Обвинения в государственной измене Милюков обосновал заметками в иностранных газетах, рефреном выступления были слова «Что это, глупость или измена?». «Глупость или измена?» Павел Милюков во время выступления в Государственной Думе, 1915. В ушах звучала постоянно повторяемая в речи Милюкова трагическая присказка: «Что это — глупость или измена?».
О глупости и измене
Если рассматривать действия Милюкова в сегодняшних реалиях, то депутат вел себя, как классический иностранный агент — с высокой трибуны озвучивал некие слухи, которые дестабилизировали ситуацию внутри воюющей страны. Ездил в Европу собирать слухи Незадолго до речи в Думе — в июле-сентябре 1916 г. Если продолжить аналогию с иностранным агентом, то Милюков выезжал в Европу для встречи с кураторами. Сам он объяснил, что целью его путешествия был сбор сведений о попытках русского правительства пойти на сепаратный мир с Германией. Якобы Милюкову удалось найти материалы, свидетельствовавшие о шагах премьера Штюрмера в этом направлении. Но факты эти не были нигде представлены. В речи он, максимум, ссылался на публикации в западной прессе. Скандальная речь Милюкова сыграл на руку людям, которые распускали абсурдные сплетни. После Февральской революции даже предпринимались попытки найти эту телеграфную станцию.
Естественно, они ничем не закончились. В целом не было найдено ни одной улики, которая могла бы бросить тень на Александру Федоровну и Николая II. Царская семья предоставила свои дворцы под нужды раненых. Это было правдой. По законам военного времени Милюковым двигали политические амбиции. Желание убрать с политической арены легитимного главу государства. Политик понимал, что свалить Николай II после того, как он выиграет войну, а к этому все шло, будет нереально. Значит, надо действовать немедленно.
И для захвата власти все средства хороши.
Как Милюков сам стал врагом народа В первом составе Временного правительства Милюков получил портфель министра иностранных дел. Политик рассчитывал, что это — начало пути вверх, а оказалось, его ждал крутой спуск. Потребовалось всего-то два месяца для того, чтобы Милюков, один из творцов Февраля 1917-го года, стал для тех, о чьем благе он радел, врагом народа. На этом политическая карьера Милюкова в свободной от самодержавия России закончилась. Скандальное выступление, базировавшееся на слухах из иностранной прессы, так и осталось его самым ярким деянием в истории. Исторический слом России — октябрьский переворот, гражданская война, которым он способствовал, прошли уже без Милюкова. Тот благополучно укрылся во Франции, где скончался в 1943 году. В нем он признает свою вину за содеянное, понимая, что «история проклянет нас, вызвавших бурю». Признает, что специально раскачивал лодку в то время, как страна воевала.
Сам Милюков настаивал на том, что это фальшивка. Тем не менее документ этот был введен в оборот в советской историографии. Дякина «Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны 1914—1917». Кувшинова «Разоблачение партией большевиков идеологии и тактики кадетов февраль — октябрь 1917 г. Издательство Московского университета 1982. Оригинал документа под названием «Из письма лидера кадетской партии, бывшего министра первого Временного правительства П. Милюкова бывшему члену Совета монархических съездов И.
Они для в-ны опасны: именно потому-то во время в-ны и во имя в-ны, во имя того самого, что нас заставило объединиться, мы с ними теперь боремся. Голоса слева: "Браво".
Итог П. Милюков доказал, что политика царского правительства была продиктована "либо глупостью, либо изменою". А в чем урок речи Милюкова? Глупость или измена? Не суть важно. Беда в другом. Беда в слабости. Политическая и военная немочь. Проблема в слабости руководства кампании.
Нынешнее руководство кампании в принципе неспособно выполнять трудные задачи. Его не для этого назначали. Но нам от этого не легче. Кадры решают все. У каждого провала есть фамилия, имя и отчество. Пока армия и страна не начнут жить по этим принципам, нас ждут годы поражений. Милюкова в 1916 году царь не услышал, бездарей и предателей от трона не убрал, а через три месяца лидеры буржуазии либералы и олигархи того времени , а также предатели-силовики убрали царя. История ничему не учит? Анонс самой популярной подборки!
Правда, с печальными последствиями для её организаторов. Все это объяснимо, когда под идеями распродажи государственных активов нет экономического обоснования. Однако тогда как же быть с прямым указанием президента страны, специально отметившего, что приватизация нужна России «в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле для частной инициативы». Но авторы новой приватизации действуют совершенно из других соображений, как говорил Дмитрий Медведев: «Приватизация — это некий индикатор». И, как мы видим, для её творцов есть несколько мотивов для своей настойчивости. Или же это следование собственным либеральным убеждениям, сформированным еще во времена Гайдара и Чубайса. Или же попытка застолбить сегодня себе место в западной элите, продемонстрировав реальную готовность борьбы за её идеалы. Или же действительно невозможность придумать другого источника поиска денег для обеспечения жизни страны, кроме как распродажи всего подряд. Нет своей политики реиндустриализации, развития собственных промышленных производств и выхода из нефтегазовой зависимости. Нет сколько-нибудь эффективной стратегии новой креативной экономики, а идеи инновационного развития и модернизации не выходят из области PR в реальную жизнь.
И как мы видим, правительство не только не решает эти стратегические задачи, но не занимается и тактическими проблемами. Как говорил классик: «В ситуации, когда нужно принять трудное решение, самое лучше решение — это не принимать ни какого решения». И правительство их не принимает. Ответственность за часть из них перекладывается на плечи президента.
«Для меня назначались эти пули, но я жив, а ты лежишь без дыханья»
"Что это – глупость или измена?"А потом Милюков умыкнул за границу, "благородно" предоставив всем россиянам отвечать за свои ничем не подкрепленные амбиции и прожектерство. Неоднозначную реакцию среди думцев, а впоследствии и во всём обществе вызывало высказывание Милюкова «глупость или измена». Речь Милюкова 1 ноября 1916 г. Речь Милюкова глупость или измена. Что это — глупость или измена? Из речи (1 ноября 1916 г.) председателя Государственной думы Павла Николаевича Милюкова (1859—1943), который говорил о том, что правительство находится во власти «темных сил», не способно управлять страною.
О глупости и измене
Неоднозначную реакцию среди думцев, а впоследствии и во всём обществе вызывало высказывание Милюкова «глупость или измена». глупость или измена?". Каждый пассаж своего выступления Милюков заканчивал фразой: «Что это – глупость или измена?» Обвинения Милюкова так и остались недоказанными, а вот вреда нанесли преизрядно. Обвинения в государственной измене Милюков ничем не доказывал: имена, пароли, явки названы не были. Дмитрий Солонников 14 ноября 1916 года депутат Павел Милюков произнес в Таврическом дворце Санкт-Петербурга на заседании Государственной Думы свою знаменитую антиправительственную речь «Глупость или измена? Первым на трибуну вышел лидер кадетов Павел Милюков, выступивший с речью, в которой рефреном, в ходе перечисления действий правительства, звучало: «Что это, глупость или измена?».
Речь П. Н. Милюкова на заседании Государственной думы.
В 1905 году, получив известия о « кровавом воскресенье » 9 января 1905 года, вернулся в Россию. В мае — августе 1905 года был председателем Союза союзов — объединения профессиональных организаций, находившихся в оппозиции к правительству. Лидер кадетской партии[ править править код ] Депутат Третьей Думы, 1910 Депутаты Государственной думы 1-го созыва и члены партии кадетов. Милюков — стоит второй слева Павел Милюков с женой и дочерью, 1912 г. Этикетка карамели «4-я Дума» с портретом П.
Милюкова В октябре 1905 года стал одним из основателей Конституционно-демократической партии Партии народной свободы , с марта 1907 года — председатель Центрального комитета этой партии. Был признанным лидером кадетов, во время дискуссий между членами партии обычно занимал центристские позиции. Член ЦК кадетской партии А. Тыркова писала: «В партии было много незаурядных людей.
Милюков поднялся над ними, стал лидером прежде всего потому, что крепко хотел быть лидером. В нём было редкое для русского общественного деятеля сосредоточенное честолюбие. Для политика это хорошая черта» [7]. Являлся одним из авторов программы партии, считал, что Россия должна быть «конституционной и парламентской монархией».
Был одним из редакторов партийной газеты « Речь », автором большинства её передовых статей. После роспуска I Государственной думы в 1906 году — один из авторов « Выборгского воззвания », в котором содержался призыв к гражданскому неповиновению. Однако, так как он не был избран депутатом, то воззвание не подписал и в результате получил возможность продолжать политическую деятельность все подписавшиеся были осуждены к тюремному заключению и потеряли право избираться в Думу. Руководил работой кадетской фракции, которая позиционировала себя как «оппозиция Его Величества» а не «Его Величеству».
Много выступал в Думе по внешнеполитическим вопросам, в том числе по ситуации на Балканах. Тяжело переживал так называемый « скандал Бухлау » и поражение России в ходе Боснийского кризиса 1908—1909 годов, а затем активно содействовал отставке виновного в этом провале министра иностранных дел Извольского [8]. Критиковал также и внутриполитический курс правительства.
Тогда как партия кадетов и ее лидер после Февральской революции вступили в конфликт с социалистами по вопросу предоставления автономии национальным территориям бывшей Российской империи. Особенно остро разногласия проявились в связи с требованиями автономии со стороны представителей Украины, которые привели к кризису в составе Временного правительства. Милюков в своих статьях эмигрантского периода выражал согласие с решением революцией аграрного вопроса путем ликвидации помещичьего землевладения, считая это позитивным итогом революционных преобразований, возможно, главным реальным достижением. В рамках своей новой политической концепции Милюков считал необходимым союз с демократическими социалистами меньшевиками и эсерами на основе признания республиканского и федеративного порядка в России, уничтожения помещичьего землевладения, развития местного самоуправления. Против «новой тактики» выступили многие коллеги Милюкова по партии — в результате в июне 1921 года он вышел из нее, став одним из лидеров Парижской демократической группы Партии народной свободы с 1924 года — Республиканско-демократическое объединение. Этот пересмотр взглядов не означает, что Милюков признал ошибочным свою политику в прошлом. Он предпочитал винить в крахе февральского режима Александра Керенского и социалистов — меньшевиков и эсеров, это было далеко не всегда справедливо, с учетом полевения самого Милюкова. Но закономерный провал попыток остановить революцию на полпути заставил Милюкова в эмиграции отказаться от консервативно-либеральной программы в пользу либерально-демократической, опирающейся на республиканские идеалы и способной предложить альтернативу как красной, так и белой политической реакции, того, что он называл левым и правым максимализмом. Интересно, что оценки Милюкова роли советской бюрократии, возникшей и укрепившейся в годы сталинизма, расходились с оценками опального большевика Льва Троцкого. Так, если Троцкий весь свой талант полемиста сосредоточил на критике пороков сталинской бюрократии, поправшей, по его мнению, принципы диктатуры пролетариата и узурпировавшей власть над трудящимися, то Милюков делал иные выводы. В настоящее время Россия вопреки советской теории об уничтожении классов отнюдь не является аморфным обществом. Неслучайным является и образование бюрократии из специалистов, специально отобранных Сталиным из рядов «новых поколений». Они вышли из рабочих слоев и связаны с народом. Они настроены национально, как настроен сам Сталин, и разделяют его политические девизы», — писал Милюков в статье «Положение накануне войны», опубликованной уже в Америке в 1942 году в «Новом журнале». Историк Наталья Думова в предисловии к изданным в 1991 году в СССР «Воспоминаниям» отмечала: «Как и в предреволюционные годы, его внешнеполитическая позиция определялась единственным мерилом — насколько та или иная акция способствует повышению обороноспособности России пусть даже советской , росту ее мощи, ее превращения в великую державу». И в этом его позиция принципиально расходилась со взглядами правых из «Возрождения». С началом Великой Отечественной войны Павел Милюков последовательно выступал с патриотических позиций. Одной из последних статьей Милюкова была «Правда о большевизме», написанная как полемический ответ на статью бывшего эсера Марка Вишняка «Правда антибольшевизма» и опубликованная в США в «Новом журнале». Милюков объяснял свою поддержку СССР так. Правда, я знаю политиков, которые со своей «осложненной психологией» предпочитают отступать в этих случаях на нейтральную позицию: «Мы ни за того, ни за другого». К ним я не принадлежу». Милюков писал в этой статье, что народ в советской России не чувствует над собой «палку другого сословия, другой крови, хозяев по праву рождения». Статью «Правда о большевизме» во Франции тайно печатали на ротаторе, делали машинописные копии и подпольно распространяли среди русских эмигрантов.
Крылатые фразы про глупость Что это — глупость или измена? Фраза из речи 1 ноября 1916 г. Штюрмера по совместительству — министра иностранных дел и министра внутренних дел А. Сообщая о том или ином бестолковом распоряжении правительства, Милюков риторически вопрошал: «Что это — глупость или измена? Вскоре тема «глупости или измены» стала звучать почти в каждом думском выступлении. В конце концов 9 ноября 1916 г.
Он как начал в 1914 году выступать за сохранение обязательств перед союзниками - Францией и Англией, - так и выступал за ведение боевых действий до победного конца вплоть до своей исторической отставки весной 1917 года. Павел Милюков очень любил Англию, дружил с ее послом и, кажется, даже чрезмерно заботился не столько о русских, сколько об англосаксонских интересах в войне. Но никто не посмел его обвинить в недостаточной любви к России, потому что его репутация в кругах тогдашней Госдумы и политической элиты была безупречна. К концу 1915 года пошла череда неприятных поражений русской армии в Первой мировой. Кадеты и их лидер опять вошли в непримиримую оппозицию царскому правительству. Это измученное министерской чехардой и распутинщиной правительство Милюков считал неспособным обеспечить победу в войне. И вот наступил критический день 1 ноября 1916 года. Это был звездный час Павла Милюкова. Воспользовавшись думской трибуной, политик произнес знаменитую обличительную речь. Такого еще никто и никогда публично в органах власти не говорил о правящей царской семье. Павел Милюков прямо и недвусмысленно обвинил императрицу и премьер-министра России Бориса Штюрмера в подготовке сепаратного мира с Германией. Обвинения в государственной измене Милюков ничем не доказывал: имена, пароли, явки названы не были. Однако общество в России шокировало не только политическое содержание речи метавшего громы и молнии Милюкова. Яркой и бьющей по мозгам была и форма этой речи, в которой мощным смысловым рефреном гремели слова: «Что это: глупость или измена? Царская династия, лично Николай Второй и императрица были окончательно дискредитированы. Но наша страна в условиях зимы 1917 года действовать наполовину не умела.
«Штурмовой сигнал революции»
Также Андрей Турчак в своем блоге напомнил об известной фразе политического деятеля времен Российской империи Павла Милюкова «Что это — глупость или предательство?». «Глупость или измена?»: ноябрьские параллели. Дмитрий Солонников. Павел Милюков: Революционером сделала травля — Мир новостей. На этой молве, приписывавшей указанную фразу военному министру ген. Шуваеву, Милюков и построил свою антитезу: глупость или измена. как подтверждение слов, наконец, громким отголоском речи Милюкова «Глупость или измена?» явилось убийство Распутина, олицетворявшего собой «влияние темных безответственных сил» и бесконечную «министерскую чехарду».
Как не потерять веру в себя?
- Россия 100 лет назад: Милюков и «пятая колонна» империи
- Речь милюкова глупость или измена год
- «Штурмовой сигнал революции»
- «Глупость или измена?»: ноябрьские параллели. Дмитрий Солонников
- Речь П. Н. Милюкова на заседании Государственной думы.
Милюков П. Н. Глупость или измена? Выдержки из речи П. Н. Милюкова на заседании Государственной
1(14) ноября 1916 года депутат и лидер кадетской партии Павел Милюков произнес в Государственной думе свою знаменитую антиправительственную речь: «Глупость или измена?», которую многие потом расценили, как пролог к Февральской революции. Исторические слова Милюкова «глупость или измена», произнесенные с думской трибуны по адресу двора, потрясли страну. Между тем в цитате Милюкова очень недвусмысленно намекалось, что в назначении Штюрмера принимала участие императрица Александра ФедоровнаРоссийская императрица, жена Николая II. Речь Милюкова постоянно прерывалась выкриками депутатов-черносотенцев Замысловского и Маркова Второго, обвинявших Милюкова во лжи.
«За царскую семью и за Россию!»: покушение на Милюкова, убийство юриста Набокова и суд в Берлине
Обвинения в государственной измене Милюков обосновал заметками в иностранных газетах, рефреном выступления были слова «Что это, глупость или измена?». Павел Милюков глупость или измена. Выступление Милюкова в Думе. 105 лет назад, 14 ноября 1916 года по новому стилю, лидер Конституционно-демократической партии Павел Милюков на заседании IV Государственной Думы произнёс свою знаменитую речь, вошедшую в историю под названием «Глупость или измена?».