Понял ли Карп Осипович, что и здесь, когда дети оказались на смертном одре, он, не позволив обратиться к врачу, невольно способствовал их гибели?
Содержание
- Кто такая Агафья Лыкова и жива ли она сейчас - 9 марта 2024 - 45.ру
- Лыковы: что на самом деле случилось с главными отшельниками в СССР
- Почему женщина строго соблюдает запреты отца даже после его смерти
- Почему отшельница Агафья Лыкова до сих пор живет одна в тайге - Узнай Россию
- Читайте также
- И всё-таки 1945-й?
Семья Лыковых прожила почти весь ХХ век вдали от цивилизации в сибирской тайге
Поселок геологов расположился на берегу реки Бол. Абакан при впадении в него реки Каир-су. Заброшенные сюда работники партии к этому времени уже знали о том, что в тех местах, где им придется работать, свыше сорока лет проживает семья староверов, фамилия которых была нанесена на их карты. Руководство экспедицией сразу стало оказывать всяческую помощь семье Лыковых. Не осталось в стороне и руководство Хакасского областного управления лесного хозяйства во главе с Николаем Николаевичем Савушкиным.
Надо отдать должное этому человеку, который очень много сделал для оказания помощи этому семейству. К сожалению, мне не удалось ни познакомиться, ни повидаться с ним, но я пользуюсь людской молвой. Все они много сделали для улучшения их быта. Помощь выражалась в строительстве дома, в обеспечении инвентарем, одеждой, некоторыми продуктами питания и в хозяйственных работах.
Большинство работников партии проявляли огромный интерес к этой семье и при первой возможности старались побывать в их жилище, воочию убедиться, что все это действительность, а не чьи-то сказки. Хотелось самим повидать этих отшельников: кто-то искренне сочувствовал Лыковым, кто-то из праздного любопытства, а некоторые и «для галочки», чтобы потом в обывательских разговорах говорить, что виделся и «хорошо знаю» этих людей, и делать свои выводы. Зная о том, что Лыковы не имеют многое из того, что необходимо для хотя бы мало-мальски нормальной жизни, все старались чем-то им помочь. Надо также отдать должное многим, кто встречался с Лыковыми.
Все они с пониманием отнеслись к трагедии этой семьи и, всячески помогая им разобраться в совершенно новой для них жизни, невольно становились как бы кураторами, опекунами. Всем хотелось сделать для них что-нибудь приятное, чему-нибудь научить, что-то подарить и т. Почти все для Лыковых было в диковинку. Одежда, посуда, различные предметы домашнего обихода, питание, новые непонятные слова, названия и многое другое.
А вот машины, станки, вертолеты, электричество, телевизор, безусловно, поражали воображение, и в сознании происходило такое, что заставляло задумываться о многом, что осталось за спиной жизни и к чему теперь при всем желании повернуться уже невозможно. Можно только констатировать все это как факт, но не более. От всего этого они остались в стороне и на расстоянии, которое покорить уже не получится. Молодые Лыковы часто стали появляться в поселке геологов, хотелось повидать что-нибудь новое, но главное, с чем трудно было справиться, — это тяга к людям, тяга к общению, хотелось смотреть на лица мужчин и женщин и говорить, говорить, и с каждым визитом кругозор их расширялся.
Они узнавали многое из того, что на протяжении всей жизни они вообще не знали, что было в их сознании за барьером их мышления. И все это не только поражало и волновало, но и на свою личную жизнь они, наверняка стали посматривать уже с другой точки зрения. Разумеется, они задумывались, почему всем можно, а им нельзя. Во время частых разговоров с людьми они стали понимать, что многое из того, что им внушалось и что было под запретом, оказывается, не совсем так, и «мир», о котором им говорилось, что «с миром нам не можно», не объясняя почему, оказался добрым, приветливым и кроме добра и уважения ничего не нес.
Постепенно молодые Лыковы осваивались и, несмотря на бурный поток информации, нахлынувший, как стремительная горная река, стали разбираться во многом. Они прекрасно понимали, что все то, с чем пришлось столкнуться и что увидеть, — это творение таких же людей, как и они сами. Словом, многое постигали довольно быстро, да иначе и быть не могло. Нормальное умственное развитие, сообразительность, природная смекалка помогали постигать все, что вызывало удивление.
Они с благодарностью принимали все, что им предлагали жители поселка геологов, — это предметы домашнего обихода, одежда, обувь, рыболовные снасти и т. В поселке они видели молодых мужчин и женщин, видели супружеские пары, и это, без сомнения, будоражило сознание, тем более что люди им напрямую говорили о том, что они могли бы жить так же, как живут все: иметь семью, детей, если бы их отец не совершил эту страшную роковую ошибку, прикрываясь тем, что «с миром нам не можно». И вот именно вопросы супружеской жизни, семьи, желание иметь своих деток были, пожалуй, главными причинами их разочарования и мучительных раздумий. Сестры находили общий язык с женщинами, с охотой слушали их рассуждения и в свою очередь рассказывали о своей нелегкой жизни.
Самый младший, Дмитрий, наоборот, потянулся к людям, ко всему новому, интересовался буквально всем, и, как говорили жители поселка, он рано или поздно ушел бы в «мир». Дмитрий первый испробовал мирскую пищу, в частности, хлеб, кашу, сгущенное молоко и признался, что ему понравилось. Молодые Лыковы здоровьем не блистали. В их рационе никогда в жизни не было молока, яиц, обычного хлеба. Из овощей не было главнейших — моркови, капусты, свеклы, помидоров. Никогда не было никаких фруктов, и что такое голод, они испытывали не раз. Кроме этого они провели основную часть своей жизни буквально в полумраке. На всю их каморку, в которой жили, крошечное оконце примерно 10x15 см, способное дать свет только чтобы различать предметы и не сталкиваться друг с другом.
А проводила семья в этом маленьком, мрачном, с черными стенами жилище примерно семьдесят процентов своего времени, если не больше. Поэтому, как отмечали жители поселка, они выглядели бледными: мужчины с жидкими бородами, никакой силой, плотностью и крепостью телосложения они не отличались. Чего нельзя было сказать о главе семьи, который выглядел для своего возраста вполне нормальным, был крепок и здоров. Он вырос в нормальных крестьянских условиях, где никогда не было недостатка во всем, что употребляли сибирские крестьяне. Постепенно люди стали привыкать друг к другу, и казалось, что пройдет определенное время, и многое в их жизни встанет на свои места. Лыковых стали посещать родственники-единоверцы, которые также старались открыть им глаза на окружающую обстановку, на законы, словом, на ту жизнь, которая стала нормой всего общества. Но жизненная судьба вновь, в который уже раз, внесла свои зловещие коррективы. Это короткое развитие дружеских и полезных, в первую очередь для семьи Лыковых, отношений неожиданно закончилось трагически.
Осенью 1981 года внезапно заболел Дмитрий и спустя несколько дней скончался. И хотя была возможность обратиться за помощью к врачу, которая предлагала свои услуги, Лыковы этого не сделали, объяснив: «На все воля Божья». А спустя еще два месяца в течение десяти дней скончались Савин и Наталья, и также за помощью к врачу не обратились. Понял ли Карп Осипович, что и здесь, когда дети оказались на смертном одре, он, не позволив обратиться к врачу, невольно способствовал их гибели? Успели бы врачи оказать помощь и спасти заболевших или нет, сказать трудно, но совесть была бы чиста у всех. Но оставим укоры, факт свершился. Во все времена с глубокой древности крестьяне, заболевшие какой-либо болезнью, обращались за помощью к местному лекарю и никакого греха в этом не усматривали. Причина смерти сразу трех Лыковых — это контакт с людьми.
Лыковы всю свою жизнь прожили в чистой темнохвойной тайге, где не было и быть не могло никаких болезнетворных бактерий благодаря тому, что воздух в тайге заполнен так называемыми фитонцидами. Эти летучие вещества, выделяемые растениями, особенно хвойными породами деревьев, буквально насыщают воздух, и Лыковым ничего не грозило. Образно говоря, они были на протяжении всей жизни как бы в абсолютно стерильной капсуле, что в общем ослабляло иммунитет, так как никогда они не подвергались нападениям каких-либо болезней, поэтому их организмы были совершенно неспособны противостоять любой, если так можно выразиться, малейшей инфекции. А в той обстановке, в какой они оказались, встречаясь с людьми, среди которых могли быть носители различных инфекционных заболеваний, Лыковы как раз и оказались теми объектами, с которыми любой инфекции нетрудно было справиться. Это, без сомнения, так, и других здесь причин быть не могло. А вот что это за болезни, которые так легко свалили, казалось, крепкие организмы, теперь мы уже не узнаем. Кроме этого немаловажную роль сыграло то стрессовое состояние, нервное потрясение, когда в их жизнь пушечным ядром ворвались пришедшие с миром люди, такие же, как и они сами, но совершенно другие. Единственное, чем никогда не могли заболеть Лыковы, — это клещевой энцефалит.
Жители всех таежных деревень, заимок никогда энцефалитом не болели, хотя с малых лет, с грудного возраста подвергались укусам клещей.
Конечно, ели Лыковы и рыбу в основном сырой , и мясо, когда удавалось поймать в ловушку кабаргу или лося. Но в основном питание было скудным. Не лучше обстояло дело и с одеждой: из конопли Лыковы делали грубую ткань, летом ее носили на голое тело, зимой делали теплую одежду из двух слоев холстины, проложенной болотной травой. Обувь изначально делали из бересты, но затем старший сын Савин научился выделывать кожи, и отшельники облачились в некое подобие сапог. Фото: altai-guide О гигиене и не слышали: мылись не чаще раза в год, но болели на удивление редко, зная лишь только три хвори: «надсаду» — смесь усталости и общей слабости, «немочь кишок» и зубную боль.
От «надсады» лечились «мятием живота» больной ложился, а «лекарь» массировал ему пресс , от «немочи кишок» — отваром из «корня ревеня», а от зубной боли — молитвами и картофельным паром. Раны мазали смолой. При этом отшельники умели читать и писать. Фото из ЖЖ danlux Одичавшие в тайге Лыковы нашедших их геологов встретили поначалу с опаской. Таежников, как диких лосей, подманили солью, без которой Лыковы сильно страдали, испытывая, по словам главы семьи, «истинное мучение». Постепенно контакт налаживался, отшельники начали принимать подарки, в первую очередь железные изделия и ткани.
Затем крупы, хотя другую «городскую» пищу есть категорически отказывались, объясняя религиозными запретами. Отказались Лыковы и от спичек с мылом, продолжая изредка стирать одежду золой и разжигать огонь с помощью кремня. Наиболее контактными оказались младшие Агафья и Дмитрий. Оказывается, староверы-отшельники все эти годы скрупулезно вели календарь, тщательно соблюдая посты и праздники, и даже умудрились заметить появление спутников: «Звезды стали скоро по небу ходить», — говорится в семейной летописи; в тот же день Карп Осипович высказал идею, что «люди измыслили что-нибудь и пускают огни, на звезды вельми похожие», но строптивый Савин эту идею высмеял. Заметили Лыковы и самолеты, но нашли этому объяснение в священном писании, где обнаружилась строка: «Будут летать по небу железные птицы». Фото из ЖЖ danlux Постепенно узнавали Лыковы о делах большого мира, о Второй мировой войне: «Это це же такое, второй раз, и все немцы.
Последней каплей стало убийство большевистским дозором родного брата Карпа. Лыковы решили уйти в тайгу. В семье тогда было четверо. Сам Карп, жена Акулина, девятилетний сын Савин и двухлетняя дочь Наталья. С собой взяли немного: небольшой плуг, лопаты, ножи, топоры, рашпиль, пилу, рогатину, клок толстой жести, ножницы, шило, иголки, мотыги, лом, серп, долото, стамески, а также семена огородных растений. Ни домашнего скота, ни сельскохозяйственных машин в тяжелое путешествие не брали. По тайге скитались долго, пока наконец не обрели пристанище на берегу реки Еринат: здесь в изоляции семья прожила почти 40 лет, здесь же родились младшие дети — Дмитрий и Агафья. Когда в 1978 году на таежных затворников наткнулись геологи, семья представляла довольно странное зрелище.
В руках посошки. Одежда — латаная мешковина. Немолодые уже, хотя о возрасте трудно было судить», — вспоминают участники экспедиции, обнаружившей Лыковых. Фото: Люди За время, проведенное в затворничестве, Лыковы лишились почти всего, что привезли с собой. Металлические инструменты истерлись, одежда истлела, а некоторые овощи погубил неурожай. Так, например, во время страшной зимы 1961 года вымерзла вся морковь, и отшельники лишились последнего источника витамина А. В тот год почти весь урожай погиб, и на семью обрушились муки голода — пришлось съесть кожаную обувь. От недоедания умерла Акулина, ради детей отказавшаяся от еды.
По счастью, мороз пощадил один из ростков ржи, от которого удалось получить 18 семян, которые стали основой для нового поля.
За семьей Агафьи Лыковой при Сталине охотился НКВД
Считаю, нужно рассматривать феномен Агафьи Карповны с точки зрения исторической перспективы. И, конечно, было бы правильно спросить об этом ее отца, Карпа Осиповича — тятеньку, будь он жив. Агафья же, его верная дочь, лишь восприняла заветы отца и живет по ним, как было завещано. Медведи вокруг заимки Хозяйство Агафьи Лыковой — это две избушки, и третья, в которой живет помощник. Еще в одной избушке, у реки, жил когда-то Ерофей Седов, а когда он умер, какое-то время обитал его сын Николай. В доме, подаренном предпринимателем Олегом Дерипаской, летом жили участники экспедиции, а я ушел в сторону, так как мне для работы нужны была тишина. Там около избы Седова построена баня, в которой мы и жили с оператором. Банька совсем небольшая, и если вытянуться, то ногами и макушкой можно достать ее стены с обеих сторон. Вокруг, кстати, много медведей бродит — порядка пяти особей: Якутия же этим летом горела , и косолапые шли на юг, в том числе и через угодья Лыковых. Раньше вокруг заимки ходил только один медведь, а сейчас целая их компания. Неприхотлива в еде Чем питается Агафья?
Ее рацион очень простой и без изысков — она варит себе какую-то кашу, печет хлеб, бывает, варит картошку, рыбу. Зубов же у нее нет. С голоду, конечно, она не пухнет, но продуктов у нее немного — амбаров с припасами нет, все очень скромно и скудно. Но она весьма неприхотлива — в основном, ест одна, но, если рядом христиане — приезжают же к ней и единоверные наши братья, то она с ними с радостью разделяет свою трапезу, чем-то даже угощает, причем делает это с детской искренностью и непосредственностью, которые умиляют. Слушаешь и диву даешься! Для нее воскресенье — это действительно святой день. Будем честны: большинство из нас могут не пойти в воскресенье в храм и «обойдутся» без молитвы, однако для нее это совершенно неприемлемо.
Несмотря на то что Карп Осипович подался в леса как раз из-за человеческих злодеяний, отшельник принял визитеров довольно радушно. Ru: Лунный календарь рассады на февраль 2019 года огородникам и дачникам Спустя 2 года к Лыковым пожаловал профессор, доктор медицинских наук Игорь Назаров, который и стал известен благодаря своим книгам, посвященным исследованиям легендарных затворников.
Назаров утверждал, что все члены семьи старообрядцев выглядели гораздо моложе своих лет. Кроме того, как признался Карп Осипович, они никогда серьезно не болели: лишь изредка их одолевали незначительные хвори, вроде простудных заболеваний. Действительно, по словам Назарова, отшельники не страдали так называемыми «цивилизованными» недугами: гипертонией, сахарным диабетом, атеросклерозом. Однако доктор выяснил, что Лыковы мучились болезнями суставов. Но сами они объясняли возникновение болей исключительно тяжелым физическим трудом. В остальном же, по мнению Назарова, его «пациенты» были практически здоровы. Между тем в 1981 году скончались сразу трое Лыковых: 55-летний Саввин, 45-летняя Наталья и 41-летний Димитрий. Как поведал Карп Осипович Игорю Назарову, все они, в том числе он сам и его младшая дочь Агафья, в один момент заболели «простудой». Геологи предлагали Лыковым лекарства, но глава семьи отказался принять препараты, сказав, что каждому срок отмерен свыше.
Первым отправился на тот свет Димитрий, который промучился всего неделю. Он кашлял и тяжело дышал. Саввин страдал около двух месяцев: у него страшно болела спина, а дыхание было затруднено. Наталья перед смертью также испытывала удушье. Благодаря рассказам Лыкова-старшего и перечисленным им симптомам, Игорь Назаров сделал вывод о том, что дети Карпа Осиповича умерли от пневмонии. Взяв за основу такие своеобразные «устные истории болезни» и собственные исследования, профессор Назаров предположил, что смерть Лыковых наступила по причине их изолированного образа жизни. Дело в том, что в крови отшельников, которые долгие годы не общались с другими людьми, не сформировались антитела, способные противостоять инфекционным заболеваниям, коим является и пневмония. Именно поэтому упомянутый недуг и закончился для «нецивилизованных» старообрядцев летальным исходом. Но почему же тогда выжили Карп Осипович и Агафья, которые, как выяснилось, тоже пострадали?
По мнению Игоря Назарова, организм Лыкова-старшего сумел дать отпор инфекции только потому, что мужчина долгое время находился среди людей и ушел в тайгу уже в достаточно зрелом возрасте.
К этому времени все члены семьи уже умерли. Перед смертью отец сказал Агафье, что бы оставалась в тайге и не уходила к людям, однако взяла себе помощницу.
Родственники, как показывает пример Антона, могут и сами приехать. Там все, что важно для нее, там тятя, родные похоронены, — объясняет Мартюшева. На зиму женщине завозят вертолетом муку, крупу, картофель, овощи и фрукты, комбикорм для скота, живых кур и новые окна, которые поручил вставить губернатор Сергей Цивилев. Помогать ей по хозяйству зимой летит алтайский старообрядец Алексей Уткин, который познакомился с таежными отшельниками много лет назад, будучи геологом. Уткин застал в живых почти всю семью Лыковых и неоднократно зимовал на заимке.
Сейчас собирается прожить в тайге как минимум до весны. В этот раз он планирует восстановить баню, разрушенную по весне при разливе реки. А там, если будет возможность, вылечу на Алтай по делам, управлюсь, развернусь да пойду к Агафье пешком. Там недалеко идти, дней десять всего", — улыбается Алексей. Уживаются с ней, впрочем, далеко не все желающие. Так, с предыдущим помощником, Георгием, Агафья не нашла согласия в вопросах веры. Не благословила его", — безапелляционно констатирует Лыкова. Зато новообретенного родственника она видеть очень рада. Едва он объясняет, что перед ней тот самый Антон, который писал ей письма, Агафья, невысокая и улыбчивая, вышедшая встречать вертолет в стареньком пальто и теплом бордовом платке, крепко обнимает его и пускается в рассуждения о старинном роде Лыковых.
Его историю отшельница знает лучше любого исследователя. Она вообще отличается острым умом и прекрасной памятью — более чем из десятка прилетевших на вертолете Лыкова вспоминает всех, с кем хоть раз встречалась раньше. Так, говорит хорошо знающий ее Уткин, было всегда. Достаточно познакомиться с Агафьей, и она всегда вспомнит, кто перед ней и откуда он приехал. При всем многообразии прилетающих несколько раз в год чиновников, журналистов и паломников Лыкова умудряется в них не путаться. Кресты и люди Антон привез родственнице гостинцы — три метра ткани, теплый платок. Но особенно рада Агафья церковным свечам.
Если что не так, она скажет прямо
- Детство Агафьи
- Агафья Лыкова. Последние новости. Объявился подозрительный племянник | Пикабу
- Почему отшельница Агафья Лыкова до сих пор живет одна в тайге
- Юбилей переносится? Раскрыта новая дата рождения отшельницы Агафьи Лыковой | АиФ Красноярск
Юбилей переносится? Раскрыта новая дата рождения отшельницы Агафьи Лыковой
Карп Осипович вытряхивал из мордушки хариусов, когда увидел идущего к нему человека. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Красноярска - Карп Осипович Лыков. Через три года после встречи с людьми в семье Лыковых начинается мор. Уход в тайгу Как известно, глава семьи Карп Осипович Лыков, впрочем, как и его жена Акулина, придерживался старообрядческих взглядов. Как глава семьи Карп Лыков был жестким и своенравным человеком, однако при всем этот люди его уважали и слушались. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Оренбурга -
ТАЁЖНЫЙ ТУПИК
Глава семьи Карп Осипович Лыков, как и его жена Акулина, придерживался старообрядческих взглядов. Дом Карп Лыков срубил высоко, на достаточно крутом склоне горы, рядом с ручьем, но в точке, укрытой от ветров и, самое главное, незаметной со стороны реки. В это время Карп Осипович Лыков принял решение переехать вместе со своими братьями в отдаленные от цивилизации места на Алтае.
Карп Осипович Лыков
При виде незнакомцев одна из них упала в обморок, а другая начала биться лбом о земляной пол: «Это нам за грехи, за грехи». Отшельники объяснили, что они — православные христиане, а в глуши живут, чтобы никто не мешал молиться. Только в пятый визит геологи увидали карповых сыновей — Савина и Дмитрия. Не признав нововведений царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, предки Карпа Осиповича снялись с насиженных мест и двинулись на восток. Несколько раз их догоняла цивилизация, грозившая им троеперстием, табачищем, бритьем бород и прочими дьявольскими кознями. Всякий раз Лыковы уходили во всё более глухие места, но власть неизменно добиралась и дотуда… В конце 1920-х в таежном староверском урочище на Абакане явились представители Советской власти. Молодому Карпу Лыкову они не понравились, и он с женой Акулиной и маленьким сыном Савином подался вверх по Абакану. Восемь недель супруги на бечеве тянули лодку вверх по реке. На подходящей поляне они и поселились. Срубили избенку, расчистили место под огород, начали жить. Ловили рыбу, ставили силки на мелкую дичь.
Ружья у Лыковых не было, поэтому охотиться они не могли. Выручал огород, особенно картошка. Вообще-то староверы этот чужеземный овощ не жаловали, но Лыковых спас именно он: на репе с горохом они бы не протянули. Помимо этого сажали лук, немножко ржи и конопли, стебли которой использовались для хозяйственных нужд. Активно выручала береста. Из неё изготовлялась посуда и много чего ещё. Для освещения жгли лучину. Потихоньку семья росла. В 1936 году родилась Наталья, в 1942 — Дмитрий, в 1944 — Агафья. Акулина учила детей грамоте и воспитывала их в христианских благочестии и строгости.
Впрочем, гораздо более строгой к Лыковым была окружающая природа. Об обиталище отшельников знали другие староверы. К ним несколько раз заходили и оставались ночевать геологи. Выражение «Лыковская Заимка» даже попало в словарь хакасских географических терминов. От редких гостей староверы узнали о том, что в стране идет война. Но это событие казалось бесконечно далеким от абаканской тайги. В 1945 году до заимки добрался отряд солдат, искавший в лесах дезертиров. Отшельники, показавшиеся красноармейцам почти дикими, интереса для военкомата явно не представляли, но хозяева сочли количество гостей чрезмерным. Как только солдаты ушли, Лыковы затеяли переезд в уже полную глушь. Они вырыли всю картошку, и в несколько приемов перенесли урожай и весь свой нехитрый скарб далеко в горы.
После этого на протяжении более чем тридцати лет они не видели ни одного постороннего… Избушка Лыковых. Собирая ягоды, грибы и кедровые орехи, они редко отходили от своей хижины больше чем на несколько километров. Как-то раз Савин умудрился копьем ранить марала, и гнался за ним двое суток. Охотник вернулся домой, и вся семья отправилась за добычей.
История отшельников покорила многих: за каждым выпуском о Лыковых в газетные киоски выстраивалась очередь. Позже очерки Пескова были изданы отдельной книгой «Таежный тупик», которая была переведена на многие языки. Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II.
Но после революции советская власть взялась за них с новой силой — заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы. От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника. В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить. Жилище Лыковых в природном заповеднике Хакассии. Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление. В 1937, самый страшный год большого террора, к Лыковым пришли из НКВД, стали подробно расспрашивать о случившемся.
Члены семьи поняли, что нужно бежать. С тех пор они забирались в тайгу все дальше и дальше, постоянно меняя место жительства, заметая следы.
В этот период в семье родились Дмитрий в 1940 году и Агафья 17 апреля 1944 года.
В возрасте 5-ти лет Агафья прошла тот старинный обряд крещения, который существовал до раскола церкви в 17 веке, выучила церковный устав того времени. Тяжелая жизнь в таежном лесу, среди гор и рек, только укрепила ее веру в Бога. Основными продуктами питания Агафьи являются ягоды, грибы, зерновые культуры и корнеплоды, которые выращиваются на их собственном огороде.
Ее рацион также включает рыбу, которую она сама ловит, а также мясо местных животных. Охотиться на дичь она научилась у своего отца, и у нее до сих пор есть старое охотничье ружье, переданное от него. Агафья сама делает одежду, используя пряжу, которую она изготавливает из конопляного волокна.
Личная жизнь у Агафьи не сложилась, она не вышла замуж, а также не стала матерью. В 1990 году она приняла постриг в женском старообрядческом монастыре и дала обет безбрачия. Однако из-за разногласий с духовными лицами церкви, Агафья вернулась в свою хижину вскоре после вступления в монастырь, она не пробыла там и года.
Каждый год ей все сложнее справляться с хозяйственными делами самостоятельно, и поэтому отшельница с благодарностью принимает помощь от чиновников, поддерживающих постоянную связь с ней, а также от рыбаков и охотников, случайно оказывающихся в этих местах.
Я не отдала, конечно". Сославшись на то, что местная вода ей не подходит, Агафья вскоре вернулась в тайгу.
Несколько лет назад кузбасская родня еще убеждала ее уехать поближе к цивилизации, теперь, зная непростой характер отшельницы, уговаривать перестали — лишь интересуются, как она живет, и передают гостинцы. Родственники, как показывает пример Антона, могут и сами приехать. Там все, что важно для нее, там тятя, родные похоронены, — объясняет Мартюшева.
На зиму женщине завозят вертолетом муку, крупу, картофель, овощи и фрукты, комбикорм для скота, живых кур и новые окна, которые поручил вставить губернатор Сергей Цивилев. Помогать ей по хозяйству зимой летит алтайский старообрядец Алексей Уткин, который познакомился с таежными отшельниками много лет назад, будучи геологом. Уткин застал в живых почти всю семью Лыковых и неоднократно зимовал на заимке.
Сейчас собирается прожить в тайге как минимум до весны. В этот раз он планирует восстановить баню, разрушенную по весне при разливе реки. А там, если будет возможность, вылечу на Алтай по делам, управлюсь, развернусь да пойду к Агафье пешком.
Там недалеко идти, дней десять всего", — улыбается Алексей. Уживаются с ней, впрочем, далеко не все желающие. Так, с предыдущим помощником, Георгием, Агафья не нашла согласия в вопросах веры.
Не благословила его", — безапелляционно констатирует Лыкова. Зато новообретенного родственника она видеть очень рада. Едва он объясняет, что перед ней тот самый Антон, который писал ей письма, Агафья, невысокая и улыбчивая, вышедшая встречать вертолет в стареньком пальто и теплом бордовом платке, крепко обнимает его и пускается в рассуждения о старинном роде Лыковых.
Его историю отшельница знает лучше любого исследователя. Она вообще отличается острым умом и прекрасной памятью — более чем из десятка прилетевших на вертолете Лыкова вспоминает всех, с кем хоть раз встречалась раньше. Так, говорит хорошо знающий ее Уткин, было всегда.
Достаточно познакомиться с Агафьей, и она всегда вспомнит, кто перед ней и откуда он приехал.
Последняя в своем роде: рассказываем, кто такая Агафья Лыкова
Хозяйство Агафьи Лыковой и ракеты с «Байконура» | Отец — Карп Осипович Лыков, мать — Акулина Карповна. |
Кто такая Агафья Лыкова и жива ли она сейчас - 9 марта 2024 - НГС24.ру | Встретил их сам глава семьи Карп Осипович Лыков и две его дочери Наталья и Агафья. |
Староверы Лыковы: вековой опыт выживания в экстремальных условиях тайги | Глава семьи Карп Осипович прожил до 1988 года, после его смерти Агафья осталась одна, и стало понятно, что ей нужна помощь. |
Сталин против отшельников Лыковых: pbs990 — LiveJournal | О том, как протекало заболевание, выжившие Карп Осипович и Агафья позже рассказали Игорю Павловичу Назарову, ставшему их другом и, по сути, доверенным врачом. |
Часть ракетоносителя нашли на заимке Агафьи Лыковой | Как известно, глава семьи Карп Осипович Лыков, впрочем, как и его жена Акулина, придерживался старообрядческих взглядов. |
«Молюсь за всех». Как живет Агафья Лыкова, последняя оставшаяся в живых из семьи отшельников
С тех пор они забирались в тайгу все дальше и дальше, постоянно меняя место жительства, заметая следы. Звезда Агафья Сейчас Агафье 74 года, уже 30 лет она живет одна в лесу. Единственный раз, когда Агафья пыталась выйти в люди, была в 1990 году. Женщина пришла жить в часовенный старообрядческий монастырь, исповедовавший беспоповство и даже постриглась в монахини. Однако взгляд на веру у Агафьи оказался другой, и она вернулась в свое поселение. В 2011 же году к Агафье приехали представители официальной русской старообрядческой церкви и совершили крещение по всем правилам. Интерес к одинокой отшельнице с каждым годом только растет. К ней наведываются съемочные группы, журналисты, врачи и волонтеры.
В 2015 году британская съемочная группа во главе с режиссером Ребеккой Маршалл приезжала к Агафье снимать документальный фильм о ее жизни «Лес во мне». Отшельница Агафья Лыкова читает письмо из Боливии. В начале 1930-х годов староверы Лыковы отправились в таежные леса Саянских гор, проживали в изоляции и были обнаружены советскими геологами в 1978 году. Хотя одинокой она себя не считает.
За эти годы умерли все члены этой семьи.
Об удивительной истории семьи отшельников Лыковых, в 1930-х годах прошлого века оставившей мирскую суету и поселившейся в глухой тайге, он рассказал всему миру. До сих пор жива одна из Лыковых, Агафья. Она так и не приняла современной цивилизации… К ней периодически наведываются гости на вертолёте. Привозят разные подарки — продукты, одежду, утварь. Совсем недавно Виктор Александрович снова побывал у знаменитой отшельницы.
Он и рассказал «АиФ» о её нынешнем житье-бытье: — В доме Агафьи обстановка скудная, даже убогая. Но есть настоящие реликвии — старинные иконы в серебряных окладах и толстые богослужебные книги, которые отшельница постоянно читает. Геологи, которые к Агафье иногда захаживают, построили ей новый, более крепкий и тёплый дом, но туда она перебираться не спешит. Говорит, его отмолить сперва надо. Матушкин крест.
Потеряв любимого, она не отказалась от жизни Воду из речки Агафья таскает сама. Есть у неё козы, куры, кошки. На реке Еринат Агафья сделала запруды — ловит хариуса. Рыбный запах привлекает и медведей, которых в этих краях немерено. Не так давно, рассказывала старушка, собирала она пойманную рыбу, подняла голову, а на противоположном берегу косолапый стоит.
Она стала медленно пятиться — бежать нельзя, в три прыжка догонит. Когда моложе была, сама брёвна таскала, избушку для скотины складывала, печь в доме построила, — говорит Виктор Александрович. Впрочем, Агафья не так уж и одинока — неподалёку живёт её давний поклонник Ерофей. Когда-то он был в числе тех геологов, которые набрели на семью староверов. Дружил с ней, помогал по хозяйству.
А когда вышел на пенсию, решил навестить её на Рождество. Но во время пути провалился в ледяную речку, застудил ногу — развилась гангрена, конечность пришлось ампутировать. Вместо того чтобы сидеть дома и горевать, великовозрастный романтик на деревянном протезе ушёл в тайгу. И живёт там уже 17 лет. Тогда Агафья пишет письма и передаёт их с оказией губернатору Кемеровской области Аману Тулееву — он давно патронирует таёжницу.
Конечно, Агафья уже не та дикая и испуганная женщина, какой её впервые увидели геологи. Только не переносит запах алкоголя и табака. Боится свиста: чуть услышит его, креститься начинает. Не брезгует благами цивилизации — пользуется фонариками, очень радовалась зонтику. И еду мирскую пробует.
Говорит нараспев, пишет старославянскими буквами, верует истово. Предана заветам своих родителей — в мир возвращаться даже под страхом близкой смерти не желает, — заключает Виктор Бурков. Василий Михайлович привез Агафье в подарок платок, дал покрутить всю свою технику, особенно бинокль она с интересом рассматривала Именно Василий Песков поведал миру об уникальной семье староверов Лыковых, спрятавшихся от цивилизации в саянской тайге в 1938 году. Впервые Василий Михайлович приехал к Агафье в 1982 году и с тех пор уже не забывал своих героев, часто навещал, всегда с подарками, лакомствами, лекарствами. Его документальная повесть Таежный тупик» о жизни хакасских «робинзонов» пользовалась сумасшедшей популярностью, переиздавалась, была переведена на несколько языков.
Сколько он их знал! Учил нас: прилетим, никаких фотоаппаратов не используйте, Агафья не разрешает, пока я с ней не поговорю. Прилетели, она Василия Михайловича увидела, и возглас только издала: «О-о-о-о»! Не ожидала, что старый знакомый в гости прилетит. Потом он пошептался с ней, и сказал, что мы можем теперь фотографировать.
Привез ей в подарок платок, дал покрутить всю свою технику, особенно бинокль она с интересом рассматривала. А говорил с ней в основном наедине, о чем, мы не слышали.
Агафья ведет свою жизнь в окружении лесных просторов, в скромной избе, тяжело трудясь на сельскохозяйственных участках и посвящая много времени молитвам перед Господом. Биография, как сейчас живет известная сибирская отшельница Агафья Лыкова Семья Лыковых провела более 40 лет в полной изоляции от внешнего мира, лишаясь контактов с цивилизацией. Агафья Лыкова, родившаяся в селе Тиши неподалеку от Абакана, вышла известностью благодаря серии статей, опубликованных в газете «Комсомольская правда» еще в 1980-х годах.
Эти материалы впервые привлекли внимание общественности к жизни и культуре этой старообрядческой семьи, проживающей в удаленных районах Абаканского хребта у реки Еринат. История семьи Лыковых начинается в 1917 году. Тогда предок Агафьи, Карп Осипович Лыков, вместе с братьями решил уехать на Алтай, в отдаленные места, чтобы избежать преследования со стороны специальных правительственных отрядов. В 1930-х годах Евдоким, брат Карпа, был убит военной полицией. Это сильно потрясло Карпа.
В результате этого трагического события Карп вместе со своей женой Акулиной и двумя детьми, Агафьей и Дмитрием, решили уйти в глушь тайги. С момента их ухода в 1945 году о них не было никаких новостей до тех пор, пока не были совершены экспедиции в их местонахождение.
Ведь она женщина не простая, она — живой символ русского старообрядчества, всю жизнь живущая в глухой сибирской тайге отшельница Агафья Лыкова — на сотни километров от места, где она живет, нет ни души. ТАСС разыскал Антона по просьбе самой Агафьи, которая во время одного из визитов журналистов посетовала, что знакомый по переписке родственник к ней не приезжает. Так мужчина и оказался в Горной Шории, Таштагольском районе Кузбасса, который много лет служит самой популярной точкой отправления для подготовки экспедиций к поселению Лыковых. Организовать вылет большого вертолета, способного доставить в тайгу и людей, и грузы — визит Антона к родственнице мы объединили с заброской ей припасов на зиму, — непросто, и в этом ТАСС оказал поддержку губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Родня по переписке Агафья Карповна — последняя представительница семьи старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу, когда коммунисты начали особо жестокие гонения на веру.
Это было еще в конце 30-х годов, но обнаружили их сибирские геологи только в 1978-м. Лыковы обосновались у реки Еринат в Хакасии, соорудили несколько жилых и хозяйственных построек. Агафья, похоронившая тут мать, братьев, сестру и отца, не покидает родную землю. Она держит коз, которые у нее почему-то смирные и послушные, делит быт с несколькими дворнягами, а в жилой избе дает приют целому выводку любопытных пушистых котят. Те, уже вернувшись домой, складывают листы, густо исписанные аккуратным почерком, в почтовые конверты и отправляют адресатам — то в Кузбасс, то на Алтай, то в Хакасию. Антон — сотрудник пермского трамвайного депо, со своей родственницей познакомился как раз по переписке. Как-то, погрузившись в изучение истории своего рода, он понял, что и его предки, и предки знаменитой таежной отшельницы происходят из одного села — Лыково в Тюменской области.
Старообрядцы, обосновавшиеся в горах Западной Сибири, ушли оттуда еще до революции — они и сегодня сохранили здесь крошечные уединенные поселения, жители которых не имеют даже паспортов. В самом же Лыкове, по словам Антона, о "старой вере" уже почти никто не помнит. Поняв, что с таежной отшельницей его связывает кровное родство, Антон почти два года назад написал ей письмо, передал его старообрядческому священнику, который похлопотал, чтобы письмо доставили Агафье с очередной экспедицией, и вдруг получил ответ. Я еще подумал: кто бы мне мог написать? Письмо было с Алтая, на конверте моя фамилия — Лыкову Антону, а внутри — ее рукой написанное письмо", — вспоминает Антон. Отчего там не жить? Известная в России горнолыжными курортами Шория исторически — край суровых таежников, охотников и рыболовов.
Климат здесь сложнее, чем в равнинных районах Кузбасса, зима наступает рано даже по сибирским меркам. Заметает дороги, перевалы у нас в снегу, — говорит Владимир Макута, возглавляющий Ташатогольский район уже 22 года.
– Здравствуйте, Агафья Карповна!
С самого рождения, почти 80 лет, она живет в тайге. Ее отец Карп Осипович Лыков увел туда семью в 30-х годах, подальше от коллективизации. Агафья родилась в 1944 году. Она колет дрова, носит воду, запасает сено козам.
Рыбалка и охота также являются ее способами получения пищи. Все это время она использует охотничье ружье, переданное ей от отца, и самостоятельно создает одежду из пряжи, изготовленной из конопли. В 1990 году Агафья приняла постриг в женском старообрядческом монастыре. Тогда же она приняла обет безбрачия, пишет wordyou.
Однако она скоро вернулась в свою хижину из-за непонимания со стороны духовных лиц церкви и не задержалась там надолго. С каждым годом Агафье все труднее справляться с хозяйственными задачами самостоятельно, и она благодарна чиновникам, поддерживающим постоянную связь с ней, а также рыбакам и охотникам, которые случайно оказываются в ее местности, за оказываемую помощь. Несмотря на все трудности таежной жизни, Агафья не желает покидать свои родные места. Почему женщина строго соблюдает запреты отца даже после его смерти Агафья Лыкова, самая известная отшельница России, придерживается ряда заповедей в своей жизни, продолжая традиции своей семьи. Как и все старообрядцы, отец Агафьи, Карп Лыков, строго следовал этому правилу. Она продолжает его соблюдать до сих пор.
В начале 30-х гг. Лыковы оказались среди многих бежавших. Братья Степан, Карп и Евдоким вместе со своими близкими перебрались в верховье Абакана. На правом его берегу, при впадении в него реки Каир-су, эта семья остановилась на жительство.
Здесь староверы обустроили шесть хозяйств, а сам посёлок получил название Верхней Кержацкой заимки. В глухом таёжном месте поселенцы наивно думали пережить лихое время и внимательно следили за тем, что происходило в стране. В 1930 г. Верхняя Кержацкая заимка оказалась на территории вновь образованного Алтайского государственного заповедника, просуществовавшего до 1951 г. Во время объезда начальник охраны проинформировал его жителей о том, что они находятся на территории заповедника, где запрещается эксплуатация природы, но, учитывая особое положение жителей заимки, им разрешили ловить рыбу, собирать кедровые орехи, косить траву и прочее. В разгар коллективизации Верхняя Кержацкая заимка подлежала ликвидации, а её обитателям было предложено переселиться в более крупные селения. В 1933 г. Ярославцев принёс в посёлок неизвестную болезнь, вследствие чего, кроме других близких людей, умерли отец Карпа Осиповича — Осип Ефимович и старший брат Степан. Никакие известные тогда средства лечения не помогали, поэтому было принято решение «унести» болезнь туда, откуда она была принесена, а это свыше ста пятидесяти километров троп горной тайги. Дело поручили наиболее крепкому Евдокиму Лыкову, с чем он успешно и справился.
К тому времени на заимке от болезни умерло пять человек. Весной 1934 г. В 1935 г. После убийства чекистами брата Евдокима, безнаказанности этого преступления и запутывания дела Карп с женой и сыном вернулись в тайгу, где в 3—4 километрах выше впадения в Большой Абакан реки Каир поставили новую заимку. В начале 1937 г. Лыковых неожиданно посетили сотрудники НКВД, которые подробно расспрашивали про обстоятельства гибели Евдокима. После этого посещения Карп Осипович принял решение уйти ещё дальше в тайгу, в верховья Большого Абакана. Семья обосновалась на небольшой горе правого берега этой реки, но через три года она вновь была обнаружена наблюдателями заповедника. Двигаясь вверх по долине реки Большой Абакан, сотрудники заповедника увидели сплетенный из прутьев ивы небольшой плетешок, который перегораживал часть протоки. Стало ясно, что выше по течению кто-то рыбачит, им оказался переселившийся с прежнего места жительства Лыков.
Руководитель отряда вынудил его показать место жительства семьи, и когда они все вместе появились на заимке, то жена и дети очень испугались, а малолетний сын Савин мгновенно скрылся в тайге. На следующий день сотрудники заповедника предложили К. Лыкову поступить наблюдателем на Абаканский кордон. После долгих раздумий Карп дал согласие, в результате чего было принято решение, что в 1941 г. Осенью П. Казин привёз туда муку, соль, сахар и другие продукты. Как было оговорено, он стал дожидаться Карпа, который в конце сентября доставил нагруженную картофелем лодку. Карп обещал привезти ещё часть груза, но, когда Абакан сковало льдом, Лыков с приходом опоздал. Холодная и дождливая погода не позволила ему перевезти картофель, предназначенный для посадки на следующий год. Тем не менее, он несколько позже ещё раз посетил кордон и сообщил, что из-за погодных условий не смог вовремя перебраться и что семья переедет сюда только в апреле.
Предложение переехать на жительство в посёлок Яйлю Лыков отклонил, поскольку всю жизнь прожил вольной жизнью в тайге, где были похоронены его родители, братья, сестры и другие родственники. Весной 1941 г. Служащие решили, что после спада воды они снова посетят заимку и выяснят причину отсутствия таёжника. Однако судьба распорядилась иначе. В конце лета сотрудники НКВД начали ставить под строгий контроль все находившиеся в тайге заимки, таким образом они пытались учесть всех тех, кто был обязан призываться в армию. И опять вспомнили о Лыковых. Представители спецслужб настаивали на их выселении из тайги любыми средствами. Выполняя указ о ликвидации отдельных заимок, областные власти сформировали отряд из пограничников и сотрудников НКВД с целью проверки глухих мест заповедника и переселения в посёлок Яйлю всех таёжных обитателей, но Лыковых опять не нашли. Местные жители говорили, что Лыковых давно уже никто не видел. Мелькавший среди деревьев отряд военных Лыков заметил на большом расстоянии.
В тот день он рыбачил в двух километрах вниз по течению реки от своего дома. Подозревая в появлении военных недоброе, старообрядец принял решение временно скрыться с семьей в отдаленной пещере. Тем не менее главе семейства удалось увидеться с Даниилом Макаровичем Молоковым, сообщившим ему о начавшейся войне и о выходе постановления о ликвидации таёжных заимок. После прихода в 1945 г. В 1946 г. Поселение Лыковых случайно обнаружил офицер этого отряда. Когда Лыковы увидели, что окружены военными, они замерли в страхе. Пришедшие успокоили главу семейства, и убедили его в том, что ничего плохого им не сделают. Фамилия Лыковых была известна офицеру из топографических карт, поскольку места проживания Лыковых были нанесены на уже изданные карты. Карп Осипович просил не трогать его семью и рассказал, что после последнего их обнаружения они перебрались на это место, преодолев 25 километров вверх по течению реки Абакан.
Осуществляемые из года в год и из века в век гонения сформировали в сознании Лыковых страх, подкрепленный словами офицера разведгруппы о том, что тех, кто уклонялся от службы в армии во время войны, будут серьезно наказывать. И действительно, скоро местный крайком компартии обвинил руководство заповедника в нарушении законов государства и укрытии семьи староверов. Наблюдателям и сотрудникам НКВД предписывалось вывести семью Лыковых из тайги, а главу семейства привлечь к уголовной ответственности. Когда отряд топографов ушел, Карп Осипович сразу же приступил к сбору пожитков и переходу на заранее избранное им место в исток Большого Абакана. В отличие от прежнего, этот участок располагался в горах значительно выше, поэтому там несколько позже начиналась весна, раньше наступала осень, соответственно сокращался вегетативный период растений, что потом регулярно сказывалось на развитии огородных культур. Ценой значительных усилий и благодаря огромному опыту Карпа Осиповича, Лыковым удалось наладить жизнь в этой горной местности. Чтобы прокормить себя, семья вынуждена была работать от зари до зари. Прибывший через пять месяцев в верховья Большого Абакана специальный отряд военных Лыковых не обнаружил. При расспросах люди отвечали, что их никто нигде не видел, что они в тайге, но места их пребывания никто указать не мог. Опрошенные не одобряли действий главы семейства Лыковых.
Его осуждали за скрытность и упрямство, особенно роптали на Карпа женщины, потерявшие своих мужей на фронте. Со временем о Лыковых стали говорить всё меньше. Они прожили в относительной изоляции 41 год, не причиняя никому зла, никому не мешая, ничего не требуя от других. Уйдя в исток реки Большой Абакан, с 1951 г. Лыковы ни с кем не встречались, если не считать случившегося в 1958 г. В 50-е гг. Одна из московских групп под руководством Ю. Штюрмера обнаружила Лыковых в самом верховье Абакана в то время, когда те рыбачили. Из разговора стало ясно, что Карп Осипович отделил своих сыновей во вновь построенную избушку, находящуюся в 4—5 километрах от его собственного домика. Административно Лыковы находились на территории Красноярского края.
Жизнь в тайге была суровой, особенно в неурожайные годы, когда семья испытывала голод. Тяжелой оказалась зима 1960—1961 гг. Ранний снег оставил её не только без урожая с огорода, но и того, что принесла тайга. В 1978 г. Изучая местность для посадки вертолёта, лётчики обратили внимание на подозрительный огород. После знакомства с Лыковыми они оказали помощь семье староверов. Принесённые геологами подарки: полотно, нитки, иголки, рыболовецкие крючки — были приняты с благодарностью. Геологи помогли построить новый дом, обеспечили семью инвентарем, предметами домашнего обихода, посудой, одеждой и некоторыми продуктами питания. Посёлок геологов расположился в 20 километрах от заимки Лыковых на берегу реки Большой Абакан. В то время Минусинская комплексная экспедиция работала над уточнением местонахождения запасов железной руды.
Молодые Лыковы стали часто появляться в посёлке геологов. Агафья и Дмитрий впервые увидели посторонних людей, к которым особенно потянулся Дмитрий, интересовавшийся буквально всем. Ему хотелось увидеть что-нибудь новое, ощущалась его тяга к общению, к людям, к расширению собственного кругозора. Члены отряда не без удивления отмечали, что у всех Лыковых было нормальное умственное развитие, присутствовала природная смекалка, молодых членов семьи волновали вопросы супружеской жизни, было желание иметь своих детей, что служило главной причиной их разочарований и раздумий. Однако общение с геологами принесло и отрицательные результаты. В 1981 г. Причиной их смерти стал контакт с приезжими людьми, принесшими болезнетворные бактерии, к которым иммунитет Лыковых не был приспособлен. В 1988 г. В тайге осталась одна Агафья, которая категорически отказалась уезжать к родственникам, поскольку на отъезд «тятенька благословения не давал». Лыковы не знали болезней «мира», они имели крепкое здоровье и выглядели на 10—15 лет моложе своего возраста.
В 1987 г. Чтобы перенести собственные скромные пожитки, Агафье пришлось сделать за зиму 32 ходки. В настоящее время на Еринате пять домов — два на берегу реки и три на верхней террасе. В начале двухтысячных годов благотворители построили для Агафьи новый дом. Коллективизация и репрессии разрушили веками сложившийся уклад жителей Алтая и Саян, поэтому староверы, несогласные с новой политикой, стали менять места своего проживания. Несмотря на то что Лыковы оказались в изоляции от мира, испытывали страшные трудности, не имея простейшего инвентаря, используя плоды огорода и тайги, они выжили благодаря наличию жизненного опыта, умению вести натуральное хозяйство. В семье сохранялось главенство отца, тогда как домашнее хозяйство вела мать — Акулина Карповна. Продолжительный разрыв в общении с «миром» не отразился на учёте времени, семья тщательным образом его берегла. От счёта времени зависели все богослужения, праздники, посты, мясоеды, знание о количестве прожитых в тайге лет. Как отмечали очевидцы, в этом деле Лыковы не отстали и не забежали наперёд ни на один день.
В 1980 г. Буквально через месяц после выхода статей на Большой Абакан была отправлена первая экспедиция, организованная красноярским журналистом Л. Черепановым, в состав которой в т. О семье Лыковых, обнаруженной в глухом малодоступном районе Хакассии, корреспонденту «Комсомольской правды» В. Пескову рассказал по телефону красноярский краевед Н. Журавлёв, который сначала прочёл о Лыковых в служебной записке геологов, а затем с охотником-проводником и сержантом милиции из райцентра Таштып и сам посетил далёкий таёжный уголок. Песков побывал на заимке Лыковых в составе организованной им экспедиции. К заветной цели члены отряда добиралась на вертолёте, а назад, к Абазе, спустились на моторной лодке по реке Абакан.
На протяжении 350 километров маршрута следования следопытам не встретилось ни единого человеческого жилища. На станции геологов к В. Пескову присоединился мастер-бурильщик Е. Седов, который сопровождал корреспондента во время его поездки на заимку Лыковых. На момент приезда В. Дмитрий, Савин и Наталья скоропостижно скончались осенью 1981 г. Вернувшись из поездки в Москву, В. Песков опубликовал в «Комсомольской правде» серию рассказов о староверах Лыковых.
Затем отдельно он издал книгу под названием «Таёжный тупик», в которой наиболее полно описал своё путешествие на верхний Абакан, рассказал о встрече с геологами, изобразил природу горной Хакассии, заимку Лыковых, свою встречу с Карпом Осиповичем и Агафьей Карповной, описал внешний и внутренний вид хижины и лыковское хозяйство, уклад их жизни, одежду, орудия труда, питание, религиозные воззрения. Песков дал психологическую характеристику всем членам семьи Лыковых, называя их жизненный выбор большой промашкой, так как они добровольно замуровали себя в тайге без людей, без соли и без хлеба. Автор «Таёжного тупика», как человек своего времени, недоумевал, почему Лыковы видели жизнь не в радости, не в продолжении себя в потомстве и делах, но в страданиях, чтобы заслужить снисхождение Бога и блаженство на небе. По его словам, в убогой жизни Лыковых было убито дарованное человеку чувство красоты. Во время пребывания на заимке В. Песков не увидел ни одного цветка у хижины, никакого украшения в избе, никакой попытки украсить свою одежду или вещи, усладить свою жизнь народной песнью. Младшие Лыковы не имели возможности общаться с себе подобными, они не знали плотской любви, были лишены возможности продолжить свой род. Песков рассуждал о том, что в своей жизни человек может совершить ошибки, которые повлекут за собой драматические последствия, но журналист недоумевал, как можно превратить в трагедию целый жизненный путь.
Песков не разделял убеждений Лыковых, добровольно ушедших из мира, общение с которым он признавал одной из самых значительных радостей жизни. Виною всему случившемуся журналист называл фанатичную, тёмную веру в Бога, утешением и опорой этой страдальческой жизни оставалась только религия. Она же, по его мнению, была и причиной страшного жизненного тупика, который пришлось испытать этой семье. Исследуя историю старообрядчества, В. Песков вспоминал об А. Герцене, пытавшемся создать союз со старообрядцами в борьбе с царизмом, но косная темнота староверов, их изуверство и мракобесие не позволили осуществиться планам революционера. У Лыковых уже побывало много экспедиций. Несмотря на то что ажиотаж вокруг их семьи в прессе давно поутих, судьба старообрядки Агафьи Лыковой по-прежнему продолжает интересовать учёных и широкую общественность.
В настоящее время в Нижнем Новгороде значительное место Агафье Карповне и вообще семье Лыковых уделяет главный редактор газеты «Старообрядец» С. Это издание рассказывает о причинах, по которым Агафья осталась в Саянской тайге, о последних событиях происшедших на заимке, о том, как рассказывают о Лыковых в школьных учебниках по истории, посещении заимки губернатором Кемеровской области. В газете опубликована серия очерков побывавшего на Еринате А. Рудаков регулярно дает материалы и научные исследования, связанные с изучением различных аспектов жизни и деятельности семьи Лыковых: о проведении ведущим специалистом Красноярского краевого краеведческого музея Г. Толстовой лингвистико-этнографической экспедиции на реку Еринат, о выходе книг профессора И. Назарова и Г. Толстовой, изучавших условия жизни, здоровье и язык староверов. В «Старообрядце» С.
Рудаков опубликовал документальную повесть известного исследователя природы Алтайского края Т. Дулькейта «Лыковы». На основании экспедиционных дневниковых записей заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Красноярской государственной медицинской академии И. Назаров издал книгу «Таёжные отшельники», в которую вошли его многолетние научные наблюдения за Лыковыми. Учёный впервые посетил Лыковых в 1980 г. Как уникальное явление врача интересовало проживание этой отдельной семьи вне общества. Профессор И. Назаров, много лет общавшийся с Лыковыми и лечивший их, оценивал их психическое состояние как нормальное.
Он отмечал, что члены семьи были уравновешенны, приветливы, доброжелательны, разговорчивы, любознательны, вместе с тем непосредственны, некоторые из них были смешливыми, умевшими логически рассуждать. Кроме того, исследователь описал драматическую судьбу послушницы Надежды, бывшей российской спортсменки, которая приехала на жительство к Агафье. В 2003 г. Красноярска прошла презентация фотоальбома «Путь на Еринат», изданного красноярским издательством «Растр». Его автором-составителем является В. Эта богато иллюстрированная книга с цветными фотографиями опубликовала материалы совместной экспедиции газеты «Красноярский рабочий» и группы руководителей российских региональных средств массовой информации. Ведущий специалист Красноярского краеведческого музея Г. Толстова с группой воспитанников провела несколько лингвистико-этнографических экспедиций на реку Еринат.
В 2005 г. Книга открывается обширным вступлением об истории жизни семьи Лыковых. Первый выпуск «Словаря» отражает эпистолярную речь Агафьи, представленную в 99 письмах за 1986—2003 гг. Второе издание включило 131 письмо Лыковой, сочиненные ею в 1986—2012 гг. Автор-составитель изучила палеографические особенности Агафьиных писем. Уникальность собранного и опубликованного материала состоит в том, что исследуемый объект — Агафья Карповна — до 34 лет своей жизни почти не общалась с посторонними людьми, но благодаря чтению богослужебных книг развила прекрасную церковнославянскую речь. Толстова изучила лексику письменной речи Агафьи Лыковой, а также письма и аудиозаписи речи членов семьи Лыковых, сделанные в 1978—2003 гг. В «Словарь» вошли общенародные, диалектные и семейные слова и выражения.
Как отмечает автор, говор Лыковых по генезису привязан к определённой территории: севернорусской со стороны отца, южнорусской со стороны матери и сибирской по настоящему месту жительства. Кроме того, лексика Лыковых включает в себя большое количество архаичных и церковнославянских слов. По мнению Г. Толстовой, фонетические, морфологические, лексические особенности языка Лыковых представляют значительный интерес для лингвистики. В 2007 г. Толстова защитила кандидатскую диссертацию «Старообрядческая конфессиональная лексика А. Лыковой» на соискание ученой степени кандидата филологических наук. В 2008 и 2011 гг.
Коллекция писем старообрядки Агафьи Лыковой в собрании Красноярского краевого краеведческого музея ». Толстова внесла значительный вклад в комплектование коллекции по истории старообрядчества Красноярского краевого краеведческого музея. Исследовательница была автором и организатором выставок «Мир старообрядчества» и «Таёжные отшельники». О великих духом и трудолюбием отшельниках написал документальную повесть «Лыковы» Т. Дулькейт, который родился, вырос и работал на Алтае. Много времени автор провёл в горах и тайге, где жили Лыковы. Самым сложным и драматическим периодом их жизни Т. Дулькейт называет 30—40-е гг.
Ему удалось общаться с единственной оставшейся в живых младшей дочерью Карпа Осиповича — Агафьей, благодаря чему писатель дополнил свой очерк новыми подробностями из жизни и быта семьи Лыковых. В 2001 г. Абакан, образован участок «Заимка Лыковых». В музее заповедника представлен большой раздел, посвященный проживающей на его территории отшельнице А. Кроме представленной природной экспозиции, посетители могут осмотреть лабаз для хранения продуктов, личные вещи, письма и фотографии Агафьи. Верховья реки Большой Абакан посещали руководитель экспедиций писатель Л. Черепанов г. Одинцово Московской области , художница Э.
Мотакова, главный редактор газеты «Красноярский рабочий» В. Павловский, фотограф Н. Пролецкий г. Абаза, Хакассия , врач Н. Гудыма и др. В 1989 г. Лыкову посетил нижегородец Александр Лебедев, который описал свои впечатления от поездки в книге «В Агафьиной тайге». Автор входил в состав экспедиции, которую возглавлял писатель Л.
Черепанов, а Э. Мотакова с натуры написала несколько портретов Агафьи Карповны. Лыковы, как и большая часть старообрядцев, пришли в Сибирь из Нижегородской губернии. Этот населённый пункт был основан в 1800 г. Известно, что Лыковы отличались твердостью в древлеправославной вере, смелыми высказываниями в адрес царя и господствующей Церкви. За это в 1906 г. Якова Северьяновича Лыкова власти пытались выселить из Томской губернии, но староверы не стали ждать наказания и сами растворились в тайге. В 90-е гг.
Как живет сейчас Агафья Лыкова
отца Карпа Лыкова и его детей: Савина, Натальи, Дмитрия и Агафьи. О том, как протекало заболевание, выжившие Карп Осипович и Агафья позже рассказали Игорю Павловичу Назарову, ставшему их другом и, по сути, доверенным врачом. Так остались вдвоём Карп Осипович и Агафья, которой в тот злой для Лыковых 1981 год исполнилось 37 лет. Карпу Осиповичу уже стукнуло 80, ноги его ослабели, поэтому шли они четверо суток. «Карп Осипович (Лыков, отец Агафьи.