НВ Зубаревич, ИЕ Шульга, АЕ Суринов, ЛП Богданова, АА Каспржак, ООО Издательство Весь Мир, 2007. По словам Зубаревич, трудоспособное население традиционно едет в города побольше и тут «Карелии ничего объяснять не надо» — людей «пылесосит» Санкт-Петербург. В свежем интервью BILD на русском Зубаревич проанализировала, что происходит с российским бюджетом летом 2023 года и как выживают потребители и бизнес в непростых условиях — под давлением санкций и на фоне дешевеющего рубля. Сегодня в прямом эфире своё Особое мнение выскажет Наталья Зубаревич, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ.
Зубаревич: туризм в регионе будет востребован, но экономику он не «вытащит»
Но финансирование оборонной отрасли пойдет на спад с 2025 г. Это значит, что «жировать» осталось недолго. Последние данные, которые у меня есть по промышленности за восемь месяцев 2023 г. Она считает это следствием бурного роста гособоронзаказа. Однако не все отрасли промышленности пошли вверх. Некоторые вовсе не смогли адаптироваться и не вышли из кризиса. Лесопереработка до конца из кризиса не вышла, у нее основной рынок сбыта все же европейские страны. Везти по железной дороге — просто места нет на них там, Транссиб в сторону Китая забит. У лесопереработчиков гигантские логистические издержки.
Смогут ли продавать китайцам? Не очень. Китай, в основном, обеспечивает себя сам, у них огромная металлургия. Просто прогнать горы металла — это сложно. Переиграть на Азию? Крайне сложно, потому что ТрансСиб не просто загружен — он перегружен. ТрансСиб сегодня работает на пределе своей мощности, поэтому дополнительные объемы металла по нему вряд ли удастся перевезти на Восток. Цветная металлургия. Там проблем нет. Проблема только в том, что платежи за поставленную продукцию идут очень плохо, международные банки стараются не пропускать на Россию, опасаясь вторичных санкций. Поэтому я не знаю каким образом они получают деньги за свою продукцию. Как, по вашим оценкам, обстоят дела в машиностроении на Урале? Они делают инновационные вагоны, а из России ушли все крупнейшие производители кассетных подшипников, которые обязательны для таких вагонов, потому что держат более значительную нагрузку на ось. Как было сказано, запасов на складах хватит до мая. Возможно, они будут переходить на старые вагоны, которые когда-то они делали полностью на советских комплектующих. Про «остатки» «Уралмаша» я не говорю, не знаю даже что там осталось. Аналогично и «Уралхиммаш». Они и до этого были не очень живые, посмотрим что будет сейчас. Компания «ВСМПО-Ависма» в Верхней Салде, где производят титан: санкций на титан нет — казалось бы, можно вывозить, но компания «Boeing» уже заявила, что будет пересматривать свою стратегию и постарается отказаться от титана из Верхней Салды. Так как город полностью завязан на этом производстве, и альтернативных продаж не существует, не знаю что будет. Сегодня происходит полная дезорганизация металлургического рынка. Правительство России пыталось зафиксировать маржу металлургам, но сбыта нет или он очень сильно усох. Как они под этим двойным ударом будут продолжать работать, я не знаю. Как вы оцените обстановку в Челябинской области? Например, предприятие «Мечел». На какой рынок он в основном торгует, я не знаю, но считаю, что вся металлургия под очень большим ударом. Еще хуже тем, кто попал под персональные санкции и остался собственником. Сейчас все как-то пытаются выйти из легальной собственности. А как в Кургане? Самый дотационный регион Урала сможет выжить в таких условиях и за счет чего? Предприятия должны выдержать, гособоронзаказ будет, ну а дальше у них особо ничего, потому что губернатору Вадиму Шумкову так и не удалось притащить значимых инвесторов — уж больно депрессивный регион. И тут не в Шумкове дело, а в депрессивности региона. Останутся со своей пищевой переработкой. Сейчас полностью перестраивается сектор услуг. Какие новые рынки сбыта, по вашему мнению, могут открыться перед уральским бизнесом в сложившейся истории?
Агломерацию с теми городами [спутниками], которые расположены рядом с ним. Остальные [люди с иной позицией по данному вопросу] пусть идут на фиг. Остальное — бла-бла-бла, все эти предложения агломерации Тюмени, Перми, Челябинска, Екатеринбурга. У каждого крупного города — свой путь. Агломерации между ними нет и быть не может. Пусть вам поют про «паровоз», но вы всегда делите на десять. Потому что есть «песни славян», а есть реальная жизнь», — высказалась по ситуации в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Наталья Зубаревич.
Эта проблема уже долгосрочная. Частичное ее решение попытались найти, направив перевозки в порты Черного моря. Что-то кругом везут на мурманский порт. Тут ситуация очень простая. До тех пор, пока мировые цены на уголь будут благоприятные, [угольщики] могут покрывать этим удорожание логистики. Но если мировые цены пойдут вниз, как следствие, часть экспорта будет нерентабельной, убыточной. Во-вторых, не надо ожидать, что намного больше удастся перевести на Восток, потому что с углем конкурируют другие важные грузы, в том числе контейнерные. RU — Получается, если такая ситуация продолжится, то угольные компании Кузбасса будут вынуждены снизить добычу? Но опять же, [компании] будут искать альтернативные способы перевозки, чтобы не снижать добычу, но только при высоких мировых ценах. Стоимость — ключевая история. Разрешить все проблемы перевозок сейчас невозможно. Накопление угля на складах до какого-то периода можно продолжать, но тоже не бесконечно. Их, по большому счету, нет. В 2022 году бюджет Кузбасса закончил неплохо, потому что были шикарные цены на уголь. У угольных компаний — большая прибыль, и, как следствие, в казну от них приходили огромные налоги. По 2023 году у меня есть статистика лишь по регионам России в целом, но и здесь цифры в плюсе. Правда, все доходы в бюджет считаются просто в рублях, без учета инфляции, но тем не менее этот рост ее перекрывает. Ущербы в долгосрочной перспективе для Кузбасса очень вероятны, но о них пока говорить рано. По утвержденному плану в 2023 году доходы в бюджет Кузбасса составят 213,4 миллиарда рублей, расходы — 269,8 миллиарда, дефицит — 56,5 миллиарда. Это рекордные цифры за последние годы. Это чуть больше 15 миллиардов рублей. Кузбасс движется вперед? По сравнению с другими главами регионов, насколько хорошо, по вашему мнению, он выполнил свою работу? Политологи отмечают, что регион при нем сильно изменился... С точки зрения экономики, ее структуры и динамики Кузбасс не изменился совсем. Последние два года мировые цены на уголь были хорошие, что позволяло генерировать прибыль, платить налоги в бюджет, сохранять рабочие места. Но приписывать это мудрому руководству господина Цивилева я бы не стала. Вспомним 2013 год с дикими провалами стоимости на топливо на мировом рынке. Мы что, это будем списывать на руководство Амана Тулеева? А при чём он здесь? И мало того, он ничего решить не может, потому что все эти выдвижения возможны только с инициации управления внутренней политикой администрации президента. Давайте не фантазировать. RU — Какой человек, по вашему мнению, нужен Кузбассу, чтобы продолжать движение вперед? Продолжать адаптироваться к изменившимся обстоятельствам, я бы сказала, что это более точная формулировка. Могу вас разочаровать. С той конструкцией власти, которая сформирована в России, фигура первого лица [региона] не имеет такого большого значения. Зависимость от федеральных решений настолько велика, что, в общем, действия губернатора вторичны. Во-вторых, губернаторы сейчас даже не могут создать команду людей, с которыми они вместе работают. Каждый ваш региональный министр утверждается профильным федеральным министерством. Это не команда, а собрание людей, утвержденных властями: Министерство здравоохранения, обороны, финансов. Личность губернатора, за редкими исключениями, роли не играет. Есть очень хорошие губернаторы, к примеру глава Калининграда Антон Алиханов. Но что он может сделать в условиях перекрытия границ? Функционал губернатора сегодня: правильно взаимодействовать с бизнесом и ставить те задачи, которые помогают населению. Чему мы могли бы у них научиться и чего хорошего перенять? К примеру, у него очень сильная управленческая команда. Татарстан действительно по структуре экономики очень продвинутый регион. Вопросов нет. А с Узбекистаном — чистый пиар. RU — Некоторые эксперты говорят, что за последние годы Кузбасс вошел в число регионов-любимчиков у федеральных властей. Так ли это? И по сравнению с другими регионами насколько много центр страны уделяет внимание нашему региону? Я думаю, тут сидят еще и старые страхи, потому что, как мы помним, в 90-е шахтеры Кузбасса перекрывали Транссиб. Чтобы не вызвать такие волнения вновь, конечно, власти на федеральном уровне стараются как-то смягчить проблемы этого очень индустриального региона. Хотя ваши шахтеры далеко не те, которые были в девяностые. Выходить особо они никуда не будут. Если его построят — это будет третий аэродром региона. Стоит ли своих денег? Впервые о строительстве аэропорта в Шерегеше заговорили пять лет назад, в 2018 году инвестиции, по данным «Интерфакса», оценивались в 14 млрд рублей. Уже тогда многие говорили, что проект не окупаем. Тем не менее через несколько лет, в 2022 году, был объявлен тендер на разработку проекта строительства аэропорта в Шерегеше. Недавно мы спрашивали у главы Кузбасса, зачем региону третья воздушная гавань. Ну если даже в Бийске ничего не построили, а там, извините меня, блок курортов.
«Чудовищные минуса» в демографии
- Живой Гвоздь: Наталья Зубаревич / Особое мнение // 11.11.2022 (2022-11-11) - слушать подкаст
- Как изменился рынок труда в регионах после начала спецоперации на Украине
- Популярное
- Наталья Зубаревич
Наталья Зубаревич: «На 2023 год денег хватит, а что будет дальше?»
Профессор Зубаревич высказалась, почему не нужно пытаться объединить крупнные российские города, сообщает ФедералПресс. Интервью Forbes Talk специалиста по социально-экономическому развитию российских регионов Натальи Зубаревич. В новом выпуске Private Talks мы подробно поговорили о том, что происходит в различных регионах России и отраслях экономики, с Натальей Зубаревич — эконо.
«Невероятная живучесть»: Наталья Зубаревич о состоянии российской экономики, бизнесе и санкциях
Наталья Зубаревич — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. В интервью новостному порталу Наталья Васильевна рассказала о территориальном неравенстве, коронакризисе и институциональных проблемах России. Эксперт по социально-экономическому развитию регионов Наталья Зубаревич говорит, что воспринимаемая инфляция намного выше той, что считает Росстат.
Наталья Зубаревич, специалист по региональной экономике
Эксперт уверен, что такие действия могут привести к обсессивно-компульсивному расстройству. Чтобы избежать страшных последствий, он рекомендует установить программу для ограничения экранного времени, которая сама принудительно будет отключать интернет при продолжительном его использовании. Также можно составить программу "цифрового детокса", продолжает психолог. В нее может войти любое полезное времяпрепровождение вне цифрового пространства: занятия спортом, общение с друзьями, прогулки на природе или чтение любимой бумажной книги. Можно в кругу близких договориться о правилах пользования гаджетами.
Зубаревич: туризм в регионе будет востребован, но экономику он не «вытащит» Туристы с самолетов «пересядут» на железнодорожный транспорт и адаптируются. Источник: Новый Калининград Калининградская область сохранит туристическую привлекательность для россиян в долгосрочной перспективе, однако лишь за счет туризма регион жить не сможет. Такое мнение в интервью «Business FM Калининград» выразила российский экономист, специалист в области социально-экономического развития регионов, профессор МГУ им.
Потянет ли российская экономика новые коронавирусные ограничения этой осенью? Также мы говорим о возможных последствиях отравления Алексея Навального в контексте региональной политики.
Пока этот выигрыш выглядит как весьма краткосрочный, нужно внимательно следить за процессом. Позвольте напомнить, что такого кризиса не было никогда, поэтому пускать легковесные лозунговые кличи — не очень профессиональное занятие. В целом же можно сказать, что легче других кризис 2022 года прошли регионы с диверсифицированной экономикой. Многие отрасли испытывают проблемы именно по этой причине. Терминалы портов Балтии стоят полупустые, потому что к ним не идут западные контейнеровозы. При этом дико перегружены порты Дальнего Востока. Часть потоков идет через черноморские порты, но там куча ограничений связана не с портовыми мощностями, а с невозможностью страховать эти грузы, нанимать перевозчиков из других стран. Минеральные удобрения экспортировать вообще никто не запрещал, а производство калийных удобрений в России сократилось почти в два раза, потому что нет возможности их транспортировать. Это все связано с общим глобальным транспортным коллапсом, который во многом обусловлен бойкотом российских грузов. Мозаика 2023 года Прогноз на следующий год очень неоднозначный. Большая часть санкций в металлургии и лесопереработке отыграны, здесь эффект уже проявился. Я не думаю, что дальше последует большой спад. А вот в нефтяной отрасли и нефтепереработке гарантированно можно ожидать ухудшения. Объемы производства газа из-за отказа Европы его покупать и дальше будут снижаться. Возможно, как-то разрешится ситуация с минеральными удобрениями, потому что это сильно влияет на глобальную проблему борьбы с голодом.
Профессор МГУ Зубаревич дала прогноз по доходам населения, безработице и положению в регионах
Наталья Зубаревич — специалист в области социально‑экономического развития регионов, социальной и политической географии. Наталья Васильевна Зубаревич призналась, что не боится глобальной автоматизации, связанной с ИИ. В последние годы лектор с проникновенным взглядом и печальными интонациями, но жизнеутверждающими формулировками превратилась во всероссийскую медиазвезду, эдакую Екатерину Шульман от экономики.
«Невероятная живучесть»: Наталья Зубаревич о состоянии российской экономики, бизнесе и санкциях
Детский вопрос: сколько этот праздник будет продолжаться? Я вам хочу сказать, что я специально ежемесячно смотрю статистику, и вот стала наблюдать что к сентябрю начинается некоторый не спад — замедление. Можно я аккуратно так скажу — замедление. Свердловская, Челябинская, Ульяновская, Удмуртия, Новосибирская — в сентябре уже «угля» стране дают не так, не с тем темпом роста — они встали. Они дают много, но не больше, чем было.
Наступает некий предел, когда больше вы уже не в состоянии: у вас нет работников, у вас нет чего-то еще, бюджетных денег дополнительных. Поэтому все имеет свои пределы». С осени, полагает Наталья Зубаревич, ситуация начала меняться. Мы уже увидели это в потреблении населения — все, бум закончился.
Уже сентябрь хуже августа, уже розничная торговля к августу уменьшилась в сентябре. Праздник потихоньку заканчивается.
А люди-хроники покупают импортные лекарства, в которых заложено и падение рубля. В среднем измеряли, что где-то на четверть выросли цены на лекарства. Почему одни продукты яйца дорожают сильнее других? Но подорожали, помимо прочего, ветеринарные препараты, с ними были перебои, потому что они все импортные. А когда перебои, у вас падеж начинается. И второе — наши птицы выращиваются на импортном генетическом яйце, вот вам и ответ.
Что с рублем стало? Рубль упал. Что разгоняет инфляцию? Бесконечные вливания денег в ВПК, гонка зарплат и, конечно, дефицит работников на рынке труда, усиливающий рост оплаты. Это всё увеличивает платежеспособный спрос. Второе — пособия малоимущим семьям, а они, как правило, еду потребляют. Наконец, это дисбаланс с внешней торговлей, что привело к падению рубля, потому что валюты стали зарабатывать мало, а импортеры предъявляют на нее спрос.
Большие проблемы у Северо-Запада, где лесопромышленный комплекс очень тяжело переживает санкции. Почему так? Объясните: почему самая высокая инфляция в Тыве и никакая — в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах? Как мерили, где, по каким видам продукции? В своем анализе не смотрю на цифры региональной инфляции. Тут с измерениями можно «поиграть». На это и стоит ориентироваться. Что это им дает в условиях, когда геополитические и внешнеэкономические обстоятельства кардинально изменились для России с февраля 2022-го? Это не связано с начавшимся в 2022 году разворотом на Восток всей отечественной экономики. По структуре торговли Амурской области хорошо видно, что Китай является ее главным внешнеторговым партнером. Это правильно, это взаимовыгодно, и тут кардинально ничего не поменялось. В отношении китайских инвестиций в России, в том числе на Дальнем Востоке, — их как особо не было, так и нет. Но если брать торговлю между двумя странами, то она резко выросла. В Китай из России пошло больше нефти, газа, угля и другого сырья, добываемого в основном не на Дальнем Востоке, а в других регионах. Резко вырос импорт из Китая, прежде всего поставки машин и оборудования. Они в основном идут в промышленно развитую и густонаселенную Европейскую часть РФ. Кому сегодня хуже, а кому лучше живется и почему? Примерно с августа 2022 года в регионах со специализацией на ВПК рост промышленности резко ускорился за счет интенсивного вливания бюджетных денег. Выиграли все субъекты РФ с большой долей оборонки и их субподрядчики. Проиграл Северо-Запад Европейской части России, который был ориентирован на торговлю с Европой и, в частности, поставлял туда продукцию лесопромышленного комплекса. А Европа закрылась. С нефтью ничего сверхрадикального не случилось, кроме удорожания логистики. Основные потоки просто поменялись географически и пошли в Индию, Китай, Турцию. Объемы добычи и экспорта теперь сильнее зависят от политики властей: сколько правительство скажет, столько и поставим. Что для меня весьма удивительно, поскольку практически треть российского газа шла на экспорт, большая часть — в Европу.
Он бездонный, потому что постоянно появляются новые направления, новые бизнесы, хотелки, потребности, которые надо удовлетворять. Поэтому я очень спокойно отношусь к страшилкам про искусственный интеллект, — отметила она. По словам профессора, ИИ будет проявляться в производственном секторе, где многое автоматизируется.