4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает.
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
В технике «пустой стул», вы можете приглашать субличности, они могут быть, определенными людьми. Что касается конкретно техники “пустого стула”, то основное влияние на нее оказали театр, философия экзистенциализма и юнгианская психология. Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье.
В чём заключается это упражнение?
- Сидя в пустом стуле
- Психологическая интервенция | Блог 4brain
- Техники психодрамы
- Техники психодрамы
- Техники психодрамы
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы | В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул". |
Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы | «Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. |
Техники психодрамы | 2. Техника диалога: пустой стул. Многие знакомы с этим психологическим приемом. Это хорошо известная и полезная техника очень хорошо представляет суть гештальта. |
Техника "Пустой стул" Ф. Перлза: особенности и применение в психологии | Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье. |
Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы | «Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. |
Эксперимент «пустой стул»
Во втором случае проводится кропотливая работа, проводимая на границах контакта специалиста и клиента. При этом обе техники часто могут переплетаться между собой, комбинироваться и дополнять друг друга. В комплексе это дает возможность оказывать максимальное воздействие на человека. Клиент должен понимать, что он и специалист являются равноправными партнерами.
Именно на этих основаниях и заключается контракт между ними. Клиент при этом формирует свои конкретные цели. Клиенту часто сложно согласиться на подобные условия, поскольку он стремится во всем избегать ответственности.
Уже на этой стадии клиент осознает всю ответственность за свои действия. Под данным термином подразумевается место, на котором человек может рассказать окружающим о всех своих проемах. При этом работа протекает между специалистом и клиентом, а остальные члены только молчат.
После окончания разговора участники могут рассказать о своих чувствах, о тех эмоциях, которые они испытали. Другой техникой является «пустой стул». В таком случае перед клиентом располагается человек, который имеет какое-то значение.
Как закрыть гештальт Галина Хафизова подчеркнула, что в терапии незакрытых гештальтов могут быть эффективны разнообразные творческие техники. Творчество, игра, искусство — это все, что помогает нам выйти из обыденности, из привычного способа мыслить, помогает нам расшевелиться и посмотреть на ситуацию другим взглядом. Мне кажется, не только в терапии, но и в повседневной жизни важно вносить элементы игры, творчества и фантазии. Это во многом раскрашивает нашу жизнь и помогает выйти из автоматического режима, к которому мы все склонны Галина Хафизовагештальт-терапевт Техники закрытия гештальта Существует множество техник, которые помогают мысленно вернуться в травмирующую ситуацию и заново ее прожить. Самые популярные — так называемые «пустой стул» и «письмо в прошлое».
В первом случае нужно поставить перед собой стул и представить, что на нем сидит человек — источник переживаний. Это может быть бывший возлюбленный, начальник или родитель, с которым не ладятся отношения. Следует вслух высказать все свои чувства воображаемому собеседнику — выразить боль обиды, или, наоборот, сказать, как он дорог. Этот способ хорош в ситуации, когда нет возможности поговорить лично. Разница лишь в том, что свои мысли он выражает в письменной форме.
Послания партнеру, родителю и так далее не нужно отправлять. Главное — перенести переживания на бумагу и разобраться в своих чувствах. Почему важно закрывать гештальты Болезненные ситуации влияют на все аспекты жизни. Их разрешение прежде всего открывает возможности для роста и развития, как в профессиональном, так и в личностном плане.
Человек должен сознательно присутствовать в этом проживании, забыв о своем уме, доверяя лишь собственным чувствам. Именно тогда терапевт сможет выделить из сознания пациента актуальные на данный момент проблемы, не распыляясь на несущественное. Гештальттераппия — основные положения Основными аспектами традиционной гештальт-терапии являются: 1. Концентрируясь на настоящем, человек полностью погружается в волнующую его ситуацию, она проживается им здесь и сейчас или, по терминологии Перзла, «здесь и как». При этом терапевт старается максимально задействовать сознание своего пациента, погрузить его в «сознательное осознавание» ситуации, меняя степень включенности сознания в зависимости от интенсивности переживаний. Как уже говорилось выше, в гештальттерапии рассматриваются только наиболее существенные для человека проблемы, волнующие его в данный момент. И даже прошлые события подаются на сеансе гештальт-терапии с точки зрения настоящего. Пациент осознанно погружает себя в ситуацию, которая волнует его много лет, и пытается справиться с ней таким способом, как если бы она происходила в настоящем. В процессе терапии человек должен осознать, что все действия, совершаемые им в настоящем, могут привести к той или иной проблеме, поэтому он должен быть не только осознанным, но и научиться переживать свои реальные эмоции, не скрываясь, не задвигая их в дальний «угол» своего сознания. Одна из основных задач гештальт-терапии — научиться присваивать себе собственный опыт. Иными словами, доводить контакт с миром до полного завершения, не откладывая свои побуждения на потом. Такое контактирование с окружающим миром гештальт-терапевты называют «цикл-контактом». Каждый цикл-контакт состоит из шести этапов: возникновение желания, его осознавание, выделение энергии для его реализации, действие, непосредственно сам контакт и последующие отступление, сопровождаемое чувством глубокой удовлетворенности.
Эффективная договоренность требует, чтобы все заинтересованные стороны удовлетворили свой интерес, и даже в большей степени, чем рассчитывали. Для этого нужен творческий подход к ситуации. По сути дела это сделать нетрудно, — если это действительно делать, но для этого нужно во время всей этой дискуссии держать субличности на стульях, то есть, с одной стороны, не дать им вскочить со стульев и опять войти в клинч или подраться, а с другой стороны, — что еще труднее — не дать им «рассосаться», убраться под лавку. Нужно, чтобы они настаивали на своих интересах, отстаивали их. Это самая важная вещь: обеспечить не только наличие интересов, но мотивированность к поддержанию переговоров и обеспечение «творческой части» энергией. Обеспечивается это целым набором условий. Во-первых, важна актуальность для человека самой проблемы. Если проблему можно не решать, а отложить ну встаю я в десять часов, и Бог с ним, если по условиям жизни я могу себе это позволить , то оно так и будет продолжаться. Но если проблема действительно актуальна, если решать ее надо, если мотив достаточно силен, то это составит необходимое условие того, что субличности на стульях будут продолжать вести переговоры. Второе условие, столь же необходимое: чтобы заинтересованные субличности продолжали участие в переговорах, у них должна быть обоснованная надежда на то, что из этого что-то выйдет. Чем больше у клиента либо собственного, либо чужого опыта, что это действительно происходит, тем легче обеспечить заинтересованность субличностей в продолжении переговоров. В этом преимущество групповых форм работы, даже если терапевт работает с одним клиентом «горячем стуле», а не с группой в целом. Кроме того важен опыт клиента в отношении межличностных переговоров и психотехнической коммуникации. Еще одно обязательное условие, которое требует специального аналитического искусства, — участие в переговорах всех или хотя бы основных заинтересованных субличностей. Я вернусь здесь к примеру со своим утренним вставанием и немного его разверну. Реально вопрос был вовсе не в том, что мне лень было вставать. Раннее вставание для определенной моей «части» было накрепко связано с состоянием унизительного школьного рабства, когда меня заставляли рано вставать и могли отругать за опоздание, — и все это ради того, чтобы сидеть и слушать, как мой сосед по парте вяло бубнит то, что я и так уже давно знаю. Когда мне удалось объяснить этой своей субличности, что теперь я волен вставать или не вставать по собственному желанию, и ждут меня, когда я встану, интересные и приятные дела, — ситуация сильно изменилась. Когда наконец достигнуто соглашение о том, как «мы» субличности будем вести «себя» в определенных ситуациях, необходима так называемая «пристройка к будущему». Нужно определить условия соблюдения достигнутого соглашения, установить санкции, напомнить каждой из сторон, что она получает при этом все, что ей нужно, и т. Возможны и более сложные ситуации. Например, может оказаться, что выделенная нами субличность представляет не один интерес, а группу противоречивых интересов. Такую субличность нужно дальше раскладывать на составляющие субличности и рассаживать их по своим стульям. Здесь есть свои структурные проблемы: однопорядковы ли получившиеся субличности то есть можно ли их собрать за одним и тем же «круглым столом» или нужно провести какие-то предварительные группировки и переговоры, и т. Это хорошо видно на следующем примере из области искусства. В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста. У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек. Постепенно по мере творческого роста он эти субличности «манеры» интегрировал в единый более богатый творческий облик, в единую творческую личность. Но вот в более поздний свой период он стал играть на органе. Тут, наоборот, пришлось не синтезировать, а очень резко разделять, потому что на органе играют совершенно иначе, чем на фортепиано, и ему нужно было очень точно, четко и жестко различать, «кто» он в данный момент — органист или пианист: прежде всего это касается аппарата рук, но задействовано и все остальное, весь «строй души» разный. На «предметном» уровне здесь нужна не интеграция, а, наоборот, ясная дифференциация. Конечно, где-то «на высотах» все это соединяется в единой Музыке, но практически необходимы две разные субличности: Пианист и Органист. Следующая методика — функциональный анализ субличностей. Неудобная, мешающая клиенту субличность часто «живет» на том, что выполняет определенную функцию в структуре личности. Например, у большинства клиентов есть на службе внутренний Очень Критический Родитель — «Грызла», выполняющая функцию контроля за поведением и деятельностью. Ее невозможно так просто выгнать, уволить, потому что тогда человек остается без контроля. Необходимо, по-видимому найти других исполнителей на функцию, другие способы исполнения функции. Если функция обеспечена и клиент получил соответствующий опыт, то можно ставить вопрос об освобождении Грызлы от обязанностей грызлы а также об исключении должности «грызлы» из внутреннего штатного расписания. Часто субличность выполняет не одну функцию, а три-четыре. Она тем и сильна, потому и может осуществлять свое грызлое дело, потому ее и не прогонишь, что она сидит одновременно на трех-четырех функциях и говорит: «Ну да, с этим ты справишься иначе, а с этим, а с этим? После этого ее можно будет уволить. Впрочем, фрейдовская надежда, что достаточно проанализировать и понять, а дальше «само рассосется» русский перевод латинского «natura sanat» далеко не всегда сбывается. Реально психотерапевту, группе, а главное — самому клиенту, который работает над собой, стремится к собственной свободе, — нужно много чего «дожать». Мы нашли функции, нашли новых исполнителей на них, но исполнителей надо еще «нанять», надо обеспечить действительно другое исполнение функций, Грызлу надо еще на самом деле уволить. И это все специальные волютивные действия, которые надо совершать. С теоретической точки зрения можно вспомнить, что все основные психические функции возникают в результате интериоризации вбирания внутрь «себя» определенной внешней коммуникации. В этом смысле субличность — это функция или набор функций , отягощенная личностными особенностями участников интериоризованной коммуникации, вообще «загрязненная» «контаминированная», пользуясь словечком Эрика Берна привходящими обстоятельствами. Иными словами, субличность появляется тогда, когда функция или функции выполняются в некоторой определенной не имеющей необходимого отношения к делу «манере» и с «добавками», часто далеко не желательными. Чтобы можно было осуществить перемену исполнителей функции, клиент должен отделить собственно функцию, которая ему необходима, от «добавок», которые портят ему жизнь. Для этого нужно вернуться к исходной коммуникации которая интериоризована в виде рассматриваемой субличности и посмотреть на нее новыми глазами. Вот два примера из практики.
Способ забыть человека со стулом
Блюма Вульфовна Зейгарник родилась в 1901 году. Является основательницей экспериментальной патопсихологии Она помнит его голос, их первую встречу, ямочки на его щеках при улыбке, тот самый поворот головы, когда он посмотрел на нее впервые. Она убеждена, что если бы они не расстались, то были бы самой счастливой парой: жили бы душа в душу, никаких ссор и скандалов, только полное взаимопонимание двух любящих людей. Вы можете поддакивать своей подруге, сопереживать ей и поддерживать ее. Но знайте: ее домыслы о счастливой жизни с бывшим возлюбленным — всего лишь домыслы. Да, этого никак не доказать, потому что она не может заново прожить свою жизнь по другому сценарию. Однако психологии известен эффект Зейгарник, и сегодня я объясню вам, откуда берется эта ностальгия, почему мы никак не можем расстаться с прошлым и есть ли хоть какой-то шанс начать жить полноценной жизнью, отказавшись от иллюзий. Классический эксперимент Зейгарник Когда-то давным-давно жила одна замечательная девушка — студентка немецкого психолога Курта Левина, который всегда любил неформальное общение с учениками.
Мы не знаем подробности истории, которая легла в основу открытия эффекта Зейгарник, однако одна из версий гласит, что в 1927 году в Берлине группа студентов во главе с их преподавателем зашли перекусить в один из ресторанов. Официант, обслуживающий их группу, не пользовался блокнотом и с легкостью запомнил заказ, как и заказы посетителей за другими столиками. Официант в заведении общественного питания может запросто запомнить ваш заказ, но отнюдь не по причине хорошего к вам отношения Казалось бы, ничего сложного и необычного, ведь он, по сути, прекрасно знал меню и наверняка не раз сталкивался с заказами, имеющими одинаковые позиции. Любопытным оказалось другое. Блюма Зейгарник, одна из студенток группы, уже на улице вспомнила, что забыла в ресторане свою шаль. Разумеется, самым логичным было вернуться и обратиться за помощью к тому самому официанту с потрясающей памятью. Однако тот лишь изумленно уставился на Блюму, заявив, что понятия не имеет, кто она и где сидела, потому что держит в голове заказ лишь до тех пор, пока он не подан.
Так неожиданно родилось очередное открытие в психологии. Оказалось, что память способна ставить галочку на моментах, которые оказались по каким-то причинам незавершенными, и удерживать их, возвращая к ним мысленно человека снова и снова. А выполненные законченные, доведенные до логического завершения дела мгновенно из нее стираются. Ну, может, и не все, но тем не менее они не дергают человека время от времени, словно малые капризные дети. Наши проблемы и воспоминания преследуют нас неспроста: мы очень стараемся быть идеальными В дальнейшем последователями Зейгарник было проведено множество экспериментов. Их участникам дали задачи типа строительства зданий из картонных коробок или создания скульптур из глины. Едва субъект оказывался слишком погруженным в работу, эксперимент прерывали.
Было выдвинуто предположение, что на запоминаемость проблемы большое влияние оказывает напряженность, которую она вызывает. Это также не получило подтверждения.
Несмотря на то, что эти методики могут показаться изначально необычными, они приносят положительные результаты. А все потому, что в процессе рисования или создания рассказа клиент уделяет много времени своим эмоциям, более глубоко исследует их и обращает внимание на детали, которые могли быть скрыты ранее. А во-вторых, это помогает интегрировать разные аспекты его личности, включая визуальные, телесные, эмоциональные и когнитивные. В-третьих, при работе с метафорами и символами пациент может обнаружить неожиданные идеи и понимания. Такие, как, к примеру: те потребности, что испытывает этот «персонаж», чего он желает и чего ему не хватает. Привычка увлекаться прошлым или беспокоиться о будущем может лишить нас возможности присутствовать в нашей реальной жизни здесь и сейчас. Данные техники то есть способствующие осознанности могут включать в себя такие методы, как сканирование тела, при котором мы постепенно осознаем, что мы ощущаем. Как наша спина опирается на стул, какие чувства у нас при этом возникают, как распределяется боль и напряжение, а также обращаем внимание на наше дыхание, отмечаем его характер — тяжелое или расслабленное.
Мы следуем этому пути по всему телу. Этот процесс помогает снизить нервозность и вернуть нас в момент проживания настоящего. Иные методы терапии предлагают выполнять самые обыденные действия, но с максимальной внимательностью. Например, пить чашку чая полностью проживая данный момент. Важно обращать внимание на все наши органы чувств: какое ощущение нам дарит, какие ароматы мы улавливаем, какой вкус он имеет, меняется ли он со временем и вызывает ли чувства или воспоминания. А также как тепло распространяется по нашему телу. Подобный подход можно применять в общении с другими людьми: т. Как внутри нас, так и вовне. Техника: «Монолог телесных переживаний» Этот метод разработан для помощи клиентам в лучшем осознании и переживании своих чувств, а также для исследования отмеченных ранее эмоций.
Рассмотрим несколько вариантов, кого можно посадить на пустой стул. Внутренний критик Внутренний критик — это внутренний голос, который постоянно критикует и осуждает наши действия и мысли. Посадив внутреннего критика на пустой стул, можно взглянуть на его доводы и увидеть их источник. Такой диалог поможет осознать и преодолеть негативные убеждения и ограничения, наложенные внутренним критиком. Родительская фигура На пустой стул можно посадить родительскую фигуру, которая может символизировать отца, мать или другого взрослого, играющего значимую роль в жизни человека. В процессе диалога с воображаемым родителем можно выразить свои чувства и обсудить проблемы, связанные с отношениями с родителем. Это позволяет осознать свои эмоции и взглянуть на отношения с родителем с новой перспективы. Важный человек На пустой стул можно посадить важного человека из своей жизни, с которым у вас есть нерешенные проблемы или незавершенный диалог. Такая воображаемая встреча может помочь высказать свои мысли, переживания и эмоции в отношении этого человека, а также получить более глубокое понимание ситуации. Это может быть полезным для разрешения конфликтов и принятия дальнейших решений. Части личности На пустой стул можно посадить различные части личности, которые могут быть внутренними субличностями или представителями разных аспектов личности. Такая техника позволяет провести диалог между разными частями себя, чтобы лучше понять свои внутренние конфликты и стремления. Фантазийные объекты На пустой стул можно посадить фантазийные объекты или персонажей, чтобы провести диалог с ними или взаимодействовать с ними воображаемым образом. Это может быть полезным для развития творческого мышления, преодоления страхов или получения новых идей. Заключение Техника «Пустой стул» Ф. Перлза предлагает широкие возможности для работы с различными воображаемыми или реальными объектами и людьми. Посадка на пустой стул позволяет создать ситуацию диалога или конфронтации, что способствует осознанию и преодолению проблем. Попробуйте использовать эту технику в своей практике и исследовать себя и мир вокруг с помощью воображения.
Если клиент не может прямо попросить о помощи, то в таком случае он обращается за помощью к другим участникам группы. Такая терапия оказывает положительное воздействие, и позволяет развивать свои внутренние убеждения, осознанность через работу с полярностями. Работа со сновидениями К работе со сновидениями прибегают психотерапевты, которые работают в самых различных областях. Но у гештальт-терапевтов есть методики, которые свойственны только им. Каждый даже небольшой элемент сновидений рассматривается как часть личности человека. Как и во многих других практиках здесь можно применять принцип «здесь и сейчас». В таком случае клиент начинает рассказывать о своих снах. К примеру «Я гуляю в осеннем лесу, ощущаю запах травы, вокруг летают птицы. Я в хорошем настроении и радуюсь жизни, наслаждаюсь комфортной погодой, и т. Такая терапия может помочь в решении различных проблем. Можно избавиться от различных стереотипов, а также от масок, которые человек использует. Также можно установить таким путем доверительные отношения с человеком. Гештальт-подход состоит в том, чтобы определить полученный опыт человека в детстве, оценить влияние на него окружающего мира.
Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы
Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта | один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт. |
Научиться прощать: техника «Пустой стул» | Применение техники "пустой стул" впервые было осуществлено м в его книге "Гештальттерапия"(Perls, Hefferline,Goodman,1951). |
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула"
Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам. Для этого нужно действительно поставить пустой стул для воображаемого собеседника, к примеру бывшего партнера, отношения с которым закончились болезненным разрывом. Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать.
Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика
Вы можете меняться местами с "пустым" стулом и "вашим" стулом несколько раз, чтобы полностью исследовать свои чувства и мысли. Завершение: По завершении диалога, попробуйте сделать выводы и понять, какие действия или изменения вы можете внести в свою жизнь, чтобы принять или преодолеть свой страх. Техника "пустого стула" позволяет человеку более глубоко и осознанно исследовать свои эмоции и конфликты, что может помочь в принятии страха или разрешении внутренних конфликтов. Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. Это позволит глубоко преодолеть страх и использовать освободившуюся энергию для достижения поставленных целей. Кажется, особенно если вы просто прочитали технику, не пробуя , что это какое-то баловство, но эта техника доказана и работает, если отнестись к ней серьёзно и искренне выложиться. Так происходит работа с сознанием и подсознанием - образами, игрой, воображением. Понимание и принятие страха является важным шагом в пути преодоления его.
Техника "пустого стула" может быть полезным инструментом для установления контакта со страхом и поиска смысла в нем.
Слово «восемь» на китайском языке звучит аналогично слову «процветание» или «богатство». Эта ассоциация с процветанием и богатством привела к использованию числа 8 в искусстве и скульптуре с изображением пустого стула. В Запретном городе группа из восьми стульев расставлена по определенному образцу. В современном китайском искусстве восемь пустых стульев могут использоваться для обозначения текущего политического климата и отсутствия определенных лидеров. В фэн-шуй восемь пустых стульев стулья можно использовать для усиления энергии пространства и приносить процветание и удачу тем, кто живет или работает в этом районе. Такое использование числа 8 и пустого стула символизирует не только удача и процветание, но также власть и сила. Пустой стул в движениях за права человека и социальную справедливость Пустой стул стал символическим представлением отсутствие или замалчивание голосов в движениях за права человека и социальную справедливость. Вот несколько примеров: Резня на площади Тяньаньмэнь.
Во время продемократических протестов в Китае в 1989 году перед Национальным монументом поставили пустой стул, символизирующий отсутствие студентов, которые были убиты или заключены в тюрьму. Боснийская война: в Международном уголовном трибунале по бывшей Югославии пустой стул использовался как символ отсутствия обвиняли военных преступников, которые все еще находились на свободе. Права женщин: В 2008 году Amnesty International запустила кампанию «Голоса безмолвных» с пустыми стульями, чтобы представлять женщин, которые были наказаны или преследуемы. Эти и многие другие примеры демонстрируют мощное послание, которое пустой стул может передать в борьбе за справедливость и равенство. Кроме того , пустой стул также использовался как напоминание об отсутствии отдельных лиц или групп, которые недостаточно представлены или исключены из важных обсуждений или решений. Например, на рабочем месте или в политике пустой стул может представляют потребность в разнообразии и инклюзивности и призывают к тому, чтобы эти голоса были услышаны и оценены. Инициатива «Пустой стул» Описание День пустого стула День памяти жертв насилия с применением огнестрельного оружия, когда в общественном месте размещается пустой стул, чтобы представлять тех, кто погиб из-за насилие с применением огнестрельного оружия. BringBackOurGirls Кампания в социальных сетях, в которой использовался пустой стул для повышения осведомленности о 276 школьницах, похищенных Боко Харам в Нигерии. Пустые полки Движение протеста в Венесуэле в 2014 г.
Пустой стул может служить мощным инструментом для адвокации и активизма, обеспечивая визуальное представление о необходимости перемен и голосах, которые были заглушены или исключены. Признавая важность пустого стула, мы можем продолжать повышать осведомленность и способствовать позитивным социальным изменениям. Личные интерпретации и значения пустого стула Одним из самых захватывающих аспектов символа пустого стула является личная интерпретация и значения, которые человек придает ему. Для некоторых пустой стул в комнате может означать потерю или отсутствие любимого человека. Это может вызвать чувства горя, печали и тоски по тем, кого больше нет с нами. Для других пустой стул может быть символом неизвестности или неуверенности. Это может быть напоминанием о неопределенности будущего или непредсказуемости жизни. Пустой стул также может служить символом возможности. Это может быть приглашение принять что-то новое или возможность изменить ход своей жизни, занять другое место за столом.
Для некоторых художников пустой стул может стать отличным источник вдохновения, который можно использовать для создания выдающихся произведений искусства.
Она посмотрела на стул, начала мягко и спокойно что-то говорить, а потом заплакала. Когда она высказала мальчику, как бы сидящему на этом пустом стуле, всё, что ее так волнует, выразила все свои неприязненные чувства, наши занятия стали гораздо более продуктивными, чем это было тогда, когда я позволяла ей использовать меня в качестве объекта для своих излияний. Иногда на таком пустом стуле можно поместить какую-то составляющую личности или какой-то предмет, символизирующий эту составляющую. Салли — шестнадцатилетняя девушка, которая на тот момент пыталась справиться с проблемой переедания,— усадила на такой пустой стул ту часть самой себя, с которой связывала обжорство. И причины ее переедания в значительной мере прояснились в диалоге межцу двумя составляющими ее личности — обжорой, сидящей на пустом стуле, и той частью личности, которая была заинтересована в снижении веса.
Для проведения сеанса необходимы следующие условия: Комфортная и спокойная обстановка, которая создает атмосферу безопасности и доверия. Пустой стул, который представляет абстрактную фигуру или человека, с которым пациент взаимодействует. Опытный терапевт, который руководит процессом и поддерживает доверительные отношения с пациентом.
5 гештальт-техник для личностного роста
одна из возможных техник, которые часто используются для преодоления такого рода переживаний, основанных на прошлом опыте. Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции. Другой техникой является «пустой стул».
Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике
Оклендер В. Окра в мир ребенка. – М.: Класс, 2000 (Библиотека психологии и психотерапии, Вып. 20) | Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии и её особенности. |
Гештальттерапия | Техника пустого стула, также называемая «техникой двух стульев» или просто «работой на стуле», представляет собой терапевтический метод, используемый в разговорной терапии. |
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: особенности и применение в психологии | методу, объединившему в себе искусство и науку. |
Техника пустого стула / психология | Психология, философия и размышления о жизни. | Техника «пустой стул» ф. перлза в психологии и её особенности. |
Научиться прощать: техника «Пустой стул»
Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. Техника «пустого стула» используется для того, чтобы помочь клиентам осознавать и решать внутренние конфликты, а также улучшать понимание и разрешение межличностных проблем. это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента.
Эффект незаконченного действия
- Что это такое?
- Техника пустой стул в психологии инструкция по применению - Инструкции, руководства, мануалы
- Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
- Методы и техники гештальт терапии в психологии
- Она все делает не так и раздражает меня
- Пустое кресло: методика гештальт-терапии
Техника "пустой стул" в психологии: суть, использование на практике
На нем построено искусство, которое постоянно нарушает наши ожидания. Предсказание остается прежним — мы как бы на автомате видим воображаемые объекты, тот же треугольник. В этом тоже есть логика — мозг не тратит лишнюю энергию, чтобы корректировать модель мира. Это было показано в экспериментах.
Гештальт-эффекты совпадали со снижением активности в соответствующих областях зрительной коры. Изображения, демонстрирующие эффект гештальта, как и многие другие оптические иллюзии, используют эти механики. Они как бы взламывают нашу систему восприятия.
Воображаемые треугольники, объемы, перспективы, наоборот, настолько глубоко укоренены в восприятии и настолько хорошо работали в прошлом, что мозг предпочитает полагаться на них, а не на реальность. Рисунки, отображающие эффект гештальта Идея гештальта приоткрывает окно в устройство нашего восприятия. Последние достижения в исследованиях мозга говорят о том, что мир для каждого из нас — это своего рода управляемая галлюцинация.
Не так важно, согласуется ли наша внутренняя «карта местности» с территорией реальности, если она позволяет нам удовлетворять все потребности. Если не позволяет — мозг вносит нужные корректировки. Ученый Анил Сет рассказывает о так называемых «управляемых галлюцинациях» Гештальты возникают на границе контакта нашей модели мира с реальностью.
Они помогают воспринимать мир в его целостности. О цельном восприятии реальности и границе контакта с миром говорит и гештальт-терапия. Но в отличие от гештальтпсихологии, в ней идет речь не о восприятии треугольников или даже лиц, а о более сложных феноменах — поведении, потребностях и проблемах с их удовлетворением.
Благодаря последним достижениям в исследованиях мозга и сложным вычислительным моделям мы стали лучше понимать природу гештальтов. Есть шанс, что в обозримом будущем это поможет людям решать действительно важные для них проблемы и закрывать давние гештальты. Что нужно знать о гештальтах Гештальт — это целостный образ, создаваемый нашим восприятием.
Изображение, лицо человека, мелодию или абстрактную идею мы воспринимаем сразу и целиком. Гештальтпсихология еще в начале XX века описала многие особенности нашего восприятия. К примеру, как мы группируем объекты, которые похожи друг на друга или просто близко расположены.
Сегодня эти правила активно применяются в дизайне и искусстве. В XXI веке к идее гештальта вновь прикован интерес — на этот раз в контексте исследований мозга. Гештальт в широком смысле показывает, как мозг создает модель мира.
Через нейронные цепочки обратных связей мозг постоянно сравнивает предсказания с реальностью. Обновление модели реальности и рождает гештальт. Благодаря этому мы воспринимаем мир единым и целостным, а не как хаотичный набор стимулов.
Гештальт-терапия — это тоже про целостное восприятие мира и контакт со средой. Только здесь речь не о нейронных контурах, а о психике, поведении и потребностях. Человеческая психика стремится к целостности, равновесию, но для этого ей постоянно нужно удовлетворять потребности и вступать в контакт со средой.
Когда потребность какая угодно — от похода в туалет до реализации многолетнего плана удовлетворена, говорят, что гештальт закрыт.
При нарушении подобного взаимообмена жизнь человека застывает и теряет свой смысл. Гештальт-терапия направлена в первую очередь на восстановление отношений с миром, а не на осознание ошибок и понимание того, почему человек ходит по кругу. Определение Являясь одним из направлений психотерапии, гештальт-метод сформировался в середине прошлого века. Теория данной терапии включает ряд практик, среди которых - традиционный психоанализ, телесно-ориентированная терапия, гештальтпсихология, психодрама и многие другие концепции. Термин "гештальт" имеет немецкое происхождение - слово gestalt переводится как "форма, фигура". Понятие гештальта, если говорить простым языком, представляет собой целостный образ конкретной ситуации. С научной точки зрения под гештальтом подразумевают целостную структуру, расположенную на поле взаимодействия окружающей среды и человека и охватывающую промежуток между появлением потребности и ее удовлетворением.
Основателем гештальт-терапии считается психолог Фридрих Перлз, положивший начало направлению психологии, согласно которому человек и окружающая его среда являются единым целым. Граница и контакт Рассмотрим основное понятие гештальт-терапии. Контакт - взаимодействие возможностей окружающей среды и потребностей человека. Последние могут быть удовлетворены только в том случае, если человек вступает в контакт с окружающим миром: Для утоления голода требуется пища. Вода требуется для утоления жажды. Потребность в общении утоляется при контакте с другими живыми существами. Граница контакта - место встречи человека с окружающим миром. В большинстве случаев она воспринимается как черта между телом человека и тем, что расположено извне.
Однако подобные границы не во всех случаях настолько точные и четкие. Отчуждение и идентификация Оба феномена характерны для границ, где они и возникают. Идентификация подразумевает классификацию на "свой" и "чужой", где под "своим" понимают близкое и родное в любых обстоятельствах. За пределы внутренних границ не выходят положительные отношения - любовь, партнерство, дружба. К категории "чужих" относят отрицательные отношения, которые отторгаются человеком. Нарушение границ провоцирует многочисленные проблемы, которые преодолеваются человеком. Когда формируется гештальт? Жизнь любого человека сопровождается разнообразными гештальтами разных масштабов - как мелкими, так и крупными.
Среди них - взаимоотношения с родителями, детьми и друзьями, ссоры с любимыми и близкими людьми, разговоры с коллегами, ощущения влюбленности, дружба. Гештальт возникает спонтанно и не по воле человека, а как следствие появления потребности, требующей скорейшего удовлетворения. Он начинается и заканчивается, последнее - в момент удовлетворения потребности. Абсолютно все желания человека не могут быть исполнены, в связи с чем цикл закрытия гештальта может отличаться по длительности. Цикл гештальта Идеальный цикл выглядит следующим образом: Формирование потребности. Удовлетворение потребности.
Как простить и отпустить человека.
Терапия направлена на то, чтобы освободиться от тяготеющих чувств, которые мешают жить, вызывают комплексы, чувство вины. Выполняя упражнение вы сможете освободить себя от плохих мыслей, стать на путь личностного развития и просто начать новую жизнь. В каких случаях помогает техника и как правильно выполнять? Во-первых, на нем размещается значимый человек, с которым он осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, например отец, которому при жизни не были сказаны важные слова. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой. Решение: Сядьте на диван, поставьте перед собой стул и представьте сидящим на нем человека, ситуация с которым не завершена. Вот вы находитесь напротив него.
Выскажите ему все, что у вас накопилось внутри за это время, всё, что хотели бы ему сказать.
Четвертый ресурс: энергия движения к контакту и встречи. Работа с феноменами контактной границы. Любое столкновение человека с другим человеком сопровождается возбуждением или переживанием небольшой эмоциональной встряски. Эффект присутствия другого человека оживляет субъекта.
Этот эффект имеет специфически человеческий характер. Энергия встречи и развивающий этот процесс опыт новизны и свежести отношений дает уникальный прирост в плане психической энергии и освобождения чувств. Подводя итоги, заметим, что небольшая прибавка энергии, которую дает любая из перечисленных выше форм эксперимента, достаточно ценна. Но надо напомнить, что эти эффекты существенно снижаются, если клиент выполняет эксперимент только следуя рекомендации следуя предложению терапевта механистически, против собственной воли. В этом случае эксперимент выполняется клиентом как "физическое упражнение", или задание "лечебной физкультуры".
К области малополезных мы отнесем и те формы активности, которые называют "отыгрыванием" или "эктинг аут". Хотя клиент проявляется достаточно бурно и живо, отсутствие эффекта осознанности снижает субъективное переживание энергии, заменяя его более примитивным по структуре переживанием опыта возбуждения. Конечно, часть эффекта усиления возбуждения все равно проявляется даже при недобровольном участии клиента в формальном эксперименте. Но такая прибавка энергии не удобна для клиента, который может ее либо игнорировать, либо даже использовать эту "прибавку энергии" для усиления сопротивления терапии. Поэтому, как указывалось выше, терапевту можно рекомендовать принцип добровольности в ситуациях, когда он предлагает клиенту эксперимент.
В этом случае добавка энергии доставляет клиенту удовольствие и создает предпосылки для фокусировки и осознанности. Принцип малых шагов в эксперименте Важно соблюдать принцип: один эксперимент — одна фигура. Увеличение количества фигур, которые могут появиться из развертывания эксперимента, может привлечь терапевта глубиной и полнотой, но исходя из опыта, стоит рекомендовать ограничения в области расширение поля. Позитивное свойство эксперимента чаще всего в том, что ограничение уменьшение свободы и уменьшение вариабельности ситуации условий создает предпосылки для мобилизации энергии. В эксперименте у клиента меньше фигур для наблюдения, чем в жизни, поэтому он за счет увеличения времени и за счет опоры на рамки эксперимента может использовать с большим эффектом для фокусирования то количество энергии, которое у него актуально имеется в распоряжении.
Увеличение количества компонентов эксперимента или смена фигуры на более "глубокую" часто запутывает клиента, он теряет нить эксперимента, и на место осознанности "эвэрэнес" приходит некоторое символическое действие типа "эктинг аут". Дело в том, что эксперимент сам по себе бывает начат чаще всего в ситуации, когда терапевт имеет дело с прерыванием контакта, и сам по себе эксперимент, очевидно, служит инструментом для того, чтобы конфронтировать с этим прерыванием, создавать условия для возвращения свободы и осознанности. Соскальзывание с переживания на переживание для клиента будет не столько опытом "глубины", но и опытом отсутствия границ и отсутствия фокусировки. Что же делать терапевту, если в ходе эксперимента первоначальный план начинает "плыть"? Естественный совет: если появились новые фигуры, стоит остановить старый эксперимент, обсудить его результаты, а потом начинать новый эксперимент с новыми фигурами!
Некоторое исключение из предложенных правил могут составлять исследовательские и диагностические эксперименты, которые как раз могут быть направлены на поиск скрытых или избегаемых фигур. Но в этих экспериментах терапевт также помогает клиенту зарегистрировать новые фигуры и после этого фокусированно обсудить их. Ответственность терапевта и ответственность клиента Как правило, терапевт сам начинает эксперимент. То есть терапевт сам предлагает сделать эксперимент и получает согласие клиента и его заинтересованность в результате этого эксперимента. То есть устанавливает партнерский договор относительно предстоящего действия и поровну распределяет ответственность с клиентом.
Частая ошибка терапевта состоит в том, что он начинает спрашивать клиента о содержании будущего эксперимента в плане тематического желания. То есть спрашивает, хочет ли, желает ли клиент сделать эксперимент, по аналогии с тем, как спрашивает клиента о текущих желаниях, мотивах и потребностях. Однако надо понимать, что терапевтический эксперимент — это специальный инструмент терапевта, это особая форма исследования, и нацелен он против сопротивления клиента терапии. Поэтому такое наивное предложение часто вызывает недоумение у клиента. Но я не желал как раз этого действия до того, как мне предложил его терапевт.
Я всегда избегал, наоборот, вспоминать о своих отношениях с прабабушкой! Поэтому обычная формула терапевта — "я предлагаю вам сделать это! Терапевт придумывает композицию эксперимента, это его творческий вклад в сессию. И клиент включается в нее и в игре находит недостающую энергию. Важный этап в проведении эксперимента — это его окончание.
В этот момент сессии терапевт и клиент завершают эксперимент и переходят к диалогу. Часто терапевту кажется, что клиент "как-то сам" выйдет из эксперимента, когда тот постепенно затухнет и потеряет энергию. Часто даже можно наблюдать ситуации, когда терапевт забывает о том, что по своей инициативе предложил клиенту начал эксперимент, и разговаривает с одной из ролей в композиции, как с целостным человеком. Иногда терапевту кажется, что можно, устанавливая контакт и отношения, надеяться, что эффект сохранился после завершения эксперимента. Это не очень разумный подход.
Так же как незамысловатое предложение человеку "побыть с этим". Обычная форма завершения эксперимента — это свободное обсуждение терапевтом и клиентом результатов эксперимента. Я чаще всего спрашиваю клиента прямо о том, "как он оценивает результаты эксперимента, что ему показалось интересным". Такой принцип "обсуждение на равных" дает место для ЭГО функции клиента. Мне представляется, что есть несколько причин, по которым терапевт затрудняется четко обозначить момент завершения эксперимента и возврата к диалоговым отношениям, к прямой встрече с клиентом.
Чаще всего это контрперенос. Например, терапевту может понравиться состояние эмоций и чувства клиента во время эксперимента, и он по доброте будет надеяться, что состояние клиента теперь изменится и надо его закрепить, чтобы клиент его "не потерял! Или терапевт отвлекся и просто забыл момент, с которого начал эксперимент. Кстати, я рекомендую терапевтам до начала эксперимента ориентировочно спланировать его композицию, и в том числе предположительную композицию завершения, выхода из эксперимента. Хотя потом, в ходе настройки эксперимента, терапевт будет импровизировать.
И обязательно после эксперимента всегда стоит свободно и на равных обсудить результаты, и тем самым перейти к диалогу! Заметим, что вопрос неопределенного типа "что это для тебя было? В таких случаях иногда клиенты испытывают тревогу и даже просят терапевта сделать интерпретацию. Зато вопрос терапевта к клиенту типа: "Сейчас эксперимент закончен. Как вы относитесь к эксперименту, что для вас показалось интересным и полезным?
Почему терапевты иногда боятся эксперимента и предпочитают разговоры? Вот несколько ответов на вопрос «почему терапевт может избегать эксперимента? В целом, эксперимент — это риск не только для клиента, но и для терапевта. Он может быть предсказуем по форме, по композиции ролей или фигур, но просто должен быть, обязан быть непредсказуемым по содержанию!!! Иначе зачем же он нужен?
Эксперимент по определению содержит новизну. Поэтому так обидно бывает, что многие терапевты в качестве эксперимента предлагают подобие дидактических заданий или композиций, намекающих на успешное разрешение ситуаций! Отказ клиента от эксперимента или срыв эксперимента Неудачный или слишком сложный для клиента эксперимент скорее вреден, чем полезен, не смотря на энергию чувства. Важно, чтобы клиент сохранял позицию осознанности и свободы во время выполнения экспериментов. Если осознанность нарушена, эксперимент надо просто завершать!
Отказ от эксперимента — это просто повод к свободному диалогу с клиентом о его мотивах, хорошее начало более прямого контакта. И нет необходимости настаивать на доведении эксперимента до конца. В дополнение обсудим способы проведения эксперимента в сессии и позицию терапевта. Эксперимент обычно предлагает терапевт по своей инициативе. Бессмысленно спрашивать клиента, "хочет ли он" провести эксперимент.
Тем не менее требуется всегда получить согласие на проведение эксперимента, иначе это будет просто насилие. Само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта — это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент. Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место, форму, время начало и место завершения эксперимента, чтобы потом перейти к его обсуждению. Мотивы клиента и тактики терапевта. Как избежать ошибки при постановке эксперимента Возможный мотив клиента для участия в эксперименте: терапевт может пробудить активное любопытство клиента к проведению эксперимента, в котором клиент столкнется с отвергаемым процессом.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам. К основным гештальт-терапевтическим техникам относится техника «пустого стула». Гештальт терапия – направление в психологии, которое помогает клиенту осознать и проработать непрожитые чувства, свои потребности, незавершённые ситуации, а также взять ответственность на себя за свою собственную жизнь. он для значимого другого, который может тот стул занять.