11-е парламентские выборы в Иране прошли 21 февраля. Назиф сказал, что иранский парламент работал над внесением поправок в закон о выборах в прошлом году и принял новую версию закона, которая включала более 50 статей. убедительную победу одержал кандидат, еще недавно считавшийся одним из аутсайдеров избирательной кампании. В Иране началось голосование на парламентских выборах.
В Иране проходит второй тур парламентских выборов
Консерваторы набрали большинство голосов на прошедших в Иране парламентских выборах, сообщил в понедельник ряд иранских СМИ. В начале марта в Иране прошел первый тур выборов в парламент и Совет экспертов. Сегодня, 1 марта, в Иране проходят парламентские выборы – первые всеобщие выборы после массовых протестов, охвативших страну в 2022 году и призывающих к. Назиф сказал, что иранский парламент работал над внесением поправок в закон о выборах в прошлом году и принял новую версию закона, которая включала более 50 статей. Смотрите видео от 21 Апреля 2024 «Чего добились Иран и Израиль и старт парламентских выборов в Индии.
Парламентские выборы в Иране: консерваторы побеждают
Сегодня, 1 марта, в Иране проходят парламентские выборы – первые всеобщие выборы после массовых протестов, охвативших страну в 2022 году и призывающих к. Явка на парламентских выборах в Иране превысила 50%, сообщил официальный представитель центризбиркома Исламской Республики. Предыдущие парламентские выборы состоялись в 2020 году, и тогда регулятор блокировал участие около 7 тыс. человек.
Анализ выборов в иранский парламент и совет экспертов лидера 2024 года
Почему раньше эти люди соответствовали религиозным и прочим критериям, а теперь они не соответствуют? Что так радикально изменилось? А изменилось только то, что они стали по разным причинам неугодны. Возможно, в какие-то моменты некоторые из них стали высказывать идеи, сильно отличающиеся от тех, которые они выражали раньше, или радикализировались с точки зрения иранской политической элиты — например, как Ахмадинежад. С другой стороны, о семействе Лариджани, представители которого в основном двигались в рамках одной и той же мысли, этого сказать нельзя. Садек Лариджани вообще в какой-то момент рассматривался в качестве одного из возможных преемников духовного лидера Ирана. Так или иначе, но в кандидатах, представленных на этих выборах, все труднее было видеть альтернативу. Имена многих из них не были известны избирателям в больших городах, как и их программы, которые нередко просто отсутствовали. Люди в конечном итоге не верят в то, что они могут что-то изменить. Чем обусловлена низкая явка на выборах Провластные эксперты пытаются представить низкую явку на выборах в парламент как абсолютно нормальную.
Посмотрите на другие страны, говорят они — там вполне похожая ситуация. Но насколько эта цифра правдива, судить сложно, потому что многие участки просто пустовали. Мои друзья подтверждали, что это так, поэтому вообще непонятно, кто на них голосовал. Например, в Ширазе, где изначально упоминалась 26-процентная явка, мои товарищи не наблюдали на участках людей в принципе. Поэтому я склонна относиться скептически к официальной цифре, особенно когда речь идет о крупных городах. В Иране перед выборами шла знакомая россиянам дискуссия о том, как лучше всего заявить о своем протесте, показать власти, что народ не поддерживает текущий курс и в том числе тот набор кандидатов, который представлен. Люди больше тяготели к тому, чтобы обеспечить неявку на выборах и тем самым подорвать легитимность всего процесса в целом. Поэтому усилия властей были направлены на то, чтобы наоборот повысить ее. Придите, проголосуйте, неважно, за кого — важно, что мы все едины, непобедимы и стоим за нашу великую страну.
Аятолла Хаменеи сам пытался призвать народ к тому, чтобы он участвовал в выборах, но в итоге бойкот все равно стал основным видом протестного голосования. На фоне экономических проблем и закручивания гаек основным ответом населения власти стала политическая апатия, а в более критических случаях — явное противостояние власти, особенно в рядах тех, кто потерял друзей и членов семьи в результате начавшихся в 2022 году протестов. Каково положение женщины в иранской политической системе Женщины могут избираться в парламент, но все они при этом носят хиджаб и поддерживают консервативные ценности. Даже если кандидатку, ратующую за увеличение свобод для женщин, изберут, очень сомнительно, если она сможет на что-то повлиять в этом плане. Перед выборами опять усилили контроль за ношением хиджаба, что, кстати, достаточно нехарактерно, потому что обычно в этот период всегда ослабляют контроль и позволяют людям почувствовать, что они свободны. Сейчас, мне кажется, это еще сильнее ударило по обществу. Не только в Тегеране, в больших городах в принципе уже очень малое число женщин носит платок на голове, большинство —опуская на плечи, и все это в основном сходит им с рук, просто потому что недостаточно сил безопасности, чтобы такое гражданское неповиновение подавить. Поэтому такое поведение стало выражением протеста в том числе и против нее. Чтобы с такими настроениями массово бороться, у государства, видимо, не хватает ресурсов.
Понятно, что таких женщин и задерживают, к ним достаточно жестко относится та же полиция нравов, но со всеми, конечно, справляться не получается. Более того, бывали случаи, когда даже на миграционном контроле женщины не боятся, заезжая в страну, стоять перед миграционным офицером без платка. Но власти по-прежнему видят контроль за человеческим телом как один из инструментов управления обществом. Для мужчин тоже существуют нормы одежды, просто немного более расслабленные по сравнению с женщинами. Им, например, не положено ходить в шортах или с открытым животом.
При проведении выборов депутатов Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана каждый гражданин Ирана в возрасте от 30 до 75 лет может самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения в качестве независимого кандидата , либо быть выдвинут политической партией; хотя, на практике, выдвижение кандидатов производится, как правило, в рамках политических партий или политических группировок — фундаменталистов консерваторов , умеренных и реформаторов.
Внесение избирательного залога либо представление подписей избирателей в поддержку выдвижения лица в качестве кандидата на парламентских выборах Конституцией Ирана и законодательством о выборах не предусмотрено. Период для выдвижения кандидатов составляет семь дней со дня официального обнародования решения о назначении парламентских выборов. В соответствии с законодательством регистрация кандидатов в депутаты Меджлиса Исламского совета — однопалатного парламента представляет собой двухэтапный процесс: этап предварительной регистрации с 8 по 13 августа 2023 года и этап окончательной регистрации кандидатов на парламентских выборах октябрь 2023 года. Период для выдвижения кандидатов в депутаты Меджлиса так называемая предварительная регистрация лиц, выдвигающих свою кандидатуру в качестве кандидата на парламентских выборах — семь дней со дня объявления Министром внутренних дел Ирана начала избирательной кампании. При проведении настоящих очередных парламентских выборов выдвижение и предварительная регистрация кандидатов началась не за два месяца до дня голосования на указанных выборах, как это быль раньше, а 7 августа 2023 года, то есть почти за семь месяцев до дня голосования на указанных парламентских выборах. В августе 2023 года 48.
Период для подачи документов для регистрации составляет семь календарных дней, начиная с 19 октября 2023 года и заканчивая среда с 08:00 до 18:00 по местному времени каждый день. После проверки выдвинутых кандидатур, Советом стражей Конституции к участию в парламентских выборах было первоначально допущено зарегистрировано 14. Только 30 так называемых «умеренных» кандидатов были зарегистрированы в качестве кандидатов на парламентских выборах одним из оснований для отказа в регистрации около 50 кандидатов реформистского и умеренного толка, в том числе ряда депутатов действующего Меджлиса Исламского совета, являлась, в частности, якобы их «недостаточная идеологическая квалификация». В целом, с 2000 года по 2024 год наблюдается резкий рост — почти в три раза — числа кандидатов, допущенных к участию в парламентских выборах с 5. В соответствии с законодательством при проведении 1 марта 2024 года очередных парламентских выборов продолжительность агитационного периода составляет семь календарных дней — с 22 февраля и до 08:00 по местному времени 29 февраля 2024 года, то есть предвыборная агитация заканчивается за 24 часа до начала времени голосования голосование избирателей начинается в 08:00 по местному времени. Продолжительность периода электоральной тишины — с 20:00 по местному времени 29 февраля до завершения времени голосования избирателей 1 марта 2024 года 18:00.
В агитационный период запрещается, в частности, повреждать или уничтожать агитационные материалы, распространять кандидатами и их уполномоченными представителями несоответствующую действительности информацию в отношении других кандидатов, размещать печатные агитационные материалы в запрещенных законодательством местах, использовать официальные средства массовой информации, пятничные намазы в мечетях для проведения предвыборной агитации, использовать государственные либо государственно-общественные ресурсы и структуры для проведения предвыборной агитации. Негативная предвыборная агитация законодательно запрещена. В соответствии с законодательством государственные средства массовой информации должны быть политически нейтральными при освещении избирательного процесса, тогда как частные средства массовой информации могут проводить агитацию в поддержку того или иного кандидата. В соответствии с законодательством все печатные агитационные материалы должны быть не позднее чем за день до дня голосования удалены в пределах непосредственной близости к помещениям для голосования избирательных участков. В каждой провинции Ирана образуется специальный наблюдательный комитет для осуществления контроля за соблюдением участниками парламентских выборов положений законодательства о проведении предвыборной агитации, в том числе обеспечении равного доступа кандидатов к соответствующему информационному пространству и ресурсам. Законодательство детально не регулирует вопросы финансового обеспечения парламентских выборов, однако не устанавливает каких-либо ограничений на расходы участников выборов, иных организаций, союзов и ассоциаций при проведении предвыборной агитации.
При этом использование каких-либо государственных финансовых ресурсов для финансирования проведения предвыборной агитации законодательно запрещено. Создание избирательных фондов законодательством о выборах прямо не предусмотрено. Автоматизированные системы голосования, электронное голосование избирателей законодательством о выборах предусмотрены. При проведении настоящих очередных парламентских выборов на 8. Законодательством о выборах не предусмотрено проведение досрочного голосования избирателей, а также голосование с использованием открепительных удостоверений. При проведении парламентских выборов голосование избирателей проводится в официальный выходной день — пятницу статья 17 Конституции Ирана.
На настоящих очередных парламентских выборах голосование избирателей начинается 1 марта пятница 2024 года в 08:00 по местному времени и завершается в 18:00; таким образом, продолжительность голосования избирателей составляет 10 часов, однако, при наличии высокой явки избирателей время проведения голосования может быть продлено по решению Министра внутренних дел Ирана11. При проведении голосования избирателей в помещении избирательного участка в течение всего времени голосования избирателей находятся уполномоченные представители губернатора провинции и окружной избирательной комиссии, а также наблюдатель от Совета стражей Конституции. Кроме того, в помещении для голосования избирательного участка могут находиться уполномоченные представители зарегистрированных кандидатов, которые вправе осуществлять наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей. Мужчины и женщины голосуют, как правило, отдельно на раздельных избирательных участках — местах для голосования. В соответствии с законодательством о выборах избиратель вправе принять участие в голосовании на любом избирательном участке по предъявлении удостоверения личности в частности, сертификата свидетельства о рождении , при этом, однако, при проведении второго тура голосования он может проголосовать только на том избирательном участке, на котором он принимал участие в первом туре голосования. При проведении парламентских выборов в сертификат свидетельство о рождении проставляется отметка об участии избирателя в голосовании, а указательный палец левой руки проголосовавшего избирателя маркируется несмываемыми чернилами с целью недопущения множественного голосования.
Электронная система Министерства внутренних дел Ирана проверяет вероятность голосования избирателей в первом туре голосования в различных избирательных округах, сверяя идентификационные номера документов, удостоверяющих личность. В соответствии с законодательством явка избирателей не имеет юридического значения для признания парламентских выборов состоявшимися, хотя, косвенно, может служить одним из индикаторов доверия избирателей к выборам и их результатам. При проведении в 1996 году очередных парламентских выборов в голосовании приняло участие 71. При этом явка избирателей в 2020 году была самой низкой в современной политической истории Иран с 1979 года. Таким образом, с 1996 года наблюдается тенденция резкого снижения уровня участия избирателей в голосовании на парламентских выборах — на 28. В преддверии настоящих очередных парламентскими выборов и необходимостью обеспечения повышенной явки избирателей Духовный лидер страны Великий аятолла Али Хаменеи издал фетву, объявляющую участие избирателей в выборах голосовании обязательством шариата, публичным джихадом и испытанием Божьей воли.
При проведении парламентских выборов судебная власть не имеет каких-либо полномочий по рассмотрению избирательных споров. Жалобы, связанные с проведением парламентских выборов, подаются в иные государственные и избирательные органы. Так, в соответствии с положениями Закона о выборах Меджлиса Исламского совета жалобы, связанные с соблюдением порядка подготовки и проведения выборов, могут быть поданы только в Совет стражей Конституции не позднее семи дней после дня голосования. Жалобы на отказ в регистрации могут быть поданы в течение пяти дней после принятия решения об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Меджлиса Исламского совета и только в Совет стражей Конституции — орган, который принимает решение об отказе в регистрации в качестве кандидата. Электоральные жалобы могут быть поданы в соответствующие окружные избирательные комиссии, которые во взаимодействии с окружными наблюдательными комитетами образованными Центральным наблюдательным комитетом при Совете стражей Конституции в течение семи календарных дней рассматривают поступившие жалобы и принимают по ним решения. После окончания времени голосования избирателей жалобы могут быть поданы не позднее двух дней со дня проведения голосования.
В случае допущенных при проведении голосования избирателей нарушений законодательства о выборах, установленных окружной избирательной комиссией и окружным наблюдательным комитетом, окружная избирательная комиссия может признать итоги голосования избирателей на данном избирательном участке недействительными, однако при соблюдении условия, что их отмена не приведет к изменению результатов выборов по соответствующему избирательному округу. В случае если выявленные нарушения и отмена итогов голосования на соответствующем избирательном участке приводят к изменению результатов выборов по соответствующему избирательному округу, решение принимает Совет стражей Конституции. Совет стражей Конституции вправе принять решение об отмене итогов голосования и изменении результатов парламентских выборов абсолютным большинством голосов своих членов. Институт национальных наблюдателей законодательством о выборах не предусмотрен. Вместе с тем зарегистрированные кандидаты вправе назначить своих представителей для осуществления наблюдения за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей. Деятельность указанных представителей кандидатов находится под контролем Министерства внутренних дел Ирана.
При проведении парламентских выборов законодательство предусматривает несколько моделей осуществления национального общественного наблюдения на указанных выборах. Во-первых, кандидат вправе назначить своего наблюдателя на каждый избирательный участок; во-вторых, контроль за прозрачностью выборов осуществляет в целом сам народ в лице каждого избирателя; в-третьих, функционирующий в стране Совет стражей Конституции также вправе назначить своих доверенных лиц, которые осуществляют наблюдение за процессом голосования и подсчетом голосов. Институт иностранных международных наблюдателей законодательством о выборах прямо не предусмотрен. При проведении парламентских выборов возможно приглашение иностранных международных наблюдателей, хотя, на практике, международные наблюдатели, как правило, не приглашаются, они замещаются представителями средств массовой информации. Порядок назначения парламентских выборов. В соответствии с статьей 63 Конституции Ирана срок полномочий депутата Меджлиса Исламского совета составляет четыре года.
Выборы на каждый очередной срок должны проводиться до истечения полномочий депутатов предыдущего созыва, чтобы страна не оставалась без Меджлиса. Закон устанавливает порядок выборов статья 62 Конституции Ирана. Решение о проведении выборов депутатов Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана принимает Совет стражей Конституции на основании представления Министерства внутренних дел Ирана, на которое законодательством возложена обязанность по подготовке и проведению выборов депутатов Меджлиса Исламского совета. В соответствии со статьей 68 Конституции Ирана во время войны и военной оккупации страны по предложению Президента Ирана, утвержденному Советом стражей Конституции, и с согласия трех четвертей от общего числа депутатов Меджлиса Исламского совета, выборы на оккупированных территориях или во всей стране могут быть приостановлены на определенный срок. Если не будет выбран новый состав Меджлиса, он будет продолжать свою работу в прежнем составе. Прошлые парламентские выборы были проведены в 2020 году.
В соответствии с законодательством очередные выборы 290 депутатов Меджлиса Исламского совета 12 созыва назначены на 1 марта пятница 2024 года. Так, 6 августа воскресенье 2023 года Министр внутренних дел Ирана Ахмад Вахиди издал оперативный приказ о начале парламентской избирательной кампании. МВД Ирана был утвержден Календарный план основных действий и мероприятий по подготовке и проведению указанных парламентских выборов. В современной политической истории Ирана с 1980 года все парламентские выборы были очередными выборами. Законодательство о парламентских выборах. Регулирование порядка проведения парламентских выборов осуществляется Законом о Меджлисе Исламского совета от 28 февраля 1984 года с последующими изменениями , Законом в выборах депутатов Меджлиса Исламского совета 1980 года с последующими изменениями.
В соответствии со статьей 62 Конституции Ирана Меджлис Исламского совета образуется из представителей народа, избираемых прямым тайным голосованием. Закон устанавливает требования к избирателям и кандидатам в депутаты, а также порядок выборов. В целом, законодательство определяет общие принципы, систему и порядок подготовки и проведения выборов, требования к избирателям и кандидатам на выборные должности, систему и виды избирательных органов, порядок выдвижения, проверки и регистрации кандидатов, проведения зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации, виды и перечень электоральных правонарушений, ответственность за их совершение, порядок разрешения избирательных споров; при этом законодательство практически не регулирует вопросы финансирования избирательного процесса. В октябре 1999 года Меджлис Исламского совета принял закон, предоставивший Совету стражей Конституции широкие полномочия по проведению парламентских выборов 18 февраля 2000 года; кроме того, с 16 до 17 лет был повышен минимальный возраст для приобретения активного избирательного права. Установлено совмещенное проведение в один день выборов депутатов Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана и членов Собрания экспертов по выборам Духовного лидера страны, которое, будучи по своим функциям коллегией выборщиков, избирает Духовного лидера страны, и проведение также в один день выборов Президента Ирана и выборов депутатов местных представительных органов, которые проводятся спустя два года после парламентских выборов. В 2000 году численность депутатского корпуса Меджлиса Исламского совета была увеличена с 270 до 290 депутатов.
В 2006 году Меджлис Исламского совета внес в законодательство о выборах поправку, предусматривающую, что кандидаты в депутаты Меджлиса Исламского совета должны иметь степень магистра; это в целом привело к тому, что по сравнению с Меджлисом первого созыва 1979 год и девятого созыва 2012 год резко сократилось количество депутатов-клириков со 131 до 33. В январе 2007 года минимальный возраст для обладания активным избирательным правом законодательно был повышен до 18 лет. В 2017 году парламент внес изменения в законодательство о выборах, предусматривающие возможность проведения электронного голосования избирателей с использованием технических средств подсчета голосов на президентских и парламентских выборах. В июне 2023 года, в преддверии проведения в 2024 году очередных парламентских выборов, в Закон о выборах Меджлиса Исламского совета в более чем 50 его статей были внесены изменения, и на этой основе принята его новая редакция парламент с 2022 года работал над подготовкой обновленного законодательного акта о парламентских выборах. Обновленный законодательный акт о выборах был одобрен Советом стражей Конституции, и вступил в силу. На этой основе очередные парламентские выборы 1 марта 2024 года проводятся по обновленному законодательству.
В соответствии с обновленным законодательством предусматривается, в частности, предварительная регистрация кандидатов при проведении парламентских выборов в качестве так называемых потенциальных кандидатов с последующей регистрацией, после проведения Советом стражей Конституции соответствующей проверки, в качестве зарегистрированных кандидатов на парламентских выборах. Кроме того, обновленное законодательство предусматривает возможность применения МВД Ирана на первых после принятия указанного обновленного законодательства парламентских выборах электронного голосования избирателей, а также подсчета их голосов, но не более чем на одной восьмой части многомандатных избирательных округов избирательных участков. В преддверии предстоящих 1 марта 2024 года очередных парламентскими выборов и необходимостью обеспечения повышенной явки избирателей Духовный лидер страны Великий аятолла Али Хаменеи издал фетву12, объявляющую участие избирателей в выборах голосовании обязательством шариата, публичным джихадом и испытанием Божьей воли. Парламентская избирательная система. Парламентские выборы проводятся на основе принципов всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании избирателей. На этой основе 285 депутатских мандатов замещаются по многомандатным избирательным округам, а 5 квотных «этноконфессиональных» депутатских мандатов — по одномандатным избирательным округам.
Статьей 64 Конституции Ирана установлено, что количество депутатов Меджлиса Исламского совета — парламента Ирана составляет 270 человек. При этом, начиная с референдума 1989 года по прошествии каждых 10 лет с учетом демографических, политических, географических и иных перемен, к этому числу депутатов могут прибавляться максимум 20 человек. Зороастрийцы и иудеи каждые выбирают по одному депутату, ассирийцы и халдеи вместе выбирают одного депутата, и армяне — христиане севера и юга страны каждые выбирают по одному депутату. Границы избирательных округов и число депутатов определяются законом. В настоящее время парламент Ирана состоит из 290 депутатов, при этом законодательство о выборах по-прежнему предусматривает льготы для ряда этноконфессиональных меньшинств. Так, все депутатские мандаты замещаются путем проведения всеобщих и прямых выборов по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства при необходимости, в два тура голосования по многомандатным и одномандатным избирательным округам, в том числе пять депутатских мандатов являются квотными для этноконфессиональных меньшинств один депутатский мандат предоставляется представителям зороастрийцев, один — представителям иудеев, один — представителям ассирийцев и халдеев, один — представителям армянских христиан северной части Ирана, один — представителям армянских христиан южной части Ирана статья 64 Конституции Ирана.
В случае если два и более кандидата получили одинаковое равное число голосов избирателей, проводиться процедура жеребьевки. При проведении парламентских выборов используется модель образования избирательных округов различного вида: одномандатных и многомандатных, в том числе пять одномандатных избирательных округов предназначены для избрания представителей от соответствующих этноконфессиональных меньшинств. В соответствии с законодательством кандидаты в депутаты Меджлиса Исламского совета должны быть уроженцами или жителями провинции, на территории которой образован избирательный округ, где они намерены баллотироваться. На территории избирательного округа должно быть зарегистрировано, как правило, 150. Для организации голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. При этом специальные избирательные участки могут быть образованы в местах временного пребывания избирателей например, в лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также в местах лишения свободы, в воинских частях.
Совет стражей Конституции утверждает результаты парламентских выборов. В соответствии с законодательством вакантные депутатские мандаты замещаются путем проведения дополнительных выборов по соответствующим избирательным округам. Дополнительные выборы проводятся если до истечения конституционного четырехлетнего срока полномочий Меджлиса Исламского совета остается больше одного года. При этом дополнительные выборы не проводятся, если до истечения конституционного срока полномочий парламента остается не менее шести месяцев, и если число депутатов парламента составляет не менее 200 депутатов от 290 , то есть не менее четырех пятых от общего числа депутатов парламента; в ином случае проводятся дополнительные выборы по соответствующим избирательным округам. Система электоральных органов при проведении парламентских выборов. Подготовка, проведение и контроль за парламентскими выборами осуществляется системой государственных органов Совет стражей Конституции и Министерство внутренних дел Ирана и избирательных комиссий.
В соответствии с переходными положениями статей 99 и 118 Конституции Ирана ответственность по контролю за выборами Президента Ирана была возложена на Совет стражей Конституции, однако до его образования эти обязанности выполняла Наблюдательная ассамблея, определяемая законом. В соответствии со статьей 99 Конституции Ирана Совет стражей Конституции обязан осуществлять контроль за выборами членов Меджлиса Исламского совета. В Совет стражей Конституции входит 12 членов: шесть справедливых и сведущих в делах страны богословов, которые назначаются Духовным лидером страны, и шесть мусульманских правоведов — специалистов в различных областях права, которых представляет Меджлису Исламского совета глава судебной власти для последующего избрания. Каждые три года происходит ротация половины состава группы богословов и группы правоведов Совета стражей Конституции на основе процедуры жеребьевки. Совет стражей Конституции выполняет, в частности, следующие функции: проверка документов о выдвижении кандидатов, а также регистрация кандидатов на выборные должности; утверждение даты проведения выборов; прием и рассмотрение поступивших электоральных жалоб и принятие решений по ним; осуществление наблюдения за деятельностью Комиссии по мониторингу проведения предвыборной агитации; принятие решений о приостановке осуществления избирательных действий или избирательных процедур, об аннулировании итогов голосования и результатов выборов на территории соответствующего избирательного округа; одобрение поправок в законодательство о выборах, а также решений о пересмотре избирательного законодательства; утверждение результатов выборов. Для оперативного выполнения вышеуказанных функций Совет стражей Конституции образует систему наблюдательных комитетов при проведении соответствующих президентских и парламентских выборов: Центральный наблюдательный комитет при Совете стражей Конституции; провинциальные наблюдательные комитеты; окружные наблюдательные комитеты; участковые наблюдательные комитеты.
Оперативные избирательные функции под руководством Совета стражей Конституции выполняет Министерство внутренних дел Ирана. В структуре аппарата Министерства внутренних дел Ирана имеется специальный Департамент по вопросам проведения выборов. Указанный Департамент, в частности, разрабатывает и исполняет смету по финансированию подготовки и проведения выборов; разрабатывает календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов, материально-техническому обеспечению избирательного процесса; высказывает свое мнение по вопросам изменения границ избирательных округов; утверждает руководства по проведению выборов для сотрудников избирательных органов; изготавливает и распределяет избирательные бюллетени; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства о выборах; формирует архивы избирате6льной документации; устанавливает число зарегистрированных избирателей. В систему избирательных комиссий Ирана, которые являются временными органами, образуемыми на период подготовки и проведения парламентских выборов, входят: Центральное избирательное управление Ирана, провинциальные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. В целом, избирательные комиссии осуществляют свою деятельность на основе принципа гласности и открытости. Центральное избирательное управление Ирана образуется Министерством внутренних дел Ирана.
Указанное Управление является временным электоральным органом.
Работал в государственном аппарате - был заместителем префекта и префектом городов Маку и Хой, губернатором провинции Ардебиль на северо-западе Ирана. Принадлежал к числу противников реформаторского течения, возглавлявшегося Хатами. После успеха консерваторов на выборах в исламский совет Тегерана стал мэром столицы это произошло в начале 2004 года. Реформаторы обвиняли консерваторов в фальсификации выборов, утверждая, что Ахмади-Нежаду "вбросили" бюллетени, тогда как во второй тур должен был выйти Кярруби. Однако неудача реформаторов во многом связана как с раздробленностью сил, так и с разочарованием многих избирателей в итогах восьмилетнего президентства Хатами, который не снискал ни политических, ни экономических лавров. Иностранные инвестиции в Иран так и не пришли. Вначале реформаторы проиграли парламентские выборы в прошлом году , а затем и потеряли пост президента.
Показательно, что все кандидаты на нынешних выборах не исключая и близкого к Хатами Моина критиковали политику президента страны - только с различных позиций. Кроме того, результаты второго тура наглядно свидетельствуют об объективном характере успеха консервативного кандидата - их быстро признал и Хашеми-Рафсанджани. Впрочем, успех Ахмади-Нежада связан не только с неудачами его предшественника. Существенную роль в нем сыграл и ряд иных факторов. Во-первых, это успех консерваторов в конкуренции административных ресурсов, которыми обладали все основные политические силы. Так, в распоряжении реформаторов были возможности контролировавшегося ими МВД, которое занималось организацией выборов. Консерваторы же опирались на два административных ресурса: влияние аятоллы Хаменеи на этот раз сделавшего ставку на них и возможности корпуса "басиджей", до сих пор считающего Ахмади-Нежада "своим". Во-вторых, успешное использование кандидатом популистских лозунгов.
Его избирательная кампания была адресована беднейшим слоям населения, разочарованным в современном иранском истеблишменте, к которому по праву относят и Хашеми-Рафсанджани - главу одного из наиболее политически и экономически влиятельных кланов. Высокозатратная избирательная кампания бывшего президента невыгодно контрастировала с подчеркнуто экономной кампанией победителя. Еще до выборов Ахмади-Нежад в качестве мэра Тегерана был известен своими популистскими жестами, которые получили широкую известность среди избирателей. Так, по его инициативе молодым людям, вступающим в брак, выдаются пособие в размере 1100 евро весьма крупная сумма для тегеранской бедноты. Кроме того, он отказался от дома, который подарила ему мэрия после избрания главой города - средства, полученные от его продажи, были распределены среди бедных. Понравилось аутсайдерным социальным слоям и решение мэра о запрете рекламных щитов как не соответствующих принципам ислама - но они, в первую очередь, видели в таких щитах демонстрацию недостижимого образа жизни. Равно как и закрытие западных сетевых ресторанов, которые доступны среднему классу, но не беднейшим слоям населения. В-третьих, не произошло "передачи голосов" от проигравших кандидатов к Хашеми-Рафсанджани.
Реформаторы поддержали его как "меньшее зло", однако не смогли убедить в этом многих своих сторонников. Ахмади-Нежад получил и голоса Калибафа, несмотря на то, что тот склонялся в сторону Хашеми-Рафсанджани. Таким образом, еще раз подтвердилось, что в обществе возобладали протестные настроения против самодовольства и коррумпированности элиты. В-четвертых, в ходе кампании Ахмади-Нежад позиционировал себя как общенациональный кандидат, выступающий за экономическое развитие всех регионов страны, а не только Тегерана. Его опыт работы в различных городах должен был подтвердить, что в случае своего избрания он будет уделять внимание не только столице. Означает ли победа консервативного кандидата, что режим управляемой демократии в современном Иране будет ужесточаться, и начнется регресс по сравнению с временами президентства Хатами. Похоже, что пока к таким однозначным прогнозам следует относиться с осторожностью. Начнем с того, что Ахмади-Нежад не принадлежит к числу ультраконсерваторов, а его экономическая программа, как уже отмечалось, носит достаточно либеральный характер.
Что касается внешней политики, то уже заявлено, что диалог с международным сообществом по ядерной проблеме будет продолжен. Не вызывает особых сомнений тот факт, что любой избранный президент страны продолжил бы политику, направленную на стимулирование работ в этой отрасли при активной поддержке России. Затем необходимо отметить, что власть президента в Иране существенно ограничена - и особой ролью лидера страны, и влиятельным Наблюдательным советом, и Советом по определению целесообразности принимаемых решений во главе последнего стоял Хашеми-Рафсанджани. Поэтому президент даже выступавший в ходе выборов с критикой истеблишмента вынужден действовать в ограниченных рамках - это относилось и к Хатами, который так и не смог реализовать своих реформаторских проектов.
По версии следствия, причиной смерти стал сердечный приступ, однако родные Амини утверждают, что её избивали силовики. Читайте новости и статьи octagon.
Рекордно низкая явка на парламентских выборах зафиксирована в Иране
В Иране стартовал второй тур парламентских выборов | В нынешнем парламенте Ирана, избранном в 2020 году, доминируют консерваторы и ультраконсерваторы. |
Бывший президент Ирана Роухани хочет участвовать в парламентских выборах | 1 марта 2024 года в Иране состоялись выборы в Исламский консультативный совет (меджлис), состоящий из 290 депутатов, в также в насчитывающий 88 знатоков мусульманского права Совет экспертов. |
Выборы в Иране — Википедия | Консерваторы набрали большинство голосов на прошедших в Иране парламентских выборах, сообщил в понедельник ряд иранских СМИ. |
В Иране начался второй тур парламентских выборов - ТАСС | При проведении парламентских выборов голосование избирателей проводится в официальный выходной день – пятницу. |
Бывший президент Ирана Роухани хочет участвовать в парламентских выборах
Иран готовится к второму туру парламентских выборов, запланированному на апрель, после того как первый тур прошел с неожиданными результатами. В Иране проходит второй тур парламентских выборов, по итогам которых должны быть определены ещё десять из 290 депутатов, передаёт агентство. Напомним, что на предыдущих выборах в 2020 году большинство кресел в 290-местном парламенте получили консервативные силы. Эти выборы станут первыми после волны массовых протестов, которые потрясли Иран осенью прошлого года.
Парламентские выборы в Иране: стартовала регистрация кандидатов
С учётом почтенного возраста нынешнего высшего руководителя, Али Хаменеи 84 года , данный вопрос может обрести дополнительную актуальность. В качестве одного из вероятных преемников упоминается действующий президент Эбрахим Раиси, а также видный государственный и религиозный деятель Садег Лариджани, брат бывшего главы парламента Али Лариджани, представляющий одну из наиболее влиятельных в Исламской Республике семей. Избирательная кампания прошла в целом предсказуемо, под знаком преимущественно «консервативного» дискурса в условиях региональной нестабильности и после провала попыток «умеренных» при всей условности подобного рода деления в иранском контексте нормализовать отношения с Западом и с Америкой, в частности. Как отмечает автор индийского Института оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара, «парламентские выборы были в первую очередь отмечены соперничеством между консервативными фракциями».
В то же время неожиданностью стал успех «новичков» из Фронта стабильности Исламской революции Paydari , опередивших «традиционных» консерваторов во главе с бывшим мэром Тегерана, нынешним спикером парламента Мохаммад-Багером Галибафом, три раза выдвигавшимся на президентский пост, одно время возглавлявшим Аэрокосмические силы Корпуса стражей Исламской революции КСИР. Тегеран с 30 местами является крупнейшим избирательным округом, на втором месте — провинция Восточный Азербайджан с 6 местами и др. В многопартийных округах неформальные фракции согласовывают списки кандидатов для избрания, и места распределяются между кандидатами пропорционально количеству полученных ими голосов.
Несколько представителей в столичном округе избираются во втором туре выборов, которые будут проведены предположительно в мае. Совет по наблюдению за выборами, возглавляемый заместителем министра внутренних дел по политическим вопросам, проводит первичную проверку регистрируемых кандидатов. Затем они проходят проверку Советом стражей, состоящим из 12 членов, в состав которого входят 6 исламских законоведов, отобранных Верховным лидером, и 6 юристов, избранных парламентом из числа кандидатов, выдвинутых Главным судьей, который, в свою очередь, также назначается Верховным лидером.
Критерии, исходя из которых Совет стражей должен основывать своё решение о квалификации или дисквалификации кандидатов, перечислены в статье 28 Закона о выборах. В «гибридной» политической системе Ирана, известной как велаят-е факих, верховный лидер возглавляет параллельные государственные институты, включая Совет стражей и судебную систему, играющие важную роль в сохранении исламской системы Ирана перед вызовами, исходящими от «республиканских» институтов, включая канцелярию президента и национальный парламент.
По его словам, западные страны хотят расшатать внутреннюю ситуацию в Иране. На мой взгляд, главной защитой от таких попыток является развития демократических процессов внутри страны. Тогда никто не сможет использовать изъяны в демократическом развитии как повод для внешнего вмешательства», - уточнил Косачев. Напомним, в Иране в пятницу, 2 марта, пройдут выборы в меджлис - 290-местный однопалатный парламент. В качестве кандидатов зарегистрированы около 3,5 тыс человек, то есть за каждый депутатский мандат будут бороться в среднем 12 претендентов, передает ИТАР-ТАСС. Предыдущие выборы в Иране проходили в июне 2009 года.
Как отмечает автор индийского Института оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара, «парламентские выборы были в первую очередь отмечены соперничеством между консервативными фракциями». В то же время неожиданностью стал успех «новичков» из Фронта стабильности Исламской революции Paydari , опередивших «традиционных» консерваторов во главе с бывшим мэром Тегерана, нынешним спикером парламента Мохаммад-Багером Галибафом, три раза выдвигавшимся на президентский пост, одно время возглавлявшим Аэрокосмические силы Корпуса стражей Исламской революции КСИР. Тегеран с 30 местами является крупнейшим избирательным округом, на втором месте — провинция Восточный Азербайджан с 6 местами и др. В многопартийных округах неформальные фракции согласовывают списки кандидатов для избрания, и места распределяются между кандидатами пропорционально количеству полученных ими голосов. Несколько представителей в столичном округе избираются во втором туре выборов, которые будут проведены предположительно в мае. Совет по наблюдению за выборами, возглавляемый заместителем министра внутренних дел по политическим вопросам, проводит первичную проверку регистрируемых кандидатов. Затем они проходят проверку Советом стражей, состоящим из 12 членов, в состав которого входят 6 исламских законоведов, отобранных Верховным лидером, и 6 юристов, избранных парламентом из числа кандидатов, выдвинутых Главным судьей, который, в свою очередь, также назначается Верховным лидером. Критерии, исходя из которых Совет стражей должен основывать своё решение о квалификации или дисквалификации кандидатов, перечислены в статье 28 Закона о выборах. В «гибридной» политической системе Ирана, известной как велаят-е факих, верховный лидер возглавляет параллельные государственные институты, включая Совет стражей и судебную систему, играющие важную роль в сохранении исламской системы Ирана перед вызовами, исходящими от «республиканских» институтов, включая канцелярию президента и национальный парламент. Таким образом, речи идёт о вполне демократической системе «сдержек и противовесов». Кроме того, поскольку многие лидеры и движения, которые доминировали в политике Ирана в течение последних трех десятилетий, уходят со сцены, параллельное государство воспользовалось возможностью создать сплочённую политическую систему, населенную молодым поколением консерваторов», — отмечает индийский исследователь. В январе 2024 г.
Имена кандидатов, прошедших в парламент, объявлялись на протяжении нескольких дней после окончания голосования отдельно для каждой из провинций. В 10 из 208 избирательных округов в апреле должен был состояться второй тур, однако из-за пандемии коронавируса его перенесли на 11 сентября.