Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения. Другой техникой является «пустой стул». При использовании техники «пустого» стула клиент взаимодействует с антагонистом и даже обменивается с ним ролями, и, соответственно, в его роли взаимодействует с воображаемым самим собой. «Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. В статье расскажем, что такое техника «Пустого стула», какова ее суть, как ее проводить в психологии и каких результатов можно ожидать.
Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).
Взяв за основу элементы гештальт-психологии и психодрамы, биоэнергетику и практику психоанализа, восточные учения и такие направления философии как экзистенциализм и феноменализм, Перзл разработал абсолютно самостоятельное направление, оказавшее значительное влияние на практическую психологию, которое получило название гештальт-терапия. Что такое гештальттерапия? Слово гештальт в переводе с немецкого языка буквально означает «целостность», «фигура», «образ». Гештальт-терапия направлена на достижение человеком гармонии с собой, своим организмом и окружающем миром, и заключается в сотворении целостного образа его личности.
Основной целью гештальт-терапии является восстановление личностью естественного контакта с другими людьми, обретение им жизненной энергии. Теория гештальттерапии Базовая идея гештальттерапии заключается в способности нашей психики к саморегуляции, возможности человека приспосабливаться к окружающей среде, нести ответственность за свои действия, ожидания и намерения. Из этого вытекает главный принцип данного метода — стремление к расширению осознавания себя и мира.
Только осознанный человек может эффективно развиваться и нести ответственность за свою жизнь. Фредерик Перзл назвал такое стремление «сознательное осознавание», подразумевая под этим термином проживание ситуации в настоящем моменте, здесь и сейчас. Человек должен сознательно присутствовать в этом проживании, забыв о своем уме, доверяя лишь собственным чувствам.
Именно тогда терапевт сможет выделить из сознания пациента актуальные на данный момент проблемы, не распыляясь на несущественное. Гештальттераппия — основные положения Основными аспектами традиционной гештальт-терапии являются: 1. Концентрируясь на настоящем, человек полностью погружается в волнующую его ситуацию, она проживается им здесь и сейчас или, по терминологии Перзла, «здесь и как».
Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию. Чтобы заставить экс-партнера пожалеть о сделанном, они демонстрируют в соцсетях счастливую жизнь свободного человека или выкладывают фото с новыми пассиями. Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс». Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов. В качестве антисценария возможен отказ от серьезных отношений или подсознательный страх, который заставляет вечно оставаться на стадии конфетно-букетного периода. Как только появляется более тесная связь, человек разрывает союз и уходит. Несбывшиеся мечты Неважно, какая потребность оказалась неудовлетворенной — материальная или эмоциональная. Чувство обиды и несправедливости будет преследовать и заставлять наступать на одни и те же грабли.
Например, ребенок мечтает заниматься хоккеем, а родители отдают его в шахматную секцию, потому что это безопаснее и полезнее для интеллектуального развития. Вероятных исхода во взрослом возрасте два: человек обесценивает свои достижения и редко чувствует удовольствие от жизни; он навязывает свои мечты детям, и история повторяется в следующем поколении. Собственные ошибки Считается, что «время лечит»: обиды забываются, невысказанные слова благодарности или извинения теряют смысл. Подсознание же так не считает. Оно заставляет чувствовать вину и терзаться невозможностью исправить ошибку, если источника страданий уже нет в живых или связь с ним полностью потеряна. Дети, которые не успели сказать родителям о своей любви, супруги, не поблагодарившие друг друга за совместно прожитые годы, — эти гештальты настолько мучительны, что способны вызывать тяжелую депрессию. Как закрыть гештальт Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой. Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна.
Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут.
Приглашаю к продолжению запущенного мной курса "Полезные гештальт-упражнения" следующим - пятым по счёту занятием, посвящённым самой известной и самой главной технике гештальт-терапии - технике "Пустого стула". С какой целью проводится? Каким задачам посвящена? Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт. Как организуется, выглядит? Напротив сидящего на стуле клиента размещают второй, пустой стул, и просят "посадить" туда любую, актуальную на данный момент проблему.
Говоря об этом, гораздо легче уйти от непродуктивных переживаний. Воображаемое присутствие кого-нибудь из близких на пустом стуле, которое позволяет сказать то, что должно было быть ему сказано, гораздо более эффективно, чем рассказ о том же. К тому же это зачастую помогает проработать какой-то другой незавершенный образ, значимый для данного человека. Во время такой процедуры поза выполняющего ее человека становится спокойной и расслабленной; иногда я замечаю, что человек начинает глубже дышать. Техника пустого стула помогает вернуть прошлое, какие-то неразрешенные ситуации в настоящее, сфокусироваться на значимых переживаниях.
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
Гештальт-терапия: описание, методы, техники - | В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника (монодрама), разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» (иногда её называют «Пустой стул»). |
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула" | Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях. |
«Пустой стул» в гештальте | Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли. |
Что это такое?
- Психологическая интервенция | Блог 4brain
- В чём заключается это упражнение?
- Гештальт-техники для поощрения личностного роста
- Эффект Зейгарник и незавершенный гештальт. - Психолог Елена Елизарова, Москва
Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт. он для значимого другого, который может тот стул занять. метод гештальт-терапии, при котором человек ведет воображаемый диалог с собеседником на пустом стуле. Другой техникой является «пустой стул». Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул». Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет.
Гештальт-терапия: описание, методы, техники
Клинические ролевые игры и психодрама Пустой стул иногда вспомогательный стул — это один из наиболее широко известных и часто применяемых методов ролевых игр, в психодраме и гештальттерапии. Здесь протагонист действует без помощи вспомогательных лиц. Вернее, протагонист в этой технике взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями. Стулья служат заместителями отсутствующих лиц, предметов, явлений и т. Они могут представлять неодушевленные объекты, такие, как комната, стойка, дом.
Они могут представлять точку зрения, черту характера, навык или помехи имеются в виду место в служебной иерархии, преобладание, профессия или род занятий, страх, чувство собственной неполноценности, препятствия, камень преткновения. Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан.
Главное, не сдаться и не вернуться, потому что тогда все окажется зря. Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». И, как ни странно, это реальная психологическая техника, которая и правда может тебе помочь. Не обязательно забыть мужчину и отпустить обиды: гештальт-терапевты рекомендуют «Пустой стул» для любых конфликтных ситуаций с родственниками, друзьями, коллегами , в которых осталась недосказанность. Техника «Пустой стул»: как делать Найди время, когда тебе никто не будет мешать.
Поставь напротив себя пустой стул на расстойнии примерно 1,5-2 метра. А теперь представь, что на этом стуле сидит тот, без которого, как тебе кажется, ты не можешь, но при этом понимаешь, что так вам обоим будет лучше. Начинай диалог с ним: выскажи, что ты к нему чувствуешь, в чем винишь себя и где, как тебе кажется, он поступил неправильно. Если тебе хочется кричать, плакать — сделай это. Чем эмоциональнее получится «разговор», тем лучше. Чем больше у тебя получится сказать, тем, соответственно, тоже. Закончи разговор прощанием, завершением ситуации.
Даже если с первого раза закрыть гештальт не получится например, если тебе было сложно, ты не смогла высказать все , после пары разговоров тебе точно станет легче. Наконец у тебя получится простить и отпустить, сконцентрироваться на собственной жизни и себе как главной ее ценности. Как писать терапевтическое письмо Еще, если говорить о реальных психологических техниках, ты можешь попробовать терапевтические письма. Этот метод используют психологи и психотерапевты для контроля за состоянием своих клиентов, но тебе они помогут выплеснуть эмоции, которые съедают изнутри, или. Простой пример: не можешь забыть бывшего и постоянно мониторишь его страницу? Каждый раз, когда тебе хочется ему написать, пиши все на бумаге и складывай в дальний ящик стола. Можешь делать это регулярно например, два раза в неделю , а можешь только тогда, когда почувствуешь необходимость высказаться; Лучше писать ручкой на бумаге, но если очень нужно, а под рукой только телефон, можешь делать это в заметках; Важно соблюдать последовательность настоящего письма.
То есть, сначала поздороваться, затем описать ситуацию, после высказать претензии, а потом завершить словами прощения; Писать терапевтические письма можно настолько часто, насколько тебе это необходимо. По сути, этот все та же техника «Пустой стул», только в более доступном и упрощенном варианте. В конечном итоге неотправленные письма помогут относиться к ситуации все легче, а ты, если захочешь, сможешь посмотреть, как менялось свое состояние, просто прочитав их. Визуализация положительной динамики — отличная мотивация двигаться дальше по этому пути. И здесь это тоже будет работать, поэтому обязательно попробуй. А если ты понимаешь, что мысли о прошлом тебя поглощают, ты стала зависима от человека и, кажется, не в состоянии справиться с происходящим сама, подумай о визите к психологу. Онлайн-платформы позволяют немного сэкономить, а уже после одного сеанса тебе может стать значительно легче.
Источник Способ забыть человека со стулом Институт практической психологии Ольги Гаркавец запись закреплена Техника «пустого стула» — прием, часто используемый в гештальттерапии. Известно, что техника эта возникла под влиянием психодрамы Морено, которая произвела на Перлза большое впечатление. На нем размещается значимый человек, с которым клиент осуществляет диалог, причем это может быть даже умерший человек, с которым остались непроясненные отношения или что-то невысказанное. Экспериментальную игру, связанную с диалогом частей личности, терапевт предлагает тогда, когда у пациента имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт. На стул можно «посадить» Любое качество, чувство клиента для того, чтобы понять, от чего оно защищает, чему хочет помочь, выявляются вторичные выгоды. Боли и психосоматические проявления также могут стать собеседниками, для поиска причин и вторичных выгод. Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника.
Затем организуется диалог между тем «я», которое сидит на первоначальном стуле, и посаженным на пустой стул «собеседником», причем роль этого собеседника исполняет, — пересаживаясь на пустой стул, — сам клиент. Так как обе роли или больше, если необходимо исполняет сам клиент, становится очевидным, что диалог ведут его собственные «части», даже если «собеседником» представляется человек. Оказывается, что каждая из этих «частей» может говорить, думать, чувствовать, иметь свою точку зрения, отличную от точки зрения других «частей». Эта ролевая техника достаточно популярна на только у гештальтистов.
В некоторых случаях может потребоваться более традиционный подход к психотерапии или другие методы работы с проблемами. Важно помнить о том, что техника пустого стула не является универсальным решением для всех проблем и не всегда дает быстрые результаты. Однако, в некоторых случаях она может быть полезным инструментом для саморазвития и самоанализа.
Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое. В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем. Одним из основных направлений на сайте psyholic. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях. Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей.
Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком. Помимо этого psyholic. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими. Сайт psyholic. В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний. Также на сайте можно найти информацию о том, как бороться со стрессом и депрессией, как поддерживать свое психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях. Здесь вы найдете статьи о том, как развивать личные качества, как ставить перед собой цели и добиваться их, как научиться управлять своим временем и эмоциями.
Здесь вы найдете ответы на множество вопросов, связанных с внутренним миром человека, и получите ценные советы по решению психологических проблем. Погружаясь в материалы сайта, вы сможете лучше понимать себя и окружающих, находить решения сложных ситуаций и развиваться как личность. Примеры успешного применения техники пустого стула Разрешение конфликтов внутренних голосов: Клиент может использовать пустой стул для представления каждого из конфликтующих голосов внутри себя. Это позволяет клиенту изучить и попытаться разрешить противоречия и конфликты между разными частями его личности. Изучение взаимоотношений: Клиент может использовать пустой стул, чтобы представить воображаемого собеседника и спросить у него вопросы или высказать свои неудовлетворения. Это позволяет клиенту более глубоко понять свои отношения и найти способы улучшить их. Тренировка навыков коммуникации: Клиент может сыграть роль и самого себя и роль другого человека, используя пустой стул.
Это помогает клиенту тренировать и улучшать свои навыки общения, выражения своих мыслей и эмоций. Исследование тревожных ситуаций: Клиент может использовать пустой стул, чтобы представить ситуацию, вызывающую тревогу, и попытаться найти способы ее преодоления. Это помогает клиенту разработать стратегии справляться с тревожными ситуациями и разрешать свои страхи. Работа с травматическими событиями: Клиент может использовать пустой стул, чтобы представить себя в момент травматического события и рассказать его историю.
Вот вы находитесь напротив него. Выскажите ему все, что у вас накопилось внутри за это время, всё, что хотели бы ему сказать. Не сдерживайте ваши эмоции, необходимо их полностью прожить. После того, как все слова сказаны, эмоции пережиты, поменяйтесь с представляемым вами человеком ролями, пересядьте на пустой стул, посмотрите на себя со стороны и представьте, что бы он мог вам сказать в ответ, либо как отреагировал на сказанное вами. Если будет желание ответить, смело отвечайте. Проблема: Вы не можете принять часть своей личности, разобраться со своими чувствами по отношению к какой-либо ситуации, у вас есть какая-то цель, которую вы не можете достигнуть из-за конфликта с самим собой вы хотите ее достичь, но начиная идти к цели, бросаете все и перестаете верить в себя. Это также может быть неприятие со стороны общества, какие-то конфликты с окружающими или с самим собой. Например: вы любите работать с людьми, чувствовать себя полезным, но в то же время вы по натуре интроверт человек, который предпочитает общению, находиться с самим собой наедине и вас "раздражает" эта работа. Представьте ту часть своей личности, которая любит работать с людьми, скажите, что именно вам нравится в работе?
Техники психодрамы
Полезные гештальт-упражнения / Встреча 5 / Задание 5 / Техника "Пустого стула" | Пустой стул помогает организовать пространство эксперимента, способствует оживлению представлений, облегчает и катализирует работу воображения. |
Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика | Техника пустого стула, также называемая «техникой двух стульев» или просто «работой на стуле», представляет собой терапевтический метод, используемый в разговорной терапии. |
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами | «Пустой стул» — одна из основных техник в гештальт-терапии. |
Техника пустой стул в психологии инструкция по применению
Нужно определить условия соблюдения достигнутого соглашения, установить санкции, напомнить каждой из сторон, что она получает при этом все, что ей нужно, и т. Возможны и более сложные ситуации. Например, может оказаться, что выделенная нами субличность представляет не один интерес, а группу противоречивых интересов. Такую субличность нужно дальше раскладывать на составляющие субличности и рассаживать их по своим стульям. Здесь есть свои структурные проблемы: однопорядковы ли получившиеся субличности то есть можно ли их собрать за одним и тем же «круглым столом» или нужно провести какие-то предварительные группировки и переговоры, и т. Это хорошо видно на следующем примере из области искусства. В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста. У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек. Постепенно по мере творческого роста он эти субличности «манеры» интегрировал в единый более богатый творческий облик, в единую творческую личность.
Но вот в более поздний свой период он стал играть на органе. Тут, наоборот, пришлось не синтезировать, а очень резко разделять, потому что на органе играют совершенно иначе, чем на фортепиано, и ему нужно было очень точно, четко и жестко различать, «кто» он в данный момент — органист или пианист: прежде всего это касается аппарата рук, но задействовано и все остальное, весь «строй души» разный. На «предметном» уровне здесь нужна не интеграция, а, наоборот, ясная дифференциация. Конечно, где-то «на высотах» все это соединяется в единой Музыке, но практически необходимы две разные субличности: Пианист и Органист. Следующая методика — функциональный анализ субличностей. Неудобная, мешающая клиенту субличность часто «живет» на том, что выполняет определенную функцию в структуре личности. Например, у большинства клиентов есть на службе внутренний Очень Критический Родитель — «Грызла», выполняющая функцию контроля за поведением и деятельностью. Ее невозможно так просто выгнать, уволить, потому что тогда человек остается без контроля. Необходимо, по-видимому найти других исполнителей на функцию, другие способы исполнения функции.
Если функция обеспечена и клиент получил соответствующий опыт, то можно ставить вопрос об освобождении Грызлы от обязанностей грызлы а также об исключении должности «грызлы» из внутреннего штатного расписания. Часто субличность выполняет не одну функцию, а три-четыре. Она тем и сильна, потому и может осуществлять свое грызлое дело, потому ее и не прогонишь, что она сидит одновременно на трех-четырех функциях и говорит: «Ну да, с этим ты справишься иначе, а с этим, а с этим? После этого ее можно будет уволить. Впрочем, фрейдовская надежда, что достаточно проанализировать и понять, а дальше «само рассосется» русский перевод латинского «natura sanat» далеко не всегда сбывается. Реально психотерапевту, группе, а главное — самому клиенту, который работает над собой, стремится к собственной свободе, — нужно много чего «дожать». Мы нашли функции, нашли новых исполнителей на них, но исполнителей надо еще «нанять», надо обеспечить действительно другое исполнение функций, Грызлу надо еще на самом деле уволить. И это все специальные волютивные действия, которые надо совершать. С теоретической точки зрения можно вспомнить, что все основные психические функции возникают в результате интериоризации вбирания внутрь «себя» определенной внешней коммуникации.
В этом смысле субличность — это функция или набор функций , отягощенная личностными особенностями участников интериоризованной коммуникации, вообще «загрязненная» «контаминированная», пользуясь словечком Эрика Берна привходящими обстоятельствами. Иными словами, субличность появляется тогда, когда функция или функции выполняются в некоторой определенной не имеющей необходимого отношения к делу «манере» и с «добавками», часто далеко не желательными. Чтобы можно было осуществить перемену исполнителей функции, клиент должен отделить собственно функцию, которая ему необходима, от «добавок», которые портят ему жизнь. Для этого нужно вернуться к исходной коммуникации которая интериоризована в виде рассматриваемой субличности и посмотреть на нее новыми глазами. Вот два примера из практики. Клиентка рассказывает, что хорошо управляется со своими делами на работе и дома, но только при условии, если она сама их себе назначила. Если кто-то начальник ли, муж ли говорит, что нужно сделать, — у нее возникает неприятное состояние неловкости, работа валится из рук, и хотя она сама тоже понимает, что сделать ее надо, это дается значительно труднее, чем если бы она делала это по собственной инициативе. Специально следует оговорить, что по многим вербальным и невербальным признакам в данном случае мы не имели дело с простым «подростковым негативизмом»: клиентка — вполне взрослый человек как в смысле физического возраста, так и в своих отношениях с окружающими. В результате расспросов выясняется, что в ранние школьные годы у нее была учительница, которая очень ее не любила и каждое «ценное указание» сопровождала добавками уничижительного характера.
Обобщенно эту коммуникацию можно выразить так: «Ты настолько глупая и скверная девчонка, что тебе специально приходится говорить о том, что другая сама догадалась бы сделать». Разумеется, у девочки это не вызывало энтузиазма. Но вместе с тем, по-видимому, учительница каким-то образом заняла важное место, и коммуникация с ней интериоризовалась настолько, что каждый раз, когда клиентке говорили, что надо сделать, — теперь уже без всяких дополнительных нагрузок, — она чувствовала себя «нехорошей» и униженной. Выход из этой ситуации таков. Мы вернулись к первоначальной коммуникации и постарались выяснить, что же такое не нравилось этой учительнице. Выяснили, что у нее были свои дополнительные причины для нашей темы несущественно, какие именно не любить девочку. Когда с позиции взрослого человека это понято, коммуникацию можно «переиграть», не принимая «добавки» на свой счет. Если учительница научила чему-то важному, это остается достоянием клиентки, а привходящие особенности их отношений, будучи осознаны как личные особенности если не неврозы учительницы перестают быть личностными особенностями самой клиентки. Другой пример.
Клиентка обнаруживает в себе тонкое и хорошо компенсированное чувство, что она все время немного «не дотягивает». Выясняется, что ее мать, чувствуя себя неудачницей, все время завышала для девочки планку, чтобы та стремилась, но не могла быть полностью «успешной». Интересно отметить, что проведенный субличностный анализ кроме решения исходной проблемы привел еще к значительным изменениям в общении клиентки с реальной мамой: раньше это общение ограничивалось возней по поводу «планки», теперь, увидев, в чем дело, клиентка смогла найти другие области и формы контакта. Понимаемые таким образом субличности с точки зрения идеальной интеграции подлежат «рассасыванию». В предельном абстрактном идеале должна получиться личность, синтезированная из всех возможных субличностей, а они в ней должны раствориться или синтезироваться. Но это не единственная возможность.
Некоторые неудовлетворенные потребности могут просто не осознаваться человеком. Но есть и такие, что человек сознательно не стремится восполнить — считает их опасными или постыдными.
И вот имеем замкнутый круг: потребность — нет удовлетворения — незакрытый гештальт. И так этот ком может катиться годами и увеличиваться. Каждая удовлетворенная потребность — это мощная энергия для человека. Она правильно расходуется, если удовлетворяется. В противном случае эта энергия накапливается, не расходуется продуктивно, человек ощущает напряжение. И из-за этого имеем людей со страхами, агрессией, чувством вины, а также больных соматически: кожные сыпи, псориаз и другие болезни. По этой логике все гештальты нужно закрывать. Но вот вам парадокс: некоторые закрытые гештальты не дают человеку дальше развиваться!
Например, человек заикается и это мешает ему полноценно общаться, он чувствует себя неуверенно и боится выступать на публике. Он начинает разбираться в себе, вспоминает, что в детстве его напугала собака, он был один и старался быстрее убежать от нее. Если человек на этом этапе остановится, то гештальт может и будет закрыт, но самопознание завершится, подсознательный страх наверняка останется. Мы приходим к тому, что все-таки не все гештальты нужно стремиться закрывать. Но тут ремарочка: если уж не завершать целостную картинку в сознании, так делать это под присмотром психотерапевта или психолога. Ведь иначе можно до болезни себя довести. Примеры незакрытых гештальтов Закрыть гештальт иногда не так-то просто. Например, хотела я стать врачом кардиохирургом, но не сложилось и могу всю жизнь навязывать это желание своему ребенку, не спрашивая о его желании.
Ребенок мне за это спасибо не скажет, особенно если он до ужаса боится крови. Или девочку не принимают в семье, хвалят только за какие-то выдающиеся успехи. Что будем иметь на выходе? Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали. Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать? Парня погнали с работы, так как невыгодно было поднимать ему зарплату. Он может подсознательно стремиться устроиться туда, где мало платят, чтобы не потерять хотя бы это место. И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей.
Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться. Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями. На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе. Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении. Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости. Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня. У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу. И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам.
Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения. Но это не так легко сделать, как звучит. Иногда требуется целое гештальт-обучение человека на терапии, чтобы что-то закрыть или дополнить.
Диалог с ними проясняет возможные пути развития ситуации.
Также в разговоре с "пустым стулом" полезно менять позиции, становясь на место оппонента. Это расширяет угол зрения, позволяет лучше увидеть альтернативную точку зрения. Так снимаются внутренние противоречия, решаются конфликты. Пример работы в технике Маша, 32 года, менеджер.
Рассталась с мужем из-за его измены. До сих пор переживает, не может ему простить. На сеансе с психологом Маша села напротив пустого стула. Представила там сидящим бывшего мужа Ивана.
Я так и не смогла тебя простить за то, что ты мне изменил. Мне было так плохо и больно! Как ты мог так со мной поступить после 7 лет брака?! Маша говорила громко, с жаром, не стесняясь в выражениях.
Когда эмоции поутихли, психолог предложил ей сменить позицию. Маша пересела на "пустой стул" и как бы от лица Ивана ответила себе: - Прости меня, пожалуйста, я сам не понимаю, что на меня тогда нашло... Между нами все было замечательно, ты - самая лучшая из всех женщин, которых я знал. Это случилось как-то спонтанно, я не хотел тебя обидеть и предать...
Когда человек ощущает себя в настоящем, тогда подсознательно настраивается на решение проблемы. Важно вытягивать себя из прошлого или будущего. Часто человеку свойственно застревать в прошлом, а как было бы, если бы… Признаюсь, я тоже иногда так рассуждаю, но постоянно вытягиваю себя в настоящее. Так вот, важно именно вытягивать — сосредотачиваться на том, что вы делаете сейчас: на столовых приборах во время завтрака, на процессе пережевывания пищи, на каком-то действии. Субъективизация в высказывании В процессе сессии, когда человек осознал себя здесь и сейчас, когда он может идентифицировать свои ощущения, он сможет различать разные зажимы и дискомфорт в теле.
Горячий стул Клиент садится на стул, напротив него ставится еще один. И он выстраивает диалог с разными частями себя: агрессивной и спокойной, активной и пассивной и т. В таком разговоре происходят инсайты , которые потом выводят клиента к завершению гештальта. Есть еще специфические техники для закрытия гештальта в сознании, но они уже применяются профессиональными психотерапевтами на сессиях по решению проблем клиентов. Что такое гештальт-терапия и когда нужно обращаться к психологу Гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку восстановить контакт с самим собой, понять себя, свои эмоции и найти цели в жизни, когда ничего не хочется.
Кстати, в последней проблеме хорошо помогают практические инструменты, которые вы найдете в лучших курсах по целеполаганию от топовых авторов. Для каждой проблемы свой срок решения. Как понять, когда вам потребуется психолог? Посмотрите перечень проблем, и если вы найдете хотя бы одну или две из них, которые мешают жить, то пора обратиться к гештальт-терапевту или психологу. Вы часто сталкиваетесь со стрессовыми ситуациями.
Вам сложно адаптироваться к новому окружению. У вас есть трудности в общении с родителями и другими родственниками. У вас длительное депрессивное состояние. У вас иногда возникает чувство грусти или пустоты. Вы были или и являетесь жертвой морального, физического насилия.
Вы топчитесь на одном месте и не можете достичь поставленной цели. Вы испытываете сильный страх, который мешает вам жить. У вас не получается удовлетворить свои потребности, желания. Вам сложно понять, что вы чувствуете, чего хотите. Итак, если вы узнали себя в этих ситуациях, go to психолог.
Чем минимально он вам поможет: Под руководством специалиста вы сможете понять, что именно вас тревожит. Он точно поможет вам определить чувства, которые вы испытываете в этой ситуации. Понять это помогут еще 14 лучших курсов по развитию эмоционального интеллекта. Он применяет подходящие методики, чтобы максимально экологично, с наименьшими потерями завершить гештальт, обучает способности распознавать похожие ситуации, чтобы не застревать на них в будущем. Книги Чтобы было понятно, с чем вы имеете дело, хочу предложить небольшой перечень книг по теме.
Купить эти книги вы можете на ЛитРес. Заключение Дорогие друзья, очень хочется, чтобы наше общество заботилось не только о боли в зубах, почках и сердце, но и о боли душевной. Тогда каждый человек будет стремиться закрыть свои гештальты, работать над собой, становиться лучшей версией себя. Это приводит к личностной зрелости и конструктивному общению. После такой сложной пищи для мозга нужно немного расслабиться — примите душ или подышите свежим воздухом.
А потом ради интереса загляните в подборку топ-15 лучших тестов на психику для взрослых и детей. Может, вам пора тоже позаботиться о незакрытых гештальтах, хотя бы самостоятельно?
Что это такое?
- Работа с горем.
- Что означает Пустой Стул? Значение символа и знака
- Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул"
- Техника пустого стула — Студопедия
- Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика
- К каким аспектам относится техника пустого стула??
Что такое гештальт: основные техники + примеры из жизни
В каких случаях можно применить технику «Пустой стул» из гештальт-терапии? В чем заключается ее суть? Узнайте прямо сейчас. Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул» Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. Такие мысленные баталии могут продолжаться очень долго. И человек растрачивает свою энергию на эту мыслительную жевачку, вместо того, чтобы потратить эту энергию на себя и на свою деятельность. Читайте также: Способ строительства деревянного дома Основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз назвал такие полярные свойства личности, которые бесконечно спорят друг с другом «собакой сверху» и «собакой снизу». Голос собаки сверху все время изводит собаку снизу своими замечаниями и придирками: «Ты должен это сделать», «Ты должен это сказать», «Ты не можешь это есть» и т. Эта собака командует и относится пренебрежительно к «собаке снизу», которая отвечает «я не могу», «мне тяжело» и т. Такие полярности существуют постоянно, когда человек находится в состоянии неудовлетворенности, разочарования, сомнения, фрустрации. Эта схватка ведет к состоянию, когда человек полностью уходит «в голову», не осознает настоящий момент, не может функционировать.
Люди часто страдают от таких конфликтов «собак», которые обуславливают постоянное состояние фрустрации. Они испытывают проблемы в своей деятельности, потому что не могут сконцентрироваться. Например, человек встречается со своими друзьями, но не получает удовольствия, так как беспокоится о делах, которые не сделал. Чтобы было понятнее, приведу пример. Девушка страдает от лишнего веса. Две составляющие ее личности, которые ведут постоянные споры — это обжора и часть, которая заинтересована в снижении веса. Если устранить между ними непонимание, осознать потребности и возможности каждой, то можно очень легко решить проблему внутреннего конфликта. Как выполнять? Выберите время, когда вам никто не будет мешать. Поставьте два стула напротив друг друга на расстоянии 1-2 метра.
Садитесь на один стул. Представьте себе напротив человека или часть своей личности, с которой есть эмоциональные проблемы. Например, та девушка, которую бросил парень и она очень на него обижена, расстроена представляет себе напротив этого парня. Начинайте диалог. Выскажите все, что вы хотели высказать этому человеку. Потом пересядьте на другой стул и представьте себя в роли вашего собеседника и ответьте на те вопросы, пожелания или претензии, так как вам кажется ответил бы ваш собеседник. После этого вернитесь на свое место и станьте собой. Продолжайте диалог. Если хотите — кричите, ругайтесь, плачьте. Чем сильнее будут выражены эмоции тем лучше завершиться гештальт, эта ситуация.
Продолжайте такой диалог до тех пор, пока считаете необходимым. Закончите своей фразой. Незавершенная ситуация завершена. Автор: Андрей Баракин P. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! Напишите свое мнение в комментариях.
Это поможет избавиться от негативных эмоций, преодолеть боль. Стюарт Капловиц Семейный психотерапевт. Когда мы используем технику пустого стула, мы можем злиться сколько угодно. Не беспокойтесь о том, что и как вы говорите. Дайте себе волю. Как только всё уляжется, вам может показаться, что вы выделили для себя некоторые важные утверждения, которые затем сможете сказать человеку лично. Но в данный момент это неважно. Просто дайте себе высказаться. Чтобы избавиться от чувства вины Небольшое исследование показало, что упражнение уменьшает у человека чувство вины перед собой или окружающими. Всё дело в том, что перед пустым стулом человеку легче разобраться в причинах произошедшего, признать свои ошибки. Чтобы разрешить внутренние или межличностные конфликты В этом помогает моделирование диалога, когда вы предъявляете претензию собеседнику на пустом стуле, а затем переходите на его место и вслух самому себе отвечаете. Это позволяет лучше понять оппонента и, возможно, даже принять его точку зрения. И при этом будете в полной безопасности. Чтобы разобраться в отношениях Объективно оценить отношения довольно сложно. Иногда трудно быть до конца честным с партнёром, и это может стать причиной недопонимания. С помощью искреннего разговора с пустым стулом вы сможете выявить проблемы, которые вам необходимо решить. Более того, во время упражнения вы, вероятно, заметите то, что раньше не так сильно бросалось в глаза. Чтобы подготовиться к трудному диалогу Предположим, вас ждёт серьёзный разговор с человеком, с которым вы в плохих отношениях. Практика «Пустой стул» поможет проговорить всё заранее и благодаря этому снизить уровень тревоги и стресса. Чтобы улучшить коммуникативные навыки Когда эмоции берут верх, невозможно построить конструктивный диалог. Техника «Пустой стул» помогает избавиться от лишних переживаний и волнения. Также с её помощью можно научиться грамотно формулировать свои мысли. Можно ли выполнять упражнение «Пустой стул» дома Да, но с терапевтом будет эффективнее. Впрочем, попробовать освободиться от эмоций всё же можно. От того, что вы выскажетесь, хуже не будет. Как делать упражнение самостоятельно Убедитесь, что вы находитесь в комфортной обстановке, вас ничего не отвлекает и вокруг полная тишина. Возьмите пустой стул, поставьте его перед собой и сядьте напротив. На начальных этапах стул обязателен, но в дальнейшем вы сможете обойтись и без него. Проговорите это вслух. Это можно делать и дома, и на прогулке в парке. Я часто слышу от клиентов, как легко им стало от того, что они освободились от негативных эмоций. Лучше составить его портрет максимально подробно. Если возникают сложности, не переживайте и просто начните говорить. В процессе у вас, возможно, сложится впечатление, будто вы действительно видите собеседника перед собой. Дайте волю эмоциям и выскажите то, что чувствуете, не стесняясь в выражениях. Хотите кричать — кричите. Если захотите выстроить диалог с воображаемым собеседником, просто займите его место и начните отвечать самому себе. Важное условие: воспринимайте происходящее серьёзно и без шуток проговаривайте то, что на душе. Психологи предлагают множество разнообразных техник для работы с проблемами, страхами и конфликтами. Одна из наиболее популярных и простых в исполнении — техника «пустого стула». Рассказываем про неё подробнее. Время чтения: 3 минуты. Откуда эта техника? Техникой «пустого стула» часто пользуются в гештальт-терапии. Одна из главных задач этого раздела психотерапии — завершить незаконченное дело, которое гложет человека, освободиться от неактуальных эмоций, мешающих здоровому функционированию. Непрожитые и не осознанные до конца эмоции мешают нам реагировать на настоящее, провоцируют новые конфликты. Для того, чтобы от них избавиться. С помощью этого упражнения можно проговорить и прожить эмоции в моменте, «здесь и сейчас». Поэтому обычно терапевт контролирует её использование, особенно в первые разы: направляет человека, помогает ему задавать нужные вопросы, чтобы прийти к пониманию корней конкретной эмоции или конфликта. В чём заключается это упражнение? Это упражнение предполагает, что человек разговаривает с воображаемым собеседником, который сидит на пустом стуле, расположенным напротив него иногда стул ставится по диагонали — на случай, если человек не готов напрямую взаимодействовать со своим страхом. Во время этого упражнения говорящий должен высказать все мысли и чувства, которые вызывает этот воображаемый собеседник. В качестве воображаемого собеседника может выступать другой человек, ситуация, цель. Иногда практикуется диалог с самим собой: пациент задаёт вопросы, на которые он должен себе ответить. В таком случае это выглядит так, словно отвечает другая часть собственной личности — это снимает внутренние конфликты, например, вечное противостояние того, что «нужно» и того, что «хочется». Если разобраться в этих двух аспектах, строить цели и нащупывать дорогу дальше станет проще. Цель этого упражнения — помочь человеку исследовать свои мысли, эмоции и отношения через визуализацию и диалог. Важно, чтобы не было сплошного потока обвинения: катарсис не наступит, если просто накричать на воображаемого друга. После бурного проявления эмоций всегда нужно задумываться, откуда они взялись. Присутствующий рядом терапевт как раз нужен для того, чтобы подтолкнуть в сторону этого размышления и поиска источника внутреннего конфликта, связанного с проецируемым человеком или ситуацией. Сложности в использовании техники Возникают сильные эмоции — и это нормально. Но для непривычных к такой встряске людей сложно перестроиться и открыться самому себе. При активном процессе взаимодействия с источником обиды могут возникать гнев, боль, грусть и другие сильные эмоции. Высокий уровень эмоционального дискомфорта под силу преодолеть не всем, особенно в одиночку. Смотрите курс-саммари «Гештальт-психология», чтобы узнать о действенных техниках работы с психологическими проблемами. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте. Происходит столкновение с сопротивлением и защитными механизмами. Возможно, будут появляться мысли оправдания, отрицания или избегания работы с негативными эмоциями. Сопротивление — страх раскрыть свою уязвимость либо сопротивление изменениям, опасение, что после проживания эмоций будет непривычная пустота на их месте. Некоторые люди могут испытывать затруднения в визуализации или могут чувствовать дискомфорт при имитации диалога. Негативные эмоции сложны и многогранны. Выполняющий технику «пустого стула» сталкивается с необходимостью исследовать свои собственные мотивы и переживания, а также причины обид. Этот процесс требует постоянного самонаблюдения и осознания собственных мыслей, эмоций и реакций. Он может быть интенсивным и требовать от человека навыков, которых у него пока нет — поэтому важно проводить первые эксперименты не самостоятельно, а совместно со специалистом.
Просим клиента представить того, на ком обосновывался «конфликт». Просим клиента высказаться и проанализировать услышанное. Все пункты уже понятны, но в данном случае на пустом стуле должен присутствовать уже мёртвый человек. Я рекомендую использовать данный способ только опытным психологам работающим с этим клиентом уже продолжительное время. В данном случае нужно быть очень аккуратным, так как этот способ способен травмировать человека сильнее чем он уже был травмирован. Шестой способ Лично мне он не очень нравится, но он вполне может быть использован вами. Разговор на будущее. Таже схема, но как подготовка к важному разговору с человеком с которым вы потом просто это будите обсуждать. Своеобразная тренировка перед важным разговором. Мой опыт использования данной техники Я пользовалась этой техникой три раза. Первый раз на паре в университете.
Но маме не отдавать, а принести его сюда. И еще одно, от лица мамы к самой Элине. Свое письмо Элина принесла через неделю. А вот письмо, которое она должна была написать себе самой от маминого лица, пока не получилось. Потому что ты худая, а я нет. Мне не идут такие модели, которые в обтяжку по фигуре. Нет, просто у неё такой стиль общения. Она не умеет иначе. А я сразу завожусь и ору в ответ. Но давай посмотрим. У мамы свое видение мира. Да, оно отличается от твоего и сильно. Как думаешь, почему она так делает? В её понимании. Но я очень бурно реагирую. А я не хочу, чтобы мной командовали. Хочу, чтобы мы нормально говорили. Как с вами. Но у нас вечный ор. На следующих встречах Юля действовала также. Элина писала письмо, приносила и они разбирали его пункт за пунктом. На пятой неделе Элина принесла письмо, которое написала от лица мамы себе самой. Мне трудно принять нашу разницу. Но я тебя люблю и не хочу ссориться. Просто у меня такой характер. Я привыкла уже. У меня большая ответственность, бизнес. Да, плохо нести рабочее настроение в дом. Но я такая. Это не значит, что крик и команды главное в моей жизни. Просто я очень устаю, не отдыхаю и мне хочется вашего внимания. Я люблю мою семью и понимаю, что ей нужно моё время. Только сейчас я не умею общаться с семьёй по-другому. Постарайся меня понять. Я буду очень признательна тебе за это. Как изменить поведение мамы Через две недели Элина пришла к Юле и, плюхнувшись в кресло, с улыбкой сказала: — Мама себе джинсы купила и пошла в них гулять. Мы гуляли вчера почти два часа. Так классно было! Она даже купила мне мороженое, хотя я не просила. На самом деле, Юля посоветовала Элине изменить отношение к маме и две недели вести себя иначе с ней. Когда мама приходила с работы и начинала привычные уже упреки о внешнем виде или грязной посуде в раковине, Элина спрашивала: — Тяжёлый день?
Report Page
- Способ забыть человека со стулом
- Определение
- Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы
- Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта - yes, therapy helps!
- Что такое гештальт: техники, законы и примеры
- Техника Перлза: основные принципы и особенности техники пустой стул
Эксперимент «пустой стул»
В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Напротив сидящего на "горячем стуле" человека ставится пустой стул. Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. «Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен. Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта. Данный метод гештальт-терапии (т.е. техника «Пустого стула»), предлагает клиентам вообразить себе значимого человека рядом с ними и напрямую обратиться к этой личности.
Техники психодрамы
В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Техника Пустой стул и как ее используют эмотологи в эмотологии, основные преимущества и недостатки применения техники Пустой стул и ограничения. техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы. В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул".