Новости аэропорт приштина 1999 год операция

Полковник ВДВ Сергей Павлов о том, как его батальон 20 лет назад вошел в историю как Приштинский десант. Президент России Владимир Путин рассказал, почему было принято решение брать аэропорт "Слатина" в Косово в 1999 году. Это было начало натовской операции против Югославии, имевшей официальное название «Союзная сила» (Allied Force). Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. 24 марта 1999 года наш самолёт российский с Примаковым развернулся над океаном.

ПУЛЬС СЕРБИИ

Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне – Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR. Марш-бросок на Приштину — военная операция вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта. 24 марта 1999 года натовская авиация нанесла первый авиаудар по городам Югославии. Фотокорреспондент и военный обозреватель «АиФ» вспоминает о том, как осуществлялась операция в Косове в июне 1999 года. 24 марта 1999 года на территории Югославии разорвались первые бомбы и ракеты, сброшенные с самолётов НАТО.

1999 год.Как Российский батальон захватил аэропорт в столице Косово Приштине

Российский президент Владимир Путин считает, что операция военных РФ по захвату аэропорта Приштины во время событий в Югославии в 1999 году не была дерзкой, и ей не придает такого большого значения, как отдельные наблюдатели. 12 июня 1999 года российские десантники заняли аэропорт «Слатина» в Приштине (Сербия) раньше войск НАТО. бомбардировки) НАТО в Югославии. Аэропорт Слатина как важный стратегический пункт в любой операции был предназначен для войск НАТО, но контролировался англичанами. В марте-июне 1999 года натовские войска вели бомбардировки военных и гражданских объектов, рассчитывая помочь косовским сепаратистам выйти из-под контроля Белграда. 12 июня 1999 года российские миротворцы силами батальона совершили марш-бросок по территории Боснии и Югославии и овладели аэродромом «Слатина» в Приштине.

Бросок на Приштину: как российские десантники нарушили планы НАТО на Балканах

А под огнем оказался Игнатов. Он потом признавался, что постоянно висел на волоске, его задергали приказами: вперед - назад, стой - иди... И финальное решение, как прорываться в Приштину, он принимал сам, на нем лежала основная ответственность. Если бы что-то пошло не так, Николая Ивановича сделали бы крайним. Повторяю, Игнатов - мужественный, волевой человек, пожалуй, наиболее уважаемый в десантных войсках за последние десятилетия. Он и здоровье подорвал, болеет... О стратегии... А мы, значит, решили сыграть на опережение?

Год после дефолта. В экономике бардак. Страна на коленях. Никто с нами не считается, не учитывает геополитические интересы России... На самом верху понимали: надо заставить себя уважать, показать характер. Выбор пал на "Слатину". Кроме нас, там были три бригады - американская, турецкая и сводная: шведский, норвежский, финский батальоны и по взводу от Литвы, Латвии и Эстонии.

Обычно на совещания в штаб я ездил по средам, а тут вдруг вызвали в пятницу. Ну, я понял: что-то будет. Мой батальон стоял на мусульманской стороне, в двенадцати километрах от американской базы, а наш штаб и первый батальон располагались на сербской территории в сорока четырех километрах за горным перевалом. Раз приказали - сел и поехал. Кстати, наш рейд в прессе часто называют марш-броском, хотя это ускоренное передвижение воинского подразделения по пересеченной местности, по сути, спортивное упражнение. Мы же решали боевую задачу. Надо было овладеть объектом, закрепиться и удерживать его до подхода главных сил, обеспечив высадку десанта.

Аэродром Слатина. Вспомните, ребята! Примерно столько получалось по автобану, ведущему через Белград на юг, в сторону греческих портов. Через горы было намного ближе и короче. Но там ведь нет надежных дорог. К тому же мы понимали: любой подрыв, завал, разобранный мост - и все, хана. Оба варианта наверняка просчитывали и в Москве , в Генштабе, но окончательное решение спустили вниз на командира бригады, на Игнатова.

Помню этот разговор: идем по горам на гусеницах, на боевых машинах или на колесах, на бронетранспортерах по шоссе. Выбрали второе. Расчет делался на внезапность. Вот и все. Дальше уже действовали мы. Комбриг определил: готовность к началу движения - пять часов утра 11-го. Позвонил мне в четыре: "Привет!

Какое там? Даже не ложился! Николай Иванович уточнил: "Готов? Ответил по уставу: "Так точно! Сначала мы выдвинулись в район сосредоточения у населенного пункта Биелина, километрах в шестидесяти от нашей базы. Туда подошли средства усиления. По первоначальному замыслу колонна планировалась значительно более крупная.

Хотели взять тяжелую инженерную технику, экскаваторы, подъемный кран, тракторы... Чего там только не было! В последний момент генерал Рыбкин с комбригом Игнатовым решили: все лишнее не берем, максимально облегчаемся. В итоге осталось шестнадцать бронетранспортеров и двадцать семь машин - масло- и топливозаправщики, автомобиль спутниковой связи, грузовики с продовольствием. Все прочее оставили. Время уже поджимало. Начали движение часов в одиннадцать дня.

Кого увез в Югославию, тех и вернул домой. Все остались живы и здоровы. Ни одна мать не проклинала комбата Павлова... Это лучшая моя награда... Когда союзнички поняли, что к чему, колонна далеко ушла. Якобы при взлете в самолете оторвался баллон с кислородом и начал гулять по салону. Ну, летчики и решили вернуться.

Нам не успели воспрепятствовать, понимаете? Конечно, я ждал, что попробуют перехватить. Поэтому мы и гнали без остановок. Бронетранспортеры, груженые "Уралы", автопоезда с прицепами... А натовцев, конкретно - англичан, мы увидели утром 12го, когда уже взяли аэродром. О сербах - Там была охрана? Обошлось без стрельбы.

Ни единого выстрела. Стечение обстоятельств, величайшая для нас удача, счастье. Они обеспечивали наш проход. По сути, мы пулей промчались по автобану и к четырем утра 12 июня вышли на аэродром. Еще было темно. Едва рассвело, сразу перегородили полосу. Поставили два бэтээра с одного края ВПП и два - с другого.

Мы боялись опоздать. И дело не только в натовцах. Косовских и албанских бандюганов тоже надо было опередить. Мы зашли буквально на минуты раньше. Вписались тютелька в тютельку. Помню два сербских танка на рулежке. Полк бомбардировщиков уже улетел, остался лишь авиатренажер.

А он же стоит дороже самолета. Вот под прикрытием танков его и вытаскивали. Я вбежал в штаб, а мне навстречу идет сербский офицер. Оказалось, тоже комбат. Серб хотел пистолет подарить. Я отказался: "С ума сошел?! Куда мне потом с ним?

Храню ее в рабочем кабинете, потом покажу. Хорошо, не отдал в музей истории ВДВ, иначе сгинула бы с концами... А тогда сербы ушли минут через двадцать. И танки исчезли. Нас мигом тут со всех сторон обложили бойцы так называемой албанской Освободительной Армии Косово.

На днях выступал министр обороны и правильно говорил, что еще лет шесть назад никто не мог подумать, что наши войска, кроме морских походов в нейтральные воды и полетов дальней авиации в нейтральных зонах, могут выполнять за пределами страны боевые задачи.

Мировому сообществу было показано, что на России ставить точку рано, Россия себя еще покажет. Если бы этот локальный военный успех был закреплен политическим решением и политической волей, возможно, сейчас в Косове была бы другая ситуация. Но получилось так, как получилось. Мы понимали, что Югославия осталась со своими проблемами один на один, как бы Россия ни пыталась помочь. Россия тогда была не той, что сегодня. Возможностей таких не было помогать.

И понимание у западных партнеров тоже было такое, что Россия не игрок на этом поле, и поэтому они так нагло и смело себя вели. Я думаю, что уроки Югославии сегодня извлекаются в ходе принятия различных внешнеполитических решений руководством страны. Тогда было показано, что западные партнеры нарушили все договоренности, которые были с Россией достигнуты по Югославии. Я уверен, что сегодняшняя внешняя политика ведется в том числе с учетом ошибок Югославии в 1999 году.

Что и случилось.

Но батальон действовал на территории, контролируемой натовской дивизией «Север». Распорядок дня американца изучили. И решили за 15 минут до его отдыха зайти и довести ему информацию. Что и сделали. Генерал даже крикнул нашему: «Помощь тебе не нужна? Тогда скажи дежурному, чтобы он записал».

Дежурный записал, что завтра русский батальон пойдет в указанном направлении. Мы уже шли шесть часов по территории Югославии, когда Тэлбот развернул самолет в Москву. Стал требовать разговора с нашим министром иностранных дел. Американцы все поняли. Нашей целью стало - сковать их пустыми переговорами. И не дать возможность натовцам быстрее нас взять «Слатину», куда выдвинулась уже британская бригада.

Британский генерал. Командование британской бригады вышло к нам на переговоры. На территории нашего батальона развернули командно-штабную машину. Пять офицеров - командир бригады, его заместители - обсуждали с британцами, как обеспечить взаимную безопасность. Англичане опасались и сербов, и нас, и албанцев. И поэтому британцы...

В тот вечер генерал Кларк все еще казался одержимым возможностью переброски большего количества российских войск, хотя НАТО контролировало воздушное пространство. Россия поставила в резерв несколько авиабаз и подготовила десантные батальоны к отправлению в Приштину на военно-транспортном самолете Ил-76. Опасаясь, что российские самолеты направляются в аэропорт, Кларк планировал приказать вертолетам заблокировать взлетно-посадочную полосу и запросил вертолетную поддержку у адмирала Эллиса. Штаб Джексона связался с американской бригадой и получил ответ, что американцы использовали свое право отказаться от операции. Через два часа позвонили и сказали, что операция возобновлена. Однако в то время это было невозможно из-за плохих погодных условий. На следующее утро, в воскресенье, 13 июня, Кларк прибыл в штаб Джексона в Скопье. Кларку было указано, что русские изолированы и не могут быть усилены с воздуха, и что поддержка России была жизненно важной частью заключения мирного соглашения; противодействие им было бы только контрпродуктивным. Кларк отказался принять это и продолжал отдавать приказ заблокировать взлетно-посадочную полосу, утверждая, что его поддерживает генеральный секретарь НАТО.

Джексон отказался выполнять приказы Кларка, как сообщается, сказав ему: «Я не собираюсь начинать Третью мировую войну за вас».

Тот летний рейд. Бросок на Приштину, 1999

Кларк стал требовать включить в круг целей более простые для поражения объекты и увеличить военно-воздушные силы в его распоряжении. Последние к концу операции достигли 1000 самолётов. В руководстве НАТО стал подниматься вопрос о необходимости проведения наземной операции. В ходе встречи руководство организации приняло решение резко расширить список целей, который вырос с 169 конец марта до 976 позиций начало июня. Цель воздушных ударов заключалась уже не столько в ослаблении военного потенциала Югославии, сколько в оказании давления на политическое руководство СРЮ за счёт нанесения ударов по гражданским объектам, инфраструктуре и промышленным предприятиям. Милошевича, здание было полностью уничтожено. Также несколько бомб упало на штаб-квартиру Социалистической партии Сербии в Белграде.

В результате серьёзных повреждений моста через реку Увац было прекращено автомобильное сообщение между Сербией и Черногорией. К середине мая на территории Югославии целыми оставались только 2 моста через Дунай из 31. Ниш кассетными бомбами, в результате погибли 16 человек, а более 20 были ранены, несколько десятков домов было повреждено. В ночь на 8 мая бомбы попали в здание посольства Китая в Белграде. Впоследствии США выплатили Китаю компенсацию за инцидент. К концу мая из строя была выведена практически вся энергосистема страны.

Из-за отсутствия электроэнергии не работали компьютеры, обеспечивающие функционирование системы ПВО и банков. Пик самолётовылетов почти 900 пришёлся на 26 мая. Сербы заявляли о поражении больниц, школ, университетов, многоквартирных домов, церквей и других культурных объектов. Завязались тяжёлые бои в районе горы Паштрик к западу от г. Греция член НАТО не участвовала в операции и выражала обеспокоенность действиями альянса и перспективой отторжения Косова от Югославии. Определённые колебания и склонность к компромиссу демонстрировали некоторые страны — участницы операции, например Италия и Франция.

К концу мая официальный Белград осознал бесперспективность сопротивления. Бомбардировки и жёсткие санкции нанесли огромный ущерб экономике Югославии, страна фактически оказалась в международной изоляции, а продолжение сопротивления сулило только новые испытания. К концу весны установилась благоприятная для воздушных ударов погода, нарастала угроза проведения наземной операции. Милошевич согласился с планом мирного урегулирования конфликта, представленным президентом Финляндии М. Ахтисаари и специальным представителем президента РФ В. Подписание Временного соглашения о мире и самоуправлении в Косово Соглашения в Рамбуйе представителями албанской делегации.

Решение о статусе края было отложено.

НАТО начала данную операцию без одобрения Совета безопасности ООН на основе утверждения западных стран, что власти СРЮ якобы проводили этнические чистки в косовской автономии и спровоцировали там гуманитарную катастрофу. Путин назвал бомбардировку Югославии началом войны в Европе 24 марта, 12:43 Авиационные удары НАТО длились c 24 марта по 10 июня 1999 года. Бомбардировки привели к гибели свыше 2,5 тысячи человек, включая 87 детей, и ущербу в 100 миллиардов долларов, медики до сих пор регистрируют последствия применения обедненного урана, ведущие к росту онкологических заболеваний.

Поэтому операция проводилась в таком закрытом режиме. Министру иностранных дел Игорю Сергеевичу Иванову, который обиделся на меня, я объяснял, что это специальная военная операция, и МИД здесь совершенно ни при чем, обижаться не нужно. Вот когда мы взяли Приштину — пожалуйста. Тогдашний глава Генштаба Анатолий Квашнин не мог быть автором идеи марш-броска в Косово, как писал в своих воспоминаниях генерал Геннадий Трошев, потому что этот вариант мы избирали у меня на совещании в узком составе. Мы не знали, как вывести батальон из Углевика, ведь это Босния и Герцеговина, зона ответственности многонациональной дивизии «Север», которой командовал американский генерал. И вот полковник Евгений Дубков, начальник Научно-исследовательского центра Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России, который отвечал за аналитику по Балканам, сделал свое предложение. Мы просто применили элементы военной хитрости. Мы действовали таким образом, что батальон уже несколько часов идет по территории Сербии, господин Строуб Тэлботт спокойно вылетел в Вашингтон [из Москвы], и только когда стали подходить к границе Сербии и Косова, американцы поняли, что этот батальон мы ведем туда [в Приштину]. И генерал Квашнин приказывал развернуться, когда министр иностранных дел Игорь Иванов привез вернувшуюся американскую делегацию в Министерство обороны. Они вернулись, чтобы повлиять на нас. Когда министр обороны Игорь Сергеев засомневался — может, говорит, остановим батальон? Поэтому на совещании, где были и МИДовцы, и начальник Генштаба, а также другие генералы и офицеры, я сказал, что с Заварзиным связи нет. Министр обороны потом одобрил это. Это правда, что я посоветовал Заварзину выключить телефон. Но Квашнин тогда поднялся и сказал: я сейчас [сам] свяжусь. В батальоне была командно-штабная машина, которая держала связь со своей бригадой. И через этот канал он дал команду остановить движение и развернуться. Заварзин позвонил мне. Я ему напомнил: кто вам ставил задачу? Он говорит: министр обороны лично. Я говорю: а он получил эту задачу от президента, и дать команду на отмену может только министр обороны, а не начальник Генштаба. Поэтому я ему сказал выполнять приказ министра обороны, что Заварзин и сделал. Ну а генерал армии Квашнин зашел и всех успокоил, сказал, что батальон разворачивается. Он не знал, что там за трасса, она настолько узкая, что развернуть бронетранспортеры без аварии невозможно в принципе. И когда Строуб Тэлботт что-то требовал у Иванова, все его успокаивали, что батальон разворачивается, а потом, как в «Ревизоре» у Гоголя, кто-то вбегает и кричит, что CNN показывает ввод нашего батальона в Приштину. Задача была поставлена, получили согласие президента, и задача была выполнена. Есть у нас видеосъемки, как наш батальон входил в Приштину. Мы шли по минутам, чтобы упредить натовские войска в занятии аэродрома. И мне генерал Заварзин докладывал, что обступили, ликуют люди, несут цветы, несут фрукты, ракию. Я его просил двигаться очень осторожно, чтобы не задеть, не омрачить радость. Я обратился к начальнику генерального штаба югославской армии генералу Драголюбу Ойданичу, чтобы расчистили дорогу. Сербы немедленно помогли: объяснили людям, люди отошли, и батальон прибыл вовремя, упредив англичан. С стороны албанцев во время движения батальона чего-то агрессивного предпринято не было. Но здесь опять же очень здорово помогли сербы, прежде всего сербская полиция и вооруженные силы. Они разработали и привели в исполнение план обеспечения безопасности нашего батальона. Это был план секретный. Сербы были готовы поддержать, если вдруг с натовцами произойдет какой-то инцидент. У них выделялся [для этого] целый корпус. Приштинский бросок получился! Ребята блестяще справились. Они, особенно командиры, еще в месте дислокации в Углевике отрабатывали свои действия по установлению контроля над аэродромом на специальном макете местности. И каждый, начиная от командира отделения, знал свою задачу. Естественно, и подчиненные их знали. Поэтому, как только батальон прибыл, мгновенно вышли на свои объекты, тут же установили связь между собой и приготовились к обороне. Где-то на полчаса с лишним позже нас пришли англичане. Они в какой-то момент попытались своими бронемашинами оказать давление на наши посты, и ребята просто проявляли героизм. Они не успели оборудовать даже окопы, но нацелили гранатомет на британскую бронемашину и предупредили: еще один метр, и мы будем действовать. И далее они сами [англичане] предложили взаимодействие. Приказы главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе американского генерала Кларка о том, чтобы атаковать, выдавить русский батальон, он не выполнял, потому что читал резолюцию Совета безопасности ООН, где НАТО вообще как международная организация не упоминается. И поэтому в первую же ночь командир британской бригады предложил провести встречу с нашим командованием, с генералом Заварзиным. Последний получил разрешение провести такую встречу. А после нее британцы в интересах личной безопасности остались ночевать в расположении нашего батальона. Разговоры о том, что наши солдаты, занявшие аэродром, испытывали трудности с припасами, это все глупости, дурь. Просто ложь какая-то, дурная ложь. Во-первых, батальон пришел со своими запасами. И через два часа по прибытии уже работала кухня. И, кстати, британцев, которые напросились на встречу, командование британской бригады, угощали горячим ужином. Это первое. Второе: наш тыл работал хорошо. И, конечно, мы имели определенные договоренности с сербами. Там возникла проблема с водой. Но не потому, что воды не было, а потому, что поступила информация, якобы албанцы отравляют источники питьевой воды , которые мы используем. Поэтому я позвонил немецкому генералу, с которым мы взаимодействовали, и попросил перекинуть туда минеральной воды. Мы с немцами кое в чем сходились против американцев по поводу Балкан в целом и Косова в частности. Две огромные фуры тут же развернулись и обеспечили водой наших ребят. Тут лучше вспомнить, как натовские офицеры и даже генералы становились в очередь в русскую баню, которую буквально через несколько дней срубили наши ребята. Это же десантники. Они все могут, умеют. Тем более, они адаптировались к этим балканским условиям, выполняя боевую задачу в гарнизоне Углевика в Боснии и Герцеговине. Так что все они прекрасно знали. И потом, это же лето было. Сербские граждане несли туда овощи, фрукты. Но они не проникали на объект. Все это было хорошо организовано, действовала тыловая служба — что можно брать, что нельзя. А потом уже мы, Главное управление международного военного сотрудничества, организовали наш российский тыл — через Салоники, через Грецию. Постоянно шли туда и боеприпасы, и вещевое довольствие, и продовольствие. Греки в Салониках тоже здорово встречали нас. Действия группы спецназа под командованием Евкурова, которая взяла под контроль аэропорт Слатина еще до прибытия батальона, до сих пор засекречены.

На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки. В связи с этим движение колонны незначительно замедлялось. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Население города вышло на улицы встречать колонну. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года, а через двадцать минут туда подошли и подразделения других иностранных армий. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки.

Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО

Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. В результате ими был взят под контроль аэропорт "Слатина" (ныне Международный аэропорт Приштины), через который планировалось произвести вторжение массированных сил НАТО. Это было начало натовской операции против Югославии, имевшей официальное название «Союзная сила» (Allied Force). Колонны НАТО к аэропорту подошли около 11 часов утра 12 июня 1999 года, при этом в течение нескольких часов вероятность прямого столкновения была чрезвычайно высока. заместитель командующего ВДВ, Герой России, генерал-лейтенант Николай Игнатов рассказал «Звезде» о марш-броске на Приштину в ночь с 11 на 12 июня 1999 года. Операция готовилась еще с мая, когда майор Юнус-бек Евкуров с группой из 18 военнослужащих ГРУ ГШ скрытно выдвинулся в направлении аэропорта (подробности этой части операции до сих пор засекречены).

Бросок на Приштину: как 200 русских десантников оставили с носом НАТО

Однако после бомбардировок Югославии, которые воспринимались в России как унижение не только самой балканской республики, но и самой РФ, было принято решение действовать. Российские подразделения в Боснии базировались в районе города Углевик. Полковник Игнатов, получивший приказ о формировании сводного отряда начал готовить сводный батальон. Возглавил его полковник Сергей Павлов. Сергей Павлов.

Однако к тому моменту небольшое подразделение, судя по всему, уже находилось на территории Косово. В 2009 году Юнус-Бек Евкуров, ветеран вооруженных сил и президент Ингушетии, заявил, что группа из 18 бойцов спецназа прибыла на аэродром существенно раньше. Логично, что бросать батальон головой в омут никто не хотел, и наверняка небольшое подразделение действительно выбросили к Слатине заранее для контроля ситуации и разведки. Собственно, эту функцию маленький отряд Евкурова и исполнял — разведчики выясняли на месте состояние аэропорта, взяли под наблюдение ВПП и постройки, и вообще убедились в том, что натовцы не вошли в него раньше и он не захвачен албанскими боевиками.

Как бы то ни было, утром 11 июня колонна из 15 бронетранспортеров и 35 «Уралов», имея на борту 206 солдат и офицеров по другим данным, 16 БТР и 27 машин, включая наливники с топливом и автомобиль связи , выдвинулась к Слатине. Предстояло пройти более 600 километров, что было тяжелейшим испытанием в первую очередь для водителей. Первоначально десантники планировали захватить кое-что из тяжелой техники, в первую очередь инженерные машины, но это все замедляло бы колонну, поэтому решили обойтись без них. По дороге батальон очень тепло встретили в Приштине — но восторженная толпа, закидывавшая броню цветами, еще и тормозила марш.

Однако в целом все прошло гладко.

На территорию Косова они проникли тайно, после занятия аэропорта они удерживали его до прибытия основных сил российского контингента. Подробности операции по захвату Слатины остаются секретными. В момент начала бомбардировок премьер-министр России Евгений Примаков летел на переговоры в Вашингтон. Когда он узнал о начале военных действий, то развернул самолет и полетел в Москву.

Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели. Генерал Майкл Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту.

Находившийся на блокпосту гвардии старший лейтенант, командир взвода Николай Яцыков потребовал от генерала Джексона прекратить эти действия под угрозой применения оружия, заявив: «Если ещё раз ты сейчас скажешь слово, здесь и ляжешь. Яцыков, в свою очередь, приказал солдату спрыгнуть с брони и расчехлить ручной гранатомёт, направив в сторону танков. Таким образом была показана серьёзность намерений российской стороны. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта.

Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше российской армии, британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну. Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в группировке НАТО, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала.

Рискованная операция проводилась без договоренности с другими участниками конфликта и позволила русскому командованию на несколько часов опередить войска НАТО, так же двигавшиеся к аэропорту. Заняв «Слатину», российское руководство перехватило инициативу и заявило о своих геополитических интересах в Балканском регионе. Для НАТО маневр русских войск оказался полной неожиданностью. Однако уже через 4 часа после взятия аэропорта под российский контроль возле него появились английские танки и армейские джипы. В небе крутились британские вертолеты, которым приземлиться на аэродроме не дали русские БТР в момент попытки посадки, мчавшиеся им навстречу. Английский генерал Майкл Джексон Первыми в контакт с русскими вступили норвежские спецназовцы, которые доложили о ситуации командующему группировкой сил НАТО британскому генералу Майклу Джексону.

По воспоминаниям десантников, по прибытии к аэропорту Джексон вышел вперед английских танков и стал жестами приказывать машинам двигаться в сторону их блокпоста. Русские солдаты навели в сторону машин гранатометы, а старший лейтенант Николай Ярцев предупредил генерала, что при продолжении провокации его люди откроют огонь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий