В этом материале мы подробно рассмотрим гибель парохода «Челюскин» и его спасение, также вы узнаете историю ледокола «Красин» и барка «Крузенштерн». Российские исследователи обследовали пароход «Челюскин», лежащий на дне Чукотского моря с 1934 года, и впервые смогли сделать качественные видеокадры на судне с помощью подводного аппарата. Молодые полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу.
Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине | История спасения «Челюскина» Политика, Челюскин, СССР, Спасение, Дата, История, Длиннопост. 13 апреля 1934 года закончилась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин», за которой следила вся страна. |
Судьба парохода «Челюскин» — Shipshub | В 1980 году подводная лодка ВМС якобы посетила ориентировочную точку нахождения затонувшего парохода «Челюскин». |
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине | Эпопея «Челюскина» Летом 1932 г. пароход «Александр Сибиряков» впервые за одну навигацию прошел Северным морским путем. |
90 лет назад погиб пароход «Челюскин»
Была даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! По вечерам Отто Шмидт читал коллегам лекции по философии. Каждые сутки гидрологи и геодезисты определяли точное место лагеря. Дрейф льда не прекращался, а значит нужно было регулярно вычислять координаты своего местоположения. Подготовкой взлетно-посадочной полосы для самолетов полярной авиации поочередно занимались все участники экспедиции, разбившись на бригады. Он на протяжении всего дрейфа жил вместе с двумя товарищами в пяти километрах от основного лагеря, приглядывая за полем, служившем аэродромом. Погосов взял на себя ответственность за прием и отправку самолетов, руководил действиями бригад по уборке снега. Семеро смелых К операции по спасению привлекли лучших полярных летчиков. Первым в лагере челюскинцев 5 марта 1934-го приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского. Поиски проводились в сложнейших условиях: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильный ветер и пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок.
Самолет Ляпидевского вылетал на поиски экспедиции 28 раз и только на 29-й ее нашел. Он вывез на "большую землю" женщин и детей. Следующие самолеты из-за погодных условий смогли прилететь только через месяц. Последнюю группу сняли со льдины и доставили на материк 13 апреля 1934 года. Челюскинцы провели на льдине ровно два месяца. Их первыми в истории страны удостоили звания Героя Советского Союза. Участников похода "Челюскина" за мужество и отвагу, проявленные во льдах Северного Ледовитого океана, наградили орденами Красной Звезды. Привет из прошлого Из-за того, что "Челюскин" ушел ко дну практически на краю света, комплексных исследований корабля ни разу не было. Но в 2020 году сразу две экспедиции обследовали пароход.
Обе они оказались успешными и расширили знания ученых об этом судне.
Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку. Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь.
Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола. Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю.
Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов. Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег. Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд. Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута.
Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив. Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена. Внезапно льды двинулись на север, а затем — на северо-запад. Челюскин вместе с ними вновь оказался в Арктике. Его вынужденный дрейф продолжался ещё три месяца суровой полярной зимы.
Льды всё сильнее стискивали корпус парохода… 13 февраля в Москве получили радиограмму: «В 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен «Челюскин» затонул, раздавленный сжатием льдов…». Это послание было отправлено уже из ледового лагеря. Понимая, что гибель корабля неизбежна, челюскинцы за несколько дней перенесли на лёд всё содержимое трюмов, в первую очередь — продовольствие и топливо. Из снятых с палубы досок соорудили бараки. Во время разгрузки «Челюскина» погиб, придавленный сместившимся грузом завхоз экспедиции Борис Могилевич.
Воронин ; число участников рейса 112 человек. В Беринговом проливе «Челюскин» был затёрт льдами, а затем вынесен в Чукотское море и 13 февраля 1934 г. Участники высадились на лёд 104 человека, 8 по разным причинам покинули пароход около о. Колючин; в Карском море в семье геодезиста Васильева родилась дочь Карина; завхоз Б. Могилевич погиб при высадке , откуда были вывезены последняя партия 13 апреля на материк мыс Ванкарем советскими лётчиками — А. Ляпидевским , С.
С момента отправки теплохода этому рейсу предавалось не только важное экономическое, но и идеологическое значение. После прохода в 1932 году Севморпути за одну навигацию на ледоколе «Александр Сибиряков», перед руководством Главсевморпути стояла задача доказать возможность навигации в высоких широтах обыкновенного парохода без дополнительной ледовой защиты.
Вера в то, что это возможно, была настолько велика, что пароход «Челюскин» загрузили выше нормы, а среди экипажа оказалась беременная жена одного из членов экипажа. Пароход «Челюскин» у пирса Катастрофа, которая случилась с теплоходом во льдах Чукотского моря, могла стать одной из больших трагедий в истории мореплавания, но стала триумфом СССР. Во многом авантюрная идея с переходом «Челюскина» продемонстрировала всему миру, что СССР активно работает в Арктике, что при освоении Арктики страна готова идти на любые финансовые затраты. А кроме того, отдельная героическая история спасения челюскинцев советской авиацией продемонстрировала всему миру возможность полета в высоких широтах на не самых технически совершенных самолетах. Несмотря на громкое чествование и торжества по случаю возвращения челюскинцев, правильные выводы по вопросам судоходства в Арктике руководством страны и Главсевморпути были сделаны. Отныне все суда, работавшие в Арктике, оснащались дополнительной ледовой защитой и работали при помощи ледоколов. По всему маршруту Севморпути начала создаваться навигационная и техническая инфраструктура. Отдельно был запущен проект исследовательских станций на дрейфующих льдинах «Северный полюс».
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
Судьба парохода «Челюскин» | «Челю́скин» — советский пароход, построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу внешнеторговых организаций СССР. |
Легендарный "Челюскин": триумф или трагедия | Он изложил свою версию событий в виде рассказа сына человека, выжившего после гибели второго парохода «Пижма», ведомого кораблем «Челюскин». |
90 лет назад погиб пароход «Челюскин» - Год Литературы | В Беринговом проливе «Челюскин» был затёрт льдами, а затем вынесен в Чукотское море и 13 февраля 1934 г. затонул, раздавленный льдами. |
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта? | 19.06 1933) «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники а Флаг СССР Класс и тип судна ледокольный пароход Ледовый класс *100 A1 (strengthened for navigation in ice). |
«Челюскин» (пароход)
Российские исследователи обследовали пароход «Челюскин», лежащий на дне Чукотского моря с 1934 года, и впервые смогли сделать качественные видеокадры на судне с помощью подводного аппарата. Восемьдесят один год назад, 5 ноября 1933 года, пароход "Челюскин", уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе у острова Диомид и отброшен на север в Чукотское море. 13 февраля пароход «Челюскин» под управлением начальника экспедиции Отто Шмидта и капитана Владимира Воронина был раздавлен льдами и затонул в Беринговом проливе. Если применить подобный подход к данной истории, то без труда можно установить, что в Копенгагене был построен только один грузовой пароход «Лена», переименованный в «Челюскин». Именно этот пароход должен был повторить подвиг «Сибирякова», который впервые в мировой истории прошёл за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.
Спасение челюскинцев: подвиг во льдах
Трагедия и подвиг парохода «Челюскин» | Ледокольный пароход «Челюскин», названный в честь русского мореплавателя и исследователя Семена Ивановича Челюскина, был достроен и спущен на воду в марте 1933 года. |
Исследователи впервые провели качественную съёмку затонувшего «Челюскина» | 19.06 1933) «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники а Флаг СССР Класс и тип судна ледокольный пароход Ледовый класс *100 A1 (strengthened for navigation in ice). |
Поднимут ли на свет пароход «Челюскин»?
Пароход «Челюскин» должен был за один сезон навигации пройти от Ленинграда до Владивостока. Но, несмотря на крушение парохода «Челюскин», члены экспедиции выполнили главную задачу — проходимость северного морского пути была доказана. "Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. 16 июля 1933 г. (90 лет назад) началась арктическая экспедиция на пароходе «Челюскин», ставшая известной всему миру легендарным спасением экипажа после крушения корабля. Ледокольный пароход «Челюскин», названный в честь русского мореплавателя и исследователя Семена Ивановича Челюскина, был достроен и спущен на воду в марте 1933 года.
Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход "Челюскин"
Найдено экспедиционное судно, приготовлено оборудование, однако все застопорилось из-за отсутствия финансирования на транспорт на Чукотку и другие организационные расходы; 1979 г. Михеева на двух гидрографических судах «Максимов» и «Маяк» достигла нужной точки. Гидрографы вновь обнаружили объект, и аквалангисты в тяжелейших условиях глубина — 50 метров, ледяная вода, видимость — не более 1 метра сумели достигнуть остатков парохода, ушедшего по ватерлинии в донные осадки, и поднять на поверхность спинку кровати из тех, что везли на о. Врангеля , фрагмент леерного ограждения палубы и несколько болтов и гаек. Если учесть, что водолазы могли каждый раз находиться у «Челюскина» всего несколько минут, то это блестящий результат. Судьба этих экспонатов неизвестна; они хранились в помещении Магаданского подводного клуба, который сегодня разрушен.
Герасимов не передавал найденные экспонаты в «большие» музеи, так как, несмотря на полную уверенность в том, что найдены остатки «Челюскина», до проведения серьезной экспертизы не решался утверждать это официально, — нормальная реакция порядочного исследователя. В 1980 г. Один из офицеров лодки, сам водолаз-инструктор 1-го класса, Генрих Костин, позвонил в Магаданский клуб и сообщил, что видел через иллюминатор обрывки тросов, зацепленных водолазами за конструкции «Челюскина». Правда, сам факт посещения этого района какой бы то ни было подводной лодкой за последние 70 лет еще не подтвержден официальными источниками ВМФ. В 1989 г.
Корреспондент сообщил, что «Дмитрий Лаптев» вновь обнаружил пароход, и Мельников совершил погружение в весьма неприспособленном снаряжении хотя после экспедиции Герасимова прошло уже 10 лет. Погружение занимает чуть более четырех минут, и Мельникова поднимают на борт в полуобморочном состоянии. Однако впоследствии он утверждал, что за это более чем непродолжительное время, что дотрагивался до «Челюскина», видел буквы на борту и сделал даже фотоснимок. На нем изображено совсем нечетко некое переплетение чего-то с чем-то. Это может быть все, что угодно.
Поэтому сегодняшним утверждениям г-на Мельникоффа, по единодушному мнению квалифицированных экспертов как сегодняшних специалистов, так и действующих ветеранов Каштанова и Герасимова , доверять нельзя. Скорее всего, он так и не смог опуститься к «Челюскину», а завершил погружение на меньшей глубине, что при его экипировке совсем неплохо, и только. В 2004 г. Обследованы все известные по результатам прошлых экспедиций точки. Нехватка или неверный подбор оборудования и острейший дефицит времени не позволили обнаружить «Челюскина».
Морской офицер. Он посвятил свою жизнь исследованию северо — восточных окраин Российской земли. Прончищева, Х. Весной 1741 г. Зимой 1741 — 42 г. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. Северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.
В том же году с полярной экспедицией на борту был отправлен в рейс с целью пройти из Мурманска во Владивосток по Северному морскому пути за одну навигацию. Капитаном на корабле был опытный моряк — полярник В. Этому походу придавалось большое значение в освоении Северного морского пути, простирающемуся от новоэемельских проливов до порта Провидение на 5600 км.
В 1933 г.
Начальник экспедиции — О. Шмидт , капитан — В. Воронин ; число участников рейса 112 человек. В Беринговом проливе «Челюскин» был затёрт льдами, а затем вынесен в Чукотское море и 13 февраля 1934 г.
Участники высадились на лёд 104 человека, 8 по разным причинам покинули пароход около о.
Воздушная разведка, обнаружившая тяжелые льды, сделала очевидной невозможность посещения острова Врангеля. Вскоре судно оказалось в железных тисках льда. С берега к нему на собачьих упряжках добрались чукчи, с ними Шмидт 3 октября отправил на материк 8 человек — больных и тех, кому необходимо было вернуться домой до конца года. Нельзя не сказать, что, даже принимая во внимание далекую от совершенства конструкцию «Челюскина», его судоводители в критический момент оказались на высоте — в тех «заколдованных» местах, где «Сибиряков» в свое время лишился винта, состояние «Челюскина» не казалось им безнадежным. Руководил экспедицией один из открывателей Северной Земли, Н. Евгенов, его замом по морской части был известный полярник капитан А. При назначении Бочек получил следующее предупреждение: «За экспедицией будет следить не только наркомат и Дальстрой, это вы должны знать…». Имя главного «следящего» наркомвод Н. Пахомов, видимо, просто не рискнул произнести вслух… Суда Северо-Восточной экспедиции, добравшись до устья Колымы 4 сентября 1932 года, в самых сложных условиях успели перебросить на берег только половину своих грузов, поставив тем самым строителей колымского социализма в отчаянное положение.
Часть плавсредств с людьми при этом была унесена в море. Эти события так подействовали на Евгенова, что он заболел и был отправлен на материк. Приняв командование, Бочек, так и не сумевший завершить разгрузку, сделал попытку увести суда из грозившего им ледового плена, но у Колючинской губы Чукотка им все же пришлось зазимовать. Во льду экспедиционные суда, в том числе и флагман ледорез «Литке», получили значительные повреждения, требовавшие серьезного ремонта. Осенью 1933 года ситуация практически повторилась. Морякам «Литке», избитый корпус которого протекал во многих местах, оставалось лишь, напрягая все силы, спасать от подобной участи транспортные суда. В общем, к тому моменту, когда «Челюскину» потребовалась срочная помощь, ледорез находился в плачевном состоянии, а его команда была совершенно измотана. В ледяных объятиях В течение месяца поврежденный «Челюскин» от мыса Сердце-Камень из последних сил проталкивался сквозь льды, порой дрейфуя вместе с ними. Теперь судно настолько приблизилось к Берингову проливу, что капитан Воронин, по его словам, «был уверен, что между мысом Дежнева и островом Диомида нас выжмет в Берингово море». Тем временем пароходы очередной колымской экспедиции «Свердловск» и «Лейтенант Шмидт», несколько дней назад находившиеся от Берингова пролива гораздо дальше «Челюскина», 1 ноября по вскрывшейся прибрежной полынье благополучно его миновали.
Такая перспектива выглядела вполне реальной и для «Челюскина», находившегося во льду дальше от берега. Спустя 3 дня «Челюскин», продрейфовав мимо мыса Дежнева, одолел весь Северный морской путь, пусть даже на последних милях — исключительно по воле ветров и течений. В отличие от «Сибирякова» винт у него был цел, хотя и вморожен в лед. Как писал в дневнике капитан Воронин, «Челюскину»… оставалось три четверти мили до чистой воды… В тот же день 4 ноября получили радиограмму от командования Северо-Восточной полярной экспедиции на ледорезе «Литке», предлагавшего нам помощь… Зная крепость окружающих нас льдов, тогдашнее состояние «Литке» он ежесуточно принимал внутрь корпуса до двухсот тонн воды, с откачкой которой едва справлялись его водоотливные средства , я отказался от помощи». Спустя 10 дней «Челюскин» оказался уже у мыса Хоп на Аляске, откуда на борт «Литке» была передана запоздалая просьба о помощи. Моряки ледореза предприняли все возможное — вдоль ледовой кромки они подошли к «Челюскину» на 25 миль, но были остановлены тяжелым канадским паком — непроходимым многолетним льдом. Шмидту и Воронину ничего не оставалось, как решать, что делать в случае гибели спасателя, и отпустили «Литке»… Теперь участь «Челюскина» целиком зависела от поведения льда. Поставив неподалеку от судна палатку с приборами для наблюдений за его подвижками, И. Факидов, инженер-физик экспедиции, спросил у своего коллеги П. Расса: — Может быть, я зря устанавливаюсь?
Недалеко от судна странный гул и визгливые скрипы. Происходили такие пертурбации близко — уверен, что от «Челюскина» не осталось бы и следа… 6 февраля. Полынья возле кормы расходится. Как бы не унесло мою палатку! Кругом лед трещит. Если ветер усилится — «Челюскин» будет сжат. Лед сегодня ведет себя беспокойно… Не знаю, что ожидает нас в эту ночь. Жизнь, как на вулкане или открытых позициях». Катастрофа Из воспоминаний Воронина о событиях, происходивших сутки спустя: «В 13 часов 20 минут при пурге и 30-ти градусном морозе начался сильный напор торосов. Инженер Расс подошел ко мне: — Капитан, — сказал он.
Идет высокий вал… прямо на нас. В эту же минуту судно заскрипело. Лед начал сжимать корпус… — Конец, — сказал я себе. Штурман Марков: «Челюскин» вздрогнул и быстро пошел назад, сопровождаемый скрипом и шорохом льда. Наблюдая движение судна, я ощущал за него боль. Я знал: что-то большое, страшное, хотя еще не осознанное полностью, должно сейчас произойти. Грохот гигантских торосов нарастал. Ледяная гряда, меняя профиль, обняла нас полукольцом. Она безжалостно смыкала эти объятья. Так же внезапно «Челюскин» остановился.
Град металлических ударов пробежал по корпусу. Где-то ломался металл… Разгрузка корабля развернулась. Одни выгружали радиоаппаратуру; другие — меховую одежду, камельки, трубы, палатки, войлок, третьи — фанеру, кирпич, глину, песок и многое другое. Выгрузка продовольствия шла своим чередом. Судно садится на нос. Сжатие льда прекратилось. Через открытые двери кают можно было видеть разорванный борт… Вода бурно разливается по твиндекам. Судно заметно уходило из-под ног. Вот-вот вода хлынет на палубу… Последняя команда капитана: «Все на лед! Покинуть судно!..
Матусевич со своими людьми старался замедлить гибель судна в машинном отделении: «Оглушающий треск разрушающегося левого борта заполнил помещение. Заклепки, срезанные с листов обшивки корпуса, со свистом пролетая над головами, падали на металлические площадки… Натиском льда, продавившего борт, был сдвинут паровой котел и сорвана дымовая труба… Пар с шипеньем и свистом заполнил помещение… Свет везде погас…» Свои заботы были и у буфетчика В. Лепихина: «Посуда, подумал я, посуда! Ведь на льду посуды не будет, из чего есть станем? Что ребята скажут?! Развязка была близка… Гидрограф П. Хмызников вспоминал: «Судно сильно дергается носом вниз. На палубу спардека из открытой двери пассажирского помещения хлынула вода. Корма идет вверх… Десятка полтора людей с кормовой части корабля прыгают на лед. Я прыгаю за ними и отбегаю от судна.
Быстро вздымается над водой корма, по ее палубе катятся бочки, оставшийся груз. Оголяются руль, винты. Грохот, треск, гул ломающегося дерева и металла… — Дальше от судна! Сейчас будет водоворот! Людская волна, хлынувшая было вперед, подалась назад. Белая шапка всплывающих льдин. Они кружатся, перевертываются… Волна спадает.
ДЕНЬ В ИСТОРИИ.
Именно во время экспериментов на Севморпути и произошла одна из самых драматических историй: катастрофа парохода "Челюскин" и спасение его экипажа. Он изложил свою версию событий в виде рассказа сына человека, выжившего после гибели второго парохода «Пижма», ведомого «Челюскиным». Спуск на воду и хождение «Челюскина»На верфях датской компании Burmeister & Wain в первой трети XX века был построен очередной пароход. Не обошлась история «Челюскина» и без «сплетен в виде версий»: не так давно появился и даже получил немалую известность рассказ, будто вместе с пароходом «Челюскин» шло однотипное судно «Пижма». 19.06 1933) «Челюскин», раздавленный льдами. Кинокадр из хроники а Флаг СССР Класс и тип судна ледокольный пароход Ледовый класс *100 A1 (strengthened for navigation in ice). Отряд комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества в Арктику обследовал пароход "Челюскин", раздавленный льдами и затонувший в 1934 году в Чукотском море.
90 лет катастрофе "Челюскина": как полярники выживали во льдах
Но, несмотря на крушение парохода «Челюскин», члены экспедиции выполнили главную задачу — проходимость северного морского пути была доказана. Восемьдесят один год назад, 5 ноября 1933 года, пароход "Челюскин", уже заканчивая свой переход по Северному морскому пути, был затерт льдами в Беринговом проливе у острова Диомид и отброшен на север в Чукотское море. История парохода «Челюскин» нашла свое отражение в литературе и кино.