Индивидуальные различия памяти у людей — это различия по многим параметрам, включая количественные (скорость, прочность, длительность, точность и объем запоминания) и качественные различия. Второе крупное направление исследования памяти связывало ее с личностью человека в целом. Объем памяти у разных людей отличается. Кратковременная память человека — что это такое, ее объем и проблемы. Этот вид памяти не ограничен ни объемом, как кратковременная, ни сроком хранения, как все предыдущие, ни качеством запоминания.
Кратковременная и долговременная память
- Комментировать
- Виды памяти
- Виды памяти человека
- Что такое кратковременная память
Эйдетическая память: что это такое и как ее развить
Не время фактор забывания, а то, что происходит в это время. Следовательно, более актуальная информация вытесняет менее актуальную. Забывание - важный механизм, который обеспечивает продуктивную работу сознания. Явление интерференции: Интерференция - это смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими; это своего рода затирание одной информации другой. Интерференция возникает с тем большей вероятностью, чем выше совокупные требования познавательных и исполнительных процессов к ограниченному объему внимания. Отрицательная роль интерференции в воспроизведении материала: чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих интерферирующих событий. Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал ещё не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например, когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых ещё не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время начинают изучаться. Факторы, влияющие на вытеснение информации: время менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала - возраст временная характеристика : принципиально новая информация плохо запоминается взрослым и пожилым человеком, а детям и молодым - легче; степень использования информации та информация, которая активно и часто используется - меньше забывается. Забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости ; интерференция наложение одной информации на другую ; работа защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления.
Поэтому, забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение. Узнавание и воспроизведение: Узнавание и его значение: Узнавание - один из типов воспроизведения, где восстановление информации происходит при повторном восприятии. Узнавание основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Значение узнавания в том, что оно выполняет функцию связи опыта следы памяти с конкретным воспринимаемым объектом. Процесс узнавания лежит на границе 3х психических процессов: восприятия, памяти и мышления. Выделяют 2 формы узнавания: произвольное и непроизвольное. Чаще всего узнавание реализуется в непроизвольной форме, то есть естественное узнавание без постановки определенных целей задач.
Теории, объясняющие механизмы узнавания: узнавание по копиям эталоны хранятся в виде целостных образов картинок , поэтому, когда мы воспринимаем предмет, мы его сравниваем с этим целостным образом ; теория прототипов образы представлены как эталоны, имеющие схематическое изображение и в ней схватывается основное. Пример: 2 буквы «А», но одна печатная, а вторая прописная - в принципе это одна буква, но она имеет 2 вида ; теория признаков происходит разделение общего образа на отдельные элементы и сочетание этих элементов дает нам отождествление с конкретными образами Модель «Пандемониум» сочетание демонов , предложена Селфриджем. Демоны - это некоторые психические функции, которые выполняют определенные операции но непонятно, как они это делают. Схему модели см. Произвольное и непроизвольное воспроизведение: Воспроизведение - это один из процессов памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее опыта, содержания: мысли, образы, чувства, движения. В процессе воспроизведения информация не только воспроизводится, но и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Различается произвольное и непроизвольное воспроизведение. В первом случае прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию.
Они всплывают в памяти обычно по ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями и действиями. Произвольное воспроизведение происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти. Толчком является мысль, идея, которая обретает форму задачи, цели. Воспроизведение отличается от узнавания тем, что здесь не нужно повторного восприятия, чтобы произошло воспроизведение - здесь нужен толчок: цель, задача вспомнить что-либо. Характер деформации материала при воспроизведении: Воспроизведение материала, как правило, идет с определенными изменениями реконструкция : возможно обобщение материала, перемещение частей меняется общая организация , выпадение «малозначимых» кусков информации, добавление чего-то и т. Реконструкция воспроизводимого материала происходит в результате его мыслительной переработки. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Припоминание, как воспроизведение с участием воли: Припоминание - предпосылка воспроизведения и его результат.
Это воспроизведение с дополнительным усилием. Это попытка ухватить существенный признак, который является ключом. В зависимости от характера опорных точек «ключ» припоминание может совершаться либо, как переход от отдельных частей к целому, либо от смысла целого к отдельным частям. Припоминание - это пограничный процесс между памятью и мышлением: память воспроизводит прошлое, а мышление - восстанавливает это прошлое, опосредованно, путем умозаключений, которые сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве. Данное воспроизведение - это сознательная реконструкция прошлого, в которой существенную роль играет мыслительная работа сопоставления, умозаключения, проверки. Развитие памяти: Формирование памяти по отдельным модальностям: По мере социализации индивида происходят изменения в развитии памяти. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям: во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических средств и приемов.
В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. В целом, в развитии памяти можно выделить 2 генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества. Гипотеза П. Блонского о видах памяти как филогенетических ступенях: Блонский внес существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим. На основании того, что в фило- и онтогенезе все эти виды памяти появляются один вслед за другим в вышеуказанной последовательности, Блонский ошибочно рассматривает их как различные ступени, или уровни, памяти.
В основе отождествления видов памяти с генетическими ее ступенями лежит ошибочная концепция развития психики. Предполагается, что на одной ступени память будто бы определяется эмоциями, на другой - только образами, на третьей - речью и мышлением, тем самым эмоции относятся к одной ступени развития, образы - к другой, к третьей - речь и мышление, оторванные от эмоций и чувственного содержания образов. Высшая ступень лишь внешне надстраивается над предшествующими низшими; последние не перестраиваются и не включаются в высшую. В действительности развитие психики заключается в развитии всех функций, и каждая из них перестраивается в связи с развитием всех сторон психики так как все ее проявления взаимопроникают друг в друга. Эмоции на более высокой ступени интеллектуализируются и от примитивных аффектов - явлений «низшего уровня» - переходят в высшие чувства; мысли приобретают эмоционально насыщенный характер.
Регулярно обучайтесь, изучайте новое и делайте умственные упражнения, например, стратегические игры, кроссворды и головоломки. Используйте вспомогательные инструменты, такие как заметки с напоминаниями, списки дел и календари. Находите время для друзей: многие отказываются от социальной жизни, когда слабеет память чего делать категорически нельзя.
Исследование Гарвардской школы общественного здравоохранения показало, что люди с активной социальной жизнью имеют самый медленный спад памяти. Кладите нужные вещи, такие как ключи или очки, всегда в одно и то же место. Много отдыхайте: лишение сна снижает рост новых нейронов в гиппокампе. Соблюдайте полноценную диету: особенно полезны для мозговой деятельности продукты, богатые Омега-3 — лосось, тунец, грецкие орехи, брокколи. А вот насыщенные жиры и количество калорий следует ограничить. Лечите хронические заболевания: исследования показывают, что диабет, проблемы с сердечно-сосудистой системой и другие соматические патологии значительно усугубляют снижение внимания и памяти что делает борьбу с ними обязательным пунктом в борьбе за мозговую деятельность. Избавьтесь от таких вредных привычек как алкоголь и курение: они повышают риск сосудистых нарушений. Хороша как простая ходьба и легкая аэробика, так и упражнения на координацию.
Поделитесь своими проблемами с семьей. В моменты, когда критически подводит память, что делать вам подскажут именно они. Мозг способен производить новые клетки в любом возрасте, поэтому значительная потеря памяти не является неизбежным результатом старения. Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз. К какому врачу обратиться при проблемах с памятью Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее. Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы.
Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов. К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа. При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики: изучение анамнеза; оценка соматического здоровья; беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие.
Кратковременная память активизируется, когда мы что-то наблюдаем или слышим. Но гораздо более короткое время действует сенсорная память. Она сохраняет информацию буквально несколько секунд, пока нервный сигнал идет по нейронам. Далее эта информация быстро обновляется. Что касается долговременной памяти, она хранит данные в течение продолжительного времени. Что такое кратковременная память В кратковременную память информация передается из сенсорной и долговременной. Этот ресурс используется человеком непосредственно для умственной деятельности. Поэтому кратковременную память иначе называют активной. Между ней и долговременной памятью существует тесная связь. Чем дольше мы держим в уме какие-то сведения, тем вероятнее, что они запомнятся надолго. Объем кратковременной памяти измеряется в максимально возможном количестве хранимой информации в единицу времени. Принято считать, что этот показатель в среднем равен 7 единицам блокам. К такому выводу пришел Джордж Миллер, известный ученый. В качестве единиц измерения он выбрал простейшие неделимые блоки информации. К примеру, такое сложное действие, как поворот автомобиля на дороге, можно разбить как минимум на три простейших: снижение скорости, поворот руля в нужную сторону, возврат руля по окончании маневра. Обычно каждое действие запоминается новичком автовождения по отдельности. Именно поэтому привычный опытным автолюбителям маневр требует у начинающих больше памяти. Иными словами, для запоминания этих действий мозг новичка должен выделить хотя бы 3 ячейки кратковременной памяти. С ходом тренировок эти операции начинают выполняться на автомате как один маневр. И уже достаточно одной ячейки. Этим можно объяснить способность опытных водителей одновременно вести автомобиль и разговаривать по телефону. У них задействуется всего две ячейки памяти. Тем не менее, на дороге у всех могут случаться нестандартные ситуации, когда резко повышается количество блоков незнакомой информации. В таких условиях телефонный разговор может действительно отвлечь от вождения и привести к аварии. Неожиданные ситуации возникают постоянно, в связи с чем водители должны выделять весь объем оперативной памяти для управления транспортным средством. Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. То есть, когда он постоянно удерживает все дорожные объекты в оперативной памяти. Виды кратковременной памяти Существует классификация по длительности хранения. Исходя из этого критерия, выделяют: мгновенную память когда информация хранится максимум 20-30 секунд ; оперативную память хранит сведения, необходимые для быстрого принятия решения. Кроме того, выделяют еще несколько видов в зависимости от способа запоминания информации.
После этого ребёнку последовательно по одной дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребёнок разложит картинки его спрашивают: «Расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом», то есть выявляется умение ребёнка обобщать и выражать в словесной форме свои действия. Оценивается: понятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки. Оценка в баллах: 1 балл: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно. Оборудование: 8 пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать. Проведение обследования: взрослый кладёт перед ребёнком рядом 2 картинки: на одной шарик с верёвочкой, на другой шарик без верёвочки. Затем ребенку показывают картинку с изображением флажка с древком, спрашивают: «Куда его надо положить? Картинку с изображением флажка без древка кладут под изображение шарика без верёвочки. После этого ребёнку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребёнка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором, то есть выясняют, может ли он обобщить принцип группировки в речевом плане. Оценивается понятие задания, умение работать по образцу, умение вычленять принцип группировки в речевом плане. Оборудование: картинка с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными.
Общие характеристики
- Кратковременная память - как улучшить
- Причины частичной потери памяти
- Американские ученые рассказали о выявлении нового типа памяти у человека
- Причины ухудшения памяти в молодом возрасте
Причины потери памяти у молодых людей
Это уменьшение объема памяти. Психолог Вероника Нуркова о мнемическом эффекте, непроизвольной памяти и способности к ненамеренному запоминанию. Долговременная память устроена иначе — длительность хранения информации в ней может быть неограниченна, объем намного превышает кратковременную память. Этот вид памяти не ограничен ни объемом, как кратковременная, ни сроком хранения, как все предыдущие, ни качеством запоминания. Российские дипломаты пообещали провести собственную "вахту памяти" в Маутхаузене. Мозг начинает постепенно уменьшаться: примерно на 2% каждые 10 лет, поскольку клетки коры отмирают, а ведь именно они отвечают за обучение и память.
Физиологические причины
- Ответы : самая короткая память
- Низкий уровень (1 балл). Объём памяти резко снижен (зрительная в пределах 1-2 образов
- Амнезия - потеря памяти у молодых и пожилых людей. Признаки, диагностика и лечение
- Предпосылки для эйдетизма
- Человеческая память. Причины ухудшения памяти
- Кратковременная память. Неужели только семь? Проверим свою? | копилочка | Дзен
Эйдетическая память: что это такое и как ее развить
Такой объем памяти не мешает нам забывать о важных событиях, но мы знаем, что человек не способен единовременно использовать весь объем имеющейся памяти. AnTutu Benchmark — популярный бенчмарк для Android, тестирует все основные параметры и выводит информацию о скорости устройства. Меж тем объем памяти у мозга гигантский — 300 лет можно смотреть всякую ерунду, и все равно места хватит.
Снижение памяти
Кратковременная память действует как временное хранилище небольших порций информации. Если эта информация не имеет для вас никакого значения, то она быстро «выбрасывается» из кратковременной памяти и навсегда исчезает. Когда мы набираем номер телефона, проводим вычисления в уме. Вы знаете, как это происходит: посмотрев на группу цифр, вы идете к телефону, повторяя их про себя. На этот раз, когда вы собираетесь позвонить, кто-то задает вам вопрос, Вы отвечаете, поворачиваетесь к телефону и понимаете, что не помните номера. Долговременная память обладает почти безграничным объемом.
Через некоторое время также появляется возможность к воспоминаниям — воспроизведению фиксированных в памяти лиц и предметов. Как правило, их можно определить уже к концу первого года жизни, когда при напоминании о знакомом предмете ребёнок начинает искать его.
По мере развития речевой функции как правило, после 2 лет жизни воспоминания становятся более емкими и структурированными. Считается, что долговременная память основана на прочном взаимодействии нейронов, в основе которого лежит синтез определенных соединений. У детей, в связи с продолжением созревания нервной системы после рождения, прочных связей между нейронами не так много, что объясняет низкий уровень развития долговременной памяти проявляется смутностью воспоминаний о детстве. В большинстве случаев у людей самые ранние отдельные отрывки воспоминаний о событиях детства датируются 4-х летним возрастом. Хотя, также возможно воспроизведение и более ранних событий, связанных с сильными эмоциональными переживаниями. Структурированная, последовательная память о событиях начинается с возраста 6 лет, хотя иногда этот срок может быть отсрочен на более поздний период. У детей дошкольного и более раннего возрастов запоминание в большинстве случаев осуществляется непроизвольно, так как нет целенаправленного стремления к точному воспроизведению запомненного в будущем.
Нарушение процессов обмена. При сбое в обмене веществ ткани мозга страдают от дефицита питательных веществ. Ресурсы распределяются по жизненно важным областям, а центр памяти в этом списке не приоритетен. Ангиопатия — патология развивается на фоне сахарного диабета.
Сосудистые стенки утолщаются, мелкие сосуды перекрываются и прекращают работать. Кровообращение нарушается во всех органах, страдает и головной мозг. Гипотиреоз — недостаток гормона щитовидной железы приводит к развитию йододефицита. Психические расстройства — шизофрения, эпилепсия, депрессия.
Шейный остеохондроз. Деформированные позвонки пережимают кровеносные сосуды, мозг страдает от дефицита кислорода и питательных веществ. При болезнях почек ухудшается вербальная память. Когнитивные функции снижаются при увеличении уровня креатинина, снижения скорости клубочковой фильтрации.
Исследование проводили на протяжении 5 лет ученые из США. Нужна консультация специалиста? Неблагоприятное воздействие внешних факторов, образ жизни Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Но эти причины, в отличие от болезней, устранить проще.
При изменении образа жизни забывчивость постепенно исчезнет. Причины ухудшения памяти: Информационные перегрузки. Человеческий мозг зависает, если не в состоянии переработать весь полученный объем информации. Принцип многозадачности уже признан неэффективным, поскольку приводит к ухудшению возможностей памяти, внимательности, нервным расстройствам.
Для нормальной работы мозга необходимо постоянно пополнять запасы витаминов группы B. Эти вещества защищают клетки от старения и перегрузок, участвуют в кислородном обмене и синтезе некоторых нейромедиаторов, обеспечивают нормальную работу центральной нервной системы.
Это связано с тем, что часть мозга, называемая гиппокампом, оказывает наибольшее влияние на формирование воспоминаний, а эта часть мозга у детей еще не полностью развита. Фото: Pixabay 3.
С какого года жизни мы начинаем вспоминать? Исследования показывают, что первые воспоминания вспоминаются уже на втором году жизни. Из раннего детства у нас мало воспоминаний из-за слаборазвитой речи. Позже память постепенно улучшается, и мы запоминаем все больше и больше.
Когда начинается снижение объема памяти? Снижение памяти — естественная часть процесса старения, наблюдаемая как у животных, так и у людей. Изменения в способностях памяти не должны наблюдаться до 50 лет. Как правило, память многих людей остается сильной до 70 лет.
Кратковременная память: что это такое и как улучшить?
Причины ухудшения памяти причинах забывчивости и Каждому человеку наверняка. Меж тем объем памяти у мозга гигантский — 300 лет можно смотреть всякую ерунду, и все равно места хватит. AnTutu Benchmark — популярный бенчмарк для Android, тестирует все основные параметры и выводит информацию о скорости устройства. Кратковременная память (КВП): сохраняет ограниченный объём информации в течение короткого периода времени.
Эйдетическая память: что это такое и как ее развить
То есть, когда он постоянно удерживает все дорожные объекты в оперативной памяти. Виды кратковременной памяти Существует классификация по длительности хранения. Исходя из этого критерия, выделяют: мгновенную память когда информация хранится максимум 20-30 секунд ; оперативную память хранит сведения, необходимые для быстрого принятия решения. Кроме того, выделяют еще несколько видов в зависимости от способа запоминания информации. К примеру, кратковременная речевая память позволяет лучше запоминать лекционный материал, который читается вслух.
Студенты с развитой визуальной памятью качественнее усваивают информацию, записанную на доске. Разберем эти разновидности подробнее. Аудиальная Иначе называемая слуховой и речевой, аудиальная память позволяет воспринимать и усваивать информацию с помощью слуха. Когда человек услышал что-либо, он просто это запоминает.
А повторное проговаривание услышанного улучшает запоминание. Без этого информация забывается уже через полминуты. Читайте также Подробнее Визуальная Данные регистрируются глазами и запоминаются человеком. Когда ему необходимо перевести информацию из кратковременной памяти в долгосрочную, он зачастую пользуется речевым кодированием.
Иначе говоря, применяется метод ассоциаций, позволяющий эффективно запоминать визуальные образы. Тактильная В этот тип памяти заносятся данные, получаемые в результате прикосновений тактильности. Примечательно, что этой способностью обладают не все. Возможные проблемы Проблемы с кратковременной памятью требуют немедленного принятия мер, так как способны привести к серьезным проблемам.
Одно дело, когда человек забывает подробности событий, произошедших несколько лет назад. И совсем другое, когда он не помнит, что случилось буквально пару минут назад. Причем последствия этих нарушений губительны не только для самого человека. Они негативно влияют и на его окружение.
Кратковременная память человека нарушается вследствие воздействия многих факторов, среди которых болезнь Альцгеймера, проблемы с щитовидной железой, продолжительный или беспорядочный прием сильных медицинских препаратов, сифилис, тяжелые инфекционные заболевания, авитаминоз, иные физиологические причины. Тревогу должны вызвать проблемы, возникающие в стандартных бытовых ситуациях. Например, человек не в состоянии ответить, когда день рождения его близкого родственника. Или он банально не может найти ключи от квартиры.
Следует принимать срочные меры, если наблюдаются уже более серьезные признаки нарушения: нетипичное поведение; искажение очевидных фактов в рассказе упускаются из вида отдельные реальные события либо придумываются несуществующие ; речевые проблемы; сложности с фокусированием на определенной задаче, крайняя невнимательность; продолжительные головные боли; проблемы с ориентацией в пространстве; появление беспричинной дрожи в теле; сильная непрекращающаяся усталость; безразличие к происходящему вокруг. Способы улучшить кратковременную память Уровень кратковременной памяти можно повысить с помощью специально разработанных упражнений. Это важно в первую очередь для улучшения индивидуальной производительности в профессиональной и бытовой среде. Краткосрочная память используется человеком постоянно: и когда он готовит обед дома, и когда проектирует какую-то деталь на работе.
Безусловно, рабочие задачи будут выполняться быстрее и эффективнее, когда нужные данные в большом объеме всегда находятся наготове.
Некоторые причины являются прогрессирующими, то есть со временем они усугубляются и могут привести к ухудшению долговременной памяти. Эти причины включают деменцию, вызванную болезнью Паркинсона, болезнью Хантингтона и болезнью Альцгеймера. Лекарств от этих заболеваний не существует, но некоторые методы лечения могут помочь улучшить симптомы. Лечение нарушения кратковременной памяти Методы лечения потери кратковременной памяти зависят от основной причины, вызывающей данное состояние, и включают: хирургическое вмешательство, химиотерапию или облучение при опухолях головного мозга лекарства для растворения тромбов или, в некоторых случаях, хирургическое вмешательство для устранения кровотечения в мозге когнитивную терапию при таких состояниях, как травма головы психотерапию или медикаментозное лечение психических расстройств переход на другие лекарственные препараты пищевые добавки реабилитацию или другую поддержку при расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ Как уже говорилось, от некоторых заболеваний, включая деменцию, вызванную болезнью Паркинсона, болезнью Хантингтона и болезнью Альцгеймера, которые являются причиной проблем с кратковременной памятью, лекарства не существует. Однако есть препараты, способные замедлить прогрессирование и облегчить симптомы, в том числе и улучшить память.
Часто людям становится лучше после устранения основной причины. В некоторых случаях, например при образовании тромбов или кровотечении, важно начать лечение на ранней стадии, чтобы избежать необратимого повреждения. Иногда принятые меры, такие как замена лекарств или приём добавок, действуют немедленно. Другие, скажем, лечение расстройств психического здоровья или расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, могут потребовать больше времени. Потеря кратковременной памяти в результате травм может быть постоянной. Если проблема с памятью Вам близко знакома и Вы хотите избавиться от беспокоящих симптомов, предлагаем пройти небольшой тест и получить персональные видеорекомендации от Алексея Маматова.
Однако, несмотря на то, что эти добавки безопасны, существуют противоречивые исследования о том, помогают ли они при потере памяти.
Забывание имеет особое значение, поскольку вся информация, которую мы получаем в процессе своей жизни, не может поместиться в памяти. Малозначимая, несущественная информация должна «освобождать» место для новой более значимой и важной информации. Для примера практического отсутствия забывать можно вспомнить человека по имени Ш. Лурия «Маленькая книжка о большой памяти» , который запоминая все подряд и который имел трудности с забыванием ненужной информации.
Забывается, как правило, то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека и в дальнейшем не играет роли в его деятельности. Феномен реминисценции. Гипотезы объяснения реминисценции: В ходе исследования сохранения и забывания вскрылся очень важный факт. Оказалось, что в ближайший интервал 2-3 дня, а то и больше после первичного воспроизведения материала, не всегда наблюдается резкое снижение воспроизведения как по Эббингаузу. Реминисценция - отсроченное воспроизведение того, что первоначально при непосредственном воспроизведении было временно забыто не воспроизводилось.
То есть со временем воспроизведение не ухудшается, а улучшается. Проводилось исследование дошкольников: дети не в состоянии воспроизвести рассказ сразу после прослушивания, но по прошествии времени содержание рассказа восстанавливалось в их памяти, и дети воспроизводили его. Следовательно, исследование, установив факт реминисценции, вскрыло и ряд причин, его обуславливающих: реминисценция особенно ярко выступает у дошкольников, так как характер отсроченного воспроизведения бывает обусловлен действием эмоционального торможения, непосредственно следующего за аффективно переживаемым впечатлением; реминисценция связана с внутренней работой по осмыслению материала и овладению им. Но это требовало дальнейшего разъяснения, поэтому было поставлено специальное исследование реминисценции Д. Результаты: в процессе непосредственного воспроизведения испытуемый пытается восстановить материал, используя при этом внешние ассоциативные связи, а при отсроченном воспроизведении - смысловые связи.
Это объясняется иным характером и уровнем первичного воспроизведения заучиваемого материала. Дети более непосредственно воспринимают заучиваемый материал. Ещё 3 объяснения отсроченного воспроизведения: забывания со временем не происходит, так как идет бессознательное повторение информации; происходит консолидация следов структурные изменения в мозговом субстрате ; снимается утомление, возникшее после заученного материала. Механизмы забывания: 1 происходит угасание следа и информация теряется через это угасание. Время - основной фактор чем больше времени проходит, тем больше угасание.
Но эксперименты опровергают это: 2 группы испытуемых, нужно запомнить 10-20 слов; 1 группа запоминает вечером, а воспроизводит утром; 2 группа утром запоминает и утром воспроизводит. Вывод: эффективность запоминания выше в 1ой группе, поэтому время - не является принципиальным фактором. Не время фактор забывания, а то, что происходит в это время. Следовательно, более актуальная информация вытесняет менее актуальную. Забывание - важный механизм, который обеспечивает продуктивную работу сознания.
Явление интерференции: Интерференция - это смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими; это своего рода затирание одной информации другой. Интерференция возникает с тем большей вероятностью, чем выше совокупные требования познавательных и исполнительных процессов к ограниченному объему внимания. Отрицательная роль интерференции в воспроизведении материала: чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих интерферирующих событий. Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал ещё не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например, когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых ещё не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время начинают изучаться. Факторы, влияющие на вытеснение информации: время менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала - возраст временная характеристика : принципиально новая информация плохо запоминается взрослым и пожилым человеком, а детям и молодым - легче; степень использования информации та информация, которая активно и часто используется - меньше забывается.
Забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости ; интерференция наложение одной информации на другую ; работа защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления. Поэтому, забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение. Узнавание и воспроизведение: Узнавание и его значение: Узнавание - один из типов воспроизведения, где восстановление информации происходит при повторном восприятии. Узнавание основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления.
Значение узнавания в том, что оно выполняет функцию связи опыта следы памяти с конкретным воспринимаемым объектом. Процесс узнавания лежит на границе 3х психических процессов: восприятия, памяти и мышления. Выделяют 2 формы узнавания: произвольное и непроизвольное. Чаще всего узнавание реализуется в непроизвольной форме, то есть естественное узнавание без постановки определенных целей задач. Теории, объясняющие механизмы узнавания: узнавание по копиям эталоны хранятся в виде целостных образов картинок , поэтому, когда мы воспринимаем предмет, мы его сравниваем с этим целостным образом ; теория прототипов образы представлены как эталоны, имеющие схематическое изображение и в ней схватывается основное.
Пример: 2 буквы «А», но одна печатная, а вторая прописная - в принципе это одна буква, но она имеет 2 вида ; теория признаков происходит разделение общего образа на отдельные элементы и сочетание этих элементов дает нам отождествление с конкретными образами Модель «Пандемониум» сочетание демонов , предложена Селфриджем. Демоны - это некоторые психические функции, которые выполняют определенные операции но непонятно, как они это делают. Схему модели см. Произвольное и непроизвольное воспроизведение: Воспроизведение - это один из процессов памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее опыта, содержания: мысли, образы, чувства, движения. В процессе воспроизведения информация не только воспроизводится, но и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание.
Различается произвольное и непроизвольное воспроизведение. В первом случае прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию. Они всплывают в памяти обычно по ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями и действиями. Произвольное воспроизведение происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти. Толчком является мысль, идея, которая обретает форму задачи, цели.
Воспроизведение отличается от узнавания тем, что здесь не нужно повторного восприятия, чтобы произошло воспроизведение - здесь нужен толчок: цель, задача вспомнить что-либо. Характер деформации материала при воспроизведении: Воспроизведение материала, как правило, идет с определенными изменениями реконструкция : возможно обобщение материала, перемещение частей меняется общая организация , выпадение «малозначимых» кусков информации, добавление чего-то и т. Реконструкция воспроизводимого материала происходит в результате его мыслительной переработки. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Припоминание, как воспроизведение с участием воли: Припоминание - предпосылка воспроизведения и его результат.
Отрицательная роль интерференции в воспроизведении материала: чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих интерферирующих событий. Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал ещё не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например, когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых ещё не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время начинают изучаться. Факторы, влияющие на вытеснение информации: время менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала - возраст временная характеристика : принципиально новая информация плохо запоминается взрослым и пожилым человеком, а детям и молодым - легче; степень использования информации та информация, которая активно и часто используется - меньше забывается. Забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости ; интерференция наложение одной информации на другую ; работа защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления. Поэтому, забывается то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение. Узнавание и воспроизведение: Узнавание и его значение: Узнавание - один из типов воспроизведения, где восстановление информации происходит при повторном восприятии. Узнавание основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления.
Значение узнавания в том, что оно выполняет функцию связи опыта следы памяти с конкретным воспринимаемым объектом. Процесс узнавания лежит на границе 3х психических процессов: восприятия, памяти и мышления. Выделяют 2 формы узнавания: произвольное и непроизвольное. Чаще всего узнавание реализуется в непроизвольной форме, то есть естественное узнавание без постановки определенных целей задач. Теории, объясняющие механизмы узнавания: узнавание по копиям эталоны хранятся в виде целостных образов картинок , поэтому, когда мы воспринимаем предмет, мы его сравниваем с этим целостным образом ; теория прототипов образы представлены как эталоны, имеющие схематическое изображение и в ней схватывается основное. Пример: 2 буквы «А», но одна печатная, а вторая прописная - в принципе это одна буква, но она имеет 2 вида ; теория признаков происходит разделение общего образа на отдельные элементы и сочетание этих элементов дает нам отождествление с конкретными образами Модель «Пандемониум» сочетание демонов , предложена Селфриджем. Демоны - это некоторые психические функции, которые выполняют определенные операции но непонятно, как они это делают. Схему модели см.
Произвольное и непроизвольное воспроизведение: Воспроизведение - это один из процессов памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее опыта, содержания: мысли, образы, чувства, движения. В процессе воспроизведения информация не только воспроизводится, но и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Различается произвольное и непроизвольное воспроизведение. В первом случае прошлые впечатления вспоминаются без специальной задачи на их актуализацию. Они всплывают в памяти обычно по ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями и действиями. Произвольное воспроизведение происходит в связи с сознательной установкой на актуализацию определенных следов памяти. Толчком является мысль, идея, которая обретает форму задачи, цели. Воспроизведение отличается от узнавания тем, что здесь не нужно повторного восприятия, чтобы произошло воспроизведение - здесь нужен толчок: цель, задача вспомнить что-либо.
Характер деформации материала при воспроизведении: Воспроизведение материала, как правило, идет с определенными изменениями реконструкция : возможно обобщение материала, перемещение частей меняется общая организация , выпадение «малозначимых» кусков информации, добавление чего-то и т. Реконструкция воспроизводимого материала происходит в результате его мыслительной переработки. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Припоминание, как воспроизведение с участием воли: Припоминание - предпосылка воспроизведения и его результат. Это воспроизведение с дополнительным усилием. Это попытка ухватить существенный признак, который является ключом. В зависимости от характера опорных точек «ключ» припоминание может совершаться либо, как переход от отдельных частей к целому, либо от смысла целого к отдельным частям. Припоминание - это пограничный процесс между памятью и мышлением: память воспроизводит прошлое, а мышление - восстанавливает это прошлое, опосредованно, путем умозаключений, которые сплетаются в этом процессе в неразрывном единстве.
Данное воспроизведение - это сознательная реконструкция прошлого, в которой существенную роль играет мыслительная работа сопоставления, умозаключения, проверки. Развитие памяти: Формирование памяти по отдельным модальностям: По мере социализации индивида происходят изменения в развитии памяти. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям: во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических средств и приемов. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. В целом, в развитии памяти можно выделить 2 генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества. Гипотеза П. Блонского о видах памяти как филогенетических ступенях: Блонский внес существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти.
Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим. На основании того, что в фило- и онтогенезе все эти виды памяти появляются один вслед за другим в вышеуказанной последовательности, Блонский ошибочно рассматривает их как различные ступени, или уровни, памяти. В основе отождествления видов памяти с генетическими ее ступенями лежит ошибочная концепция развития психики. Предполагается, что на одной ступени память будто бы определяется эмоциями, на другой - только образами, на третьей - речью и мышлением, тем самым эмоции относятся к одной ступени развития, образы - к другой, к третьей - речь и мышление, оторванные от эмоций и чувственного содержания образов. Высшая ступень лишь внешне надстраивается над предшествующими низшими; последние не перестраиваются и не включаются в высшую. В действительности развитие психики заключается в развитии всех функций, и каждая из них перестраивается в связи с развитием всех сторон психики так как все ее проявления взаимопроникают друг в друга.
Эмоции на более высокой ступени интеллектуализируются и от примитивных аффектов - явлений «низшего уровня» - переходят в высшие чувства; мысли приобретают эмоционально насыщенный характер. В психике конкретного живого человека все находится в соприкосновении, движении, взаимопроникновении. Одни и те же функции и одни и те же виды памяти функционируют на разных уровнях. Поэтому их нельзя отождествлять с уровнями памяти и закреплять их за тем низшим уровнем, на котором они впервые возникли. В основе теории Блонского лежит неправильная ошибочная концепция развития, не учитывается то, что возникновение новой ступени развития означает не просто надстройку ее над предшествующими ступенями, а перестройку последних. Особенности детской памяти П.