Новости икона божией матери державная история

Икона Божией Матери «Державная» является уникальной по типу иконографии Богородицы с Богомладенцем Христом. В связи с явлением "Державной" иконы Божией Матери появился целый ряд расхожих прелестных мнений, ставших стереотипами мышления для отступивших и не покаявшихся Российских людей. Обретение иконы Божией Матери «Державная» вошло в историю России и Церкви особым образом. 15 марта — обретение Державной иконы Божией Матери.

Обретение Державной иконы Божией Матери

  • ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
  • Явление Иконы Божией Матери «Державная»
  • Державная: история иконы, которая "взяла царскую власть над Россией"
  • Видения рабе Божьей Евдокии

Кто под защитой Богородицы?

Из обстоятельств обретения иконы Божией Матери "Державная": «Евдокия Ивановна Андриянова, крестьянка Московской губернии, проживающая по Московской Курской дороге, в слободе Перерва, близ платформы, собственный дом». Иконы Богоматери «Державная» Богоматери, изoбрaженнoй на икoнe пpинятo мoлиться о здрaвии и иcцелeнии болезней, пocлaнии cпутникa жизни и укaзaнии |. Празднование иконе Божией Матери «Державная» совершается в день ее обретения — 15 марта (2 марта по старому стилю). Их главными святынями стали именно Державные иконы Матери Божией, освященные в Коломенском.

История православного праздника в честь иконы Божией Матери «Державная» 15 марта 2023 года

Образ на Державной иконе Божией Матери относится к канону цареградских икон. А в праздник иконы Божией Матери «Державная» игумен Митрофан (Охалов) и иеромонах Венедикт (Меньшиков) пропели перед ней тропарь, кондак и величание. Икона «Державная» явилась миру одновременно с новостью об отречении Николая Романова. Чтимый список иконы Божией Матери «Державная» Николо-Перервинского монастыря. Служба и акафист Державной иконе были составлены с участием св. Тихона Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию было написано славословие, названное Акафист акафистов. Именно владыка Тихон благословил составить «акафист акафистов» в честь иконы Божией Матери «Державная», текст которого был собран частями из акафистов другим чудотворным образам Богородицы, явленным в России.

Временно переместили

  • День иконы Божией Матери «Державная» в 2024 году — обретение образа
  • ЦДКиО | 8 фактов из истории Державной иконы Богоматери
  • Икона Божьей Матери «Державная»: в чем помогает, значение образа, где находится оригинал
  • Значение явления иконы
  • Державная: история иконы, которая "взяла царскую власть над Россией"

Оптина пустынь

В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл. Держа́вная ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2. * У Державной иконы Богородицы – множество тайн и загадок. Чудотворный образ Божией Матери «Державная» был обретен 2 марта (ст. ст.) 1917 г., в день отречения от престола императора Николая II. * У Державной иконы Богородицы – множество тайн и загадок.

Кто под защитой Богородицы?

Один из типичных современных «списков» иконы "Державная", имеющих мало общего с оригиналом. Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. Икона "Державная" Божией Матери — символ защиты России и единства русских земель от любых негативных воздействий.

ДЕРЖА́ВНАЯ ИКО́НА БО́ЖИЕЙ МА́ТЕРИ

Но она как настоящая мать терпеливо ждет, когда мы исправимся и изменимся. Чья покровительница икона Божией Матери, именуемая Державной? С тех пор как икона явилась русскому народу, она сразу стала нашей покровительницей. Икона "Державная" Божией Матери продолжает оставаться покровительницей россиян. Многие обращаются к святой с просьбами о помощи и наставлении, полагаясь на её благодать и милосердие. Икона "Державная" Божией Матери — символ защиты России и единства русских земель от любых негативных воздействий. Она также является символом верности Богу и стремления к духовности. Что нельзя делать 15 марта — в день иконы Божией Матери "Державная"?

В церковные праздники тоже существуют определенные рекомендации. Чтобы избежать негативных последствий и не вызвать гнев покровительницы, вот список некоторых деяний, которые не рекомендуется совершать 15 марта. В этот день важно избегать долгого пребывания на ветру, так как считается, что это может принести болезни.

Богоматерь принимала попечение о русском народе. Когда Евдокия увидела икону, она сразу же поняла, что видела во сне эту святыню. Произошло это 15. Известно также, что именно в этот день император Всероссийский отрекся от престола. Когда икону отыскали среди других, об этом сразу узнало много людей.

С того времени в церковь Вознесения стали приходить люди. При этом, они шли не просто из окрестностей, а из иных мест. Они получали благодатную помощь. Есть информация, что икона могла находиться в Вознесенском женском монастыре до двенадцатого года девятнадцатого века, а позднее ее спрятали в том месте, где потом ее отыскали. Так святыню спасали от разграбления Наполеоновского. Вероятно, что об иконе забыли на сто пять лет.

Конечно, уйти в церковную мечту сегодня — много легче, чем жить в нашей реальной земной Церкви, с этим трудно не согласиться. А следом уйти в некий, уже отнюдь не виртуальный, раскол — в мечтательно «чистую» юрисдикцию.

Но в том и состоит наш крест, чтобы принимать всё, промыслительно посланное нам, в том числе и наказание Божие через падение части клира в крайне тяжкое состояние, выразимся мягко. Надо признавать: мы достойны того в Церкви, что мы имеем. Без понимания этого — мы не поймём своего места перед Богом. И в чём мы должны перед Ним покаяться… Вернёмся к образу Державной. Кто же это, кого благословляет Христос и кого мы не видим? Кого и на что Он благословляет? Ведь обстоятельства обретения Образа известны: ни о каком подлоге, дескать, её «заранее приготовили» — не могло быть и речи. И почему позже, за обнаружение списков этой иконы, большевики в годы своего воцарения в стране людей непременно разстреливали?

Ведь, обратим внимание: ни за какие другие иконы такой сатанинской лютости не было! И тут у меня невольно возникает довольно неожиданный вопрос: а не понимали ли большевики уже тогда смысл этой иконы даже лучше многих современных батюшек? Которые знают, что тема Монархии для верхушки в патриархии — является той самой «верёвкой в доме удавленника». А потому её на проповеди надо обойти-объехать любой ценой, пусть даже и искажением здравого смысла… Ведь сатанизм коммунистов, особенно их первого помёта, был абсолютно явен. А там, где есть подобная духовная близость к инфернальным силам — демоны вполне могут «подруливать» своими человекообразными пособниками, давая им такие подсказки, которые не могут поддаваться естественной человеческой логике. И, похоже, в данном случае, мы встречаемся именно с такой ситуацией. Бесы не воюют с тем, что им не опасно. Им нет нужды лишний раз обнаруживать себя.

Следовательно, образ Пречистой «Державный» — сразу представлял из себя для тёмной силы некую особую, нам пока недоведомую опасность. В чём же она может быть? С чего может быть такая демонская злоба на кусочек дерева, покрытый краской — а ведь именно так обязано воспринимать икону материалистическое сознание, не так ли? А это может быть только в одном случае. Если от этого образа, от тех смыслов, которые в нём до времени сокрыты — исходит для сил тьмы большая опасность в будущем. Но это — несомненно уже заложено в неисповедимых путях Промысла Божия! И само исполнение этого события неизбежно, то — лишь вопрос времени, сроков и полувремени, которые, как мы знаем из Писания, неведомы ни людям, ни бесам… И мне лично думается, что только с этой позиции мы можем приблизиться к тому, чтобы постигнуть те смыслы, которые Сам Господь ещё в 1917 г. Даруя его в некую помощь и будущую подсказку Своему, «слетевшему с катушек», многострадальному Русскому народу.

Иными словами, речь идёт ни о чём другом, как о будущей власти в России. Макарию Моск. Иоанну Кронштадтскому и послушнице Ольге, известные именно с тех пор, более века назад. В них говорится, по сути, одно: Св. Государь просит у Бога испить горькую чашу вместо своего народа, даже спорит! И слышится голос: «Русский народ прощён». Как это понимать? В чём же прощение, если около 15 млн погибло и бежало только в последующие несколько лет, а потом ещё вдвое больше сгинуло от голода, в лагерях, ссылках и разстреляно, храмы Божии все почти сплошь осквернены или разрушены, убито абортами столько младенцев, выросли целые поколения несчастных, не знающих Бога, нравственности, ни даже имён и рода занятий своих прадедов?

Где прощение, в чём тут оно? Да, это тоже, пока, совершенно необъяснимая для нас загадка! Но можно ли говорить, что Бог обманул Своих святых избранников и насмехался над ними? Да не будет! А значит — мы просто ещё совсем не понимаем того, о чём тогда Бог дал откровение святым. И, скорее всего, то, о чём Господь поведал — просто ещё не сбылось. И ещё имеет место исполниться в своё, Им Самим назначенное, время… Ведь здесь мы соприкасаемся с другой великой тайной, о которой, как ни грустно, мы и не пытаемся размышлять, и не стремимся её узнать. А вопрос важнейший!

Всего лишь в том, что он себя с Семьёй безропотно отдал злодеям на смерть? И всё?!.. Ну, таких святых, положим, в истории Церкви было немало. Но их шествие на свою голгофу никогда не было связано с событием такого космического масштаба, чтобы был прощён Богом!!

Подробнее РПУ проводит набор на богословский и юридический факультеты В 2024 году РПУ проводит набор на богословский и юридический факультеты по направлениям подготовки: государственно-церковные отношения, масс-медиа, юриспруденция. На обучение принимаются только юноши. Обучение осуществляется за счет бюджета Русской Православной Церкви. Мобильное приложение «Оптина пустынь» Приложение в удобном и доступном формате предоставляет паломникам всю необходимую и актуальную информацию о нашей обители. С его помощью также можно прослушать аудиотрансляции богослужений, заказать поминовения и отправить пожертвование. Царица Небесная пишется на этом образе как Царица земная, восседающая на царском троне, в царской порфире, со знаками царской власти: в короне, со скипетром и державой в руках. Отсюда и название образа. Эта икона явила себя православному народу 2 марта 1917 года — в самый день отречения от престола святого страстотерпца государя императора Николая II — в подмосковном тогда селе Коломенском.

Державная икона: история и значение

  • Фотогалерея
  • Православная мозайка - Икона Божией Матери именуемая "Державная"
  • Тайна Державной иконы и её истолкование! — Мономах
  • Использованные материалы
  • Икона Божьей Матери «Державная»: в чем помогает, значение образа, где находится оригинал

Державная икона Божией Матери — где воздать почитание святыне?

Главное, чтобы слова были искренними, от души, не желая зла ближнему своему. Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати Света, Сына Твоего и Бога нашего, Сладчайшаго Господа Иисуса Христа, да сохранит в мире страну нашу, да утвердит державу нашу в благоденствии, и избавит нас от междоусобныя брани, да укрепит Святую Церковь нашу Православную, и незыблему соблюдет ю от неверия, раскола и ересей. Не имамы иныя помощи, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты еси всесильная христиан заступница пред Богом, праведный гнев Его умягчая. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от глада, скорбей и болезней, даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление согрешений наших; да вси, благодарственне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. А списки изымались и уничтожались по всей России. Но в настоящее время оригинал вернулся в 1990 году в Коломенское, в храм, названный в честь «Казанской» иконы Божией Матери.

Один из первых сохранившихся списков пребывает в храме мученика Иоанна Воина в Москве. Другой чудотворный список находится в Московской области в Николо-Перервинском монастыре. В этот монастырь принесла образ монахиня Агния, и с тех пор он стал монастырской святыней. Сегодня же, в день почитания «Державной», совершается вокруг Божьей обители крестный ход с чудотворным образом во главе. По материалам сайта ikona-i-molitva.

Сего ради припадающе к честней иконе Твоей «Державней», радостно вопием Ти сице: Радуйся, Российския страны покрове и утверждение; радуйся, от нашествия иноплеменных избавление.

Радуйся, сущих в пленении свобождение; радуйся, от глада и болезней наше спасение. Радуйся, саде земли обетования; радуйся, цвете Божественнаго саждения. Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; радуйся, древо чудоточное рая Иисусова. Радуйся, жилище и дом Христа Бога нашего; радуйся, вместилище неизреченныя Его славы. Кондак 11 Пение хвалебное и благодарственное приносим Ти, Владычице, под державным бо покровом Твоея благости пребываем в непостыдней надежде всесильнаго заступления Твоего за нас, грешных, и все упование наше на Тя возложивше, радостно вопием Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светильницы наши угасоша, елея же благих дел не имамы, во еже возжещи благодать Духа Святаго.

И где обрящемся, окаяннии, сном греховным отягченнии, егда постигнет нас внезапу в полунощи час кончины нашея? Но да не услышим и мы, якоже юродивыя девы, грознаго гласа Жениха: не вем вас! Помози нам, Владычице, наполнити сосуды душ наших елеем благих дел, паче же милосердия и смирения, да благодарственно воспоем Ти сице: Радуйся, яко воспоминанием грядущаго грознаго суда Божия от грехов нас отреваеши; радуйся, яко души наши, аки невесту, ко сретению прекраснаго Жениха Христа предуготовляти нас поучаеши. Радуйся, яко возбуждаеши нас на всяк день же и час приносити Христу Богу молитвы, прошения и благодарения; радуйся, яко с мудрыми девами, душами праведных, внити в брачный чертог Сына Твоего и Бога нашего помогаеши. Радуйся, яко в ризу непорочности и чистоты облещися нам способствуеши; радуйся, яко стати нам на Страшнем суде Христовом одесную Его ходатайствуеши. Радуйся, яко благоутробие Божие о причастии нас лику избранных умоляеши; радуйся, яко ум наш, омраченный небрежением, светом Своим озаряеши.

Радуйся, яко голубину простоту и агнчу кротость стяжати нам приискренне желаеши; радуйся, яко самоотвержению и отречению от злыя нашея воли приобучити нас тщишися. Радуйся, яко младенческое незлобие даровати нам способствуеши; радуйся, яко хладное сердце наше молитвами воспламеняти нам помогаеши. Кондак 12 Благодать прияла еси, Владычице, от Всемогущаго Господа Бога миловати благочестивых чад Церкве Христовы и вразумляти нечестивых сынов ея. Сего ради, притекающе под державный покров Твоея благости, усердно молим Тя, Владычице: избави нас от ухищрений духов злобы, разслабляющих наши душу и тело леностию и нерадением, и возбуди нас от сна греховнаго, да благодарственно вопием Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена, хвалим Тя, Владычице, яко живоносный источник благодати и неистощимую чудес реку, бездну бо милости и щедрот даровала еси роду христианскому явлением честных икон Твоих. Сего ради и мы, припадающе к честней иконе Твоей «Державней», со умилением вопием Ти сице: Радуйся, Церкве Небесныя и земныя украшение; радуйся, девства честный покрове и ограждение.

Радуйся, светлое пророческое сбытие; радуйся, всехвальных апостолов восхваление. Радуйся, честная похвало иереев благоговейных; радуйся, молние, неверных устрашающая. Радуйся, славою чудес Твоих верных смыслы озаряющая; радуйся, печаль и скорбь нашу в радость претворяющая. Радуйся, яко молиши Сына Твоего и Бога нашего всем нам спастися; радуйся, яко твориши милости всем в державный Твой покров притекающим. Радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех; радуйся, всем с верою Тебе молящимся полезная дарующая. Приими ныне сие малое моление наше и величия ради благости Твоея и неизреченных щедрот Твоих не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша: даруй нам вся потребная к жизни и благочестию, избави нас от глада, болезней и печали, и Царствия Небеснаго наследники всех сотвори, верно вопиющих Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелом радость приимшая…» и 1-й кондак «Избранней от всех родов …».

Крестьянке Евдокии Адриановой, которая жила в деревне Перерва, неподалеку от Коломенского, являлась во сне Сама Богородица. И она ясно слышала назидательные слова о том, что в Коломенском есть большая старая икона, и что ее нужно взять и сделать «красной» — то есть восстановить, чтобы люди молились.

Евдокия во сне также увидела образ храма, похожий на церковь, находившуюся в том самом селе. После произошедших видений Евдокия Адрианова отправилась в Коломенское. Она рассказала обо всем настоятелю Вознесенского храма отцу Николаю Лихачеву. И начались поиски — вначале осмотрели храмовые иконы, но в них Евдокия не узнала тот Образ.

После долгих попыток найти икону обнаружили ее, наконец, в подвале среди старых досок. Это была большая почерневшая икона, на которой практически ничего не было видно. Икону очистили от пыли и грязи — и стало видно изображение Божией Матери на троне с Младенцем Христом на коленях. Сразу после обретения перед иконой отслужили молебен.

Молва о чудесном обретении иконы быстро разошлась. Вначале к ней потянулись с просьбами о благодатной помощи жители самого села, а затем — и богомольцы из Москвы и других городов и деревень. А в Сергиевских листках, — русском зарубежном журнале, выходившем с 1928 по 1939 годы в Париже, сохранилось описание того, как прибыла икона Державная в Марфо-Мариинскую обитель и ее торжественно встречала преподобномученица Елисавета Феодоровна вместе с другими сестрами. Икону, как чудотворную, стали возить по разным местам — в том числе по фабрикам и заводам для того, чтобы люди могли приложиться к ней.

Настоятелем церкви Вознесения Господня был священник Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду - на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона.

Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках отчего и произошло название: "Державная". На Ее коленях находился благословляющий Богомладенец. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений. В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Явление Иконы Божией Матери «Державная»

Чудотворная икона Богородицы «Державная» — одна из самых почитаемых в православии. Она явила себя миру в начале 20-го века и по сей день защищает людей. Названа она так потому, что Царица Небесная изображена на ней как Царица земная, сидящая с Богомладенцем на троне и царскими регалиями в руках: скипетром и державой. Крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой, проживающей в слободе Перерве, были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся. Как бы в ответ на усердную молитву, 26-го февраля Андриановой снится белая церковь; и в ней величественно возседает Женщина, в Которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Вознесенскую церковь, сразу же узнала виденную во сне белую церковь.

Настоятелем церкви Вознесения Господня был священник Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду — на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона.

На Ее коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами.

Митрополит Арсений, в ту пору первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, узаконил для Казанского храма этот праздник второго обретения святыни, которого пока нет в церковном календаре, но который празднуется здесь как память о событии возвращения Державной иконы в церковь в Коломенском в 1990 году. Этот день церковного года уже давно получил среди клира и прихожан Коломенского своё именование, а именно: «Летняя Державная». В последние годы 27 июля совершалось принесение чудотворного образа на Вознесенскую площадь Коломенского и служение перед ним Божественной литургии. Ночью икона пребывала в подклете Вознесенского храма, том самом месте, откуда она вышла на молитвенное поклонение к русскому народу 2 15 марта 1917 года.

И вот 27 июля перед богослужением чудотворная икона вновь выходила из подклета к людям, повторяя то историческое судьбоносное событие столетней давности. И всякий раз мы молитвенно переживали этот удивительный момент! Их главными святынями стали именно Державные иконы Матери Божией, освященные в Коломенском. В 2007 году чудотворная Державная икона Матери Божией облетела на президентском самолете все Русское Зарубежье, весь мир. На 90-летие и 100-летие первого обретения иконы 2 15 марта 1917 года редакция газеты «Русь Державная» провела в 2007 и 2017 годах крестные ходы «Дно-Псков-Коломенское». На станции «Дно» 14 марта 1917 года был остановлен Царский поезд, после чего заговорщикам удалось добиться лишения Государя Императора престола.

В тот же день была обретена Державная икона в Коломенском. О важности почитания Державной иконы и подвига святого Царя свидетельствовало происходившее на этих крестных ходах обильное мироточение Державного образа и образа Царя Мученика. Неоднократно святое миро появлялось и на нашей редакционной иконе Матери Божией «Державная». Цвет обретенной в 1917 году иконы предрекал Православной Руси в начале ХХ века эпоху мученичества и очищения от нераскаянных грехов. Кончилось долготерпение Божие. Не состоялось покаяние, к которому призывал отец Иоанн Кронштадский, и не он один.

И ныне нам не нужно испытывать Божие долготерпение. Сколько бед обступило Россию, но все духовно чуткие люди говорят, что нет в народе нашем должного покаяния. А Матерь Божия через крестьянку Евдокию Адрианову, которой было явление Богородицы, передала народу русскому Свое повеление: «пусть молятся» перед Державным образом. Чудотворные иконы Богородицы ограждают Россию от всякого зла, но не автоматически, а через наши с вами молитвы. Священник Николай Лихачев и Евдокия Адрианова, обретшие Державную икону, — уже исторические, легендарные личности, их имена знает каждый воцерковленный, верующий человек. Но поминать их в молитвах мы стали совсем недавно благодаря настоятелю Казанского храма в Коломенском епископу Гурию Шалимову.

И это как-то по-особенному греет наше сердце, что мы устанавливаем с ними молитвенную, сердечную связь.

По воспоминаниям современников, образ только в воскресные и праздничные дни пребывал в Коломенском; известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители, где перед ней молилась будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна2. Деятельное внимание к образу проявил Предстоятель Русской Церкви: будущий святитель Патриарх Тихон лично участвовал в составлении службы и акафиста иконе3, призывая православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания.

Там его очистили от стойких загрязнений и наскоро восстановили утраты масляными красками, а одеяние Богородицы сделали пурпурно-красным, исполнив таким образом повеление свыше из видения крестьянки Андриановой см. Но все эти работы, увы, выполнялись по поверхности доски без восстановления грунта. В последующие годы с Державной иконы удалось сделать несколько списков один из них в середине 1920-х годов пребывал в церкви Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне Северной столицы 5.

Некоторые из них сохранились в московских храмах — как, например, находящийся в церкви во имя пророка Божия Илии в 1-м Обыденском переулке, вышедший из-под кисти художника и иконописца Николая Сергеевича Чернышева6 в 1926 году. Интересно, что икона Чернышева внешне несколько отличается от явленного образа по крайней мере в его нынешнем виде. Богородичный нимб в исполнении Николая Сергеевича золотой, а почти полностью лишенный украшений плат выглядит строже.

Положение Богомладенца статичнее и монументальнее, а благословляющая Его рука расположена по вертикальной оси иконы. Десница Бога Отца расположена строго вертикально. Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе.

Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя. В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея. Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны.

К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа. Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова.

Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери».

Адрианова сразу признала виденную во сне икону, а священник тотчас же отслужил перед образом молебен с акафистом. Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь.

В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском. По некоторым сведениям, Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве. Спасая икону от Наполеоновского разграбления, ее спрятали в селе Коломенском и, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время.

Знаменательно, что святой образ был обнаружен в особое время — в начале русского лихолетья. Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови...

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ» / ПРАЗДНИК ДНЯ

В истории обретения Державной иконы Божией Матери меня поражает одно обстоятельство. В сегодняшний день Святая Церковь прославляет Божию Матерь ради Ея иконы, именуемой «Державная». Держа́вная ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая в Русской православной церкви чудотворная икона Богородицы. Была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2. Один из типичных современных «списков» иконы "Державная", имеющих мало общего с оригиналом. 15 марта — обретение Державной иконы Божией Матери.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий