Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх. Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда «школой формалистических выкрутасов».
Газета о театре и кино.
- Советская жизнь Всеволода Эмильевича Мейерхольда
- Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе
- фотографии >>
- Возвышение
- Мейерхольд и опера. Несбывшееся
Театр, которого не было Одна жизнь Всеволода Мейерхольда
Орлов , Л. Варпаховский , М. Жаров, Е. Самойлов , С. Мартинсон , Н. Охлопков , В. Плучек , И. Певцов , И. Пырьев , Б. Равенских , З.
Свердлин , М. Царёв , М. Штраух , С. Эйзенштейн , Н. Экк , С. Юткевич , В. Пётр Кончаловский. Портрет режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Мейерхольда же не просто убили, а долго и изощренно пытали. Вот что Всеволод писал Молотову из тюрьмы на Лубянке: «Когда следователи в отношении меня, подследственного, пустили в ход физические методы своих на меня воздействий и к ним присоединили еще так называемую "психическую атаку", то и другое вызвало во мне такой чудовищный страх, что натура моя обнажилась до самых корней... Конвоир, который вел меня однажды с такого допроса, спросил меня — "У тебя малярия?
Клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что, казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток я кричал и плакал от боли.
Валерий Степанов в роли председателя собрания Михаила Мухина предлагает секретарю Виктору Громову Александр Вострухин зачитать статью Платона Керженцева, затем предоставляет слово товарищу Мейерхольду.
Медленно и торжественно входит в зал режиссер Всеволод Мейерхольд под руку с женой, актрисой Зинаидой Райх, неторопливо помогает ей снять пальто, бережно перебрасывает его через спинку стула. Поднимается на сцену, внимательно смотрит в зал. Артисты ждут его покаянного слова, признания ошибок и уверений в скорейшем их исправлении.
Владимир Кошевой играет Всеволода Мейерхольда тонко, нервно, не без налета идеализации образа, особенно в сценах репетиций, разбивающих протокольное собрание. Большую часть действия Кошевой сидит спиной к залу, в первом ряду. Смотреть на то, как он слушает своих высказывающихся актеров, чуть поднимая плечи, словно от ударов, тщетно пытаясь выпрямиться, придавленный непосильной ношей, больно и страшно.
Олеся Соколова в роли Зинаиды Райх вызывающе спокойна. Вся ее воля, все ее силы сосредоточены на том, чтобы быть мужу поддержкой, на выяснение отношений с партнерами по сцене сил нет. Она кажется высокомерной, но каждое ее движение полно сдерживаемым отчаянием.
Как-то в учебном порядке я ставил «Лес» Островского, и один эпизод — где Восьмибратов приходит торговаться с Гурмыжской — я сделал точно по описаниям мейерхольдовского спектакля. Восьмибратов раздевался, разбрасывал одежду, швырял кошелек и так далее. Естественно, я всех предварительно предупредил, что один эпизод будет сделан по Мейерхольду.
Может быть оттого, что зрители знали, что это Мейерхольд, или по другой причине, но этот эпизод прошел с огромным успехом. Вообще, у Мейерхольда некоторые вещи были так придуманы, что, мне кажется, современный театр бы их не переплюнул. Фотография: www.
Он разработал настолько мощные практики, что они вопреки всевозможным искусственным барьерам передаются из поколение в поколение. И я своим студентам стараюсь привить любовь к Мейерхольду, мне кажется это крайне важным в нашем деле. Притом что никто из моего поколения спектаклей Мейерхольда, ясное дело, не видел, все равно это осязаемая, высокая планка.
Крайне важно знать, что так было. Многие его спектакли достаточно подробно описаны. Многие книги, особенно Рудницкий, которого я знаю наизусть, во мне глубоко отложились.
Для себя я этот познанный через книги театр Мейерхольда называю «тотальным театром». Это такой театр, когда, например, один спектакль может вместить всего автора. Много существует легенд о том, как работал Мейерхольд.
Мне больше всего нравится рассказанная кем-то из старшего поколения на кафедре режиссуры ГИТИСа — о том, как к уже постаревшему Мейерхольду приходят на практику молодые стажеры. Он с ними знакомится, показывает действующий макет будущего спектакля. На макете он показывает им подробно одну из сцен, которая завтра будет репетироваться.
Этот блестящий показ производит мощное впечатление, срывает аплодисменты всей группы стажеров. На следующий день они приходят смотреть живую репетицию этой же сцены и видят, что Мейерхольд делает все ровно наоборот». Дмитрий Волкострелов «Судьба Мейерхольда — это страшная история про то, что революция делает со своими детьми» «Честно говоря, сегодня, когда я думаю про Мейерхольда, в первом ряду ассоциаций возникают не его спектакли, не его революционные методы, а то, как закончилась его жизнь.
Вернее, как ему ее закончили. Безусловно, всем, что он в свое время нашел, мы на самом деле активно пользуемся, не вполне даже осознанно. Мы ведь живем в едином информационном поле, в поле искусства, усилиями Мейерхольда в определенный момент сильно расширенном.
Он пошел туда, куда до него не ходили, а теперь и мы можем по открытой им территории ходить, и идти дальше, и тоже это поле расширять. Влияние Мейерхольда на всех нас ровно такое же, как влияние Станиславского, Брехта и прочих, и прочих, — это влияние людей, расширявших границы. Он, кстати сказать, ведь сделал много совершенно фантастических вещей, которые и сегодня бы, мне кажется, работали прекрасно.
Финал «Ревизора» чего стоит — один из самых грандиозных финалов в истории театра. Но судьба, жизнь и смерть Мейерхольда — не менее интересная история. Это упоение революцией, этот образ человека в кожаном плаще с наганом и эта страшная история про то, что революция делает со своими детьми.
И, быть может, звучит она так особенно трагично еще и по тому, что до сих пор не вынесено официального вердикта по всем этим преступлениям, которые были совершены. И здесь мало реабилитации жертв, нужно осудить преступников. Поэтому мы продолжаем жить там, где живем.
Мы ведь все наследники сталинской системы, в которой единственно верным было назначено учение Станиславского. Вот мы и живем в этом во всем до сих пор. Нам до сих пор нужно что-то одно главное, единственное и самое верное просто по инерции.
Иногда мы делаем шаги в сторону, но малые и пока что неубедительные.
К 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Историко-документальная экспозиция приурочена к 146-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, театрального режиссера и создателя принципа биомеханики. 26 мая 1929 года в Твери выступал прославленный режиссер, народный артист России Всеволод Мейерхольд, который сделал доклад на тему «Новые бои на театральном фронте». Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх. Последний месяц осени завершат и встречи с участием Валерия Фокина, посвящённые разговорам о Всеволоде Мейерхольде и о польском театральном режиссёре Ежи Гротовском. Как театральный режиссер Мейерхольд был признан еще в дореволюционной России: с 1907 года он был главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга — Александринского и Мариинского.
Волшебник театра: в Главархиве открылась выставка, посвященная Всеволоду Мейерхольду
Помимо этого Всеволод нередко ставил агитационные спектакли. Однако, когда революционный пыл начал утихать, гротеск Мейерхольда перестал вписываться в социалистические реалии. А вскоре постановки знаменитого режиссера-новатора, и вовсе, начали откровенно раздражать новую власть. Сам Всеволод Эмильевич в сложившейся непростой ситуации нередко, что называется, «подливал масла в огонь», регулярно отправляясь на продолжительные гастроли заграницу.
Фото: biographe. Некогда они вместе играли в любительских спектаклях, между молодыми людьми завязался служебный роман, а свадьбу они отпраздновали в родной для жениха Пензе. Годом позже в семье родилась первая наследница, которой дали имя Мария, затем на свет появились дочери Татьяна и Ирина.
В 1921-м году в труппу режиссера пришла актриса Зинаида Райх, в которую Всеволод Эмильевич практически сразу влюбился без памяти, несмотря на то, что был старше неё на два десятка лет. Она тут же стала примой его театра «ГосТиМ», ради неё мужчина оставил семью, и вскоре женился на Зинаиде. Более того, режиссер даже усыновил детей своей новой избранницы: сына Константина и дочку Татьяну, рожденных в предыдущем браке Райх с поэтом Сергеем Есениным.
Фото: 24smi. После этого на режиссера обрушился шквал критики и обвинений. Тогда Райх решила заступиться за возлюбленного, и написала письмо Сталину, в котором открыто обвиняла его в том, что он попросту не разбирается в театральном искусстве.
Вероятно, такой дерзкой выходкой женщина подписала приговор себе и супругу. Лояльность режиссера к новой власти не стала для него спасением, над его головой сгущались тучи, и о дальнейшей своей участи мужчина, конечно же, догадывался. Тем не менее, он не воспользовался возможностью эмигрировать в Европу, и не остался в Париже, когда у него был шанс во время последних гастролей.
Однако, в списке награждаемых фамилии Всеволода Эмильевича не оказалось. Режиссер попытался доказать, что он по-прежнему «свой», и, как и раньше, лоялен к советской власти, ведь в его театре шли постановки о колхозной деревне, а также воспевались новые герои. От попавшего в опалу и оставшегося без работы режиссера отвернулись практически все друзья, которые еще совсем недавно хвалили его постановки и гордились знакомством с ним.
После того, как театр режиссёра был ликвидирован, Константин Станиславский протянул ему руку помощи и пригласил к себе в Музыкальный театр. Там Всеволод Эмильевич проработал некоторое время, но и так и не сумел воплотить в жизнь свои замыслы — оперы «Дон Жуан» и «Семён Котко». В 1939 году Мейерхольд приезжает в Ленинград — невероятно важный для него город. Именно здесь сформировались его режиссёрский опыт и мастерство: и в студиях, и, конечно же, в Александринском театре, где было поставлено 19 спектаклей. Среди них такие неоспоримые шедевры, как «Гроза», «Дон Жуан» и «Маскарад».
Фото: Елизавета Трубина «Последняя постановка подвела черту ухода одной эпохи и начала другой жизни. Это знаменательный, феноменальный спектакль. Премьера была в феврале 1917 года, когда на улицах уже стреляли, когда уже не ходили трамваи и премьера была под угрозой», — подчеркнул Валерий Фокин. Вернувшись в Ленинград, Мейерхольд ведёт переговоры с художественным руководителем Леонидом Сергеевичем Вивьеном по поводу работы в Александринском театре, в те годы называвшемся Пушкинским. Есть в этом что-то мистическое.
Ничего в жизни не бывает случайны», — заметил Валерий Фокин К слову, спектакль «Мейерхольд. Чужой театр» не единственная премьера грядущего театрального сезона Александринки. Вторая постановка в честь юбилея Всеволода Эмильевича называется «Мейер». Это работа Кирилла Люкевича, молодого режиссёра Большого драматического театра имени Г.
Тот знал, что играть. С началом «оттепели» отдельные кружки богемы вновь заболели эксцентрикой Мейерхольда.
Попытка её реанимации была предпринята не только Театром на Таганке, но и в кино. Но отсылок к эстетике пролеткульта уже никто не понял. Всё как-то само собой улеглось, дурацкие фортели более не проканывали. Время вылечило. Жаль, ненадолго. Если в советские времена по пути Мейерхольда твёрдо шёл один только Юрий Любимов, то ныне — слишком многие.
Цирковые аттракционы заработали с необычайной силой, никуда от них уже не деться. Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции. По теме:.
Ставит пьесы Маяковского, с которым говорит одними и теми же образами. Постановка «Великодушный рогоносец». Она стала противовесом системе Станиславского. Всеволод Эмильевич считал, что переживания, которые актёр испытывает на сцене, рано или поздно приведут его к эмоциональному выгоранию.
Биомеханика же учила актёра, в первую очередь, законам движения на сцене, в которых рождаются правильные интонации, мимика и эмоции. Чтобы достигнуть совершенства в движениях, актёры часами стояли у станка, фехтовали, занимались гимнастикой. Спектакли Мейерхольда 1920-х годов насыщены цирковыми трюками. Так, например, в постановке «Великодушный рогоносец» актёры выполняли сложные акробатические элементы. Одним из них стала «пирамида», символизировавшая коллективизм. Музыка в постановках режиссёра-экспериментатора — одно из главных действующих лиц. Это стержень, объединяющий действие.
Всеволод Эмильевич, как правило, работал вместе с композитором, согласовывал с ним замысел. Так было и с «Маскарадом». Музыку к спектаклю писал Александр Константинович Глазунов. Ритм, а вместе с ним и движения актёров, менялись от величественно-неторопливого до оживлённого, хаотичного настроения бала. Мейерхольд требовал, чтобы в некоторых сценах слово сочеталось со звуком. Репетировали до изнеможения. Рождалась единая композиция, которая завораживала зрителя от первого до последнего действия.
Всеволод Эмильевич перешёл в статус контрреволюционера не за один день. Во-первых, в 1922 году режиссёр обратился за помощью к Троцкому, чтобы получить военную технику для постановки «Земля дыбом». Ему он и посвятил свой спектакль.
PenzaNews - Новости Пенза
Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. Всеволод Мейерхольд в роли Карено(справа) и Николай Ходотов в роли Иервена в пьесе Кнута Гамсуна «У врат царства» на сцене Александринского театра, 1908 г. Фото: РИА Новости. советский театральный режиссёр, актёр и педагог, создатель актёрской системы «биомеханика».
Читайте также
- Расстрелянный театр Мейерхольда. За что пострадал великий режиссер?
- "По вновь открывшимся обстоятельствам" _ Коммунист Ленинграда № 108 (6-2015)
- Мейерхольд и опера. Несбывшееся
- В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
- В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
- Валерий Фокин: Почему режиссер Мейерхольд остается нашим современником
Всеволод Мейерхольд – гроза феминисток
Прокуратурой СССР проверено дело бывшего главного режиссера театра им. Станиславского народного артиста СССР Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича. Исследование известного советского театроведа А.В. Февральского посвящено многосторонним контактам выдающегося театрального режиссера ольда с кинематографом. 2 февраля 1940 года в Москве по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящее имя — Карл Казимир Теодор Мейергольд) — русский и советский театральный режиссер, актер, теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь». Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика».
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд
Иногда решения о тех или иных театральных постановках принимались на заседаниях Политбюро или в кабинетах вождей. Кого-то из режиссеров лишали советского гражданства, а кому-то «излишнее вольнодумство» стоило жизни... Мы решили вспомнить пять наиболее известных случаев травли режиссеров в Советском Союзе. Михаил Булгаков Писатель и драматург Михаил Булгаков был еще и талантливым режиссером, но его постановки либо срывались, либо запрещались после нескольких представлений например, спектакль «Кабала святош». В советской печати постоянно появлялись язвительные филиппики в адрес Михаила Афанасьевича. Но в годы Большого террора обвинители сами стали обвиняемыми. Драматург Владимир Киршон и критик Леопольд Авербах, участвовавшие в травле Булгакова, были расстреляны.
В 1934 году спектакль « Дама с камелиями », главную роль в котором исполнила жена Всеволода Эмильевича, посетил Иосиф Сталин. Постановка вождю не понравилась.
Выставка «Мейерхольд: драма в красном квадрате» рассказывает о судьбе известного театрального режиссера. Он начал свою сценическую карьеру как актер Московского художественного театра, был любимым учеником Станиславского, а впоследствии стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза, автором собственной системы упражнений для актеров «биомеханика». В то время вовсю заявлял о себе символизм, все ответвления модернизма. И говорить о повседневной реальности, играть жизнь, какой она есть, даже жить на сцене было уже не актуально. Зачем рисовать за окном пейзаж, разве у зрителя нет воображения?
Она также периодически устраивала музыкальные вечера. Станиславского, а в 1906 году стал служить в Драматическом театре В. Комиссаржевской сейчас — Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В. Мейерхольда, ставший в 1926 году государственным.
В нашей постоянной рубрике — карточки с самыми интересными фактами из жизни великого реформатора сцены.