Квартира №50 не просто «нехорошая квартира», Булгаков подбирает к этому жилищу немало звонких эпитетов, как "гнусная", "мерзкая". наряду с "нехорошей квартирой" номер 50 на Большой Садовой, 10 и мемориальной квартирой Булгакова на Большой Пироговской, 35а - еще одно знаковое для писателя место.
А где на самом деле была «нехорошая квартира» Булгакова?
Самым популярным местом стала «Нехорошая квартира», работающая в качестве музея Булгакова на Большой Садовой. Мистический роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» оставил исследователям целый ворох загадок. Была ли у него мистическая связь с Гоголем, и за что Булгаков ненавидел Маяковского? В топе локаций, конечно же, "нехорошая квартира" на Большой Садовой, работающая как музей Булгакова. По данным аналитиков МегаФона, прочувствовать дух романа сюда пришло в три раза больше поклонников "Мастера и Маргариты", чем даже в новогодние праздники.
Пятое измерение: иммерсивное путешествие по реальности Михаила Булгакова
Это же дом. Теперь в этом доме можно еще и переночевать, если, конечно, эксцентричные хозяева будут не против. А они здесь очень строги с гостями. Если что-то не понравится, долго пришельца терпеть не станут. Что говорить, даже экскурсоводы здесь не часто задерживаются. Все, кто остается здесь работать, сами чем-то напоминают булгаковских персонажей.
Очень тяжелой была для писателя весна 1918 года. Справляться с пристрастием ему помогали жена Татьяна Лаппа и его будущий отчим Иван Воскресенский. К лету 18-го, согласно воспоминаниям супруги, Булгакову удалось победить недуг.
Осенью 1921 года он переехал в Москву уже совершенно здоровым человеком. Хотя тема эта в его творчестве нашла отражение в рассказе "Морфий", в пьесе "Зойкина квартира", в романе "Мастер и Маргарита" и др. Много позже, с осени 1939 года, когда Булгаков серьезно и уже неизлечимо заболел, писателю назначали впрыскивания морфия как обезболивающее, которое, впрочем, почти ему не помогало. Кстати, этот миф о писателе-морфинисте научные сотрудники Музея М. Булгакова будут развенчивать детально на лекции "История болезни", которая пройдет в нашем новом пространстве в Большом Афанасьевском 13 апреля. Приходите, будет интересно! Кстати Исторический контекст Центр Булгакова на Арбате Арбат и арбатские переулки - наряду с "нехорошей квартирой" номер 50 на Большой Садовой, 10 и мемориальной квартирой Булгакова на Большой Пироговской, 35а - еще одно знаковое для писателя место. Центр Булгакова находится на пересечении сразу нескольких булгаковских маршрутов.
В соседнем Нащокинском переулке в доме 3-5 Доме писателей , снесенном в 1978 году, была последняя квартира Булгакова, где он жил с третьей женой Еленой Сергеевной и ее сыном Сергеем. Здесь были написаны "Записки покойника", пьесы "Дон Кихот" и "Батум", до последних дней жизни писателя шла работа над романом "Мастер и Маргарита". В 1924-1927 годах Булгаков проживал в еще двух арбатских переулках - Чистом, д. Недалеко от Центра Булгакова - театр Вахтангова, где с большим успехом шел спектакль по пьесе "Зойкина квартира". В арбатских переулках жили друзья писателя. Здесь же - дома и места, попавшие в произведения Булгакова: переулки, по которым Маргарита летела к дому Драмлита отомстить критику Латунскому за Мастера, сам этот дом, особняк Маргариты и многие другие. По Арбату Булгаков и его герои бродили много и часто. Об этом расскажут на уличных экскурсиях, которые свяжут Центр Булгакова на Арбате с двумя другими площадками Музея М.
Булгакова - "нехорошей квартирой" 50 на Большой Садовой, 10 и мемориальной квартирой писателя на Большой Пироговской, 35а.
Вначале маляры подумали, что вчера попросту пропустили обработку части стены, и тщательно перебелили ее вновь, однако на другое утро с изумлением снова обнаружили силуэт кота на том-же месте. Пробовали спрятать это пятно под несколькими слоями побелки, но оно снова проступило поверх известки.
Тогда в ужасе маляры отказались от проведения ремонта в этом чертовом месте, а по их совету не стали белить стены и остальные отделочники. Проступающие через отделку стен образы «Мастера и Маргариты» характерны не только для квартиры, но и для подъезда. Но надписи и многочисленные рисунки на стенах в подъезде не нравились проживавшим в доме обывателям, и они несколько раз делали попытки закрасить стены простой краской, однако образы, будто по велению свыше, проступали снова и снова через густой слой покрытия. После череды неудачных попыток один жилец разозлился и закрасил изображение Воланда слоем черной краски, рассчитывая на то, что на темном фоне рисунок будет не виден, но образ Воланда отчетливо проступил поверх черного пятна.
Те, кому повезло пожить в квартире Булгакова или по соседству, тоже оставили воспоминания о мистической атмосфере в квартире. С наступлением ночи она будто оживала: даже в абсолютно пустой квартире скрипел старинный паркет, слышались глухие шаги. Проживающие там все время слышали чье-то дыхание и вскрики; складывалось впечатление, что сам Булгаков или герои его романа незримо приходят в свою любимую квартиру.
Поэтому говорят, что загадывая желание нужно быть осторожней и более четко формулировать их. Многие люди, которые оставались на ночь в квартире Булгакова, отмечали, что с наступлением темноты квартира как будто «оживала». То есть они отмечали, что ни с того, ни с сего начинали скрипеть половицы так, как будто по ним кто - то ходит. Некоторые так же считают, что те сверхъестественные силы , обитающие в квартире, их охраняют и в обычной жизни. И для них совершенно не важно, какие именно это силы светлые или все-таки темные. В этой квартире до недавнего времени висело большое старинное зеркало. Со временем оно немного помутнело, и стало искажать изображение.
Считается, что именно оно является «воротами» для входа в потусторонний мир, и что именно через него можно было войти в то самое пятое измерение, где и проходил тот самый бал у Сатаны в книге Булгакова.
Места Мастера: у владимирцев подскочил интерес к самым загадочным локациям романа Булгакова
По данным аналитиков МегаФона, прочувствовать дух романа сюда пришло в три раза больше поклонников "Мастера и Маргариты", чем даже в новогодние праздники. Музей Булгакова на Большой Садовой улице. Сейчас в здании на Тверском бульваре находится Литературный институт имени А.
Но большая часть таинственных событий происходит в воображении людей.
СМИ писали, что вы и плавающие сцены на Патриарших прудах устанавливаете, и звёзд оперной сцены приглашаете. У вас хватает на это средств? Но мне эта работа тем и нравится, что современный музей - это всё: точка притяжения, медиа, научный центр, театр...
Главное, помнить, что цель - распространение знаний о Булгакове. А привлечение посетителей - лишь способ к ней приблизиться. Что касается Патриарших, там начинается действие романа.
Мы водим туда экскурсии. Помимо прочего занимаемся темой музыки в произведениях Булгакова. Это огромный пласт информации, которую не передать в рамках традиционной музейной работы.
Поэтому организуем музыкальные программы. Три года назад состоялся масштабный оперный концерт на воде: был понтонный зрительный зал, на набережной играл оркестр, выступала Хибла Герзмава и другие замечательные музыканты. Мы деньги не вкладывали.
Удалось убедить организаторов городских праздников включить концерт в программу. Кстати, недавно к музею присоединилась вторая квартира Булгакова - на Б. Пироговской, 35.
Там заканчивают реставрацию.
Номера дома 302-бис - ни на одной из Садовых улиц Москвы не было и нет с таким большим номером. Архитекторы — Э. Юдицкий и А. Построен на деньги мецената, владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Давыдовича Пигита.
Построен дом был за 9 лет до Октябрьской революции как доходный дом для сдачи квартир внаем и в скором времени наполнился московской богемой — в разное время там жили В. Суриков, П. Кончаловский, Г. После революции дом был поделен на коммуналки, большая часть из которых были спроектированы по типу общежития: длинный коридор с комнатами с обеих сторон и одной общей кухней на всех хозяев. Дом Булгакова Своего жилища Михаил Афанасьевич Булгаков, стыдился, однако вплоть до 1924 года у него не было возможности перебраться в другую комнату или другой дом.
В общей кухне шипели примусы, по коридору, где постоянно туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры раздавались пьяные голоса… Воспоминания не из легких.
Новая возлюбленная Булгакова проявила к литературному творчеству Булгакова самый искренний интерес. Она даже взялась выполнять функции его личного секретаря и под диктовку печатала страницы его нового романа. Шиловская и поможет потом Булгакову своими руками отправить все это вместе с черновиками в печь. Потом он садится писать свой роман заново.
В 1934 году в нем впервые упоминается Маргарита. История о Дьяволе превращается в величайшую историю о любви. В 70-х годах выяснится, что произведения писателя невероятно кинематографичны. В конце 80-х о своем намерении снять «Мастера и Маргариту» заявят сразу три режиссера. Но поставить картину сможет лишь один.
Из-за разногласий между правообладателями фильм 20 лет пролежит на полке и выйдет в прокат в сильно сокращенном виде. Все это породило разговоры о том, что на романе лежит печать проклятия, и что наложила его третья жена писателя. Возможно потому, что Мастер, как сказано в романе, «заслужил покой». И этот покой вечно охраняет его возлюбленная. Его муза.
Что увидели немцы
- «Нехорошая квартира»: Булгаков о квартире № 50 – Музей Михаила Булгакова
- МТС создала Мистическую квартиру на Патриарших по мотивам «Мастера и Маргариты»
- Места Мастера: В Москве подскочил интерес к загадочным локациям романа Булгакова
- Квартира Булгакова веет мистикой
- Квартира Михаила Булгакова: мистика и обыденность быта гениального писателя (Россия) - Terra-Z
Обратите внимание:
- Мистика Булгакова в русдрамтеатре Стерлитамака - Стерлитамак онлайн
- Михаил Булгаков. Роман с ведьмой
- В доме Булгакова теперь можно переночевать
- Квартира Михаила Булгакова: мистика и обыденность быта гениального писателя (Россия) - Terra-Z
Самый мистический музей Москвы: как выглядит нехорошая квартира Булгакова из
Михаил Булгаков был мастером поэтизации пространства, и Москва в его произведениях становится полноценным действующим лицом. Самая мистическая квартира с секретными комнатами|Дом-музей Михаила Булгакова в Москве. 15 марта 2023 года Музей М.А. Булгакова открывает новое пространство – Научно-просветительский центр. Это квартира самого Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10. Проект представляет экскурсию в квартиру, которая имеет прототип в романе 'Мастер и Маргарита' ова.
Квартира Булгакова веет мистикой
Дизайн квартиры выполнен в стиле 30-х годов и вдохновлен новой экранизацией «Мастера и Маргариты». Руководителем проекта стал известный художник-постановщик Григорий Пушкин, работавший на таких проектах как «Слово пацана», «Последний богатырь», «Король и Шут». Пространство двухкомнатного номера детально продумано и наполнено большим количеством декора и отсылок к фильму, которые переносят гостя в сюжет романа. Создать нужное настроение помогают как дизайнерские решения — использование темных, глубоких оттенков в оформлении, лепнина на потолках, возведение колонн, создание каминной зоны, отсутствие ярких источников света, так и обилие «артефактов» — печатная машинка писателя, трость Воланда из фильма, перчатки Маргариты, волшебный крем Азазелло, пустая птичья клетка.
Маргарита … увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, … и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита». Да ведь это же он! Это он погубил Мастера!
Это жилье считалось привилегированным — в распоряжении жильцов были также собственная столовая, поликлиника и детский сад. Однако за эти привилегии многим пришлось дорого заплатить. Вскоре после заселения в 1937 г. Некоторые жители бесследно исчезли, а в их квартирах поселились другие люди. После войны, в 1948 г. Крюкова, арестованного за «грабеж и присвоение трофейного имущества в больших масштабах».
А следом за ним арестовали за «антисоветскую деятельность и буржуазное разложение» его жену — известную певицу Лидию Русланову. Агния Барто Фото: iodb. Жена поэта Льва Ошанина не смогла простить ему измены и выбросилась в окно. Рядом с домом машина сбила 9-летнего сына Агнии Барто, после чего она всегда ходила в черном. Говорили, что жильцов дома преследует злой рок.
Москва для Булгакова стала огромной сценой, где встречаются его герои и происходят самые невероятные события.
Приехал, чтобы остаться в ней навсегда. Михаил Афанасьевич был не просто талантливым писателем.
У вас хватает на это средств? Но мне эта работа тем и нравится, что современный музей - это всё: точка притяжения, медиа, научный центр, театр... Главное, помнить, что цель - распространение знаний о Булгакове. А привлечение посетителей - лишь способ к ней приблизиться. Что касается Патриарших, там начинается действие романа. Мы водим туда экскурсии. Помимо прочего занимаемся темой музыки в произведениях Булгакова.
Это огромный пласт информации, которую не передать в рамках традиционной музейной работы. Поэтому организуем музыкальные программы. Три года назад состоялся масштабный оперный концерт на воде: был понтонный зрительный зал, на набережной играл оркестр, выступала Хибла Герзмава и другие замечательные музыканты. Мы деньги не вкладывали. Удалось убедить организаторов городских праздников включить концерт в программу. Кстати, недавно к музею присоединилась вторая квартира Булгакова - на Б. Пироговской, 35. Там заканчивают реставрацию. Здесь Булгаков начал писать «Мастера и Маргариту» и сжёг первую редакцию романа.
Именно в эту квартиру звонил ему Сталин.
Что еще почитать
- Мистика Булгакова в русдрамтеатре Стерлитамака - Стерлитамак онлайн
- БУЛГАКОВСКИЙ ДОМ: если хотите любви и мистики
- Экскурсия в нехорошую квартиру по роману М.Булгакова 'Мастер и Маргарита'
- Нешуточные страсти вскипели вокруг знаменитой булгаковской «нехорошей квартиры»
- Интересное
- Фотыма в обычной квартире: чем уникален "полтергейст"
Тайны «нехорошей квартиры». Директор музея Булгакова - о мистике и кодах
Что оставалось делать? Поставили фанерный ящик с надписью "Почта любви" - заявки на чудо теперь можно бросать туда. Раз в год все накопившиеся записки привязывают к воздушным шарикам и отпускают в небо. Чудо - вещь упрямая: если его так ждут, оно обязательно случится. Вопрос - когда.
Так что желайте конкретнее, пожалуйста... Для особо требовательных предусмотрен неформальный способ донести до провидения в лице Булгакова свою жажду любви: в туалете культурного центра оставлена оклеенная обоями стена, где можно обнаружить тексты "Хочу выйти замуж по любви" и даже "Люблю тебя, Дашенька. Твоя Саша". Кстати, как выяснилось, Булгаков помогает не только от любовного томления - у его гипсового памятника уже дважды отламывали кисть руки: прошел слух, что если поздороваться с писателем за руку, то будет удача...
Доходный дом купца Пигита Дом N 10, яркий образец венского модерна, появился на Большой Садовой улице в Москве в 1903 году. Построен архитекторами А. Милковым и Э. Юдицким по заказу купца и промышленника Ильи Пигита.
Владелец фабрики "Дукат" Пигит собирался разместить в здании фабричные корпуса. Однако власти запретили устраивать промзону рядом с церковью Св. Ермолая находилась между домом N 8 и Малой Бронной, снесена в 1930-е гг. Дом достраивали как доходный.
Сам хозяин дома Илья Пигит поселился в квартире N 5 в 1917 году его родственница Анна Пигит приютила здесь вернувшуюся после каторги анархистку Фанни Каплан. В здании жила творческая и научная интеллигенция: адвокаты, врачи, актеры, художники. В верхнем этаже в начале XX века находилась мастерская Жоржа Якулова - художника-авангардиста и популярного декоратора, этажом ниже жил Петр Кончаловский, один из основателей общества "Бубновый валет". В квартире N 20 жила оперная певица Львова, мать поэта Вадима Шершеневича, - в ее квартире располагался склад изданий имажинистов, здесь часто бывали Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф.
Кстати, именно в мастерской Якулова Есенин познакомился с Айседорой Дункан. В 1904 году в 6-м подъезде открылось общежитие Высших женских курсов, просуществовавшее до 1918 года, - курсистки занимали 9 квартир. Заведовала общежитием Мария Даниловна Земская. Когда после революции дом стал одним из первых "домов-коммун", а квартиры превратились в коммуналки, ей удалось в одной из комнат квартиры N 50 прописать своего мужа и его брата с женой Надеждой - сестрой Булгакова.
Николай Голубев, генеральный директор культурного центра "Булгаковский дом" "Мы собрали подписи за создание в городе "Булгаковской тропы" вопрос: Как появилась мысль организовать музей? На дверях в подъезде висело официальное объявление, что "музея Булгакова здесь нет и быть не может". И мы подумали: почему бы нам не создать его самим? Живет музей на наши заработки, помогают попечители главой попечительского совета музея является спикер Совета федерации Сергей Миронов.
Основной объем работы делают добровольцы. Музей - хобби.
Год спустя Пигит получил разрешение на возведение жилого дома на Большой Садовой в Москве, архитектором был Э. В проекте Доходного дома, где находилась квартира Булгакова, прослеживаются элементы модерна: плавные изгибы, лепнина, растительные орнаменты, закругленные балконы. Здание содержит два корпуса: пятиэтажный фасадный, четырехэтажный дворовой.
На парадном фасаде, устремленном к Большой Садовой улице, спроектировали 5 эркеров, пятый этаж под карнизом опоясывает майоликовая лента. Завершенность, устремленность вверх комплексу придают три аттика — полуэтажи на кровле. Внутри уютного дворика установлен фонтан, впереди здания разбит сад. Декор дворовых фасадов менее выразителен. Отделка внутренних помещений полностью уничтожена жителями коммунальных квартир в 90-х годах.
Частично на экскурсиях удается разглядеть лепной растительный декор вестибюля первого подъезда, напольную плитку, лестничные ограждения. Количество жильцов превышало 16 человек. Образ «скверной» коммуналки через скандалы, драки, пьяные песни длительное время преследовал Булгакова. Современное развитие В июне 2012 г. Департаментом культуры Москвы объявлен конкурс на проект развития музея Булгакова.
Победу одержала концепция Москвиной, Филиппини, предполагающая развитие галереи в формате Литературного парка. Музей нашел продолжение в жилых помещениях, находящихся поблизости. Культурное учреждение стало доступно людям с ограниченными способностями, изменения коснулись режима работы. Почему «нехорошая» квартира Булгакова? В 90-х годах прошлого века практиковалось густое подселение вновь прибывших постояльцев к имеющимся жильцам.
Коммунальный быт был невыносимым: отсутствие отопительной системы, алкоголики по соседству, проблемы с водой, светом, антисанитарные условия на общей кухне. В дневнике Булгаков прозвал подобное жилье «гнусной квартирой гнусного дома», в романе «Мастер и Маргарита» - «зданием 302-бис с нехорошей квартирой 50». Музей олицетворяет памятные моменты из жизни Булгакова. Сочетает обыденность, фантастику. Показывает читателям булгаковскую Москву в тоскливом, загадочном, полуразрушенном виде.
В «нехорошей квартире» установлен мемориал Булгакова, на входе экскурсию открывает памятник Коровьеву, Бегемоту. Обозрению представлены дорожные сумки, зонты, трости, шляпки, изрядно попутешествовавшие по свету. Сундук - с секретом.
Именно это место послужило прототипом «нехорошей квартиры», в которой останавливался Воланд со свитой и которая так подробно описана в романе «Мастер и Маргарита». Именно там, в бывшей квартире писателя находится официальный, государственный дом-музей Булгакова. Сразу хочу сказать, что подниматься на пятый этаж и разглядывать стены подъезда, пожалуй, даже интереснее, чем осматривать саму квартиру. Настенное творчество поклонников романа поистине вызывает восхищение! На окнах и стенах нет пустых мест без рисунков На третьем или четвертом этаже на момент моего посещения работал эзотерический магазин. Вот тут меня прям взяла зависть!
Можно это воспринимать как совет от Вселенной Хотел бы я, иметь возможность расположить и наш магазинчик в таком замечательном месте. А пока можно посмотреть его только в интернете, вот на него ссылка. Таких много сохранилось в старой Москве. На входе покупаем недорогой билет и начинаем осмотр. Сразу попадаем в длинный коридор, по обе стороны которого расположены небольшие комнаты. Каждая из них имеет свое название: «Первый московский кабинет» «Редакция» «Кухня» Интерьер отображает быт и моду эпохи Булгакова. Сотрудникам удалось собрать предметы быта и вещи, принадлежавшие писателю. Сохранился даже рабочий стол с настольной лампой. Можно увидеть портреты его самого и его женщин.
Вы знали, что Михаил Афанасьевич очень любил женщин и был не один раз женат? Прежде всего тут важно само осознание факта, что именно здесь жил и творил Мастер. Музей как я уже писал, государственный. Возможно, именно благодаря этому сохранились в целости паркет, двери, окна и всякие бытовые мелочи. Экскурсия в дом-музей Булгакова со мной Можно посмотреть на личные вещи Булгакова и экспонаты той, кажущейся уже такой далекой, эпохи. По меркам типового современного жилья, квартира кажется очень просторной, но на самом деле территория не большая. При этом тут проводятся экскурсии, чтения и даже концерты. Кстати, любой может загадать здесь желание. Для этого есть специальное место.
Там лежит ручка, бумажки и стоит большая, закрытая урна.
А наутро те самые жильцы, о которых говорил Коровьев, идут крестным ходом вокруг двора и окропляют места экскурсии и, собственно, двери Дома Булгакова. Жильцы не любят музейщиков. А точнее вот уже два года ведут с булгаковцами войну. Сотрудники Дома Булгакова, напротив, говорят, что это жильцы мешают им работать. Придумывают небылицы, и не дают пропагандировать творчество любимого писателя. А главный под дому Александр Морозов, по словам директора музея, сам незаконно владеет жилплощадью. Представители милиции комментировать данную ситуацию не желают. В частном разговоре участковый признался, что никаких убийств и нападений не было, и вообще он устал от бесконечных передряг безумного дома.
Пятое измерение: иммерсивное путешествие по реальности Михаила Булгакова
Экскурсии в квартиру Булгакова в Москве 2024 с посещением дома-музея, мистических проулков, стоимость билета на ночные программы, расписание. В этой квартире Булгаков полностью испытал все прелести коммуналки. Именно в этой квартире Михаил Булгаков прожил четыре года со своей первой женой Татьяной Лаппа, когда приехал в Москву осенью 1921 года. Музей Булгакова «Нехорошая квартира» появился здесь лишь в 2007 году. Квартира Михаила Булгакова Удивительно, но та самая «нехорошая квартира» номер 50 из всемирно известного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет свой прототип.
Булгаков и мистика
Татьяна Лаппа была дочерью управляющего саратовской казначейской палаты, состоятельного и уважаемого в губернии человека. Они познакомились в Киеве, куда девушка приехала на каникулы. Ей было 15, ему 16. Их история едва не повторила сюжет «Ромео и Джульетты» — главы обоих семейств были против неравного брака, и только телеграмма матери Булгакова родителям Татьяны: «Миша собрался стреляться» спасла горячие сердца. Еще раз Татьяне пришлось спасать Булгакова уже от наркотической зависимости и заплатить за это слишком высокую цену. Она лишилась возможности иметь детей. В Москву Булгаков приехал с твердым намерением покорить литературный Олимп. Таня все чаще оставалась наедине с коммунальным бытом. Михаил уходил из дома и все дольше задерживался, проводя время на встречах с коллегами и стремясь завести нужные знакомства.
Одна из таких встреч затянулась… На много лет. На одном из вечеров в честь Алексея Толстого Булгаков познакомился с девушкой по имени Любовь Белозерская. Она была полной противоположностью Татьяне. Любовь Евгеньевна происходила из старинного дворянского рода и успела побывать в эмиграции. Вскоре обнаружилось, что жить Белозерской в Москве негде.
Ее знают все, кто знаком с творчеством писателя и его романом «Мастер и Маргарита». А недавно столичные педагоги получили возможность проводить в этом музее уроки по литературе, истории и английскому языку. И у нас появился прекрасный повод еще раз вспомнить о странностях и мистике, которые царят в этом доме. Вот самые интересные факты: 1. Садовая 302-бис, в которой по сюжету романа проживал Сатана со своей свитой на самом деле находится на Большой Садовой 10.
Инициалы же Анна Францевна унаследовала у Адольфа Францевича Стуя — застройщика нэпман, доводящий дом до жилого состояния и взымающий плату за аренду квартир в нём дома Большой Пироговской, где Булгаков жил в 1927-34 годах. Анфисой звали бабушку писателя — мать Варвары Михайловны Булгаковой, в девичестве — Покровской. Вполне вероятно, что какие-то её черты были использованы при описании прислуги Анны Францевны. Справедливости ради следует сказать, что роль незначительная, так что какой-то специальный прототип тут был совершенно не нужен — мало ли сухоньких, набожных старушек в Москве?
Ну и Беломут. Фамилия читается как "баламут", а это парафраз фамилий Булгаков "булгак" — беспокойный человек и Турбин от украинского "турбуватися" — беспокоиться. И так, "однажды в выходной день явился в квартиру милиционер, вызвал в переднюю второго жильца фамилия которого утратилась и сказал, что того просят на минутку зайти в отделение милиции в чём-то расписаться. Удивительнее всего то, что, очевидно, с ним вместе исчез и милиционер".
Во время мероприятия вы сможете одновременно стать и зрителем, и участником яркого спектакля, в котором уникальные экспонаты музея станут декорациями. Сами же интерьеры комнат, которые до сегодняшнего дня сохранили особую атмосферу коммунального жилья 20-х гг. ХХ века, помогут вам почувствовать себя частью вечного произведения «Мастер и Маргарита».
«Нехорошая» квартира Булгакова
Чтобы попасть в самую мистическую квартиру Москвы нужно доехать на метро до станции Маяковская. Михаил Булгаков был мастером поэтизации пространства, и Москва в его произведениях становится полноценным действующим лицом. это мир, где царят мошенники и спекулянты, сутенеры и прочие авантюристы.