В пятидесятилетний юбилей высадки первого человека на Луну разбираемся с «лунным заговором»: откуда он взялся, кто и как с ним борется и почему он до сих пор существует.
54 года назад первый человек ступил на поверхность Луны
Первые на Луне: как СССР получил титул «лунной державы» | С четвертой попытки СССР запустили станцию «Луна-1» – она стала первым космическим кораблем, покинувшим земную орбиту (но, правда, пролетела мимо Луны). |
Космическая гонка (Социализм с человеческим лицом) | Альтернативная История | Fandom | Первые космические корабли на Луне — советская Луна-2. |
"Лунная гонка" СССР и США | Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны. |
Космические мифы: нулевые космонавты и Гагарин на Луне | Первая доставила на поверхность спутника Земли вымпел с изображением советского герба, а вторая — впервые в истории сфотографировала невидимую сторону Луны. |
Первым покорителем Луны был гражданин СССР
Главной причиной, помешавшей советской стороне осуществить высадку человека на Луну, стали неудачи с ракетами-носителями. «Луна-25» могла стать первой в мировой истории станцией на южном полюсе Луны. 31 марта 1966 года советские специалисты осуществили запуск первого искусственного спутника Луны. Во время визита в СССР в 1959 году ему не стали объяснять, почему запущенная незадолго до того автоматическая межпланетная станция «Луна-1» не попала на поверхность Луны. Одновременно проводились исследования Луны советскими АМС "Луна".
54 года назад первый человек ступил на поверхность Луны
Возвращение на Землю Схема полета с возвращением на Землю предполагала несколько этапов. На первом из них планировался вывод лунной ракетной системы на начальную геоцентрическую круговую орбиту Земли высотой примерно 200 километров. После этого предполагался разгон с орбиты и выход на траекторию полета от Земли к Луне на селеноцентрическую орбиту. После коррекции орбиты должны был произойти спуск лунной кабины и ее мягкая посадка на поверхность спутника. На обратном пути планировались взлет корабля с поверхности Луны, выведение его на орбиту сближения с лунным орбитальным кораблем, причаливание с последующим выходом на траекторию полета Луна — Земля и управляемым спуском на поверхность Земли. Историки отечественной космонавтики отмечают, что крах советской лунной программы связан с установкой руководства страны по этому проекту. По их словам, власти потребовали от конструкторов соблюдать режим экономии в тот момент, когда значительная часть лунного проекта уже была реализована.
Все это привело к сырым конструкторским решениям и резкому снижению надежности новой космической техники. Независимый эксперт по космосу, член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин считает, что проблема заключалась в создании мощного мотора. По его мнению, реализовать советскую лунную программу было заведомо невозможно. Лунное затишье К концу 1970-х годов многим казалось, что на Луне делать уже нечего и в Солнечной системе существуют более интересные объекты для исследований, например Марс или Венера. Период лунного затишья продолжался почти 20 лет. В середине 1990-х годов академик, сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени В.
Однако проект был отложен и в конце концов превращен в современную "Луну-25" — посадочный аппарат, которому впервые в истории предстоит сесть у лунного полюса и "попробовать на вкус" лунную воду.
Герметичный контейнер весом 245 килограммов — для науки был на вес золота. Именно он собирал все необходимую и неизвестную доселе информацию о Луне: на корпусе были расположены магнитометр, «ловушки» метеорных частиц, блок тепловых датчиков и другие приспособления. Проанализировав все данные со спутника, ученые пришли к выводу, что поле тяготения Луны несимметрично, а сам спутник имеет не шарообразную, а скорее грушевидную форму.
Это открытие вызвало большой интерес ученых по всему свету. Кроме того, в результате исследования было окончательно определено соотношение масс Луны и Земли: оно составило 1 к 81,3. А установленные на борту спутника высокочувствительные магнитометры позволили сделать новые выводы о магнитном поле Луны. Измерения показали, что это поле значительно слабее земного и обусловлено влиянием солнечного излучения, космических лучей и периодического магнитного шлейфа Земли.
Кроме того, в ходе полета «Луны-9» впервые в истории были произведены измерения уровня радиации непосредственно на поверхности Луны. Выяснилось, что его значение вполне приемлемо для осуществления полета человека на Луну без ущерба для здоровья — с учетом использования защитных средств, в частности, скафандров, блокирующих данное радиационное излучение. Таким образом, прилунение советского космического аппарата открыло новый этап в развитии космонавтики. Человек начал осваивать ближайшие к Земле планеты. До новых встреч в блоге КосмосИзДома!
Просто еще раз хотелось в очередной раз уличить тогдашний официоз СССР не предельно честного Чертока, а именно официоз во лжи. Хотя по официальным данным, «Зонд-4» вышел на гелиоцентрическую орбиту и на Землю не возвращался, на самом деле его взорвали по причине нерасчетной траектории возвращения на родную планету.
Итак, все происходило далеко не так, как гласили официальные сообщения в далеком уже 1968 году. Но вполне возможно, что даже всеведущий Черток не знал всей правды о «Зонде-4». И не исключено, что даже самые кропотливые и всезнающие российские и зарубежные исследователи истории советской космонавтики знали об этом полете далеко не всё.
Если это действительно так, то попробуем восстановить почти абсурдную ситуацию, как если бы она имела место в параллельной реальности. Нет, мы не будем восстанавливать полубезумную идею ряда мифотворцев, что якобы Юрий Гагарин и Владимир Серегин не разбились 27 марта 1968 года на самолете УТИ-МиГ-15, а погибли на 18 дней раньше во время полета вокруг Луны. Согласно утверждению создателей этого мифа, скрыть гибель первого космонавта в ходе полета «Зонда-4» было невозможно, поэтому советским властям пришлось инсценировать аварию самолета, который пилотировали два летчика-испытателя, катапультировавшиеся из машины незадолго до ее падения.
На Западе до настоящего дня ходят слухи, что на борту «Зонда-4» все-таки находился экипаж в составе двух человек. На Западе даже слышали переговоры экипажа с Землей. Но и эту версию следует отвергнуть.
На самом деле все бортовые линии звуковой радиосвязи были отключены. А связь с группой управления и земными НИП-ами с использованием «Зонда-4» в качестве ретранслятора осуществляли члены экипажа будущей лунной облетной экспедиции Павел Попович и Виталий Севастьянов, находившиеся в специальном бункере в Евпатории. Однако предлагаемая нами лунная версия еще более безумна и гораздо менее правдоподобна, чем все выше упомянутые мифы, включая те, которые имели хождение на Западе.
Несмотря на это, она все-таки имеет право на существование в качестве варианта развития по одному из вариантов развилки так называемой альтернативной, или крипто-истории. Эта безумная версия действительно вдохновлена всей историей тоталитарного Советского Союза, хотя и абсолютно не соответствует героической эпопее с космическим кораблем «Заря» так должен был, согласно некоторым сведениям, называться «Зонд» в пилотируемых облетах Луны , рассказанной в художественной повести писателя Геннадия Семенихина «Лунный вариант». Скорее, она близка к версии, вскользь упомянутой испытателем космической техники Иосифом Викторовичем Давыдовым в его книге «Триумф и трагедия советской космонавтики», изданной в 1998 году.
Предлагаем вашему вниманию авторскую сюрреалистическую версию событий, связанных с полетом «Зонда-4». Пролог Постараемся там, где возможно, основываться на реальных документах и фактах. В этом и состоит главная задача постсоциалистического сюрреализма — течения в литературе, развиваемого Виктором Пелевиным.
Согласно раскрытой сейчас документации знаменитой королевской фирмы в подмосковных Подлипках той самой фирмы, которая именуется ныне НПО «Энергия» , летно-конструкторские испытания корабля «Л-1» начались 10 марта 1967 года. То есть всего за полтора месяца до трагической гибели Владимира Комарова на «Союзе-1» - корабле, в ходе полета которого должны были проверяться средства стыковки двух пилотируемых космических кораблей без подобной стыковки советская пилотируемая экспедиция на Луну была неосуществима «Союза-1» и «Союза-2». Последние двое должны были после стыковки перейти в комаровский «Союз» через открытый космос для проверки работы лунного скафандра «Кречет».
Эта история впервые была описана в газете «Поиск» в 1987 году, к 20-ой годовщине гибели Комарова. Из-за неполадок, возникших на «Союзе-1» сразу же после старта, запуск второго корабля был отменен что спасло Елисеева и Хрунова от неизбежной гибели после пересадки в «Союз-1» , а испытания лунного скафандра прошли в январе 1969 года, в ходе полета «Союза-4» и «Союза-5» - кораблей, пилотируемых Владимиром Шаталовым и Борисом Волыновым. Вскоре после орбитальной стыковки должны были состояться полеты к Луне, но...
Запуски кораблей для облета Луны должны были осуществляться ракетой-носителем «УР500К» более известной как «Протон» с разгонным блоком «Д». Целью запуска первого, упрощенного варианта корабля «Л-1», получившего тассовское название «Космос-146», было испытание блока «Д». Первое включение блока «Д» для довыведения корабля на орбиту Земли прошло успешно, однако из-за неполадок в системе управления блоком второе включение привело к отклонению корабля от расчетной траектории.
Апогей был повышен, однако перигей понизился, и корабль на второй день полета затормозился и вошел в атмосферу. Второй корабль «Л-1» стартовал 8 апреля 1967 года, но направить его к Луне не удалось. На этот раз из-за отказа в системе управления произошел досрочный сброс блоков малых двигателей, обеспечивающих запуск ДУ блока «Д» и он остался на орбите ИСЗ под названием «Космос-154».
В западные энциклопедии космонавтики оба эти полета попали как испытания космического корабля «Союз». Впрочем, «Союз» изначально и создавался для облета Луны, а не для выполнения тех грандиозных программ, которые ему пришлось впоследствии выполнять на околоземной орбите. А именно - в качестве корабля снабжения для орбитальных станций «Салют», «Мир» и «Альфа» или «Фридом», как изначально американцы хотели окрестить Международную космическую станцию , а также вообще единственного советского и российского пилотируемого космического корабля в весьма длительный промежуток времени между 1967 и 2017 годами...
Глава 1. И вот тогда же, весной 1967 года, кто-то из разработчиков бросил мысль, что если бы на борту «Л-1» были бы космонавты, то они смогли бы вручную запустить двигатель и полететь к Луне. Мало кто поверил столь безумному предположению, поскольку двигатели блока «Д» относятся к системе «Протон» и с борта «Л-1» никак управляться не могут, не говоря уже об их запуске...
Но мысль о возможности полетов советских космонавтов вокруг Луны была все-таки изречена, и закрутилась та самая машина, о которой писал Кафка в своем «Процессе». И начали торопить Мишина, наследника Королева, и всю его компанию. Закрутилась машина в самых верхах, сначала в Политбюро, а затем - в органах госбезопасности.
Конечно, посылать настоящих космонавтов в космос на плохо испытанных «Л-1» было жалко, хотя кое-кто из них был готов отдать жизнь во имя науки, как это сделал Комаров, прекрасно знавший, что летит на верную гибель. Но в лагерях необъятного ГУЛАГа даже в середине шестидесятых годов по различным политическим статьям сидело еще немало неплохих инженеров, которых вполне можно было использовать в качестве подопытных кроликов, то есть космонавтов, не объявляя на весь о том, что испытательные полеты были пилотируемыми... И вот, в самом начале мая 1967 года, когда весь Союз дружно смеялся в кинотеатрах над незадачливыми персонажами прекрасной комедии Гайдая «Кавказская пленница», в лагеря особо строгого режима стали приезжать специалисты по авиакосмической медицине.
Им предстояло отобрать группу зэков для осуществления испытательных полетов к Луне. Причем надо было выбирать сразу, без отсева на уровне «один к двадцати или даже к пятидесяти» в московском госпитале, как это происходило при отборе большинства космонавтов военных и гражданских наборов. Ибо зэки — это люди особого рода, и подписку о неразглашении государственных тайн с них взять почти невозможно.
А военную клятву многие из них никогда не приносили... Врачи даже не знали, как преподнести зэкам то, что их отправят в Москву для проведения специальной подготовки. Один из отобранных, заключенный Гаврилов, рассмеялся, предположив, что зэков хотят использовать в качестве Белки и Стрелки, то есть подопытных собачек.
Он даже не представлял тогда, насколько он был близок к истине... Короче, исходя из внешних данных и по заключениям лагерных врачей, были почти наугад отобраны шесть человек: Андрей Скляров, Василий Пономаренко, Степан Гаврилов, Григорий Резниченков, Тимофей Молодцов и Равиль Габдуллаев. Все они были из разных лагерей, и встретились впервые только в Москве, когда находились в авиационном госпитале перед тем, как приступить к самой необычной в истории мировой космонавтики подготовке к полету.
Глава 2. В московском госпитале уже в июне 1967 года выяснилось, что Гаврилов и Резниченков не подходят на роль кандидатов в космонавты-зэки по медицинским показателям. У Резниченкова оказался застарелый гастрит, на который в лагере никто не обращал никакого внимания.
Врачи в госпитале попытались этот гастрит вылечить, но он оказался столь застарелым, что решительно не подавался никакому терапевтическому лечению. А резать желудок по поводу гастрита у госпитальных врачей руки почему-то не поднялись... А зря...
К тому же в КГБ заподозрили, что Резниченков был когда-то Резниковым, а запускать еврея в космос было как-го неуместно. Тем более, что в КГБ знали о том, что у космонавта Волынова мать зовут Евгенией Израилевной, и этот козырь можно было использовать в борьбе с сионистской пропагандой, особенно распустившейся сразу после шестидневной войны 1967 года, проходившей как раз во время отбора космонавтов-зэков. А еврей-зэк мог каким-то неведомым образом выжить даже в ситуации, когда никаких шансов на это у него не могло даже и сохраняться.
У Гаврилова же, согласно данным детального рентгеновского исследования позвоночника, оказалось предрасположение к шейному радикулиту, точнее — к остеохондрозу. Так что после перегрузок во время подготовки и старта эта болячка могла разыграться не на шутку, и от больного человека можно было получить после возвращения из окололунного пространства гораздо меньше информации, чем от здорового бугая. Пришлось медикам поставить красный свет на пути Гаврилова и Резниченкова к космосу, то есть не допустить их к специальной подготовке.
А специальные товарищи отправили несостоявшихся космонавтов в лагеря, причем совсем не в те лагеря, откуда их брали. Но на этом этапе — этапе отбора - зэкам еще не довелось узнать, что их собираются готовить по программе космонавтов, хотя Гаврилов успел заподозрить что-то неладное в том, как тщательно его обследовали врачи... Этот Гаврилов пару раз пытался вякнуть новым солагерникам о том, что из него хотели было сделать подопытную собачку, но на него тут же донесли.
Начальник лагеря предупредил его, что за подобные провокационные разговоры, порочащие советскую власть, Гаврилов имеет шанс получить дополнительный срок и никогда больше не покинуть стен лагеря. Пришлось Гаврилову заткнуться, ибо он был достаточно умудрен опытом жизни в советском обществе, чтобы бороться в такой ситуации против его основополагающих устоев. А потом Гаврилов все-таки хотел выйти из лагеря живым, и понял, что за свою болтливость он может не только «век свободы не видать», но и с самой жизнью распроститься...
С тех пор Гаврилов делал все, чтобы забыть о днях медицинских проверок в госпитале. Умер он в конце 80-ых годов, уже в эпоху горбачевской перестройки, вскоре после того, как, наконец, стал свободным советским человеком, если советский человек вообще способен был стать свободным. Что касается его сотоварища по отсеву Григория Резниченкова, тоже не ставшего космонавтом-зэком, то у него на почве гастрита возник рак желудка, который лагерные врачи диагностировали на последней стадии, когда множественные метастазы уже поразили важнейшие органы.
И хотя грубая, но сбалансированная лагерная пища, вообще говоря, не очень-то предрасполагает к возникновению рака, Резниченков протянул не очень долго и умер весной 1968 года, вскоре после полета «Зонда-4», о котором он так и не узнал. А остальная четверка приступила к подготовке. Они готовились почти на всех тех тренажерах, на которых проходили подготовку и испытания настоящие космонавты.
Для этого пришлось строить специальный тренажерный центр в одном из закрытых учреждений в самом сердце столицы, в районе метро «Сокол», там, где тренировались первые космонавты до сооружения Звездного городка. В этом центре было практически все — и центрифуга, и сурдокамера, и барокамера, и термокамера, и ренское колесо, и лопинги, и качели Хилова... Даже на самолетах их катали с целью отработки поведения в условиях невесомости.
И так же постоянно дежурили врачи. Правда, на Черное море для отработки поведения в условиях приводнения их не возили а вдруг убегут с тренажера «Нептун» , но Черное море им заменили Аральским... В пустыню Каракумы их сбрасывали с парашютами и НЗ но без оружия , поскольку в людной местности парашюты могло отнести не туда, куда следовало.
Да и пистолетов даже стартовых с собою не дали... С трудом удалось добиться получения ножей для защиты от змей и ядовитых насекомых. Мало ли для чего могли их использовать зэки, пусть даже сидевшие по политическим статьям.
Ножи зэкам дали тупые и короткие. Такими и консервную банку не вскроешь... И даже хлеб с трудом нарежешь...
Испытания в пустыне были очень тяжелыми. Зэкам приходилось ползти под испепеляющими лучами июльского солнца, ибо никому не было ведомо, на когда может быть назначен их реальный полет и куда им придется приземляться по возвращении на родную Землю. Выбрасывали по две.
Тяжело досталось Пономаренко и Склярову — жара, ядовитые змеи, скорпионы... И воды было очень мало. Когда иссякли силы у будущих космонавтов-зэков а тогда они еще не догадывались, какую судьбу им уготовила Софья Власьевна , они поползли по песку под палящими лучами.
Ползли долго наверно, два или три часа — часы у зэков тоже отобрали перед выбросом с парашютами - на всякий случай , но были остановлены патрулем. Ножи и прочее оружие бросить! Поскольку Пономаренко хорошо видел, что караульный появился не один, а в отдалении за ним стоит целый взвод автоматчиков, он попросил Склярова не сопротивляться и немедленно выполнить требование.
Да и какое оружие у них могло быть? На одном из занятий осенью 1967 года космонавтам-зэкам, дали, наконец, понять, что их готовят к полету в космос, причем с выводом на очень высокую орбиту. Они долго не могли поверить этому, но однажды к ним пришел инженер, представившийся Петром свою фамилию он не назвал , и рассказал о космическом корабле «7К-Л1».
Тогда зэки еще не видели фотографий «Союза» и им даже не сообщили, что «Зонд» - это модификация «Союза», на котором погиб Комаров, но без бытового отсека. Петр рассказал зэкам-космонавтам о компоновке «Зонда», состоящего из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека. Он сказал, что стартовая масса нового космического корабля - 5,5 тонн, что он состоит из спускаемого аппарата и приборно-агрегатного отсека ПАО.
Петр сообщил четверке, что в случае аварии на начальном этапе полета космонавтов спасет САС — твердотопливная ракета системы аварийного спасения САС , установленная на специальном силовом опорном конусе. Именно за этот конус — часть нижней полусферы бытового отсека «Союза» - САС должна была вытянуть спускаемый аппарат в случае аварии на старте. Здесь же, в конусе находился проход для доступа космонавтов к герметическому люку СА, через который экипаж корабля должен был совершать посадку в СА на стартовой позиции.
Петр довел до сведения своих новых подопечных, что опорный конус должен быть сброшен на низкой околоземной орбите, перед выводом на высокоэллиптическую орбиту так эвфемически зэкам объясняли предстоящий полет к Луне. От Петра зэки узнали, что космический корабль может летать как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах. В пилотируемом варианте на борт корабля устанавливаются два кресла с амортизаторами системы «Казбек», в которых должны были размещаться космонавты, а также индикатор курса, астроориентатор, фотоаппарат «Салют-1М» с дополнительным длиннофокусным объективом «Таир-33С», кинокамера «16ЛК-К1» Красногорского завода, автоматический фотоаппарат АФА-БАМ, фотоаппарат СКД, индивидуальные дозиметры.
Все это Петр прочел вслух из какого-то толстенного журнала со множеством схем. В пилотируемом варианте в состав системы жизнеобеспечения водится блок личной гигиены космонавтов, а бортовой вычислитель укомплектовывался долговременным запоминающим устройством «ДЗУ-4». Но в беспилотных кораблях вместо людей будут размещены манекены.
Космонавты на борту корабля «Зонд» должны совершить полет в костюмах без спасательных скафандров. Не до того было... Глава 3.
Вечерние беседы. В один из вечеров, когда у космонавтов-зэков не было самоподготовки, пошло обсуждение их имен. У Андрея, Василия и Тимофея оказались обычные русские имена.
С именем Равиль дело было посложнее... А в честь кого тебя назвали Равилем? Это — татарская форма древнееврейского имени Рафаил, - разъяснил Габдуллаев...
История первого полета на Луну
Первый спутник, первый человек в космосе, первый человек на Луне. На АМС «Луна-2» было установлено 2 вымпела с изображением Герба СССР. В августе 2023-го Россия запустила свою первую с советских времен лунную миссию «Луна-25», она потерпела неудачу. А в 1969-м слова первого человека на Луне Нила Армстронга о маленьком шаге человека и огромном шаге для человечества облетели весь мир.
Первым покорителем Луны был гражданин СССР
21 декабря - Празднуем Три победы СССР в космосе (1966,1984 и 1989 годах) | Первый полет человека в космос был совершен на корабле «Восток-1» массой почти 5 тонн. |
Ответы : А были ли Русские на луне? | К моменту начала «битвы за Луну» Советский Союз уже взял два первых места в этом дихотомическом противоборстве. |
Первые на Луне: как СССР получил титул «лунной державы» | Тем не менее первым на поверхности Луны оказался советский космический аппарат «Луна-2», спроектированный в легендарном ОКБ-1. |
Как человечество покорило Луну, все потеряло и сможет ли сделать это снова? | СССР первым запустил на околоземную орбиту искусственный спутник, отправил человека в космос, отправил космический аппарат в облет Луны, впервые получив снимки обратной стороны спутника. |
21 декабря - Празднуем Три победы СССР в космосе (1966,1984 и 1989 годах) | Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. |
Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны
Первые космические корабли на Луне — советская Луна-2. Следующая высадка человека на Луну в рамках разрабатываемой NASA программы «Артемида» состоится не ранее 2025 года — пока что новый лунный корабль «Орион» совершил один испытательный полет без экипажа на борту и готовится к первому пилотируемому облету. Кстати, именно после приземления «Аполлона -11» на Луне Кондратюка реабилитировали в СССР. Ведь Советский Союз отправлял на Луну автоматические спускаемые аппараты задолго до того, как на ее поверхность ступил Нил Армстронг, размышляет обозреватель BBC Future. Об очередном успехе советской космонавтики доложили высшему руководству страны: запуск «Луны-10» совпал с проведением XXIII съезда КПСС. Однако, Советский Союз, запустивший в космос первый искусственный спутник Земли и первого человека, так и не смог осуществить пилотируемый полёт к Луне и проиграл к концу 1960-х годов т.н. «лунную гонку», уступив пальму первенства американцам.
3 апреля 1966 года мир облетела новость – СССР вывел на орбиту Луны первый искусственный спутник.
В то же время, в Советском Союзе над этими двумя задачами до 1966 года работали два различных коллектива, из-за чего на момент, когда облет Луны уже был осуществлен, высадке на нее еще только предстояло стать реальностью. Королёв приступил к разработке собственной ракеты-носителя Н-1 для лунной миссии примерно в одно время с Челомеем — летом 1960 года, однако практически сразу у него произошел конфликт с главный конструктором ракетных двигателей Валентином Глушко, который вместе со своим ОКБ-456 перешел на сторону его конкурентов. Видя, что работы над Н-1 затягиваются, свои проекты ракеты для полета на Луну предложили так же Янгель и Челомей. Последний хотел на основе УР-500 создать сверхтяжелую ракету УР-700 с грузоподъемностью до 225 т, стоимость которой была значительно меньше, чем у королёвской Н-1. Проект Челомея поддержал Глушко, пообещавший разработать двигатель для новой ракеты. Валентин Глушко — основоположник ракетного двигателестроения Глушко предложил в качестве топлива для нового двигателя РД-270, работы над которым начались 26 июня 1962 года, недавно синтезированный гептил [4] , работающий в паре с азотным тетроксидом АТ , благодаря чему такой двигатель был конструктивно проще других ЖРД [5]. Единственным его серьезным минусом была дороговизна компонентов топлива и их неэкологичность. Тем не менее, на стороне Челомея и Глушко на коллегии Минобщемаша выступил академик Келдыш, благодаря чему было получено добро на дальнейшую разработку двигателя РД-270, а, впоследствии, и ракеты УР-700. Задач подобного масштаба советская космонавтика до того еще не ставила — не смотря на то, что Челомей рассчитывал завершить проектирование ракеты-носителя за 4 года, после чего в 1965—1966 годах должны были состояться первые тестовые запуски, реально к моменту смерти Королёва проект так и не обрел материальное воплощение. Потребовалось сворачивание работ над ракетой Н-1, отмена запланированных запусков по программе «Восход» и объединение усилий сразу нескольких КБ, чтобы 27 июля 1967 года — вскоре после полета «Союза-1» — состоялся первый тестовый запуск прототипа будущего космического корабля ЛК-700.
В чистом голубом небе хорошо было видно отделение первой ступени. Все три ступени ракеты сработали нормально, и в целом пуск прошел отлично: лунный корабль был успешно выведен на орбиту... Только четвертый и пятый запуски, осуществленные, соответственно, 2 января и 10 марта 1968 года, закончились облетом спутника и, не смотря на то, что один из возвращаемых аппаратов из-за сбоя в системе навигации был подорван, чтобы избежать попадания на территорию иностранного государства, были признаны успешными, после чего начались испытания лунного корабля с космонавтами на борту. Лунный корабль Челомея принципиально отличался от разрабатываемого в ОКБ-1 проекта корабля «Союз 7К-ЛОК» — если по замыслу Королёва космонавт на окололунной орбите должен был через открытый космос перебираться из кабины в спускаемый аппарат, который бы доставил его на поверхность Луны, а после возвращения на орбиту точно так же возвращаться на корабль, то ЛК-700 был рассчитан на старт непосредственно с поверхности Луны, в связи с чем его называли не «спускаемым» а «возвращаемым». Многим такое решение казалось чрезвычайно смелым, однако оно позволяло значительно снизить риск гибели космонавта. Ракета УР-700 7 мая «Союз-4» вышел на околоземную орбиту — фактически, это был уже совершенно иной по конструкции корабль, чем предыдущие «Союзы», однако из-за того, что они относились к одной серии ЛК, старое название продолжало использоваться. Его командиром был Владимир Комаров, для которого этот полет стал вторым в карьере, а бортинженером — Пётр Колодин. Полет продолжался 4 дня — космонавты успешно проверили работу всех систем, а Колодин дважды вышел в открытый космос, однако при посадке отказала автоматика и Комарову пришлось сажать корабль в ручном режиме. По счастью, посадка прошла удачно — опыт Комарова позволил сохранить жизнь экипажу, не смотря на то, что «Союз-4» сел в нерасчетной точке.
Успех миссии убедил Челомея в возможности переноса испытаний с околоземной орбиты на окололунную. Тестовые запуски в июне и июле показали надежность ракеты УР-700 — никаких внештатных ситуаций не наблюдалось и 10 сентября руководство решилось запустить в космос «Союз-5» с космонавтами Валентином Бондаренко и Ириной Соловьёвой, которая стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Полет, в ходе которого тестировался в том числе и скафандр для предстоящей лунной высадки «Кречет», продолжался 10 суток, после чего состоялась «генеральная репетиция» высадки. Челомею удалось доказать, что новая ракета отличается гораздо большей надежностью и мощностью по сравнению с предыдущими разработками — в результате Совет министров принял его предложение назначить первый пилотируемый полет на Луну корабля «Союз-7» на 2 апреля 1969 года. Первые люди на Луне Алексей Леонов выходит на лунную поверхность Старт состоялся в 10 часов 34 минут по московскому времени — все три ступени отработали в штатном режиме и уже на втором часу полета аппарат «Союз-7», разогнавшись до второй космической скорости, взял курс на Луну. В 14 часов 16 минут 5 апреля корабль достиг Луны — включился тормозной блок, начался выход на окололунную орбиту. На следующий день в 17 часов 07 минут произошло сбрасывание тормозного блока и возвращаемый аппарат приступил к снижению, постепенно убавляя давление газа в двигателе, чтобы обеспечить мягкую посадку. В течение всего пребывания экипажа на Луне они постоянно вели радиопереговоры с Байконуром — непосредственно во время высадки с космонавтами поддерживал связь Гагарин, что побудило Леонова произнести сразу после прилунения слова «Ну все, приехали! Около двух часов потребовалось космонавтам на подготовку к выходу на лунную поверхность и только в 19 часов 18 минут Леонов выбрался из кабины — 11 минут ушло на разгерметизацию шлюзового отсека, включение камеры на борту аппарата и спуск по лестнице, прежде чем нога человека впервые коснулась поверхности Луны на территории Океана Бурь.
При этом Леонов, перефразируя знаменитую фразу Циолковского, произнес:«Человечество наконец-то шагнуло за пределы своей колыбели! Через 15 минут после того, как Леонов обеими ногами ступил на поверхность Луны, из кабины стал выбираться и Макаров. Скафандры «Кречет» были рассчитаны на 10 часов работы вне корабля, поэтому космонавтам приходилось действовать быстро — ими были проведены фотографирование места посадки возвращаемого аппарата, сборы образцов лунного грунта, установка советского флага, а так же вымпела из нержавеющей стали. Благодаря точной работе Леонова и Макарова при посадке, «Союз-7» прилунился примерно в 85 метрах от аппарата «Луноход-1» — после того, как основные цели экспедиции были выполнены, космонавты направились к нему, удалившись на максимальное расстояние от возвращаемого аппарата. Всего на поверхности Луны космонавты пробыли 113 минут, после чего вернулись в кабину корабля. Лунный скафандр «Кречет» В 6 часов 16 минут 7 апреля экипаж произвел отделение посадочных приспособлений и запустил двигатель взлетного блока — через час возвращаемый аппарат вновь вышел на окололунную орбиту и начал облет Луны.
Планировалось, что при ударе о поверхность заряд, взорвавшись, разбросает эти таблички. В 1957 году, вскоре после запуска первого спутника, французский винодел Анри Мэр заключил пари с гостившим у него консулом СССР — он обещал подарить 1000 бутылок своего шампанского тому, кто увидит или сфотографирует обратную сторону Луны. Эту задачу впервые в истории также решила советская станция — «Луна-3».
Подготовка и реализация эксперимента сопровождалась рядом забавных историй, о которых вспоминали участники проекта. Однако к тому времени над СССР то и дело сбивали американские разведывательные шары со специальной фотоаппаратурой. Пленку из этих шаров-шпионов и было решено разрезать и разместить на станции «Луна-3» в бортовой аппаратуре «Енисей». В 1959 году Центр дальней космической связи в Евпатории, принимавший сигналы со всех советских межпланетных станций, только строился, поэтому сигнал с «Луны-3» принимался при помощи трофейной немецкой радиоантенны на горе Кошка в Симеизе. Когда стало ясно, что со станцией плохая связь, Сергей Королев велел своей команде срочное лететь из Москвы в Крым, для чего с международного рейса был снят новый Ту-104, и через 2 часа инженеры были на месте. Для получения изображений без помех были приняты беспрецедентные меры — по просьбе Королева «затих» весь Черноморский флот, а ГАИ перекрыла проезд машин вблизи обсерватории. Другая проблема была связана с магнитной пленкой, на которую принимался сигнал — ее не успели вовремя изготовить и доставить в Крым. Потом ее срочно самолетом доставили в Симферополь, а оттуда вертолетом в Симеиз. Поскольку посадочной площадки не было, нам эту пленку спускали на веревке, — вспоминал участник эксперимента Рудольф Бакитько.
Дело в том, что когда привезли пленку, у нас один товарищ, который занимался хозяйством, жег траву, и пламя перекинулось на деревянный туалет. Представьте себе ситуацию — спускают пленку с вертолета, а у нас туалет горит — ужас. И все это при Сергее Павловиче Королеве.
Им только и остается, что бессильно смотреть на все это, кусая локти. Все это имело особый смысл во время холодной войны. Американцы — великие мастера рекламы и пропаганды. Индустрия раскрутки звезд поставлена в Америке на высшем уровне - если потребуется, создадут кумиров даже на пустом месте. Голливуд завалил весь мир фильмами о суперменах, спасителях человечества, защитниках демократии и так далее. А тут реальные герои, реальный подвиг.
Какая прекрасная возможность на всю катушку раскрутить маховик пропаганды! По этой логике все астронавты лунной программы должны годами не сходить с экрана, ездить по всему миру, участвовать в бесчисленных ток-шоу и так далее. Какой простор для драматургии: где надо - нагнетай страху, рассказывая о страшных опасностях полета, где надо - подчеркивай смелость астронавтов, водрузивших флаг страны на Луне. Но киношных персонажей «Звездных войн» знают куда лучше, нежели живых покорителей космического пространства. Нацеленность американцев на личный успех, славу, деньги - тоже вещь известная. Даже спортсмены и актеры не самого высшего ранга и то на одной рекламе зарабатывают миллионы долларов. А ведь все лунные астронавты — это безусловные суперзвезды, и уж первый экипаж — вдвойне.
По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму. Последняя советская автоматическая станция на Луну "Луна-24" была запущена в 1976 году. По итогам этой миссии на Землю удалось доставить 170 г грунта. В советское время реализовать большую часть лунной программы не удалось. Отчасти из-за недостатка финансирования, отчасти из-за отсутствия двигателей достаточной мощности. Современная лунная программа В 2021 году Россия возобновит лунную программу, причем некоторые включенные в нее идеи перекликаются с советскими. В частности, как и во времена СССР, общая концепция подразумевает исследование естественного спутника Земли сначала автоматическими и орбитальными аппаратами. Только после этого на Луну в экспедицию должен полететь человек, а в дальнейшем планируется возведение обитаемых баз. Так, в 2021 году на поверхность естественного спутника Земли с космодрома Восточный отправится автоматическая станция "Луна-25". Планируется, что аппарат осуществит посадку недалеко от кратера Богуславского и проведет исследования в районе Южного полюса Луны. В 2024 году Роскосмос планирует отправить на орбиту к естественному спутнику Земли аппарат "Луна-26". Затем будет запущен тяжелый аппарат "Луна-27", который начнет бурение реголита и проведет научную работу на поверхности. Первая высадка космонавтов на поверхность Луны запланирована на 2030 год. Члены экипажа, как это предполагалось в советское время, в первую очередь проведут эксперименты на поверхности — прикладные научные исследования. После этого планируются регулярные миссии на Луну и развертывание там постоянной базы.
Как СССР Хотел Высадить Первого Человека На Луне
СССР действительно запускал к Луне беспилотные аппараты "Зонд" для отработки лунного полёта. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года. Почитать о жизни первого человека, оставившего свой след на Луне, можно в книге Джеймса Хансена, которому довелось пообщаться с астронавтом лично. Согласно предварительному отчету, первостепенной задачей СССР был облет естественного спутника человеком и возвращение на Землю, исследование физических свойств Луны и съемка ее поверхности.
Одна из самых важных телетрансляций в истории, которую пропустило ТВ СССР
Во время визита в СССР в 1959 году ему не стали объяснять, почему запущенная незадолго до того автоматическая межпланетная станция «Луна-1» не попала на поверхность Луны. СССР первым запустил на околоземную орбиту искусственный спутник, отправил человека в космос, отправил космический аппарат в облет Луны, впервые получив снимки обратной стороны спутника. Большинство из первых советских автоматических межпланетных станций, предназначенных для изучения Луны, не выполнили свою задачу: успешными оказались только запуски «Луны-1», «Луны-2» и «Луны-3». Если бы предложенный план удалось реализовать в срок, то первым человеком на Луне стал бы советский гражданин. СССР первым запустил на околоземную орбиту искусственный спутник, отправил человека в космос, отправил космический аппарат в облет Луны, впервые получив снимки обратной стороны спутника. К моменту начала «битвы за Луну» Советский Союз уже взял два первых места в этом дихотомическом противоборстве.