«Подскажите, пожалуйста, как матери, имеющей синдром отличника и страдающей чрезмерной самокритикой, воспитать ребенка в другом русле? — интересуется пользовательница под ником Sova. Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое.
Синдром отличника. Почему опасно быть лучшим
Газета.Ru: Методист объяснила, к каким последствиям может привести «синдром отличника» у ребенка | В этом видео с психологом обсудим как воспитывать детей, нужно ли избавиться от синдрома отличника? |
Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться? | Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. |
"Опять на пять!": как избавиться от синдрома отличника? | Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред. |
Методист Лэндри рассказала, что синдром отличника грозит ребёнку развитием невроза — РТ на русском | Как понять, что ребёнок страдает синдромом отличника? |
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Вы прекрасны, по-своему особенны, напишите это на видных местах и повторяйте как аффирмацию каждый день. Какие-либо замечания чаще всего делаются из добрых побуждений. Почаще спрашивайте совета у близких, приучите себя к мысли, что невозможно да и вовсе не нужно никогда не поддаваться критике. Но знайте меру! Люди любят переходить черту, такого отношения к себе позволять ни в коем случае нельзя. Советы от Умскул Ну а мы позволим себе немного дополнить Олю и дать парочку полезных ответов на вопрос, как убрать синдром отличницы раз и навсегда. Наладьте отношения с семьей и не бойтесь проявлять любовь и хвалить людей за успехи. Так, они поймут, что вы хотите к себе ровно такого же отношения.
Не приписывайте окружающим те мысли, которых у них вовсе не было. Слушайте не только голову, но и сердце. Учитесь отдыхать. Начните вести дневник или найдите какое-то творческое занятие, которое помогло бы вам релаксировать и телом, и душой.
Цель: теоретическое и эмпирическое обоснование «синдрома отличника» в зависимости от наличия высокой ситуативной тревожности в условиях оценивания. Объект: «синдром отличника». Предмет: взаимосвязь «синдрома отличника» с наличием ситуативной тревожности в условиях оценивания.
Гипотеза: у учеников с выраженным «синдромом отличника» повысится ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность останется неизменной либо повысится незначительно. Были созданы две рандомизированные группы по 20 человек в каждой. Процедура одинакова для обеих групп, за исключением 3 этапа : 1 Психодиагностика, срез 1 «Тест Спилберга на ситуативную тревожность». Экспертами были пять преподавателей психологического факультета Самарского университета. При этом вы должны знать, что качество выполненной вами работы отражает честь школы, так как ее результаты будут направлены в министерство. Были использованы 10 заданий из теста на интеллект Айзенка. Это было сделано для того, чтобы создать условия невыполнимости, вследствие чего у учеников с «синдромом отличника» тревожность возрастала значительнее.
Таким образом, и в контрольной, и в экспериментальной группе были созданы условия значительной сложности для того, чтобы ученики столкнулись с ситуацией преодоления. Результаты: при взаимосвязи высокой ситуативной тревожности, вызванной ситуацией оценивания и нерешенными заданиями, с низкими баллами в авторской анкете «синдром отличника» можно говорить о «синдроме отличника». Выводы: гипотеза была подтверждена, так как действительно у учеников с выраженным «синдромом отличника» менее 40 баллов по анкетированию повысилась ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность осталась неизменной либо повысилась незначительно. Следовательно, мы можем утверждать, что «синдром отличника» значимо коррелирует с ситуацией оценивания и отсутствует в безоценочной ситуации. Перспективы исследования: планируется расширение выборки, включающее в себя взрослых людей, имеющих работу, с целью изуче- ния проявления «синдрома отличника» на работе, так как мы предполагаем, что данный феномен не исчезает в процессе взросления, а остается на всю жизнь. Если данная гипотеза подтвердится, то будет интересно узнать, какие именно проявления свойственны взрослым людям, а также какие существуют отличия между детской и взрослой выборкой.
Действуйте, ориентируясь на свои желания и потребности, не стремитесь получить признание других людей. Если наличие синдрома отличника серьезно снижает уровень вашего субъективного благополучия, но вы не можете справиться с ним самостоятельно, обратитесь к психологу», — заключил эксперт.
Психологи рассказали, как научиться расшифровывать чужие чувства 11 января психолог, бренд-стратег и основатель компаний Simuran Consulting Владмира Симуран рассказала «Известиям», как справиться с критикой и хейтом , и объяснила, почему оставлять его без обратной связи вредно для психики. В первую очередь она посоветовала определить, точно ли это хейт или в словах оппонента есть рациональное зерно.
Понимаете, да, человек с хорошей опорой на себя самого вряд ли будет постоянно добиваться одобрения от каждого встречного. Ищем тесты, гуглим игры, выказываем безусловную любовь, записываемся в театральный кружок, заводим копилку достижений, пишем дневники успеха.
Поднимаем, как можем. Что еще: Устраиваем ребенку прогул — школы, кружка, садика. Прям сбегаем в рабочий день — хрумкать мороженое в парке. Пусть узнает, как это здорово и весело — иногда нарушать правила.
Ставим эксперимент: сознательно допускаем ошибку, «забываем» сделать домашнее задание. Пусть посмотрит, что это не смертельно. Учим ребенка таймингу, делегированию и планированию. Могу посоветовать для этого очень простое и сложное одновременно упражнение — делать одно дело в один момент времени.
Есть — и не читать учебник. Чистить зубы — и не мыть раковину. Пусть попробует быть здесь и сейчас, а не везде и одновременно. Учим ребенка распределять свои ресурсы на все сферы жизни, а не только на учебу, например.
Для этого рисуем круг и делим его на сектора: учеба, дружба, спорт, хобби и прочее. Так вот, время и силы нужно распределять равномерно.
Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
Педиатры, психологи и педагоги выделяют у современных детей особое состояние — «синдром 7 сентября». Ответственные родители при выявлении у ребенка признаков психологического комплекса сразу задают вопрос, как справиться с синдромом отличника. Синдром отличника — это стремление человека достигнуть высоких результатов, чтобы получить высокую оценку, похвалу, одобрение со стороны.
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей
Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма? | Ребенок с синдромом отличника хорошо учится, но у него возникают определенные проблемы. |
Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь | Синдром отличника — это следствие каких-либо определённых проблем или внутренних установок у человека. |
Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
Возникновение синдрома отличника у ребенка, прежде всего, связано с межличностными отношениями внутри семьи. Синдром отличницы возникает у тех людей, которые недополучили любви в детстве. В этом видео с психологом обсудим как воспитывать детей, нужно ли избавиться от синдрома отличника? Синдром отличника у подростка вовсе не гарантирует, что высокие отметки достигаются честными способами.
Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. В этой статье мы расскажем о синдроме отличника у взрослых. В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале.
Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
Это ваше личное желание? Или вы хотите делать это, потому что так понравится кому-то другому? Пропускайте через эту призму все дела, где замечали у себя проявления перфекционизма и синдрома отличника. Активности из второй группы можно делать на уровне «нормально» вместо идеального, и от этого небо не рухнет на голову.
А от некоторых и вовсе стоит отказаться. Примите ошибки и неудачи как часть жизни Снова сложная задача, но со временем всё получится. Если вас страшит ошибка и из-за этого вы боитесь браться за что-то, попробуйте один приём.
Запишите в тетрадь дело, а рядом — неудачу, которая может произойти. И подумайте, к чему она приведёт. А значит, такой ошибки можно не бояться.
Более того, неудачи — это тоже полезный опыт.
Жить чужими ожиданиями, оценками не так легко, гнаться за похвалой и результатами — далеко не путь полноценной счастливой жизни. Как выбраться из этого?
Осознайте На первых порах необходимо признаться себе, что проблема есть. Даже если вы взрослый и состоявшийся человек, допускается, что синдром отличника может быть вашим уязвимым местом. Решение любой проблемы начинается с ее осознания и принятия.
Если вы замечаете, что какие-то ваши чувства, мысли, реакции, действия продиктованы не самой ситуацией, а желанием удовлетворить ожидания других людей, то вы метите в категорию «отличников». Если вам невероятно приятно слушать похвалу, а критика приносит лишь только разрушительную силу, то есть поводы серьезно задуматься. Если вы болезненно реагируете на чей-то успех вместо своего, способны различить зависть в палитре своих эмоций, то можете не сомневаться — вы страдаете синдромом отличника».
Если вы пришли к осознанности, самое время приступать к действиям. Откройте глаза шире И попытайтесь разобраться, кто же вас окружает. Видите ли, оценка со стороны идет не от ветра или стен, оценивают вас живые люди, но давайте задумаемся: а кто они?
Почему их мнение настолько важно, что вы стараетесь всеми силами оправдать их ожидания? Да, действительно, в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и т. Но по-настоящему близкие люди будут принимать вас такими, какие вы есть, не оценивать и не ставить вам какие-то задачи, чтобы вы заработали их снисхождение и одобрение.
А это, как минимум, нечестно… Поэтому будьте внимательны, обращайте внимание на запросы, мысли, форму общения своего окружения и не позволяйте себе впадать в зависимость от чужого порой совершенно не авторитетного мнения. Исключайте тех, чья критика не несет конструктивного характера, и прислушивайтесь к себе. Разрешайте себе шалить Мы уже разобрались в том, что сидром отличника у взрослых — это отклик из детства.
Одна из причин его появления заключается в том, что родители не хотят тратить много усилий на познание своего ребенка, ведь гораздо проще воспитывать покладистого сына , не приносящего много забот, проблем, или дочь, учащуюся на «отлично» и не вступающую в споры с учителем. Но, к сожалению, они забывают одну важную вещь: ребенок — это многогранное развивающееся существо, копирующее различные модели поведения окружающих. Когда родители в приказном тоне что-то запрещают ему, он может замкнуться в себе, так как быть балованным, шалить — это проявлять себя, давать свободу своим действиям.
Мудрые родители, понимая это, позволяют своему ребенку быть собой и дают ему волю в пределах разумного. Если же вам запрещали многое, воспитывали вас примерным и послушным, побалуйтесь хотя бы во взрослом возрасте! Не бойтесь ошибаться, никто за это вас не покарает.
Конечно, ошибки в работе нежелательны, но вы имеете на них право, и не стоит относиться к ним со страхом — практически все поправимо, а многие огрехи учат нас полезному опыту. Поэтому дайте себе волю, ослабьте уздечку, натянутую еще в детстве. Вы неидеальны, и это здорово!
Долой сравнения Еще один ответ на вопрос «Как бороться с синдромом «отличника»? Вы — отдельная, полноценная индивидуальность со своим набором характеристик. Какие-то качества в вас заложены и развиты лучше, чем в других, но совершенно ничего страшного нет в том, что кто-то превосходит вас по каким-то другим характеристикам, это естественно.
Невозможно быть лучшим во всем: варить самый лучший кофе, писать самые лучшие статьи, быть лидером и побеждать во всех проектах, разбираться в электронике и быть отличным поваром. В конце концов, это скучно и занудно, ведь интерес жизни в том, чтобы учиться чему-то новому, открывать в себе новые грани, взаимодействовать с другими и получать у них опыт. В случае же, когда вы и так все выполняете идеально, вам нечему учиться, нечего узнавать.
Поэтому не бойтесь быть профаном — как правило, это начало увлекательного путешествия. Смещайте фокус с результата к процессу, наслаждайтесь обучением , поэтапным ознакомлением с разными видами деятельности, занимайтесь над тем, к чему распложена у вас душа, а не то, что популярно среди знакомых или высоко ценится в обществе. Если вам нравится класть плитку на пол — почему бы не заняться этим и не добиться высокого мастерства?
Наслаждаетесь чистотой в помещениях и аккуратностью обстановки? Откройте свою клининговую организацию. Ставьте в приоритет именно свои потребности.
Большинство родителей не замечает синдром у своих детей — они учатся хорошо, прилежны, учителя и преподаватели отзываются о них только положительно и всегда хвалят. Однако за хорошей успеваемостью может стоять серьёзный комплекс. Проблему можно распознать по трём симптомам: 1. Зависимость от чужого мнения. Ребёнок начинает делать всё, лишь бы получить похвалу и одобрение окружающих. Положительные реакции поощряют его, а критика, наоборот, сильно сказывается на уверенности и самовосприятии. Получить пятёрку любой ценой. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок учился на отлично и был примером для всех в классе.
Однако, если школьник признает только «пятёрки», а «четвёрка» вызывает приступ истерики и самобичевания — стоит обратить на это внимание. Страх ошибиться. Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку. Если проблему не убрать, в будущем она может перерасти в позицию «Либо идеально, либо никак». Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника? Учиться на отлично, везде успевать, быть примером для подражания — это нормальные стремления и желания не только родителей, но и детей. Однако, когда чужое мнение становится самым главным критерием оценивания — пора бить тревогу. Вот несколько советов, как родители могут помочь ребёнку справиться с синдромом отличника: 1.
Трезво оценивайте возможности ребёнка — не требуйте от него сверх сил. Определитесь, кому нужны пятёрки — вам или ребёнку. Оценка субъективна и не всегда является показателем реальных знаний. Не перехваливайте и не занижайте заслуги школьника. Похвала и конструктивная критика должны быть в меру.
Что происходит с ребёнком, когда в его жизни появляется навязчивая идея — всегда учиться исключительно хорошо? Что чувствуют дети , если не получают желанную «пятерку»?
Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергия «Темная сторона» отличной учебы.
Синдром отличника. Почему опасно быть лучшим
Или не ловите ничего и просто живите. Только сначала почитайте наши премудрости, вдруг что-нибудь пригодится в «быту». Отстаньте от ребенка И вместе с этим забудьте про раннее развитие, о котором кричат из каждого угла. Считать, писать, читать надо учиться строго в свое время и никак не раньше. Например, два-три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы. Если вы туда полезете и будете нагружать своими «хотелками» ребенка, то начнете тратить его энергетический запас. В результате пострадают эмоциональные процессы, потому что никто не отменял законы развития психики. Если мы тратим энергию на освоение какой-то функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть изначально вложена. Все остальные «драмкружки» — по фото, рисованию, пению — вреда не причинят, и если вам так сильно хочется, то, конечно же, ведите своего малюсенького художника на курсы. Только не забывайте главное: нужно каждый день предоставлять ребенку свободное время для ничегонеделания с вашей точки зрения. Это так же полезно, как и все другие виды игр.
Дети ведут себя как дети Согласитесь, мы все об этом забываем. И воспринимаем незрелые поступки малышей и их не всегда ровный путь познания жизни как нечто вопиющее. Ребенок познает мир, а мы вместо того, чтобы уважать его действия, реагируем грубостью, раздражением и нетерпимостью. Ждем от него логичных поступков и самоконтроля, а это очень большие требования для еще физически и психологически маленького человека. Так что запасаемся терпением и помогаем. Даже если для этого нам потребуется успокоительное или бокал вина!
Читайте также Психофизиолог Ефимова: почему современным детям так трудно учиться в школе Не делайте из детей отличников! И не стоит обязательно делать из ребенка гения и отличника.
Гораздо важнее его здоровье и психическое состояние , нежели пятерки в дневнике. Важно понимать, у всех свои таланты и способности, не стоит тянуть из ребенка «все жилы», с истериками и слезами делая уроки. Не в пятерках счастье. Разочарование в глазах родителей, если малыш в начале школьного обучения «звезд с неба не хватает», отражается на состоянии и здоровье малыша. Он понимает — им недовольны, но не тянет физически и психологически. И такими темпами недалеко до невроза и серьезных болезней давление, нарушения пищеварения, мигрени. Раздражение или гнев родителей, если ребенок что-то неправильно посчитал, написал или нарисовал — это стресс для ребенка. Нужно не ругать, а мягко поправить, помочь и подтолкнуть к правильному решению.
Ребенку нужно слышать одобрения, похвалу и слова поддержки, а не упреки и ругань — это «режет крылья» и создает негативный настрой на учебу.
Выбирать задачи, которые можно выполнить. Разбить большие на маленькие этапы, чтобы чувствовать удовлетворение от достижения этой цели. Постарайтесь утихомирить своего критика. Когда ловите себя на самокритике, подумайте, что бы вы в таком случае сказали своему лучшему другу. Евгений Стеганцов Евгений Стеганцов рекомендует создать здоровые привычки.
Заниматься физическими упражнениями, нормализовать свой сон, не жертвовать им ради учебы. Чтобы прийти к этому осознанию, важно всегда напоминать себе о своих стараниях, о своей значимости. Также можно практиковать осознанность и методы релаксации", — говорит психолог. Признавать свои неудачи — это неотъемлемая часть процесса обучения. Нужно научиться анализировать их и выявлять свои ошибки, а не нервничать и винить себя. Заботьтесь о себе.
Найдите время для отдыха и расслабления, а также занятий, которые нравятся. Это поможет снять стресс и подарит новые силы. Если все эти методы не работают, и вы чувствуете, что не можете справиться с тревогой самостоятельно, обратитесь к специалисту. Евгений Стеганцов "Помните, что синдром отличника не является чем-то непоправимым. Это просто знак, что пора уделить внимание себе. Важно помнить, что на первом месте должны быть ваше благополучие и внутреннее спокойствие, а не мнение других людей и стремление достичь невозможных стандартов.
Возможно, у вас нет детей, и история данная непосредственно про вас или ваше прошлое, и в таком случае вы, скорее всего, знакомы с понятием «синдром отличника», и это та самая ложка дегтя в бочке радости за учебные и профессиональные достижения, служащие поводом для гордости. Психология до сих пор не включает в свои обширные терминологические рамки данного определения, несмотря на то, что проблема «всегда готовых к ответу учеников» действительно существует. Более того, она граничит с таким понятием как «перфекционизм», опасность которого раскрывается в статье « Перфекционизм: что это и как от него избавиться ». Однако далее мы расскажем именно про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться. Как поставить себе диагноз? Чтобы понять, что вы являетесь человеком с синдромом отличник», необходимо разобраться в терминологии.
Так, синдром отличника — это совокупность психологических особенностей человека, при которых он стремится к самому лучшему результату, то есть для него в приоритете стоит не сам процесс и извлечение из него пользы, а достижение успеха и поощрение [ М. Петряева, 2019 ]. Обратите внимание, что данный синдром свойственен не только детям, но и взрослым, и если в первом случае это отклонение наступает неосознанно, то во втором есть возможность осознания и работы над собой. Конечно, поправить ситуацию с ребенком тоже можно, и, на самом деле, даже проще, но для этого родителям следует вовремя распознать симптоматику и зачастую побороть себя. Чтобы распознать признаки синдрома отличника у ребенка, подростка, да и, в принципе, у взрослого, необходимо заметить несколько черт, в частности: болезненное восприятие даже незначительной критики ; постоянный страх ошибки, в связи с этим отказ от чего-то нового; сравнение своих успехов с результатами окружающих; зависть в случае лучшего результата у соперников; изменчивая самооценка, сильно зависящая от мнения других; склонность к депрессии в результате неудач и ошибок; зацикливание на ошибках и провалах; постоянное желание угодить ожиданиям и интересам других людей [ И. Базенков, 2020 ].
Согласитесь, набор не из простых. Замечали ли вы за собой что-нибудь из списка? Делитесь комментариями. Как можно заметить, два ключевых словосочетания во всех «симптомах» рассматриваемого синдрома — это «страх ошибок и критики» и «мнение окружающих». И вот мы на пути определения главной причины негативного характера синдрома отличника — это жизнь чужими ценностями и идеалами. Когда вы пытаетесь угнаться за чьими-то достижениями, лезете из кожи вон, чтобы достичь лучшего результата, стать первым, заработать долгожданную пятерку или похвалу, вы живете в постоянной гонке и сравнении и упускаете жизнь.
Безусловно, здоровые амбиции и в меру соревновательный дух — это здорово, это то, что толкает нас на карьерные подъемы, личностные взлеты, помогает подпитывать мотивацию. Но поймите, все мы обладаем набором определенных качеств, имеем свой условно ограниченный потенциал, и невозможно быть лучше всех во всем, это просто неестественно. Самый главный пункт при осуществлении любой деятельности — это получение наслаждения, обогащение своего внутреннего мира. Если подходить к делу с истинным увлечением, любопытством, добавляя щепотку конкурентности, то результат будет качественно другой и, кстати, очень вероятно, что количественно высокий. Поэтому живите своей полной жизнью без оглядки на окружающих. Давайте теперь посмотрим на примере некоторых диалогов, как можно развить указанный синдром и как его не допустить.
Как прошла контрольная? А другие успели? Машка, наверное, успела, отличница наша. Почему ты не записал последние пункты? Вечно тебя это подводит, Артем… От этого и получаешь вечно четверки по математике, хотя знаешь ее не хуже остальных! Чтобы в следующий раз я ничего подобного не слышала!
Знаком вам этот диалог? Надеемся, что нет, потому что персонаж «мама» в нем неистово отправляет своего сына на путь приобретения синдрома отличника. И вот конкретно как: Самый первый вопрос звучит не «Как дела? Мы ни в коем случае не умаляем важность этих вопросов, но ребенок чувствует каждый ваш шаг , делает моментальные выводы. Поэтому начинать следует с более общего вопроса. Во второй реплике мамы звучит категорически ошибочный вопрос «А другие успели?
Пламя конкуренции мгновенно разгорается, чтобы вселить в мальчика элемент рациональности, прагматичности, ребенок чувствует себя более слабым в сравнении с другими, так как он не успел, а другие успели. Добиваем это вопросом «А чем ты хуже Машки?
Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?
Мы, родители, тоже должны туда свою руку приложить: предъявлять те самые завышенные требования придется уж им соответствовать, я ж послушный , недостаточно уделять ему внимания придется заслужить это внимание своим хорошим поведением или наказывать за ошибки придется из страха все делать хорошо, лишь бы не пороли или не кричали. Ну, вот сошлось бинго: и природа нужными чертами характера наградила, и родители постарались. Однако до определенного возраста мы можем и не замечать сильно этого самого синдрома, а дебютирует он чаще всего именно с началом обучения в школе — там-то реально есть задания, оценки, те, с кем меня сравнить можно, еще один значимый взрослый — учитель его желательно тоже выбрать построже, чтоб уж наверняка. Иногда родители и в шесть лет такое приносят, но начинаем разбираться, а там подготовка к школе уже полным ходом с домашками или, как вариант, какой-то кружок, секция спортивная с высокими требованиями, соревнованиями и экзаменами. С такой дошкольной жизнью и никакой школы не нужно. Устраиваем ребенку прогул Ну, ладно, ладно, заканчиваем с вредными советами Остера «как развить в своем ребенке синдром отличника» и начинаем из создавшейся ситуации выпутываться. Самое главное, над чем стоит работать, это самооценка. Понимаете, да, человек с хорошей опорой на себя самого вряд ли будет постоянно добиваться одобрения от каждого встречного. Ищем тесты, гуглим игры, выказываем безусловную любовь, записываемся в театральный кружок, заводим копилку достижений, пишем дневники успеха. Поднимаем, как можем. Что еще: Устраиваем ребенку прогул — школы, кружка, садика.
Прям сбегаем в рабочий день — хрумкать мороженое в парке. Пусть узнает, как это здорово и весело — иногда нарушать правила. Ставим эксперимент: сознательно допускаем ошибку, «забываем» сделать домашнее задание. Пусть посмотрит, что это не смертельно. Учим ребенка таймингу, делегированию и планированию.
Синдром отличника мешает жить полноценной жизнью и развиваться. Причины развития синдрома отличника Почему формируется синдром отличника? Есть несколько причин, которые исходят из детства: Избежание наказания. Ребенок пытается быть «удобным» и «идеальным», чтобы избежать критики и физического давления со стороны родителей, негативного отношения учителей, неприятия сверстников, осуждения общественности. Получение поощрения. Желание получить похвалу и родительскую любовь, усилить симпатию, получить власть и превосходство над другими. Стать спасателем. Ребенок ставит перед собой задачу дать родителям и учителям повод для гордости, а заодно «спасти» своих непутевых ровесников. Во взрослом возрасте человеком движут те же мотивы, только касаются они другого коллектива. При этом может сохраниться и желание того, чтобы родители им гордились. В чем разница между синдромом отличника и перфекционизмом? Человек с синдромом отличника направляет свои действия на общество — начальника, коллег, родителей, соседей. Перфекционизмом, как пишет доктор философии Элизабет Скотт, считаются повышенные требования к себе и попытка контролировать все вокруг. Перфекционисты чрезвычайно критичны к себе. С отличниками их объединяет страх неудачи, депрессия из-за невыполненных целей, низкая самооценка.
Пусть не нвсегда, но позвольте себе на выходных одеться так, как вы бы никогда не оделись. Хвалите себя за мелкие достижения и не обращайте внимания на ошибки. Жизнь соткана из успеха и неудач. Один мудрец сказал, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Даже слепой, нащупывая правильный путь, проделывает десятки ударов палкой. И наконец, профилактика — проще лечения. Если вы заметили патологию у ребенка, уже сегодня приложите максимум усилий, чтобы избавиться от нее. Покажите ребенку, что любите его не за успехи, а за то, что он есть. Не скупитесь на нежность и тепло. Важна не оценка, а знания, не результат, а удовольствие от процесса! Попробуйте IQClub бесплатно.
Если единственная цель - получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений и развлечений. Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии. Конечно, далеко не у всех отличников и отличниц есть описанные сложности, но если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками или что Вы сами несколько преувеличиваете их ценность, воспользуйтесь следующими советами. Совет N1. Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого - тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним. Ваш первый вопрос после того, как малыш возвратился из школы домой "Что ты сегодня получил" С этим нужно что-то делать! Например, замените его на "Что интересного было в школе" Задавая этот вопрос, мы подчеркиваем не сам процесс получения знаний, а конечный результат - оценку, которая, как известно, штука субъективная и ставится, порой, не за успехи в учебе, а за старательность, поведение или за забытую физкультурную форму. Совет N2. Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков. Успокойте ребенка и объясните, что Вы будете любить его независимо от оценок, которые он получает. Объясните малышу, что школьная отметка показывает, что ты уже знаешь и сколько еще можно сделать для того, чтобы продвинуться в изучении конкретного предмета. Очень важно убедить ребенка в том, что отметка не оценивает его как личность и Ваша любовь к нему не зависит от школьной отметки. Демонстрируйте, что принимаете и любите ребенка таким, какой он есть. Предъявлять разумные требования. Тогда ему не придется что-то кому-то доказывать и искать одобрения. Совет N3. Очень часто бывает так, что родители переживают из-за плохих оценок и замечаний учителя гораздо больше самого ученика.
Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться
Постепенно он тоже начинает любоваться собой, ему приятно, что он хороший, приятно быть объектом зависти окружающих. Он хочет всегда все делать лучше всех или вообще не заниматься тем, что не может его показать в выигрышном свете. Так постепенно человек становится пленником чужих ожиданий. Все ждут от него успеха, а он изо всех сил старается, так отличник становится заложником общества. В итоге он уже просто не может позволить себе быть неуспешным. Они не приятны никому. Но для перфекциониста-отличника, у которого нет опыта выхода из маленьких или больших проигрышей, потерь и поражений они могут стать поводом, чтобы впасть в глубокую депрессию, сломаться. У таких взрослых высок риск алко- и наркозависимости, суицидальных тенденций и других психологических нарушений, — продолжает семейный психолог. Такие люди могут быть вполне глубокими специалистами, но, как правило, не становятся руководителями.
Отличник не может выйти за границы своей компетентности, потому что боится решить задачу неправильно. Он делает то, чему его учили в школе, в институте, он доигрывает ожидания родителей и не может резко «повернуть» в ту или иную сторону. Плюс потерянное детство Ребенку с синдромом отличника сложно дружить с другими ребятами — нет свободного времени, да и общих тем для разговора зачастую тоже нет. Такие дети одиноки, как правило, в коллективе их дразнят ботаниками и вспоминают, только когда нужно списать домашнюю работу.
Именно внутри нее начинается корень психологических проблем. Транслируйте ребенку позитивное отношение к учебе, экзаменам и успехам в спорте. Ежедневные пятерки вовсе не показатель полноценного успеха. По-настоящему успешный человек сохраняет гармонию внутри, не требует повышенного внимания окружающих и не ждет чрезмерной похвалы за свои действия. При необходимости комплексной проработки причин тревожности и низкой самооценки следует обратиться к специалисту. Опытный психолог поможет определить источник трудностей, а вы — сделать все возможное для его устранения.
Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков. В результате началось постоянное покашливание, по типу нервного и насморк. Покашливание уходило, только если она ходила по два раза в неделю на секцию в бассейн. Как только пропускала, сразу начиналось покашливание. Не знаю, то ли хлорка помогала, то ли физическая нагрузка расслабляла, снимала нервное напряжение. Я думаю, это были симптомы начала астмы. Мы сменили школу. В новой школе не ставили отметки аж до 4 го класса, так как экспериментальная площадка. Покашливание ушло через несколько месяцев полностью. Но расстраивание в случае неуспеха осталось. До 4го класса она часто плакала в школе, чуть только у нее не получалось, хотя она была лучшей ученицей в классе. Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии. Нервная система стала более стабильной, плакать перестала. Затем в пятом классе, в случае неуспеха, она стала спорить с нами, но только агрессивно. Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом. Она стала более уравновешенной. Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах. Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо. Остальные же дети свешивали ручки -- все равно Х все сделает сама. Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить. В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию. Но теперь, по мере укрепления нервной системы, аллергии уже не наблюдается. Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. В нашем случае мы не успевали после школы восстанавливать силы, так как детей у нас много и уделять много внимания каждому мама то есть я не может. Поэтому психические проблемы выливались в простудные заболевания. Сначала заболевала наша отличница, а затем и все остальные дети. Возможно, в семьях, где по 1-2 ребенка родители успевают в вечернее время как-то компенсировать расстройства ребенка, ребенок успевает в спокойной обстановке дома прийти в себя. У нас же дома, как на перемене в школе. Постоянно нужно со всеми договариваться, у каждого свои намерения, поэтому умение видеть и учитывать интересы других, а точнее, работать в команде, нам очень нужно. Вот если вам не очень приятно, что пол вы вовремя не помыли и он грязный, это же не обязательно значит, что вы чего-то при этом боитесь например, что микробы сейчас позаражают всю семью. Нет, я боюсь, что придёт кто-то, чьё мнение для меня важно, и увидит, что у меня бардак. Странно, кстати, любой дискомфорт сразу рассматривать с точки зрения страха. Шумилка писал а : Для начала нужно осознать, что ты заперт в своем "круге комфорта", и это далеко не норма. Если такого понимания нет, то начать работу над собой будет проблематично. Здесь я с вами согласна.
Именно поэтому первый шаг в борьбе с нездоровым перфекционизмом — осознание проблемы. Начать можно с прохождения опросника — например, оценить себя по шкале, разработанной Флеттом и Хьюиттом. Авторы выделяют три типа перфекционизма: Направленный на себя, при котором человек предъявляет неоправданно завышенные требования к себе. Направленный на других, при котором человек по высоким стандартам оценивает других. Социально предписанный, при котором человек убежден, что другие ожидают от него нереалистичных успехов и этим ожиданиям необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение. Тест из 45 вопросов на основе их шкалы позволит вам оценить степень выраженности этих установок. Высокие баллы — повод тщательнее проанализировать свое поведение. Для этого коуч Элизабет Скотт советует провести анализ выгод и издержек — разделить лист на две части и записать все плюсы и минусы присутствия синдрома отличника в вашей жизни. Цель упражнения в том, чтобы увидеть не только положительные моменты, связанные с одобрением на работе и аккуратным выполнением задач, но и вытекающие из этого проблемы — постоянный страх неудачи, невозможность делегирования, переработки. Это поможет перестать воспринимать перфекционизм как благо, что очень важно на старте.
Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
как он мучает нас и наших детей. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника. Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Рекомендации родителям, которые заметили у своего ребёнка синдром отличника и хотят остановить его развитие. Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника.