6. Промышленность: главные отрасли. Хозяйственный облик зарубежной Европы определяется прежде всего развитием промышленности. Чтобы указать главную отрасль промышленности зарубежной Европы, нужно посмотреть, где работает наибольшее количество людей. Второй важнейшей отраслью специализации Европы является химическая промышленность, базирующаяся как на собственном, так и на привозном сырье. Эта главная отрасль промышленности зарубежной Европы представлена практически во всех странах региона. Возрождение промышленности после энергетического кризиса стало приоритетной целью Европы, пишет "Жэньминь жибао".
Промышленность, ведущие отрасли хозяйства зарубежной европы. Промышленность западной европы
Экономическая интеграция в странах Зарубежной Европы направлена на решение следующих задач: формирование территорий активных интеграционных процессов, формирование единой транспортной системы, развитие крупных портовых комплексов, усиление хозяйственных связей в приграничных районах создание предприятий в соседних странах и развитие пограничных маятниковых миграций , развитие приоритетных сфер сотрудничества: энергетики, металлургии, химической промышленности, машиностроения и других отраслей. Роль России в расширении и укреплении экономических связей со странами Зарубежной Европы все более усиливается. Заслушивание ответов учащихся. Самооценка и взаимооценка работы школьников. Слушание музыкальных произведений композиторов Зарубежной Европы.
Назовите имена известных художников Италии, Франции, Испании и других стран. Гениальный художник и разносторонний ученый, да Винчи считал своим призванием вовсе не искусство и даже науку — его увлекал сам процесс познания. Он оставил в наследство человечеству множество гениальных мыслей: от близкой к современным теории кровообращения до принципиальной схемы вертолета, но не пытался реализовать что — либо из своих открытий — просто загадывал загадки будущим поколениям. Творческая биография Леонардо да Винчи — сплошная череда неоконченных проектов.
От его многолетних трудов осталось лишь несколько картин, но и они составили ему мировую славу. Творчество Рафаэля следует признать ярчайшим и законченным выражением всей эпохи Ренессанса. Перед вами самое известное произведение Рафаэля: алтарный образ для монастыря Святого Сикста в Пьяченце — Сикстинская Мадонна. А какая у вас мечта, которую вы хотите осуществить после окончания школы?
Показ презентаций учащихся о Великобритании, Франции, Германии, Италии. Итог урока. Зарубежная Европа — самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности.
Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники. Максаковский В.
Экономическая и социальная география мира. Петрова Н. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по географии. Плицеский Е.
Социально-экономическая география России, справочное пособие. Толмачева Е. География 10 класс. Баринова И.
И, Горбанев В. А, Душина И. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Важное место занимают АЭС.
После WWII центры металлургии стали размещаться в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды. В последнее время в черной металлургии наблюдается тенденция к строительству заводов меньшего размера мини-заводы. Получили развитие все основные отрасли машиностроения, но особенно велико значение транспортного машиностроения автомобилестроение, судостроение и станкостроения. По общему уровню развития машиностроения выделяются прежде всего ФРГ, Великобритания, Франция, Италия Химическая промышленность в ЗЕ занимает 2 место после машиностроения.
Крупные центры нефтехимии расположены около Рейна, Темзы, Сены, Эльбы, Роны; в них эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Легкая промышленность ЗЕ- Старые промышленные текстильные районы в Великобритании, Бельгии, Франции, Италии продолжают работать, но их значение невелико, а, кроме того, легкая промышленность смещается в Южную Европу, где есть резервы дешевой рабочей силы. Но многие месторождения близки к истощению. Германия выделяется добычей каменного и бурого угля.
Своей нефти и природного газа мало. Основными регионами добычи угля являются Лотарингия 9 млн тонн и угольные бассейны Центрального массива. Добыча газа не превышает 3 млрд куб. Великобритания Основными источниками энергии являются уголь и нефть, в меньшей степени - природный газ.
Угледобывающая промышленность является одной из старейших отраслей промышленности Великобритании. В начале века британский уголь преобладал на мировом рынке, сейчас же в Великобритании добывается ежегодно более 80 млн. Нефть добывают на шельфе Северного моря у восточного побережья Англии и Шотландии. Ежегодная добыча составляет более 94 млн.
Основные заводы по переработке нефти расположены в Саутгемптоне, Чешире, Йоркшире. Доход от экспорта нефти достигает 150 млн. Добыча газа составляет 55 млрд.
Рыболовство давно уже стало отраслью международной специализации в Норвегии, Дании и особенно в Исландии. Транспорт: главные магистрали и узлы Региональная транспортная система региона относится в основном к западноевропейскому типу. По дальности перевозок она намного уступает системам США и России. Зато по обеспеченности транспортной сетью стоит далеко впереди, занимая первое место в мире. Очень высока и густота движения, велика роль международных и транзитных перевозок.
Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается, и крупные новостройки в 50 — 70-х гг. Конфигурация транспортной сети региона очень сложна. Но основной ее каркас образуют магистрали широтного и меридионального направлений, имеющие международное значение. Речные пути также имеют меридиональное Рейн или широтное Дунай направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250 — 300 млн. После ввода в эксплуатацию водного пути Рейн — Майн — Дунай, который соединил обе важнейшие водные артерии зарубежной Европы, он должен значительно возрасти. В местах пересечения сухопутных и внутренних водных путей возникли крупные транспортные узлы.
По существу такими узлами являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки. Многие мировые порты Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр находятся в устьях-эстуариях рек, которые связывают их с глубинными районами. Все они фактически превратились в единые портово-промышленные комплексы. Для них характерно развитие отраслей морского хозяйства и особенно так называемой «портовой промышленности», работающей на привозном, заморском сырье. Самый крупный из них — Роттердам. Грузооборот Роттердамского порта составляет 250 — 300 млн. Расположенный на одном из рукавов Рейна в 33 км от моря, он выполняет функции главных морских ворот для многих европейских стран. С глубинными районами он связан водными путями по Рейну и Мозелю, железными и шоссейными дорогами, нефтегазо-проводами.
Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную одноцентровую конфигурацию, как во Франции, где «все дороги ведут в Париж», либо многоцентровую, как, например, в ФРГ. Наука и финансы: научно-исследовательские парки и банковские центры По примеру «Силиконовой долины» в США в зарубежной Европе также возникло много научно-исследовательских парков, которые уже в значительной степени определяют географию науки ряда стран. На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая «Долина высокой технологии». В зарубежной Европе находится 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах ее банков лежит половина всех ценных бумаг мира. Особенно выделяется «экономическая столица» страны — Цюрих. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остается Лондон.
Отдых и туризм: главный туристский регион мира Как вы уже знаете, зарубежная Европа — главный район международного туризма. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже служит главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов. В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристе — корекреационные районы двух типов — приморские и горные. Главный район приморского туризма — Средиземноморье, которое ежегодно посещают от 100 до 150 млн. Особенно популярны побережье Лагурийского моря, где находится защищенный с севера Альпами Лазурный берег Ривьера с центром в Ницце, побережье Адриатического моря в Хорватии, побережье Испании, Балеарские острова. Главный район горного туризма — Альпы. Нижний пояс гор используется главным образом для лечения и пешеходного туризма, средний — для занятия горнолыжным спортом, верхний — для альпинизма.
Наряду со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые камни Европы» — достопримечательности ее городов. Своеобразной «туристской Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид, где в июле — августе местных жителей, наверное, меньше, чем приезжих. Охрана окружающей среды и экологические проблемы: преодоление угрозы В результате высокой плотности населения, давней промышленной и сельскохозяйственной освоенности территории природная среда зарубежной Европы в наибольшей мере стала географической средой человеческого общества. Здесь широко распространены все виды антропогенных ландшафтов. Но одновременно это привело к обострению многих природоохранных и экологических проблем. Все страны региона проводят государственную экологическую политику и принимают все более решительные меры по охране окружающей среды. Изданы строгие природоохранительные законы, возникли массовые общественные организации и партии «зеленых», ведется пропаганда использования велосипедов, расширена сеть национальных парков и других охраняемых территорий. Все это привело к первым положительным результатам.
Но тем не менее во многих странах экологическая обстановка все еще остается сложной.
Задание 7. Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа и таблицами 22-27 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы по выбору.
Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, установите их распределение по странам. По рисункам 21-26 установите, откуда в зарубежную Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь. Машиностроение - ведущая отрасль промышленности Европы.
Машиностроение ориентируются прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру и более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям. Важной чертой машиностроения зарубежной Европы является активное проникновение в него капиталов других стран, прежде всего США и Японии. Нефть и природный газ поступают в Европу из стран Персидского залива крупнейшие потоки поставок , Венесуэлы.
Железная руда поставляется из Бразилии, Индии, Австралии, Канады. Задание 8. Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориентации районов и центров чёрной металлургии на: 1 каменноугольные бассейны; 2 железорудные бассейны; 3 грузопотоки каменного угля и железной руды в том числе морские.
Примеры ориентации центров черной металлургии на: 1 запасы каменного угля Рур в Германии, Донбасс в Украине ; 2 месторождения железной руды Лотарингия во Франции, Урал в России ; 3 на пересечении потоков угля и руды Таранто в Италии. Задание 9. С помощью рис.
Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе. Для среднеевропейского типа сельского хозяйства характерно преобладание животноводства молочного и молочно-мясного направления, а также свиноводства и птицеводства.
Растениеводство в данном типе не только удовлетворяет основные потребности населения в продовольствии, но и «работает» на животноводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами. Главное место в посевах занимают зерновые культуры, но также значительные территории заняты фруктовыми плантациями плантации цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур.
Задание 10. Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе, схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой радиальной и многоцентровой конфигурацией транспортной сети.
Подумайте над причинами их формирования. Транспортные сети отдельных стран могут быть радиальной одноцентровой конфигурации Франция или многоцентровой ФРГ. Задание 11.
Используя планы центральных частей Лондона или Парижа в атласе и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-исторических достопримечательностях. Почему они стали крупными центрами туризма? В центре Лондона расположено множество достопримечательностей.
Самым известным символом Лондона является часовая башня Вестминстерского дворца, которая известна больше как Биг-Бен. В самом Вестминстерском дворце проходят заседания палаты лордов и палаты общин. Недалеко от аббатства расположена резиденция Ее Величества королевы — Букингемский дворец.
Смена караула у Букингемского дворца является одной из самых узнаваемых церемоний в мире. Важной туристической достопримечательностью является Трафальгарская площадь, которая также является и географическим центром Лондона. В центре Трафальгарской площади возвышается колонна в честь адмирала Горацио Нельсона.
Так же на Трафальгарской площади в углах располагаются постаменты, три из которых постоянные, а четвертый постамент - является площадкой для современных художников. Над Трафальгарской площадью возвышаются еще две достопримечательности Лондона - это Лондонская Национальная и Портретная Галереи. Так же одна из главнейших достопримечательностей то Лондонский глаз — знаменитое колесо обозрение в центре Лондона.
Располагается Лондонский глаз в пяти минутах ходьбы от Биг Бена. В центре Лондона располагается Лондонский Тауэр и рядом с ним Тауэрский мост. Тауэр является самым старым сооружением Лондона и в нем хранятся Сокровища Британской Короны.
А Тауэрский мост — это единственный разводной мост через Темзу в Лондоне. Лондон как и Париж являются старейшими городами Европы, ее культурными центрами. Задание 12.
Составьте проект проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвящённых знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. Предложите один-два варианта маршрутов. Для ознакомления с ними можно составить 2 маршрута, один будет проходить по Северной Европе, некоторым странам Центральной Европы и Великобритании.
Второй маршрут пройдет по странам Центральной Европы. Марии и церковь Св. Проанализируйте карту Рурского промышленного района в атласе.
Определите главные отрасли его промышленности и промышленные центры. Какие из отраслей относятся к старым, какие - к новым? Рур — один из наиболее типичных старопромышленных районов Европы.
В Рурском промышленном районе сформировался сложный комплекс промышленных производств, включающий угольную, металлургическую, химическую промышленность, тяжелое в том числе военное машиностроение, энергетику и предприятия многих смежных отраслей. К новым отраслям, получившим развитие в это регионе, относят приборостроение, электротехнику, электронику. Наиболее крупными промышленными центрами региона являются Эссен, Дуйсбург, Дортмунд, Бохум.
Задание 14. Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. При подготовке сообщения можно использовать ответы на задание 1 и 15 данной темы.
Федеративная Республика Германия - государство в Центральной Европе. Численность населения 82 млн. По государственному устройству является федеративным государством.
Германия - развитая страна с очень высоким уровнем жизни. Германия не обладает значительными запасами каких-либо полезных ископаемых. Исключение составляет только уголь, добываемый на территории Рурского бассейна.
Однако на сегодняшний день данные ресурсы ограничены или истощены, поскольку эксплуатируются в течение длительного времени. Поэтому экономика страны сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг. Германия обладает высокопроизводительным сельским хозяйством.
Скотоводство - основная отрасль животноводства в Германии. Второе место по значению занимает свиноводство. Задание 15.
Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы по своему выбору. Задание 16. Просмотрите материал части I учебника и темы 6 «Зарубежная Европа», а также таблицы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ.
Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и социальной географии этой страны. Важнейшая особенность экономико-географического положения ФРГ - это расположение на перекрёстке трансевропейских торгово-транспортных путей широтного и меридионального направлений, наличие выхода к Балтийскому и Северному морям. По форме правления ФРГ является парламентской республикой, а по форме административно-территориального устройства федеративным государством.
Структура экономики свидетельствует о том, что страна находится на постиндустриальной стадии развития. По размерам промышленного производства ФРГ занимает четвёртое место в мире. Машиностроение ориентируется на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, а также тяготеет к крупным городам и агломерациям.
Великобритании, Чехии предприятия этой отрасли имеются почти в каждом городе. Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как «фольксваген» и «мерседес» ФРГ. В стране развитая черная и цветная металлургия.
С отраслевой структуре цветной промышленности выделяется медная промышленность. Транспортная сеть ФРГ относится к многоцентровой. Сельское хозяйство ФРГ отличается высоким уровнем механизации и химизации и соответственно таким же уровнем урожайности полевых и огородных культур и продуктивности животноводства.
Для отрасли характерно преобладание животноводства. Разводят главным образом молочный скот и свиней. Растениеводство почти полностью удовлетворяет потребности населения в продуктах питания.
Из продовольственных культур наибольшее значение имеют пшеница, ячмень, картофель, сахарная свёкла. Международной специализацией ФРГ является экспорт автомобилей, станков, промышленного оборудования, изделий электротехники и электроники, морских судов, химикатов и изделий легкой промышленности. Задание 17.
Работа в тетради 17. Сгруппируйте страны зарубежной Европы по следующим критериям: 1 величина территории; 2 численность населения; 3 уровень урбанизации. Сделайте выводы.
По величине территории Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны средние по площади. Одновременно с этим в Европе есть ряд карликовых государств. В Европе находится часть самой большой по площади страны — России ее европейская часть.
По численности населения Проанализировав таблицу можно сделать вывод, что среди стран Европы преобладают страны с населением от 3 до 20 млн человек.
Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации. В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения - район Бирмингема, текстильного машиностроения - район Манчестера, судостроения - район Глазго. Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы - столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения.
В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и всего мира - ФРГ. До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.
Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступают нефть и природный газ. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря. В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе Северное море , так и импортируемые из развивающихся стран, из России. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный Польша, Чехия , сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах на привозном топливе и в крупных городах.
Самый большой из гидроузлов на Дунае построен в начале 70-х гг. Мощность ГЭС - 2,1 млн. Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и или сырьем, - ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. Южная металлургическая база Польши сформировалась на основе Верхне-Силезского каменноугольного бассейна. В ее состав входит около двух десятков заводов, и в том числе два очень крупных комбината - "Хута-Краков" и "Катовице". После второй мировой войны крупные металлургические комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома.
Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто Италия. Его мощность - более 10 млн. В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы. Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция , так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия. В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.
Предпосылки развития отрасли
- Презентация на тему "Промышленность в Европе" по экономике
- Ведущие отрасли промышленности зарубежной Европы
- Промышленность зарубежной Европы и ее особенности
- Электроэнергетика
- Машиностроение
- Расселение населения Зарубежной Европы
Commercial vehicle registrations: -15.5% eleven months into 2022; -0.6% in November
Если вам нужна характеристика одной из отраслей промышленности зарубежной Европы, то стоит внимательно изучить современное состояние химической сферы региона. Машиностроение является основной отраслью промышленности стран зарубежной Европы, которая является eгo родиной. Главные отрасли сельского хозяйства зарубежной Европы — растениеводство и животноводство, которые распространены повсеместно, сочетаясь друг с другом. По итогам мая 2023 года обрабатывающая промышленность крупнейшей экономики Европы — Германии — попала в тяжелое положение. Второй важнейшей отраслью специализации Европы является химическая промышленность, базирующаяся как на собственном, так и на привозном сырье. Что является ведущей отраслью промышленности стран Зарубежной Европы?
Страны зарубежной Европы с развитым машиностроением
Как же устроено хозяйство зарубежной Европы, и каковы его особенности? К важнейшим отраслям цветной металлургии зарубежной Европы можно отнести алюминиевую и медную промышленность. нужен срочно (на завтра) реферат по теме: ведущие отрасли промышленности зарубежной европы, основные районы и центры. металлургическая. Еврозону тянет вниз Германия, крупнейшая экономика Европы, которая изо всех сил пытается избавиться от своего производственного недуга. Если вас попросят: «Укажите главную отрасль промышленности зарубежной Европы», то стоит рассмотреть ту сферу, в которой занято более тридцати процентов жителей региона.
Экономика Зарубежной Европы. Промышленность
Хозяйство стран зарубежной Европы - отрасли и общая характеристика — Природа Мира | Химическая промышленность зарубежной Европы является одной из самых развитых и важных отраслей экономики региона. |
Vvs • Spydell_finance: Промпроизводство в Европе растет. Где же этот долбанный кризис? | К важнейшим отраслям цветной металлургии зарубежной Европы можно отнести алюминиевую и медную промышленность. |
Особенности расселения и хозяйства Зарубежной Европы
В зарубежной Европе главную роль играет транспорт. Промышленность Зарубежной Европы – отрасли и характеристика металлургии, химической и легкой. Главной отраслью европейской промышленности является Отрасли специализации промышленности центральной европы.
Отрасли специализации стран западной европы на мировом рынке. Зарубежная европа
С учетом этого Россия может обогнать экономику Японии и стать четвертой экономикой мира уже в 2027 году. То есть ситуация в отрасли ухудшается. Деловая активность упала. Особенно тяжелая ситуация складывается в энергоемких отраслях промышленности», — говорится в докладе. Да и в целом в ЕС всё плохо.
Дорогие энергоносители, спад промышленного производства, высокая инфляция, слабая потребительская активность, спорная денежно-кредитная политика Европейского центрального банка ЕЦБ — вот главные негативные факторы. И теперь насущная задача Еврокомиссии — дать толчок умирающей экономике ЕС и падающей глобальной конкурентоспособности», — отмечает Financial Times. Пока меры не работают. Как констатировал европейский регулятор, высокая инфляция и вялая деловая активность продолжают оказывать мощное давление на рынки блока.
И что еще разводит этот тандем по разные стороны «Нас убивают» Последствия антироссийских санкций не заставили себя ждать: промышленность подкосил разгон цен на энергоносители на фоне антироссийских санкций. Вдобавок для борьбы с инфляцией Европейский центральный банк ЕЦБ начал повышать ставки.
Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Но при этом для каждой из многочисленных подотраслей самого машиностроения типичны свои особенности ориентации. В Великобритании по развитию электротехники, электроники, приборостроения, авиаракетно-космической промышленности выделяется район Лондона, по развитию станкостроения и автомобилестроения — район Бирмингема, текстильного машиностроения — район Манчестера, судостроения — район Глазго. Один из крупнейших промышленных узлов зарубежной Европы — столица Венгрии Будапешт, где в этой отрасли занято более 0,5 млн. Но есть и такие районы и даже целые страны, в которых машиностроение очень рассредоточено. Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения.
В особенности это относится к самой «химизированной» стране не только этого региона, но и всего мира — ФРГ. До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи.
В Италии при сохранении ведущей роли Пьемонта Турин произошло передвижение автомобильной промышленности в центральные и южные районы страны. В Великобритании, которая по общим размерам автомобилестроения отошла с первого места в регионе на четвертое, роль Западного Мидленда и Юго-Востока уменьшилась, а роль Мерсейсайда, Южного Уэльса, Средней Шотландии возросла. В результате размещение автомобильных заводов в перечисленных ведущих странах стало более равномерным. Это же относится и ко всей Западной Европе. Здесь произошел отчетливо различимый сдвиг на юг — к более дешевой рабочей силе. Наиболее яркий пример такого рода — Испания, где в последние два десятилетия автомобильная промышленность развивается самыми быстрыми темпами, пройдя путь от небольших автосборочных предприятий до крупного серийного производства. Другие примеры — Португалия, Греция но здесь пока преобладает автосборка , уже упоминавшийся Юг Италии. В середине 1990-х гг.
Интеграционные процессы в последние два-три десятилетия также оказывают на автомобильную промышленность Западной Европы все более заметное влияние. Оно выражается как в усилении международной специализации и кооперирования производства, так и в увеличении его экспортности. Из 16,6 млн автомобилей, произведенных в этом регионе в 1998 г. Еще одна важная черта автомобильной промышленности региона — высокий уровень ее монополизации. В этой отрасли, что называется, задают тон несколько крупнейших автомобильных концернов. Концерну принадлежат 42 завода, расположенных в разных частях мира, а общее число занятых на них составляет 300 тыс. В 1999 г. Второе место занимает германский «Даймлер-Бенц», который из автомобильного концерна в 80-90-х гг. На третьем месте — итальянский ФИАТ 2,7 млн автомобилей в год , на четвертом — французский концерн «Рено» 2,3 млн , на пятом — французский же «Пежо-Ситроен» 2,2 млн. За ними следуют германский БМВ, шведская «Вольво» и др.
В ходе постоянной борьбы за автомобильный рынок между ними происходит перегруппировка сил. Например, произошло слияние правда, временное концерна «Даймлер-Бенц» с американским концерном «Крайслер». А «Фольксваген» фактически поглотил баварскую «Ауди» и испанский «Сеат». Не менее важно отметить проникновение на западноевропейский рынок американских и японских автомобильных компаний. Американский концерн «Дженерал Моторс» поставил под свой контроль немецкий «Опель», много заводов построил в Европе «Форд». Не менее глубоко внедрились в этот рынок и японские автомобильные компании — «Тойота», «Ниссан», «Хонда», «Мазда», «Мицубиси». По соглашению с ЕС в 1990-х гг. На этот же рынок начали проникать и южнокорейские фирмы. В результате автомобильная промышленность некоторых стран региона стала прямо-таки интернациональной по своему характеру. Ярким примером такого рода может служить Испания рис.
В Центрально-Восточной Европе автомобилестроение как отрасль сложилась в основном уже после Второй мировой войны. Заводы легковых, грузовых автомобилей и автобусов были построены в Польше, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Югославии. В период существования СЭВ между ними осуществлялась специализация и были налажены кооперационные связи; в еще большей мере это относилось к их связям с автомобильными заводами СССР. Однако общие масштабы производства в большинстве стран не достигли того уровня, который мог бы обеспечить максимальную его эффективность. Достаточно сказать, что в 2006 г. И только в Польше и Чехии выпуск автомобилей в последние годы вырос, достигнув соответственно 715 и 850 тыс. Но нельзя не отметить и того, что в начале XX1 в. Общее производство автомобилей уже приближается к 2,5 млн по сравнению с 900 тыс. Впрочем, нужно учитывать, что этот бум объясняется почти исключительно привлечением иностранного капитала. Так, в Польше производство легковых автомобилей было налажено итальянским ФИАТом, южнокорейской «Дэу», американским «Дженерал Моторс», немецким «Фольксвагеном», а грузовиков — шведской «Вольво».
В новые автомобильные заводы Венгрии вложили капиталы «Фольксваген», «Форд», принадлежащая «Дженерал Моторс» немецкая фирма «Опель», японская «Судзуки». Под контроль «Фольксвагена» перешла и знаменитая чешская «Шкода». Один из наиболее густонаселенных и экономически освоенных регионов мира. На ее сравнительно небольшой территории 5,1 млн кв. Зарубежная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма. Ее хозяйственному развитию способствует: Выгодное экономико - географическое положение большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей ; Хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда плотность населения Зарубежной Европы 100 человек на 1 кв. Зарубежную Европу образуют 40 суверенных государств. В социально - экономическом отношении государства Зарубежной Европы делятся на экономически развитые страны и страны с переходной экономикой. Государства Западной Европы всего 24 страны с населением около 370 млн человек по величине ВВП на душу населения относятся к числу ведущих в мире занимают среди стран мира места со 2-го по 44-е. Особенно высоким уровнем экономического развития отличаются ФРГ , Франция , Италия и Великобритания , по мировой классификации - крупные промышленно развитые страны входят в "большую семерку" стран мира.
Прочие государства Западной Европы относятся к малым промышленно развитым странам мира. Страны Восточной Европы всего 16 стран с населением более 130 млн человек осуществляют переход от цетрализованно планируемой экономики к рыночной системе хозяйства. Существенны различия между странами региона в структуре и специализации хозяйства. Например, в экономике ФРГ и Великобритании резко преобладает промышленность, в Италии, Греции и Португалии достаточно высокий удельный вес сельского хозяйства, а в Монако, Сан-Марино, Андорре и Лихтенштейне доминирует сфера услуг. Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Господствующая религия - христианство. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Природно - ресурсные предпосылки развития, ведущие отрасли промышленности. Природные ресурсы Зарубежной Европы довольно разнообразны, но запасы многих из них невелики. Велики запасы ценных строительных материалов : гранитов и кварцитов Финляндия, Швеция , мрамора Италия, Греция , древесины ценных хвойных пород страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и Финляндия.
В целом, Зарубежная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем другие крупные регионы мира. Это обстоятельство обусловливает зависимость промышленности от импорта минерального сырья. Зарубежная Европа импортирует около половины энергоносителей и большое количество других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.
Кто что производит? Наиболее развита промышленность зарубежной Европы в сфере автомобилестроения. Из Франции поставляются автомобили марки «Пежо-Ситроен» и «Рено». Италия славится своими «Фиатами». В Германии, Нидерландах и Англии находится высокоразвитое судостроение. Всему миру известны такие фирмы, как «Бош» и «Филипс», «Мулинекс» и «Тефаль». Их основные производства по выпуску телефонов, компьютеров и бытовой техники построены в ФРГ, Франции и Нидерландах.
В Швейцарии осуществляется выпуск высококачественных часов. Машиностроительная отрасль зарубежной Европы ориентируется, прежде всего, на имеющиеся трудовые ресурсы. Кроме того, развитию главной отрасли индустрии способствует научная база региона и высокий уровень его инфраструктуры. Химическая промышленность Это вторая по величине авангардная отрасль в регионе. Химическая промышленность зарубежной Европы, так же как и машиностроение, во второй половине прошлого века развивалась очень бурными темпами. Причем это было характерно для всего региона. Интересно, что химическая промышленность освоила новую сырьевую базу. Она перешла на использование нефти и ее полупродуктов как главного источника органических химикатов. Это сырье и стало основой продукции данной индустрии. Так как в период до Второй мировой войны отрасль ориентировалась на бурый и каменный уголь, поваренные и калийные соли, а также пириты, то все ее производства находились в районах их разработок.
С переориентацией данной сферы произошло ее смещение к источникам нефти. Так, в западной части региона появились крупные центры нефтехимии, возведенные в эстуариях Рейна и Темзы, Эльбы и Сены, а также Роны. В этих регионах данная отрасль великолепно сочетается с нефтепереработкой. Переориентация отрасли затронула и восточные регионы Западной Европы. Здесь на магистралях газо- и нефтепроводов были созданы нефтехимические комбинаты и НПЗ. Основные предприятия подобного типа находятся в Польше, Словакии, Венгрии и Чехии. Они возведены вдоль трассы газопроводов и международного нефтепровода, ранее перекачивавших сырье из Советского Союза, а сегодня - из России. Кроме того, до начала 2-й мировой войны определение уровня развития химической отрасли состояло в измерении объемов выпущенной ею серной кислоты. В настоящее время этот показатель напрямую зависит от количества произведенной пластмассы. Распределение химических производств Развитие второй по величине авангардной отрасли зарубежной Европы происходит неравномерно.
Так, производства Италии и Англии, Германии и Франции полностью удовлетворяют свои внутренние потребности в химических продуктах, являясь, кроме того, и их крупными экспортерами. Что касается стран Скандинавии, то на их территории хорошо развиты лишь отдельные производства, такие, например, как выпуск азотных удобрений. При этом большое количество наименований химической продукции ввозится ими из-за границы. Есть в зарубежной Европе и страны, специализирующиеся только на узком ассортименте производств. Так, в Швейцарии развита фармацевтика, в Нидерландах и Бельгии — нефтехимическая отрасль. Но, несмотря на это, данные страны имеют тесные связи с мировым рынком, экспортируя на него до 65 процентов своей продукции.