Для чтения в лицах Произведения. Картотека детской художественной литературы по лексическим темам для детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы О.О. Содержание Автор, название ЦельНравственное воспитание рнс «Лиса и кувшин» обр.
Перспективное планирование по ОО «Речевое развитие». Ознакомление с художественной литературой
Гайдар «Сказка про военную тайну , Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово» Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада С.
Махотин «Старшая группа» О. Высоцкая «Детский сад» Т. Александрова «Домовенок Кузька» главы Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите. Снегирев «Пингвиний пляж» К. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»; Б. Заходер « Серая звездочка » Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу С.
Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении Р. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе Речевое развитие Развитие всех сторон речи Знакомство с жанрами Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами И.
Чайковский «Щелкунчик» фрагменты Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений П. Чайковский «Времена года» фрагменты Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» фрагменты С. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З.
Александрова Примерная технологическая карта непосредственной образовательной деятельности Вид образовательной деятельности: чтение художественной литературы. Чтение, заучивание художественной литературы в старшей группе по темам Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте дорогие коллеги. Хочу предложить вашему вниманию материал по. Ход игры: Нужен лист от дерева.
Игроки встают в круг лицом к центру. Конспект НОД. Чтение художественной литературы в подготовительной к школе группе «Никита Кожемяка» Разработала: Бондарева Елена Дмитриевна. Студентка "Волгодонского педагогического колледжа " Цель: развитие умения коротко пересказывать.
Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности , праздниках. Роль чтения в развитии детей Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир , вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям , развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.
Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе. Задачи программы Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям. Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа. Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения , развивать произвольную память и внимание. Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора. Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах. Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний. Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС Дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду.
Шерешевской; Л. Образцовой; Ч. Приходько; Е. Лукина; А. Викторова; Б.
Образцовой; Й. Лукина; О. Давитьянц; О. Олсуфьева, «Не только в детском саду» в сокр. Примерный список для заучивания наизусть «Пальчик-мальчик.
Художественная литература для детей Примерный перечень для чтения и рассказывания детям Русский фольклор Песенки, потешки, заклички. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Толстого; «Жихарка», обр. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр.
Булатова; «Зимовье», обр. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.
Фольклор народов мира Песенки. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. Климова; «Пальцы», пер. Л, Яхина; «Мешок», татар.
Ягофарова, пересказ Л. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. Введенского, под ред. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер.
Габбе; братья Гримм. Глянь-ка из окошка. Литературные сказки. Токмаковой; Ю. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск.
Заходера; Ф. Солоновича; С. Заходера; Э. Паперной; Т. Брауде; Д.
Шерепгевской; Э. Образцовой и Н. Для заучивания наизусть «Дед хотел уху сварить. Художественная литература для детей Примерный перечень для чтения и рассказывания детям Русский фольклор Песенки. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр.
Карнауховой; «Хаврошечка», обр. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. Капицы; « Царевна- лягушка », обр. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр.
Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр. Григорьева; «Старушка». Маршака; «Счастливого пути! Токмаковой; «Веснянка», укр. Литвака; «Друг за дружкой», тадж.
Гребнева в сокр. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер.
Аросьевой из сборника сказок К. Маршака; В. Заходера; Я. Заходера; Лж. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер.
Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма". Чтение стихов во время игровой деятельности В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С.
Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук". Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники например, в Рождество походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков. Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии. Что за праздник без стихов При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей. Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр , применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы. Моральное воспитание через художественную литературу Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными.
Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах , понятых в ходе прослушивания литературного творения. Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений. Рассмотрим несколько из них. Катаев, "Цветик-семицветик" Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала.
Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой. Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть. Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс , отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек. Воспитание отзывчивости сказками Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе. Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада. Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла. Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.
Кассиля «Сестра» Цель: Расширять знания о защитниках Отечества, воспитывать уважение и благодарность к ним; вызывать желание быть смелыми, отважными, помогать слабым и совершать добрые и героические поступки Тема: Викторина по прочитанным произведениям на «День весеннего именинника» Цель: Обобщить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений разных жанров; закреплять умение выразительного пересказа прозаических произведений и чтения наизусть стихотворных; развивать умение определять героя произведения по его короткой характеристике, атрибуту, внешнему облику и т. При подготовке к занятиям используются следующие методические пособия и Интернет-источники: Волчкова Н.
«Детский сад № 46 «Светлячок»
Успенский «Разгром». Дополнительная литература Русские народные сказки: «Никита Кожемяка» из сборника сказок А. Афанасьева ; «Докучные сказки». Зарубежные народные сказки: «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд. Булатова; «Желтый аист», кит.
Проза: Б. Москвина «Кроха»; А. Митяев «Сказка про трех пиратов». Поэзия: Я. Аким «Жадина»; Ю.
Мориц «Домик с грубой»; Р. Сеф «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал»; Д. Чиарди «О том, у кого три глаза», пер. Р Сефа; Б.
Заходер «Приятная встреча»; С. Черный «Волк»; А. Плещеев «Мой садик»; С. Маршак «Почта». Литературные сказки: А.
Волков «Волшебник Изумрудного города» главы ; О. Пройслер «Маленькая Баба-яга», пер. Коринца; Дж. Родари «Волшебный барабан» из книги «Сказки, у которых три конца», пер. Константиновой; Т.
Янссон «О самом последнем в мире драконе», пер. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. Смирнова; Г.
Даля; «Петушок и бобовое зернышко », обр. О, Капицы. Фольклор народов мира Песенки.
Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. Климова; «Пальцы», пер. Л, Яхина; «Мешок», татар. Ягофарова, пересказ Л. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер.
Введенского, под ред. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. Габбе; братья Гримм. Глянь-ка из окошка. Литературные сказки.
Токмаковой; Ю. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Заходера; Ф. Солоновича; С. Заходера; Э. Паперной; Т.
Брауде; Д. Шерепгевской; Э. Образцовой и Н. Для заучивания наизусть «Дед хотел уху сварить. Художественная литература для детей Примерный перечень для чтения и рассказывания детям Русский фольклор Песенки. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр.
Карнауховой; «Хаврошечка», обр. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. Капицы; « Царевна- лягушка », обр. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр.
Григорьева; «Старушка». Маршака; «Счастливого пути! Токмаковой; «Веснянка», укр. Литвака; «Друг за дружкой», тадж. Гребнева в сокр. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер.
Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. Аросьевой из сборника сказок К. Маршака; В. Заходера; Я.
Заходера; Лж. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. Успенского; Р. Чуковского, стихи з пер. Маршака; А. Для заучивания наизусть «По дубочку постучишь.
Акима; М. Берестова; А. Для чтения в лицах Ю. Дополнительная литература Русские народные сказки. Афанасьева ; «Докучные сказки». Зарубежные народные сказки.
Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд.
Соколов-Микитов «Улетают журавли». Воронько «Журавли».
Бианки «лесные домишки», «Грачи». Майков «Ласточка» 12. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» 13.
Толстой «Лебеди» 14. Андерсен «Гадкий утёнок». Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».
Тема: Наш город. Моя улица. Александрова «Родина» 2.
Михалков «Моя улица». Песня Ю. Антонова «Есть улицы центральные…» Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы 1.
Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
Исследования показали, что это действенное средство освоения детьми окружающей действительности, а также средство усвоения норм поведения, норм морали. Развитие посредством художественной литературы Важно! Литература имеет большой потенциал для развития детей, поэтому педагог должен быть компетентен в вопросах ее применения. Важность литературы в старшей группе дошкольного учреждения заключается в следующем: развиваются художественные способности детей, формируются нравственные чувства, нормы нравственного поведения, воспитывается эстетическое восприятие, развивается речь и грамотность. В целом художественная литература дает детям уже готовые языковые формы и словесные характеристики.
Кроме того, чтение художественной литературы именно в старшей группе эффективно для развития связной монологической речи. Это важно для интеграции на более высокую ступень обучения начальной школы. Воспринимая произведение на слух, дошкольник проникает в его содержание. Дети в старшем дошкольном возрасте не всегда умеют читать, поэтому очень важной является интерпретация произведения взрослым. При этом прочтение — это не только его техническое чтение, но и его понимание, проникновение в самую суть того, что автор хотел донести до читателя. При этом педагог должен стремиться сформировать у детей именно полноценное восприятие, поскольку только оно способствует развитию у детей: возможности сопереживать герою и автору произведения; оценивать динамику эмоций в тексте; воспроизводить в своем воображении представляемые автором картины; размышлять над мотивами и последствиями поступков персонажей, оценивать такие поступки и отстаивать свою внутреннюю позицию.
Полезно знать! Любое произведение должно найти отклик в душе воспитанника, чтобы наиболее полно сформировать те качества, на которые было нацелено чтение конкретного произведения. Сегодня существуют различные жанры художественной литературы и для полноценного чтения необходимо использовать их разнообразие при организации НОД. Особенности восприятия старшими дошкольниками Помимо развития связной речи, чтение литературы старшим дошкольникам имеет следующие особенности: использование различных жанров: сказка, повесть, стихотворение и прочие; использование игр и инсценировок, театральных постановок, дидактических игр по теме прочитанного произведения; необходимость подготовительной работы к прочтению произведения также, как и необходимость последующего обсуждения поступков героев; использование наглядности: картин, иллюстраций. Наглядность при чтении литературы Особенности восприятия у старших дошкольников заключаются в том, что они могут более ярко воспринимать динамичные произведения, шуточные стихи, сказки. Внимание старших дошкольников еще недостаточно устойчиво, поэтому чтение необходимо проводить с перерывами.
Безопасность детей летом
Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. ВераксыО.О. Содержание Автор, название Цель Нравственное воспитание рнс «Лиса и кув. ФОП (ДО) дошкольного образования. ФОП художественной литературы на возраст 6-7 лет. Картотека художественной литературы в старшей группе по программе «От рождения до школы». Ознакомление с художественной. литературой. Старшая группа №5 «Капельки». Образовательная область «Чтение художественной литературы» для детей 6-7 лет. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ Рекомендации для родителей.
Список литературы для чтения детям в подготовительной группе (-7 лет)
Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят воспитателя рассказать их. Как объяснять детям незнакомые слова Воспитатель должен объяснять дошкольникам значение незнакомых слов в произведении. Этот приём обеспечивает полноценное восприятие художественного текста: характеров героев, их поступков. Здесь можно использовать различные варианты: по ходу повествования останавливаться на непонятном детям слове и подбирать к нему синонимы например, лубяная избушка зайчика - значит, деревянная; горница - это комната , объяснить незнакомые слова ещё до начала чтения например, перед рассказыванием сказки «Волк и семеро козлят» педагог показывает картинку с изображением козы, проговаривает фразу: «Течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» и наглядно объясняет, что такое вымя у животного. Иллюстрации помогут объяснить значение незнакомых слов Однако не все слова требуют подробного толкования: например, читая старшим дошкольникам «Сказку о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, вовсе не обязательно подробно останавливаться на словосочетаниях «столбовая дворянка», «соболья душегрейка» - они не препятствуют пониманию содержания произведения. Также не нужно спрашивать у ребят, что им неясно в тексте, но если они интересуются, что значит какое-то слово, нужно дать ответ в доступной форме. Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению После прочтения произведения следует провести аналитическую беседу это особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. В ходе беседы воспитатель подводит детей к оценке поступков персонажей, их характерам. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций. Содержание не нужно отрывать от формы: обязательно уделять внимание жанровым, языковым особенностям например, акцентировать внимание малышей на повторяющиеся обращения «Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!
Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям: Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему? На кого бы вы хотели быть похожи? С кем бы вы не стали дружить? Вопросы на выявление ключевого смысла произведения: Кто виновен в том, что мама-воробьиха потеряла свой хвост М. Горький «Воробьишко»? Почему сказка «У страха глаза велики» так называется? Вопросы на обнаружение мотива: Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке «Маша и медведь»? Зачем лиса намазала себе голову тестом «Лиса и волк»? Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей ненецкая народная сказка «Кукушка»? Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде например, С.
Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь-огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом? С детьми нужно обсуждать и анализировать стихи, посвящённые труду человека Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации. Как заучивать с детьми стихи с помощью мнемотаблиц Для заучивания стихотворений и пересказа сказок хорошо использовать мнемотаблицы. Они представляют собой схематическое изображение сюжета произведения в виде ряда картинок. Такой приём, облегчающий запоминание текста, можно практиковать уже со средней группы. Фотогалерея: мнемотаблицы для дошкольников Ключевые события сказки представлены в виде схем На плакате схематически изображены главные персонажи девочка, медведь и ключевые моменты повествования лес, избушка, пирожки, короб Каждая схематическая картинка соответствует строчке стихотворения Как показывать детям иллюстрации Более глубокому пониманию текста и заложенных в нём художественных образов способствует рассматривание иллюстраций. Методика использования наглядности зависит от возраста дошкольников и содержания книги.
Но в любом случае восприятие текста и картинки должно быть целостным. Некоторые книги состоят из серии картинок с подписями пример тому - А. Барто, «Игрушки» или В. Маяковский, «Что ни страница - то слон, то львица» или же разделены на отдельные главы «Снежная королева» Г. В этом случае воспитатель сначала демонстрирует картинку, а затем читает текст. Если же произведение не разделено на части, то не стоит прерывать повествование показом иллюстраций: это можно сделать после прочтения или же незадолго до него рассматривание книги вызовет у дошкольников интерес к сюжету. При чтении познавательной литературы картинка используется для наглядного пояснения информации в любой момент. И младшие, и старшие дошкольники всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации к произведениям Общая структура занятия по чтению Структура занятия по чтению художественной литературы зависит от его типа, возраста воспитанников и содержания материала. Традиционно выделяются три части: Знакомство с произведением, цель которого - правильное и эмоционально насыщенное восприятие. Беседа о прочитанном, направленная на уточнение содержание, языковых средств выразительности.
Повторное чтение текста либо его ключевых эпизодов для углубления восприятия и закрепления впечатления. Типы занятий по чтению в детском саду Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками: Мотивирующее начало занятия Ключевая задача воспитателя - подготовить дошкольников к восприятию произведения, мотивировать их на слушание. Для этого используются различные способы. Появление игрового персонажа В младшем и среднем возрасте занятия лучше начать с сюрпризного момента с появлением игрового персонажа. Он всегда с содержанием произведения. Например, это пушистый плюшевый котёнок стихотворение В. Берестова «Котёнок» , забавный жёлтый цыплёнок сказка К. Чуковского «Цыплёнок» , кукла Маша русская народная сказка «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и другие, где фигурирует маленькая девочка. Игрушка передаёт озорной характер котёнка из одноименного стихотворения В. Берестова Воспитатель может показать малышам волшебный сундучок , в котором оказываются герои сказки.
Как правило, это произведения, где фигурирует много персонажей «Репка», «Теремок», «Колобок». Послание от героя Можно использовать и мотив письма - в группу приходит послание от домовёнка Кузеньки. Он рассказывает, что живёт в детском садике - охраняет его по ночам, а днём ему очень нравится слушать, как ребята поют песни, играют, занимаются спортом. И вот Кузя решил сделать детям подарок - подарить им свою шкатулку со сказками. Теперь в любой момент малыши могут познакомиться с новой сказкой, которую прочитает им воспитатель. Домовёнок Кузя дарит малышам свою шкатулку со сказками Предварительная беседа В старшем дошкольном возрасте для создания мотивации к чтению уже можно задействовать личный опыт дошкольников. Это может быть вводная мини-беседа, связывающая события из жизни с тематикой произведения. Например, педагог интересуется у ребят, любят ли они фантазировать. Затем все вместе рассуждают: а зачем вообще люди фантазируют чтобы позабавить своего собеседника, сделать ему приятно и т. Затем воспитатель плавно переходит к чтению рассказа Н.
Носова «Фантазёры». Кстати, в занятие по этой теме можно ввести ещё и игрового персонажа - Незнайку, ведь он тоже любил придумывать и сочинять небылицы. Дополнительно детям можно предложить раскрасить Незнайку Другой пример - педагог начинает разговор о мечте. Ведь она есть у любого человека. Взрослый просит рассказать ребят, о чём же они мечтают. После этого воспитатель подводит дошкольников к выводу, что для исполнения своего желания нельзя сидеть сложа руки, а нужно потрудиться, приложить усилия, хотя, конечно, бывают случаи, когда человеку улыбается удача, и мечта сбывается сама, словно по волшебству. И очень часто такое встречается в русских народных сказках, например, в произведении «По щучьему веленью » или другом, где фигурируют волшебные герои или вещи, помогающие главному персонажу. Ознакомление с наглядными материалами Для создания мотивации к чтению воспитатель может начать занятие также с рассматривания картины, к примеру, работы В. Васнецова «Три богатыря». После знакомства с этим произведением искусства дети наверняка с большим интересом прослушают былину про Илью Муромца или другого русского витязя.
После рассматривания отважных богатырей дошкольникам будет очень интересно послушать былину про Илью Муромца Незадолго до занятия можно заинтересовать ребят красочной обложкой книги или её иллюстрациями: дети захотят узнать, кто на ней изображён и что случилось с героями в произведении. После рассматривания иллюстраций ребятам наверняка захочется узнать, кто же на них изображён и что приключилось с героям Перед чтением стихотворений о каком-то времени года хорошо сводить детей на прогулку либо устроить экскурсию в осенний или зимний парк. Примеры конспектов занятий С примерами конспектов занятий можно ознакомиться здесь: Каранова М. Худякова «Осень» средняя группа ; Коновалова Д. Осеевой «Кто хозяин» » подготовительная группа. Варианты тем для занятий по чтению художественной литературы В каждой возрастной группе воспитатель подбирает интересные темы занятий, ориентируясь на перечень произведений художественной литературы, рекомендованных образовательными программами. Некоторые произведения могут повторяться: если в раннем возрасте это просто слушание, то в более старшем уже имеет место углублённый анализ, пересказ текста дошкольниками, инсценировка, чтение по ролям и пр. Первая младшая группа Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко». Русская народная песенка «Пошёл котик на Торжок…».
Русская народная песенка «Петушок, петушок…». Русская народная сказка «Репка». Русская народная песенка «Как по лугу, лугу…». Русская народная песенка «Как у нашего кота…». Русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Русская народная сказка «Козлятки и волк» в обработке К. Русская народная песенка «Уж как я мою коровушку люблю…». Стихотворение А. Барто «Грузовик». Стихотворение С.
Капутикян «Все спят». Стихотворение В.
Киплинг, А. Литературные сказки В. Бианки, П.
Бажов, А. Волков, В. Катаев, Б. Таблица: картотека литературных произведений для старшей группы с указанием целей изучения В. Драгунский Учить анализировать художественное произведение, развивать умение понимать характер героев, обогащать речь фразеологизмами Любимые стихи.
Бианки «Сентябрь» Пушкин «Уж небо осенью дышало» Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, воспитывать любовь к родной природе. Толстой «Осень, обсыпается наш бедный сад» Развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять умение образовывать разные формы глаголов. Чтение сказки И. Телешова «Крупеничка» Расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас. Помочь понять мотивы поступков героев, уточнить понятия жанровых особенностей сказки.
Чтение рассказа Драгунского Познакомить с творчеством В. Драгунского, раскрыть характер главного героя Дениски. Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря океаны» Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, развивать умение чувствовать напевность языка «Царевна-лягушка» Учить воспринимать образное содержание сказки; выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки.
Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» главы Учить понимать характеры сказочных героев; подбирать образные определения к словам; чувствовать юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора. Суриков «Вот моя деревня» заучивание Песни и потешки о природе. Учить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию. Закрепить знание потешек и народных песенок о природе.
Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки Н. Носов «Живая шляпа» чтение Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.
Чтение стихотворений о зиме Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Маршак«Тает месяц молодой» Вспомнить с детьми произведения С.
Шаврова; «Как братья отцовский клад нашли», молд.
Булатова; «Лесная дева», пер. Петровой из сборника сказок Б. Немцовой ; «Желтый аист», кит.
Ярилина; «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд.
Аросьевой из сборника сказок К. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа Н. Лунгиной К. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых Р. Чуковского, стихи в пер. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких В. Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр.
Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу А. Барто «Вовка — добрая душа» Е. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома «Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке К.
Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков К. Чуковский «Федорино горе» рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища Ю. Михалкова Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города Е. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами Ознакомление с социальным миром Г. Андерсен «Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран С. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки А.
Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово» Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада С. Махотин «Старшая группа» Т. Александрова «Домовенок Кузька» главы Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Снегирев «Пингвиний пляж» К. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»; Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении Р. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе Речевое развитие Развитие всех сторон речи Знакомство с жанрами Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Чайковский «Щелкунчик» фрагменты Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений П.
Художественная литература и ее чтение в старших группах
Чтение А. Барто «Верёвочка» Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов. Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе. Комаровой, евой. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания. 2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» 3. Повторение выученных стихотворений об осени.
Сказки для старшей группы
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА» Для старшей и подготовительной группы. | 4. Чтение художественной литературы: «Айболит». Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской художественной литературе. |
Список литературы для чтения в старшей группе детского сада по фгос по лексическим темам | Списки литературы, рекомендуемые библиотекой для юных читателей. Список книг для старших дошкольников (5-7 лет). |
ФОП художественной литературы на возраст 5-6 лет | Форум педагогов | Цели занятий по чтению художественной литературы в старшей группе, задачи и приёмы по ФГОС. |
Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет (старшая группа) | Список литературы на апрель. «Одуванчик» ндрова Е. Серов «Подснежник». |
Художественная литература и ее чтение в старших группах – картотека
Чтение в лицах кий «Разгром» Ц:Формировать понятия о ритмико-интонационной выразительности, воспитывать чувство юмора. ФОП (ДО) дошкольного образования. ФОП художественной литературы на возраст 6-7 лет. старшей группы №2 «Пчелки». Колунова П.В. старшей группы №2 «Пчелки». Колунова П.В. Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов.
Перспективно-тематический план по чтению художественной литературы в старшей группе
1 "СОЛНЫШКО" (воспитатель: Товт Елена Ивановна)» Дистанционное обучение. СПИСОК художественных произведений, рекомендуемых для чтения детям старшей группы по теме: “Профессии”. 1 "СОЛНЫШКО" (воспитатель: Товт Елена Ивановна)» Дистанционное обучение. СПИСОК художественных произведений, рекомендуемых для чтения детям старшей группы по теме: “Профессии”. Для чтения в лицах. Произведения. Введите email и мы отправим вам подборку разработок по теме материала Картотека художественной литературы для чтения дошкольникам. Перспективный план по ОО «Восприятие художественной литературы» в старшей группе. 1 "СОЛНЫШКО" (воспитатель: Товт Елена Ивановна)» Дистанционное обучение. СПИСОК художественных произведений, рекомендуемых для чтения детям старшей группы по теме: “Профессии”.