Новости восстановление ленинграда после войны

Достраивали «Пулково» после войны немецкие пленные, обитавшие в авиагородке. Интересует тема "Восстановление Ленинграда"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной Войны---пример для всех руководителей. Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны.

Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны

Так, после снятия блокады Ленинграда обострился жилищный вопрос, так как началась путаница с жильем и квартир просто не хватало для всех. Бесплатные онлайн экскурсии по по послевоенному восстановлению Ленинграда (СПб) от ведущих искусствоведов и историков города. Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. Аннотация: статья посвящена аспектам разработки и реализации Генерального плана восстановления и развития Ленинграда в годы войны и блокады. Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было сложным и масштабным проектом, требующим огромных усилий и ресурсов.

Авторы и ведущие

  • Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады | Видео
  • Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.)
  • К мирной жизни
  • ВОЗРОЖДЕННЫЙ ЛЕНИНГРАД
  • Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады - Новости
  • Восстановление Ленинграда

Подземка на Политбюро. Как возобновилось строительство метро после войны

Восстановление Ленинграда после вражеской осады После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда[38].
Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры После войны Зоя Алексеевна всю жизнь работала учителем: даже два года преподавала в посольстве в Корее, потом каждый день ездила в школу на Пулковские высоты.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ

Уже 23 февраля 1944 года все восстановительные работы на участке Колпино — Поповка — Дубцы были завершены. Из города на Неве в сторону Москвы проследовал первый после снятия блокады грузовой поезд. В тот же день такой же поезд прибыл из столицы в Ленинград. Отметим, что одновременно с этим ленинградские и московские железнодорожники уже готовили в первый после снятия блокады Ленинграда рейс легендарный экспресс "Красная стрела".

Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения. В первые месяцы здания ремонтировали кирпичом, который собирали у разрушенных домов. Трудились все: опытные специалисты и мастера, студенты и школьники, и даже токари, пекари и профессора после работы становились строителями. В первую очередь восстанавливали малоповреждённые дома, затем отстраивали здания на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда.

После полного снятия блокады январь 1944 ГКО принял 29 марта 1944 постановление о первоочередных мерах помощи Ленинграду. На восстановление было ассигновано 790 млн. В 1944 на заводах и фабриках Ленинграда введено в эксплуатацию свыше 1 млн. В том же году вступили в строй Театр оперы и балета имени С. Кирова, Театр драмы имени А. Пушкина, Малый оперный театр, ТЮЗ, филармония. Началось восстановление музеев. В 1944—45 ленинградцы отработали на восстановлении промышленности и городского хозяйства 52,7 млн. К весне 1945 вторую строительную специальность без отрыва от производства приобрели около 70 тыс.

На рынках цены на продукты в 4-6 раз превышали пайковые. В 1947 году отменяют карточную систему. Одновременно проводят денежную реформу — обмен старых денег на новые. К середине 1950-х годов реальная заработная плата достигла довоенного уровня.

Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады

Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.) Генеральный план 1948 года, прежде все-го, был направлен на восстановление народ-ного хозяйства и города после войны.
Перешагнувшие век: каким помнят Петроград-Ленинград петербургские долгожители // Новости НТВ Восстановление послевоенного Ленинграда. Стремянная улица, 1946 г. Санкт-Петербург 07.11.2021.
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады - YouTube Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников.

Послевоенное восстановление

Послевоенное восстановление После снятия блокады Ленинграда, жители города освобождают памятник Петру l от защитных укрытий.
Восстановление и преображение: Ленинград после войны После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г.
Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда - Знаменательное событие В этом же году им предстояло начать первый этап по восстановлению и развитию Ленинграда согласно принятому Генплану.
Подвиг восстановления Ленинграда (1944-1957 гг.) - презентация онлайн это, прежде всего, восстановление от тяжелейшего удара - фашистской блокады.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ

Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было сложным и масштабным проектом, требующим огромных усилий и ресурсов. Видео о Объявление о полном снятие блокады Ленинграда 27 01 1944, Что происходило в Ленинграде в первый день блокады, Музей обороны и блокады Ленинграда после обновления. Восстановление Ленинграда после блокады Уже в апреле 1944 года начали восстанавливать город, не дожидаясь окончания войны. Через 2 месяца после освобождения города было принято решение о восстановлении в прежнем виде дворцово-паркового ансамбля города Пушкина. Парторганизации Москвы и Ленинграда возглавляли два ждановских выдвиженца — Попов и Попков, Ленгорисполком возглавлял Лазутин. YouTube фотокадры.

Восстановление Ленинграда

Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ.

Сеть трамваев перевозила каждый день по 750 000 человек, но этого было недостаточно [11]. Неизбежным стал вопрос о строительстве метро, пробивка тоннелей началась в 1940 году [10] , но блокада Ленинграда сорвала планы. Строительство сильно усложнялось подземными грунтами и глинистыми почвами. После окончания войны строительство возобновилось, в 1955 году в строй была введена первая очередь красной ветки метро от Автово до Площади Восстания. Подземные вестибюли впечатляли роскошным оформлением [3]. У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14]. Позже налаживались региональные перевозки, в том числе в Архангельск , Витебск , Киев и Мурманск.

В 1951 году было открыто здание аэровокзала [96]. Во время блокады Ленинграда транспортное сообщение города было изолировано, перестали ездить паровозы и прибывать суда [44]. Культура[ править править код ] В сталинский период культурным и событийным эпицентром СССР стала Москва, поэтому именно с ней ассоциируется сталинский период, Ленинград же стал рассматриваться, как одна из главных метрополий СССР [23]. Так как исторический центр был практически не тронут, за Ленинградом начал укрепляться статус города-музея [23]. Город оставался важным культурным центром, центром театрального искусства [17] , одним из центром кинематографа [97] и колыбелью советских детских стихов [98]. Академия художеств. Графическая мастерская, 1939 год В Петербурге оставалась сильной дореволюционная культура, вступавшая в яркий контраст с советской стилистикой, продвигаемой в средствах массовой информации [23]. Агрессивно навязываемая советская идеология приводила к романтизации среди горожан деклассированных элементов — преступности, бродяжничества и проституции [23]. В городе формировалась субкультура, противоположная официальной культуре, сочетавшая старый городской романс , переплетённый с криминальным миром [23].

Выдающиеся достижения в обороне Ленинграда доказали особую роль Ленинграда в Великой отечественной войне, о обороне и блокаде Ленинграда говорили за границей [99]. Это повысило гордость и самосознание ленинградцев [99] , ещё в 1944 году многие улицы города получили старые дореволюционные названия [76]. Это повлияло и на то, что ленинградские партийные деятели начали проявлять самостоятельность [36]. Советское руководство было раздражено такой тенденцией, в восхвалении подвига ленинградцев они увидели принижение роли Москвы и Сталина в победе над немцами. В рамках Ленинградского дела произошёл разгром ленинградской верхушки. Блокада Ленинграда стала запретной темой [33] , роль Ленинграда в победе принижалась и умалчивалась [33]. Созданный музей обороны Ленинграда был разгромлен в 1949 году, его экспонаты — уничтожены, а работники музея — репрессированы [33]. Екатерининский собор после сноса. Имевшиеся в Ленинграде церкви закрывались, разорялись и осквернялись, если их не сносили, то приспосабливали под учреждения или склады [2].

Так как храмовые помещения были крайне неудобны для их приспособления под нужды тех или иных учреждений, зачастую здания переделывали до неузнаваемого состояния [8]. В Казанском соборе устроили музей истории религии и атеизма, залы собора превратили в экспозиции разных религиозных культов, в том числе ислама, буддизма и народных верований [101]. Религиозные праздники — рождество , крещение , воздвижение , пасха , благовещение были запрещены. Это не мешало многим ленинградцам тайно праздновать их [102]. Новый год праздновать и покупать новогодние ёлки не запрещали [102]. После войны впервые была затронута тема о необходимости сохранения некоторых храмов, как культурных памятников, начались выделяться деньги на восстановление некоторых важных церковных построек, например Александро-Невской Лавры [8]. После войны всё громче звучало мнение о необходимости сохранения дореволюционных зданий, в том числе и храмов прежде всего, как культурно-исторических объектов [8]. Пропагандистская культура[ править править код ] Демонстрация 1 Мая, 1934 года Главной темой в культурной повестке сталинского периода выступало прославление социалистического строя и трудовые подвиги рабочих и крестьян [100]. В Ленинграде строились дома культуры , в которых обустраивали обширные залы, где организовывались периодические лекции по марксизму-ленинизму [103] , вечера участников революционного движения , торжественные собрания трудящихся, устраивались встречи с партийными деятелями, писателями и учёными [103].

В домах культуры также устраивали театральные представления известные театральные коллективы, вечером устраивались вечера отдыха с танцами и концертами при участии самодеятельных музыкальных и творческих объединений [103]. Преобладающим и одобряемым государством художественным жанром был социалистический реализм [104]. В домах культуры также организовывались кружки спортивной гимнастики, декламации, вышивки, кройки, шитья и вязания [103]. В 1937 году был открыт Дворец пионеров в Аничковом дворце, где работали десятки клубов и кружков, где с детьми встречались выдающиеся учёные, писатели, композиторы и спортсмены [105]. Просветительским центром стал Шереметьевский дворец , где посетителей знакомили с достижениями естественных и точных наук и позволяли опробовать разные научные устройства [105]. Тем не менее на фоне роста населения, в Ленинграде ощущался недостаток досуговых центров или библиотек, в некоторых районах, например Московском они отсутствовали вовсе [55]. Главными праздниками были так называемые «красные дни» — день солидарности трудящихся 1 мая, годовщина Октябрьской революции 7 — 9 ноября, в социалистические праздники устраивались массовые мероприятия, в которые вовлекалась значительная часть населения [102].

Вначале были использованы конструкции, аналогичные применявшимся к тому времени в новом строительстве, но с опорой их не прямо на стены, а на стальные консоли или стальную балочную клетку. Затем были разработаны конструкции железобетонных настилов с выпускными ребрами.

Со второй половины 1950-х гг. Применение настилов позволило резко сократить расход прокатного металла для капитального ремонта и отказаться от трудоемкой штукатурки потолков. В эти же годы на предприятиях Управления капитального ремонта было освоено изготовление сборных конструкций перегородок, не требующих штукатурки. Так к концу 1950-х гг. Индустриализация капитального ремонта требовала прежде всего перестройки методики проектирования и централизованного управления системой проектирования. Из-за существенного различия в жилищном фонде административных районов новостроек и старых застроек координировать деятельность разобщенных районных проектно-сметных бюро было крайне сложно. Капитальный ремонт в каждом районе проектировали по-своему. Немалое влияние на это оказывала неравномерность развития теплофикации и газоснабжения с разрывом по времени в 5-7 Лет, поэтому в отдельных районах после замены перекрытий восстанавливалось печное отопление и не делали газоходов и требуемой вентиляции для газифицированных ванных и кухонь. В технических возможностях районных проектно-сметных бюро и районных ремонтно-строительных организаций имелись существенные различия из-за неравномерного развития районных производственных баз.

Опыт и квалификация проектировщиков тоже были разными. Не было единства мнений в вопросах технического обследования домов, подлежащих капитальному ремонту: привлекать ли проектировщиков к этому или проектировать по исходным данным заказчика. Последняя позиция порождала безответственность, так как в случае выявления в ходе ремонта ошибок в проекте проектировщики получали возможность перекладывать вину на заказчика, который выдал неточные исходные данные для проектирования. В то же время заказчик никаких способов технического обследования зданий, кроме принятых при определении физического износа конструкций в процентах, не знал. Жилищное управление Исполкома Ленгорсовета вынуждено было сосредоточить проектирование комплексного капитального ремонта в едином общегородском центре. В конце 1955 г. В нее вошла часть проектировщиков и сметчиков из других районных организаций, но так как нельзя было полагаться, что новая организация сможет сразу удовлетворить все потребности в технической документации для капитального ремонта, районные проектно-сметные бюро были сохранены. Техническая экспертиза зданий, подлежащих комплексному капитальному ремонту, в новой специализированной организации продолжала оставаться белым пятном. Заказчики представляли технические задания, в которых указывался процент физического износа конструктивных элементов и дома в целом.

К этим заданиям прикладывались акты, составленные экспертами Управления по делам архитектуры и подтверждающие необходимость капитального ремонта дома. В технические задания обычно вписывалась заключительная фраза: «Предусмотреть в необходимых объемах замену перекрытий и усиление стен, а также запроектировать перепланировку квартир без потерь жилой площади». Последняя приписка объяснялась тем, что жилой площади для компенсации потерь, связанных с перепланировкой, в жилищных организациях не было. В то же время восстанавливать прежнюю планировку было невозможно. Названные документы рассматривались как исходные данные для проектирования, по которым специалисты должны были составить проектно-сметную документацию. Для решения вопросов, связанных с подготовкой проектирования, в проектно-сметной конторе в 1956 г. Задача, которую следовало решить, сводилась к следующему: проектировщикам при получении заказа нужно иметь чертежи скрытых конструкций подлежащего капитальному ремонту здания. На инвентаризационных планах должны быть указаны поврежденные участки строительных конструкций. Этот графический материал необходимо дополнить фотофиксацией.

Началу проектирования комплексного капитального ремонта должен предшествовать расчет будущих энергонагрузок и решение вопросов, связанных с энергообеспечением объекта. Вэтом отношении комплексный капитальный, ремонт ничем не отличается от нового строительства. В тех случаях, когда экспертиза устанавливает необходимость безотлагательного ремонта, а энергоснабжение по каким-либо причинам в данное время обеспечить невозможно, экспертиза должна выдавать заказчику рекомендации по временным креплениям здания или указывать на необходимость немедленного расселения. Рекомендации технической экспертизы по инженерному оборудованию зданий должны подтверждаться техническими условиями энергоснабжающих организаций. В тех случаях, когда потери жилой площади, связанные с перепланировкой, велики, вопросы компенсации убыли жилой площади необходимо решать до начала проектирования.

Место было хорошее. В пол-восьмого дома. Был артобстрел. Тревога была в 5, в пол-шестого кончилась. День холодный.

Взяла на 10 мая билет в Филармонию на 5-ю симфонию Чайковского, дирижер Элиасберг. В пол-шестого начался сильный обстрел, где-то близко. В 7 была в Филармонии. В войну служил политруком кавалерийского эскадрона. После войны преподавал в ленинградских вузах. Умер в 1981 году. Сегодня исполнилось 25 месяцев со дня начала великих испытаний. Я не в состоянии хронологически освещать события, буду делать краткие зарисовки. Если не суждено будет самому воспользоваться, пусть эти строки останутся памятью обо мне для моей бесконечно любимой дочурки. Подрастет, прочтет и поймет, как жили и боролись люди за ее будущее счастье.

Вчера Сталин подписал приказ о провале летнего наступления немцев. Думаю, следующим летом будем праздновать победу. Разгром Германии возможен даже в этом году, если союзники все же высадят десант в Европе. А ведь было время, многие не верили в наши силы. Помню разговор в августе 1941-го с майором Т. Он знал меня еще мальчиком. В армии служит лет 10. Наше с тобой положение безнадежно. Наши войска под Ленинградом, даже некуда будет отступать. Мы в мышеловке.

В те дни многие метались: эвакуироваться из города или остаться? Прорвется немец в город или нет? Начался артобстрел. Стены содрогались от близких разрывов. Но публика спокойно сидела в темном зале. Досмотрели до конца. Таков теперь быт ленинградцев: ходят в кино, в театры, а где-то рядом рвутся снаряды, замертво падают люди. При этом работа предприятий и учреждений не прекращается. Где же фронт, где тыл? Как определить границу между геройством и беспечностью?

Что это — мужество или привычка? Каждый в отдельности взятый ленинградец ничего такого не совершил, чтобы наградить его орденом, но все они вместе взятые, безусловно, воплощают в себе звезду Героя Советского Союза. В последние дни освобождены 10 городов в Донбассе, взят Таганрог. Во время концерта объявили о взятии Харькова. Зал рукоплескал стоя. У нас назначен новый командарм. Низкого роста, коренастый, говорит медленно, увесисто, видимо, волевой, жесткий человек. Этот будет покрепче предшественника. Его приход подкрепляет предположение, что нашей армии предначертаны наступательные операции не местного значения. Похоже, город доживает последние месяцы блокады.

Помню всеобщее ликование ленинградцев, когда впервые после 5-месячного перерыва по улицам загрохотали трамваи. Было это 15 апреля 1942 года. А сегодня трамвай уже стал обычным явлением, и, когда приходится ждать его больше 5 минут, это вызывает недовольство. На днях возьмем Пушкин и Гатчину. Наши соседи взяли Мгу, Волхов. Еще несколько дней — и Ленинград будет полностью недосягаем для артобстрелов. Двигаемся вперед. Возможно, сегодня в последний раз вижу свой город. Начинается кочевой образ жизни… Ленинград пережил страшную блокаду, голод, бомбежки. Люди ждали окончания войны, но в итоге наступивший мир принес новые испытания.

Город стоял в руинах, повсюду нищета, разруха и разгул уличной преступности: появились банды и убийцы-одиночки. Кривая преступности В послевоенные годы почти не охотились на драгоценности и деньги, воровали, в основном, одежду и продукты. Ленинград был переполнен сомнительными элементами и отчаявшимися от нищеты людьми. Горожане больше не умирали от дистрофии, но большинство из них продолжали испытывать постоянное чувство голода. Например, рабочие в 1945-46-х годах получали в день 700 грамм хлеба, служащие - 500 грамм, а иждивенцы и дети - всего по 300 грамм. На «черном рынке» продуктов было предостаточно, но для обычной питерской семьи со скромным бюджетом они были недоступны. Неурожай 1946 года еще более усугубил ситуацию. Неудивительно, что кривая преступности в Ленинграде быстро ползла вверх. Грабители-одиночки и организованные банды действовали во всех районах города. Одно за другим следовали ограбления продовольственных баз, магазинов, квартир, случались вооруженные нападения на улицах, во дворах, подъездах.

В руках у бандитов после войны было огромное количество огнестрельного оружия, его нетрудно было найти и добыть на местах недавних боев. Лишь за один четвертый квартал 1946 года в городе было совершено более 85 разбойных нападений и вооруженных ограблений, 20 убийств, 315 случаев хулиганств, почти 4 тысячи краж всех видов. Эти цифры рассматривались тогда, как очень высокие. Надо учесть, что среди бандитов было много участников войны. На фронте они научились стредлять и убивать, и поэтому не раздумывая решали проблемы с помощью оружия. Например, в одном из Ленинградских кинотеатров, когда зрители сделали замечание курившей и громко разговаривающей компании, раздались выстрелы. Погиб милиционер, было ранено несколько посетителей. Преступники из уголовной среды даже следовали своеобразной моде - носили металлические фиксы на зубах и низко надвинутые на лоб кепки. Когда ленинградцы видели, что к ним приближается шайка таких молодых людей, они в первую очередь крепко сжимали продуктовые карточки. Бандиты выхватывали прямо на лету заветные клочки бумаги, подчас оставляя всю семью жить впроголодь целый месяц.

Сотрудники правоохранительных органов пытались сбить волну преступности. Банда «Черной кошки» Однако, в бедном, полуразрушенном городе орудовали не только уголовные банды. Преступную деятельность вели и некоторые чиновники, которые поняли как извлечь выгоду из своей власти. В город на Неве возвращались эвакуированные, остро вставали вопросы распределения жилья, возврата имущества и т. Нечестные дельцы пользовались и имеющимися сведениями - какие ценности плохо охраняются. В 1947 году из кладовых Эрмитажа украли 24 уникальных изделия из золота и драгоценных камней. Похититель был найден и осужден, а ценности возвращены. В тот же год была разоблачена крупная банда, в которую входили преступники и чиновники из городской прокуратуры, суда, адвокатуры, горжилотдела, милиции. За взятки они освобождали из-под стражи, прекращали следственные дела, незаконно прописывали, освобождали от призыва. Другой случай: начальник автотранспортного управления Ленгорсовета отправлял в оккупированные районы Германии грузовики якобы за оборудованием.

На самом же деле вывозил оттуда ценности, материалы, строил здесь дачи. Подростки часто становились участниками криминальных сообществ.

Принято Постановление о мероприятиях по восстановлению Ленинграда

Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной Войны---пример для всех руководителей. После полного снятия блокады и постановления Государственного Комитета Обороны от 29 марта 1944 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году» реэвакуация резко возросла и к апрелю 1946 г. Сразу же после полного снятия блокады Ленинграда, освобождения Мурманской области и Карелии широко развернулись восстановительные работы на всех электростанциях, подстанциях и линиях электропередач, разрушенных во время войны.

Уменьшение жилищного фонда

  • Город Ленинград восстанавливали после Блокады еще 30 лет.: sandra_rimskaya — LiveJournal
  • Tg: СОЛОВЬЕВ
  • Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады
  • Строительство ленинграда после войны
  • Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
  • Блокада Ленинграда

Восстановление и преображение: Ленинград после войны

Это история роста Ленинграда как мегаполиса. Она отражала общий для страны период - переход от преимущественно сельского к преимущественно городскому населению. Деревни пустели чему помогала кампания по их укрупнению , а большие города наполняла армия «лимитчиков». Впрочем, в Ленинград ехали не только из деревень: до трети переселенцев было из других городов страны. Сюда приезжали не только работать, но и завершать образование. Большинство поступивших в институты из городов и деревень оставались тут жить. В Ленинграде процесс массового переселения отразился в принятии нового генплана развития, который предполагал строительство грандиозных «спальных» районов - Купчино, Дачное, Сосновая Поляна, Юго-запад и др. Люди, жившие в городе в те времена, наверное, неплохо помнят сложившееся некоторое противостояние «старых Ленинградцев» как мы видели, этот образ - не более чем миф: революции, войны изрядно перемешали население нашей страны и новых, приезжих.

Впрочем, кажется, оно не имело такого резкого характера, как это было, например, в Москве. Само по себе наличие новой волны приезжих позволило «старым» в большей мере почувствовать себя ленинградцами.

Точно такая же картина с реэвакуацией… — Несмотря на, казалось бы, строгий учет, точную информацию мы вряд ли узнаем — слишком много было непредвиденных ситуаций. Всего один факт: в июле 1941 года, еще до того, как город взяли в кольцо, был организован первый этап эвакуации детей. Он оказался неудачным. Тогда в южные районы Ленинградской области было вывезено более 160 тысяч детей.

Оказалось, что их вывезли в те районы, куда наступали немецкие войска. Детей решили срочно вернуть обратно в город. Но кто-то всё же остался в поселках Ленинградской области. В этой неразберихе учесть каждого человека было крайне сложно. А сколько таких историй случилось за всю войну? Позже детей целенаправленно вывозили по Дороге жизни, особенно активно — весной-летом 1942 года.

На том берегу Ладоги всех пересаживали на поезда. У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить. Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях. Если везли малышей, то бывало, что дети не знали или забывали свои имена и фамилии, адреса. Могли также поменяться или умереть в пути сопровождающие детей взрослые со списками.

То есть возникала масса непредвиденных ситуаций… Самая трагическая страница истории войны — это возвращение и поиск детей. Найти и возвратить родителям потерянного ребенка удавалось не всегда. Порой поиск велся десятилетиями и продолжался уже в наше время. В архивах хранится очень много запросов от людей, которые детьми в войну были вывезены из Ленинграда. Даже когда им исполнялось 60 и больше лет, они продолжали надеяться, искать своих родителей и родных. Оставшиеся в живых родственники Тани Савичевой — сестра Нина и брат Михаил — ничего не знали о её судьбе до самых 1960-х.

О том, что она умерла в эвакуации, близкие узнали через 20 лет после её смерти. И это только один случай из тысяч… Галина Тольская с преподавателем Бишкекского финансово-экономического техникума, в котором когда-то училась. Фото: предоставлено семьёй Галины Тольской Личное дело Рассказывает жительница Бишкека Кыргызстан Галина Тольская: — О том, как мы жили во время блокады Ленинграда, я написала воспоминания и назвала их так: «Неужели это было со мной? Так случилось, что папа уехал в Кронштадт и потом не смог оттуда выбраться, а позже был оттуда эвакуирован. Он болел, на фронт его не взяли из-за болезни. Мы с мамой и двумя младшими сестрами остались в осаждённом городе.

Были созданы парки Победы в Приморском и Московском районах, скверы у Казанского и Исаакиевского соборов, на улицах создавали газоны и ставили клумбы. Обязательное озеленение шло в новых кварталах [3]. В честь 250-летия города на Марсовом поле зажгли первый вечный огонь [36]. На бывших рубежах обороны Ленинграда в результате длительных боёв была уничтожена большая часть озеленения, которую будут восстанавливать в 1960-е годы в рамках проекта Зелёного пояса славы [93]. В 1936 году был построен мост имени Володарского и первый мост в СССР с железобетонными арками [5] , был достроен Дворцовый мост [11] , реконструирован мост Лейтенанта Шмидта [11]. После войны был построен Большой Крестовский мост [94]. Были отремонтированы многие мостовые города [11]. Традиционно улицы города убирали дворники, с 1933 года ввели в эксплуатацию первые поливальные и снегоуборочные машины [11]. Большая часть улиц в 30-е годы имела ещё булыжные мостовые, пешеходные зоны с дореволюционных времён были постелены каменной плиткой.

С 1930-х годов центральные улицы начали активно асфальтировать [11]. Шло активное освещение улиц, убирали последние керосиновые и газовые фонари, в городе были проложены сети электроснабжения [11] , был учреждён «Ленсвет» — трест наружного освещения [11]. За несколько лет было установлено более 20 000 современных светильников, улицы Ленинграда стали заметно светлее [11]. В 1930 году в Ленинграде появилась первая газосветная реклама [11]. Транспорт[ править править код ] В городе постепенно увеличивалось количество транспорта, поэтому возникла необходимость разработки безопасности движения, на улицах появились первые милиционеры — регулировщики, на Невском проспекте был установлен первый в городе светофор [10]. В Ленинграде на фоне роста населения серьёзной проблемой оставалось развитие общественного транспорта [11]. Шло активное расширение трамвайных сетей [95] и вводился автобусный транспорт [10]. Здание старого аэровокзала аэропорта Пулково Протяженность трамвайных линий и количество вагонов выросло в три раза в сравнении с 1913 годом [95]. К 1940 году длинна трамвайных путей составляла уже 440 километров.

С 1926 года шло развитие автобусного транспорта, к 1940 году было налажено более 20 автобусных маршрутов, с 1929 году работало такси, к 1941 году в Ленинграде курсировало около 300 машин [10]. Начали появляться первые троллейбусные линии [13]. Ещё в 1920-е годы были восстановлены железные дороги [12]. В период первых пятилеток был реконструирован торговый порт и оснащён крупным холодильником [12]. В 1933 году начали электрифицировать городской железнодорожный узел [12]. К концу десятилетия между Ленинградом и Москвой двигались самые мощные локомотивы того времени [14]. Хотя ситуация с общественным транспортом гораздо улучшилась в сравнении с 1913 годом, она по-прежнему не справлялась с быстрорастущим населением города [10]. Сеть трамваев перевозила каждый день по 750 000 человек, но этого было недостаточно [11]. Неизбежным стал вопрос о строительстве метро, пробивка тоннелей началась в 1940 году [10] , но блокада Ленинграда сорвала планы.

Строительство сильно усложнялось подземными грунтами и глинистыми почвами. После окончания войны строительство возобновилось, в 1955 году в строй была введена первая очередь красной ветки метро от Автово до Площади Восстания. Подземные вестибюли впечатляли роскошным оформлением [3]. У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14]. Позже налаживались региональные перевозки, в том числе в Архангельск , Витебск , Киев и Мурманск. В 1951 году было открыто здание аэровокзала [96]. Во время блокады Ленинграда транспортное сообщение города было изолировано, перестали ездить паровозы и прибывать суда [44]. Культура[ править править код ] В сталинский период культурным и событийным эпицентром СССР стала Москва, поэтому именно с ней ассоциируется сталинский период, Ленинград же стал рассматриваться, как одна из главных метрополий СССР [23]. Так как исторический центр был практически не тронут, за Ленинградом начал укрепляться статус города-музея [23].

Город оставался важным культурным центром, центром театрального искусства [17] , одним из центром кинематографа [97] и колыбелью советских детских стихов [98]. Академия художеств. Графическая мастерская, 1939 год В Петербурге оставалась сильной дореволюционная культура, вступавшая в яркий контраст с советской стилистикой, продвигаемой в средствах массовой информации [23]. Агрессивно навязываемая советская идеология приводила к романтизации среди горожан деклассированных элементов — преступности, бродяжничества и проституции [23]. В городе формировалась субкультура, противоположная официальной культуре, сочетавшая старый городской романс , переплетённый с криминальным миром [23].

Возвращение жителей из эвакуации и возрождение промышленности опережали темпы восстановления городского хозяйства. Только в течение 1945 года в город прибыло около 600 тыс. К сентябрю население Ленинграда составляло 1 млн. Особенно остро стояла жилищная проблема. Городской транспорт не справлялся с перевозкой быстро растущего населения. Длинные очереди стали возникать около парикмахерских, магазинов, кинотеатров. Город возвращался к нормальной жизни, соответственно возникла потребность в объектах социальной инфраструктуры. Почти все здания Ленинграда в той или иной степени нуждались в ремонте. В 1945 году основным видом работ стало капитальное восстановление — сложное, трудоемкое, требовавшее больших капиталовложений и квалифицированных кадров строителей. В 1946—1950 годах впервые сложилось понятие «комплексный капитальный ремонт». В процессе комплексного капитального ремонта в минимальном объеме заменялись все изношенные конструкции дома или его части, включая перекрытия. Основные работы по капитальному ремонту жилищного фонда выполнялись силами ремонтно-строительных контор райжилуправлений. Об эффективности работы этой системы свидетельствует тот факт, что к 1947 году весь жилой фонд города был практически восстановлен. С конца 1944 года в Ленинграде стали проводиться работы по перепланировке и улучшению магистралей, площадей и набережных. Назрела необходимость координировать строительство с принятым до войны генеральным планом реконструкции города. Летом 1945 года Управление по делам архитектуры Ленсовета подготовило проект корректировки генерального плана Ленинграда. Предусматривалась прокладка новых магистральных улиц, разбивка парков и скверов. Намечалась реконструкция районов Финляндского вокзала, Большеохтинского моста, Суворовского проспекта, Большого проспекта Васильевского острова и других. В октябре 1945 года были заложены Московский и Приморский парки Победы. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах созданы мемориальные ансамбли. Новый Генеральный план восстановления и развития Ленинграда, разработанный под руководством Н. Баранова и А. Наумова, был утвержден в 1948 году. В нем была развита идея концентрического радиально-лучевого развития по всем направлениям с сохранением исторического центра города. Предусматривалось развитие морского фасада Ленинграда от Стрельны до Автово и далее на север, широкомасштабное озеленение всего города. Генеральный план включал также развитие и реконструкцию архитектурных ансамблей Пушкина, Павловска, Петродворца. Строительство новых жилых домов в первые послевоенные годы было малоэтажным, к началу 1950-х годов начали возводить 5—6-этажные каменные дома. Это так называемый «сталинский ампир», который и сегодня высоко ценится на рынке жилья. Красивые, комфортные дома с лифтами, мусоропроводами, горячим водоснабжением. Однако обеспеченность горожан жильем оставалась низкой. В середине 1950-х годов начался переход к индустриальному строительству. К концу 1950-х годов в Ленинграде была создана мощная отрасль по производству сборного железобетона, которая максимально отвечала задачам ускорения и расширения массового жилищного строительства. Одновременно было налажено массовое производство прогрессивных по тому времени индустриальных отделочных материалов: линолеума, сухой штукатурки, пленок, плиток, обоев. Сразу после войны перед специалистами нового многопрофильного проектного института «Ленгипроинжпроект» была поставлена задача газификации Ленинграда. В 1947—1948 годах в Ленинский, Фрунзенский, Куйбышевский и частично Московский районы была начата подача газа. Газификация жилищного фонда осуществлялась быстрыми темпами. С 1949 года к числу газифицированных районов добавились Октябрьский, Смольнинский, Дзержинский. Газоснабжение осуществлялось на базе коксогазового завода, восстановленного в январе 1946 года, и сланцев Эстонской ССР и Ленинградской области г. Сланцы , откуда были проложены магистральные газопроводы протяженностью около 250 км. Зв годы войны в Ленинграде было уничтожено и повреждено 187 из 300 находившихся под государственной охраной исторических зданий и сооружений. На месте всемирно известных дворцовых ансамблей ленинградских пригородов остались руины. С воссозданием величайшего архитектурного наследия в Ленинграде сформировалась уникальная школа реставрации, заслужившая признание и авторитет у профессионалов реставрационной отрасли Европы и мира. Еще до окончания войны началось восстановление Адмиралтейства, Смольного монастыря, Театра оперы и балета им. Кирова, Елагина дворца и других зданий. После войны восстановление города продолжалось, причем строители города старались не разрушать искореженные здания без крайней необходимости, хотя это и приводило к дополнительным затратам. Реставрация дворцов и парков города растянулась на десятилетия, однако работа по воссозданию и сохранению исторического дворцово-паркового наследия была признана беспрецедентной и уникальной в мировой практике. Cправка Во время Великой Отечественной войны, в период блокады города, было полностью разрушено 840 зданий промышленных предприятий, нанесен серьезный материальный ущерб свыше 3 тыс.

Отопление, водоснабжение, канализация

  • Восстановление Ленинграда после вражеской осады
  • Восстановление Ленинграда | это... Что такое Восстановление Ленинграда?
  • Петергоф: послевоенное возрождение
  • Восстановление и дальнейшее развитие Ленинграда и его промышленности в послевоенный период.

Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир

Осенью и в начале зимы 1941 г. На подготовку массовой эвакуации населения зимой 1942 г. Первый эшелон с изможденными ленинградцами прибыл 26 января в Вологду. В течение 1942 г. Ленинград покинули свыше 800 тыс. В 1943 г. Однако Ленинград оставался прифронтовым городом и въезд в него был разрешен только с решения специальной «тройки», созданной в марте 1943 г.

Также приходилось вести борьбу и с управхозами. Список лиц представленных к вручению наград 9 мая 1945 года — великая для всего советского народа дата. В этот особо торжественный день Ленинградские областной и городской комитеты партии и исполкомы Областного и Городского Советов депутатов трудящихся обратились к населению Ленинграда со словами благодарности: «Вы с честью выполнили свой долг перед Родиной, грудью своей преградили путь врагу, спасли Ленинград… Не щадя ни сил, ни жизни своей, вы все отдавали на дело борьбы и победы.

Ваша борьба и ваш труд, слившиеся с борьбой и трудом всего советского народа, не пропали даром. Враг разбит и повержен». На вручение медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг. За два послеблокадных года в городе появилось более 18 000 фонарей, и только к концу 1950 года их количество превысило довоенный уровень. Настало время позаботиться о внешнем облике опор и светильников, а также о качестве освещения. В послевоенные годы трест «Ленсвет» в содружестве с коллективом института «Ленпроект» разработал несколько новых типов чугунных опор, декоративное оформление которых напоминало фонари XIX века. На верхней части высоких столбов размещали от двух до шести светильников. Вскоре новые фонари появились на Московском и Кировском Каменноостровском проспектах, на Васильевском острове, осветили ряд других площадей и улиц, удачно вписавшись в городскую архитектурную среду. На Невском проспекте чугунные опоры фонарей, установленные еще в начале XX века, в 1950-е годы заменили копиями, окрашенными, как и прежде, в серебристый цвет.

Уточняется, что жители Ленинграда смогли восстановить город в кратчайшие сроки. Работы удалось завершить к 1947 году. После оккупации основной акцент был сделан на подготовку квалифицированных кадров, строительство заводов, ускорение темпов благоустройства города. В настоящее время петербуржцы помогают восстанавливать Мариуполь.

Таким образом, память о героическом прошлом не предстает в материалах этих газет ценной сама по себе. Славные военные традиции Ленинграда и подвиг ленинградцев, совершенный ими в годы войны и блокады, используются для того, чтобы создать фундамент, внутреннюю моральную опору для предстоящего тяжелого труда по восстановлению города. Конечно, и пафос восстановления, и опора на героический подвиг советского народа в годы войны в конструировании послевоенного общественного сознания — характерная черта всей послевоенной советской пропаганды.

Но ленинградская «блокадная память» этих лет имела и свои специфические особенности. Заметную роль в прославлении подвига Ленинграда сыграла известная речь A. Кузнецова, только что назначенного секретарем ЦК, произнесенная 16 января 1946 года на предвыборном совещании в Ленинграде. Исследователи «ленинградского дела» В. Демидов и В. Кутузов считают, что речь Кузнецова была похожа скорее на гимн городу, чем на обычный для выступлений такого рода гимн Сталину Ленинградское дело 1990:36. Демидов и Кутузов называют эту речь «крамольной», учитывая то, что при чтении обвинений, выдвинутых против руководителей города в 1949 году в ходе «ленинградского дела», они «никак не могли отделаться от впечатления, что фабула этого страшного документа списана с выступления A.

Кузнецова» Там же, 40. Действительно, в речи секретаря ЦК говорилось и о самых тяжелых испытаниях, выпавших на долю Ленинграда в военные годы, и о том, что захват Ленинграда был основной целью плана «Барбаросса» в первый период войны, и о неоценимом вкладе ленинградцев в дело защиты Родины. О Ленинграде говорилось как о городе, «первым остановившем врага и разгромившем гитлеровские полчища под своими стенами», «выдержавшем двадцать девять месяцев осады» и «затмившем славу Трои» Смена. Кутузов пишут о том, что ошибки, допущенные в «крамольно-восторженной» речи Кузнецова, в первую очередь недостаточное по тем временам восхищение Сталиным, были замечены как ленинградскими руководителями, так и их московскими политическими соперниками. После этого ленинградское руководство стало гораздо более осторожным в формулировках своих выступлений Ленинградское дело 1990:40. Однако в ленинградских газетах, как можно заключить из анализа их публикаций в памятные блокадные даты, «крамольное» воспевание военной славы Ленинграда продолжилось и в 1946—1949 годы. И хотя формулировка о помощи страны и лично товарища Сталина заняла свое место практически во всех официальных статьях и опубликованных в газетах докладах, посвященных обороне Ленинграда, восхищение прессы великим подвигом города год от года нарастает и скорее приближается к мыслям, выраженным в речи Кузнецова, чем идет на убыль.

Основополагающие, или, как говорили в то время, «установочные», цитаты из выступлений партийных и государственных руководителей в советский период были неизменным атрибутом публикаций прессы на самые разные темы. Не был исключением в этом отношении и послевоенный Ленинград. Однако для создания фундамента ленинградской военной и послевоенной славы прессой были выбраны три высказывания, обладавшие более высоким статусом, чем мысли из «крамольной речи»: использовались цитаты, взятые из слов не ленинградского, а центрального руководства. Можно выделить три таких цитаты, наиболее часто встречаемые как в заголовках, так и в текстах газетных публикаций 1946—1949 годов. Первыми были слова Верховного Главнокомандующего И. Сталина, назвавшего в приказе от 23 февраля 1944 года освобождение города от блокады «Великой победой под Ленинградом». Вторая цитата была взята из речи М.

Калинина, произнесенной им в 1945 году при вручении Ленинграду ордена Ленина: «Пройдут века, но дело, которое сделали ленинградцы — мужчины и женщины, старики и дети этого города, — это великое дело, дело Ленина и Сталина — никогда не изгладится из памяти самых отдаленных поколений». Третьей многократно повторяемой цитатой стала формулировка, прозвучавшая в тексте Четвертого пятилетнего плана, в котором перед Ленинградом ставилась задача восстановления города «как крупнейшего индустриального и культурного центра страны». Эти цитаты и стали теми краеугольными камнями, на которых советские идеологи пытались выстроить ленинградскую идентичность послевоенного времени, сформировать отношение ленинградцев к своему военному прошлому и трудовому настоящему.

Восстановление и преображение: Ленинград после войны

Ленинградцы еще до окончания войны разработали проект реставрации дома. В 1945—1947 годах специалисты восстановили стены, перекрытия и интерьеры, а скульпторы воссоздали на основе довоенных фото разбитый барельеф. В 1948—1951 рабочие реставрировали Большой зал, наиболее пострадавший в блокаду. Именно в его квартире собирались перед восстанием декабристы. Мариинский театр Мариинский театр во время блокады и в наши дни Сегодня: главная сцена Мариинского театра Адрес: Театральная площадь, 1 В сентябре 1941 года в правое крыло театра, в советское время названного Кировским, попала 250-килограммовая фугасная бомба. По воспоминаниям певицы Татьяны Холмовской, «от взрывной волны открылись двери в зрительном зале и прилегающих коридорах, мебель была уничтожена, железный занавес отодвинулся почти на метр, но прикрыл собой сцену». Всего за время блокады в здание попало более двадцати снарядов, но к осени 1944 года федеральный памятник уже восстановили. Во время работ здания могли получить новый архитектурный облик, «созвучный окружению», отмечает эксперт. В качестве примеров он приводит следующие здания. Станция метро «Адмиралтейская» Дом в Кирпичном переулке, 1 слева направо : в довоенные годы, во время блокады, после реконструкции в 1950-х годах, в наши дни Адрес: Кирпичный переулок, 1 Во время войны дом, на месте которого сейчас расположена станция метро «фиолетовой» ветки, разрушили снарядом.

Бомба срезала угол здания. Считается, что дом в Кирпичном переулке — один из первых, восстановленных после войны. Однако во время реставрации его вид сильно изменили. Несмотря на протесты граждан, в 2009 году здание снесли для создания вестибюля «Адмиралтейской». КГИОП разрешил снос, поскольку дом переделали слишком сильно. Специалисты решили, что он уже не представляет исторической ценности. Но в качестве комплимента придали фасаду новой постройки черты уничтоженного дома. В 1913 году дом полностью перестроили, надстроив этаж. Литературный дом Дом на Невском, 68 слева направо : в довоенные годы, во время блокады, в аварийном состоянии в 2000-х, в наши дни Сегодня: офисное здание Адрес: Невский проспект, 68 В блокаду здание около Аничкова моста разрушила фугасная бомба, но уже весной 1942 года началась работа над планом восстановления исторического дома.

Уже в 1944 г. Значительные трудности представляло восстановление электростанций Ленэнерго. В 1940 г. Довоенный уровень производства электроэнергии этими станциями был значительно превзойден к концу пятой пятилетки.

Одновременно с восстановлением и развитием индустрии города ленинградцы восстанавливали жилые здания п архитектурные памятники. Под этим лозунгом коммунисты Ленинграда поднимали на активное участие в восстановительных работах сотни тысяч ленинградцев. К тридцатой годовщине Октябрьской революции 1947 г. Ленинград в основном восстановил свой довоенный облик.

В восстановлении Ленинграда своим патриотическим трудом прославились новаторы: мастер каменной кладки А. Куликов, кровельщики братья Преображенские, штукатуры 3. Сафин, И. Карпов и многие другие строители.

Каменщик А. Парфенов со своим звеном уложил больше 4 млн. Десятки тысяч ленинградцев но призыву партийной организации ежедневно в свободные от основной работы часы восстанавливали город, его предприятия, исторические памятники. По инициативе ленинградцев в стране началось патриотическое движение за творческое содружество работников науки и производства.

На ленинградских предприятиях изучались и стали применяться методы работы москвичей Л. Корабельниковой, А. Чутких, И. Российского, Ф.

Ковалева и других знатных новаторов производства. Рабочие, инженеры и техники фабрики «Скороход», поддержав инициативу работниц Купавинской фабрики Московской области М. Рожневой и Л. Кононеко, направленную на сверхплановый выпуск продукции за счет экономии, только за 4 месяца 1949 г.

Токарь Ленинградского станкостроительного завода имени Я. Свердлова Г. Борткевич выступил инициатором скоростного резания металла, резко увеличил скорость оборотов обтачиваемой детали, использовал резцы улучшенной геометрии с пластинками из твердых сплавов. В результате применения новаторских методов труда Г.

Четвертый пятилетний план был выполнен ленинградцами досрочно. В 1950 г. Тяжелая индустрия в своем развитии закономерно обгоняла другие отрасли промышленности города. В годы пятой пятилетки 1951—1956 гг.

Металлический завод начал изготовление гидротурбин такой мощности, которая в прошлом считалась монополией американских предприятий. На заводе «Электросила» под руководством главного инженера Д. Ефремова и главного конструктора Е. Комара была разработана новая конструкция турбогенератора в 100 тыс.

Пожаловаться Как восстанавливали Ленинград после войны Когда закончились долгие 872 дня, город был истощён, но имел большое желание вернуться к обычной жизни. Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения. В первые месяцы здания ремонтировали кирпичом, который собирали у разрушенных домов. Трудились все: опытные специалисты и мастера, студенты и школьники, и даже токари, пекари и профессора после работы становились строителями.

На контрасте со снимками из 80-90х годов их процент просто зашкаливает. Видно, насколько люди после войны ценят спокойное и мирное время. Снимок сделан на Заячьем острове. Екатерининский дворец в Пушкине пока ещё лежит в руинах.

Базар у Кировского универмага рядом с будущей станцией метро "Нарвская". Соляной переулок дожидается своей очереди по приведению в порядок. А улицу Правды решено было после войны реконструировать полностью. Работы кипят. После войны появился огромный спрос на гражданский общественный транспорт и заводы страны, которые во время войны полностью ориентировались на нужды армии стали делать попытки перестроиться. АТУЛ Л-1 был одной из первых таких попыток. Он делался на шасси грузовичка ЗИС-5В, кузов был деревянным и обшивался стальными панелями. Впрочем, в массовое производство он так и не пошёл — было выпущено лишь около 100 экземпляров.

Группа учёных во главе с Сергеем Вавиловым изучают руины Пулковской обсерватории и обдумывают план её восстановления. Малоохтинский проспект в районе дома 92. Слева - набережная Невы. Ну и напоследок — ещё один снимок из Петергофа. Детвора катается на коньках на фоне разрушенного Большого Петергофского дворца. Война закончилась - можно выдохнуть. Теперь отправляемся во второй послевоенный год, чтобы посмотреть, как он жил в это время. Что происходило в СССР в 1947 году?

После войны отменена карточной системы и проведена денежная реформа Восстановлен ДнепроГЭС - одна из главных довоенных строек Во многих районах СССР бушует голод, вызванный уничтожением сельского хозяйства в военный период, засухой 1946 года и недальновидной политикой властей, отправляющих зерно на экспорт.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий