарики, тогда я хочу выбрать в Швеции того человека, который, как мне думается, всего больше подходит для того, чтобы поехать со мной. Я также хочу поставить условием, чтобы он там на востоке имел не ниже титул и ничуть не меньше прав и почета, чем он имеет здесь». На это согласился конунг, а также и послы.
Конунг поклялся в этом своей верой, и послы тоже. Ингигерд выбрала себе в провожатые своего родича ярла Рёгнвальда Ульвссона. Поехали они все вместе летом на восток в Гардарики.
Тогда вышла Ингигерд замуж за конунга Ярицлейва. Княгиня Ингигерд дала ярлу Рёгнвальду Альдейгьюборг и то ярлство, которое к нему принадлежало; Рёгнвальд был там ярлом долго, и был он известным человеком [Hkr. II: 147—148].
Брак Ярослава и Ингигерд был заключен в 1019 году: эту дату называют исландские анналы «1019. По поводу сватовства Ярослава к шведской принцессе Ингигерд в научной литературе высказывалось предположение, что одной из причин, побудивших его заключить союз с Олавом Шведским, был военный поход по Восточному пути, совершенный ярлом Свейном Хаконарсоном в 1015 году. Ярослав якобы шел на этот брак для предотвращения возможных в дальнейшем агрессивных действий, которые, как и раньше нападение на Ладогу ярла Эйрика Хаконарсона в 997 году , предпринимались если не самим Олавом, то покровительствуемыми им его друзьями и гостями [Рыдзевская 1945: 56].
Отмечая нестабильную обстановку в южном Приладожье на рубеже X—XI веков, отрицательно сказывавшуюся как на состоянии международной торговли, так и на безопасности Новгорода, исследователи также охарактеризовали брак между Ярославом Мудрым и Ингигерд как попытку устранения нестабильности. Ладожское ярлство в результате превратилось в своеобразную буферную зону между Скандинавией и Русью: став владением шведки Ингигерд, эта область оказалась защищенной от нападений шведов, а, будучи передана ярлу Рёгнвальду, другу Олава Норвежского, — и от нападений норвежцев [Богуславский 1993: 152]. Мне представляется, что причина здесь гораздо глубже.
Период с 1018 по середину 1020-х годов в целом отмечен усилением русско-шведских, равно как и русско-датских, связей, вызванным желанием Ярослава создать антипольскую коалицию в процессе борьбы за киевский стол [Назаренко 1984: 13—19; Мельникова 1988: 47]. Именно как следствие этой политики и стоит рассматривать сватовство Ярослава к дочери Олава Шведского и последующую женитьбу на ней. Передача Ладоги знатному скандинаву в начале XI века не фиксируется никакими другими источниками, кроме «Саги об Олаве Святом» Снорри Стурлусона во всех ее вариантах и «Пряди об Эймунде».
Тем не менее большинство исследователей признает достоверность присутствия в Ладоге в означенное время скандинавского правителя. Вероятно, причина такого единодушия кроется в том, что «сведения саг о Ладоге сходятся с нашей летописью в том, что в этом городе с примыкающей к нему территорией нет своего князя, в противоположность Новгороду, Полоцку и другим» [Рыдзевская 1945: 59]. В древнерусских источниках сведений о жене Ярослава Владимировича совсем мало.
Имя ее мы встречаем в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона 1040-е годы , где будущий митрополит обращается к покойному князю Владимиру со словами: «Виждь и благоверную сноху твою Ерину т. Ингигерд иногда отождествляют с Анной, поскольку, согласно поздней новгородской традиции, так звалась жена Ярослава и мать Владимира. Но это мнение ошибочно подробнее см.
Подтверждением того факта, что жена Ярослава Ингигерд получила на Руси имя Ирина, служит летописное сообщение 1037 года об основании Ярославом Мудрым монастырей св. Георгия и св. Ирины, ибо, как известно, Георгием назывался в крещении сам Ярослав, а Ириной могла стать в православном крещении скандинавская принцесса [Янин 1988: 138—139].
Единственное, что еще известно об Ингигерд — это дата ее смерти. Л, 1927. Вальдамар Ярицлейвссон и Виссивальд Ярицлейвссон могут быть отождествлены с сыновьями Ярослава Мудрого — Владимиром 1020—1052 гг.
Впрочем, информация о конунге Вальдамаре в сагах противоречива: с одной стороны, он — сын Ярицлейва, т. Владимир Всеволодович Мономах р. В большинстве своем саги считают Владимира Мономаха сыном Ярослава Мудрого.
Рыдзевская утверждала, что Хольти, «судя по некоторым данным, — тот же Всеволод» [Рыдзевская 1940: 67]. Oddr: 24]. Помимо того, что в этом известии одной из самых ранних саг открывается русское имя Хольти, сына Ярицлейва, ибо им может быть только Всеволод Ярославич, отец Владимира Мономаха, только здесь Владимир Ярославич и Владимир Всеволодович Мономах не слились в одно лицо, как во всех прочих сагах.
В приведенной выше схеме контаминированы сведения различных саг, а потому в ней присутствуют и Виссивальд Всеволод , и Хольти Всеволод , и Вальдамар, сын Ярицлейва Владимир Ярославич , и Вальдамар — его внук Владимир Всеволодович. В целом ряде королевских саг записи начала XIII в. История женитьбы Харальда и Елизаветы, как она описывается сагами, весьма романтична.
Через год после битве при Стикластадире 1030 г. Снорри далее рассказывает, что «конунг Ярицлейв хорошо принял Харальда и его людей. Сделался тогда Харальд хёвдингом над людьми конунга, охранявшими страну… Харальд оставался в Гардарики несколько зим и ездил по всему Аустрвегу.
Весной, сообщают саги со ссылкой на скальда Вальгарда из Веллы «Ты спустил [на воду] корабль с красивейшим грузом; тебе на долю выпала честь; ты вывез, действительно, золото с востока из Гардов, Харальд» , Харальд отправился из Хольмгарда через Альдейгьюборг в Швецию. В исландских анналах читаем: «1044. Харальд [Сигурдарсон] прибыл в Швецию» [IA: 17, 58, 108, 317]. Ни один источник, рассказывая об отъезде Харальда с Руси, не говорит о том, что Елизавета была вместе с ним в этом путешествии.
Правда, к такому выводу можно прийти на основании отсутствия в сагах указаний на то, что две их дочери Марию и Ингигерд, не известных, как и Елизавета, русским источникам, знают «Гнилая кожа», «Красивая кожа», «Круг земной» и «Хульда» были близнецами, — в противном случае у Харальда и Елизаветы, проведших вместе, согласно сагам, одну весну между свадьбой и отплытием Харальда, могла бы быть лишь одна дочь. Подтверждается это и последующим известием саг, что по прошествии многих лет, покидая в 1066 г. Норвегию, Харальд взял с собой Елизавету, Марию и Ингигерд. Елизавету и дочерей, согласно «Кругу земному» и «Хульде», Харальд оставил на Оркнейских островах, а сам поплыл в Англию [Fask.
III: 178—179; Hulda: 404—405]. В «тот же день и тот же час», когда в Англии погиб конунг Харальд, говорят саги, на Оркнейских островах умерла его дочь Мария [Msk. III: 197; Hulda: 427]. Елизавета и Ингигерд, перезимовав там, отправились весной с запада [Hkr.
III: 197; Hulda: 428]. С этого момента Елизавета больше в сагах не упоминается. Незамеченным в историографии осталось мнение Н. Карамзина относительно судьбы Елизаветы: он считал, что вскоре после свадьбы Елизавета умерла, «оставив двух дочерей, Ингигерду и Марию», первая из которых «вышла за Филиппа, короля Шведского» [Карамзин 1842.
II, гл. Сторм, впрочем, задается вопросом, не была ли ранняя смерть Эллисив причиной второго брака Харальда [Storm 1893: 424—429]. Как можно видеть, эти мнения противоречат данным саг о судьбе Елизаветы. Более того, Ингигерд была выдана замуж за Олава Свейнссона, конунга данов [Msk.
III: 208]. Достаточно широко распространено убеждение, что после гибели Харальда Елизавета Ярославна вышла замуж за датского короля Свена Эстридсена. Брак Харальда Сигурдарсона и Елизаветы Ярославны упрочил русско-норвежские связи, имевшие дружественный характер во времена Олава Харальдссона — во всяком случае с 1022 г. Кроме того, этот брак привел к временному альянсу между Харальдом и могущественным ярлом Свейном Ульвссоном, будущим датским королем, более известным по своему материнскому роду как Свен Эстридсен 1047—1074 или 1076.
Своды королевских саг и «Сага о Кнютлингах» подчеркивают, что этот союз основывался не только на обоюдных претензиях Харальда и Свейна на подвластные Магнусу Доброму земли — Норвегию и Данию, — но и на установившихся через брак Харальда и Елизаветы родственных связях замечу — очень дальних в представлении современного человека. Багге о значении брачных связей в Норвегии для укрепления политических альянсов [Bagge 1991: 119]; то же К. Хаструп о ситуации в средневековой Исландии [Hastrup 1986: 90]. И предложил Свейн, что им стоит вступить в союз из-за той их беды, что оба они по рождению имеют право на те королевства, которые захватил конунг Магнус, и объявил свое родство с Харальдом.
III: 91; Hulda: 173]. По мнению Г. Глазыриной, «союз с Русью не дал ожидаемых результатов, поэтому Харальд после отъезда из Руси около 1044 г. Аналогично и С.
Багге полагает, что «Харальд Суровый, вернувшись из-за границы и, вероятно, ощущая отсутствие сильной родни — и родственников по женской линии? Оба эти тезиса требуют, на мой взгляд, дополнительного рассмотрения и уточнения. Анализ большой совокупности источников [Джаксон 1999] позволяет утверждать, что Тора не была купленной за мунд свадебный дар женой Харальда, а была его наложницей. Если, действительно, целью этого союза было обретение «сильной родни», то, как выявил С.
Багге, «наложницы и незаконнорожденные сыновья конунгов служили для укрепления альянсов в не меньшей степени, чем институт усыновления» [Bagge 1991: 120]. Связь Харальда и Торы, однако, помимо политических мотивов, могла быть, как мне представляется, спровоцирована и тем, что у Харальда с Елизаветой не было сыновей — продолжателей рода и претендентов на престол. Вот яркий пример такого текста: «На Гюде, дочери конунга Харальда Английского. Их дочерьми были Мальмфрид и Ингибьёрг.
Их детьми были конунг Вальдамар, и Кристин, и Катерин, и Маргарета. Вальдамар, конунг данов, женился на Сиффии, дочери конунга Валада в Пулиналанде и королевы Рикисы. Как мы видим, текст начинается с хронологической и содержательной ошибки, о которой речь уже шла выше: со смешения двух Владимиров — Владимира Ярославича и его племянника Владимира Всеволодовича. Гюда — это Гида, дочь английского короля Харальда, сына Гудини, умершая в конце 1090-х гг.
В соответствии с гипотезой А. Назаренко, на Руси Гида Харальдовна приняла, по обычаю того времени, православное имя Анна [Назаренко 1993а: 77, примеч. Согласно процитированному выше тексту и еще целому ряду саг [Msk. Кросс, хронологические соображения заставляют думать, что это был не сын, а внук Ярослава Мудрого, Владимир Мономах, родившийся в 1053 г.
Принимая во внимание отмечаемое Саксоном Грамматиком участие датского короля Свена Эстридсена в заключении этого брака, а также одновременность германо-черниговских и германо-датских переговоров в начале 1070-х гг. Назаренко усматривает в этом браке «проявление скоординированной международной политики» младших братьев Изяслава Киевского — Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского, отца Владимира Мономаха, — «в 1069—1072 гг. Соответственно он относит время заключения брака к периоду между 1072 и 1074 гг. Супруге Мстислава также атрибуируются две фрагментарные печати из Новгорода с легендой «святая Христина» [Янин 1991: 33].
Назаренко заключает, что «Харальдом саги именуют именно Мстислава». Он отдает предпочтение этим данным перед сообщением «Генеалогии датских королей» аббата Вильгельма конец XII в. Итак, Харальдом, сыном Вальдамара, саги называют, по общему признанию исследователей, Мстислава, сына Владимира Мономаха, родившегося в 1075 г. Была вероятно, с 1111 г.
Пашуто полагает, что в первой трети XI в. Анонимная «Genealogia Regum Danorum», записанная ок. Кнут Лавард — сын датского короля Эйрика Доброго 1095—1103 , брат по отцу Эйрика Эймуна, датский принц, герцог Шлезвигский, бодрицкий король в 1129—1131 гг. Его прозвище означает либо « раз дающий хлеб», либо «господин» [История Дании 1996: 81, примеч.
О браке ок.
Их судьба не без активного участия князя-отца, разумеется сложилась таким образом, что родившись киевскими княжнами, они стали европейскими королевами. По официальным данным у Ярослава Мудрого было три дочери, правда, в русских летописях они не упоминаются. Основными источниками информации о жизни Ярославн служат иностранные источники. Ее суженым стал венгерский герцог-изгнанник Андраш, который укрывался на Руси. Заручившись поддержкой киевского князя читай тестя и супругой из хорошей семьи, Андрашу удалось вернуть себе венгерский престол.
Так, герцог стал королем, а княжна королевской женой. Свой след в венгерской истории Анастасии оставить удалось: киевлянка способствовала распространению православия и даже основала несколько православных монастырей. Шома Орлаи. Анастасия Ярославна проклинает своего сына Шаламона 1074 г. На переднем плане, спиною к зрителю, изображена королева Юдит. У королевской четы родилось двое сыновей.
Старший, Шоломон, был дважды свергнут с трона и дважды укрывался в Германии, а его мать, которая скончалась в монастыре Адмонт предположительно похоронена вместе со своим королевским мужем в королевской усыпальнице на озере Балатон.
Ярослав Мудрый и его верная жена Анна Новгородская Дата: 28. Эта тема, с которой продолжаю цикл публикаций о семейных историях в рубрике " Семейные истории ", которые, возможно, станут для нас примером. Основная тема блога « Гармония семейных отношений » просто не может обойти тему любви и верности супружеских пар. Хорошо изложена тема на радио «Вера» : коротко и доступно. Поэтому, использую материалы этого сайта. Прежде всего, постараюсь дополнить и выбрать из огромного числа опубликованных статей, самые интересные для себя, надеюсь и для вас, уважаемые читатели. Содержание статьи Знакомство Ярослава со своей невестой Многие мужчины мечтают не только о красивой жене, но и об умной, которая станет поддержкой и утешением в трудную минуту. Такую женщину, которая понимала бы проблемы супруга, тяжело найти, но зато с ней куда легче провести долгие годы брака.
Мы не можем точно сказать, видел ли князь Ярослав Владимирович свою будущую жену до сватовства. В те годы внимание обращали прежде всего на семью и окружение: достойные ли они люди? Если да, то наверняка они воспитали хорошего человека. Так посчитал и Ярослав, когда пожелал породниться со шведским правителем Олафом ШёткОнунгом, прозванным Святым. И князь не ошибся — ИнгигЕрда, дочь первого христианского короля Швеции, оказалась ему под стать. Она слыла умной и образованной женщиной. Как многие скандинавки, неплохо владела оружием и разбиралась в политике. Мудрые поступки молодой жены Выйдя замуж за Ярослава и приехав в Новгород, Ингигерда сразу приняла православие и новое имя, более привычное русскому уху, — Ирина.
Династические браки русских князей. Князь Ярослав Мудрый
Ярослав прекрасно понимал силу династических браков – он и сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Ярослав дал свое согласие на брак и отпустил послов назад во Францию вместе с дочерью и богатыми дарами. Ингигерда была дочерью могущественного короля, Ярослав - только кандидатом в князья Киевские, притом таким, под которым уже начала шататься “карьерная лестница”. Ярослав Мудрый при помощи династических браков стремился укрепить положение на Руси.
Династические браки между Русью и Европой
В целом стоит отметить, что князь Ярослав Мудрый по отношению к Византии держался довольно независимо. До этого древнерусскую церковь возглавляли исключительно греческие митрополиты. Не менее важным являлось второе направление внешней политики князя Ярослава — европейское. Действуя в интересах Казимира и оказывая ему помощь, киевский князь предпринял два похода на Мазовию 1041 и 1047 гг. Вот как описывает источник последний поход: «Ярослав идее на Мазовшаны и победи и князя их уби Моислава и покори я Казимиру». XI столетия великий князь начинает строительство международных отношений с Германией. Ярослав пытался вовлечь Германскую империю в борьбу с общим врагом, каковым к этому моменту оказалась Польша. С этой целью в 1040 и 1043 годах на территорию Германии, в Гослар, прибывают послы Киевской Руси с предложением руки русской княжны германскому императору. Вновь посредством брачных союзов Ярослав Мудрый стремился упрочить положение своего государства на мировой политической арене.
Чтобы понять, кем была жена Вальдемара I Датского, необходимо выяснить, кем был ее отец Валад в Пулиналанде. Этот персонаж отождествляется исследователями с несколькими различными князьями.
Наиболее убедительной представляется аргументация Я. Назаренко справедливо подчеркнул, что эта "гипотеза выглядит справедливой еще и потому, что иначе пришлось бы допустить, что Вальдемар внук Мстислава Великого был женат на собственной племяннице" [Назаренко 1995: 35-36]. Оба топонима обычно выступают обозначением Польши. Матримониальные династические связи русского княжеского рода с королевскими фамилиями Скандинавии 5 свидетельствуют, с одной стороны, о широте внешнеполитических сношений Руси и ее активной внешней политике, а с другой стороны — о могуществе средневековой Руси, к союзу с которой стремились скандинавские страны [Пашуто 1972: 194]. Библиография Богуславский 1993 — Богуславский О. Васильевский 1908 — Васильевский В. Глазырина 1988 — Глазырина Г. Юбилейные чтения, посвященные 70-летию В. Джаксон 1993 — Джаксон Т. Исландские королевские саги о Восточной Европе с древнейших времен до 1000 г.
Тексты, перевод, комментарий. Джаксон 1994 — Джаксон Т. Исландские королевские саги о Восточной Европе первая треть XI в. Джаксон 1999 — Джаксон Т. К 80-летию В. Джаксон 2000 — Джаксон Т. Джаксон, Кучкин 1998 — Джаксон Т. Год 1251, 1252 или 1257? X Чтения к 80-летию В. Материалы конференции.
Древняя Русь 1999 — Древняя Русь в свете зарубежных источников. История Дании 1996 — История Дании. Карамзин 1842 — Карамзин Н. История государства Российского. Кучкин 1971 — Кучкин В. Лященко 1926 — Лященко А. VI сер. Мельникова 1988 — Мельникова Е. Скандинавия во внешней политике Древней Руси до середины XI в. Молдован 1984 — Молдован А.
Киев, 1984. Назаренко 1984 — Назаренко А. Сборник статей, 1984 г. Назаренко 1993а — Назаренко А. Назаренко 1993б — Назаренко А. Немецкие латиноязычные источники IX-XI веков. Назаренко 1994 — Назаренко А. Назаренко 1995 — Назаренко А. Русско-германские связи древнейшей поры IX-XI вв. Пашуто 1968 — Пашуто В.
Внешняя политика Древней Руси. Пашуто 1972 — Пашуто В. ПСРЛ — Полное собрание русских летописей. Рыдзевская 1940 — Рыдзевская Е. Рыдзевская 1945 — Рыдзевская Е. Рыдзевская 1970 — Рыдзевская Е. Сухотин 1938 — Сухотин Л. Белград, 1938. Янин 1988 — Янин В. Некрополь Новгородского Софийского собора.
Церковная традиция и историческая критика. Янин 1991 — Янин В. Hannover; Leipzig, 1917. Bagge 1991 — Bagge S. Berkeley; Los Angeles; Oxford, 1991. Braun 1924 — Braun F. Halle, 1924. Cook 1986 — Cook R. Medieval and Renaissance Studies. Cross 1929 — Cross S.
Ярослав не скупился в средствах, он поручил отделку собора лучшим греческим мастерам. Затем приказал заняться установкой Золотых ворот, точной копии царьградских. И над всем этим возвышалась церковь Благовещения. Внутренняя и внешняя политика Ярослав всегда ратовал за независимую русскую православную церковь, которая, к сожалению, всегда подчинялась Византии. Он добился того, что в 1054-м году ее возглавил русский митрополит Илларион, тогда как до этого у власти были исключительно греческие священники. Основной задачей внутренней политики Ярослав считал повышение грамотности граждан и искоренение язычества. Православие прививалось интенсивными темпами, Мудрый продолжил то, что начал его отец — Владимир Креститель. Ярослав отдал приказ все книги, написанные на греческом языке, переводить на славянский.
Он сам увлекался чтением, и это свое пристрастие старался привить всем подчиненным. Духовенство принялось за обучение детей. Первое мужское училище появилось в Новгороде, и вскоре за парты сели три сотни мальчиков. Книги писались с неимоверной скоростью, чтение постепенно входило в моду. Теперь наличие образования считалось престижным. Повесть временных лет гласит, что где-то в природе существует собрание книг, которое историки называют Библиотекой Ярослава Мудрого. Мнения ученых расходятся, одни говорят, что она содержит пятьсот томов, другие утверждают, что их 950. Некоторые источники утверждают, что Ярослав или его правнук передали ее в Софийский собор.
Этим книгам сейчас не менее тысячи лет, их до сих пор так и не нашли. По поводу их местонахождения тоже разгораются споры. Некоторые источники гласят, что они находятся в подземельях Софийского собора, согласно другим, место их хранения — катакомбы Киево-Печерской лавры, третьи вообще считают, что их нужно искать в Выдубицком монастыре. Но скорее всего, бесценным рукописям не удалось пережить половецкие набеги, которые заканчивались разрушениями и пожарами. Велика заслуга Ярослава Мудрого и в строительстве русских монастырей, главным из которых стал Киево-Печерский. Благодаря ему, продвигалось и популяризировалось православие и христианство, выполнял он и просветительскую миссию. В стенах монастыря создавались летописи, делали переводы книг. Ярослав Мудрый основатель законов «Русская правда» В эти годы Ярослав стал основателем первого свода законов Руси, получившего название «Русская правда».
Впоследствии он не раз дописывался и приумножался. Высокую оценку получила и внешняя политика князя киевского, где он достиг отличных результатов. Он первым оценил силу дипломатии, тогда как до него все рассчитывали только на оружие. Для укрепления отношений между государствами правители старались заключить династические браки. Киевская Русь постепенно становилась сильным и просвещенным государством, поэтому все чаще европейские страны пытались «пристроить» туда дочерей правителей. Ярослав Мудрый женился на дочери шведского короля Олафа — Ингигерде, которая в православии звалась Ирина. Отец отдал ей в приданое город Альдейгаборг, позже переименованный в Ладогу, с прилегающими к нему землями. Женой сына Ярослава Мудрого — Всеволода, стала греческая царевна, двое других сыновей взяли в жены немецких княгинь.
Еще один сын князя — Изяслав, повел под венец сестру Казимира, польского князя. В свою очередь Казимир взял в жены сестру Ярослава — Доброгневу.
Он посвящал ей свои стихи и долго добивался ее.
Но он погиб в междоусобной войне. После его смерти Елизавета вышла замуж за датского короля. У Ярослава была еще дочь Анастасия.
Он выдал ее замуж за Венгерского короля Андре. Но после его смерти в Венгрии началась борьба за власть между сыном короля и его противниками. Анастасии пришлось бежать в Германию, после чего никаких данных про нее не было.
Анна Ярославна самая младшая и любимая дочь князя вышла замуж за французского короля Генриха I. Генрих был вдовец и узнав об Анне, решил на ней жениться. Она была красива и умна.
Генрих был не молод, ему было больше 40 лет, также ходили слухи, что он был неграмотным и с трудом управлялся со своим троном. Анна стала католичкой, так как Генрих был католиком. Еще она принимала активное участие в управлении страной.
Анне было очень нелегко жить в Париже, так как он в сравнении с Киевом выглядел очень бедным и грязным.
Глава 7. Династический брак
Ярослав Мудрый и сам заключил династический брак с Ингигердой, принцессой Швеции, так как понимал, какое важное значение играют подобные браки. Что такое династические браки Династический брак — это союз, заключенный между членами династий, которые находятся у власти. Династические браки ярослава мудрого с какими странами. Испокон веков как в отечественной, так и в мировой истории одним из самых эффективных средств являлись династические браки.
Объединение Руси
- Русское государство при Ярославе Мудром
- Династические браки русских князей
- Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого
- Анна, королева Франции
Династические браки русских князей
Таким образом, Ярослав Мудрый породнился со многими европейскими августейшими домами, поставив своего рода мировой рекорд по количеству семейных династических связей. При Ярославе Мудром Русь искала себе новых союзников на континенте и Ярослав не даром прозванный мудрым решил, что лучше династических браков ничто не справится с этой задачей. Ярослав Мудрый женился на дочери шведского короля Олафа – Ингигерде, которая в православии звалась Ирина. ДИНАСТИЧЕСКИЕ БРАКИ Встав во главе государства, великий князь Ярослав I настойчиво продолжал внешнюю политику своего отца и деда, скрепляя военные. Для этого он использовал династические браки.
Ингигерда: какое влияние на Русь оказала жена Ярослава Мудрого
Анастасия с детьми вынуждена была бежать к германскому королю Генриху IV, сестра которого Юдит-Мария была помолвлена с Шаламоном. Генрих распорядился, чтобы они жили в Баварии и оплатил им расходы из королевской казны. Анастасия хотела, чтобы германские войска помогли ей свергнуть Белу и вернуть сыну трон. Уже был начат сбор армии, но в результате несчастного случая Бела получил серьёзные травмы и скончался. После смерти Белы в 1063 году германские отряды вторглись в Венгрию, вынудив его сыновей бежать в Польшу. Новым королём был объявлен Шаламон. В благодарность за помощь, оказанную ей, Анастасия подарила баварскому герцогу Оттону Нортхаймскому венгерскую королевскую реликвию «меч Аттилы». При малолетнем сыне королевством управляла Анастасия, и их положение оставалось шатким.
Анастасия в это время вторично вышла замуж за немецкого графа Пото. Она была против вооружённой борьбы Шаламона с двоюродными братьями и призывала сына улаживать все конфликты мирно. В 1074 году после разгрома армий Шаламона войсками Гезы и Ласло их отношения настолько накалились, что Шаламон поднял руку на мать. Анастасия прокляла сына, потерявшего из-за своей агрессивности и жадности венгерский трон. Анастасия умерла не позднее 1094 года, так как в этом году она упоминается уже как умершая. По преданию, она скончалась в монастыре Адмонт в Штирии. Родилась, предположительно, в 1025 году.
Харальду пришлось скрываться, а затем покинуть Норвегию. В 1031 году он прибыл в Киев, где поступил на службу к Ярославу Мудрому. Он сватался к Елизавете. Но тогда Ярослав не согласился на такой брак, так как у жениха не было ни денег, ни трона. После этого Харальд отправился в Царьград и записался в наёмники к императору Византии Михаилу IV Пафлагонскому, которому нужно было держать в повиновении своё огромное государство.
Анна Ярославна. До наших дней дошли подписи, сделанные рукой королевы Франции Анны Ярославны на документах, датируемых 1063 годом. Интересно, что в отличие от своего мужа — короля Франции — Анна Ярославна была грамотной. Анна Ярославна привезла с собой из Киева Евангелие. Позже оно было передано в Реймский собор и получило название Реймское Евангелие. Символично, что именно на нем приносили клятву французские короли, вступая на престол. На северо-западе Европы дипломатические миссии Ярослава Мудрого укрепляли связи со скандинавскими странами. Традиционно хорошие отношения Руси со Швецией были закреплены династическим браком. Так, супругой самого Ярослава Мудрого являлась дочь шведского короля Олафа — Ингигерда. Свою старшую дочь Елизавету русский князь выдал замуж за норвежского короля Гаральда — викинга, прославившегося своими героическими подвигами на поле брани и принявшего позже корону Норвегии. Младшая дочь Ярослава Анастасия была выдана замуж за венгерского короля Андрея.
Некоторые историки утверждают, что травма была получена во время междоусобиц с братьями. Другие учёные считают, что Ярослав хромал с детства. В летописях находятся подтверждения второй версии, якобы ещё в юности правитель перенёс паралич ног. Но это не умалило его физической силы. Управление Киевской Русью Мудрый управлял Киевом с 1019 по 1054 год, за это время Русь стала сильнейшей страной в Европе. Территория была обведена каменной стеной, а главные ворота города назвали «Золотыми». Над ними возвышалась церковь Благовещения. Благодаря этому государственному деятелю на Руси был издан первый полноценный свод законов «Русская правда». Для укрепления защиты государства было вырублено несколько крепостей по реке Рось. Также он основал несколько монастырей, в их числе Юрьев и Киево-Печерский, а также собор Святой Софии. Фундамент для последнего из них был заложен на месте фееричной победы над кочевниками. Даже сейчас храм поражает своим великолепием горожан, фрески и мозаика отлично сохранились. Для отделки государственный деятель приглашал лучших мастеров из Греции. Неподалёку от собора находятся монастыри святого Георгия и святой Ирины. Особое внимание государь уделял церкви и развитию письменности. Он собрал многочисленных переводчиков и книгописцев, чтобы расширить библиотеку Киевской Руси. По всей земле дети обучались грамоте благодаря открытому в Новгороде училищу для мальчиков. Ярослав и сам тратил много времени на чтение. Нанятые им специалисты переводили книги на древнерусский и церковнославянский языки. В 1054 году князь ощущает приближение кончины, поэтому делит все свои земли между сыновьями, завещая им жить в мире. Киевский престол достался князю Изяславу.
Здесь они обучались «писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным занятиям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие…» После смерти митрополита Иоанна II именно ей отец и брат поручили сложную дипломатическую миссию — снарядить посольство в Византию и выбрать подходящую кандидатуру на место главы Русской церкви. То, что после неудачного похода на Византию авторитет киевского князя только рос, подтверждают и другие династические браки, которые буквально пронизывали всю Европу и связывали европейские правящие династии с Русью. Как мы помним, два брака, в 1039 и 1043 годах, породнили русский и польский дворы. В 1043 или 1044 году княжна Елизавета Ярославна вышла замуж за конунга Харальда, который благодаря мудрым советам Ярослава стал единовластным правителем Норвегии. В 1046 году еще одна дочь Ярослава, Анастасия , стала женой наследника венгерского престола герцога Андрея, который вот уже несколько лет жил изгнанником на Руси. Как раз в это время венгерская знать отправила в Россию посольство, предложив герцогу вернуться и занять престол, сместив немецкого ставленника Петера, против которого народ поднял восстание. Андрея князь Ярослав поддержал не только советом, но и военной силой. В 1051 году он еще раз предоставил зятю войско а наряду с ним и польский зять Ярослава, Казимир I , чтобы противостоять вторжению немецких сил.