Риски при работе с самозанятыми могут возникнуть и по вине самого исполнителя, если он нарушает закон или не соблюдает правила сотрудничества. Как ООО работать с самозанятым в 2024 году по закону? Разберемся в новых правилах по сделкам юридических лиц с самозанятыми. Юридические лица при расчетах с самозанятыми должны подтвердить свои расходы документально. Пошаговая инструкция по работе с самозанятыми для ООО и ИП в 2022 году. Компания не платит за самозанятого налоги и взносы, он сам платит налог на профессиональный доход — НПД.
Как компаниям обезопасить себя от негативных налоговых последствий при работе с самозанятыми?
Заказчик не отвечает за его страховые взносы и налоги, ИП сам решает эти вопросы. Самозанятый ИП все так же имеет право использовать имеющийся расчетный счет и получать платежи от клиентов по реквизитам. Так привычнее всем. Соловьева Светлана, юрист, налоговый консультант ООО «Смарт Консалтинг» Почему нельзя перевести сотрудников на самозанятость Некоторые так делают, чтобы платить за них меньше. Налоговики не позволяют так экономить. Если у вас с самозанятым был заключен трудовой договор в течение последних двух лет, то при сделке с ним вам все равно придется платить НДФЛ и страховые взносы за исполнителя. Доход при таких расчетах не попадает под НПД, согласно подпункту 8 п. Тот сотрудник, который перешел на самозанятость, лишается льгот этого спецрежима при сотрудничестве со своим бывшим работодателем, но с другими заказчиками он сможет работать, как плательщик НПД. Например, Петров работает в ООО «Ромашка» и шеф решил уволить его как наемного сотрудника и заключить договор как с самозанятым.
Экономии это не даст. В налоговой есть данные, что эта компания — его бывший работодатель.
Это грозит лишними расходами. А если работаете на упрощенке «Доходы минус расходы», то не сможете уменьшить налоговую базу по УСН на сумму выплаты и снова переплатите. Чтобы учесть выплаты самозанятым и уменьшить свою налоговую базу, позаботьтесь о получении корректных чеков. Укажите в договоре, что самозанятый обязан предоставить вам чек. Если платите наличными или корпоративной картой, то он присылает чек в тот же день. Если перечисляете деньги на расчетный счет, то до 9-го числа следующего месяца. Проверяйте каждый чек от самозанятого, сверяйте ИНН, название компании, сумму платежа. Скачивайте QR-код, чтобы увидеть оригинал чека, сформированного в приложении «Мой налог».
Храните чек как документальное подтверждение операции, чтобы предоставить его по запросу налоговой. Если даже самозанятый подделал чек или аннулировал его после выдачи, вы не окажетесь крайним — штраф платить не придется. Проверьте данные в чеке Самозанятого посчитали вашим сотрудником Что может пойти не так. Самозанятый сотрудничает с вами по договору оказания услуг, выполнения работ, поставки товаров или аренды. Но налоговая решит, что исполнитель — ваш сотрудник. Инспектор посчитает, что так вы маскируете трудовые отношения, и потребует устранить нарушение. Если налоговая заподозрит, что самозанятый — сотрудник вашей компании, она переквалифицирует договор с ним в трудовой. Тогда вы лишитесь льгот и перейдете со спецрежима на общую систему налогообложения. Соблюдайте все рекомендации по оформлению гражданско-правового договора, не допускайте в нем признаки трудовых отношений. В договоре не должно быть графика работы и привязки к конкретному рабочему месту.
При работе с самозанятыми выплаты организаций сводятся к минимуму, заявляют эксперты. За счет оптимизации налогов, у компаний появляется дополнительная финансовая подушка. Ее можно использовать для повышения мотивации штатных сотрудников, инвестирования в развитие бизнеса, перераспределения средств в другие фонды и еще большой спектр других задач.
Помимо этого, если позволяет налогообложение, расходы на оплату услуг самозанятых можно включить в перечень расходов для уменьшения налоговой базы. Какие риски есть у компаний при работе с самозанятыми? Инспекторы налоговой службы проверяют не только положения договора с таким лицом, но и то, как фактически осуществляется деятельность по договору.
В случае если налоговиками доказывается факт подмены, организацию ждут санкции по действующему законодательству, — рассказывает Сергей Фадеев. В случае переквалификации отношен ий в трудовые , добавляет Виктория Кияченко, помимо доначисления НДФЛ и страховых взносов, компании еще грозит штраф от 10 до 100 тыс. Среди "тревожных" факторов для налоговой и трудовой инспекции она выделила: резкое уменьшение количества сотрудников и отчетов со стороны компании;регулярные платежи самозанятым, которые выглядят как зарплата, и платежи 2 раза в месяц на одинаковые суммы;единственная компания-заказчик у самозанятого.
Так привычнее всем. Соловьева Светлана, юрист, налоговый консультант ООО «Смарт Консалтинг» Почему нельзя перевести сотрудников на самозанятость Некоторые так делают, чтобы платить за них меньше. Налоговики не позволяют так экономить. Если у вас с самозанятым был заключен трудовой договор в течение последних двух лет, то при сделке с ним вам все равно придется платить НДФЛ и страховые взносы за исполнителя.
Доход при таких расчетах не попадает под НПД, согласно подпункту 8 п. Тот сотрудник, который перешел на самозанятость, лишается льгот этого спецрежима при сотрудничестве со своим бывшим работодателем, но с другими заказчиками он сможет работать, как плательщик НПД. Например, Петров работает в ООО «Ромашка» и шеф решил уволить его как наемного сотрудника и заключить договор как с самозанятым. Экономии это не даст.
В налоговой есть данные, что эта компания — его бывший работодатель. Но если Петров по вечерам будет выполнять заказ от ООО «Одуванчик», то за полученную сумму он будет сам платить налог на профессиональный доход. Этой уловкой поспешили воспользоваться некоторые фирмы, «поменявшись» сотрудниками: тот, кто работал в штате ООО «Ромашка» теперь оказывает услуги ООО «Одуванчик» как самозанятый и наоборот.
Коротко об институте самозанятости
- Новые правила работы с самозанятыми. Что делать бизнесу?
- Могут ли самозанятые граждане оказывать услуги юридическим лицам
- Подписать договор с самозанятым
- Особенности сотрудничества с самозанятыми в 2023 году
- Закон о самозанятых: что о новом режиме надо знать кадровику
- Штрафы для самозанятых: за что могут наказать
Как компаниям обезопасить себя от негативных налоговых последствий при работе с самозанятыми?
Если работаете на двух работах — как самозанятый и по найму, — то пенсионные взносы и стаж будут учитываться только за работу по контракту. Как юридическому лицу платить самозанятым. Налог на профессиональный доход — это специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который можно применять с 2019 года. При работе с самозанятыми заказчики освобождаются от уплаты страховых взносов и подоходного налога.
Организации штрафуют из-за найма самозанятых
Минтруд установил лимит на работу с самозанятыми — под прицел попадут компании и ИП, которые работают с физлицом на НПД более трёх месяцев и платят ему более 20 000 рублей. Юридические лица при расчетах с самозанятыми должны подтвердить свои расходы документально. Правила работы с самозанятыми в 2024 году. Изменения в законе. Лимиты на работу с самозанятыми. Как вести расчеты с исполнителями.
Новые правила выплат самозанятым с 1 марта 2024 года
- Преимущества сотрудничества компаний с самозанятыми
- Тонкости работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с самозанятыми
- Изменения в правилах работы с самозанятыми в 2024 году: как бизнесу сотрудничать с самозанятыми
- Как бизнесу работать с самозанятыми без рисков
- Могут ли самозанятые работать с юр лицами
- Домен припаркован в Timeweb
Новые правила работы с самозанятыми. Что делать бизнесу?
Деятельность самозанятого отличается от деятельности индивидуального предпринимателя тем, что самозанятость это не статус, а специальный налоговый режим, который вправе применять как ИП, так и физические лица, ими не являющиеся. Самозанятый, получая оплату от юридического лица наличными или с использованием электронных средств, обязан чек сформировать немедленно, в момент получения денег наличными или электронными средствами платежа. укажите статус физического лица — самозанятый, который обязуется платить налоги за себя самостоятельно.
Новые правила работы с самозанятыми с 1 марта 2024 года
В данном случае между сторонами сделки должен быть заключен гражданско-правовой договор. Такой вывод следует из ст. Итак, договор между ООО и самозанятым гражданином должен включать в себя следующие основные положения: Подробные сведения об обеих сторонах сделки, а также времени и месте ее заключения. Предмет соглашения — тут подробно описывается задание или объем работ, которые должен будет выполнить самозанятый. Права и обязанности, закрепленные за обеими сторонами сделки. Цена договора и порядок организации расчетов. Ответственность, которую несут обе стороны. Иные положения. Отдельно стоит отметить, что в договоре с самозанятым обязательно нужно сделать отметку о его статусе. Единственной ситуацией, когда не потребуется договор, является оказание услуги по сделке, которая исполняется немедленно в момент заключения устного соглашения. Закрывающие документы Для того, чтобы в целях налогообложения учесть расходы, связанные с оплатой труда самозанятого, организации понадобятся закрывающие документы.
В качестве их могут использоваться следующие виды бумаг: чек, сформированный в приложении «Мой налог» — в нем обязательно должен быть указан ИНН компании, воспользовавшейся услугами самозанятого, и название выполненного вида работ, акт выполненных работ — дополнительный документ, который также рекомендуется составить для исключения каких-либо спорных ситуаций. Как отразить в бухучете вознаграждение Как известно, все факты хозяйственной деятельности компании должны найти отражение в ее бухгалтерском учете.
В отличие от общей системы налогообложения, при применении которой в состав расходов включаются любые затраты организации, являющиеся экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода п. Данный перечень установлен ст. Согласно п. Расходами согласно п. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что исчерпывающего перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов в целях налогообложения, не существует.
Кроме того, налоговое законодательство не предъявляет каких-либо конкретных требований к их оформлению. При этом из документов, которые имеются у организации, должно быть очевидно, что те или иные затраты фактически произведены. Как указано в письме Минфина России от 14. Кроме того, в письме Минфина России от 22. Факт оказания налогоплательщику услуг выполнения для налогоплательщика работ физическим лицом на практике обычно подтверждается договором, в котором предусматривается порядок и условия приема оказанных услуг, актом приемки результатов оказания услуг выполнения работ , платежными документами. Сделки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между собой и с гражданами вне зависимости от суммы сделки должны совершаться в простой письменной или нотариальной форме ст. К заключению договора в письменной форме может привести обмен письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго п. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю абзац второй п. Согласно ч.
Поэтому чек необходим для подтверждения произведенных организацией-заказчиком затрат. В нем указывается в том числе наименование реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг и ИНН заказчика пп. Чек может быть передан покупателю заказчику в электронной форме или на бумажном носителе чч.
Например, Петров работает в ООО «Ромашка» и шеф решил уволить его как наемного сотрудника и заключить договор как с самозанятым.
Экономии это не даст. В налоговой есть данные, что эта компания — его бывший работодатель. Но если Петров по вечерам будет выполнять заказ от ООО «Одуванчик», то за полученную сумму он будет сам платить налог на профессиональный доход. Этой уловкой поспешили воспользоваться некоторые фирмы, «поменявшись» сотрудниками: тот, кто работал в штате ООО «Ромашка» теперь оказывает услуги ООО «Одуванчик» как самозанятый и наоборот.
Но налоговики выявляют такие перекрестные схемы — при электронной обработке отчетности это просто. Роструд и ФНС приняли решение о совместных проверках тех компаний, которые заключают договоры гражданско-правового характера со своими работниками. Если найдут нарушения, то договоры с самозанятыми переквалифицируют в трудовые, а компаниям придется доначислить в бюджет НДФЛ и взносы, а также заплатить штрафы и пени. При работе с самозанятыми контрагентам необходимо будет регулярно проверять действие статуса самозанятого, чтобы избежать проблем, связанных с утратой ими данного статуса проверку нужно проводить перед каждой оплатой.
Такой исход событий грозит тем, что без чека невозможно будет подтвердить расходы на оплату самозанятому, а также придется заплатить НДФЛ, страховые взносы и штрафы. Налоговый орган может доначислить все налоги и страховые взносы, которые не выплачивались на протяжении всего периода взаимодействия по этому переквалифицированному договору с самозанятым.
Акты помогают доказать, что заказчику важен конечный результат, а не сам процесс сотрудничества, и что стороны согласны с объёмом оказанных услуг и их стоимостью. В акте указывают, что конкретно сделал самозанятый и за какой период времени, какую сумму выплат в итоге получил или получит. Если регулярно формировать акты на одну и ту же сумму, налоговая может посчитать это признаком трудовых отношений. Однако, как мы говорили выше, все решения принимаются по совокупности факторов.
Если стоимость услуг прописана в заданиях и актах и самозанятый получает вознаграждение за услуги, а не за время, почти одинаковые суммы выплат — не проблема. Самозанятый формирует чек в приложении «Мой налог» и отправляет ссылку на чек или изображение чека компании. Как рассчитываться с самозанятыми Так выглядит чек самозанятого: компании стоит проверить наименование услуги, дату выплаты, её размер и ИНН компании Проверять чеки от самозанятых лучше перед каждой сдачей отчётности. Так в налоговую уйдут подлинные чеки, и вы избежите проблем. Вот что нужно проверить в чеке самозанятого: Подлинность. Например, если самозанятый захочет не платить налог, он может выбить чек, получить деньги, а затем аннулировать его.
Компания об этом никак не узнает. Чтобы проверить чек, нужно навести камеру на QR-код и перейти по ссылке. Если чек открывается на сайте налоговой, значит, он подлинный. ИНН компании нужно проверить в графе «Покупатель». Если в ИНН будет ошибка, придётся доказывать налоговой, что самозанятый оказывал услуги вам, а не другой компании с похожим ИНН. Сумма выплат тоже должна быть корректной.
Если в чеке сумма выплаты будет меньше, а у вас в декларации о расходах больше — у налоговой появятся вопросы, а на разницу придётся доначислить налог. Графа «Наименование услуги» — в ней не стоит указывать названия должностей: например, курьер, бухгалтер или юрист. Лучше указать конкретный результат, за который самозанятый получает вознаграждение. Например, доставка пяти пицц по таким-то адресам. Если в чеке будет ошибка, можно попросить самозанятого аннулировать чек и выбить новый, правильный. Если же самозанятый аннулировал чек или просто отказывается его выдавать, можно обратиться в налоговую.
На сайте или в отделении нужно заполнить заявление и приложить документы о сотрудничестве: договор, акты, платёжное поручение, аннулированный чек, переписку с самозанятым. Налоговая заставит исполнителя выбить чек, и компании не придётся платить штрафы. Как понять, когда привлечь самозанятого, а когда — сотрудника в штат Самозанятого стоит привлекать, когда у вас есть конкретные задачи на конкретный период времени.