Новости синдром отличника у ребенка

Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам.

Признаки и проблемы синдрома отличника

  • Супер Логопед | Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
  • "Опять на пять!": как избавиться от синдрома отличника?
  • Что такое синдром отличника?
  • Найди то, не знаю что

Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?

Конечно, родителям со своими отличниками обычно легко, особенно с теми, кто еще не достиг подросткового возраста. Приятно иметь ребенка, который много читает, размышляет, постоянно занят делом, к чему-то стремится, добивается первенства. Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие - постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей. Если единственная цель - получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений и развлечений.

Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии. Конечно, далеко не у всех отличников и отличниц есть описанные сложности, но если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками или что Вы сами несколько преувеличиваете их ценность, воспользуйтесь следующими советами. Совет N1. Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе.

Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого - тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.

Ваш первый вопрос после того, как малыш возвратился из школы домой "Что ты сегодня получил" С этим нужно что-то делать! Например, замените его на "Что интересного было в школе" Задавая этот вопрос, мы подчеркиваем не сам процесс получения знаний, а конечный результат - оценку, которая, как известно, штука субъективная и ставится, порой, не за успехи в учебе, а за старательность, поведение или за забытую физкультурную форму. Совет N2. Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков. Успокойте ребенка и объясните, что Вы будете любить его независимо от оценок, которые он получает.

Объясните малышу, что школьная отметка показывает, что ты уже знаешь и сколько еще можно сделать для того, чтобы продвинуться в изучении конкретного предмета. Очень важно убедить ребенка в том, что отметка не оценивает его как личность и Ваша любовь к нему не зависит от школьной отметки.

Это может быть связано с установкой о необходимости быть идеальным во всем, в том числе соответствовать недостижимым стандартам красоты. Один из первых исследователей перфекционизма Дон Хамачек считал главной причиной возникновения «нездорового», или «невротического», перфекционизма непоследовательное поведение родителей, которые либо слишком часто ругали ребенка, либо выражали свое одобрение, только когда он выполнял какие-то условия и достигал в чем-то успеха. В результате, — утверждает психолог, — человек вырастает с мыслью, что он должен стать идеальным, иначе никто не будет любить и принимать его.

Несмотря на глубокие корни проблемы, уменьшить проявления синдрома отличника можно и во взрослом возрасте. Свою эффективность в этом вопросе доказала когнитивно-поведенческая терапия. Попробовать несколько упражнений из этой области можно самостоятельно. Эти качества часто поощряют в учебе и даже указывают в качестве требований в описании многих вакансий. Именно поэтому первый шаг в борьбе с нездоровым перфекционизмом — осознание проблемы.

Начать можно с прохождения опросника — например, оценить себя по шкале, разработанной Флеттом и Хьюиттом. Авторы выделяют три типа перфекционизма: Направленный на себя, при котором человек предъявляет неоправданно завышенные требования к себе.

Семья — второй, и, наверное, даже более значимый. Именно в семье дети подвергаются деструктивному воздействию неопытных, а иногда и откровенно плохих родителей. Именно близкие люди дают первый неудачный опыт, который потом вызывает ряд психологических проблем. А именно: Компенсация собственных неудач. Родители муштруют ребенка, потому что сами многое упустили в детстве или юности. Теперь пытаются за счет маленького человечка исправить свои ошибки. Завышенные требования. Сами носители синдрома и детей такими делают.

В воспитании преобладает акцент на «достигаторство» — погоня за успехом даже при отсутствии моральных и физических ресурсов. Дефицит внимания. Чтобы компенсировать недостаток времени, проведенного с ребенком, родители поощряют его излишней похвалой, подарками, поблажками. А он, в свою очередь, измеряет родительскую любовь «подношениями». Такие отношения в семье нельзя назвать психологически здоровыми не только в плане риска развития синдрома отличника, но и в других смыслах. Заниженная самооценка. Прилежностью и хорошей учебой ребенок старается компенсировать свою неуверенность в себе и обилие комплексов, психологических барьеров. Родители же слепы к истинным проблемам своего дитя: учится хорошо, значит, всё с ним нормально. Любовь нужно заслужить.

Особенно высок риск развития синдрома отличника у ребенка именно в той сфере, где родители не смогли себя реализовать. Во-вторых, это недостаток внимания со стороны родителей, в результате чего ребенок стремится получить это внимание через похвалу взрослых, прилагая для этого порой титанические усилия. В-третьих, это низкая самооценка самого человека и его попытки повысить ее через признание его достижений другими. После этого дайте себе право в этих сферах делать что-то не идеально, а просто хорошо, то есть снизьте самоконтроль и требовательность к самому себе.

Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить

Особенно высок риск развития синдрома отличника у ребенка именно в той сфере, где родители не смогли себя реализовать. Возникновение синдрома отличника у ребенка, прежде всего, связано с межличностными отношениями внутри семьи. Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Синдром отличницы плавно вытекает из синдрома самозванца, когда мы не способны приписывать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям (читайте также: Синдром самозванца: 5 способов заставить его работать на вас).

Синдром отличника у ребенка

Если же она блокирует спонтанность, способность рисковать, пробовать что-либо новое, то стоит с этим разобраться. Перфекционизм или синдром отличника? В отличие от перфекционизма синдром отличника направлен именно на одобрение со стороны окружающих, например, на то, чтобы они высоко оценили результат вашей работы. А перфекционизм нацелен на процесс работы: чтобы получить качественный результат, не обязательно иметь высокую оценку со стороны. Особенности синдрома отличника у детей и у взрослых Существует несколько важных особенностей и критериев, по которым можно понять, что у ребенка есть такой синдром. Зависимость от чужого мнения Если вы замечаете, что ребенок легко опускает руки, слыша критику в свой адрес, или, наоборот, становится самоуверенным после похвалы, то стоит обратить на это внимание. Конечно, наше окружение на нас неизбежно влияет, но важно, чтобы это влияние не было чрезмерным. Пятерка любой ценой Если из-за давления родителей ребенок старается получать только пятерки и никакую другую оценку принять не готов, то будьте уверены: такое отношение выматывает и эмоционально истощает его.

Ребенок живет с мыслью, что в противном случае он не нужен и не важен для родителей. В будущем у него может появится такая ошибка мышления, как принцип «все или ничего». Страх ошибиться Двойки, незнание ответа, неготовность к уроку, любые ошибки воспринимаются ребенком как ужас и кошмар.

Как победить «синдром отличника» Лучше не побеждать, а предупредить его. Это задача родителей. Нужно соблюдать всего два простых правила. Любить своего ребенка и давать ему это чувствовать. Лучшее лекарство от синдрома отличника — это безусловная любовь и ласка родителей. Для детей крайне важно знать, что мама и папа дорожат ими такими, какие они есть.

И даже если фотографию сына или дочери не поместят на доску почета, это не умаляет их ценности в глазах близких. Плохо написанная контрольная, замечание в дневнике — это не повод набрасываться на ребенка с осуждением. Необходимо спросить себя: стоят ли высокие оценки его душевного благополучия? Лучше обнять и объяснить, что ошибки совершают все — это нормально.

Портал «Я—родитель» дает пять рекомендаций родителям , которые помогут ребенку избавиться от синдрома отличника. Умерьте свои амбиции Родителям стоит постоянно корректировать свои ожидания, чтобы они соответствовали способностям детей. Задумайтесь, насколько они соотносятся с возможностями вашего ребенка. Ведь максимум отметки для каждого ученика свой. У одного это пятерка, а у другого — тройка. Если вы хотите изменить что-то в своем ребенке, то начните с себя.

Снизьте планку по требованиям к сыну или дочери, отказавшись от амбиций воспитать «идеального ребенка». А главное, пересмотрите свое отношение к успеваемости чада — успех в жизни не всегда зависит от оценок в школе! Воспитывайте правильное отношение к оценкам Объясните ребенку, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли его настроение и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их успехов в школе. Проявляйте к ним свою любовь и заботу вне зависимости от отметок в дневнике. Не сравнивайте ребенка с другими детьми Если вы не хотите вырастить неудачника, обиженного на весь мир и потерявшего уверенность в своих силах, перестаньте сравнивать своего сына или дочь с другими «успешными и талантливыми» детьми. Ругая одного и хваля другого ребенка, навязывая его как пример первому, вы противопоставляете их друг другу.

Трехкомнатная квартира, где по классике жанра жили, в нашем случае: прадедушка, прабабушка, мама, папа и с 91 года ещё и я. Жили более-менее. Конфликты разного рода имели место быть. В целом, казалось бы, жизнь особенно ничем не примечательной семьи. Время шло. Я ходила в детский сад. Уже в тот период я помню, что ко мне применялось физическое насилие со стороны мамы и папы. Помню, что папу я бояться начала уже тогда. Когда на меня замахивались или мне казалось, что замахивались, я пригибалась или прикрывалась рукой. Со временем выработался такой инстинкт самозащиты. Началась школа. Тут каким-то образом так случилось, что я начала учиться на одни пятерки. Получила звание «отличница», и как вы понимаете, планку мне впоследствии спустить уже не давали. Я гуманитарий. Математика в любом ее проявлении мне давалась усилиями, дополнительными занятиями и слезами, а также ощущением собственной неискоренимой тупости.

Синдром отличника изводит российские семьи

Ребенок, который отдает себе отчет в своих стремлениях и потребностях, никогда не «словит» синдром отличника: он будет следовать своему естеству и не насиловать себя. Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. Как правило, синдром отличника формируется в школьном возрасте, когда родители требуют от ребенка учиться только на «отлично» и никак не меньше.

MANIFESTATIONS OF THE "EXCELLENT STUDENT SYNDROME"

  • Синдром отличника негативно сказывается на здоровье ребенка | 22.05.2023 | В Татарстане
  • Симптомы синдрома отличника
  • Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
  • Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ

Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться

под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги. Со стороны кажется, что ребенок с синдромом отличника — это просто сплошные плюсы: исполнительный, ответственный, всегда с хорошими оценками, не подведет, слушается родителей, принимает авторитет без скандалов. Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении.

Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника

Научитесь верно относиться к своим соперникам Соперничество не всегда плохо, здоровая конкуренция бывает даже на пользу. Но вот если вы ликуете от чужих неудач, собственные воспринимаете как конец света и, наоборот, огорчаетесь чьими-то победами, а свои не приносят никакого удовольствия, это ненормально. Не надо сравнивать себя с другими. Вы — это вы. Второе место тоже призовое. А неудачи учат куда больше, чем победы. И опять же процесс должен приносить удовольствие. Если заниматься тем, что не любишь, да ещё с таким рвением, это приведёт к выгоранию. Осознайте, чем именно вы хотите заниматься, и полюбите сам процесс Как помочь победить синдром отличника ребёнку?

И вы будете испытывать разочарование каждый раз. С таким круговоротом пора заканчивать, ничего хорошего в нём нет. Проанализируйте все сферы своей деятельности. Найдите ту, которая доставляет вам настоящее удовольствие, — не только результат, но и процесс. И направьте на него свои силы. Все остальные области не настолько для вас важны. Не надо убивать свои силы и здоровье на них. Любимым делом надо наслаждаться.

Осознайте, что для любви нет причины Возможно, вам и могло показаться, что хорошее отношение семьи к вам возникло лишь на основе каких-то достижений. Но это совсем не так. Для этого чувства не нужны причины. Близкие и друзья просто рады быть с вами. А если нет, то нужны ли вам рядом такие люди? Научитесь делегировать обязанности Как справиться с синдромом отличника у взрослых?

Тут вы должны были бы мне похлопать и выслушать долгий рассказ. Именно так и было буквально полгода назад, пока мне не удалось избавиться от этой болезни.

Да-да, именно так я называю этот синдром, который на протяжении нескольких лет мешал мне здорово существовать. Ребята, которые страдают этим, я с вами и очень хочу поддержать и помочь. Не бойтесь признаться, что вы перфекционист в плохом смысле этого слова, ведь вы не одни! Чтобы не быть пустословом, я собрала пару советов, которые направят и ответят на главный вопрос: как же избавиться от синдрома отличницы? Время кардинальных перемен Отрежьте челку, не сделайте домашку или вообще устройте себе день отдыха в какой-нибудь рабочий четверг. Короче действуйте по непривычному сценарию. Это поможет расслабиться и ощутить, как можно жить. Научитесь не перерабатывать Сюда отнесем делегирование задач, тайминг на дела и режим дня.

Например, во вторник вы сели за домашку и отвели себе 2 часа. Сделать это вы успеете в другие дни.

Любая ошибка — опыт. Неудачи не должны стать чем-то негативным. Наоборот, именно благодаря ошибкам мы получаем новый опыт и знания. Научите ребёнка действовать согласно внутренней мотивации, а не ждать похвалу и разрешение от родителей. Вывод: Синдром отличника - это убеждение, что идеал может и ДОЛЖЕН быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. Но человек взрослеет. Синдром отличника вполне можно приобрести и позже: например, в институте, на первой работе. Кроме того, в какой-то момент он перестает зависеть от системы оценок и становится чертой характера человека, которая связана с излишним напряжением и постепенно усугубляется, приводя к неврозу, депрессии, апатии, бессоннице, нервным срывам и вплоть до реактивного психоза.

Самые частые проблемы, преследующий уже во взрослой жизни человека, страдающего от синдрома отличника: -Неумение выбрать свою цель, необходимость подражать кому-то, следовать чему-то. Это - прямой путь к кризису, потому что в какой-то момент человек неминуемо задастся вопросом, а куда я хотел прийти к этому возрасту, а где я есть сейчас, а ради чего я прожил свою жизнь? И ответы на эти вопросы его не порадуют, потому что жизнь он прожил совсем не для своих ценностей. Они вполне могут оказаться талантливыми, образованными специалистами, забытыми на младших должностях или даже на местах, не требующих образования и опыта, где обычно набираются сил вчерашние студенты, чтобы идти дальше вверх по карьерной лестнице. На его доброте будут наживаться, на его шее - комфортно рассядутся, за его счет будут выигрывать все, кроме него, его труд будут эксплуатировать, не давая ничего взамен. В результате, истощенный, с убитой нервной системой, человек незаметно увядает. Такие люди во взрослом возрасте - первые в списке на попадание в секту, финансовую пирамиду и прочие сомнительные организации. Своего стержня у них или нет, или они не научились им пользоваться, поэтому кто угодно может их подстроить под себя, а они это позволят: синдром отличника научил их подстраиваться виртуозно. Это причина, по которой движение по жизни дается им со скрежетом. Чаще всего, такие люди предпочитают "скромненькое, зато свое" - и дело тут не в любви к стабильности и осознанном выборе, а в том, что они не могут оторваться от места и перейти на другое.

Они потеряли гибкость. И если проблема невозможности меняться и динамично развиваться не кажется вам серьезной, то подумайте вот о чем: мир меняется, существенные перемены в существующем порядке не могут быть остановлены решением одного человека. И если человек не умеет адаптироваться к новым условиям, то неминуемые перемены в мире будут создавать ему тот еще стресс.

Планирование своей деятельности носит чрезмерный характер. В жизни отличника нет места спонтанности, а каждый шаг в учебе и на работе продуман до мелочей. Гибкость в изменившейся ситуации переход на другую работу, неприятие со стороны нового начальника, отсутствие похвалы в семье становится невозможной и ввергает в отчаяние. Даже самый малый неуспех в работе становится причиной выраженного снижения самооценки.

Характерны постоянное чувство усталости, вины, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Критика и совершенные ошибки могут спровоцировать развитие депрессии. Отсутствие возможности получить удовольствие от процесса, потому что слишком высока зацикленность на результате. Серьезное эмоциональное, профессиональное истощение и выгорание. Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб. Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий