Где: Центр Творческих Индустрий «Фабрика», Москва, Переведеновский пер., 18.
Ася Филиппова, директор ЦТИ «Фабрика»: «Мы не монетизируем проекты, связанные с искусством»
Центру творческих индустрий Фабрика – десять лет! Одна из первых площадок в Москве, сформированных по принципу арт-кластеров – ЦТИ Фабрика. Не все еще эти территории освоены девелоперами до конца, и ЦТИ «Фабрика» имеет на своей территории не только современные галереи, но и действующее фабричное помещение. 15 июля Центр Творческих Индустрий «Фабрика» открыл свои двери для Международного фестиваля видео-арта «Сейчас&Потом’22». Сегодня это Центр творческих индустрий «Фабрика» — единственный в Москве пример мирного сосуществования искусства и производства. Перед новым годом наши ведущие отправились в Центр творческих индустрий «Фабрика» в Москве и поговорили с директором центра Асей Филипповой. Центр творческих индустрий «Фабрика» стал единственной площадкой фестиваля «Ночь заводов» в Москве.
Центр творческих индустрий «Фабрика»
Однако мир вокруг стремительно менялся, происходил экономический переворот, и большинству прежних директоров было очень трудно осознать новую реальность, перестроиться и как-то начать с ней взаимодействовать. В этой ситуации у руководства нашей компании возникла серьезная проблема с кадрами — нужно было вводить на купленные предприятия своих людей, во-первых, для контроля, а во-вторых, чтобы чтобы быть уверенными, что старая дирекция в справится с новыми экономическими условиями и сможет в них работать. Происходила же настоящая смена парадигмы! Пожилым людям, которые привыкли действовать в в условиях плановой экономики, приходилось учиться заново управлять своими предприятиями. Тогда я тоже пошла учиться дальше и получила степень MBA в области управления производством и практически сразу после этого стала директором фабрики технических бумаг «Октябрь». То есть вы заведовали производством и ни про какое искусство еще речи не шло? Да, производство шло вовсю. Здесь я узнала, что на свете есть очень специальные бумаги: для деколей и скоростемерные ленты, диаграммная и мелованная… Как для старых директоров был непостижим мир рыночной экономики, так и для меня со свежей степенью МВА был тёмен этот мир технологических регламентов, калькуляции и закупок сырья. Тем более, что сама фабрика находилась в сложном положении: были проблемы со спросом на продукцию и с выплатами зарплат.
И вот я пришла сюда, стала директором, начала разбираться в типах бумаг, вникать во всё, и в течение года мы поняли, что некоторые из них уже нет смысла производить, поскольку они не в состоянии конкурировать с импортными. В общем, всю работу пришлось постепенно перестраивать. В ходе реконструкции и трансформации производства появились свободные пространства, а часть оборудования оказалась не нужна. Сразу же возник вопрос — что с ними делать? Конечно, можно было всё сдать в аренду под склады, это был беспроблемный вариант, но не самый увлекательный. В то же время, уже тогда у меня были интересы в сфере современного искусства, и я взяла на себя смелость предложить акционерам идею создания «творческого кластера», хотя самого термина тогда еще не было. Зато термин «культурный центр» был. В то время у меня не было особенных амбиций и никаких долгосрочных проектов.
Я представляла, что это будет небольшой выставочный зал, порядка двухсот метров, где мы будем показывать художников, с которыми я знакома. Площадок для современного искусства было катастрофически мало, и спрос значительно превышал предложение. Поэтому мне казалось абсолютно оправданным открыть новое выставочное пространство. Мы его выделили и представили в январе 2005 года — довольно большой шестисотметровый цех. При этом никакого опыта выставочной деятельности у меня не было, я слабо представляла, какие нужны условия для проведения выставок, а фабрика, ко всему прочему, находилась в плачевном состоянии: текли крыши, на открытии любой выставки мог вдруг образоваться фонтан из-за прорванной трубы.
В 2005 году руководство решило отдать часть территорий под некоммерческие творческие проекты. Кластер, объединяющий мастерские художников, творческие индустрии и производство, открылся в этом же году под руководством Аси Филипповой. А собственный проект Фабрики «Войти и разрешить» посвящен исследованию Бауманского района и созданию открытой площадки для диалога местных сообществ. Также в 2005 году на Фабрике открылся спецпроект Первой Московской биеннале современного искусства. С тех пор выставки и фестивали вошли в фабричную жизнь, а ее участниками стали более 70 авторов из разных стран.
Клуб познакомит зрителей с редкими видеоработами российских и зарубежных авторов. Экскурсии и воркшопы Посетители смогут присоединиться к экскурсии по музею сообществ «Войти и разрешить», посвященному исследованиям Бауманского района, в котором расположена Фабрика. Пространство «Войти и разрешить» представляет собой комплексную экспозицию, в фокусе которой находятся локальная история промышленных кварталов и жители района. Основатель и руководитель лаборатории экспериментальной печати ПиранезиLAB Алексей Веселовский проведет в этом пространстве две экскурсии, на которых посетители фестиваля смогут узнать о тонкостях и практике применения печатных техник в современном искусстве. В инновационном пространстве Центра дизайн-мышления пройдет семейный воркшоп, где участники получат концентрат знаний и практики по методологии дизайн-мышления на основе реальных кейсов от крупных компаний. Для детей в программе предусмотрен отдельный модуль, вовлекающий в процесс творчества и создания нового прямо на мероприятии. Издательство Ad Marginem, чье основное пространство расположено на территории Фабрики, проведет большую гаражную распродажу. Вместе с распродажей, издательство устроит день открытых дверей — сотрудники проведут экскурсию для всех желающих, которые смогут увидеть, как работают книжные издатели и познакомиться с этапами выпуска книг. Библиотека личных собраний Библиотека личных собраний будет открыта для показа программы от Большого Фестиваля Мультфильмов.
В Переведеновском переулке, куда «переводили» на поселение жителей московского купечества — от чего пошло и название улицы — купила участок предприимчивая жена коллежского секретаря Елизавета Андреевна Дислен. Изначально построив для фабрики одноэтажное здание, Елизавета Дислен скупила и присоединила полдесятка соседних владений за последующие 30 лет. К началу XX века здесь было организовано Товарищество аппретуры — содружество мастерских красильной промышленности. Наследник основательницы привел предприятие к банкротству, и оно было продано за долги господину Хишину. Новый владелец развернул строительство производственных зданий и домов для рабочих.
Энтузиасты
Стык документальности и мифологии в проекте дополняется интерактивной музыкальной инсталляцией и нойз-симфонией Азнаура Онейряна. Во время открытия экспозиции будет проходить живой нойз-концерт. Напомним, вчера в центре творческих индустрий «Фабрика» состоялся совместный концерт музыканта-импровизатора Сергея Летова и Sanchillo Atmosphere Band.
Вера Маханькова, художница и местная жительница, своими силами реставрирует старые деревья в саду вот уже почти десять лет. Вопреки своему имени, Вера не очень верит в долгосрочный успех этой затеи. Но считает при этом, что если спасенное дерево простоит на несколько лет дольше, то это — уже победа. Формально коммунальные службы ей помогают, но на деле помощь часто превращается в профанацию. Поэтому можно сказать, что за жизнь яблонь Вера борется практически одна.
Фото: ЦТИ "Фабрика" Алла Мировская — московский фотограф, художница, куратор и преподаватель, городская исследовательница. В своих проектах Алла Мировская работает с темами памяти, места, идентичности в личной перспективе. Училась на факультете журналистики Московского Педагогического Государственного Университета. Окончила Московский Институт проблем современного искусства 2015-2017. Алла - участница многих международных художественных выставок и проектов, а также фотографических и фотокнижных фестивалей. Автор десяти самостоятельно изданных фотокниг. Художница рассказывает о съемке слепков стволов яблонь с помощью фольги: "Бытовая фольга — мягкий пластичный материал.
Лист плотно прилегает к стволу дерева, фиксируя его рельеф, выпуклости, изгибы, повреждения, мельчайшие бугорки и трещинки.
В статье расскажем, на какие современные школы стоит обратить внимание. В каждой из них предусмотрен бесплатный пробный урок, позв Открытые бассейны Москвы 1. Бассейны в парке «Сокольники» Один из них ещё и с подогревом. Также имеется место отдыха на Путяевских прудах, однако, как раньше, там не искупаешься.
Организаторы считали, что целью виртуальной платформы может стать в том числе преодоление — хотя бы на культурном уровне — обострения той геополитической обстановки, которая не могла и не может способствовать укреплению международных отношений в сфере современного искусства. С февраля 2022 года вопрос культурного взаимодействия перестал быть главной повесткой.
Центр творческих индустрий «Фабрика»
Выставка «Шарнирный человек» в Центре Творческих Индустрий «Фабрика» | С 2005 года на территории Фабрики технических бумаг «Октябрь» создано арт-пространство для некоммерческих творческих проектов. |
Выставка Открыть, закрыть, повторить, Москва – Афиша-Музеи | В Центре Творческих Индустрий "Фабрика" стартовал проект Аллы Мировской "Ветка имени", посвященный отношению людей к деревьям. |
Смотрите также:
- Смотрите также:
- В Москве площадкой фестиваля станет Центр творческих индустрий «Фабрика»
- ВЫСТАВКА УЧАЩИХСЯ ИСИ "ПУЛЬСИРУЮЩАЯ МАТЕРИЯ" НА ФАБРИКЕ
- Концерт Сергея Летова и Sanchillo Atmosphere Band состоялся в ЦТИ "Фабрика"
Выставка «Возвращение Колобка и еще несколько странных аттракторов» в ЦТИ «Фабрика»
Центр творческих индустрий «Фабрика» открывает новую площадку для самообразования, общения и творчества. Директор Центра творческих индустрий (ЦТИ) «Фабрика». В ЦТИ «Фабрика» на Бауманской открывается новое общественное пространство — основой для «Библиотеки личных собраний» стала коллекция книг художников и резидентов центра.
ЦТИ «Фабрика» и Музей историй Электрозавода запустили совместный проект
Центр Творческих Индустрий «Фабрика». Центр творческих индустрий «Фабрика» открывает прием заявок на восьмую сессию программы «Фабричные мастерские». Директор ЦТИ «Фабрика» Ася Филиппова считает, что современное искусство в России там и не достигло заслуженной популярности.
Навигация по записям
- Интервью с директором Центра творческих индустрий «Фабрика» Асей Филипповой
- Поделиться
- ЦТИ «Фабрика» представляет биеннале «Я буду рядом»
- Интервью с директором Центра творческих индустрий «Фабрика» Асей Филипповой
Мы — союз профессионалов, развивающих креативные кластеры в России.
Что изменилось? Удалось ли привлечь местное сообщество? Я не могу сказать, что мы доделали полностью наш музей, потому что он задумывался и работает как «work in progress». Он дорастает, прибывает в своём объёме, но при этом каждый год мы открываем и осваиваем определенную нишу. Что касается местных сообществ, то прошлым летом у нас был очень интересный опыт. Наталья Смолянская и ее ученики делали цикл экскурсий по району в рамках Молодежной биеннале. Мы назвали его «Это странное место». Каждая экскурсия проходила по местам нашей или соседней фабрик, где таится много секретов и интриг.
И мы рады, что нам удалось заинтересовать большое количество людей. О настоящем и будущем Как Вам кажется, что сегодня больше всего волнует художников? Очень многих волнует неизвестность, отсутствие стабильности и понимания того, что будет с тобой. Это волнует всех, но художников в особенной степени. Конечно, сегодня также злободневны проблемы отсутствия понятия «современный художник» и низкий уровень развития арт-рынка. Если ты занимаешься актуальным искусством, то шансы продать свою работу крайне малы, а коллекционеров и ценителей у нас архи мало. Так и происходит, что творчество вынужденно переходить в разряд хобби.
Конечно, это тяжело и травматично для художников. Чему сегодня уделяется больше внимание для развития ЦТИ «Фабрика»? Как Вы стараетесь привлечь авторов и зрителей? У нас, безусловно, есть своя сложившаяся аудитория, но есть также куда расти. Сегодня мы уделяем больше внимание нашим выставочным площадкам, их оборудованию, состоянию зданий, где они находятся. Мы хотим, чтобы наш центр стал более дружественным и удобным для посетителей. Тот, кто приходит на «Фабрику» в первый раз, находится в замешательстве, с трудом находит нужные помещения.
Наша команда старается это исправить. При этом важно не превратиться в развлекательный центр, а стать более ориентированными на посетителей. Вы отмечаете четырнадцатый день рождения. Чем Вы гордитесь за эти годы? Сегодня и всегда я очень горжусь тем, что «Фабрика» была одним из первых центров, и единственная просуществовала на одном месте с момента основания и до сегодняшнего дня. Центр творческих индустрий «Фабрика» — это тихая и упорная «рабочая лошадка». Я считаю, что такое твёрдое следование своим целям и своему стилю — это достойная линия жизни.
Каким Вы видите будущее «Фабрики»? Будущее я вижу вполне лучезарным. Мы очень ждем нового проекта, достойных выставок и талантливых художников. Думаю, что вскоре «Фабрика» преобразится и заживет по-новому. Сегодня будет открытие выставки победителя пятой сессии «Фабричных Мастерских» Андрея Кузькина «Дар забвения или формула пустого мира». Ваши впечатление об этой выставке? Вообще, я еще не видела выставку, так как Андрей Кузькин хранит интригу, а у меня нет привычки и цели контролировать автора.
Андрей — очень опытный художник с большим списком сильных персональных проектов. Важно также, что у Андрея не бывает случайных работ. Они все соединяются в один путь, который проходит автор и его персонаж. Это по-видимому такое alter-ego Андрея. Герой мучается, страдает, находится в отчаянии, ищет и мечтает. Выставка «Дар забвения или формула пустого мира» связана с большой инсталляцией Андрея, над которой он работал в нашей мастерской. Эта инсталляция будет представлена весной.
А сегодняшняя выставка довольна мрачная, но те вещи, которые хочет донести Андрей до зрителей, они важны, и их не стоит забывать. Нам также удалось поговорить с победителем пятой сессии «Фабричных Мастерских» Андреем Кузькиным.
Он дает возможность художникам получить место для работы и демонстрации выставок. На территории Фабрики активно развиваются и социальные проекты: с 2016 года существуют Музей района, организованный кураторской группой «Войти и разрешить». Группа исследует историю, культуру и память района вокруг Центра. Читать далее В рамках акции пройдет обзорная экскурсия по выставочным пространствам: - Зал "Артхаус" выставка художницы- резидентки Вероники Актановой - Цех отделки "Границы невидимого".
Майское цветение сирени и ландышей. Прогулки и московское метро. Ночные шумные мероприятия.
Из персонального проект стал коллективным, было принято решение отказаться от социологических интервью и открытых воркшопов, прямые обращения к общественно-политическим событиям были заменены на опосредованные, изменено название, и, наконец, проект несколько раз находился на грани закрытия. На выставке "Бауманские узоры" показан новый, сложный, интересный и опасный временами район, который создан из карт, детских игр, теневого театра, рукоделия, совместных прогулок. Фантастический район теперь заселен множеством персонажей - исторических, литературных, воображаемых. На одной - текстильной - плоскости соседствуют, дружат, любят, враждуют, воюют - разные героини и злодейки, жертвы и палачи, красавицы и чудовища из разных исторических эпох и стилей. Текстильные объекты Евгении Абрамовой Женя Яуза концептуально объединяют между собой такие элементы как швейная мастерская из романа "Что делать? Незастроенную лужайку на Большой Почтовой улице и юбку, сшитую в "цыганском стиле". Фигуру "еврея-портного" Мотэле и подъезд жилого дома на Разгуляе.
Узелки на память: Новый проект Владимира Селезнева открылся в ЦТИ "Фабрика"
Сегодня это — Центр Творческих Индустрий ФАБРИКА — единственный в Москве пример мирного сосуществования искусства и производства. Центр творческих индустрий «Фабрика» – это тихая и упорная «рабочая лошадка». Центр Творческих Индустрий «Фабрика» отметил свой 19-й День рождения, а программа «Фабричные мастерские» преодолела 10-летний рубеж. В Центре творческих индустрий «Фабрика» проходит дипломная выставка студентов 4-го курса Школы дизайна ВШЭ направления «Современное искусство». 29-го января Центр творческих индустрий (ЦТИ) Фабрика открыл свой Новый Сезон-2016 и отпраздновал 11-й День Рождения! Перед новым годом наши ведущие отправились в Центр творческих индустрий «Фабрика» в Москве и поговорили с директором центра Асей Филипповой.
Фестиваль «Ночь заводов» в Центре творческих индустрий «Фабрика»
Она работает в перформативной технике биотипии, применяя ее в медиа-арте, 3D-объектах и арт-инсталляциях. Каждый день как День сурка. Этот проект создан для людей, которые мечтают еще раз пережить эмоции, испытанные в замкнутом пространстве во время локдауна, чтобы теперь отпустить их уже навсегда, — говорит Марина Звягинцева. В большой квартире на «Фабрике» представлены 7 интерактивных инсталляций — предметы интерьера, наполненные новыми смыслами.
В её музыке красиво... Более двадцати современных художников объединились в общем проекте, чтобы создать коллективное высказывание Большинство работ, представленных на биеннале, созвучны названию — «Я буду рядом», которое символизирует собой призыв делать искусство всем вместе. Художники исследуют тему перемены места жительства, как планируемого,...
Посетители смогут понаблюдать изнутри и ощутить, чем живет Фабрика, как много разных коллективов и сообществ соседствуют здесь друг с другом. Бренд Begimod представит одежду и аксессуары из кожи и меха; Мастерская Высокой Печати «Суворов и Ко» — открытки высокой печати, гравюры и плакаты; Студия мозаики «Фавока» — милые мозаичные объекты: броши, подставки под горячее, стеклянные фонарики с сухоцветами, а также украшения из полудрагоценных камней и жемчуга; Елизавета Дзуцева художник и сценограф театра LIQUID — натуральное мыло и косметику ручной работы и витражные украшения в технике Тиффани; компания Mongrel и мотомастерская D.
Компания Капиталстрой представит на маркете образцы мебели, предметы декора и арт-инсталляции собственного производства из металла, стекла и других материалов, созданных лучшими мастерами своего дела. Библиотека им. Чиполлино прочитает лекцию про веганские корма для животных и представит букинистическую литературу и самодельный мерч, — доход от продаж пойдет в пользу приюта Два Пса. Выставки и кино Для гостей фестиваля будут открыты три выставочных проекта: выставка мозаики «Знакомый образ» и два студенческих проекта: выставка Московской Школы фотографии и мультимедиа им. Кураторы и художники проведут авторские экскурсии по выставкам. Специальную программу представит видеоклуб Дианы Галимзяновой в галерее «Бомба». Клуб познакомит зрителей с редкими видеоработами российских и зарубежных авторов.
В одно из помещений — которое мы позже стали использовать под выставочный зал «Оливье» — не было удобного входа, и нам в голову приходили фантастические идеи: например, переделать шахту лифта под входную группу или вообще купить трап от самолета, чтобы использовать его как лестницу на второй этаж.
Правда, в итоге мы обошлись переносом стен. Но вариант с авиационным трапом действительно обсуждался. Тем не менее мы радуемся, когда наши резиденты продолжают деятельность, связанную с бумагой или печатью, как, например, лаборатория экспериментальной печати ПиранезиLAB. Все заслуги в воплощении проекта принадлежат его руководителю Алексею Веселовскому, но предложение исходило от «Фабрики». И мы гордимся, что отчасти тоже дали жизнь этому, уже знаменитому проекту. У нас не было больших инвестиций или богатых спонсоров, которые могли бы превратить «Фабрику» в роскошный выставочный комплекс. Когда начали появляться такие площадки, как «Винзавод», стала очевидна разница и в оборудовании, и в размере финансирования, и в уровне комфорта. Я долго расстраивалась по этому поводу, но потом поняла, что благодаря ресурсным ограничениям нам удалось найти свой путь.
У нас особое месторасположение — мы не находимся на набережной, из окон не видно Кремля, и Гоголевского бульвара поблизости тоже нет. И все же постепенно бывшая промзона превращается в джентрифицированный район Москвы. В силу своего месторасположения — это не совсем центр и не совсем периферия — «Фабрика» оказалась удобна для представителей творческих индустрий. Она подходит не столько для презентаций, пышных показов и ярких зрелищ, сколько для работы мастерских и резиденций. И мы сконцентрировались на этом направлении. Сейчас я довольна, что мы выбрали этот путь. Наш центр создан, прежде всего, для представителей креативных индустрий — чтобы они могли сосредоточиться на работе: атмосфера здесь располагает к творческому труду и общению между резидентами, а не к развлечениям и тусовкам. Тем более, многие творческие люди предпочитают работать в спокойной обстановке: чтобы им не мешали, не заглядывали в окна или не фотографировались на фоне произведений.
И в этом смысле «Фабрика» — удобное место. В одном интервью вы говорили, что это скорее лаборатория, а не коммерческое предприятие. В этом смысле мы отличаемся от «Винзавода», который создавался как собрание лучших галерей, занимающихся продажей искусства, и в первую очередь фокусировался на арт-рынке. А мы действительно про другое: все наши программы и проекты финансируются из денег, которые мы сами зарабатываем. Это, скорее, некая благотворительность внутри организации. И, безусловно, лаборатория, ведь мы показываем некоммерческие экспериментальные проекты. На «Фабрике» художник может работать, не думая о том, как потом продать результат. И я рада, что мы можем предложить такую возможность.
Насколько я знаю, он ориентирован на художников старше 35 лет — подобное встречается нечасто, обычно все поддерживают молодых. Спасибо Елене Куприной-Ляхович, которая консультировала меня при открытии выставочного зала, — это именно с ней, кстати, мы думали про трап от самолета. Она помогла переформатировать программу «Фабричных мастерских»: обратила внимание на ситуацию, что почти все гранты и программы ориентированы на художников до 35 лет. Между тем, понятие молодости изменилось вместе с увеличением продолжительности жизни, и сейчас 35 лет — это молодой человек.
Интервью с директором Центра творческих индустрий «Фабрика» Асей Филипповой
В Центре творческих индустрий "Фабрика" открылось сразу пять выставок, информирует телеканал "Культура".Выставки открылись в рамках Параллельной программы VII Московской. Центр творческих индустрий активно развивает и социальные проекты, например, Музей района, который исследует историю и культуру центрального района. 12 августа 2023 года Центр творческих индустрий «Фабрика» приглашает на Ночь заводов. В Центре творческих индустрий «Фабрика» проходит дипломная выставка студентов 4-го курса Школы дизайна ВШЭ направления «Современное искусство». В Центре творческих индустрий «Фабрика» в «Цехе Отделки» 15 июля запустят новый проект-выставку художника Аллы Мировской «Ветка имени».