Новости аргументы для итогового сочинения

Плюс мой шестилетний опыт (итоговое сочинение появилось в 2014 году) подтверждает эту информацию. В данной статье мы подобрали максимально подходящую литературу для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе в 2023/2024.

Аргументы к итоговому сочинению в 2024 году

Аргументы для итогового сочинения 2023-2024 года. Аргументы к итоговому сочинению 2021-2022 по всем направлениям» Сочинения на разные темы. аргументы для итогового сочинения - 2018". Данный материал поможет учащимся быстро и эффективно подготовиться к написанию итогового сочинения - 2018. В данном разделе собраны аргументы (ответы на актуальные проблемные вопросы) для подготовки к итоговому сочинению, ЕГЭ, ОГЭ. В критериях оценки итогового сочинения количество аргументов строго не регламентировано.

Аргументы для итогового сочинения 2022 год 7 декабря

Какие направления итогового сочинения в 2021 году →Темы для итогового сочинения →Сколько аргументов должно быть в сочинении →Список литературы для аргументации. Примеры сочинений» Итоговое сочинение 2022-2023» Аргументы к итоговому сочинению 2021-2022 по всем направлениям. В данной статье мы подобрали максимально подходящую литературу для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе в 2023/2024. Какие направления итогового сочинения в 2021 году →Темы для итогового сочинения →Сколько аргументов должно быть в сочинении →Список литературы для аргументации.

Аргументы к итоговому сочинению в 2025 году

Одно из проявлений жестокости — это неблагодарность. Некоторые нагло пользуются тем, что добрые люди идут им навстречу, и иначе расценивают помощь. В повести Гофмана «Крошка Цахес» добрая фея пожалела главного героя — уродца-карлика — и наградила его магическим свойством: окружающие были уверены, что Цахес обладает талантом того, кто находится в его поле зрения. Таким образом, Крошка Цахес вводил всех в заблуждение, и люди оставались обманутыми. Фея — пример доброты в сказке Гофмана, ведь она сжалилась над Цахесом и помогла ему, так как он жил неполноценной жизнью. Более того, она хотела, чтобы Цахес равнялся на тех, за счет которых поднимался, но он лишь жестоко пользовался этим. К сожалению, не каждый способен по достоинству оценить добрый поступок. Бальзак, «Отец Горио». К сожалению, многие люди, бесчеловечно пользуясь мягкостью добрых помощников, относятся к ним жестоко. Ту же ситуацию мы встретим в романе Бальзака «Отец Горио». Дочери главного героя Анастази и Дельфина бросили отца.

Отец Горио очень любил своих дочерей и прощал им их равнодушие и циничность, но девушки абсолютно не ценили доброе сердце своего старика. Как только они удачно выходят замуж, то словно забывают о своем отце, они даже стыдятся его: ведь они теперь стали крутиться в высших кругах, а Горио был макаронщиком. Анастази и Дельфина не посетили Горио, даже когда он умирал, и на его похороны цинично прислали пустые кареты. Отец Горио — добрый и великодушный герой, прощающий своим дочерям любую жестокость, но так и не встретивший отзывчивость с их стороны. К сожалению, доброта — вовсе не гарант личного счастья, а иногда даже и условие, при котором счастье недостижимо. Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Часто случается, что люди с большим сердцем закрывают глаза на жестокость любимых и близких, мирясь с различными обстоятельствами. В романе Уайльда «Портрет Дориана Грея» мы встречаем именно такого героя — художника Бэзила, нарисовавшего тот самый судьбоносный волшебный портрет. Бэзил искренне любил Дориана Грея, а тот, осознав, что все его проступки будут спрятаны на портрете, превратился в развязного и порочного человека. О Дориане Грее ходили ужасные слухи, но Бэзил старался не верить им из-за любви к юноше.

Художник по-доброму отнесся к герою, но Дориан совершенно не видел в Бэзиле того ангела, которого, возможно, разглядел читатель. Доброта Бэзила столкнулась лишь с невозмутимой жестокостью Дориана, решившего, что именно художник виноват во всех его грехах. В итоге юноша, так и не оценив великодушия и чувств Бэзила, убил создателя картины, на которой отражается душа героя. К сожалению, не все люди могут ответить добром на добро, поэтому даже добронравный человек не застрахован от жестокого и несправедливого обращения. Ремарк, «На западном фронте без перемен». Во время войны солдаты не могут обходиться без жестокости — это та обстановка, где доброе сердце может свести с ума. Если эмоционально реагировать на каждую смерть на фронте, не продержишься и дня, поэтому может создаваться впечатление, что все люди, побывавшие на войне, циничны. Но на самом деле, они просто не позволяли себе чрезмерную чувствительность, а у многих еще остается чувство стыда.

На завтра из газеты княгиня узнает о самоубийстве Желткова и получает от него прощальное письмо с признаниями в любви, заканчивающееся словами «Да святится имя Твоё».

Почему же герой наложил на себя руки? Причина проста: безответная любовь лишила его стимула к жизни, поэтому он не дорожил собой и охотно ставил на карту все, что имел, ради одного взгляда избранницы. Островский «Гроза» Не менее показательный пример изобразил А. Островский в пьесе «Гроза». Катерина отчаялась добиться счастья в семье Кабановых, где никого не волновали ее чувства и желания. Ее выдали замуж против воли, Тихона она не любила. В его доме ее ждали лишь унижения и тирания безжалостной свекрови. Молодая женщина тянется к любви и утешению вне дома, но Борис не может защитить ее интересы, потому что сам находится в кабальной зависимости от дяди. После своего признания в измене Катерина, избитая и опозоренная навеки, остается совершенно одна наедине с осознанием собственной греховности.

Никто не поддерживает ее в этот переломный период. Поэтому нет ничего удивительного в том, что она решает пойти на крайние меры — самоубийство. Причина ее отчаяния — это не только одиночество, но и несправедливость Кабанихи, которая унижала и притесняла всех домочадцев. Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»? Толстой «Война и мир» Николай Ростов проиграл огромную сумму Долохову. Он знал, что для семьи этот платеж — огромное, даже непосильное бремя. Что ему остается делать? Признаться отцу и краснеть от стыда — бесчестье. Не отдать долг — тоже позор на все времена.

Заработать самому — невозможно. Николай уже пришел к мысли о том, что лучше всего застрелиться. В те времена этот способ освобождал человека от всех долговых обязательств. Люди исходили из того, о чем говорит пословица: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии». Но все-таки к герою вернулось здравомыслие, он не сделал этого страшного шага.

Он включает в себя около 2000 тем сочинений. Банк содержит как темы, которые использовались в прошлые годы, так и новые, разработанные в последние годы. Ниже перечислены названия разделов и подразделов банка тем итогового сочинения новым, как я уже писал, является подраздел «Язык и языковая личность». Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1. Внутренний мир человека и его личностные качества. Отношение человека к другому человеку окружению , нравственные идеалы и выбор между добром и злом. Познание человеком самого себя. Свобода человека и ее ограничения. Семья, общество, Отечество в жизни человека 2.

В повести Некрасова есть ужасная правда о героизме тех людей, которых в тоталитарном государстве всегда считали «винтиками» в огромном корпусе государственной машины. Писатель беспощадно осудил тех, кто спокойно посылал людей на смерть, кто расстреливал за потерянную сапёрную лопату, кто держал людей в страхе. Истинный и ложный патриотизм — одна из центральных проблем романа. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки. Наташа Ростова уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Болконский был смертельно ранен на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Лесков «Очарованный странник». Русскому человеку принадлежит, по определению Н. Лескова, «расовое», патриотическое, сознание. Им проникнуты все поступки героя рассказа «Очарованный странник», Ивана Флягина. Пребывая в плену у татар, он ни на минуту не забывает, что он русский, и всей душой стремится на родину. Пожалев несчастных стариков, Иван добровольно идёт в рекруты. Душа героя неисчерпаема, несокрушима. Он с честью выходит из всех жизненных испытаний. Маршал Г. Статья «День Победы». Говорит об основных чертах нашего народа, которые помогли одолеть врага. Это терпение, мужество, величайшая стойкость, любовь к отечеству. Это качества подлинного патриотизма, «проверенные огнём войны». В одной из своих публицистических статей писатель В. Астафьев рассказал о том, как отдыхал в южном санатории. В приморском парке росли растения, собранные со всех сторон мира. Но вдруг он увидел три берёзки, которые чудом прижились к чужой земле. Автор глядел на эти деревца и вспоминал свою деревенскую улицу. Любовь к своей малой родине — проявление истинного патриотизма. Толстого «Война и мир» некоторые герои мнят себя патриотами и громко кричат о любви к отечеству. Другие отдают жизнь во имя общей победы. Это простые русские мужики в солдатских шинелях, бойцы из батареи Тушина, сражавшиеся без прикрытия. Истинные патриоты не думают о своих выгодах. Они чувствуют потребность просто защищать землю от вражеского нашествия. У них в душе неподдельное святое чувство любви к родине. Говорится о тяжких последствиях бездумного вмешательства в жизнь природы. Проблема бездумного, жестокого человека к миру природы отражена во многих литературных произведениях. Чтобы бороться с ней, нужно осознать и увидеть ту гармонию и красоту, которая царит вокруг нас. В этом помогут произведения А. С какой любовью он в своих стихах описывает русскую природу! Необъятные дали, бесконечные дороги, полноводные реки, вьюги и серые избы. Такова блоковская Россия в стихотворениях «Русь», «Осенний день». Истинная, сыновняя любовь поэта к родной природе передаётся читателю. Приходишь к мысли о том, что природа самобытна, прекрасна и нуждается в нашей защите. Сладков раскрывал проблему «Человек и природа». Он признаётся, что любит русскую природу за красоту, за загадки, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие. Всё это надо бережно сохранять. Улучшать, а не разрушать. Аксаков признавался, что никогда не мог равнодушно видеть вырубленные рощи, но даже падения одного большого дерева. В этом он чувствовал что — то невыносимо грустное. Трудно не согласиться с писателем. Ведь многие десятки лет достигало дерево полной силы и красоты и в несколько минут гибло, нередко от пустой прихоти человека! Такое отношение человека к природе недопустимо. Читая стихотворение Твардовского «Лес осенью», проникаешься первозданной красотой окружающего мира, природы. Слышишь шум ярко-жёлтой листвы, треск обломившегося сучка. Видишь лёгкий прыжок белки. Хочется не просто любоваться, а постараться сохранить всю эту красоту как можно дольше. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Сейчас, когда взрываются атомные станции, когда по рекам и морям течёт нефть, исчезают целые лесные массивы, человек обязан остановиться и задуматься над вопросом: что же останется на нашей планете? В романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» также звучит мысль автора об ответственности человека за природу. Главного героя романа, Егора Полушкина, волнует поведение приезжих «туристов», опустевшее от рук браконьеров озеро. Роман воспринимается как призыв ко всем беречь нашу землю и друг друга. Пришвин «Жень-шень». Человек и природа. Эта тема вызвана к жизни нравственно — этическими мотивами. К ней обращались многие писатели и поэты. В повести М. Пришвина «Жень-шень» герои умеют молчать и слушать тишину. Для автора природа — это сама жизнь. Поэтому у него скала плачет, камень имеет сердце. Именно человек должен сделать всё для того, чтобы существовала и не умолкала природа. В наше время это очень важно. Глубокую и нежную любовь к природе высказал И. Тургенев в «Записках охотника». Сделал он это с проникновенной наблюдательностью. Герой рассказа «Касьян» с Красивой Мечети исходил половину страны, с радостью узнавал и изучал новые места. Этот человек ощущал свою неразрывную связь с матушкой — природой и мечтал, чтобы жил «всяк человек» в довольстве и справедливости. Не мешало бы нам у него поучиться. Непревзойдённым мастером, описывающим жизнь природы и её влияние на человека, был Ф. Читая стихи поэта, сразу замечаешь, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красоты. Становится ясно, что природа полна движения, благодаря которому, может быть, существует человек. Тютчев «Слёзы людские…» стихотворение. Неразрывную связь природы с жизнью людей показывает в своих стихах Ф. Его произведения о природе — не что иное, как выражение дум о человеке. Например, в стихотворении «Слёзы людские…» дождевые капли — это слёзы человека. Так, поэт затрагивает очень сложную проблему взаимосвязи людей с окружающим миром. Астафьев «Царь — рыба». В процессе эволюции общества люди отделялись от земли, возвышались над нею. Человек тешил свою гордыню и тщеславие. О том, как бесконечно терпелива наша природа, говорит В. Астафьев в «Царь — рыбе». Писатель также беспощадно карает распоясавшихся в стрельбе по зверю и птице туристов. Ведь насилие над природой грозит уничтожением самому человеку. Алексеев роман «Рой». О наступлении человека на природу говорит С. Алексеев в романе «Рой». Вырубка тайги, браконьерство — вот интересы людей. Природа живуча. Однако так продолжаться не может. Правда, нелегко изменить мировоззрение современного человека, но это необходимо. С Пушкин. Он равнодушен к судьбам других людей, делает их и самого себя несчастливыми. Взаимопонимание, гуманное отношение к окружающим отсутствует. Всё это порождает глубокое разочарование и одиночество героя. Ю Лермонтов. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, живя в Ленинграде, получает телеграмму о том, что её мать больна, но важные дела не дают ей поехать к матери. Когда же она приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… Иногда даже родные люди равнодушны к судьбе друг друга. Распутин«Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик она беременна, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно , Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен. Лермонтов «Герой нашего времени». Целая галерея неординарных личностей, а потому и «лишних» людей создана писателями-классиками. Так, Печорин, лермонтовский герой, — человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе «силы необъятные», но на совести его много зла. Приложить свои незаурядные способности негде, а он жадно ищет этого. Поэтому хочется надеяться, что не всегда такие люди обречены на одиночество. Ведь если человек любит сомневаться во всём, то он уже не равнодушен к своей судьбе. Наверное, не зря мы много говорим о нравственной слабости, эгоизме, приспособленчестве. Ведь это вечные человеческие проблемы. Ещё в 19 веке Островский в пьесе «Гроза» показал купеческий мир, основанный на страхе и денежном расчёте. Почтителен был Борис с «ругателем» Диким. Безропотно послушен матери был Тихон. Хитрили и изворачивались Кудряш, Варвара. Как ни больно об этом говорить, эти человеческие черты не исчезли и из современной жизни. Человек—хозяин своей судьбы, нельзя быть похожим на героя пьесы Островского «Гроза» Тихона, разучившегося жить «своим умом». Таким людям остаётся лишь проклинать себя за то, что у них нет воли. Не надо стараться угождать и бояться, что тебя «съедят, живого проглотят». К сожалению, ограниченность, порождённая общей отсталостью жизни давних лет, часто встречается и сегодня. Салтыков — Щедрин «Господа Головлёвы». Научить ценить подлинные чувства, преодолевать мелочность и эгоизм могут произведения М. Иудушка из романа «Господа Головлёвы» стал жертвой собственного пустословия, за которым он скрывал своё безразличие к судьбе семьи. Итог жизни людей, подобных Иудушке, — одиночество. Пословицы: — Хочется есть, да не хочется с печи лезть. Маяковский «Баня». Проблема взаимоотношений чуть ли не основная в творчестве многих писателей и поэтов 20 века. Бесполезных трутней на теле общества изобразил В. Маяковский в пьесе «Баня». Тип бюрократа, ограниченного чиновника актуален и по сей день. Герой пьесы, Победоносиков, озабочен лишь тем как он выглядит в глазах окружающих. Интересы дела ему безразличны. Чехов «Человек в футляре». Герой рассказа А. Чехова Беликов «Человек в футляре» в любую погоду, даже когда ярко светило солнце, носил с собой зонтик. Любимое его выражение — «как бы чего не вышло». Гипертрофированная осторожность и подозрительность таких людей показывают их неспособность радоваться жизни и полное равнодушие к судьбе других. Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни. За безнравственные поступки взятки, воровство… необходимо наказывать, а не поступать, как надсмотрщики из басни Крылова о Мишке, воровавшем мёд. Они «Отставку Мишке дали Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. А Мишенька и ухом не ведёт». Трудно бороться с воровством, если царит безнаказанность. А ведь всем должно быть ясно — каждый должен в полной мере отвечать за свои поступки. Пословицы: — В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем. Солоухин в одной из публицистических статей говорит о том, что красота живёт в душе человека. Однако у строителей, увлёкшихся только экономическими и политическими соображениями, отсутствует один простейший критерий: насколько эстетично сооружения будут выглядеть сегодня и тем более завтра. Действительно проблема ответственности за свои дела ещё остро стоит в нашем обществе. О том, что жизнь коротка и человеку порой остаётся с «неопределённым сожалением» на склоне лет вспоминать о «прошлых вёснах», размышляет А. Куприн во многих своих произведениях. Читая их, невольно задумываешься о том, что жить надо интересно, содержательно, с пользой для себя и других. Тогда не придётся сожалеть ни о безответственных поступках, ни о напрасно проведённом времени. Жить можно по-разному, хорошо и плохо, ладно и не ладно. Можно жить, как Федя Лебеда, герой произведения Астафьева. Он имеет дачу в три этажа на скромную милицейскую зарплату и остаётся безнаказанным. Другой герой поддался на уговоры жены и перешёл на «добычливое место». Ему не повезло. Придётся детям и жене ждать его пять лет из колонии. Таким образом, надо отвечать перед обществом за свои дела и поступки. Показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. О взаимопонимании не может быть речи. Конфликт неизбежен. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев, постепенно познавая мир, понимает, что многое в нём несовершенно. Он сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их главы «Классы», «Наталья Савишна». Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна. Дела, которые кажутся ей важными, не позволяют поехать к матери. Когда же она приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… Подлинная любовь детей к родителям проявляется в заботе о них. Раздумьями о взаимоотношениях родителей и детей, а также о конфликте поколений полны произведения И. Писатель чутко угадал назревшие в обществе проблемы и противоречия, а споры «отцов» и «детей» актуальны и по сей день. В принципиальном столкновении Базарова и Павла Кирсанова мы видим противостояние прошедшего и настоящего. Так всегда происходило, когда в обществе назревали перемены. С течением времени всё изжившее себя уступает дорогу новому. Сменяя друг друга, уходили всегда в небытие одни государства, на их обломках рождались другие. Таков объективный ход истории. Всё в мире течёт и изменяется. Эта мысль очень стара и восходит своими корнями к временам расцвета Древней Греции. Естественно, старое освобождает дорогу не сразу. К этой мысли подводят читателей и И. Тургенев в романе «Отцы и дети». Писатель показал, что замена старого прогрессивным богата конфликтами. К тому же, построить новый мир, полностью и бесповоротно отвергнув ему предшествующий, невозможно. Выход — во взаимном уважении и любви «отцов» и «детей». Как этого добиться? Вечный вопрос! Стихотворение «Весна» Связь поколений — вечный вопрос человеческой жизни. Статья «Базаров» Связь поколений — вечный и трудноразрешимый вопрос : «Старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях».

Аргументы для итогового сочинения: разбор коротких произведений

Показана разделённость России на две части, богатую и бедную. Социальный мир устроен несправедливо по отношению к слабым. Островский «Гроза». Ничего святого, правого не может быть в мире, котором правит самодурство, дикое и безумное. В любом обществе присутствует мещанство, об этом нельзя молчать. В пьесе «Клоп» Пьер Скрипкин мечтал о том, что его дом будет «полная чаша».

Другой герой, бывший рабочий, утверждает: «Кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть». Такая позиция была чужда Маяковскому. Он мечтал о духовном росте современников. Тургенев «Записки охотника». Личность каждого важна для развития государства, но не всегда талантливые люди могут развивать свои способности с пользой для общества.

Например, в «Записках охотника» И. Тургенева есть люди, таланты которых не нужны стране. Яков «Певцы» спивается в кабаке. Правдоискатель Митя «Однодворец Овсянников» заступается за крепостных. Лесник Бирюк ответственно несёт службу, а живёт в нищете.

Такие люди оказались ненужными. Над ними даже смеются. Это несправедливо. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Несмотря на страшные детали лагерной жизни и несправедливое устройство общества, произведения Солженицына оптимистично по духу.

Писатель доказал, что и в последней степени унижения возможно сохранить в себе человека. Андрей Вознесенский «Прорабы духа» стихотворение. Розенбаум «Гуливер» песня. Изображению проблем молодёжи посвящены стихи многих поэтов. Андрей Вознесенский утверждает, что обществу нужны не те, кто разрушает Петергофы, а те, кто их строит.

Также песня Александра Розенбаума «Гуливер» написана о нашем времени, о житейских проблемах, об отсутствии жилья у многих молодых людей. Проблема очень актуальна. Действительно, молодым сейчас жить нелегко. Человек, не привыкший трудиться, не находит себе достойного места в жизни общества. Печорин говорит, что он чувствовал в своей душе силы, но не знал к чему их приложить.

Общество таково, что в нём нет достойного места незаурядной личности. Илья Обломов, добрый и талантливый человек, не смог преодолеть себя и раскрыть свои лучшие черты. Причина — отсутствие высоких целей в жизни общества. Смысл жизни лучшие герои романа — Андрей Болконский и Пьер Безухов видели в стремлении к нравственному самосовершенствованию. Каждый из них хотел «быть вполне хорошим, приносить добро людям».

О смысле жизни рассуждают многие герои рассказов М. Старый цыган Макар Чудра удивлялся, зачем люди работают. В таком же тупике оказались и герои рассказа «На соли». Вокруг них — тачки, соляная пыль, выедающая глаза. Однако никто не озлобился.

В душе даже таких угнетённых людей зарождаются добрые чувства. Смысл жизни, по Горькому, в труде. Начнёт добросовестно работать каждый — глядишь, и станем мы все вместе богаче и лучше. Ведь «мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей». Веллер «Роман воспитания».

Смысл жизни есть у того, кто сам посвящает свою деятельность ради дела, которое считает нужным. Об этом заставляет задуматься «Роман воспитания» М. Веллера, одного из самых издаваемых современных российских писателей. Действительно, всегда целеустремлённых людей было немало, и сейчас они живут среди нас. В поисках смысла собственной жизни находились любимые герои Л.

Взгляды самого писателя на духовный мир человека были таковы: «Жить по-божьи, творя любовь и добро». Все любимые герои Л. Толстого были заняты напряжённым духовным поиском. Читая роман «Война и мир», трудно не отнестись с симпатией к князю Болконскому, думающему, ищущему человеку. Он много читал, обо всём имел понятие.

Смысл собственной жизни герой нашёл в защите Отечества. Не ради честолюбимого стремления к славе, а из-за любви к родине. В поисках смысла жизни человек должен выбирать своё направление. В романе Л. Толстого «Война и мир» судьба Андрея Болконского- сложный путь нравственных потерь и открытий.

Важно то, что, идя по этой тернистой дороге, он сохранил истинное человеческое достоинство. Не случайно М. Кутузов скажет герою: «Ваша дорога — дорога чести». Мне тоже по душе люди неординарные, старающиеся жить не бесполезно. Тургенев «Отцы и дети».

Даже неудачи и разочарования незаурядного талантливого человека значительны для общества. Например, в романе «Отцы и дети» Евгений Базаров, борец за демократию, назвал себя ненужным для России человеком. Однако его взгляды предвосхищают появление людей, способных на более великие дела и благородные поступки. Проблема нравственного выбора: что лучше — спасти свою жизнь ценой предательства как это делает герой повести Рыбак или умереть не героем никто не узнает о героической смерти Сотникова , но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.

В Автобиографической трилогии, главный герой, Николенька Иртеньев, постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. Под влиянием доброты бабушки и деда происходит формирование личности героя. Г Распутин «Уроки французского». На формирование личности главного героя в трудные военные годы оказала учительница. Её душевная щедрость безгранична.

Она привила ему нравственную стойкость, чувство собственного достоинства. Фазиль Искандер. Умный и грамотный учитель оказывает огромное влияние на формирование детского характера. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное внимание. В «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности… 6.

Атмосфера лени, нежелания учиться, мыслить уродуют душу маленького Ильи. Во взрослой жизни эти недостатки мешали ему в обретении смысла жизни. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться сформировали «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин признается, что всем приносит несчастье. Неправильное воспитание уродует человеческую личность.

Михаил Дудин. Земля- твой мир, твой отчий дом, Твои любовь и дети. Храни её своим трудом и песней на рассвете. Воспитание патриотизма в подрастающем поколении — одна из ведущих тем в творчестве поэта… 10. Защиту природы осуществляли когда-то зелёные патрули.

Пора нам снова всерьёз заняться охраной окружающего нас мира. Тогда едва ли у кого поднимется рука, чтобы вырезать ножом на дереве своё имя. Если же и найдётся такой, то его надо остановить, а не проходить мимо. Воспитание в подрастающем поколении бережного отношения ко всему остаётся одной из важнейших проблем современного общества. Рыленков Стихотворения.

О том, как себя вести, говорит Рыленков во многих своих стихотворениях. Воспитанному человеку легче адаптироваться во взрослой жизни. Советы поэта: со словом обидным нельзя торопиться, чтоб завтра себя самого не стыдиться. На доброе слово не надо скупиться. Грибоедов «Горе от ума».

Воспитание и обучение — основные аспекты человеческой жизни. Своё отношение к ним выразил в монологах Чацкий, главный персонаж комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Он критиковал дворян, которые набирали для своих детей «учителей полки», но в результате грамоты никто « не знал и не учился». Сам же Чацкий имел ум, «алчущий познанья», поэтому и оказался ненужным в обществе московских дворян.

Таковы изъяны неправильного воспитания. Суворов — выдающийся русский полководец. Огромное влияние на его воспитание оказали два исторических примера: Александр Македонский и Александр Невский. Будучи хрупким и болезненным мальчиком, Суворов стал подражать этим известным историческим личностям. О них ему рассказывала его мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове.

Поэтому Александр Суворов стал замечательным военачальником. Пришвин «Кладовая солнца». Митраша и Настя в годы Великой Отечественной войны остались без родителей. Но упорный труд помог маленьким детям не только выжить, но и заслужить уважение односельчан. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей. Тогда труд, даже самый грубый возвышается до творчества.

О значении писательского труда для М. Так считал Максим Горький. Стихотворение «Труд». Гимн человеческому труду на благо общества. Роман «Материнское поле».

Лейтмотив романа — душевная отзывчивость трудолюбивых сельских женщин. Алиман, что ни случись, с рассвета трудится на ферме, на бахче, в теплице. Она кормит страну, народ! И не видит писатель ничего выше этой доли, этой чести. Добролюбов, литер.

Одна из центральных проблем романа — роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик.

Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение. Говоря о роли личности в истории, можно вспомнить поэзию великого А. Он своим даром воздействовал не на одно поколение. Он видел, слышал то, чего не замечал и не понимал обыкновенный человек. О проблемах духовности в искусстве, а его высоком назначении поэт говорил в стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Читая эти произведения, понимаешь: талант не только дар, но и тяжёлая ноша, большая ответственность. Сам поэт был примером гражданского поведения для последующих поколений. Роман «Война и мир». В чём заключается величие человека? Оно там, где добро, простота и справедливость.

Именно таким создал Л. Толстой образ Кутузова в романе «Война и мир». Его писатель и называет истинно великим человеком. Толстой уводит своих любимых героев от «наполеоновских» принципов и ставит их на путь сближения с народом. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик.

Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг. Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет» и «тварей дрожащих». По его теории, личность способна творить историю, как Магомет, Наполеон. Они во имя «великих целей» совершают злодеяния. Теория Раскольникова терпит крах.

В действительности истинная свобода заключается в подчинении своих чаяний интересам общества, в умении делать правильный нравственный выбор. Быков «Обелиск». Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В. Быкова «Обелиск». Учитель Мороз, имел выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками.

Он их всегда учил добру и справедливости. Ему пришлось выбрать смерть, но он остался нравственно свободным человеком. Горький «На дне». Есть ли на свете способ вырваться на свободу из порочного круга жизненных забот и желаний? На такой вопрос пытался ответить М.

Горький в пьесе «На дне». Кроме того писатель поставил ещё один насущный вопрос: а можно ли считать свободным человеком того, кто смирился. Таким образом, противоречия между правдой раба и свободой личности — вечная проблема. Противостояние злу, тирании привлекало особое внимание русских писателей 19 века. Гнетущая власть зла показана в пьесе А.

Островского «Гроза». Молодая, одарённая женщина, Катерина, — сильная натура. Она нашла силы бросить вызов тирании. Солженицын «Архипелаг Гулаг». Картины издевательств, жестокое отношение к политическим заключённым.

Поэма «Реквием». О неоднократных арестах мужа и сына, под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме написана эта поэма. Некрасов «В окопах Сталинграда». В повести Некрасова есть ужасная правда о героизме тех людей, которых в тоталитарном государстве всегда считали «винтиками» в огромном корпусе государственной машины. Писатель беспощадно осудил тех, кто спокойно посылал людей на смерть, кто расстреливал за потерянную сапёрную лопату, кто держал людей в страхе.

Истинный и ложный патриотизм — одна из центральных проблем романа. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки. Наташа Ростова уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Болконский был смертельно ранен на Бородинском поле. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Лесков «Очарованный странник».

Русскому человеку принадлежит, по определению Н. Лескова, «расовое», патриотическое, сознание. Им проникнуты все поступки героя рассказа «Очарованный странник», Ивана Флягина. Пребывая в плену у татар, он ни на минуту не забывает, что он русский, и всей душой стремится на родину. Пожалев несчастных стариков, Иван добровольно идёт в рекруты.

Душа героя неисчерпаема, несокрушима. Он с честью выходит из всех жизненных испытаний. Маршал Г. Статья «День Победы». Говорит об основных чертах нашего народа, которые помогли одолеть врага.

Это терпение, мужество, величайшая стойкость, любовь к отечеству.

СОВЕТЫ Для написания сочинения выбирайте ту тему, которая вам наиболее понятна и которая позволяет вам опереться на свой читательский опыт. Свой ответ на вопрос темы формулируйте с учётом подобранных аргументов. Не забывайте использовать в каждом абзаце ключевые слова темы или их заменители. Помните о том, что микровывод в конце примеров по смыслу должен перекликаться с ответом на вопрос темы. Если возникли трудности с подбором аргументов, то загляните сюда: «40 небольших произведений для подготовки к итоговому сочинению». Что Вы вкладываете в понятие «счастье»? Семейные ценности и их место в жизни человека.

В чём может проявляться любовь к Отечеству? Способно ли, с Вашей точки зрения, явление культуры книга, музыкальное произведение, фильм, спектакль изменить взгляды человека на жизнь? Чему человек может научиться у природы? Что делает человека подлинно счастливым? Когда родители могут гордиться своими детьми? Всегда ли общество ценит достойных людей? Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?

Главный герой подает правильный пример того, как сохранить свое достоинство, не опускаясь до друга. С другой стороны, он также подал хороший пример великодушия, когда вместо того, чтобы отомстить, провел с ним много времени. Анализ романа Л. Толстого «Анна Каренина» Толстого слова Л. Эти слова не следует понимать буквально. Широта постановки проблемы национального и, более того, общечеловеческого масштаба — проблемы, далеко выходящей за рамки традиционного «семейного» романа, — обусловила всемирное признание, которое «Анна Каренина» получила вскоре после его выпуск. Именно в связи с «Анной Карениной», оцененной как «факт особого значения», Достоевский впервые заговорил о Толстом как о писателе, сказавшем «новое слово» в мировой литературе. Время его действия совпало со временем написания, в котором много прямых откликов на текущие события, от научных споров тех лет до войн на Балканах. Примечательно, что в «Анне Карениной» действие не заканчивается даже после того, как основной конфликт вроде бы исчерпан: в последней части романа сюжет разворачивается дальше — уже после смерти Анны. Анна у Толстого — природная незаурядная, душвно рочатая, наделиная вивым нравственным чувсов. Любовь к Вронскому побудяет ее яснее, чем прежде, осознать себя как личность, обостряет ее критическое чувство по отношению к окружающему миру и к самой себе. И главная причина ее смерти — не столько лицемерие мирского окружения или препятствие к разводу, сколько разрушительное действие страсти на собственную душу, невозможность примирить свои чувства к Вронскому и привязанность к сыну, и более того — невозможность оказаться в мире, где «все неправильно, все ложь, все обмен, все зло». Критерием подлинной семьи для Толстого было взаимопонимание, душевное согласие супругов. Но брачный союз Анны с нелюбимой территорией, втрерннне чуждым ей сановником Карениным не мог бы стать составной частью семи. Семья не могла возникнуть из совместной жизни Анны с Вронским, который потерпел крах в своей военной и светской карьере, но был кровно связан с той общиной, которая его отвергла. И Толстой не осуждает Анну она остается для него «жалкой и невиновной» , но неизбежно ведет ее к трагической развязке. Исследование неразрешимых проблем частной жизни людей из «вышего общества» позволяет автору с новой стороны проникнуть в социальные, нравственные, мировоззренческие проблемы эпохи. Радом с линии Анна в романе нережденно и без мейлишейтяжки на пралланной ей линии Левина. Внутренняя связь этих строк — не в общности судеб героев, а скорее в психологических ситуациях. Оба они — каждый по-своему — не могут, не хотят мириться с ложью и злом своего мира места трагедия Анны, отсюда драма Левина. Фет, один из первых читателей «Анны Карениной», обращаясь к литературным недоброжелателям Толстого, сказал: «И ей-богу все слышат, что этот роман есть строгий, нетленный суд над всей нашей жизнью». Это действительно так. Толстой на этот раз создает свой суд, сводя роль рассказчика к самому строгому минимуму. Здесь почти нет комментариев автора. Нравственная оценка людей и событий полностью вытекает из самого действия, из взаимодействий и поступков персонажей. В «Анне Карениной» действие занимает немного времени, не более трех лет, и здесь по-новому выражается толстовское искусство воспитания человека. Одни и те же персонажи престают в разных жизнях, они судят друг о друге по-разному. Авторский и читательский приговор вы переносили в начинающийся счет, в эти выходные «за» и «против». Так строится противоречивый характер Карениной. Он не глуп и не зол, способен на порывы великодушия что особенно видно в сцене примирения с Вронским у постели больной Анны , он может даже вызвать жалость у читателя. Но по ходу действия все яснее вырисовываться сидящей Каренина к миру царской бурократии, скачать его желностно в фальшивой, призрачной жизни, в ловле наград и нов. Важная и новая особожанисть поэтики «Анна Карениной» — элементы симобилоски или алегории, представляющие характер лейтмотивов. В романе возникают и повторяются мотивы, имеющие не только непосредственное сюжетное, но и символическое значение. Толстовская железная дорога почти как в известном стихотворении Некрасова — это своего рода символ того времени, которое развивается в пореформенной России, неся людям новые бедствия. Мысль о всеобщем торжестве несправедливости и зла, одна из последних мыслей, пронесшихся в голове Анны перед смертью, подобна тем печальным рассуждениям, которые долго не давали покоя второму главному герою романа Константину Левин. Левин, как и сам Толстой, видит, что нарождавшиеся буржуазные порядки не уничтожили вековую крестьянскую бедность, а принесли с собой новые формы социальной несправедливости. В этом — основа той растерянности, неуверенности, в которой находится Левин и в которой находился в те годы создатель «Анны Карениной». Среди толстовских правдолюбцев Левин наделен наиболее явными автобиографическими чертами. Толстой дал своему герою свою бескомпромиссную честность, свое отвращение к праздной варварской жизни, светским условностям, государственному лицемерию. Он подарил Левину свою органическую привязанность к земле, к русской природе, даже тягу к физическому крестьянскому труду. Размышления и просьбы Левиной отражают многие искания Толстого. Левин мечтает о «бескровной революции», о новых отношениях помещика и крестьянина. Но мужики не хотят тех усовершенствованных методов управления, которые предлагает им хороший хозяин. И эта трудность коренится вовсе не в упрямстве или косности крестьянина, а в том, что, как ясно видит сам Левин, интересы помещика и интересы крестьян на самом деле «фатально» противостоят друг другу сила вещей. Вкладывая в историю жизни Левина немало собственного жизненного опыта, Толстой передает переживания и мысли своего героя в связи с событиями его личной жизни. Женитьба Левина на его горячей любовнице Кити, рождение ребенка, а с другой стороны — смерть брата, — все это побуждает Левина подвергнуть сомнению свое отношение к религии и церкви, напряженно задуматься о тайнах жизнь человека и цель его жизни. Чтение философских и богословских книг не дает желаемой ясности, но вносит в его сознание раздражающую путаницу и неуверенность. Просветление приходит внезапно. Левин приходит — по примеру человека Фоканы, живущего «для души, по правде, по Богу», — к бесхитростной религиозной вере, основанной на «законе добра». Он убежден, что может, оставаясь еще хозяином, помещиком, вложить в свое повседневное существование «непререкаемое чувство добра», — таково требование Левина. Создатель «Анны Карениной» был мыслителем слишком сильным, слишком смелым, чтобы принять простодушную веру Фокана и уповать на нее. Подобный финал поисков свидетельствовал о глубоком кризисе мировоззрения не только героя романа, но и его автора. В предисловии к американскому изданию «Анны Карениной» Томас Манн писал: «Против него направлен этот роман из жизни светского общества, — об этом уже предупреждает читателя библейский эпиграф: «Мне отщение, и аз» воздам». Нравственным побуждением, заставившим Толстого взяться за перо, было, несомненно, стремление разоблачить общество, которое с холодной жестокостью изгоняет из своей среды гордую и благородную от природы женщину, не сумевшую справиться со своей страстью…» Читайте также: Краткое содержание рассказа «Беда» Зощенко Рецензии Как говорится: «Сколько людей, сколько мнений». Все без исключения романы Льва Толстого вызывали споры у людей. Кто-то поддержал его характеристики, кто-то, наоборот, упрекал. То же самое происходит и с величайшим романом «Анна Каренина». Например, читательница Ирина Захаренко осталась в восторге от этого произведения и всех его персонажей. Она считает, что роман «Анна Каренина» — один из лучших романов Льва Толстого даже всех времен. Продукт насыщен действиями, героями, а также подробным описанием того времени. Предложения перетекают между собой, как вода, в хорошем смысле этого слова. Ей хотелось простого человеческого счастья, она была готова бросить мужа и сына. Каренина красивая и умная женщина, но, к сожалению, несчастная, виноватая и сломленная. Наконец, в ней заговорило отношение общества к этой ситуации и полное непонимание со стороны семьи. Через некоторое время Анна стала замечать, что Вронский остывает к ней. Она могла, конечно, уйти от него и покорить любого другого мужчину, при своей красоте она могла сделать это очень легко. Но ей это было не нужно, она хотела любви только от Вронского. Для того чтобы не мучить ни себя, ни его, решеат користисся под передсь…» — так отзывается Ирина о главной героине. По мнению читателя, в книге много религиозности. Таким образом, даже неверующий обретет веру. Она приводит в пример Константина Левина: «На протяжении всего романа Константин говорил мне, что скептически относится к Богу, не верит в силу церкви и молитвы.

Как, на ваш взгляд, люди должны относится друг к другу. Пушкин А. Гоголь «Мертвые души» М. Булгаков « Мастер и Маргарита» 1. Чехов «Дядя Ваня» Булгаков М. Свобода человека и её ограничения Что такое внутренняя свобода, насколько человек свободен. Что ограничивает желания, мечты, действия? Способен ли человек сам ограничивать свою свободу?

Аргументы для итогового сочинения: что это и где брать

Школьный портал → Аргументы для итогового сочинения 2023/2024. В данном разделе собраны аргументы (ответы на актуальные проблемные вопросы) для подготовки к итоговому сочинению, ЕГЭ, ОГЭ. В данном разделе собраны аргументы (ответы на актуальные проблемные вопросы) для подготовки к итоговому сочинению, ЕГЭ, ОГЭ. Сборник готовых аргументов ко всем темам итогового декабрьского сочинения 2023-2024 учебный год по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ по всем разделам и направлениям ФИПИ.

Универсальные произведения для итогового сочинения

Размышления о народном подвиге С чего начинается Родина? Из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого мы узнаем о судьбе советского летчика-истребителя Алексея Мересьева, который после ампутации обеих ног возвращается в ряды солдат для защиты отчизны от фашистских захватчиков. Самолет Мересьева сбили над лесом в холодном марте 1942 года, в самый разгар войны. Во время аварии летчику сильно повредило ноги, но ему удалось выжить и даже спастись от медведя. Почти три долгие недели он полз по лесу к ближайшему поселению, где его и выходили люди. Когда Алексей попал в городской госпиталь, то ему ампутировали ступни, так как спасти их надежды не было. Но он не отчаялся, вдохновившись летчиком Карповичем времен Первой Мировой войны, который тоже пережил ампутацию ступни и все равно летал на истребителе. Мересьев научился не только ходить на протезах, но и управлять самолетом, и смог не только вернуться в армию, но и совершить подвиг. История становится еще более поразительной, когда мы узнаем, что она основана на реальной судьбе человека.

При этом сам Мересьев признавался, что только любовь к родине дала ему силы не только выжить, но и послужить ей, показав себя достойным сыном своей земли. Аргументы «Природа и культура в жизни человека» Больше аргументов и тем по разделу «Не стреляйте в белых лебедей», автор Б. Размышления о взаимодействии человека и природы Человек и природа — единое целое. Все мы порождение природы, её часть. Об этом пишет Борис Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин беспредельно любит природу, все то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живет смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его.

Только Полушкин да и его сын Колька могли «собак самых злющих в два слова утихомирить». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, ее сон», и единственное, что ему хотелось, так это «зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям». Но люди не понимали его и считали не приспособленным к жизни. А Егор призывал беречь и уважать родную землю. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который, будем надеяться, сможет заменить своего отца.

Станет любить и уважать родную землю, беречь ее. Рассуждения о науке, о значении научных открытий К сожалению, не все люди в полной мере понимают значение науки в жизни человека. Проблема невежества — одна из главных в произведении Фонвизина «Недоросль». Главный герой Митрофанушка был очень избалованным ребёнком. Мать Митрофана заботилась только о том, чтобы её ребёнок был здоровым и сытым. Простакова считала, что такие понятия, как воспитание и образование, абсолютно не важны в жизни. Героиня нанимала педагогов, однако их цель заключалась лишь в получении прибыли. Учителя не желали качественно выполнять свою работу, да и сама госпожа потворствовала лени своего сына. Простакова не развивала наследника, ему были чужды моральные ценности.

Лишённый знаний и умений, Митрофанушка оказался совершенно не приспособленным к жизни. Фонвизин продемонстрировал негативное влияние невежества на формирование человека. Автор напоминает нам, что лишь тот человек, который постоянно стремится к новым знаниям, может реализовать себя в обществе. Рассуждения об искусстве В повести «Портрет» Н. Гоголь рассказывает о двух художниках, один из которых трудился над картинами вдохновленно, бескорыстно, оттачивая и совершенствуя свой талант, второй же растратил данный ему дар, превратив в источник дохода. Такая проблема выбора встает перед каждой творческой личностью на пути ее становления. Но, как известно, истинные шедевры искусства живут и прославляют их авторов в веках, а созданные ради обогащения приносят лишь материальные блага. Рассуждения об искусстве Пьеса А. Пушкина «Моцарт и Сальери» повествует о двух композиторах, взгляды которых на создание музыки кардинально расходились.

Молодой Моцарт талантлив, и у него получается творить где угодно и когда угодно, главное — вдохновение. Старый Сальери уверен, что искусство подобно ремеслу, и только упорным трудом можно добиться хорошего результата. Он завидует гениальному Моцарту и отравляет его, но тайну великого таланта все равно не узнает, ведь дар дается человеку свыше. Он забирает талантливого мальчика к себе в ученики, обеспечив ему блестящее будущее. Куприн своим произведением «Тапер» доказывает, что истинный дар музыканта нельзя спутать с механической игрой по нотам. Юрий Азагаров не был бесчувственным тапером, а исполнял мелодии вдохновленно, за что и получил достойное вознаграждение. Аргументы для духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1. Достоевский «Преступление и наказание» «Тварь я дрожащая или право имею? Достоевского «Преступление и наказание».

Он задумывается о том, можно ли совершить убийство ради тысячи добрых дел. Персонаж считает, что все люди делятся на две категории: первые — сильные и властные личности имеют право вершить человеческие судьбы, а вторые — слабые — вынуждены подчиняться воле тиранов. Раскольников решает проверить антигуманную теорию на практике, но в конечном счёте разочаровывается в самом себе. На каторге герой видит сон о микроскопических существах — трихинах, которые вселялись в тела людей и делали их сумасшедшими. Заражённые считали себя носителями истины, и этот подчёркнутый эгоизм, гордыня, твёрдая уверенность в собственном всемогуществе привели к росту страшных преступлений. Сновидение доказывает Раскольникову несостоятельность его теории. Достоевский подчёркивает, что никто не может посягать на жизнь другого человека и отнимать его естественное право. Лермонтов «Герой нашего времени» Главный герой романа М. Лермонтова Печорин неслучайно относится к литературному типу «лишний человек».

Он подвергает каждый свой поступок строгой критике и, по словам В. Белинского, «судит себя самым страшным судом». Например, в повести «Тамань» герой сознательно рискует собственной жизнью, соглашаясь на свидание с ундиной.

В доказательство моей точки зрения Замечательным примером, иллюстрирующим… Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором… Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении… Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … ответ на вопрос, заданный во вступлении Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф. В этом произведении… Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение автор, название. В этом произведении… Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению автор, название … В этом произведении… Речевые клише для тезисов Сегодня мы понимаем, что… основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении.

Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении. Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … ответ на вопрос, заданный во вступлении. Клише для обращение к произведению Так, в лирическом стихотворении название поэт имя обращается к теме… Тема …. Тема … раскрывается в произведении… автор, название. Проблема любви, дружбы, нравственности и т. Обращается к ней и … имя писателя в… название произведения. Идея единства природы человека и т.

Раскольников решает проверить антигуманную теорию на практике, но в конечном счёте разочаровывается в самом себе. На каторге герой видит сон о микроскопических существах — трихинах, которые вселялись в тела людей и делали их сумасшедшими. Заражённые считали себя носителями истины, и этот подчёркнутый эгоизм, гордыня, твёрдая уверенность в собственном всемогуществе привели к росту страшных преступлений.

Сновидение доказывает Раскольникову несостоятельность его теории. Достоевский подчёркивает, что никто не может посягать на жизнь другого человека и отнимать его естественное право. Лермонтов «Герой нашего времени» Главный герой романа М.

Лермонтова Печорин неслучайно относится к литературному типу «лишний человек». Он подвергает каждый свой поступок строгой критике и, по словам В. Белинского, «судит себя самым страшным судом».

Например, в повести «Тамань» герой сознательно рискует собственной жизнью, соглашаясь на свидание с ундиной. В дневнике Печорин отмечает, что не умеет плавать, и всё-таки садится в лодку с девушкой-контрабандисткой. Этот эпизод доказывает, что лермонтовский персонаж почти не дорожит жизнью, а единственное чувство, во власти которого он постоянно оказывается, — это любопытство.

В постоянных поисках смысла Печорин подчиняется первому порыву, но достаточно быстро теряет интерес к людям. Он чувствует себя глубоко несчастным человеком, потому что не знает, «для какой цели родился» и зачем живёт, если всё равно всегда оказывается «топором в руках судьбы». Островский «Гроза» Главная героиня драмы А.

Островского Катерина — глубоко верующий человек. Она делится с Варварой сокровенными мыслями о тяжёлой семейной жизни, противопоставляя ей милую сердцу юность. Тогда Катерина была нравственно чистой девушкой, которая с благоговением думала о Боге и видела ангелов во время молитвы.

Ей снились «золотые храмы», «необыкновенные сады», прекрасные песни, а временами казалось, что она может подняться в воздух и улететь. После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась: «Да здесь всё как будто из-под неволи! Желание обрести личное счастье толкает Катерину на измену, но это оказывается невозможным, и девушка решается на самоубийство.

Мы видим, как религиозный человек, задавленный средой, идёт против Бога и совершает грех, не выдерживая внутреннего разлада и угрызений совести. Толстой «Война и мир» В романе-эпопее «Война и мир» поднимается проблема духовного поиска, и каждый любимый персонаж Л. Толстого решает её по-своему.

Так, например, Наташа Ростова проходит большой и тернистый путь, совершает ошибки и благодаря этому получает бесценные нравственные уроки. Она с честью выдерживает жизненные испытания и становится толстовским идеалом жены и матери. На протяжении всего произведения писатель подчёркивает близость Наташи к русскому народу.

Толстой восхищается героиней, когда она вкладывает всю душу в народный танец, будучи «графинечкой, воспитанной эмигранткой-француженкой». Наташа Ростова обладает необыкновенным обаянием, которое никого не оставляет равнодушным. Даже несимпатичный автору Анатоль Курагин поддаётся её очарованию, и в этот момент Наташа впервые оступается, идёт на поводу у внезапно нахлынувших чувств.

Но после этого случая героиня меняется, и князь Андрей перед смертью прощает её. В эпилоге Л. Толстой пишет, что Наташа Ростова всецело отдаёт себя семье и совсем не интересуется светским обществом.

Забота о муже и здоровье своих детей становится для неё смыслом жизни. Таким образом, мы видим эволюцию человека, который постепенно обретает желанное счастье. Булгаков «Мастер и Маргарита» «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — эта цитата из философской драмы И.

Человек—хозяин своей судьбы, нельзя быть похожим на героя пьесы Островского «Гроза» Тихона, разучившегося жить «своим умом». Таким людям остаётся лишь проклинать себя за то, что у них нет воли. Не надо стараться угождать и бояться, что тебя «съедят, живого проглотят».

К сожалению, ограниченность, порождённая общей отсталостью жизни давних лет, часто встречается и сегодня. Салтыков — Щедрин «Господа Головлёвы». Научить ценить подлинные чувства, преодолевать мелочность и эгоизм могут произведения М.

Иудушка из романа «Господа Головлёвы» стал жертвой собственного пустословия, за которым он скрывал своё безразличие к судьбе семьи. Итог жизни людей, подобных Иудушке, — одиночество. Пословицы: — Хочется есть, да не хочется с печи лезть.

Маяковский «Баня». Проблема взаимоотношений чуть ли не основная в творчестве многих писателей и поэтов 20 века. Бесполезных трутней на теле общества изобразил В.

Маяковский в пьесе «Баня». Тип бюрократа, ограниченного чиновника актуален и по сей день. Герой пьесы, Победоносиков, озабочен лишь тем как он выглядит в глазах окружающих.

Интересы дела ему безразличны. Чехов «Человек в футляре». Герой рассказа А.

Чехова Беликов «Человек в футляре» в любую погоду, даже когда ярко светило солнце, носил с собой зонтик. Любимое его выражение — «как бы чего не вышло». Гипертрофированная осторожность и подозрительность таких людей показывают их неспособность радоваться жизни и полное равнодушие к судьбе других.

Булгаков «Мастер и Маргарита». Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

За безнравственные поступки взятки, воровство… необходимо наказывать, а не поступать, как надсмотрщики из басни Крылова о Мишке, воровавшем мёд. Они «Отставку Мишке дали Чтоб зиму пролежал в берлоге старый плут. А Мишенька и ухом не ведёт».

Трудно бороться с воровством, если царит безнаказанность. А ведь всем должно быть ясно — каждый должен в полной мере отвечать за свои поступки. Пословицы: — В чужом глазу сучок видим, а в своём и бревна не замечаем.

Солоухин в одной из публицистических статей говорит о том, что красота живёт в душе человека. Однако у строителей, увлёкшихся только экономическими и политическими соображениями, отсутствует один простейший критерий: насколько эстетично сооружения будут выглядеть сегодня и тем более завтра. Действительно проблема ответственности за свои дела ещё остро стоит в нашем обществе.

О том, что жизнь коротка и человеку порой остаётся с «неопределённым сожалением» на склоне лет вспоминать о «прошлых вёснах», размышляет А. Куприн во многих своих произведениях. Читая их, невольно задумываешься о том, что жить надо интересно, содержательно, с пользой для себя и других.

Тогда не придётся сожалеть ни о безответственных поступках, ни о напрасно проведённом времени. Жить можно по-разному, хорошо и плохо, ладно и не ладно. Можно жить, как Федя Лебеда, герой произведения Астафьева.

Он имеет дачу в три этажа на скромную милицейскую зарплату и остаётся безнаказанным. Другой герой поддался на уговоры жены и перешёл на «добычливое место». Ему не повезло.

Придётся детям и жене ждать его пять лет из колонии. Таким образом, надо отвечать перед обществом за свои дела и поступки. Показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями.

Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. О взаимопонимании не может быть речи.

Конфликт неизбежен. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев, постепенно познавая мир, понимает, что многое в нём несовершенно.

Он сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их главы «Классы», «Наталья Савишна». Девушка Настя, живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна. Дела, которые кажутся ей важными, не позволяют поехать к матери.

Когда же она приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… Подлинная любовь детей к родителям проявляется в заботе о них. Раздумьями о взаимоотношениях родителей и детей, а также о конфликте поколений полны произведения И. Писатель чутко угадал назревшие в обществе проблемы и противоречия, а споры «отцов» и «детей» актуальны и по сей день.

В принципиальном столкновении Базарова и Павла Кирсанова мы видим противостояние прошедшего и настоящего. Так всегда происходило, когда в обществе назревали перемены. С течением времени всё изжившее себя уступает дорогу новому.

Сменяя друг друга, уходили всегда в небытие одни государства, на их обломках рождались другие. Таков объективный ход истории. Всё в мире течёт и изменяется.

Эта мысль очень стара и восходит своими корнями к временам расцвета Древней Греции. Естественно, старое освобождает дорогу не сразу. К этой мысли подводят читателей и И.

Тургенев в романе «Отцы и дети». Писатель показал, что замена старого прогрессивным богата конфликтами. К тому же, построить новый мир, полностью и бесповоротно отвергнув ему предшествующий, невозможно.

Выход — во взаимном уважении и любви «отцов» и «детей». Как этого добиться? Вечный вопрос!

Стихотворение «Весна» Связь поколений — вечный вопрос человеческой жизни. Статья «Базаров» Связь поколений — вечный и трудноразрешимый вопрос : «Старик и юноша почти никогда не сходятся между собою в убеждениях». Конфликт старого и нового обычно происходит на фоне социально-экономических преобразований.

Поэтому мировоззренческие позиции людей старшего и нового поколения не совпадают. Эту проблему показал в своём романе И. Первый из них не хотел лишаться своего сытого и легкомысленного стиля жизни крепостника.

Евгений настойчиво придерживался философии практической пользы. В данной ситуации избежать конфликта было невозможно. Изображению новых людей и их конфликт со старым обществом особое внимание уделяли писатели-классики.

Например, И. Тургенев в р. В этой борьбе он отдал победу «новому» герою.

Таким образом, идейная позиция человека наглядно проявляется в спорах, в совместном поиске истины. Идейная позиция человека может наглядно проявиться в спорах. Так было во все времена.

Конфликт спорящих представлен, например, в р. Тургенева «Отцы и дети». В нём автор противопоставляет яркие индивидуальности.

Кирсановы не хотят лишаться привычной сытой, беспечной жизни. Базаров вызывает симпатию своим остроумием, резкостью суждений, смелостью. В таких случаях избежать конфликта поколений невозможно.

Можно ли избежать конфликта поколений? Этот вопрос волновал И. Проблему взаимоотношений «Отцов и детей» писатель показал на примере жестокого спора Павла Кирсанова и Е.

Первый из них, ссылаясь на прошлое, пытался убедить собеседника в ошибочности нигилистических взглядов. Евгений спокойно и смело обобщал что русскому человеку ни аристократизм, ни устаревшие принципы «даром не нужны». Так, идейные позиции обеих сторон ярко проявились в спорах между старшим поколением и молодёжью.

Конфликт неизбежен, так как мнения отцов и детей противоположны, между ними нет ничего общего. Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно.

Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён.

К сожалению, их счастье невозможно. Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.

Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.

Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви.

Однако усилия влюблённых были тщетны. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А.

Великая сила любви — тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся.

Например, Илья Ильич, герой романа И. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова.

Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее. Любовь — великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека.

Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.

Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир.

Любовь — великая сила. Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А.

Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.

Гончаров «Обломов». Влияние дружбы на формирование личности — серьёзная тема, волновавшая И. Герои его романа, ровесники и друзья, И.

Обломов и А. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга.

Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.

В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.

Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца — всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность.

Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения. Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому.

Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения.

Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной. Гоголь «Тарас Бульба» о дружбе, товариществе.

О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». Проблема духовности в искусстве волновала многих философов, художников слова.

О том, какой жизни достоин человек, рассуждал в своих рассказах А. Он выразил протест против «обыденщины». Писатель всегда считал, что человек создан для яркой, созидательной жизни.

Поэтому классик и показал, как скучно, неинтересно живут его персонажи. Разве такой жизни достоин человек? К решению такого вопроса подводит А.

Чехов своих читателей. Проблема восприятия искусства — не нова. В драматургии выдающимся художником новатором был А.

Правдивое изображение жизни — отличительная особенность его произведений. На сцену он перенёс действительность, без эффектов, без красивых поз и необычных ситуаций. Всё это даёт возможность читателям и зрителям воспринимать искусство драматурга как мастера правдивого изображения жизни.

Произведения искусства, затрагивающие вечные вопросы, обычно имеют долгую жизнь. Они всегда находят отклик в сердцах людей, заставляют задуматься о жизни. Такова, например, пьеса А.

Горького «На дне». Её основная проблема гуманизма является наиболее современной и в нашей жизни. Человек и сейчас хочет быть услышанным, а ещё лучше — понятым.

Урок человечности преподал нам великий писатель. Его произведения воспитывают эстетический вкус. Не потому ли наш современный кинематограф и лучшие театры возвращаются к постановке этой пьесы?

Что такое истинная красота? Это очень хорошо понимал А. Что же давало ему такую власть над людьми, чем он притягивал их к себе?

Во-первых, Блок вошёл в мир людей не с недовольством и недоверием, а с любовью. Его поэзия была названа «живой водой», источником, испив из которого, человек становился чище. В «Стихах о Прекрасной Даме» поэт выразил идеал красоты, поэзии, родины.

Поэт учит нас вглядываться в себя и мир. Он поднимает вопросы, волнующие людей во все времена: о назначении человека, о его пути, о стремлении к совершенству, к прекрасному. Статья «Экология культуры».

Сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы — так считал Д. В своей статье «Экология культуры» академик возмущается, что в современном обществе вопрос о нравственной чистоте не только не изучается, он даже и не поставлен нашей наукой «как нечто целое и жизненно важное для человека».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий