Поэтому все воспоминания режиссера «Семнадцати мгновений весны» у меня оказались записаны на многочисленных клочках бумаги. Так, в романе Юлиана Семенова, по которому писался сценарий для «Семнадцати мгновений весны», главный герой, Штирлиц, ездит на шикарном генеральском «Хорьхе». Теперь по порядку: список претендентов участников создания фильма «Семнадцать мгновений весны» на Госпремию, скорее всего, существовал.
11 августа - На экраны вышел фильм "Семнадцать мгновений весны"
Евстигнеев профессор Плейшнер , Н. Гриценко генерал в поезде, пророчащий пришествие пархатых большевистских казаков , В. Гафт со трудник А ллена Даллес а в Берне , Е. Копелян голос за кадром... И перечислены далеко не все. По нынешним временам любой из них, даже в одиночку, мог бы вытянуть на себе целый фильм. Тогда же в «Мгновениях» был представлен целый оркестр, причём составленный из виртуозов. Сегодняшним режиссёрам остаётся только завидовать.
Сама же режиссёр Т. Лиознова оказалась гением одного фильма. Да, у неё до этого была картина «Три тополя на Пл ющихе», снятая совершен но в другом жанре — чисто лирическом, но довольно успешная. Однако и не более того. Сегодня её уже мало кто помнит, хотя, повторимся, фильм был хороший. Но после Штирлица Лиознова не создала ничего выдающегося, да и вообще, считай, не создала ничего. Сравни с бурной творческой активностью сценариста Ю.
Тут же позвонил Ирине Зотовой, директору мужской линии, мы встретились, открыли склад и выбрали самый лучший элегантный костюм и всё, что полагалось, кроме обуви. Я все-таки сделал подарок Вячеславу Тихонову, но жаль, что при таких горестных обстоятельствах, — говорит Николай Головин. Но смогли это сделать только немногие — дату и место долго не могли согласовать. У нас в Москве его можно было бы ждать долго. Поэтому я поехал в мэрию с написанным обращением. В приемной рассказал, что приехал по поводу похорон Тихонова, объяснил секретарше Лужкова, что надо решать вопрос срочно. Она взяла папку и пошла в кабинет Юрия Михайловича, спросив, кем я довожусь Тихонову.
Я растерялся, сказал, что сосед. Секретарь вынесла подписанные документы о выделении места на Новодевичьем кладбище и сказала, что у них это впервые, чтобы похоронами занимались не родные, не коллектив, а сосед. Татьяна Лиознова Хоронили Штирлица без большого шума. Сначала отпели в храме Христа Спасителя в узком кругу родных и близких, потом в Доме актера прошла панихида. А после погребения — немногочисленные поминки. Только через год выяснилось, что ритуальным службам за похороны так и не заплатили: ни за гроб, ни за венки, ни за прочие услуги. Союз кинематографистов 2,5 года выплачивал этот долг.
А на памятник уже собирали всем миром — его установили на могиле спустя 4 года после смерти актера: Вячеслава Тихонова изваяли в образе его самого популярного героя — сильного, красивого, благородного Штирлица. Кстати, если у вас нет времени, чтобы пересмотреть «Семнадцать мгновений весны» 12 серий все-таки , можно освежить свою память и пройти наш непростой тест по сериалу.
В гостиной штандартенфюрера чудно потрескивающий дровами камин, греющий душу советскому обывателю, привыкшему к капризам батарей центрального отопления. Аккуратная прислуга готовит ужин усталому господину и оставляет его отдыхать в одиночестве. Точнее, с запасом хорошего коньяка, одной из бутылок которого получил по башке недалёкий гестаповец Холтофф. Особо уютен этот дом становился в грозу: за окном грохочет гром, а Штирлиц, плотно опустив шторы, при свечах изучает присланную из Центра шифровку. Как отметил писатель Дмитрий Травин, в разговоре с пастором Шлагом Штирлиц откровенно признаётся в любви к Парижу. Не к Парижской коммуне и не к парижскому пролетариату, тяжко эксплуатируемому французской буржуазией, а именно к Парижу.
Центру культуры, где звучат песни Эдит Пиаф. Где праздная публика слоняется по бульварам. Где есть кафе, есть свобода и нет тоталитарного режима. По странному совпадению именно Париж не Лондон и не Нью-Йорк был для советского человека 1970-х истинным символом иной жизни, и авторы фильма тонко уловили это. Удивительным образом сотрудник советских спецслужб Штирлиц раскрепостил семидесятника. Он показал, что жизнь с буржуазным комфортом не противоречит любви к родине. Холёный красавчик стал словно иллюстрацией пушкинских строк: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Равно как образ буржуазного интеллектуала Шлага, играющего в церкви на органе и живущего в доме с огромной библиотекой, не исключает героического подвига за идею.
Анекдоты сделали свое дело. Проект расскажет историю советских разведчиков, которые пытаются выкрасть научные наработки Третьего рейха. Их цель: получить документы, связанные с разработкой ядерного оружия. Немецкие ученые вовсю трудятся над разработкой ядерного оружия. В США делают то же самое. Советские ученые вступают в игру позже всех, но у них есть шансы догнать конкурентов.
Семнадцать мгновений весны (1973)
Однако в "Семнадцати мгновениях весны" Штирлиц описан как красавец-мужчина арийского типа внешности. Премьера фильма «Семнадцать мгновений весны» состоялась 50 лет назад. Актер Леонид Броневой в роли Мюллера в фильме режиссера Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". «17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком.
11 фактов о сериале «Семнадцать мгновений весны»
По нынешним временам любой из них, даже в одиночку, мог бы вытянуть на себе целый фильм. Тогда же в «Мгновениях» был представлен целый оркестр, причём составленный из виртуозов. Сегодняшним режиссёрам остаётся только завидовать. Сама же режиссёр Т. Лиознова оказалась гением одного фильма. Да, у неё до этого была картина «Три тополя на Пл ющихе», снятая совершен но в другом жанре — чисто лирическом, но довольно успешная. Однако и не более того. Сегодня её уже мало кто помнит, хотя, повторимся, фильм был хороший. Но после Штирлица Лиознова не создала ничего выдающегося, да и вообще, считай, не создала ничего. Сравни с бурной творческой активностью сценариста Ю.
Семёнова Ляндреса , понявшего, что наткнулся на золотую жилу, и после 1973 года написавшего целую серию романов про Штирлица. Семёнов в этом смысле был производителем вполне западного типа — вспомним бесконечные сиквелы и приквелы удавшихся книг и фильмов. Тогда как Лиознова гордо удалилась в темноту. Ибо ясно, что это была бы неописуемая пошлятина. Так чрезвычайно сложный характер и это ещё мягко сказано режиссёра спас фильм от последующего разбавления.
Я тогда жила на Звездном бульваре, неподалеку от Телецентра — и буквально через полчаса в дверях стояли трое мужчин, и у каждого на плечах было по четыре мешка писем", — вспоминала об этом режиссер фильма. Любовь к кинодраме "Семнадцать мгновений весны" была поистине всенародной. Она завоевала сердца простых граждан, и, в то же время, была высоко отмечена среди советского руководства, а также в профессиональной среде чекистов. Создатели сериала получили специальную премию КГБ СССР в области литературы и искусства — которая считалась в то время весьма престижной.
А генсек Брежнев распорядился наградить их высокими правительственными наградами. И этот состав поныне считается самым звездным в истории советского кино. Но главным признанием фильма стала его непреходящая со временем популярность. Это главный фильм целого поколения, которое выросло в эпоху так называемого "застоя", в момент, когда Советский Союз находился на пике своего политического и экономического могущества. Ранее, в тридцатые года такой же эпохальной картиной стал фильм "Чапаев", созданный Георгием и Сергеем Васильевыми, на основе автобиографического романа писателя-комиссара Дмитрия Фурманова. Сериал перевели, продублировали и транслировали на государственном телевидении Германской Демократической Республики. И там его смотрели почти так же активно, как в СССР.
Для того, чтобы не было заметного перехода от кино к документалистике, Татьяна Лиознова решила делать весь фильм чёрно-белым. Сначала документальных кадров было гораздо меньше, но после показа смонтированного варианта руководству телевидения и чинам разных структур на режиссёра посыпались упрёки от военных — у них появилось ощущение, что войну выиграли преимущественно разведчики. Татьяна Лиознова включила в фильм метры военной хроники, и претензии были сняты. Лиознова Главным претендентом на роль Штирлица был Арчил Гомиашвили , который на тот момент ухаживал за Лиозновой. Юлиан Семёнов одобрил его кандидатуру, но вот худсовет сразу отверг Штирлица с гордым грузинским профилем. Актёр настолько обиделся, что Лиознова не отстояла его кандидатуру, что моментально забыл о романе и уехал в Тбилиси… На роль главного киноразведчика страны пробовались Иннокентий Смоктуновский , Олег Стриженов и Юрий Соломин , но никто из них не был готов отдать проекту несколько лет. В отличие от Вячеслава Тихонова. Актёра пригласили на пробы, загримировали, приделали пышные усы и… режиссёр пришла в ужас. Но её покорило умение Тихонова выразительно молчать и играть взглядом, а после общения с актёром она поняла, что лучшего Штирлица не будет. Лиознова Роль Мюллера сначала предложили Всеволоду Санаеву , но тот отказался «играть фашиста». Тогда утвердили Леонида Броневого , хотя Лиознова считала, что для шефа гестапо у актёра слишком доброе лицо. Леонид Куравлёв пробовался на роль Гитлера, но образ получился неубедительным. Тогда режиссёр завязала ему один глаз и попросила оставшимся «прожечь» присутствующих, с этим Куравлёв справился отлично и его утвердили на роль Айсмана. Радисткой Кэт режиссёр видела Екатерину Градову или Ирину Алфёрову , но так как Алфёрова даже не приехала на пробы — выбор стал очевиден.
У Штирлица такой "правды жизни" практически нет, потому что он человек "дважды закрытый — один раз профессией и второй раз — немецким мундиром". Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями мог только актер с "большим внутренним содержанием", говорил Дуров о Тихонове. Рассказывают, что однажды Вячеслав Васильевич раскрыл секрет своего напряженного думающего лица во время исполнения роли Штирлица. Таблица умножения — именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут. Но в актерской игре, как известно, все методы хороши. Кто был прототипом Штирлица Есть легенда, что генсек Леонид Брежнев, посмотрев фильм, распорядился разыскать разведчика Исаева и вручить ему звезду Героя Советского Союза. Но найти этого человека было невозможно, ведь Штирлица никогда не существовало. Яков Блюмкин Сам автор эпопеи о знаменитом разведчике, Юлиан Семенов, говорил, что прототипами Штирлица являются несколько человек. По одной версии, это Яков Блюмкин — фигура почти легендарная. Участник мятежа левых эсеров и убийца германского посла Мирбаха, он был прощен советской властью и в дальнейшем работал разведчиком на Дальнем Востоке, в Персии и Китае. В 1921 году ему поручили секретную операцию по расследованию хищений из Гохрана. Блюмкин под видом ювелира выявлял заграничные связи похитителей алмазов. Любопытно, что работал он под псевдонимом Исаев. Роман Ким и "Товарищ Леонид" Есть и другие версии. В годы Гражданской войны на Дальнем Востоке хозяйничали японцы. Владивосток был центром международного шпионажа. Молодой советской республике необходимы были данные о положении белых и их союзников. Тогда в штабе неприятеля работал кореец Роман Ким. Вероятно, некоторые ранние повороты судьбы Максима Исаева были взяты из жизни Романа Николаевича, с которым Юлиан Семенов был знаком лично. Однако в "Семнадцати мгновениях весны" Штирлиц описан как красавец-мужчина арийского типа внешности. Под это описание подходит один загадочный персонаж под псевдонимом "Леонид". О нем Семенову рассказал именно Ким. Никакие подробности об этом человеке известны не были — Роман Николаевич знал его только под псевдонимом. Но поскольку основную информацию об этом таинственном разведчике Семенов получал именно от Кима, он и описал своего главного героя сквозь призму личности русского корейца. Рабочий псевдоним — Брайтенбах. Он служил в отделе, отвечавшем за контрразведку в оборонной промышленности. Это было самое засекреченное направление в Третьем рейхе. За полтора месяца боев советскими войсками было уничтожено 1500 танков и 1700 самолетов. От этого разгрома нацистская Германия так и не оправилась. Мало кто знает, что победа Красной армии под Курском была обеспечена еще в апреле 1943 года, когда советская разведка положила на стол Сталина план будущей операции "Цитадель". Сам Гитлер увидел этот же план… только через три дня. Добыл эту информацию скромный издатель из Швейцарии Рудольф Ресслер, работавший под псевдонимом Люси. Ресслер так никому и не выдал своих агентов в германском штабе. Ресслер не был убежденным коммунистом и работал исключительно за деньги. По его словам, только Советский Союз был способен выиграть эту войну. Ресслер водил дружбу с большим количеством офицеров Третьего рейха, у него могли быть связи даже в штабе Гитлера — на него работало около двухсот агентов. Хайнц Фельфе Еще по одной версии прототипом Штирлица конца войны стал выдающийся разведчик, оберштурмфюрер СС Хайнц Фельфе, работавший под псевдонимом Пауль. Сотрудник Главного управления имперской безопасности, он был руководителем отдела по Швейцарии. Именно он докладывал Шелленбергу и в Москву о ходе переговоров. Уже после войны Фельфе много лет работал на советскую разведку в спецслужбах ФРГ. О его ценности как агента говорит тот факт, что, когда Фельфе был разоблачен и арестован, Советский Союз согласился обменять его на два десятка задержанных западных шпионов. Он поселился в пригороде Берлина и жил тихой частной жизнью. СМИ писали, что именно он был таинственным консультантом фильма "Семнадцать мгновений весны".
Как простые немцы отнеслись к фильму Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»
Первоначально премьера «17 мгновений весны» была намечена на май 1973 года. Та же участь могла постигнуть и «Семнадцать мгновений весны». Когда Таривердиев узнал, что фильм из той же серии, что и два предыдущих, он высказал режиссеру свое твердое «нет». Ровно 50 лет назад на центральном телевидении начался показ легендарного фильма «Семнадцать мгновений весны». Создательница «Семнадцати мгновений весны» Татьяна Лиознова чуть не стала банкротом после завершения съемок.
«Мы думали, что это провал»
Леонид Броневой рассказывал, что первые несколько месяцев съемок Лиознова относилась к нему холодно: "Она была очень сложная и трудная женщина, но талантливая". Исполнительница роли радистки Кэт - актриса Екатерина Градова - вспоминала, что режиссер тоже относилась к ней жестко: "Когда я рассказывала, планы какой длины мы снимаем одной старой камерой, - все не верили". Другие актеры также говорили о том, что как только включалась камера, на площадке должна была быть тотальная дисциплина. Почему фильм черно-белый? В сериале много кадров настоящей документальной военной хроники. Чтобы не получилось большого контраста, режиссер решила снимать все на черно-белую пленку. Это полностью поддерживал и Вячеслав Тихонов. По словам актера, войну, а особенно в этом фильме, сложно показать в цвете, потому что это не сказка. Представить это можно только по черно-белой хронике", - отмечал исполнитель главной роли. В 2009 году зрителям представили колоризованную версию "17 мгновений весны".
Именно из-за этого версию критиковали зрители и актеры. Например, исполнитель одной из ролей Василий Лановой назвал новую версию безвкусицей: "Голову бы оторвал за это. Это документальный сценарий, что это за безвкусица такая". Кто мог сыграть вместо Тихонова?
Что характерно, указано выдавать материалы только после особого распоряжения». Особого распоряжения от режиссера ждали и суперзвезды советской эстрады. Заглавная песня могла бы звучать в исполнении Магомаева, однако выбор пал на Кобзона. Есть версия, что Лиознова несколько раз просила Магомаева перепеть, но он отказался. Непростым был и выбор актеров.
На роли в фильме «Семнадцать мгновений весны» пробовали много известных артистов. Например, Леонид Броневой мог сыграть Гитлера. Паул Буткевич рассматривался на главную роль, но его не утвердили.
Будет рассказано и о конфликте режиссера Татьяны Лиозновой с Юлианом Семеновым, и о сложной и долгой истории записи песен Иосифом Кобзоном. Также - о смерти во время съемок актера Лаврентия Масохи, который сыграл адъютанта Мюллера, о споре Броневого с консультантом фильма - сотрудником КГБ. Об истории, рассказанной Вячеславом Тихоновым Лиозновой, которую он услышал от своего друга - разведчика-нелегала Конона Молодого. Именно она стала знаменитой сценой встречи Штирлица с женой. А еще - о том, почему Лев Дуров не смог поехать на съемки в Берлин, о невероятной судьбе консультанта фильма, бывшего эсэсовца Хайнца Брауна, о встрече Юлиана Семенова с реальным немецким генералом Карлом Вольфом, которого сыграл Василий Лановой, и о многом другом.
Режиссер - Андрей Сапронов. Продюсер - Илья Кривицкий.
Фото: commons. Правда, звание у него было пониже — гауптштурмфюрер, что соответствовало армейскому капитану Штирлиц был штандартенфюрером, то есть полковником. Вилли Леман был немцем, предложившим свои услуги советской разведке по идейным соображениям, — он считал, что фашизм ведет Германию к катастрофе. А еще через несколько месяцев Лемана арестовали. Леман был казнен через считаные дни после ареста, однако о причинах публично не сообщалось, чтобы сохранить репутацию РСХА.
Имя Лемана включили в списки «погибших за рейх», и лишь годы спустя жена и дети узнали о его истинной судьбе. Имя разведчика Исая Исаевича Борового кажется слишком созвучно русскому псевдониму персонажа Юлиана Семенова — Максим Максимович Исаев, — чтобы считать это простым совпадением. Однако Семенов, начавший писать книгу в 1970 году, с Боровым точно не встречался и нельзя с уверенностью сказать, знал ли вообще о его существовании. Известно о нем немного: его дело по большей части остается засекреченным. Известно лишь, что он жил в Германии с 1920-х годов, работал в ведомстве Гиммлера, был вхож в высшие кабинеты рейха, одновременно будучи одним из руководителей советской разведсети в Европе. Оберштурмфюрер СС Хайнц Фельфе служил, как и Штирлиц, в ведомстве Шелленберга, и, как говорят, пошел на контакт с советской разведкой, поскольку не простил англичанам и американцам жестоких бомбежек своего родного Дрездена. Уже после войны Фельфе много лет работал на советскую разведку в спецслужбах ФРГ. О его ценности как агента говорит хотя бы тот факт, что, когда Фельфе был разоблачен и арестован, Советский Союз согласился обменять его на два десятка арестованных шпионов Запада.
После обмена Фельфе был награжден орденами Красной Звезды и Боевого Красного знамени, а также знаком «Почетный сотрудник госбезопасности». Он поселился в пригороде Берлина, жил тихой частной жизнью. По слухам, в 1971-м, когда съемочная группа «17 мгновений весны» приезжала в Берлин, он стал негласным консультантом Татьяны Лиозновой. Впрочем, его фамилия в титрах не значится: разведчики, даже отставные, любят тишину. Легенда немого кино считала, что расстаться с Россией — больно и преступно Четыре секретных консультанта Главным консультантом картины по личному указанию председателя КГБ Андропова стал его заместитель, генерал-полковник Семен Цвигун. При этом Андропов запретил Цвигуну работать со съемочной группой под собственной фамилией, поэтому в титрах он указан как «С. Псевдоним себе Цвигун придумал сам, по имени своего сына — Михаила. Позднее в интервью Татьяна Лиознова отмечала, что работать с генералом КГБ, вопреки опасениям, оказалось не так сложно.
Он хвалил особенно понравившиеся эпизоды, разъяснял технические тонкости, а свои замечания обычно формулировал в виде корректных рекомендаций. Режиссер-постановщик фильма «17 мгновений весны» Татьяна Лиознова на съемочной площадке Киностудии им. Между тем условия работы требовали, чтобы консультант отсматривал основную часть материала. Поэтому, по просьбе Лиозновой, Цвигун подобрал для себя «заместителя по кино», который мог работать со съемочной группой на регулярной основе. Им оказался полковник Георгий Пипия. Поначалу, как признавался впоследствии сам Пипия, поручение не доставило ему никакой радости: он писал докторскую диссертацию, да и основной работы для него никто не отменял. Но впоследствии он искренне увлекся работой в кино. Именно Пипия, в частности, договорился с Высшей пограничной школой о том, чтобы ее курсанты снимались в массовке картины.
Полвека исполняется легендарному советскому фильму «Семнадцать мгновений весны»
Режиссер фильма Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов на съемках «Семнадцать мгновений весны». Создательница «Семнадцати мгновений весны» и «Трех тополей на Плющихе» Татьяна Лиознова на всех производила впечатление железной леди. К юбилею сериала "Семнадцать мгновений весны" сняли новый фильм про Штирлица. Создательница «Семнадцати мгновений весны» и «Трех тополей на Плющихе» Татьяна Лиознова на всех производила впечатление железной леди. Семнадцать мгновений весны 25 лет спустя (документальный). Нарышкин рассказал, как людей вдохновил сериал "Семнадцать мгновений весны".
Больше, чем фильм. 50 лет назад начался показ сериала "Семнадцать мгновений весны"
Однажды он рассказал, как ему устроили встречу с женой после многолетней разлуки. На съемках Тихонов вспомнил эту удивительную историю и поделился ею с Татьяной Лиозновой. После недолгой паузы Лиознова воскликнула: "Блеск, мы сделаем это! Но в итоге Лиознова отказалась от этой идеи, усмотрев серьезный недостаток: если в кадре будет ребенок, зритель "не заметит" женщину.
А режиссер хотела сделать акцент на чувствах, которые преодолевают войну и расстояния. Элеонора Шашкова сыграла более 50 ролей в кино и на сцене, но в памяти зрителей она навсегда останется женой Штирлица. Узнавать на улицах Элеонору стали лет через пять после выхода фильма, когда актриса приблизилась к возрасту своей героини.
Играть без партнера у Шашковой не получалось — ей надо было видеть глаза "мужа". Внезапно на площадке появился Вячеслав Васильевич и сел у камеры — ему интересно было взглянуть на свою "жену". На следующий день снимали Штирлица.
Лиознова очень высоко ценила работу Элеоноры Шашковой и ее партнера, но не Тихонова, а Евгения Лазарева, сыгравшего советского разведчика, с которым героиня Шашковой входит в кафе и садится за столик. Потом Лазарев отходит к стойке. Обе сыграны без единого слова — это потруднее, чем сыграть Штирлица.
Как у этого парня играет спина! Каждым кусочком, каждой порой он ощущает, что там делается", — вспоминала Татьяна Лиознова. Во время съемок немой сцены Шашкова смотрела на Тихонова, а режиссер подсказывала ей, что сейчас играть: как ты соскучилась по нему, как тяжело вам жить друг без друга, как ты беспокоишься за него, как страдаешь без него.
Зрители назвали ее самой запоминающейся в фильме. Иначе эпизод просто не нужен. Главное — глаза, только они скажут больше, чем слова.
Это нужно было представить: та женщина, которую любил, та, которая ждет, о которой ты только помнишь, она уже только образ… Я рассказал Лиозновой, и она решила попробовать эту сцену снять, не говоря пока ничего Юлиану Семенову. А потом, когда ее уже вставили в контекст фильма, Юлиан посмотрел и сказал: "Я теперь, когда буду переиздавать книгу, я туда впишу встречу с женой". То есть получился "обратный" процесс — не из литературы на экран, а наоборот", — вспоминал Тихонов.
Как появилось музыкальное сопровождение фильма И специалисты, и зрители отмечали, что "Семнадцать мгновений весны" — это не хронология героических подвигов. Приключения являются лишь фоном. В центре внимания режиссера — человек, его душевные переживания, так созвучные бессмертным мелодиям Микаэла Таривердиева.
Музыкальные композиции "Песня о далекой Родине" и "Мгновения" на стихи Роберта Рождественского стали бесспорным украшением картины. Всего авторы написали двенадцать песен — по одной на каждую серию, но в итоге в фильме звучат только две. Подобрать подходящего исполнителя для них оказалось непросто.
Какие-то кандидатуры не устраивали телевизионное начальство, какие-то не нравились Лиозновой. В итоге сошлись на Иосифе Кобзоне. Певец сделал то, о чем его просили.
Вот только в титры его имя не попало, так как они были готовы раньше, чем утвердили исполнителя. Особенность роли Штирлица Большую часть фильма Вячеславу Тихонову в роли штандартенфюрера СС приходилось только наблюдать, писать, звонить и ходить, а также один раз выстрелить. Количество диалогов сведено к минимуму, все действия и даже мимику отличает холодная сдержанность.
Однако Лев Дуров, сыгравший в фильме агента Клауса, считал роль Штирлица одной из сложнейших в фильме. У каждого героя в фильме есть свои "бзики" — именно так называла их Лиознова. То есть простые человеческие особенности, вроде постоянно заедающего шкафчика у Мюллера.
У Штирлица такой "правды жизни" практически нет, потому что он человек "дважды закрытый — один раз профессией и второй раз — немецким мундиром". Заинтересовать зрителя характером героя, его жизнью, мыслями мог только актер с "большим внутренним содержанием", говорил Дуров о Тихонове. Рассказывают, что однажды Вячеслав Васильевич раскрыл секрет своего напряженного думающего лица во время исполнения роли Штирлица.
Таблица умножения — именно ее он прокручивал в голове, пока оператор снимал очередную сцену длительностью в несколько минут. Но в актерской игре, как известно, все методы хороши. Кто был прототипом Штирлица Есть легенда, что генсек Леонид Брежнев, посмотрев фильм, распорядился разыскать разведчика Исаева и вручить ему звезду Героя Советского Союза.
История Штирлица вдохновила миллионы людей по всему Советскому Союзу. Сам персонаж получился таким ярким, что о нем даже знают те, кто никогда не смотрел сериал и не читал книгу Юлиана Семенова. Анекдоты сделали свое дело. Проект расскажет историю советских разведчиков, которые пытаются выкрасть научные наработки Третьего рейха. Их цель: получить документы, связанные с разработкой ядерного оружия. Немецкие ученые вовсю трудятся над разработкой ядерного оружия.
В основу сюжета легли реальные события Второй мировой войны — операция «Санрайз», во время которой власти Германии пытались заключить мир с западным союзниками СССР. Несмотря на исторический контекст фильма до сих пор нет единого мнения по поводу того, кто мог послужить прототипом главного героя Максима Исаева. Автор романа Юлиан Семенов рассказывал, что за образом главного героя стоит множество реальных историй советских разведчиков, с которыми ему удалось познакомиться во время изучения архивных материалов. По воспоминаниям Лиозновой, сложнее всего давался выбор актера для главной роли советского шпиона. В итоге роль досталась актеру Вячеславу Тихонову , до этого снимавшегося в таких фильмах, как «Молодая гвардия» и «Война и мир». По количеству актеров, удостоенных звания народного артиста СССР как до, так и после выхода картины, этот фильм является одним из лидеров в истории советского кино: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой , Лев Дуров , Евгений Евстигнеев , Олег Табаков — и другие. Советским зрителям фильм также запомнился и музыкальным сопровождением, в том числе — песней «Не думай о секундах свысока...
Не прошло и минуты, как прозвучал очередной «щелк» и Цвигун снова стал что-то сосредоточенно записывать. Настроение мое стало портиться, мы все очень напряглись, не понимая, что могли сделать не так, что могло не понравиться главному консультанту из КГБ. В общем, к концу серии этих «щелчков» набралось столько, что мы были уверены в полнейшем провале. Подавленные, но всячески стараясь держаться мужественно, мы пригласили Семена Кузьмича в соседнюю комнату, где был накрыт стол с бутербродами и стояла бутылка коньяка. Было уже очень поздно, мы предложили Семену Кузьмичу перекусить, а самим кусок в горло не лезет, не знаем, чего ждать. Семен Кузьмич поблагодарил, но сказал, что сначала расскажет в целом, о своих впечатлениях и, надев очки, разложил перед собой свои записи. Журавли летят» — он внимательно на нас посмотрел, мы затаили дыхание. Как вы уловили? Этот образ, который для разведчика символизирует Родину, как бы далеко он не находился, — это замечательная находка, очень правильная». Мы еще не верили, что нас просто хвалят, мы ждали какого-то дальнейшего подвоха по поводу птичьей стаи, но его не было. Цвигун перешел к следующему своему замечанию, и оно тоже оказалось конкретно подмеченной похвалой. Цвигун нас хвалил, понимаете? По пунктам. Не поленился записать и похвалить за все, что ему понравилось. Я была поражена. Да, замечания и рекомендации были и тогда и по другим сериям, но было очень много конкретной поддержки, он нас подбадривал и вдохновлял, это запомнилось очень хорошо, мало кто умеет благодарить за хорошее». Телеграмма киногруппы Татьяны Лиозновой Семену Цвигуну скорее всего, это поздравления с майскими праздниками. Слушая рассказ Лиозновой, я думала о том, что дед, наверное, на всю жизнь сохранил свои качества учителя и директора школы, которым он был до войны. Если бы он не попал в органы, то, наверное, он был бы счастлив в роли учителя. Многое в его характере базировалось, на мой взгляд, на качествах грамотного воспитателя, в том числе, умение и готовность хвалить людей по делу, не забывать это делать, понимать, как важно для человека доброе слово и поддержка.
«Мы думали, что это провал»
11 августа 2023 года исполнилось 50 лет со дня премьерного показа легендарного телесериала Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». После просмотра «Семнадцати мгновений весны» Брежнев потребовал присвоить полковнику Исаеву звание Героя Советского Союза. К юбилею сериала "Семнадцать мгновений весны" сняли новый фильм про Штирлица. Нарышкин рассказал, как людей вдохновил сериал "Семнадцать мгновений весны".
Штирлиц погиб в застенках гестапо? Что осталось за кадром знаменитого фильма
Та же участь могла постигнуть и «Семнадцать мгновений весны». Когда Таривердиев узнал, что фильм из той же серии, что и два предыдущих, он высказал режиссеру свое твердое «нет». К юбилею сериала "Семнадцать мгновений весны" сняли новый фильм про Штирлица. РИА Новости, 1920, 18.08.2023.