Игумен Петр Еремеев, бывший ректор Российского Православного Университета, извержен из сана по решению Епархиального суда г. Москвы. цитирует пресс-служба Московской епархии решение суда. Игумен Пётр (в миру Руслан Еремеев) был ректором РПУ с 2011 по 2021 год, в 2013–2021 годах он был наместником Высоко-Петровского монастыря. Молюсь за тебя, Петр Еремеев дорогой!Via Сергей ЧапнинВ результате многомесячной (я бы даже сказал многолетней) травли лишен сана игумен Петр (Еремеев). обновленцы лишают сана обновленцев.
Игумен Петр (Еремеев) покинул пост ректора РПУ святого Иоанна Богослова
Христос говорил о свободе, прежде всего, как о свободе от греха. Трудно донести мысль о нравственной ответственности до сегодняшних людей, и особенно молодежи, понимающей свободу как неограниченный произвол. Однако не нужно преуменьшать здесь значение доброго примера христианской жизни. Именно монашество может сыграть важную роль в правильном понимании свободы, продолжил отец Гавриил. Докладчик предложил аудитории богословски глубокое раскрытие тезиса о монашестве как одном из путей к истинной свободе, состоящей, в первую очередь, в возможности свободного выбора: выбора единения с Богом и отречения ради Него от всего преходящего, связывающего и обременяющего душу. В то же время, отметил отец Гавриил, свобода не означает отказ от традиций Церкви. Как сказал один из великих современных подвижников архимандрит Эмилиан Вафидис : «это особое общество свободных людей, которые собрались вместе по собственному желанию и отреклись от всего, потому что поистине хотят быть едино с Богом». Пример послушания дан христианам, в первую очередь, Самим Сыном Божиим. Ценнейший подвиг, по словам преподобного Иоанна Лествичника, совершает тот, кто, имея страсти, сознательно несет бремя борьбы с ними, подавляя в себе своеволие. Молитва же является одним из могущественных средств в нравственном росте.
Именно с нее как с добродетели нужно начинать христианскую жизнь, принимая во внимание четыре качества истинной молитвы: неспешность, внимательность, благоговейность и покаянное чувство. Матушка настоятельница особо отметила беду современного человека, которой не обойдено и монашество: вечную спешку, неумение сосредоточиться на духовных задачах. Современный человек, находящийся под влиянием мирского духа самообольщения, не умеющий различать соблазны «века сего», далек от монашеского пути спасения. Для того чтобы духовные дары вошли в душу монаха и очистили ее, требуются большие усилия, суровая борьба, рассуждение и трезвомыслие. Спасение без трезвости невозможно. И одним из путей приобретения трезвого взгляда на себя и окружающий мир должно быть чтение творений и жизнеописаний святых отцов и сама потребность в постоянном обращении к святоотеческим писаниям. Это делание неразрывно связано с настоящей, правильной духовной жизнью и является живым и деятельным продолжением древней монастырской традиции спасения, заключил отец Агафангел. Духовная брань монашествующих и вызовы современности», председательствовал на которой епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы, куратор секции — игумения Викторина Перминова , настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы. Епископ Алексий предварил выступления докладчиков кратким и глубоким по содержанию словом о том, как преодолевать искушения в современной жизни.
Владыка напомнил, что «запрос» на искушения всегда идет изнутри, поэтому меняется лишь их внешняя форма, а суть — наши страсти остаются неизменными. Монах поддается искушениям, когда утрачивает цель жизни — Христа. Если жизнь человека Христоцентрична, остальное в ней обретает свой смысл и свое место. Первый доклад предложила вниманию аудитории игумения Тамара Гончаренко , настоятельница Александро-Невского монастыря в селе Маклаково Сергиево-Посадской епархии, озаглавившая свое выступление «Несение монастырских послушаний как помощь в духовной борьбе». Матушка Тамара, по ее словам, прежде всего хотела поделиться личным опытом, который она обретает, неся собственное нелегкое послушание игумении, сталкиваясь с теми или иными проявлениями разного духовного устроения сестер, их немощами, проблемами и конфликтами. Приведенные примеры, кстати, особенно ясно давали понять, насколько важен индивидуальный подход к послушаниям, возлагаемым на сестер: кого-то для духовной пользы нужно освободить от излишнего бремени, даже если послушание соответствует возможностям и способностям сестры, а для другой увеличенный объем обязанностей, наоборот, оказывается спасительным, избавляя от лишнего общения и ненужных помыслов.
Диаконский чин возглавил диакон Петр Граматик. На сугубой ектинии были вознесены особые прошения, архиерей прочитал молитву о Святой Руси. По окончании богослужения прошлый настоятель — игумен Петр представил прихожанам храма их нового настоятеля — епископа Наро-Фоминского Никандра. В ответном слове епископ передал пастве Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и тепло поприветствовал прихожан вверенного ему попечению прихода.
Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Епископу Никандру сослужили игумен Петр Еремеев , приглашенное духовенство и клирики храма. Диаконский чин возглавил диакон Петр Граматик. На сугубой ектинии были вознесены особые прошения, архиерей прочитал молитву о Святой Руси. По окончании богослужения прошлый настоятель — игумен Петр представил прихожанам храма их нового настоятеля — епископа Наро-Фоминского Никандра.
И снова печально знаменитый (гомо)игумен Петр Еремеев...
Параллельно были открыты Курсы дополнительного образования монашествующих для насельниц ставропигиальных женских монастырей в 19 женских обителях в России и за рубежом. Образование насельников мужских монастырей проходило в основном на заочном секторе епархиальных и столичных семинарий. Поэтому первое, с чего мы начали нашу работу в 2016 году, это систематизировали уже имеющийся опыт, после чего приступили к разработке общецерковного стандарта и иных документов, регламентирующих богословское образование насельников монастырей. Это позволило вскоре организовать работу по открытию Курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих в епархиях. В этой части деятельность нашей Комиссии регламентирована Положением о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви, утвержденным Священным Синодом в 2015 году и дополненным в 2017 году. Согласно этому документу «Межведомственная комиссия призвана проводить процедуру экспертной оценки и церковной аккредитации курсов, созданных при монастырях и духовных учебных заведениях, осуществлять контроль за реализацией программ в соответствии с утвержденным стандартом и проводить мониторинг их исполнения». Обучение на этих площадках проходят монашествующие из семи ставропигиальных монастырей и монастырей 92 епархий нашей Церкви. Статус у Курсов разный, поскольку согласно действующему нормативу первым этапом является выдача соответствующему духовному учебному заведению или монастырю Представления нашей Комиссии, а спустя определенное время действующие Курсы получают аккредитацию. Представление, как начальный документ, является свидетельством того, что предлагаемая к открытию курсов учебная площадка на базе монастыря или духовного учебного заведения соответствует всем требованиям в отношении обеспеченности образовательного процесса учебными пособиями, должным педагогическим составом, бытовыми условиями. После получения соответствующего заявления в адрес Комиссии от епархии, наши представители выезжают на места и проводят там необходимую проверку.
Второй этап нашей работы с уже действующими Курсами — это их аккредитация. Целью церковной аккредитации является обеспечение качества предоставляемой монашествующим богословской подготовки. Мы проверяем соответствие реализуемой на Курсах программы заявленным параметрам церковного стандарта, а также уровень ее усвоения слушателями. Эту работу также обеспечивает выездная группа, состоящая из членов нашей Комиссии. Из общего числа действующих курсов аккредитацию на сегодняшний день получили 19 курсов. Я считаю, что данное взаимодействие, как на этапе открытия Курсов, так и в процессе их аккредитации, сыграло большую роль в популяризации самой идеи обеспечения доступного богословского образования для монашествующих нашей Церкви, способствовало ее развитию, а также расширению форм учебной работы на местах.
Игумен Петр Еремеев : «Нельзя стать лучше внезапно и сразу — мы постепенно совершенствуем свою душу» 1 Мар, 2017 Новости Божественную литургию в неделю сыропустную прощеное воскресение на патриаршем подворье в селе Дмитровское возглавил настоятель храма, наместник Высоко-Петровской обители обители, игумен Петр Еремеев. Настоятелю патриаршего подворья храма великомученика Димитрия Солунского, сослужил клирик храма протоиерей Михаил Исаев.
Отец Петр посвятил свое пастырское слово основной и самой важной теме воскресного дня перед Великим постом — прощению ближнего: «Мы очень часто рассуждаем о том, как стать лучше, как усовершенствовать свою душу, как стать ближе к Богу? Первое, с чего нужно начать — стать ближе к человеку. И шагом навстречу другого человека есть прощение.
История развития христианских монастырей вообще тесно связана с образованием. Монастыри зачастую были центрами книжности, просвещения.
Если говорить о Русской Православной Церкви, после долгого периода гонений, упразднения монастырей, которое православные пережили в XX веке, последовал новый период возрождения жизни в обителях. Правда, порой оказывается, что восстановить архитектурный ансамбль монастыря может быть гораздо проще, чем создать условия для развития жизни общины, объединенной ради Господа. Для монастыря естественно обеспечивать насельников пищей и необходимыми бытовыми условиями, но также естественно заботиться и о постоянном изучении монашествующими основ христианского вероучения и Писания. Он предполагает от двух до трех лет обучения в зависимости от формы — очной, очно-заочной или дистанционной. Что в этом стандарте принципиально важного и чем курсы отличаются от семинарского образования?
Да, в разработке документов принимали участие в том числе преподаватели семинарий и академий, в этом смысле некоторое влияние существующих стандартов, наверное, было неизбежно. Но оно не носило определяющий характер. Выбор дисциплин и количество часов для их изучения обсуждались с игуменами и игумениями, с архиереями. Мы рассылали проект образовательного стандарта и предлагали все его части к изучению и оценке. Нам было важно, чтобы этот документ, регламентирующий образовательный процесс, сформировался с учетом всех мнений.
Все-таки важная задача курсов — не только дать образование тем, кто уже в ангельском чине, но и подготовить, дать базовое богословское образование тем, кто готовится к постригу. Поэтому в образовательном стандарте много пропедевтики. Опять же, те, кто уже давно живет в монастыре, участвуя в богослужениях, читая и слушая жития святых, имеют возможность почерпнуть многие знания. Но для тех, у кого этого опыта нет, нужны основы. Появляются новые издания, которые стоит иметь в виду.
Как происходит отбор? Есть ли он? Зачисление в списки обучающихся происходит по благословению правящего архиерея. Когда группы начинают обучение, какого-то разделения, образно говоря, на более и менее «продвинутых» нет, все, как правило, учатся вместе. Сложные вопросы, связанные с трудностями обучения, решает священноначалие.
Иногда на уровне епархиального центра может трансформироваться график обучения тех или иных насельников в индивидуальный план — например, в связи с началом полевых работ, активных хозяйственных периодов, от которых зависит жизнь монастыря.
Мы получили отзывы, которые были учтены при доработке данных документов, после чего они были утверждены коллегией Межведомственной комиссии. Сегодня учебно-методические комплексы по дисциплинам, входящим в базовый стандарт, помогают решать стоящие перед Курсами задачи по достижению требуемого качества образования, являясь вспомогательным материалом, который обеспечивает доступность и простоту использования для преподавателей и обучающихся. Недавно мы издали все УМК приложением к журналу «Монастырский вестник», которое вошло в раздаточный материал Совещания игуменов и игумений, проходившего в сентябре в Москве под председательством Святейшего Патриарха. Вполне возможно, что на определенном этапе, когда появятся новые учебные пособия, новая литература, данные комплексы необходимо будет доработать. Мы к этому готовы.
Что касается работы Комиссии, то нам надлежало исполнить решения Священного Синода в части обеспечения открытия Курсов на местах. В 2020 и 2021 годах были открыты 23 Курса, обеспечивших доступ к базовому богословскому образованию монашествующим 42 епархий и одного ставропигиального монастыря. Также была проведена аккредитация двух Курсов. Все проверки прошли в очном формате. Члены Комиссии выезжали на места и, согласно действующему Положению, обеспечивали необходимые нормативные процедуры, соблюдая, конечно, и все требуемые санитарные меры. Поэтому ограничения пандемии хотя и внесли некоторые коррективы в нашу работу, но нисколько не помешали решать стоящие перед нами задачи.
Свою практическую пользу в этот период принес и статус нашей Комиссии. Являясь межведомственной, она включает в свой состав представителей Синодального отдела по монастырям и монашеству, Учебного комитета Русской Православной Церкви и Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Члены Комиссии обменивались опытом работы синодальных ведомств в новых условиях и это позволило нам сохранить динамику работы. По нашей статистике на данный момент трехлетний курс обучения на Курсах с получением Свидетельства об их прохождении прошли 721 насельник из 79 монастырей Русской Православной Церкви. А сейчас на Курсах обучаются 1813 насельников из 245 монастырей нашей Церкви.
Бывший ректор православного университета игумен Петр (Еремеев) запрещен в служении и лишен сана
Кроме того, архиепископ Евгений давно дружит с известным в Москве гомосексуальным игуменом Петром (Еремеевым). Именно теперешний ректор МДА привез его из Ставрополя в Москву и назначил своим проректором. игумен Пётр (Еремеев), доктор богословия, настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. Данное решение публикуется с целью дать возможность запрещенному игумену Петру (Еремееву) ознакомиться с ним в срок, установленный статьей 54 пунктом 2 Положения о церковном суде. Игумен Пётр (Еремеев), настоятель Высоко-Петровского монастыря: «Совершенно разные постройки позволяют сегодня здесь увидеть и эпоху Рюриковичей, и эпоху ранних Романовых. До занятия ректорской должности в Москве общего признания заслужили труды игумена Петра (Еремеева) в качестве проректора Хабаровской духовной семинарии. Петр Еремеев довольно молодой священник, он 1973 года рождения и в 1991 году поступил в Ставрапольскую Духовную Семинарию, потом перевёлся в Московскую Духовную Семинарию и продолжил образование в Московской Духовной Академии.
Экс-ректора Российского православного университета Еремеева лишили сана
Отец Евфимий вскоре будет рукоположен в епископский сан, а также станет наместником московского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, с должности которого был снят экс-ректор Российского православного университета игумен Пётр (Еремеев). Игумен Петр Еремеев, бывший ректор Российского Православного Университета, извержен из сана по решению Епархиального суда г. Москвы. Проповедь по запричастном стихе произнес иеромонах Лаврентий (Полешкевич), уделив особое внимание жизнеописанию святителя Петра и его значению для истории нашего Отечества.
Игумен Петр (Еремеев)
Митрополит Дионисий отметил в своем выступлении, что и коптское, и русское монашество имеют свои особенности, но обмен опытом взаимно полезен для монашествующих Египта и России. В завершение владыка выразил надежду, что паломнические поездки наших делегаций в Египет продолжатся. Часть повестки дня собрания была посвящена правовым вопросам. Перед участниками выступили сотрудники Правового управления Московской Патриархии.
О деятельности курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих в 2023 году и о планах на 2024 год сообщил собранию игумен Петр Еремеев , председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви. Об особенностях информационной работы в условиях современного общества рассказал ответственным за монастыри в епархиях заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В. Заключительная часть собрания была посвящена вопросам участия монашествующих в оказании помощи раненым, беженцам и пострадавшим в связи с СВО мирным жителям.
Насельник Сретенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Иннокентий Присадков представил вниманию собравшихся рассказ об опыте окормления раненых в Главном Военном Клиническом госпитале им. Бурденко и взаимодействия с представителями военной медицины. Завершающим на собрании стало выступление игумении Анны Морозовой , настоятельницы Свято-Николаевского женского монастыря Донецкой епархии, в котором матушка рассказала о том, как живет сегодня обитель, находясь в зоне военного конфликта.
По окончании выступлений митрополит Дионисий поблагодарил игуменов и иугмений за плодотворную работу. В собрании приняли участие представители 139 епархий Русской Православной Церкви.
А, значит, и для вас она должна стать мерилом. Можно изучить весь курс семинарии и академии, быть отличником, но стать сыном погибели». Меня, провинциала во всех смыслах этого слова, его лекции отрезвляли. Ведь я себя мнил образованным и очень воцерковленным старшекурсником. Похоже на дзен-буддизм… Меня это заставило переоценить предшествующий студенческий путь, потому что я считал, что учусь, чтобы «выучиться».
А тут тебе говорят, что учиться надо ради спасения собственной души. Алексей Ильич — богатый на образы педагог, тонкий и глубокий в подходах, он заставил меня многое переоценить, за что я ему очень благодарен. И диплом я получал с полной уверенностью, что мой жизненный выбор — монашество. Конечно, очень большое значение имело нахождение Московской семинарии в стенах древнего монастыря, где монашеские традиции возродились уже в конце 40-х: так мы могли видеть живую преемственность монашеской жизни. Все это в совокупности — прекрасные преподаватели, сама Лавра, Духовная академия и семинария, братские монастырские молебны, на которые мы бегали перед семинарским подъемом, — создавало правильную направленность духовной жизни. Все встало на свои места. Так что, поступив в Духовную академию, я понимал, что к третьему курсу буду подавать прошение на монашеский постриг.
Тогда учеба в Академии длилась 4 года. На предпоследнем курсе Великим постом постриг, а летом в кругу преподавателей и студентов практика диаконского служения. И по завершении обучения я планировал либо возвращение в Ставропольскую семинарию, либо дальнейшее обучение. Так и сложилось в итоге: после окончания Академии по приглашению моих академических друзей из Болгарии и благословению ректора я поехал на специализацию в докторантуру Софийского университета. Я как раз хотела спросить. Конечно, решение принять монашество объяснимо горячностью, эмоциями, присущими молодому неофиту. Но в дальнейшем Вы не пожалели об этом?
Понятно, что каждый из нас в какую-то секунду жалел о выборе… Вопрос очень важный, потому что двое моих товарищей по Академии, о ком я вспоминаю с добрым чувством и молюсь, кто оказал на меня влияние в выборе монашеского пути, в утверждении на этом поприще, — оставили монашество. А ведь их ревность и неподдельная искренность в монашеской жизни очень меня впечатляла. Такова жизнь. Когда монах подвергается испытанию на предмет правильности выбора пути, однажды сделанного перед алтарем? Об этом можно судить по исполнению трех монашеских обетов. Так об этом пишут опытные духовные авторы. В первую очередь, появляется искушение нарушить обет целомудрия, в голове возникают мысли о возможности счастливой жизни с любимым человеком семейный очаг, дети и внуки , и от этого появляются мысли — не ошибся ли ты?
Нарушение обета нестяжания, второго их трех, когда люди оказываются перед неограниченными внешними факторами, материальными возможностями, тоже возможно. И послушание. К сожалению, сегодня это самое сложное испытание для монахов. Оно присутствует в большей степени, чем первое и второе. Там недооценили, не похвалили, тут награду не дали, не туда послали — все это является вызовом обету послушания. Давая его, ты все происходящее в жизни принимаешь с одним ответом: слава Богу за все. Бог милостив, я никогда не был всерьез искушаем ни первым, ни вторым, ни третьим.
Простите за вопрос, у Вас не возникало таких ситуаций? Может, они и были, но проносились как волны надо мной. Так и святые Отцы говорят: когда приходит помысел, если возможно, оставь его без внимания. Не рассуждай, не взвешивай, не дай ему возможности зацепить твой ум. Поэтому, слава Богу, мыслей, правильный ли я сделал выбор в жизни, пока не было. И я счастлив, что как черта характера остались у меня готовность к действию и легкость на подъем, которые я помню в себе с детства. Они мне во многом помогают.
Потому что главный вред монаху наносит праздность. Наличие свободного времени — главная проблема для монастырей и для монашествующих. У монаха его быть не должно. Надо молиться и трудиться, насколько позволяют возраст и здоровье. Это в идеале. Я сужу по тем, кого знаю. Для кого нет иллюзий и самообмана в вопросе смысла жизни.
Монахи — это те, кто осознает: что бы ни происходило в этой жизни, даже самое прекрасное, самое полезное, — все имеет один знаменатель. Он называется совершенно нейтральным словом «смерть». Смерть — знаменатель всего, что есть в твоей жизни. И в условиях этого, казалось бы, асоциального взгляда, есть у тебя дети, нет у тебя детей, состоялся ты в жизни как профессионал или не состоялся, сделал головокружительную карьеру или остался разнорабочим, не имеет решающего значения. Все происходящее в жизни не имеет никакой ценности само по себе, а только как условие и среда, в которых формируется вечная человеческая личность, которая не умирает в смерти, но переходит в состояние вечного бытия. И когда человек это понимает, тогда все крючки, которые его удерживали на устойчивых, но ложных временных земных ценностях, исчезают. Когда начинаешь по-настоящему, по-евангельски, верить в Бога и Богу, ты понимаешь, что есть ты как созидающаяся за годы земной жизни личность и есть Бог, который тебя сотворил и который тебя ожидает в Небесном Отечестве.
И что тебе надлежит жить там. И кем ты был по профессии, видел ли ты вулканы Камчатки, ничто не имеет значения для Вечности. Но, по идее, этими же принципами должен жить и настоящий семейный христианин. Но я говорю о монашестве, имея в виду образ жизни. Это форма, в которую мы облекаем свою жизнь. Такой же удобной для спасения души формой в земной жизни является и семья. И Бог, как мы видим в Священном Писании, дает человеку возможность выбирать между одним и другим жизненным путем.
Они являются равными друг другу. Потому что, вступая в брачный союз с другим человеком, рождая детей, человек сознательно идет на самоотречение, на жертвенность, без которой любовь и счастье в семье невозможны. Человек в браке сознательно подставляет свои бока обстоятельствам жизни, сложностям, болезням, которые переживаются всей единой семьей. Центрифуга под названием «семейная жизнь» отшелушивает постороннее. И в таком случае в завершение земного христианского брака мы наблюдаем удивительных стариков: когда люди, прожившие жизнь, воспитавшие детей, внуков и правнуков, становятся по образу мысли и даже по внешнему виду похожи на почитаемых нами стариц и старцев, которых мы видим в монастырях. Я порой не нахожу различий, когда вижу стариков в миру ближе к 80—90 годам. Я поражаюсь им не меньше, чем неотмирным старцам, жившим с юности на Афоне.
Монашество как форма организации земной жизни — такой же путь совершенствования души, с теми же условиями самоограничения, самопожертвования, которые ты сознательно выбираешь, которые тебя воспитывают и возводят тебя от одной к другой ступенечке духовного опыта. И тут, и там есть взлеты. И там, и тут есть падения. И то, и другое учит преодолевать каждое следующее испытание с большим усердием и, наверное, с большей легкостью. Практически продолжу Вашу мысль. Известно такое выражение, как «монашеский подвиг», но выражения «семейный подвиг» нет. Ну почему?
Есть тоже. Мы нередко можем слышать о семейном подвиге. Есть такое выражение. Оно употребляется куда реже. Как человек, проживший жизнь в Церкви, я понимаю: быть монахом, что в миру, что в монастыре, то есть в общежитии, непросто. Не каждому такое под силу. С другой стороны, отрешение от общечеловеческих проблем иногда легче.
В чем же заключается монашеский подвиг? Вы нашли ответ? Пятеро моих будущих собратьев по монашеству и я, мы принимали постриг подобно постриженникам Троице-Сергиевой лавры — у мощей преподобного Сергия. И мы не отделяем себя от лаврского монашеского братства, потому что, как и они, мы дали обеты Богу у раки этого великого праведника.
Монастыри зачастую были центрами книжности, просвещения. Если говорить о Русской Православной Церкви, после долгого периода гонений, упразднения монастырей, которое православные пережили в XX веке, последовал новый период возрождения жизни в обителях. Правда, порой оказывается, что восстановить архитектурный ансамбль монастыря может быть гораздо проще, чем создать условия для развития жизни общины, объединённой ради Господа. Для монастыря естественно обеспечивать насельников пищей и необходимыми бытовыми условиями, но также естественно заботиться и о постоянном изучении монашествующими основ христианского вероучения и Писания. В рамках работы комиссии был разработан образовательный стандарт. Он предполагает от двух до трёх лет обучения в зависимости от формы — очной, очно-заочной или дистанционной. Что в этом стандарте принципиально важного и чем курсы отличаются от семинарского образования? Стандарт курсов для монашествующих разрабатывался безотносительно к стандарту высшего духовного образования. Да, в разработке документов принимали участие в том числе преподаватели семинарий и академий, в этом смысле некоторое влияние существующих стандартов, наверное, было неизбежно. Но оно не носило определяющий характер. Выбор дисциплин и количество часов для их изучения обсуждались с игуменами и игумениями, с архиереями. Мы рассылали проект образовательного стандарта и предлагали все его части к изучению и оценке. Нам было важно, чтобы этот документ, регламентирующий образовательный процесс, сформировался с учётом всех мнений. Всё-таки важная задача курсов — не только дать образование тем, кто уже в ангельском чине, но и подготовить, дать базовое богословское образование тем, кто готовится к постригу. Поэтому в образовательном стандарте много пропедевтики. Опять же, те, кто уже давно живёт в монастыре, участвуя в богослужениях, читая и слушая жития святых, имеют возможность почерпнуть многие знания. Но для тех, у кого этого опыта нет, нужны основы. Список рекомендуемой по стандарту литературы выглядит очень взвешенным и ёмким. И все же мы планируем в ближайшее время обсудить возможные его коррективы, расширить рекомендации. Появляются новые издания, которые стоит иметь в виду. Расскажите, пожалуйста, как формируются учебные группы? Как происходит отбор? Есть ли он? Общий подход таков: когда открываются курсы, в число обучающихся включают насельников, которые не имеют духовного образования, даже если они уже пострижены в иночество или монашество, а также тех, кто только собирается принять постриг: послушников, трудников. Зачисление в списки обучающихся происходит по благословению правящего архиерея. Когда группы начинают обучение, какого-то разделения, образно говоря, на более и менее «продвинутых» нет, все, как правило, учатся вместе. Может ли насельник отказаться от обучения или не сдать экзамен? Вопрос нежелания насельника учиться относится уже к духовному руководству обители. Сложные вопросы, связанные с трудностями обучения, решает священноначалие.
Посмотрите на фото - сразу видно, что, -пусть меня они извинят,- обыкновенные выскочки, возомнившие о себе. Им хочется известности, но не знают как её достичь. Кто вам, уважаемые, сказал, что перед вами Патриарх должен отчитываться? Вы кто такие? Вы требуете, чтоб вам объяснили причину извержения из сана, но сами почему о себе ничего не рассказали? Расскажите нам где учились, сделайте копии и представьте свои дипломы, укажите места работы. Повторю ваши слова: "Нам интересно". Только нет у вас никаких дипломов и нигде вы, разве кроме школы, не учились. И то неизвестно как. О вашей "грамматике" и говорить не буду - ошибка на ошибке! Чувствуется уровень. Или проигнорируете? А цель ваша - выказать себя и обмазать грязью Патриарха и всю РПЦ. Не выйдет! Татьяна К. А почему вас интересуют грехи этого игумен? Если был виновен,он наказан. Статья для скандала и чтобы очернить лишний раз РПЦ. Плохо вас учили,или вы учились в семинарии. Там такому не учат.
Игумен Пётр (Еремеев). Опять правило 25
Игумен Петр Еремеев, бывший ректор Российского Православного Университета, извержен из сана по решению Епархиального суда г. Москвы. Епархиальный суд Русской Православной Церкви в Москве запретил в служении и постановил извергнуть из сана игумена Петра (Еремеева) после троекратного вызова на заседания церковного суда, на которые он не явился. последние новости сегодня в Москве. игумен Петр - свежие новости дня в Москве, России и мире. Смотри Москва 24, держи новостную ленту в тонусе.
В трех известных монастырях сменились наместники
Согласно этому документу «Межведомственная комиссия призвана проводить процедуру экспертной оценки и церковной аккредитации курсов, созданных при монастырях и духовных учебных заведениях, осуществлять контроль за реализацией программ в соответствии с утвержденным стандартом и проводить мониторинг их исполнения». Обучение на этих площадках проходят монашествующие из семи ставропигиальных монастырей и монастырей 92 епархий нашей Церкви. Статус у Курсов разный, поскольку согласно действующему нормативу первым этапом является выдача соответствующему духовному учебному заведению или монастырю Представления нашей Комиссии, а спустя определенное время действующие Курсы получают аккредитацию. Представление, как начальный документ, является свидетельством того, что предлагаемая к открытию курсов учебная площадка на базе монастыря или духовного учебного заведения соответствует всем требованиям в отношении обеспеченности образовательного процесса учебными пособиями, должным педагогическим составом, бытовыми условиями. После получения соответствующего заявления в адрес Комиссии от епархии, наши представители выезжают на места и проводят там необходимую проверку. Второй этап нашей работы с уже действующими Курсами — это их аккредитация. Целью церковной аккредитации является обеспечение качества предоставляемой монашествующим богословской подготовки. Мы проверяем соответствие реализуемой на Курсах программы заявленным параметрам церковного стандарта, а также уровень ее усвоения слушателями. Эту работу также обеспечивает выездная группа, состоящая из членов нашей Комиссии. Из общего числа действующих курсов аккредитацию на сегодняшний день получили 19 курсов.
Я считаю, что данное взаимодействие, как на этапе открытия Курсов, так и в процессе их аккредитации, сыграло большую роль в популяризации самой идеи обеспечения доступного богословского образования для монашествующих нашей Церкви, способствовало ее развитию, а также расширению форм учебной работы на местах. И очень важно отметить, что сегодня все Курсы активно включены в работу по обсуждению и своевременной доработке учебно-методических комплексов и иных нормативных актов. Чем является данный документ для курсов? Кто его разрабатывает и какова степень полезности данных комплексов для развития учебного процесса? Первоначально перед нами не стояла такая задача. Но Его Святейшество благословил нам начать эту работу с тем, чтобы обеспечить единообразие в реализации на местах Церковного стандарта курсов базовой подготовки в области богословия монашествующих.
Но есть и другой аспект, который мы сейчас обсуждаем в Синодальном отделе по монастырям и монашествующим. А именно вопрос о том, как можно было бы расширить возможности насельников монастырей получить дополнительное образование по необходимым светским специальностям без отрыва от монастыря, от монашеского уклада жизни.
В большинстве монастырей насельники и насельницы выполняют множество разных хозяйственных функций, в том числе выходящих за рамки их квалификации и компетенций. Один насельник может и на службе помогать, и убирать корпуса, и заниматься заготовкой корма для животных или отвечать за огород, за монастырский сад. С ростом и развитием любого монастыря хозяйство стараются налаживать таким образом, чтобы оно выводило общину на самообеспечение. В каких-то монастырях занимаются огородничеством, садоводством, животноводством и так далее. На какие-то должности, в том числе по части подсобного хозяйства, приходится нанимать светских специалистов, а если бы были готовые работники среди насельников, необходимость нанимать кого-то со стороны отпала бы. Конечно, наша первостепенная задача — это продуктивная работа и методологическое сопровождение курсов базового богословского образования. Но комиссия имеет более широкие задачи — она называется Межведомственной комиссией по образованию монашествующих. Поэтому, зная из общения с игуменами и игуменьями о проблеме нехватки специалистов по гражданским специальностям, мы начали диалог с профильными светскими учебными центрами по совместному созданию соответствующих программ дополнительного образования.
С каким уровнем образования люди приходят в монастырь? Есть ли какие-то минимальные требования, образовательный ценз? Вот, например, приходит молодой человек после школы, хочет стать монахом. Ясно, что до пострижения у него будет период подготовки: трудничество, послушничество. А с точки зрения образования как обстоят дела? В принятом в 2011 году Архиерейским Собором документе «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» содержится рекомендация для всех монахов и монахинь получить духовное образование хотя бы на базовом уровне. Аналогичная рекомендация есть и в положении, регламентирующем деятельность нашей комиссии. Кроме того, в этом Положении о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих есть указание на то, что каждый человек, готовящийся к принятию пострига, должен получить базовое богословское образование.
Эта норма не распространяется только на христиан, принимающих монашество в пенсионном возрасте, и тех, у кого есть какие-то ограничения по здоровью. На мой взгляд, это очень правильно. История развития христианских монастырей вообще тесно связана с образованием. Монастыри зачастую были центрами книжности, просвещения. Если говорить о Русской Православной Церкви, после долгого периода гонений, упразднения монастырей, которое православные пережили в XX веке, последовал новый период возрождения жизни в обителях. Правда, порой оказывается, что восстановить архитектурный ансамбль монастыря может быть гораздо проще, чем создать условия для развития жизни общины, объединённой ради Господа. Для монастыря естественно обеспечивать насельников пищей и необходимыми бытовыми условиями, но также естественно заботиться и о постоянном изучении монашествующими основ христианского вероучения и Писания. В рамках работы комиссии был разработан образовательный стандарт.
Он предполагает от двух до трёх лет обучения в зависимости от формы — очной, очно-заочной или дистанционной. Что в этом стандарте принципиально важного и чем курсы отличаются от семинарского образования? Стандарт курсов для монашествующих разрабатывался безотносительно к стандарту высшего духовного образования.
Так вот, внося ясность в картину, следует сказать о том, что наш фигурант не оказался жертвой вскрытых «порочных» обстоятельств или жалоб, а оказался в центре обычной церковно-политической интриги, организованной А. Который, в результате, своего добился.
В состав Межведомственной комиссии вошли представители Учебного комитета, Синодального отдела по монастырям и монашеству и Синодального отдела религиозного образования и катехизации по назначению от председателей этих Синодальных учреждений. Читайте также.