7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов». Treasure_of_ (705 × 600 пикселей, размер файла: 164 КБ, MIME-тип: image/jpeg).
Сокровище Ангелов, 1905
Николай Рерих. Сокровище ангелов | Кроме того, Тенишевой принадлежала небольшая работа Рериха 1904 года «Архангел», которую считают эскизом к «Сокровищу ангелов». |
Выставка Рериха в Москве в Третьяковской галерее 2023-2024 - Российская газета | Рерих глубоко интересовался этим периодом истории и взаимосвязью скандинавского и славянского искусства. |
СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ: svetik_all — LiveJournal | Идея создания «Сокровища Ангелов» была непосредственно связана с проявлением того высокого представления о художественном произведении как способе отражения сакрального духовного измерения. |
Выставка "Рерих" в Новой Третьяковке. Начало.
Рерих дал на выставку сорок четыре работы, среди которых были картины «Бой», «Илья Пророк», «Славяне на Днепре», «Песнь о викинге», пейзажи Финляндии, Италии и Германии, ряд театральных эскизов. Особый интерес общественности вызвала картина, полное название которой — «Сокровище Ангелов часть эскиза стенописи усыпальницы ». Она была воспроизведена в журнале «Огонек», помещавшем обязательные обзоры выставок. В заметке о выставке говорилось: «Особенное внимание обращает на себя обширный отдел картин и этюдов Н. Рериха Среди почти пятидесяти полотен Н. Рериха, украшающих выставку «Салона», ярко выделяется известная, обширная композиция «Боя», приобретенная за 5000 рублей московскою Третьяковскою галереей. Такой же своеобразностью отличается и огромное панно «Сокровище Ангелов», воспроизводимое в настоящем нумере «Огонька» [2]. Далее сообщалось: «Воспроизводим отклики художников на наше приглашение добавить пояснительный автограф к их картинам». По просьбе редакции Рерих объяснил сюжет «Сокровище Ангелов» так: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов»: ангелы стерегут драгоценный краеугольный Камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, — символы чего начертаны на Камне» [3].
Так впервые в творчестве Рериха появилась тема «камня мудрости» — таинственного, сакрального предмета. В 1904 году Рерих выполнил эскиз к этой картине под названием «Архангел», принадлежавший княгине М. Тенишевой; в сборнике «Рерих» 1916, под ред. Левитского он воспроизводится как «Эскиз к «Сокровищу Ангелов»». Впервые он был помещен в журнале «Золотое руно» [4]. В эскизе представлен архангел, стоящий у «древа жизни». Вскоре Рерих завершил огромное, почти 12 кв. В картине на первом плане помещена композиция — архангел у «древа жизни».
Рядом с архангелом возвышается Камень, испещренный таинственными знаками и сияющий синим светом. На Камне изображено Распятие. Поэт Вольфрам фон Эшенбах в поэме «Парсифаль» ввел мотив драгоценного Камня, источника творческих сил, мудрости и блаженства. В этом произведении поэт обратился к старинной легенде о Святом Граале: по преданию Иосиф Аримафейский собрал в чашу кровь Иисуса Христа [5]. Интересно отметить, что основной темой поэмы Вольфрама Эшенбаха является не чаша, а Камень, принесенный ангелами на землю и «обладающий чудесной силой» [6]. Согласно преданию, Камень находится на священной горе, куда нет входа недостойным. Известно, что легенда о Камне восходит не к средневековью, а к еще более древним временам и пришла в Западную Европу из глубин Азии. Предположительно, о «Камне мудрости» было известно не только в Монголии, Индии и Тибете.
В легендах говорится, что частичкой Камня владел царь Соломон. В «Откровении» св. Иоанна Богослова также упоминается некий магический Камень: «Побеждающему дам вкушать сокровенную Maнну и дам ему белый Камень, и на Камне написанное новое имя, которое Никто не знает, кроме того, кто получает»Впервые эту цитату привел Р. Рудзитис [7]. Возникает вопрос: знал ли Рерих эту легенду до своих экспедиций по Монголии, Тибету и Индии? Вопреки распространенному в литературе утверждению, что художник познакомился с легендой о Камне лишь в Индии, можно смело сказать, что он знал ее уже в Петербурге. Существует целый ряд источников, которые позволяют сделать такой вывод. В 1890—1891 годах наследник Российского престола, будущий император Николай II совершил путешествие по странам Востока на яхте «Память Азова».
Путь шел из Греции и Египта в Индию. Посетив ряд индийских городов, в их числе Мадрас, Калькутту, Бенарес, и остров Цейлон, путешественники направились в Сингапур, Бангкок и Японию. Наследника сопровождал востоковед князь Э. Ухтомский [8]. Во время путешествия им была собрана большая коллекция произведений искусства, отражающего религиозные верования народов Индии. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена общедоступная выставка предметов буддийского культа, привезенных князем Э. Ухтомским из путешествия. Был издан каталог с перечислением всех представленных предметов, в том числе и многочисленных даров, преподнесенных во время путешествия наследнику [9].
Об этой выставке, широко познакомившей русскую общественность с буддийским искусством, никогда не упоминали исследователи. В 1893—1897 годах вышли из печати изданные в Лейпциге три прекрасно иллюстрированных тома с текстом князя Э. Ухтомского, где подробно описывалось путешествие. Основное внимание автор уделил предметам религиозного культа, изучению сходных черт в верованиях буддийского населения России с буддистами Индии, Китая и Бангкока, а также высказал мысль о необходимости изучения «таинственной культуры Тибета с исходящим от него мистическим светом» [10]. В книгах — что самое главное — помещены фотографии памятников культуры и связанные с ними легенды. В частности, среди предметов, привезенных в Петербург, значится: «Драгоценность Чиндамани» и дается ее описание: «В месте, где бывает драгоценность Чиндамани, не бывает болезни и безвременной смерти: она исполняет всякое пожелание и своим видом служит к развлечению Всемирного Царя; «Морин-Ирдыни» — драгоценная лошадь, на спине которой водружена драгоценность Чиндамани. Она обладает способностью избавить всякого едущего на ней от всевозможных страхов, быстра как ветер и скоро пробегает громадные пространства. Происхождение этих предметов восходит к глубокой древности».
В книге также помещены среди фотографий статуэток различных божеств — фигура Авалокитешвары, «хранителя от Зла» — и Майдари, о котором говорится: «Так называют монголы древнеиндийского Майтрейю, своего рода Мессию, который придет обновить мир, погрязший во грехе» [11]. По материалам собрания Ухтомского в 1900 году в лейпцигском издании Ф. Брокгауза вышла книга А. Грюнведеля о мифологии буддизма [12]. Книга знакомит с главнейшими индийскими и тибетскими легендами, отраженными в предметах изобразительного искусства, в том числе и Камне Чинтамани. В книге А. Грюнведеля, к примеру, помещена фотография статуэтки коня, несущего Чинтамани. Статуэтка, как сказано в ее описании, выполнена из кости, украшенной эмалью и золоченой бронзой.
Воспроизведены также божества — Зеленая Тара, Джама, бог ада и другие, в руках у которых непременным атрибутом является «Камень мудрости» [13]. Приведена легенда о появлении Камня на земле: «История древнего королевского Тибета рассказывает, что однажды, во времена владычества короля Лха-то-тори, во дворец упало с неба несколько чудесных предметов, среди них: золотая ступа, книга, ящичек с чудесным драгоценным камнем Чинтамани. Король не понял значения этого дара, и Голос с неба объяснил ему, что во время владычества пятого Наследника короля будет понято применение этих предметов. Король положил их в сокровищницу.
Рериха, подчеркивая его уникальные таланты и разнообразные интересы. Первый раздел выставки соответствует русскому периоду творчества Рериха. Здесь представлены картины, отражающие его увлечение историей. Средневековые каменные идолы на входе напоминают о его археологических интересах. На полотнах можно увидеть варягов и их корабли, а также религиозные мотивы, такие как портрет святого Сергия и изображения Спаса Нерукотворного. Впервые в Москве выставлены шедевр Рериха "Сокровище Ангелов", созданный в 1905 году, который относят к числу его пророческих картин.
Данную работу соотносят с росписью для усыпальницы князя Тенишева. На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, похожим на архангела Михаила, Рерих изображает памятник древних викингов. Еллингский камень является свидетельством возникновения Дании как государства, относится к эпохе перехода скандинавов от язычества к христианству.
Первый раз он приглашение проигнорировал, на вторую повестку тоже не откликнулся, а после третьей понял, что визита не избежать. Однако уже на лестнице перед приёмной Дзержинского Рерих услышал крик, что человек, настойчиво требовавший его к себе, скоропостижно скончался… Больше его не приглашали, но Николай Константинович счёл за лучшее поскорее уехать на Алтай, а затем через Бурятию перешёл в Монголию… — Но он же надеялся вернуться на родину после Второй мировой войны? Вскоре его не стало, а в 1955 году умерла Елена Ивановна. Два года спустя в Индию приехал Хрущёв и побывал на проходившей тогда выставке картин Николая Константиновича.
Там советского лидера познакомили с Юрием Николаевичем Рерихом. Хрущёву он очень понравился, так что желание старшего сына Рериха переехать в Москву осуществилось очень быстро. До своей кончины в 1960 году он работал в Институте востоковедения, но легко и просто ему у нас не было, многие воспринимали Юрия Николаевича прежде всего как буржуазного учёного… Но как бы то ни было, за совсем недолгое время он успел создать отечественную школу тибетологии, притом до него Тибетом у нас никто профессионально не занимался. Неру приезжал к Рерихам в Кулу в 1942 году вместе со своей дочерью Индирой. Николай Константинович вспоминал, что разговор шёл о возможности создания советско-индийского комитета или какой-либо иной организации, то есть об отношениях наших стран после обретения Индией независимости. В 2004 году делегация Международного центра Рерихов, который в ту пору возглавлял известный дипломат Юлий Воронцов, побывала в Индии. Премьер-министр Сингх пригласил нас к себе и во время беседы сказал, в частности, что именно Рерихи заложили культурный мост между Россией и Индией.
Вот вам и отзвук тех бесед в Гималаях. Насколько мир оповещён о нём? Недавно в Москве прошла Международная научно-общественная конференция, посвящённая юбилею пакта. Готовясь к конференции, мы провели выставку в международном центре ООН в Вене, затем в Берлине — в Российском центре науки и культуры. И, что особенно приятно, рериховская выставка прошла в министерстве обороны Австрии. Она предваряла международный семинар для высших руководителей оборонных структур Балканских стран. Как видите, Рерих не оставил равнодушными и военные круги!
Рерих сокровища ангелов картина
Книга (аналит. описание): "Сокровище ангелов" Николая Рериха | Дружины ангелов. Ходят там ангелы дружинами тесными. |
Рерих | DOM & podium | Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1). |
Сокровище ангелов рерих картина | «Сокровище Ангелов», созданное в том же 1905 году. |
В апогее красоты. «Сокровище Ангелов» Николая Рериха
Подробно рассказываем о выставке, приуроченной к 150-летию великого художника Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу с 10 октября 2023. Сокровище ангелов. Николай Рерих. Автор видео: Борис Шнейвас 13-04-2024 | | 12330 | Продолжительность: 08:8:8. С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. Рерих Николай Константинович сокровище ангелов. Комментарий пробуждённого к картинам картина «ангел последний» 1942 г. На выставке посвящённой Рериху есть очень интересное полотно – «Сокровище ангелов» 1905 года (эстимейт 800 тыс. – 1 млн. 200 тыс. фунтов) с которым художник никогда не расставался.
Сокровище ангелов. Николай Рерих
Выставка «Николай Рерих» в Новой Третьяковке | Агнивести | Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1). |
Сокровище Ангелов, 1905 | Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). |
Культурно-общественная акция "Сохраним «СОКРОВИЩE АНГЕЛОВ» для России". | Сокровище Ангелов. |
Сокровища Вишневской и Ростроповича | Дружины ангелов. Ходят там ангелы дружинами тесными. |
В создании выставки «Николай Рерих» в Третьяковке участвовали 17 музеев — Ольга Любимова | символы чего начертаны на камне». |
Картина Н.К.Рериха Сокровище Ангелов. Константиновский зал . Санкт Петербург.Россия.
Смотрите онлайн короткое видео (shorts) «СОКРОВИЩЕ АНГЕЛОВ НИКОЛАЙ РЕРИХ» на канале «Шнейвас Борис» в хорошем качестве, опубликованное 6 ноября 2023 г. 19:57, длительностью 00:00:46, на видеохостинге RUTUBE. Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др. ростропович, вишневская, аукцион, сотбис «Сокровище ангелов» Николая Рериха – один из главных лотов торгов. Сокровище Ангелов. Автор. Николай Константинович Рерих. Год. символы чего начертаны на камне». Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния.
В Новой Третьяковке – выставка Рериха
Ольга Любимова сообщила, что выставка включает три раздела: русский период творчества, Центрально-Азиатскую экспедицию и работу в театре. Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха. На выставке можно увидеть его самые интересные цитаты на эту тему», — написала министр культуры.
Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся» [26]. Рерих впервые приехал в Талашкино в 1903 году [27], после чего приезжал почти ежегодно. В 1904-м он разработал интерьер жилого дома в Талашкине. По-видимому, художник заинтересовался постройкой храма, в убранстве которого и решено было соединить культовые признаки различных религий. Рерих вспоминал: «Последнее время ее княгини М. Тенишевой жизни в Талашкине увлекла ее мысль о синтезе всех иконографических представлений. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, еще более кристаллизовалась на общих помыслах об особом музее изображений, который мы решили назвать «Храмом Духа» [28].
В связи с общим для Рериха и княгини М. Тенишевой замыслом — провести в убранстве храма мысль о синтезе религий, предполагалось поместить на стене храма роспись на тему картины «Сокровище Ангелов», своим содержанием отвечающей задаче синтеза. Поэтому здесь и объединены символические образы различных религий, отраженных в преданиях ветхозаветных времен, в христианстве и буддизме. Но, как показали события последующих лет, в Покровской церкви села Пархомовка, построенной архитектором В. Покровским в 1903—1907 годах, не были осуществлены предполагавшиеся фрески по эскизам Рериха, поэтому художник использовал в росписи Храма Духа некоторые из эскизов, предназначенных для Покровской церкви. Таким образом, эскиз стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов» так и остался самостоятельным произведением. Эта картина особенно характерна для художественного стиля Рериха. В ней ярко отражена его личность, его духовный склад. Отсюда сильное эмоциональное воздействие его картин.
Зритель как бы входит в тот мир, который раскрывает перед ним художник. Рерих сумел тонко соединить в этом произведении величавую красоту с глубоким лиризмом и одухотворенностью. Художник передал здесь высокую мысль о Боге, используя образы искусства Средневековья: ангелов, райских птиц, Небесный град и т. С высокодуховным средневековым искусством ассоциируется и цветовая гамма произведения. Цвета — синий, лиловый, золотисто-желтый свойственны пронизанному глубоким религиозным чувством искусству Средневековья; они отражают стремление запечатлеть духовность, вечность, воплотить молитву. В обращении к традициям средневековой культуры в стилистике произведений и их символическом звучании проявился романтический характер творчества Рериха. Современники Рериха — С. Маковский, А. Ростиславов и С.
Эрнст — говорили о таинственном смысле картины, заключающей в себе пророческие видения «Камня мудрости». Маковский, видевший «Сокровище Ангелов» вскоре после создания картины, писал: «Громадный камень, черно-синий с изумрудно-сапфирными блесками; одна грань смутно светится изображением Распятия. Около, на страже, — ангел с опущенными, темными крыльями Сзади, все выше и выше, в облаках, у зубчатых стен райского Кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил. Неподвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище» [30]. Ростиславов считал «Сокровище Ангелов» «прототипом целого ряда картин апокалипсического характера»: «Далеко, в горних селениях, с райскими птицами, деревьями и городами, сонмы ангелов в белых одеждах с лазоревыми крыльями сторожат таинственное сокровище-камень, с которым загадочно связаны судьбы мира» [31]. Эрнст писал о картине: «У стен многобашенного райского Кремля молчаливой ратью стоят ширококрылые полки ангельские, внизу мерцает черно-синий, горящий изумрудными отсветами камень с высеченным изображением Распятия, его стерегут два грозных ангела с копьями и щитами, кругом растут чудные деревья, на них сидят птицы-сирины» [32]. Мы видим, что, описывая картину, современники обращали главное внимание на «Камень мудрости» и не исследовали символику произведений в целом. Тема космического Камня, «Камня мироздания», начатая Рерихом в 1904 году, отражена и в его работах зарубежного периода. Там он создал серию картин «Его Страна», куда вошли «Белый и небесный», «Жемчуг исканий» и другие работы.
К этой же серии принадлежит и картина «Сокровище мира. Оказавшись на земле, где была распространена легенда о Камне, художник вновь обратился к этому образу. В дальнейшем во время экспедиции в 1925 году Рерих запечатлел в одной из картин «Конь счастья» ступу, которая была украшена фигуркой коня, несущего на спине знак «Трех сокровищ». В 1926 году в Монголии художник видел изображение слонов, на спинах которых пылали три круга [33]. В 1924 году Рерих представил этот космический образ в свойственной ему символической манере. Оранжевые горы с лиловыми тенями, возносящиеся над освещенной неземным голубым светом долиной, служат фоном для темного цветового пятна, символизирующего иное пространственное измерение. Из этой тьмы выступает светлый волшебный конь, на ярком седле которого сверкает «Камень мудрости», окруженный призрачным голубым сиянием. Художник представил особый мир, высокую сферу духа, преобладающий в картине оранжевый цвет издавна обозначал квинтэссенцию духовности. Наряду с космическим сине-лиловым он подчеркивает символический смысл произведения.
Легенда о Камне, носителе космических энергий, влияющем таинственным образом на «судьбы мира», имеет, как мы видим, давнюю историю в живописном наследии Рериха. Она нашла свое воплощение не только в зарубежном, но, что особенно примечательно, в русском периоде творчества художника. Эрнстом, картина «Сокровище Ангелов» проходит под 1905 г. Евгении», 1918. Маковский относил ее к 1904 г. Энциклопедия в 2-х томах. М, 1991. Братство Грааля. Рига: Угунс, 1994.
Выставка устроена с Высочайшего соизволения в пользу Императорского Российского Общества спасения на водах, состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы. Выставка открыта в Зимнем Дворце. В 3-х томах. Mythologie des Buddhisrnus in Tibet und der Mongolei. Fouhrer durch die Sammlung des Foursten. Из литературного наследия. Подлинные дневники экспедиции Н. Развенчанный Тибет. Магнитогорск, Самара: Амрита-Урал, 1996.
Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках. Третьяковская галерея Николай Рерих. Заморские гости. Государственная Третьяковская галерея Гуга Чохан. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент Состав выставки: около 150 произведений живописи и графики, скульптуры, произведения декоративноприкладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы, а также редкие архивные документы. Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им. Крамского, Государственный центральный театральный музей им.
Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня — разлетятся ангелы. Всем конец придет». На родину картина вернулась лишь в 2007 году. Коллекция, состоящая из 350 предметов, собиралась около 30 лет. Все эти произведения искусства находились в лондонской и парижской квартирах Вишневской и Ростроповича. Галина Вишневская решила расстаться с коллекцией после кончины Мстислава Ростроповича, последовавшей 27 апреля 2007 года. На торги было выставлено около 20 работ Ильи Репина — крупнейшее собрание, находящееся в частных руках, портреты кисти Боровиковского, Серова , Брюллова , картины Венецианова , Кустодиева , Левитана , Айвазовского , эскиз Александра Иванова к «Явлению Христа народу», эскиз к декорациям Александра Бенуа.
Николай Константинович Рерих "Сокровище Ангелов", 1905
С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. Русский блоггер. Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». Надо полагать, что и Рерих в “Сокровище ангелов” выразил своё понимание пути к Богочеловечеству. Сокровище ангелов. Николай Рерих. Автор видео: Борис Шнейвас 13-04-2024 | | 12330 | Продолжительность: 08:8:8.
Рерих сокровища ангелов картина
Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне». Treasure_of_ (705 × 600 пикселей, размер файла: 164 КБ, MIME-тип: image/jpeg). Рерих Николай Константинович. «Сокровище ангелов». Сокровище ангелов. Другие работы. 1897 Гонец. Рерих сокровища ангелов картина. Читайте также. Впервые в Москве выставлены ше-девр Рериха «Сокровище Ангелов» (1905; Государственный комплекс «Дворец кон-грессов», Стрельна) и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской государственной художественной галереи.