Развивающие игры для детей «Финансовая грамотность и история». На примерах из истории России и мира дети получают знания о финансовой грамотности, решают различные вопросы, связанные с финансами, и разбираются, какие аспекты влияют на принятие решений. Советы будут полезны, если у вас нет собственных детей в возрасте трех лет, но необходимо купить развивающие игрушки для крестника или племянника. Развивающие игрушки познакомят ребенка с окружающим миром, будут способствовать быстрому усвоению цифр, букв, звуков, явлений природы, научат самостоятельности. Мы хотим рассказать про 12 пособий, игрушек, игр, которые действительно развивают ребенка в разных возрастах. Покупая для малыша увлекательную развивающую игрушку, вы не только формируете его навыки, но и создаете личность.
Содержание
- Развивают и обучают. Какая ещё польза от интерактивных игрушек?
- Игрушки для новорожденных. Чек-лист из 14 вещей, которые точно пригодятся
- Развивающие игрушки для детей, малышей в 2024
- Акселератов не дождетесь. Нужны ли на самом деле детям «умные» игрушки? | Аргументы и Факты
- Развивающие игрушки|Полезные статьи
- Что делает игрушку образовательной?
Польза развивающих игрушек
Игрушки для эмоционального развития и развития воображения Для эмоционального развития и пополнения словарного запаса стоит подобрать специальные развивающие игрушки на 2 - 3 года. Подойдут разные карточки с изображениями растений, животных, людей, а также детские книжки. Дети до трех лет осваивают основные эмоциональные состояния — радость, удивление, страх, печаль, злость и удовольствие. Постепенно оттенки эмоций можно расширять. Для развития эмоциональной сферы и воображения необходимы сюжетно-ролевые игры. Для этого подойдут игрушки в виде разных спецмашин, перчаточные персонажи сказок, фигурки животных, наборы инструментов, элементы одежды повара, строителя, детская посуда. В результате таких игр словарный запас ребенка увеличивается. Рекомендации родителям Недостаточно обеспечить малыша развивающими игрушками на 2-3 года. Большое значение имеет участие взрослого.
Это то, что должен освоить ребенок в начале жизненного пути, чтобы все последующие знания о синтезированных материалах ложились на эту базу. Хорошая игрушка не может быть гротеском Очень важно понимать, что любая игрушка в виде человека — это человеческий образ, который ребенок, возможно, будет воссоздавать в своей жизни. Известны печальные истории кукол Барби с их неестественно длинными ногами и слишком худым телом. Многие девочки, взрослея, сталкивались с проблемами, желая быть похожими на этот образец из детства. Настоящая игрушка максимально соответствует внутренней сущности того, кого она изображает Например, лошадка должна устойчиво стоять на ногах — это ее ключевая характеристика, так как она хорошо бегает, прыгает, перевозит людей и грузы. А кошка может быть мягкой, иметь возможность лечь и потянуться. Создавая или покупая анималистическую игрушку, важно задумываться о жизни животного-прообраза и уметь видеть, насколько в игрушке сохраняются его характер и особенности. Так мы учим детей правдивости. Игрушка должна пробуждать фантазию и развивать чувственный опыт «Для детей в первые семь лет жизни больше подойдет игровой материал, не имеющий четкого назначения и специального сцепления.
Например, деревянные брусочки, кубики, чурбачки, спилы деревьев, шишки, каштаны, желуди. Такие игрушки помогают осваивать физические законы мира и способствуют обогащению фантазии. При необходимости они превращаются в строительный материал, колесо для машины, руль, стол. Шишки могут стать лесом, а желуди — мостиками», — советует родителям педагог-психолог. Читайте также: 7 способов сэкономить на детских игрушках Многие современные игрушки умеют говорить, отвечать на вопросы, просить, плакать, кушать и многое другое. При взаимодействии с такими игрушками собственная активность ребенка минимальна: нужно всего лишь нажимать на определенные места и наблюдать, что скажет или сделает игрушка.
Помогает тренировать усидчивость и внимание. Занятия помогут ребенку научиться концентрироваться на поставленных задачах, проявлять хорошую реакцию, координировать работу обеих рук. Также балансир развивает мелкую моторику, помогает улучшить почерк и уменьшить ошибки при письме. Наши продавцы всегда рады помочь с подбором нужного товара из каталога "Нейротойс". Детские игрушки "Нейротойс" — главные преимущества Качественные и безопасные материалы.
Развивающая книжка из фетра Игрушки с зеркалом Младенцы любят смотреть на собственное изображение. Вряд ли в 2-3 месяца новорожденный понимает, кто в отражении, но такое развлечение ему точно по душе. Значит надо дать ребенку возможность «любоваться» собой. Покупаем игрушку с зеркалом. Естественно в ней не будет настоящего стекла для полной безопасности ребенка. В изделие вшивают другие отражающие материалы. И как правило, это большие погремушки, мягкие книжки или игрушки. Для новорожденных до 6-ти месяцев можно выбрать те игрушки с зеркалом, которые крепятся к бортику кроватки. Жирафики Игрушка-подвеска Котик Развивающая арка До 4-х месяцев, пока новорожденный не умеет переворачиваться, развивающий коврик ему не нужен. А вот достоинства арки малыш непременно оценит. Игрушка представляет собой конструкцию в виде треноги или дуги, на которой закреплены погремушки. Младенец без проблем дотянется ручками до подвешенных «шуршалок», если отрегулировать высоту арки. Пол при необходимости застилаем одеялом, укладываем малыша, а сверху арка. Считайте, что у вас есть свободные полчаса, пока малыш будет «исследовать» игрушку. Есть модели с ковриками в наборе. И необязательно выбирать механические пластиковые конструкции, вполне годятся и деревянные. Подвеска детская Резиновые игрушки для ванной Младенцам не нужно много игрушек в ванной. Это потом можно задуматься о «сложных» механических устройствах для веселого купания, которые пускают пузыри, катаются по воде и пускают фонтаны. А для грудничка в первый год вполне хватит прорезывателя и пары резиновых игрушек. Уточки, шарики, рыбки — выбираем и предлагаем новорожденному. Игрушка для ванной Fancy Игрушка-платочек До 3-х месяцев новорожденный не «поймет» обычных мягких игрушек. Пока нужно что-то другое. Такое же мягкое и приятное на ощупь, но более интересное — чтобы еще и погрызть, и пошуршать. Значит ищем игрушку-платочек.
ТОП-10 Лучшие развивающие игрушки для детей в 2024 году
это специально созданные игрушки, которые помогают развивать различные навыки у детей во время игры. Развивающие игры для детей позволяют весело осваивать необходимые знания в форме увлекательного развлечения. «Комсомольская правда» нашла лучшие модели развивающих игрушек для детей от 1 года до 3 лет и составила их рейтинг.
Лучшие развивающие игры для детей: топ-20 развивашек и советы воспитателя
20 лучших развивающих игрушек для детей от 0 до 1 года | Первое место среди музыкальных развивающих игрушек уверенно занимает многофункциональный детский центр SPRINTER от Happy Baby. |
Зачем малышу лабиринты? | Развивающие игрушки помогают малышу быстрее обучаться новым навыкам и исследовать мир. |
Развивающая игрушка "Драгоценный сюрприз". Рекомендация логопеда.
Развивающая игрушка абсолютно безопасна и не требует контроля во время игры, нравится детям в разные периоды развития и взросления. По-настоящему развивающая игрушка способствует развитию личной активности ребенка. Для малышей младше года подойдут игрушки попроще, такие как погремушки, трещотки, свистульки. Дети через игру познают мир, поэтому игрушкой для них может быть все, что угодно. По-настоящему развивающая игрушка способствует развитию личной активности ребенка. Развивающие игры для детей позволяют весело осваивать необходимые знания в форме увлекательного развлечения.
Акселератов не дождетесь. Нужны ли на самом деле детям «умные» игрушки?
Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Большой выбор развивающих игр Shifu с нарастающим уровнем сложности для изучения английского, азов игры на пианино, развития логики и памяти. С помощью движения пузырьков и игры цвета, пузырьковая колонна помогает детям зарядиться положительными эмоциями, развить коммуникативные навыки, цветовое восприятие, а также расслабиться и успокоиться. Наши развивающие игры для детей известны более 50 лет в России, Германии, Японии и других странах, называясь «Развивающими играми Никитиных», или «Никитинским материалом». Для развития мышления и памяти подойдут следующие развивающие игрушки для детей 3 лет.
Правильные игрушки для детей от 0 до 3 лет
По словам ученых, подобные результаты достигаются при помощи «динамической паузы» — подвижной игры, «физкультминутки» и т. Сейчас сотрудники НИИ разрабатывают методические рекомендации о порядке использования игрушек, а также о том, как правильно подбирать их с учетом возраста, темперамента и психотипа ребенка. Ранее специалисты рассказали читателям НГС, кто игрушки Хагги Вагги влияют на детей и почему их злобный оскал полезен для ребенка.
Игрушки для эмоционального развития и развития воображения Для эмоционального развития и пополнения словарного запаса стоит подобрать специальные развивающие игрушки на 2 - 3 года. Подойдут разные карточки с изображениями растений, животных, людей, а также детские книжки. Дети до трех лет осваивают основные эмоциональные состояния — радость, удивление, страх, печаль, злость и удовольствие. Постепенно оттенки эмоций можно расширять. Для развития эмоциональной сферы и воображения необходимы сюжетно-ролевые игры.
Для этого подойдут игрушки в виде разных спецмашин, перчаточные персонажи сказок, фигурки животных, наборы инструментов, элементы одежды повара, строителя, детская посуда. В результате таких игр словарный запас ребенка увеличивается. Рекомендации родителям Недостаточно обеспечить малыша развивающими игрушками на 2-3 года. Большое значение имеет участие взрослого.
Играйте в «МЕМО: Веселые пчелки» разными способами: попросите малыша закрыть фишкой ячейку с каким-то предметом или персонажем, имеющим нужные характеристики, отыскивайте пары одинаковых картинок и накрывайте их фишками или наоборот найдите на закрытом поле. Игровой набор изготавливается из дерева и пластика. Игра тренирует внимание, наблюдательность, развивает зрительную память и мелкую моторику рук малыша.
На наших занятиях благодаря пособию дети: -знакомятся с цветами, -учатся открывать сюрпризы и соотносить силу удара молотком, -ищут любые деревянные фигурки, отрабатывая звуки Кроме того, с набором "Драгоценный сюрприз" можно придумывать множество различных идей занятий и упражнений, как например, можно спрятать любой стимульный материал или перепутать детали и цвета, и потом дать ребенку вернуть сокровища на место.
Таким образом, набор помогает сделать рутинные задания более интересными. В моей практике есть ребенок с отсутствием речи. Очень трудно ему выполнять задания. Набор "Драгоценный сюрприз" очень помог - ребенок, открывая и закрывая сюрпризы, с удовольствием выполнял все задания.
10 развивающих игрушек для детей с Aliexpress.
Возможно, раскроется художественный талант, и вы сможете отдать ребенка в школу рисования. У каждого малыша должны быть альбом-раскраска и наборы для рисования Не теряют свою актуальность куклы. Для девочки трех лет моно подобрать прекрасную принцессу, фею, героиню мультфильма. Для мальчика — увлекательный подарок — набор солдатиков. Через игру с куклами дети прорабатывают свои социальные роли. Девочки учатся поддерживать красоту, выбирать одежду, делать прически. Это очень поможет в жизни маленькой модницы. Мальчики постигают азы военного искусства, рассматривают командную работу.
В процессе игры с куклой ребенок моделирует диалог, развивает свою эмоциональность, моторику. Для девочек куклы всегда актуальны Купите малышу мозаику. В нашем детстве был один вид такой игрушки, сейчас их огромное количество. В ходе игры малыш научиться следовать плану картинки, разовьет мелкую моторику. Совсем не обязательно складывать картины из стандартных элементов, можно добавлять что- то от себя или создавать картины из природных материалов, круп, ракушек. Свобода творчества вам обеспечена. Книжки с задания, головоломками, ребусами.
Вначале малыш будет разгадывать загадки при помощи взрослого, как только у него сформируется интерес, то он будет просить их покупать. Так вы заложите у дошкольника интерес к обучению через игровые моменты. Во время обучения в школе это будет очень ценно. Разноцветная мозаика — одна из лучших развивающих игр Набор обучающих кубиков будет очень интересен для ребенка трех лет. Плоскости каждого кубика имеют различные картинки и надписи, которые помогут ребенку узнать цифры, буквы, названия предметов, животных и растений. Форма кубиков поможет заняться строительством, складыванием слов в слова. Книги для детей — роль в развитии Книга — прекрасный подарок на новый год или день рождения, особенно для малыша трех лет.
Хотя сейчас много современных устройств, на которые можно скачать электронный вариант книги, но намного приятнее перелистывать вместе с ребенком бумажные страницы, указывать на нарисованный предмет, а не виртуальный. Книга никогда не разрядится в отличие от гаджета, смотря на нее вы будете вспоминать приятные моменты единения с ребенком.
Практически каждый год на рынке появляется что-то новенькое, поэтому перед покупкой стоит изучить предложения рынка. В этом рейтинге собраны лучшие развивающие игрушки, которые заинтересуют детей разных возрастов и поспособствуют их раннему развитию.
Дополнительно прилагается журнал «Модники», в котором много интересных заданий. Цена — от 1087 руб. Машинка на радиоуправлении Ferrari F1 Модель болида создана в сотрудничестве с одноименной компанией для тех, кто с рождения любит скорость и мечтает о карьере гонщика, конструктора автомобилей. В дизайне просматриваются основные черты гоночного автомобиля Себастьяна Феттеля. Большие колеса гарантируют проходимость даже по местности со сложным рельефом. Дистанционное устройство сконструировано так, что ребенок интуитивно догадывается о функциях той или иной кнопки. Цена — от 3320 руб. Пылесос с контейнером для насекомых Haba Этот набор поможет вырастить энтомолога специалиста, изучающего насекомых. При включении пылесос втягивает внутрь мелких насекомых. Изучаемых жуков можно держать в специальном контейнере. Увеличительное стекло позволяет поближе рассмотреть, как выглядят эти обитатели планеты. Благодаря такому гаджету, ребенок будет больше времени проводить на свежем воздухе. Цена — от 2500 руб. Ребенок постоянно просит новых игрушек? Тогда нужно пересмотреть свои отношения с ним. Ученые утверждают, что малыши могут себя так вести, когда родители их игнорируют. Требуя новую машинку или куклу, дети проверяют, любят ли их мама с папой. Конструкторы и пазлы Такая игрушка развивает моторику, воображение, логику. Мировой тур». Собранные фигурки можно разобрать или же играть с ними, придумывая любимым мультяшным героям все новые приключения. В комплект входит 159 деталей, включая танцпол и три минифигурки — Розочки, Цветаны и Эники, Танцпол. Цена — от 1599 руб. LEGO Ninjago Скоростной автомобиль Коула И если первый вариант больше заинтересует девочек, то второй будет находкой для мальчиков — фанатов мультфильма Ниндзяго. В набор входит две минифигурки и 52 детали для создания автомобиля. Транспортное средство дети могут собрать самостоятельно, использовав интерактивное руководство, разработанное специально для этой возрастной категории. Оно доступно в бесплатном приложении Lego Life. Цена — от 540 руб. Мягкий игровой модуль «Крепость» Цена — от 6950 руб.
Создавая или покупая анималистическую игрушку, важно задумываться о жизни животного-прообраза и уметь видеть, насколько в игрушке сохраняются его характер и особенности. Так мы учим детей правдивости. Игрушка должна пробуждать фантазию и развивать чувственный опыт «Для детей в первые семь лет жизни больше подойдет игровой материал, не имеющий четкого назначения и специального сцепления. Например, деревянные брусочки, кубики, чурбачки, спилы деревьев, шишки, каштаны, желуди. Такие игрушки помогают осваивать физические законы мира и способствуют обогащению фантазии. При необходимости они превращаются в строительный материал, колесо для машины, руль, стол. Шишки могут стать лесом, а желуди — мостиками», — советует родителям педагог-психолог. Читайте также: 7 способов сэкономить на детских игрушках Многие современные игрушки умеют говорить, отвечать на вопросы, просить, плакать, кушать и многое другое. При взаимодействии с такими игрушками собственная активность ребенка минимальна: нужно всего лишь нажимать на определенные места и наблюдать, что скажет или сделает игрушка. Иногда может происходить подмена настоящих ценностей. Например, игрушечный щенок обнимается, виляет хвостиком и узнает голос хозяина. На коробке написано: «Вот кто станет твоим настоящим другом! Только на первый взгляд кажется, что ребенок управляет игрушкой. На самом деле игрушка управляет им: навязывает ему действия и схемы поведения. Развивающая игрушка естественно подвижна Существуют динамичные игрушки, чья подвижность основана на законах физики.
Вы точно человек?
Вот несколько советов, которые могут помочь вам выбрать подходящие развивающие игрушки: Учитывайте возраст ребенка: Игрушки должны быть подходящими для возраста вашего ребенка, учитывая его физические и когнитивные способности. Интересы и предпочтения: Учтите интересы вашего ребенка. Некоторые дети предпочитают игры с конструкторами, другие - с пазлами, а третьи - с имитацией ролевых игр. Развитие определенных навыков: Если у вашего ребенка есть определенные области развития, которые хотели бы поддержать например, развитие моторики, логического мышления, речи , выбирайте игрушки, способствующие этому. Качество и безопасность: Обращайте внимание на качество материалов, из которых изготовлена игрушка, убедитесь, что она безопасна для вашего ребенка. Разнообразие игрушек: Разнообразие игрушек поможет ребенку развивать разные навыки. Предоставьте ему выбор играть с различными типами игрушек.
Игрушки уже должны содержать более мелкие детали. Уже можно подключать предметы неживой природы. Ребенок должен изучать свойства предметов, ощущать структура и понимать, к чему это можно отнести. Можно уже подключать сказки. Книжки-малышки помогут малышу превратить чтение в увлекательное путешествие и представление. Развивающие игрушки детям от трех лет и старше. У ребенка уже начинают проявляться творческие способности. Самое главное, не отбить у ребенка желание творить и создавать что-то свое.
Затем постепенно формируется речь, развивается логика, взрослеет головной мозг. Через развивающие игрушки малыш учится общаться с людьми и играть со сверстниками. Это отличное решение для подготовки к обучению в школе. Сложно не согласиться, что занимательные игры намного интереснее ребенку, чем скучные занятия за столом. Так уж устроена детская психика. Многообразие развивающих детских игрушек В разном возрасте интеллектуальные способности у детей развиваются по-разному. Производители развивающих игрушек это учитывают.
Важно закрепить у малютки позитивные ассоциации с прогулками. Для развлечения можно брать мыльные пузыри, вертушки и мелки. Здесь потребуется ваше прямое включение, но восторг будет обеспечен. Перед выходом из дома не забывайте взять воду. До 1 года ребенок часто мусолит пальчики, и на улице ничего не меняется. Чтобы не одергивать малыша на прогулке, когда его ручка потянется за листиком или камушком, берите с собой влажные салфетки в большой упаковке и с гипоаллергенным составом. Можно сразу собрать прогулочный рюкзак или сумку, где будет все необходимое, и тогда не придется переживать каждый раз перед выходом из дома, что что-то забудете. Что подойдет для купания Это другая категория игрушек, которая всегда хранится в ванной комнате. Купание для малыша — отдельный ритуал, который одновременно и продлевает развлечения, и успокаивает перед сном. Популярные резиновые брызгалки имеют серьезный недостаток: внутрь попадает вода, которая не вытряхивается и провоцирует рост плесени. Через какое-то время их придется выбросить и заменить на новые. Поэтому лучше поискать альтернативу. Хороший вариант — цельные каучуковые фигурки. Купаться с игрушками дети начинают с 4 месяцев, а полноценно с ними играть смогут ближе к 6 месяцам. Прежде чем бросить игрушку в воду, убедитесь в ее целостности и ополосните в мыльном растворе.
Развивающая игрушка для ребенка
Развивающие игрушки нужны для того, чтобы ребенок: решал определенные задачи собрал кубики в картинку, составил из букв свое имя и др. Главная задача — обучение через игру. Педагогами доказано, что такой способ познания окружающего мира наиболее эффективный. Обзор видов развивающих игрушек для детей дошкольного возраста 67 Современные игрушки представлены в большом разнообразии. На полках можно найти не только привычные всем пирамидки, кубики, куклы, машины, но и новые технологии. Помимо предоставления ярких эмоций, они помогают малышу освоить азбуку, иностранные языки, выучить цифры. Развивающие игрушки классифицируются в зависимости от навыков, которые они развивают. Для развития моторики 67 Развитие речи и развитие мелкой моторики неразрывно связаны. Именно поэтому тренировке пальчиков малыша уделяется большое внимание.
Для выполнения мелких движений кистями и пальчиками рук используются материалы и игрушки, развивающие мелкую моторику: Игрушки-шнуровки. Ребенок учится зашнуровывать ботинки, просовывать иголку с ниткой в отверстия пуговиц. Это занятие также тренирует усидчивость, логику и память. Помимо развития мелкой моторики малыш делает массаж своих пальчиков и ладошек, а через пластилин или глину он узнает, что есть мягкие материалы, которым можно придать форму. Развивающие коврики. Игрушки-коврики, развивающие мелкую моторику, представлены в большом разнообразии. Но их можно разделить на две большие группы: музыкальные и игровые. Они подходят как деткам до года, так и малышам старше 1 года.
Для развития воображения 67 Если для самых маленьких важно подобрать игрушки на развитие мелкой моторики, то для деток постарше выбирают занятия, развивающие воображение и творчество. Взрослые могут и не заметить талант ребенка, но с помощью самых разных игровых методик можно выявить способности малыша и развивать их. Этот вид игрушки приносит невероятную пользу. При игре задействуется множество процессов: мелкая моторика, мышление, логика, фантазия. Концентрируется внимание, развивается усидчивость. Магнитные доски, мольберты для рисования. В процессе игры с использованием этих предметов у детей развивается внимание, память, фантазия, тренируется мелкая моторика. Ребенок учится планировать наперед, анализировать и сопоставлять.
Это — одно из любимых занятий деток 3-5 лет. Главное назначение раскрасок — тренировка детской ручки. Ребенок учиться подбирать цвета, аккуратно заштриховывать. У детей развивается художественный вкус. Наборы для рисования. Кисточку, мелок или карандаш малышу можно дать уже в 1-2 года. Но позволить ему рисовать пальчиками можно и в 8-10 месяцев. Это — стимуляция мелкой моторики и отдельных участков головного мозга.
Это — развитие интеллекта, воображения и самовыражения.
Здесь нет рекламы, но есть платная подписка — она расширяет возможности игр и открывает доступ к дополнительному контенту. Стоимость подписки на один месяц — 75 рублей, на год — 590 рублей. Игра улучшает когнитивные навыки ребёнка, включая письмо, чтение, моторики и математику, а также память.
Игра полностью безопасна для детей, в ней нет выскакивающей рекламы и платного контента. Applaydu Для младших школьников 7—11 лет IQша В этом приложении собрано почти 20 тысяч обучающих игр. Они помогают ребёнку в увлекательной форме изучать окружающий мир, развивать память, внимание и логику. Игры научат считать и грамотно писать, познакомят детей с литературой и помогут выучить некоторые английские слова.
После выполнения каждого задания забавный человечек Айкьюша вручает виртуальные награды. В приложении нет рекламы.
Игрушечные звери могут «выражать свое отношение» к ребенку.
Например, медвежонок, щенок или котенок «обожают» обниматься, умеют вилять хвостиком и узнавать голос хозяина. Уже не нужно ничего изобретать и придумывать: все имеется в готовом виде. Пожалуй, вершиной игрушечной конкретности на сегодняшний день является «беременная» Барби, которая «наглядно моделирует» процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть назад.
Такие игрушки удивляют, забавляют, кажутся суперсовременными. Однако их никак нельзя назвать развивающими. С игрушками, оснащенными такими техническими возможностями, ребенку не нужно играть: роботы-младенцы и роботы-щенки не требуют ничего придумывать, не побуждают воображение работать.
Действия с такими игрушками стереотипны и однообразны: нужно всего лишь нажимать на определенные места и наблюдать, что скажет или сделает игрушка. Облегчая ребенку игровую задачу, мы, тем самым, вынуждаем его сводить игру к однообразным и стереотипным движениям, ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит — тормозим его развитие. Это только на первый взгляд кажется, что ребенок управляет игрушкой.
На самом деле игрушка управляет им: навязывает ему действия и схемы поведения. А малыш не имеет возможности действовать самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять. Ему остается быть пассивным наблюдателем.
А это очень быстро надоедает. И совершенная в техническом отношении игрушка оказывается заброшенной в дальний угол. Ей на смену требуются все новые и новые роботы — с новыми «наворотами», что полностью соответствует законам общества потребления, но плохо соотносится с законами детской психологии.
Главные качества детской игры — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность. Им нет места рядом с технологическими зомби. Миф четвертый: «Развивающие игрушки — это работающие копии взрослых предметов» Все больше распространяется мнение, что игрушки должны непосредственно готовить ребенка к взрослой жизни, а именно прививать навыки работы с бытовыми и техническими приборами.
Современный рынок предлагает большое количество приборов для детей, которые почти точно воспроизводят настоящие, только в уменьшенном размере: маленькие электроволновые печки, в которых можно по-настоящему разогреть бутерброд или приготовить кашу, работающие миксеры и электрические утюги, маленькие фены и стиральные машины и, наконец, — настоящие детские компьютеры. Сюда же можно отнести так называемые «наборы визажиста» или «наборы парикмахера», ставшие необычайно популярными в последнее время. В набор, как правило, входит женская голова в натуральную величину или ее уменьшенная копия , предназначенная быть своего рода тренажером для создания причесок или макияжа.
К ней прилагаются необходимые принадлежности — расчески, заколки, косметика и другие подобные вещицы. Иногда они хранятся внутри головы, которая, как коробка, открывается и закрывается. Считается, что, играя с такой «головой», малыш между делом может освоить некоторые практические навыки — например, научится делать прически или пользоваться современной техникой.
Однако игра с такими предметами — далеко не лучшее средство обучения. Конечно, можно и это часто делается использовать игру исключительно в обучающих целях, но тогда ее главные, специфические функции отходят на второй план или полностью вытесняются. Например, можно организовать игру в магазин, чтобы научить ребенка пользоваться весами.
Тогда имеет смысл использовать настоящие или электронные весы, на которых дети будут взвешивать разные предметы, определять стоимость «товара». В подобных играх дети, возможно, и научатся взвешивать, отмерять, давать сдачу. Однако в центре их внимания будут находиться действия с весами и другими предметами, а главное содержание игры — отношения между продавцом и покупателем, стремление вжиться в выбранную взрослую роль и ей соответствовать — будет отодвинуто на второй план.
Настоящая игра — это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции. Ребенок, разыгрывая роль шофера, доктора или парикмахера, не приобретает и не должен приобретать те или иные «полезные навыки». Когда он крутит баранку руля или делает кукле уколы, он не обучается действительно водить машину или лечить больных.
Но то, что он получает за счет этой игры, значительно важнее и существеннее для формирования личности дошкольника: малыш постигает смысл человеческой деятельности, отношения между людьми и приобретает желание стать взрослым. Специфические предметы нужны ему всего лишь как атрибуты, знаки, помогающие войти в роль, и они не должны перетягивать на себя внимание ребенка, не должны вытеснять из поля его внимания человека.
Большинство игр, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Например, пособие для детей первого года жизни включает несколько книг, каждая из которых посвящена какой-либо отдельной области развития ребенка: зрительному и слуховому восприятию, осязанию, моторике, речи и пр. Каждая книга содержит набор упражнений для развития соответствующих функций. И так для каждого года жизни. Понятно, что с возрастом количество осваиваемых навыков увеличивается и число «необходимых для жизни» пособий возрастает. С точки зрения родителей и авторов такой продукции, развитие ребенка понимается исключительно как обучение и освоение навыков. Иногда такое освоение называется развитием способностей способность различать форму, способность различать звуки и пр. Развитие ребенка представляется как «сумма развития» различных способностей, которому целенаправленно способствует взрослый во время специальных занятий с малышом.
Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители, вместо того, чтоб предложить ребенку для игры пирамидки и кубики, покупают своему малышу подобные дидактические пособия, сажают его перед собой и начинают «развивать». Такие «сеансы развития», как правило, выглядят как специальные занятия, на которых взрослый, в соответствии с инструкцией пособия, сообщает малышу некоторую новую информацию. Например, мама показывает картинки в книжке и сообщает: «Это красный квадрат. А это синий треугольник. Покажи, где красный квадрат? Где синий треугольник? Ребенок — не сумма отдельных навыков и не компьютер, в который последовательно вводятся отдельные программы. И развивается он не через освоение отдельных умений, а совсем по-другому. Но понять это, оказывается, непросто. Попробуем в этом разобраться.
Для начала определим, что стоит за психологическим понятием «развитие». Развитие — это всегда возникновение нового качества. По отношению к детскому развитию это появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и мотивов побуждений к действию. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, сам к чему-то стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы даже правильные , не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Исследования последних лет показывают: дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказываются в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Достижения в конкретных знаниях и умениях таких, как умение читать или знание цифр не дают никаких преимуществ в умственном развитии и даже в освоении школьной программы. Все эти знания для ребенка — формальные, чужие и не нужные для его детской жизни. Малыш не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда его обучают.
Поэтому такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но даже препятствует действительному развитию личности ребенка. Сейчас все чаще встречаются случаи «отчужденного знания» у маленьких детей. Например, трехлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно не понимает, что он читает — не может даже приблизительно объяснить, что же он за минуту до этого так бойко прочитал. Чтение для такого ребенка — механический навык, никак не связанный с его собственным желанием читать, с любовью к книге. И в будущем такой ребенок, скорее всего, будет избегать чуждого для него, бессмысленного занятия: он не станет читателем в настоящем смысле слова. О каком же развитии можно тут говорить? Миф второй: «Развивающие игрушки тренируют ум» Многие родители понимают развитие ребенка как развитие интеллектуальное. С этой точки зрения наиболее полезными оказываются головоломки, или логические задачи.
ТОП-10 Лучшие развивающие игрушки для детей в 2024 году
Для малышей младше года подойдут игрушки попроще, такие как погремушки, трещотки, свистульки. С помощью движения пузырьков и игры цвета, пузырьковая колонна помогает детям зарядиться положительными эмоциями, развить коммуникативные навыки, цветовое восприятие, а также расслабиться и успокоиться. Главная развивающая игрушка для каждого ребёнка.