Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз — написание и произношение слова может варьироваться в зависимости от страны, переводится с персидского языка как "новый день") — это праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов. В этот день бывший секретарь ООН Пан Ги Мун заявил: «Признание со стороны ООН Навруза Международным днём свидетельствует о значимости этого праздника не только в тех регионах, где он отмечается, но и во всем мире».
Древнейший праздник весны. Что такое Навруз и почему он важен
Навруз Байрам – праздник прихода весны: когда отмечают, история, традиции. Новый год далеко не для всех наступает зимой: древний праздник Навруз скоро отметят пышными торжествами во многих странах мира и в некоторых регионах России. "Наурыз, Навруз, Науруз, Невруз, Нуруз, Новруз – этот праздник прихода весны богат не только своими традициями, но и своими названиями. В Российской Федерации тоже отмечается большой праздник Навруз (Нооруз). Навруз — это праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ.
Навруз - история и традиции праздника
В древний праздник Навруз нельзя работать, поэтому уборку и многие домашние дела хозяйки проводят накануне. Как показал опрос, большинство узбекистанцев считают Навруз особым днем, характеризуя его как очень важный, значимый праздник, вызывающий особые чувства и эмоции. Международный день Навруз в народе называют «персидский Новый год». Во время празднования Навруза на стол обычно ставят зеркало, свечи и крашеные яйца. «Рамблер» рассказывает о том, как появился праздник Навруз, в каких странах его отмечают и какие традиции с ним связаны.
Новруз в Иране – какого числа, история и традиции праздника
Каждый год Навруз приходится на 21 марта и 2025 год не станет исключением. История праздника Впервые слово «навруз» появляется в персидских источниках второго века нашей эры. Но в устной традиции о празднике начала года известно задолго до этих времен. Некоторые историки утверждают, что жители Персидской империи впервые стали отмечать Навруз при династии Ахеменидов, в IV-V веке до нашей эры. Установить точно дату появления праздника сейчас практически невозможно, но точно известно одно — на Ближнем Востоке этот день был важным испокон веков. Как и другие праздники древнего Ирана, Навруз упомянут в главной книге зороастризма — «Авесте». Согласно писанию, в этот день все жители земли должны были отмечать очередную годовщину появления жизни на нашей планете. Связан новогодний праздник и с мифологией персов. Считается, что 21 марта по солнечному календарю состоялись похороны героя Сиявуша.
Эта легенда также упомянута в зороастрийской «Авесте». Читайте также В первые века своего существования, праздник был посвящен не только наступлению нового года, но еще и огню. Стоит помнить, что именно этой стихии поклонялись представители зороастризма — главенствующей религии Ирана до прихода в эти края ислама. Традиции праздника Навруз Традиционно к персидскому новому году начинают готовиться за несколько недель.
Главные угощения праздника — это сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы, сладкие пахлава, а также шекербура. На столе во время пиршества можно заметить много бобовых, ячменных и пшеничных лепешек. Традиционно к празднику очищают жилище, делают уборку и выносят все старое. Это касается и духовной составляющей: нужно простить старые обиды, раздать долги, а также попрощаться с тем, что тяготит.
На самом деле, главных персонажей персидского нового года два: Аму Навруз в переводе «Дядюшка Навруз» и Хаджи Фируз — его помощник. Приходят они до нового года, а не после, как это принято у нас. Дядюшка Навруз еще как-то напоминает Дедушку Мороза. У него тоже есть длинная белая борода, внушительный волшебный посох, широкий кушак и высокая войлочная шапка с узорами. А еще добрый нрав и мешок подарков, которыми он щедро делится. Весь год они живут порознь и встречаются только раз в году в ночь на Иранский новый год. Это чень романтичная и символичная история любви. Историки до сих пор в недоумении, откуда берет начало этот фольклорный персонаж. Он одет в яркие красные одежды, высокий острый колпак, а лицо черное, как смоль. В руках Хаджи Фируз носит огромный бубен, ударяя в который он распевает незамысловатые песенки.
Перед иранским новым годом его можно встретить везде. Иранцы надевают красный костюм и за пару монет поднимут вам настроение счастливыми пожеланиями в новом году и традиционными шутками. Есть версия, что Хаджи Фируз — образ древнего месопотамского бога Таммуза, который каждый год возвращается из мира мертвых. Отсюда и черное лицо. Хафт Син — вместо новогодней елки На иранский новый год не принято украшать елку, а принято накрывать на стол. Во всех квартирах, в каждом офисе и даже в магазинах выделяется место, в котором на скатерти разложены традиционные предметы. Всего их семь, каждый начинается на букву «с» и называется это Хафт Син. Сабзе — проросшая пшеничная трава — для возрождения и обновления Саману — персидский сладкий пудинг — для изобилия и плодородия Сеньед — сладкие высушенные плоды лотоса — для любви Серке — уксус — как символ терпения и мудрости, полученных с опытом Сэр — чеснок — для крепкого здоровья Сиб — яблоки — для молодости и красоты Сумак — красная пряность — для напоминания о восходе солнца Все предметы на Хафт Син носят сакральное значение и связаны с древними традициями зароастризма. Например, красные яблоки на столе являются символом богини Сепандармаз, которая заботится о всех членах семьи и дает здоровье. Маслины — сенджед — подношение богу любви Хордаду.
Чеснок символизирует главное бежество зароастризма Ахура Мазду. Для него на Хафт Син ставят немного специи сумах. Эта любимая персами приправа является символом победы Ахура Мазды над Бахманом то есть победы света над тьмой, добра над злом. Традиционный сладкий пудинг саману готовят из пшеничных ростков. Это блюдо является подношением зароастристкому небесному хранителю Шахривар в благодарность за пищу и благоденствие, которым боги наградили в прошлом году. За несколько тысячелетий традиция накрывать Хафт Син в Иране осталась практически неизменной. В наше время на новогоднем столе появились еще несколько предметов. Они не являются обязательными и исконными по традиции зароастризма. Но иранцы так же ставят их на стол в Ноуруз: Что еще ставят на хафт син Сомболь — цветущие гиацинты — символ молодости и весны. Секке — золотые монеты — чтобы привлечь достаток в будущем году.
Коран и томик Хафиза — две главные книги Ирана. Живые рыбки — по рыбке на каждого члена семьи. Раскрашенные яйца — по одному на каждого ребенка в семье. Зеркало — символ многообразия мира, важный символ в зороастризме. Свечи — символ огня и очищения, тоже пришло из зороастрийского прошлого Ирана. Апельсин в миске с розовой водой — символизирует Землю. Аиди — традиционные подарки на навруз Какой же новый год без подарков! А вот на Ноуруз дарить коробки в яркой оберточной бумаге не принято. Ни полезных, ни приятных, ни памятных подарков. На иранский новый год нужно дарить деньги!
Эта традиция называется аиди и как бы определяет достаток будущего года. Старшие дарят младшим золотые и серебряные монеты или просто купюры. Причем, деньги принято дарить по строгой иерархии возраста и половому разделению. Дедушка дарит бабушке, бабушка — папе, маме, дочке и сыну, папа — маме, мама — своим детям, внук — внучке. Внучка, как вы догадываетесь, самая богатенькая в любой семье.
Люди ходят друг к другу в гости, устраивают веселые гулянья. В эти дни обязательно нужно выделить время для посещения пожилых родственников, чтобы получить их благословение. Во многих городах и селах в это время устраивают ярмарки. Посещая их, местные и приезжие могут поучаствовать в различных состязаниях, потанцевать и вкусно поесть. На таких ярмарках часто продают национальную выпечку и различные сувениры. Первую борозду, согласно старинному обряду, должен провести старейший член общины или семьи. Жители города в теплые весенние дни могут отправиться в парк или выехать на природу. Праздничный декор Для украшения помещений хозяйки используют веточки цветущих деревьев. Их раскладывают во всех жилых комнатах. На праздничный стол ставят весенние цветы. Это могут быть нарциссы, тюльпаны, крокусы. Составляя цветочные композиции, рекомендуется выбирать весенние цвета: белый, розовый, фиолетовый, зеленый. Традиционные блюда На праздничном столе можно увидеть большое количество еды. Чем больше различных яств подаст хозяйка, тем урожайнее и благополучнее будет следующий год. Главные блюда на столе — халиса и сумаляк. Они готовятся только на этот праздник. Сумаляк, как уже было сказано ранее, — это сладкая каша. Едят ее в охлажденном виде. Халиса — это соленое блюдо. Оно готовится из семи видов злаков с добавлением мяса. Готовое блюдо получается однородным и очень сытным. В некоторых странах на Навруз хозяйки также традиционно составляют «хафт син».
Курсы валюты:
- Какого числа отмечают Навруз в 2022 году. Что это за праздник - Толк 21.03.2022
- История праздника
- В России встретили весенний праздник Навруз: Традиции: Моя страна:
- Праздник Навруз
“Праздник Навруз”
В Иране, колыбели этого древнего праздника, в наши дни Навруз — событие домашнее. Хотя Навруз считается семейным праздником, гостям в этот день особенно рады. Во время празднования Навруза на стол обычно ставят зеркало, свечи и крашеные яйца. Изначально «Навруз байрам» («праздник Навруз») был праздником Солнца у древних земледельцев. Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз — написание и произношение слова может варьироваться в зависимости от страны, переводится с персидского языка как "новый день") — это праздник весны и начала нового года у иранских и тюркских народов. Навруз, праздник весны и обновления - наступил в ночь на 21 марта.
Праздник Навруз
Известно, что этот праздник содержал анимистические элементы. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым фраваши, духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который в то время стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» Дорошенко Е. Навруз - весенний праздник, он четко привязан к астрономическому движению Солнца. Что касается причины установления Науру-за, пишет Омар Хайям, то, она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые триста шестьдесят пять дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же время дня, когда оно вышло. Джамшид Авест.
Йима - первый мифической царь Ирана этот день назвал Наурузом и ввел в обычай праздник. Навруз - циклическое начало летоисчисления. Как пишет М. Бойс, непременной обязанностью зоорастрийца было ежегодное празднование семи больших праздников, посвященных Ахура Мазде, Амеша Спенту и семи их творениям. Эти праздники распределялись по сезонам года, отражая календарный сельскохозяйственный цикл. Каждая община должна присутствовать на праздничном богослужении, на время праздников прекращались раздоры, возобновлялись и укреплялись дружеские отношения. По-персидски оно называлось Ноуруз Новый день.
Авестийское название его до нас не дошло. Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вашихита лучшей праведности и огню. Как последние из семи, этот праздник напоминает о Последнем дне мира, когда окончательно восторжествует Аша, а Последний день станет одновременно Новым днем вечной жизни. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета и отмечает ежегодное поражение злого духа» Бойс М. Персидское слово руз имеет длинную историю, и не всегда оно означало «день». В Авесте встречается слово гаиса в значении «свет» и «луч». Таким образом, древнее значение персидского слова руз было «свет» и «луч света», а значение слова Навруз в древности - «новый свет» или «новый луч» первая часть слова - нав мало изменилась на протяжении всей истории иранских и даже вообще индоевропейских языков.
На протяжении этого периода в эпоху бронзы происходит расцвет древнейших цивилизаций Востока - Египта, Сирии, Палестины, Персии, Месопотамии. Общим сюжетом в различных изобразительных и пластических искусствах этих стран присутствует образ быка. Кроме того, короны правителей украшались бычьими рогами. Так, например, в сюжетах каменных круглых печатей из Суз, датированных 2500 г. В аккадской глиптике 2200 г. Особо примечательной является каменная древнесирийская печать, выполненная в «провинциальном вавилонском стиле, где впереди шествующих жрецов помещены фигуры быка, под ногами которого находится скорпион. Апофеозом события, несомненно, стало возведение ритуального города для празднования весеннего равноденствия - Новруза-Персеполя в Древнем Иране.
Шедеврами монументального камнерезного искусства можно считать скульптурные изображения быков-щеду, помещенные по сторонам царских «ворот всех народов», а также парные скульптурные изображения протомов быков с изображением солнца между ними на капителях 20-метровых колонн Бонгард-Левин Г. Новруз, возникнув в необозримых глубинах времен, стал путеводной звездой на разноуровневых пространствах мировой культуры. Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий. И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной.
Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно. Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А.
Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное».
При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три.
На столе должны обязательно присутствовать блюда, символизирующие начало жизни: проросшие зёрна пшеницы, яйца, ёмкости с живыми рыбками. Подают наваристый плов , баранину, лепёшки из чечевицы, пирожки с зеленью, сладости… Чем больше угощений, тем обильнее будет урожай! Праздник Навруз — это настоящий Новый год для восточных народов, с которым связывают обновление и надежды на лучшее. Сама природа конца марта с её пробивающимися травинками, теплеющими лучами пробудившегося солнца и вылезающими на свет букашками благословляет людей на новую жизнь, обещая в дальнейшем дарить удачу. Здесь можно почувствовать атмосферу средневекового города с его торговыми площадями, караван-сараями, искусными изделиями ремесленников. У отеля богатый номерной фонд, именно здесь представлены номера, наилучшим образом подходящие для размещения большой компанией. На первом этаже расположен ресторан «Чайхана», где предлагается меню с большим выбором вкуснейших блюд восточной кухни. Павильон «Центральная Азия» в ЭТНОМИРе расположен между Конгресс-холлом «Диалог культур», в котором проводится множество мероприятий различных форматов — от конференций до корпоративов и дней рождения, и красочным павильоном «Вокруг света». У этноотеля «Центральная Азия» есть свой выход к дороге и охраняемая парковка для постояльцев.
Понравилась статья - поделись с друзьями!
Краска для яиц обычно делается при помощи натуральных красителей, таких как шелуха лука или свёкла. Зелёный цвет яиц символизирует пробуждение новой жизни. Ещё одна традиция, характерная как для Пасхи, так и для Навруза, — состязание по битью яиц. Повреждённое яйцо считается неудачным знаком на предстоящий год.
Где ещё празднуют Навруз? Отмечают этот праздник во многих странах, например, в Азербайджане, там, что интересно, на стол кладут много сладостей, включая традиционные тюркские пахлаву и шакер-буру. Также его празднуют в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане, где, кстати, считается важным обмениваться приветственными словами: "С праздником Навруз! Какие народы России празднуют Навруз? Навруз — это традиционный праздник для более чем двадцати коренных народов России, которые говорят на тюркских, кавказских и иранских языках.
Слово «Навруз» имеет персидское происхождение и складывается из двух слов — «новый» и «день». Произношение меняется в разных диалектах: в западных название праздника произносят как «Новруз», а в восточных — через «а». Кое-где персидский или иранский Новый год называют «Наурыз» или «Науруз», но в русском языке чаще всего пишут и говорят именно «Навруз», как и в Таджикистане.
На праздник принято готовить семь особых блюд из овощей, фруктов и рыбы, чтобы собрать за столом всех близких, родных и друзей. Потому что они где-то 10 дней или две недели будут отдыхать, причем активно отдыхать: они ходят в горы, накрывают дастарханы стол с особой трапезной скатертью — прим. Празднующие приглашают к столу даже тех людей, чьих имен не знают.
Востоковед обратил внимание, что русскому человеку это может быть непривычно, ведь в нашей культуре нет аналогичных торжеств. Год прожили трудно, тяжело, но вот настает день, когда все отдыхают душой и телом. Кто с музыкой, кто с песнями, но самое главное — уехать с того места, где ты живешь, на эти две недели, чтобы почувствовать единение с природой и другими людьми», — резюмировал собеседник ОТР.
Традиции немного меняются в зависимости от страны, но есть и общие обычаи, которые соблюдают все. К празднику тщательно готовятся заранее, в домах наводят чистоту. Важно привести жилище в идеальное состояние, поэтому многие белят стены и делают ремонт, если он нужен.
На праздники обязательно собирают всю семью. К Наврузу родственники из разных городов и даже стран съезжаются в одно место, в этот день им важно обнять всех своих близких.