«Царь Эдип» — итог сотрудничества вахтанговского театра и Национального театра Греции, один из проектов перекрестного года России и Греции. Актёры отлично сыграли в спектакле "Царь Эдип". Спектакль Царь Эдип в постановке Римаса Туминаса уже с успехом сыграли в Афинах. Убийство царя Лая ждет отмщения, и Эдип начинает расследование, уверенный в собственной непогрешимости.
Выберите количество билетов
- В печатном номере
- WorldPodium в соц. сетях:
- Виктор Томенко поделился впечатлениями от спектакля театра Вахтангова
- Похожие мероприятия в категории "Известные актёры"
Спектакль «Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова
Театр Вахтангова находит способ приблизить ту эпоху к современному зрителю, наполнить её эмоциями и страстями. Такой, что его сюжету могут позавидовать современные авторы. Целеустремленный, требовательный и беспощадный, наделённый безграничной властью следователь распутывает нити интриг и оказывается главным преступником. Конфликт зреет в душе Эдипа.
Я кричал браво и даже свистел от восторга". Это мироздание на сцене". Считаю, что совместный проект, объединивший Римаса Туминаса, русский театр и греческих актеров, удался". Воплощение этого замысла стало не только одним из важных культурных событий в рамках перекрестного Года России и Греции, коим объявлен 2016 год, но и подарком к 95-летию Театра Вахтангова.
Инициатором совместного проекта выступил художественный руководитель Национального театра Греции Стафис Ливафинос. Выбор пьесы и постановку осуществил Римас Туминас. Сегодня такого практически нет, все они лидеры , во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается, все возможно, все дозволено. Хотелось бы поднять флаг чести и достоинства человека", - пояснил Туминас выбор пьесы.
Без возраста Актриса. Это больше, чем красота. Великолепен и Тиресий — чудный, тонкий и мистический Евгений Князев, богатейшая палитра артистических данных, виртуозный рисунок роли, он наслаждался игрой и вместе с ним наслаждались зрители. Евгений Князев — тоже трагик. То же самое можно сказать и об исполнителе роли Креонта — Эльдаре Трамове — в нем какая-то необычная оккультная гибкость, создающая подтекст всех его движений для меня эта артистическая индивидуальность — открытие. Необычайно сильно и тоже гипнотически была сыграна малая роль домочадца Эдипа — Максимом Севриновским: «свыше…безумие ниспослано ему», - свидетельствует он о страдании Эдипа, казнящего себя. И пастухи, да и все действующие лица — великолепны. Чувствуется большая, трепетная любовь к этому сложнейшему спектаклю всех его участников. Единственная деталь — на русской сцене паузу держать умеют слабо. И не знаю почему, опыт экзистенциальный есть у всех… закрытость, граничащая со страхом?.. Но пауза — это центр всего, фокус, собирающий и отдающий энергию: и по вертикали - Дионису, и по горизонтали - зрителям. Мысль о жизни-смерти, судьбе беззащитного человека, заброшенного в этот мир, о вечности…о столкновении иррационального и рационального в земном сознании и бытии. Это состояние создано в спектакле. И это главное — задуматься, пропустить через себя, пережить катарсис. Вообще, данному спектаклю характерен сплав спонтанности и математической точности, выверенности ходов и режиссерских решений. Царь Лай, родной отец Эдипа, не смог обмануть судьбу, обойти волю Аполлона. Но произволом умножил количество жертв. Или надо уметь держать удар судьбы?!
Я пред ними Столь виноват, что мне и петли мало! Но по Туминасу, главный герой греческой трагедии — все же не Эдип, а Иокаста Людмила Максакова , живой символ мудрости, любви и необыкновенной силы личности. Потому что сила — не в мести, а в прощении. При всей сложности определения, человеческое достоинство — однозначно и безусловно, оно либо есть, либо его нет, поэтому сценография спектакля почти полностью построена на контрасте белого и черного. А блики золотого шлема царя Эдипа и освещают, и ослепляют одновременно. Крылатая дева — Екатерина Симонова Хор фиванских старейшин в исполнении греческих артистов — своего рода нить между прошлым и настоящим. Элегантные мужчины в серых костюмах и черных шляпах — наши современники, они говорят языком, далеким от того, на котором писал Софокл, но при этом они — его потомки и наследники, носители генетической и исторической памяти цивилизации. Минимализм и условность декораций и костюмов, с единичными отсылками к древнегреческой эстетике в виде стилизованного хитона и лаврового венка Креонта Эльдар Трамов , подчеркивают связь «Царя Эдипа» с современностью: глубинная сущность человека постоянна.
Купить билеты на спектакль Царь Эдип
- Описание и фото
- Состоялось открытие нового сезона Театра имени Вахтангова
- Спектакль "ЦАРЬ ЭДИП"
- Спектакль «Царь Эдип» — отзывы
- «Царь Эдип»
"Царь Эдип". Премьера в театре Вахтангова
Главная • Театры • Театр имени Евгения Вахтангова • Царь Эдип. В Доме Евгения Вахтангова открылось арт-кафе, передает корреспондент РИА Новости. Театр имени Евгения Вахтангова отметил свое 95-летие московской премьерой античной трагедии «Царь Эдип». Убийство царя Лая ждет отмщения, и Эдип начинает расследование, уверенный в собственной непогрешимости. Театр имени Евгения Вахтангова отметил свое 95-летие московской премьерой античной трагедии «Царь Эдип». «Царя Эдипа» вместе с греческим хором три раза сыграют в Москве на юбилее театра — в ноябре Вахтанговский отмечает 95.
Описание и фото
- «Царь Эдип» в Театре Вахтангова отодвигает смерть высокой дозой человека
- Перешагнули красную черту. Что подарили барнаульским зрителям гастроли Вахтанговского театра
- фотографии >>
- Купить билеты на Царь Эдип, с 23 мая по 16 июня 2024, Театр им. Е. Вахтангова - Москва
- На сцене Театра имени Вахтангова 12 ноября состоится премьера спектакля "Царь Эдип" | ОТР
"Царь Эдип". Премьера в театре Вахтангова
Римас Туминас представил в театре Вахтангова "Царя Эдипа" (РГ, 15.11.2016). Римас Туминас объяснил: царь Эдип для него — идеальный герой, из-за чувства вины сумевший отказаться от власти и богатства. «Царя Эдипа» сыграют в Москве на юбилее театра — в ноябре Вахтанговский отмечает 95-летие. от 2000 рублей. В Государственном Академическом Театре имени Евгения Вахтангова состоится спектакль «Царь Эдип».
Российско-греческий спектакль "Царь Эдип" в постановке Римаса Туминаса покорил Афины
Я устал от сравнений. Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа — школа таланта. Вот это я признаю, это от Бога".
Сегодня такого практически нет. Все они лидеры , во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается.
Все возможно.
Великий философ древности в своём определении сущности творчества Софокла — люди, какими они должны быть — даёт ключ для расшифровки конфликта, который зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над собой. Не наказание извне, а вынесенный самому себе приговор, строгий, беспощадный, нравственный. Где главный мотив — достоинство, потерять которое неприемлемо, ибо вся грядущая жизнь — это искупление преступления через страдания, унижения, немощь. Для Эдипа достоинство — главная опора в жизни, даже если это жизнь изгоя и калеки. Достоинство, так ли часто оно — мерило поступков в наши дни?
Римас Туминас: «Это очень важный проект, так как он соединит в себе две влиятельные театральные традиции: мастерство греческого театра в воплощении древней трагедии и русскую школу психологического театра. Все театры сегодня уже воспринимаются как единый театр. Я не ощущаю какого-то разрыва, иного театрального пространства. Оно едино. Боль, любовь, ненависть — все это мы чувствуем одинаково.
Не надо! Живи для себя, сегодня, честно, хорошо, открыто.
Эдип не перекладывает вину на будущее, он сам себя наказывает. Он был слеп от величия своего, от амбиций, от самолюбия, от эгоизма. Как деятели в нашем государстве. Они слепые, они не видят. Быть слепыми тоже удобно. Эдип прозрел, увидел, познал правду, осознал и опять ослеп. Уже физически.
А сколько прошло времени, как Эдип прозрел? Не страшно после такой драматургии браться за следующие постановки? Римас Туминас: Я хочу поставить сказку. Я давно уже дед. Пора и для внуков что-то поставить. Вы уже ставили "Эдипа" в литовском театре, многое ли изменили в нынешней постановке? Римас Туминас: Конечно.
Это не перенос спектакля, это перенос мысли. Там была попытка, а сейчас я хотел ее завершить. Это путь "Эдипа". Я хочу завершить её здесь, потом перейти в театр Станиславского и поставить ораторию по Стравинскому. Вот тогда пройдет "Эдип" весь путь. Это Тема. Я могу её петь вечно.
Через 5 лет я опять его поставлю где-нибудь. Это как народная песня, которую ты поешь. Она развивается, она вечная. Как и Чехов. Я уже ставил "Три сестры", но я еще хочу. Но с другим театром. Каждый спектакль для меня — это песня.
В «Царе Эдипе» такие все — от приезжих греческих певцов, которым Софокл и Эдип близки генетически, до главных героев в исполнении известных российских актёров. В игре без лукавства театральная иллюзия превращается в великую правду. Туминас признаётся: после премьеры — несколько секунд радости, потом неловкость — «меня посадят в тюрьму за обман! Последняя строка куплета — самая важная. Надо служить и играть небесам, богу, этому космическому разуму — тут Римас Туминас развивает мысль своей русской матери. Ради будущего мужа-литовца она сменила православную старообрядческую веру на католическую, но так и не обрела своего нового бога, окрестив его «космическим разумом». Подобно скульптору, Туминас ваяет свой театр не для зрительского одобрения, не для удовольствия артистов на сцене, а как дар существу высшего порядка. Ангелы с галёрки улетают, если чувствуют ложь, говорит худрук Вахтанговского театра.
В этом здании на Арбате обитают духи ушедших мастеров прошлого, они охраняют тихую и нежную силу театра, помогают преемникам исполнять миссию театра — гармонизировать мир. За гармонией ли, покоем приходит зритель? Должен ли он в театре отдыхать? Туминас уверен: зритель должен работать, тогда он отдохнёт. Хор исполняет тревожные песни на греческом языке, и нужно следить за бегущей строкой с переводом; под громкие удары гонга огромный вал накатывает на край сцены, грозя раздавить не только артистов, но и первые ряды зала, — всё это вызывает почти физическую дрожь; роковые фигуры и символы сменяют друг друга под величественную музыку Фаустаса Латенаса, пронзая сознание неудобными мыслями. И во всём этом царят актёры: «доза человека» в них так высока, что подключение, узнавание человека в персонаже происходит неотвратимо и безвозвратно.
Театр имени Вахтангова завершил гастроли в Барнауле древнегреческим триллером
теперь уже без ренессансного посредничества, напрямую обращаясь к древнегреческой трагедии, но и ряд внешних примет оформления (художник, разумеется тот же. «Царь Эдип» — итог сотрудничества вахтанговского театра и Национального театра Греции, один из проектов перекрестного года России и Греции. Самоуверенность толкает Эдипа на безупречное, как и положено удачливому царю, расследование и поиск настоящего виновника бед. 12 ноября 2016 года, на которой мне и «посчастливилось побывать».
Билеты на Спектакль «Царь Эдип»
Такой, что его сюжету могут позавидовать современные авторы. Целеустремленный, требовательный и беспощадный, наделённый безграничной властью следователь распутывает нити интриг и оказывается главным преступником. Конфликт зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над самим собой.
Спустя годы злой рок настигает героя. Он убивает родного отца и женится на его вдове Иокасте, то есть на своей матери. Эдипа играет Виктор Добронравов — мощно и точно. Его единственный недостаток — молодость, бодро сметающая эксцессы бед и расставаний. В каждой ипостаси Эдипа актер передает прочную основу. Храбрая дерзость юности он спас город, победив Сфинкса, за что и получил в жены Иокасту.
Самоуверенный цинизм правителя. Нежная привязанность к семье. Леденящее душу признание невольной вины и греховности: отцеубийство и инцест. Страшное наказание — Эдип выкалывает себе глаза булавкой жены, оказавшейся матерью: «На что смотреть мне ныне? Поверьте, Римас Туминас удивится, если вы попытаетесь уточнить у него, когда происходит действие и какого правителя он имеет в виду. Страсти человеческие бессмертны, они — навсегда. Только так можно сегодня исполнять классику. Ошибка моего героя в том, что он приравнял себя к богам, узурпировав власть. Но мир его переворачивается — он наказывает себя слепотой и в тот же момент прозревает, обрекая себя на изгнание.
Такой вот парадокс». Вахтанговцы играют трагедию Софокла как внятную человеческую историю. К высотам эпическим, при внешней статике и бушующих внутри безднах эмоций, взлетает только Людмила Максакова в роли Иокасты. Ее мир рушится гораздо раньше. С неистребимым женским желанием уберечь близких, принять боль на себя, она пытается спасти семью от позора, остановить мужа-сына в его желании докопаться до истины.
И за себя. Меня будить не надо — я не сплю.
Креонта, брата женина, отправил я к Аполлону. У Оракула узнать какой молвою, службой град спасти. Это Эдип — сильный, молодой, красивый, имеющий серьёзные основания для самоуверенности — ищет пути спасения Фив от чумы, ещё не зная на какой опасный путь вступил в своём вполне благом желании. Царя Эдипа играет Виктор Добронравов, который за последние годы сформировался в отличного актера: техничный, с богатым набором красок, которыми он и рисует царя. Тот хоть и зряч, но слеп — не чувствует жизни, людей. Рисунок резкий, ломкий. Вообще замечу, что состав в «Эдипе» очень сильный.
Его персонаж домочадец Эдипа ни на минуту не покидает сцену: он безмолвно, но очень точно реагирует на происходящее. Виктор Добронравов в роли царя Эдипа. Фото — Александра Торгушникова Буквально с первой сцены — безмолвный воинственный пробег домочадца по кругу — пошли аплодисменты. Потом греки мне объяснят, что у них не принято хлопать во время действия и уж если такое случается, значит действительно тронуты игрой. Князев слепой прорицатель Тересий , Трамова Креонт , два выхода Максаковой Иокасты , монологи Эдипа, финальный монолог Севриновского сопровождаются аплодисментами. Отдельный разговор о хоре, работа которого придает постановке невероятный объём. Хор, как мне объясняет после спектакля композитор Теодор Абази, в древности, да и теперь — такое зеркало между героями и зрителями.
Зрители, смотря на хор, как будто смотрят на себя и разговаривают с героем. Хор слушает историю героев, воспринимает, вычленяет смысл и как бы отдает его зрителям. А зрители становятся с хором как бы одним целым. Вот в «Эдипе» хор звучит наиболее трагично, потому что он становится одним целым с Эдипом, и его трагедию переносит на зрителей. Не рассказывает трагедии, а живёт в ней. В Древней Греции хор звучал более лирично, почти как песни, потому что древний наш язык более мелодичный. Поэтому первые партитуры для хоров строились больше на мелодике языка, чем на мелодии как таковой, музыка уже потом сверху накладывалась.
Автор, постепенно раскрывая сущность и характер личности в соответствии с развитием драматического действия, открывает подробности внутреннего разнообразия характера, и Эдип - яркий пример тому. Великий философ древности в своем определении сущности творчества Софокла - люди, какими они должны быть, - дает ключ для расшифровки конфликта, который зреет в душе Эдипа. Совершив убийство в запальчивости, по незнанию, он находит силы для суда над собой. Не наказание извне, а вынесенный самому себе приговор, строгий, беспощадный, нравственный. Где главный мотив - достоинство, потерять которое неприемлемо, ибо вся грядущая жизнь - это искупление преступления через страдания, унижения, немощь. Для Эдипа достоинство - главная опора в жизни, даже если это жизнь изгоя и калеки.
Так ли часто оно - мерило поступков в наши дни? Продолжительность спектакля - один час 40 минут без антракта. В студенческие годы молодой артист принимал участие в постановках столичного кукольного театра.