Но Временный комитет Государственной думы был не единственным органом государственной власти, возникшим в вихре Февральской революции 1917 года. Временный комитет государственной думы сыграл важную роль в. 20.03.1917 при Временном комитете Государственной думы был образован Фонд.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- 1917 - Был создан "Временный комитет Государственной думы".
- Причины Февральского переворота и начала Великой российской революции
- «МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4): sergey_v_fomin — LiveJournal
- Временный комитет Государственной Думы - Provisional Committee of the State Duma
Временный комитет Государственной Думы - Provisional Committee of the State Duma
В деле осуществления этого Гос. Дума примет живейшее участие, но для этого, прежде всего, необходимы порядок и спокойствие» [1, с. После этого заседания состоялось частное совещание членов Государственной Думы по вопросу «о власти», на котором было принято постановление «не разъезжаться из Петрограда» и поручить совету старейшин сформировать особый комитет для определения дальнейшей роли Думы в начавшихся событиях [2, с. Самим названием нового органа - «Временный Комитет членов Государственной Думы для восстановления порядка и для сношений с лицами и учреждениями» ВКГД - подчеркивался ситуационный характер стоявших перед ним задач. Родзянко намерен был ограничить его деятельность получением от императора согласия на образование правительства, ответственного перед Государственной Думой. После неудачного исхода переговоров по этому поводу М. Родзянко готов был распустить комитет. Между тем именно этот политический институт сыграл важную организующую роль в конце февраля - начале марта 1917 г. В ночь с 27 на 28 февраля было составлено воззвание к населению и армии, в котором говорилось: «Временный Комитет членов Государственной Думы при тяжелых условиях внутренней разрухи, вызванной мерами старого правительства, нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного и общественного порядка. Сознавая всю ответственность принятого им решения, Комитет выражает уверенность, что население и армия помогут ему в трудной задаче создания нового правительства, соответствующего желаниям населения и могущего пользоваться его доверием» [2, с.
Прежде всего Временный комитет озаботился установлением контроля над аппаратом государственного управления. Им были отрешены от должностей царские министры, которых до образования нового правительства должны были замещать комиссары из состава Думы. Авторитет их был высок еще... Чем дальше от Таврического дворца - тем обаяние Государственной думы было сильнее и воспринималось пока как власть» [3, с. Всего в феврале-марте 1917 г. В начальный период своей деятельности Временное правительство неоднократно прибегало к услугам комиссаров ВКГД, приравняв их по статусу к товарищам министров. После отречения императора Временный комитет явился фактическим источником власти для Временного правительства. Декларация о создании правительства от 3 марта начиналась со слов: «Временный Комитет членов Государственной Думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, который дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти. Для этой цели Временный Комитет Государственной Думы назначает министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие к которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической деятельностью.
Первым свою подпись под декларацией в качестве «Председателя Государственной Думы» поставил М. Родзянко, полагавший, что Дума стоит выше правительства [6, с. Персональный состав назначенных министров также мог свидетельствовать о думском «происхождении» правительства. И в последующее время думцы и выборные члены Госу -дарственного Совета являлись важным источником кадрового пополнения Временного правительства. Должности министров и их заместителей в разных составах правительства получили более 30 парламентариев. На первом же заседании правительства был поставлен вопрос о его статусе и отношении к Думе. Протокол этого заседания содержал следующую запись: «Министр-председатель возбудил вопрос о необходимости точно определить объем власти, которой должно пользоваться Временное правительство до установления Учредительным собранием формы правления и основных законов Российского государства, равным образом, как о взаимоотношениях Временного правительства к Временному комитету Государственной думы. По этому поводу высказывались мнения, что вся полнота власти, принадлежавшая монарху, должна считаться переданной не Государственной думе, а Временному правительству, что, таким образом, возникает вопрос о дальнейшем существовании Комитета Государственной думы IV созыва. Нет оснований полагать, что Временное правительство во время перерывов занятий Государственной думой может издавать меры законодательного характера, применяя порядок, установленный ст.
Думы, не упраздняя его, а также не изменяя ни в чем нынешнего состояния законодательных палат» [8, с. Однако в течение по крайней мере марта-апреля следовать этой теории в своей практической деятельности Временному правительству было сложно. Так, 5 марта правительство постановило передать Государственную типографию в ведение Думы; 14 марта было разрешено военному министру внести в Думу представление об изменении порядка передачи наследникам и использования оставшихся после убитых казаков седел; 26 марта на рассмотрение второму департаменту Государственного Совета передавались срочные железнодорожные дела; 5 апреля правительство постановило, ссылаясь на статью 47 «Учреждения Государственной Думы», вернуть из Думы законопроект об установлении границ округа санитарной охраны и санитарных сборов; 27 апреля правительство утвердило мемории первого департамента Госсовета по делам, рассмотренным 1 февраля, и второго департамента по делам, рассмотренным 24 февраля 1917 г. Возникшее соперничество проявилось и 3 марта при составлении формулы отказа от престола великого князя Михаила Александровича. Шульгину удалось внести указание на то, что Временное правительство возникло по почину Государственной Думы. Однако его оппонент В. Набоков, ставший управляющим делами Временного правительства, добился включения в текст документа слов о том, что правительству принадлежит «вся полнота власти», подразумевая под этим и законодательную, и исполнительную власть [9, с. Этот подход в деятельности правительства настойчиво проводили А. Керенский, П.
Милюков и В. С усилением позиций правых социалистов во Временном правительстве подобный взгляд приобрел абсолютный характер. Эволюцию отношения Временного правительства к ВКГД достаточно точно охарактеризовал в своих воспоминаниях октябрист С. Шидловский: «Правительство, обязанное своим происхождением Государственной Думе и ею назначенное, стало считать себя своего рода диктатором и даже при всех дальнейших изменениях в своем личном составе стало сначала испрашивать разрешения Думы, затем только доводить до сведения по собственной инициативе, затем извещать Думу по ее требованию и, наконец, совершать все эти изменения самостоятельно, без всякого участия Думы» [10, с. Государственной Думе как учреждению в политическом процессе 1917 г. Временное правительство не устраивал состав Думы четвертого созыва, сформированный на основе избирательного закона 3 июня 1907 г. Поэтому и родилась идея сохранять Думу «про запас», на случай, когда Временное правительство могло бы лишиться «всенародного признания» и потерять «всякий авторитет» [11, с. Случайный и непредметный характер «руководящей роли» Государственной Думы в первые дни революции был очевиден для большинства политиков той поры. Но вызывавшей опасения революционной анархии необходимо было противопоставить хотя бы подобие организующего начала.
Именно такая руководящая роль в февральских событиях и была присвоена Думе, роль скорее воображаемая, чем на самом деле сыгранная. По меткому замечанию И. Сами думцы были не согласны пассивно ожидать того момента, когда вновь пробьет их час, и стремились в той или иной форме обеспечить участие Государственной Думы в принятии политических решений. Впервые подобные попытки были предприняты в дни апрельского кризиса Временного правительства. В ночь на 21 апреля в Мариинском дворце состоялось «информационное» совещание членов Временного правительства, ВКГД и Исполкома Петросовета по вопросу о путях преодоления кризиса. Шульгин, как сообщила газета «Речь» 23 апреля, предложил «устройство какого-нибудь органа, который имел бы совещательный характер и дал бы возможность Временному правительству обмениваться мнениями с представителями различных политических партий». В тот же день, по информации газеты «Утро России» от 25 апреля, руководители Комитета московских общественных организаций предложили созвать особое Государственное совещание, в состав которого могли бы войти члены Государственной Думы, представители земств, городских дум, советов рабочих и солдатских депутатов крупных городов и других общественных организаций. Инициатива Шульгина нашла свое выражение в организации частных совещаний членов Государственной Думы. За период с 22 апреля по 20 августа состоялось 14 подобных совещаний, хотя и предполагалось их еженедельное проведение.
Для участия в заседаниях приглашались думцы всех созывов, а с июля - и выборные члены Государственного Совета, практически же состав совещаний ограничился примерно шестьюдесятью депутатами последнего думского созыва. Думский председатель М. Родзян-ко, определяя цель частных совещаний, подчеркнул, что от думцев ждут «указаний на то, как надо вести государственный корабль» [11, с. Подсластить горечь бездеятельного положения Государственной Думы должно было юбилейное собрание 27 апреля, на которое были приглашены депутаты всех четырех созывов, находившиеся в то время в Петрограде.
Должность военного и временно морского министра занял Александр Иванович Гучков, до этого возглавлявший Центральный военно-промышленный комитет. На новом месте Гучкову пришлось непросто. Этот документ полностью отменял в армии субординация и дисциплину, и министр Временного правительства тоже был обязан этому следовать. Кризисы Временного правительства 18 апреля министр иностранных дел Павел Николаевич Милюков выступил с заявлением о продолжении войны и выполнении всех пунктов договора царского правительства. Разразился первый кризис Временного правительства. Милюков был сторонником империалистических захватов. Главной целью на посту главы внешнеполитического ведомства он видел присоединение к России значительных территорий: черноморских проливов Босфор и Дарданеллы, земель Армении, Кенигсберга и Голицы. Однако воевать за это народ уже не хотел. Солдаты Петроградского гарнизона потребовали отставки министра иностранных дел. В итоге, не получив поддержки ни внутри правительства, ни даже от собственной партии, Милюков ушёл в отставку. Но митинги на этом не прекратились. Недовольство правительством росло. Люди начали понимать, что новые министры, как лебедь, рак и щука, тянут воз в разные стороны. Тогда внутри Временного правительства была создана коалиция либералов и социалистов и принято соломоново решение — борьба с германским милитаризмом до победного конца и отказ по итогам войны от любых аннексий и контрибуций. Демонстрация против Временного правительства. Источник: alternathistory. Его место занял бывший министр юстиции Керенский. Внутри Временного правительства во главе с ним образовалась крепкая тройка, которая фактически правила страной вплоть до Октябрьского переворота.
Для управления министерствами В. Шульгина и А. Гучкова; стремился установить контроль над солдатами Петроградского гарнизона. Львовым, в состав которого вошли многие члены В.
Товарищи председателя — меньшевик М. Скобелев и эсер А. Керенский все трое — члены IV Государственной думы и масоны. Чхеидзе и Керенский были назначены Петросоветом его представителями во Временном комитете Государственной думы. Тогда же были образованы первые комиссии Исполкома Совета — военная и продовольственная, которые установили тесное взаимодействие с соответствующими комиссиями Временного комитета Госдумы. К 3 16 марта 1917 число комиссий увеличилось до одиннадцати. Председатели Исполнительного комитета: Н. Чхеидзе с 27 февраля 12 марта 1917 года по 6 19 сентября 1917 года Л. Троцкий с 7 20 сентября 1917 года по 13 26 декабря 1917 года Г. Зиновьев с 13 26 декабря 1917 года по 26 марта 1926 года В различное время в исполком Петроградского совета входили: В. Анисимов один из товарищей председателя , Н. Гиммер-Суханов, М. Либер Гольдман , Н. Соколов секретарь , Г. Эрлих, Ф. Дан, И. Церетели, А. Гоц, В. Чернов, И. Бунаков, В. Зензинов, В. Мякотин, А. Пешехонов, Л. Брамсон, С. Знаменский, В. Станкевич, М. Козловский, В. Филипповский, П. Лазимир, Н. Чайковский, Н. Святицкий, К. Кротовский, В. Скрябин, И. Джугашвили, И. Рамишвили, А. Падерин, А. Садовский, И. Кудрявцев, В. Баденко, Ф. Линде, П. Стучка, П. Красиков, А. Борисов, М. Рафес от партии Бунд , Вакуленко, Климчинский. Петросовет и Временное правительство. Первые действия Уже днём 27 февраля 12 марта Временный исполком Совета рабочих депутатов создал продовольственную комиссию, в состав которой вошли меньшевики В. Громан, И. Волков и деятели рабочих потребительских обществ. Комиссия установила контакты с Временным комитетом Государственной думы и в дальнейшем работала в составе «объединённого органа Совета и думского комитета». Наряду с выполнением утилитарной задачи налаживания продовольственного снабжения столицы меньшевистское руководство Временного исполкома таким образом преследовало и политические цели — подготовку передачи власти буржуазии. Создание объединённой продовольственной комиссии облегчило достижение соглашения между Исполкомом Совета и думским комитетом об образовании Временного правительства. Вечером 27 февраля 12 марта Временный исполком Совета рабочих депутатов создал первоначальное ядро военной комиссии в виде повстанческого штаба. В его состав были приглашены подполковник, сотрудник Военной академии левый эсер С. Мстиславский Масловский и старший лейтенант флота эсер В. Первому поручалось руководство военными действиями повстанческих сил, второму — выполнение обязанностей коменданта Таврического дворца. Кроме них, в штабе работали чиновник артиллерийского ведомства инженер П. Пальчинский, офицер эсер М.
Структуру комитетов Думы приблизят к структуре органов исполнительной власти
Для этой цели Временный комитет Государственной думы назначает министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие к которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической деятельностью. 1 (14) марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства и 2 (15) марта оно было сформировано. Главная страницаHome О комитете Блоги членов Комитета Шамсаил Саралиев Выступление на пленарном заседании Государственной Думы 22.06.2023 г.
Положение Российской империи в начале 1917 г.
- 1917 - Был создан "Временный комитет Государственной думы". |
- Предпосылки и создание
- Временное правительство. Большая российская энциклопедия
- «МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4)
Структуру комитетов Думы приблизят к структуре органов исполнительной власти
Госдума приняла постановление о создании 32 комитетов и трех комиссий, сообщает корреспондент УтроNews. Об этом рассказал депутат Государственной Думы, первый заместитель председателя Комитета по контролю, член фракции «Единая Россия» Михаил Романов. Временный комитет Государственной думы по согласованию с Петросоветом принял решение о создании Временного (до созыва Учредительного собрания — нового законодательного органа власти) правительства. Временный комитет Государственной думы Временный комитет Государственной думы. 1 (14) марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства и. Кадеты и октябристы возглавили в феврале 1917 года Временный комитет Государственной Думы, а позднее вошли во Временное правительство. Те не менее, Временный Комитет Госдумы поставил условием формирования нового правительства участие в нём представителей социалистов; предлагалось Керенского назначить министром юстиции, а Чхеидзе – министром труда.
Временное правительство: Россия от Февраля до Октября
1 (14) марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства и 2 (15) марта оно было сформировано. Члены Временный Комитет Государственной Думы (Российская Империя) в 1917 г. 14 марта 1917 года Временный комитет Государственной думы России получил де-факто признание правительств Великобритании и Франции.
Временный комитет Государственной Думы
Независимый Комендант Петроградского гарнизона Комитет объявил себя руководящим органом Российской Империи , но де-факто боролся за власть с Петроградским Советом , созданным в тот же день. Комитет Государственной Думы назначил 24 комиссара главой различных государственных министерств, заменив Имперское Правительство. По словам Милюкова, Чхеидзе никогда не участвовал в работе комитета.
Родзянко от имени ВКГД обратился к действующей армии и флоту с призывом ни на минуту не ослаблять борьбу против внешнего врага.
В тот же день Временный комитет получил де-факто признание правительств Великобритании и Франции.
Львовым, в состав которого вошли многие члены Временный комитет Государственной Думы. Политическая роль комитета стала незначительной. Оставаясь руководящим органом частного совещания Государственной Думы, комитет превратился в один из центров контрреволюции. В дальнейшем члены бывшего Временный комитет Государственной Думы вошли в Предпарламент. Хроника событий [40 лет, 1917—1957], т.
Чем дальше от Таврического дворца - тем обаяние Государственной думы было сильнее и воспринималось пока как власть» [3, с. Всего в феврале-марте 1917 г. В начальный период своей деятельности Временное правительство неоднократно прибегало к услугам комиссаров ВКГД, приравняв их по статусу к товарищам министров.
После отречения императора Временный комитет явился фактическим источником власти для Временного правительства. Декларация о создании правительства от 3 марта начиналась со слов: «Временный Комитет членов Государственной Думы при содействии и сочувствии столичных войск и населения достиг в настоящее время такой степени успеха над темными силами старого режима, который дозволяет ему приступить к более прочному устройству исполнительной власти. Для этой цели Временный Комитет Государственной Думы назначает министрами первого общественного кабинета следующих лиц, доверие к которым страны обеспечено их прошлой общественной и политической деятельностью. Первым свою подпись под декларацией в качестве «Председателя Государственной Думы» поставил М. Родзянко, полагавший, что Дума стоит выше правительства [6, с. Персональный состав назначенных министров также мог свидетельствовать о думском «происхождении» правительства. И в последующее время думцы и выборные члены Госу -дарственного Совета являлись важным источником кадрового пополнения Временного правительства. Должности министров и их заместителей в разных составах правительства получили более 30 парламентариев. На первом же заседании правительства был поставлен вопрос о его статусе и отношении к Думе.
Протокол этого заседания содержал следующую запись: «Министр-председатель возбудил вопрос о необходимости точно определить объем власти, которой должно пользоваться Временное правительство до установления Учредительным собранием формы правления и основных законов Российского государства, равным образом, как о взаимоотношениях Временного правительства к Временному комитету Государственной думы. По этому поводу высказывались мнения, что вся полнота власти, принадлежавшая монарху, должна считаться переданной не Государственной думе, а Временному правительству, что, таким образом, возникает вопрос о дальнейшем существовании Комитета Государственной думы IV созыва. Нет оснований полагать, что Временное правительство во время перерывов занятий Государственной думой может издавать меры законодательного характера, применяя порядок, установленный ст. Думы, не упраздняя его, а также не изменяя ни в чем нынешнего состояния законодательных палат» [8, с. Однако в течение по крайней мере марта-апреля следовать этой теории в своей практической деятельности Временному правительству было сложно. Так, 5 марта правительство постановило передать Государственную типографию в ведение Думы; 14 марта было разрешено военному министру внести в Думу представление об изменении порядка передачи наследникам и использования оставшихся после убитых казаков седел; 26 марта на рассмотрение второму департаменту Государственного Совета передавались срочные железнодорожные дела; 5 апреля правительство постановило, ссылаясь на статью 47 «Учреждения Государственной Думы», вернуть из Думы законопроект об установлении границ округа санитарной охраны и санитарных сборов; 27 апреля правительство утвердило мемории первого департамента Госсовета по делам, рассмотренным 1 февраля, и второго департамента по делам, рассмотренным 24 февраля 1917 г. Возникшее соперничество проявилось и 3 марта при составлении формулы отказа от престола великого князя Михаила Александровича. Шульгину удалось внести указание на то, что Временное правительство возникло по почину Государственной Думы. Однако его оппонент В.
Набоков, ставший управляющим делами Временного правительства, добился включения в текст документа слов о том, что правительству принадлежит «вся полнота власти», подразумевая под этим и законодательную, и исполнительную власть [9, с. Этот подход в деятельности правительства настойчиво проводили А. Керенский, П. Милюков и В. С усилением позиций правых социалистов во Временном правительстве подобный взгляд приобрел абсолютный характер. Эволюцию отношения Временного правительства к ВКГД достаточно точно охарактеризовал в своих воспоминаниях октябрист С. Шидловский: «Правительство, обязанное своим происхождением Государственной Думе и ею назначенное, стало считать себя своего рода диктатором и даже при всех дальнейших изменениях в своем личном составе стало сначала испрашивать разрешения Думы, затем только доводить до сведения по собственной инициативе, затем извещать Думу по ее требованию и, наконец, совершать все эти изменения самостоятельно, без всякого участия Думы» [10, с. Государственной Думе как учреждению в политическом процессе 1917 г. Временное правительство не устраивал состав Думы четвертого созыва, сформированный на основе избирательного закона 3 июня 1907 г.
Поэтому и родилась идея сохранять Думу «про запас», на случай, когда Временное правительство могло бы лишиться «всенародного признания» и потерять «всякий авторитет» [11, с. Случайный и непредметный характер «руководящей роли» Государственной Думы в первые дни революции был очевиден для большинства политиков той поры. Но вызывавшей опасения революционной анархии необходимо было противопоставить хотя бы подобие организующего начала. Именно такая руководящая роль в февральских событиях и была присвоена Думе, роль скорее воображаемая, чем на самом деле сыгранная. По меткому замечанию И. Сами думцы были не согласны пассивно ожидать того момента, когда вновь пробьет их час, и стремились в той или иной форме обеспечить участие Государственной Думы в принятии политических решений. Впервые подобные попытки были предприняты в дни апрельского кризиса Временного правительства. В ночь на 21 апреля в Мариинском дворце состоялось «информационное» совещание членов Временного правительства, ВКГД и Исполкома Петросовета по вопросу о путях преодоления кризиса. Шульгин, как сообщила газета «Речь» 23 апреля, предложил «устройство какого-нибудь органа, который имел бы совещательный характер и дал бы возможность Временному правительству обмениваться мнениями с представителями различных политических партий».
В тот же день, по информации газеты «Утро России» от 25 апреля, руководители Комитета московских общественных организаций предложили созвать особое Государственное совещание, в состав которого могли бы войти члены Государственной Думы, представители земств, городских дум, советов рабочих и солдатских депутатов крупных городов и других общественных организаций. Инициатива Шульгина нашла свое выражение в организации частных совещаний членов Государственной Думы. За период с 22 апреля по 20 августа состоялось 14 подобных совещаний, хотя и предполагалось их еженедельное проведение. Для участия в заседаниях приглашались думцы всех созывов, а с июля - и выборные члены Государственного Совета, практически же состав совещаний ограничился примерно шестьюдесятью депутатами последнего думского созыва. Думский председатель М. Родзян-ко, определяя цель частных совещаний, подчеркнул, что от думцев ждут «указаний на то, как надо вести государственный корабль» [11, с. Подсластить горечь бездеятельного положения Государственной Думы должно было юбилейное собрание 27 апреля, на которое были приглашены депутаты всех четырех созывов, находившиеся в то время в Петрограде. Для проведения этого заседания пришлось попросить участников фронтового совещания перейти из Большого зала Таврического дворца в другое помещение. На старое место водрузили «куда-то исчезавшее кресло Родзянки; аккуратно завесили холстом зиявшую дыру все еще висевшей рамы от царского портрета».
Были приглашены послы союзнических государств, а ложу Государственного Совета «любопытства ради» заняли члены исполкома Петросовета [13, с. Родзянко, открыв заседание, пригласил в сопредседатели Ф. Головина и А. Гучкова, но последний к началу собрания опоздал. Повестка дня предполагала выступления трех думских председателей, главы Временного правительства, шести ораторов-перводумцев и по одному оратору от каждой фракции второго-четвертого созывов. Родзянко в своей речи акцентировал внимание на руководящей роли Думы четвертого созыва в революционном движении. Многие ораторы высказывали озабоченность по поводу развития событий в стране. Из общего хора выбивались голоса думских меньшевиков. Их настроения четко выразил М.
Скобелев, заявивший: «Государственная Дума выполнила свою роль, мавр сделал свое дело и, уходя отсюда, мы можем сказать: Государственная Дума умерла, да здравствует Учредительное собрание! Мероприятие, начавшись в жанре юбилея, завершилось едва ли не панихидой по Государственной Думе.
Временное правительство
Временное правительство | Создан Временный совет, перед которым до созыва Учредительного собрания должно было отвечать Временное правительство. |
Депутат Романов назвал весеннюю сессию Госдумы окрашенной в цвета СВО: Регионы: Россия: | Но Временный комитет Государственной думы был не единственным органом государственной власти, возникшим в вихре Февральской революции 1917 года. |
Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов | Те не менее, Временный Комитет Госдумы поставил условием формирования нового правительства участие в нём представителей социалистов; предлагалось Керенского назначить министром юстиции, а Чхеидзе – министром труда. |
Каким было Временное правительство? | | Дзен | Статья посвящена созданию и функционированию в первые дни Февральского восстания 1917 года в Петрограде Военной комиссии при Временном комитете Государственной думы. |
«МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4): sergey_v_fomin — LiveJournal | Депутаты распущенного царем парламента провозгласили создание Временного комитета Государственной думы, который брал на себя всю полноту власти в стране. |
Временный комитет Государственной Думы
По поводу перехода власти к ВКГД генерал Алексеев телеграфировал: «По частным сведениям, революционное правительство вступило в управление Петроградом, объявив в своем манифесте о переходе на его сторону четырех гвардейских запасных полков, о занятии арсенала Петропавловской крепости, главного артиллерийского управления. Войска, под влиянием утомления и пропаганды, бросают оружие, переходят на сторону мятежников или становятся нейтральными. Генерал Алексеев высказывал опасения о влиянии событий в Петрограде на настроение и боевую готовность войск на фронтах и предполагал, что противник принял «довольно деятельное участие в подготовке мятежа». Полученную 1 марта от Родзянко телеграмму наштаверх воспринял с возмущением. Как сообщал генерал Александр Лукомский: «Генерал-адъютант Алексеев получил сегодня одну телеграмму от Родзянки, в которой он призывает к спокойствию в армии и смысл которой тот, чтобы армия не впутывалась пока в дело. Генерал Алексеев хотел ответить, что подобными телеграммами вносится совершенно недопустимое отношение к армии и что необходимо посылку таких телеграмм прекратить» Генерал Алексеев сообщал свое мнение императору о возвращении порядка: «Пока Государственная Дума старается водворить возможный порядок, но если от вашего императорского величества не последует акта, способствующего общему успокоению, власть завтра же перейдет в руки крайних элементов, и Россия переживет все ужасы революции.
Умоляю ваше величество, ради спасения России и династии, поставить во главе правительства лицо, которому бы верила Россия, и поручить ему образовать кабинет. Алексеев также жестко потребовал прекратить контролировать взаимодействие Ставки с центральными управлениями с помощью агентов, которые мало разбираются в сущности военной дисциплины, и заявил, что при наличии подобного контроля он лично прекратит все сношения с центральными управлениями, что может привести в том числе к серьезным проблемам в снабжении армии продовольствием. Алексеев не был заинтересован в победе левых сил, поэтому, когда стали поступать телеграммы о росте пропаганды социалистов-революционеров, наштаверх стал высказываться и действовать в пользу ВКГД. Так, в переданной поздно вечером 1 марта императору телеграмме он сообщал, что обстановка требует «…немедленного издания высочайшего акта, могущего еще успокоить умы, что возможно только путем признания ответственного министерства и поручения составления его председателю Государственной Думы». Главнокомандующим фронтами наштаверх телеграфировал о запрете Рузского пропускать в армию заявления ВКГД, способные внести беспокойство в ряды вооруженных сил, но, напротив, пропускать все заявления, «кои клонятся к успокоению, к призыву порядка и к усилению подвоза продовольственных припасов».
Еще до приезда в Псков 2 марта думских эмиссаров императором были получены телеграммы от генерала Алексеева и главнокомандующих фронтами о том, что единственным выходом из грозной ситуации они считают отречение его в пользу сына. Даже Великий князь Николай Николаевич оказался солидарен с генералами. Он отправил Николаю II телеграмму, в которой «коленопреклонно молил… спасти Россию и наследника, зная чувство святой любви» императора к сыну и России. Он убеждал императора: «…осенив себя крестным знаменьем, передайте ему — ваше наследие. Другого выхода нет».
Николай II, оказавшись без поддержки, вынужден был принять решение об отречении. Однако, как это бывало не раз, в последнюю минуту, узнав о выезде в Псков Гучкова и Шульгина, надеясь на чудо, он велел задержать отправку телеграммы об отречении. Это лишнее доказательство того, какими внутренними сомнениями сопровождалось отречение, и как далек был от реальной жизни император, продолжавший надеяться на чудо. Однако посланцы ВКГД не оставили императору никакой надежды на сохранение престола. Они решительно заявили, что «…единственный путь — это передать бремя верховного правления в другие руки».
Спасти Россию, монархический принцип, династию, по их уверениям, можно было, только объявив, что император передаст свою власть малолетнему сыну, а регентство Великому князю Михаилу Александровичу, или «от имени регента будет поручено образовать новое правительство». Николай II вынужден был согласиться и на это условие. Однако после разговора с лечащим врачом наследника, он принял решение отречься и за него. Последний, в результате недолгих колебаний заявил об отказе принять престол и передал все полномочия верховной власти и Временному правительству, и будущему Учредительному собранию, с согласия которого только и мог в дальнейшем принять корону. Показательно, что все без исключения члены дома Романовых в последующие недели написали соответствующие заявления об отказе от своих прав на российский престол.
Отречение императора «…за сына меняло порядок престолонаследия, что можно трактовать, как нарушение законов о наследии Престола». Существует и противоположная точка зрения, согласно которой «Попечение о малолетнем лице Императорской Фамилии принадлежало его родителям, соответственно, как попечитель Алексея, Николай Александрович имел полное право отречься от престола за своего сына». Подчеркивают, что после 2 марта Николай II не опроверг содержание документа, подтверждающего его решение об отречении, также сделал запись в дневнике об этом событии. В любом случае после отречения императора многовековая российская монархия рухнула, за несколько дней была свергнута династия Романовых, правившая страной 304 года. Дума ушла с политической арены одновременно с монархией.
Безуспешные попытки реформировать российское самодержавие в парламентарную конституционную монархию потерпели провал. Власть перешла к Временному правительству, и следует обратить внимание на два важных аспекта проблемы его функционирования в период революционных преобразований: во-первых, на вопрос о легальности власти революционного правительства, которое было образовано в результате государственного переворота, во-вторых, на наделение правительства — органа исполнительной власти, правом принимать нормативные акты, имеющие силу закона. Подчеркнем, что с проблемой легальности своей власти, ее юридической обоснованностью и законностью, а также соответствием существующим в России правовым нормам Временное правительство столкнулось уже в момент своего возникновения. Решение этой проблемы было связано с проблемой легитимности Временного правительства, то есть с согласием народа с этой властью, его признанием за ней права принимать обязательные решения. По мнению российского ученного-правоведа Дмитрия Пашенцева, любая революция фактически представляет противоправное деяние, так как революционные действия противоречили действующему законодательству.
Но парадокс состоит в том, что такие противоправные деяния выступают основой для создания нового, революционного права. Известный американский историк Цуоши Хасегава отмечал, что для российских либералов во время Февральской революции вопрос легитимности правительства был сложным, потому что, с одной стороны, они искали преемственности старому монархическому режиму, пытаясь добиться от императора принятия решения об образовании правительства, с другой стороны, восставшие постоянно толкали либералов в радикальном направлении действий и вынуждали их принять в качестве источника легитимности саму революцию. Подписывайтесь на нас на Пикабу и на нашу группу в Facebook.
Хабалова начинает разгонять демонстрацию с помощью оружия; 27 февраля 1917 г. Термины: «распутинщина», «министерская чехарда», «великокняжеская фронда», «хвосты», Петросовет, Учредительное собрание, двоевластие. Персоналии: Григорий Распутин, С. Хабалов, М. Родзянко, Н. Чхеидзе, А.
Керенский, Г. Львов, А. Гучков, П. Милюков, Н. Рузский, М. Алексеев, Великий князь Михаил Александрович. Положение Российской империи в начале 1917 г. К началу 1917 г. Военная программа была выполнена, снарядный голод был преодолён, производство вооружения и боеприпасов покрывало потребности фронта.
В конце 1916 г. Страны Антанты начали подготовку наступательных операций в апреле 1917 г. С этой целью 19 января началась конференция стран Антанты в Петрограде. Обстановка в тылу, напротив, выглядела достаточно тревожно. В стране нарастали кризисные явления, которые угрожали вылиться в революционный взрыв. В условиях войны заметно нарастал транспортный кризис. Железнодорожная сеть России не позволяла пропускать достаточное количество поездов для полного удовлетворения нужд фронта в военных поставках. Для обеспечения армии было задействовано около двух третей всего подвижного состава поездов. Многие поезда выходили из строя из-за перегрузки, а ресурсов для их починки не хватало, потому что большая часть предприятий обслуживала оборонные заказы.
Всё это порождало пробки на железных дорогах, задержки в железнодорожной коммуникации. Ситуация в сфере железнодорожного транспорта вызвала продовольственный кризис. Зимой 1916—1917 гг. Кроме того, продовольственный кризис к началу 1917 г. Узнать больше Продразвёрстка За годы войны было мобилизовано около половины всего трудоспособного населения. В 1916—1917 гг. В этих условиях правительство было вынуждено ввести в некоторых районах страны продуктовую развёрстку. Ответственные структуры царского правительства рассчитывали объём хлеба, который производители должны были сдать. Затем получившийся объём заготовок распределялся между губерниями в соответствии с уровнем урожая и размером посевных площадей.
Ответственность за сбор хлеба возлагалась на органы земского самоуправления. Сдача хлеба в рамках продразвёрстки осуществлялась безвозмездно. Однако оказалось, что полная реализация продразвёрстки приведёт к изъятию у крестьян почти всего хлеба, а значит, её реализация фактически невозможна. В условиях нарастающей инфляции производители хлеба — кулацкие и помещичьи хозяйства — уклонялись от сдачи зерна государству и старались сбывать его на чёрном рынке по высоким ценам. Придерживать хлеб начали и городские лавочники. Всё это спровоцировало волнения среди горожан. На третий год войны большинство городского и сельского населения страны было охвачено антивоенными настроениями. Тяготы военного времени, невиданные масштабы военных потерь, усиливающаяся экономическая разруха — всё это вызывало глубокую усталость от войны в рабочей и крестьянской среде. Нарастало забастовочное движение: в 1915 г.
В борьбу включалось и крестьянство: за 1916 г. Параллельно с осложнением социально-экономической обстановки в стране к началу 1917 г. Большую роль в этом сыграла «распутинщина» — присутствие при дворе императора Николая II друга императорской семьи Григория Распутина, который имел репутацию «святого старца». Распутин внушил Николаю II и его жене Александре Фёдоровне, что только его молитвы способны помочь больному гемофилией наследнику Алексею Николаевичу и поддержать «божественной силой» правление императора. Многие высокопоставленные чиновники, аристократы и представители крупной буржуазии использовали влияние Распутина на императора в своих целях. Именно под влиянием Распутина в 1915 г. К концу правления Николая II началась «министерская чехарда»: с сентября 1915 по февраль 1917 г. Некоторые современники связывали эту ситуацию с влиянием Распутина.
Стоят: В. Шульгин , И. Дмитрюков , Б. Энгельгардт комендант Петроградского гарнизона , А. Керенский , М. Таким образом, с вечера 27 февраля до 2 марта 1917 года ВКГД играл роль центральной верховной власти в стране, присвоив полномочия ещё существовавшего законного монарха [1]. Родзянко от имени ВКГД обратился к действующей армии и флоту с призывом ни на минуту не ослаблять борьбу против внешнего врага. В тот же день Временный комитет получил де-факто признание правительств Великобритании и Франции. Временный комитет договорился с эсеро-меньшевистским руководством исполнительного комитета Петросовета о создании нового правительства России. Львовым, в состав которого вошли многие члены Временного комитета Государственной думы. Николай II под давлением Родзянко и других думцев, а также ряда военачальников — в частности, начальника штаба Ставки М. Алексеева и командующего Северным фронтом Н. Рузского — отрёкся от престола , подписав заодно указ о назначении председателем Совета министров фактически уже назначенного Временным комитетом Г. В состав ВКГД был избран ряд новых членов. С июля 1917 года ВКГД был отстранён от непосредственного участия в формировании правительства; политическая роль комитета была незначительной, но он продолжал играть роль представительного органа членов Государственной думы и участвовал в формировании новых местных органов власти [6]. В дальнейшем члены Временного комитета Государственной думы входили в Предпарламент. Окончательно Временный комитет был ликвидирован Временным правительством 6 19 октября 1917 года в связи с изданием акта о роспуске Государственной думы [6].
Независимый Комендант Петроградского гарнизона Комитет объявил себя руководящим органом Российской Империи , но де-факто боролся за власть с Петроградским Советом , созданным в тот же день. Комитет Государственной Думы назначил 24 комиссара главой различных государственных министерств, заменив Имперское Правительство. По словам Милюкова, Чхеидзе никогда не участвовал в работе комитета.
Временное правительство: Россия от Февраля до Октября
Для управления министерствами были назначены 24 комиссара. Временный комитет инспирировал отречение царя Николая II, направив 15 марта 2 марта по старому стилю к нему на переговоры Василия Шульгина и Александра Гучкова. Члены комитета стремились установить контроль над солдатами Петроградского гарнизона.
Депутаты фактически захватили власть в свои руки. Свершилась Февральская революция в России 27 февраля по старому стилю. Непосредственным результатом Февральской революции стало отречение от престола Николая II и прекращение правления династии Романовых. Всю власть в стране взяло Временное правительство.
Опубликовано: 14 марта 2021 14 марта 1917 года Временный комитет Государственной думы России получил де-факто признание правительств Великобритании и Франции 14 марта М. Родзянко от имени ВКГД обратился к действующей армии и флоту с призывом ни на минуту не ослаблять борьбу против внешнего врага.
К участию в этом мероприятии приглашались и думцы предыдущих созывов. Но по распоряжению генерала П. Краснова Родзянко был выслан с Дона как «гражданин Демократической советской республики». В ноябре он выступил с идеей создать «Национальный совет» в составе членов Госу -дарственной Думы всех четырех созывов, Поместного церковного собора и Временного Совета Российской Республики как «носящих символ законно избранных государственных учреждений» [23, с. Летом 1918 г. Совещание избрало постоянно действующий совет, в котором активную роль играл П. По его предложению было одобрено «Обращение к русскому обществу», в котором подчеркивалась необходимость «скорейшего создания авторитетного общероссийского представительства, которое могло бы встать на место советской власти». Большинство участников совещания признавало, что после победы над большевизмом в России должен быть установлен режим конституционной монархии. Совет попытался подчинить своему влиянию руководство Добровольческой армии. В наказе «уполномоченным Совещанием, отправлявшимся в Добровольческую армию», указывалось, что ближайшая его задача - «создание объединенного органа сильных общественных групп, состоящего как из представителей учреждений, отражающих зрелую политическую мысль страны, каковыми являются бывшие законодательные палаты, земские и городские самоуправления дореволюционного издания, так и представителей важнейших отраслей народного труда, как-то: землевладения и земледелия, промышленности, торговли, финансов» [23, с. В Совет вошли по пять человек от членов Государственной Думы, членов Государственного Совета, земских деятелей, представителей городского самоуправления, торгово-промышленных кругов, финансистов, земельных собственников, академических кругов и церковных деятелей. Председателем организации был выбран член Государственного Совета В. Меллер-Закомельский, а его заместителем от Государственной Думы - П. Милюков [24, с. Однако глубокого следа в истории антибольшевистского движения СГОР не оставил и распался в апреле 1919 г. Бывшие российские парламентарии смогли собраться на свой форум уже в эмиграции. Председательствовавший на совещании А. Гучков видел его цель в «объединении партий и национальностей в интересах государственного строительства России». По словам В. Маклакова, «эс-эры подняли гвалт и сказали, что если туда пойдут кадеты, то всякие разговоры с ними будут прекращены; кадеты имели мужество туда все-таки же пойти, хотя бы затем, чтобы предложить этим членам бывших законодательных палат оставить всякую надежду на то, чтобы можно было что-либо сделать из них» [25, с. Позицию кадетов озвучил А. Как сообщила 1 декабря газета «Последние новости», он высказался против создания организации из бывших членов законодательных палат ввиду неоднородности и случайности их состава. По его мнению, все это могло только запутать ситуацию и повредить делу реального объединения антибольшевистских сил. Парижское совещание стало последней попыткой объединить бывших членов законодательных палат независимо от их партийной принадлежности для борьбы против большевиков. Сторонники правоцентристской ориентации направили свои усилия на создание «Русского парламентского комитета за границей». В проекте положения о Комитете, разработанном инициативной группой во главе с А. Гучковым, указывалось, что его целью является осведомление «иностранных парламентов, фракций их и отдельных парламентских деятелей о положении в России», а также «укрепление связи и развитие сотрудничества между русскими и иностранными парламентскими деятелями для защиты интересов России». В состав Русского парламентского комитета могли входить все бывшие выборные члены законодательных учреждений: Государственной Думы, Государственного Совета и Учредительного собрания [26, с. Исполнительный орган Комитета, располагавшийся в Париже, начал свою деятельность 12 декабря 1920 г. В ряде европейских столиц Берлин, Белград, Константинополь, Лондон в январе 1921 г. Врангель созвал в Константинополе собрание членов Государственной Думы и Государственного Совета и заручился их поддержкой на создание Русского Совета, который рассматривался как будущее правительство России. В состав Русского Совета были приглашены и бывшие российские парламентарии. В мае того же года состав Русского Совета расширился, в него вошли 20 членов по избранию и 10 назначенных Врангелем. Константинопольский Парламентский комитет получил квоту на 6 мест по выборам [27, с. Осенью 1922 г. На врангелевском Русском Совете завершается серия попыток возродить Государственную Думу в качестве реального политического института. После него бывшие парламентарии участвовали в политической жизни Русского зарубежья уже не как представители законодательной палаты, а как активисты и члены тех или иных эмигрантских организаций. Библиографический список 1. Николаев, А. Февральская революция 1917 года : сб. Степанского и В. Шульгин, В. Комиссары Временного комитета Государственной думы февраль-март 1917 г. Революционное движение в России после свержения самодержавия: документы и материалы. Милюков, П. Журналы заседаний Временного правительства: март-октябрь 1917 года. Протоколы Центрального комитета и заграничных групп конституционно-демократической партии. Набоков, В. Шидловский, С. Буржуазия и помещики в 1917 году: Частные совещания членов Государственной думы. Архипов, И. Суханов, Н. Российский государственный исторический архив РГИА. Савич, Н. Первый Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Владимирова, В. Революция 1917 г. Бортневский, В. Государственное совещание : стенографический отчет.
Великая российская революция 1917 года: события февральской революции
Временный комитет состав, временный комитет государственной думы в феврале 1917 возглавил. депутат IV Государственной думы Российской империи от Саратовской губернии. Временный комитет Государственной думы, созданный в дни Февральской революции "для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями". Но Временный комитет Государственной думы был не единственным органом государственной власти, возникшим в вихре Февральской революции 1917 года. 1 (14) марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства и 2 (15) марта оно было сформировано.