Алексей Щусев — выдающийся архитектор XX века, как никто другой умевший виртуозно работать в самых разных стилях — от историзма до модерна, — и глубоко постигать их суть. UNK В Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка "Москва.
Общероссийская общественная организация
- Щусевские чтения 2023
- Регистрация
- Общероссийская общественная организация
- Учитесь зодчество читать. Почему в Музее Щусева нет постоянной экспозиции? | Аргументы и Факты
Выставка к юбилею Алексея Щусева открылась в основанном им музее
Главная наша цель — сделать работу архитекторов заметной. Авторы должны получить признание, и это признание будет в дальнейшем их мотивировать к созданию концептуальных проектов, современного культурного слоя», — подчеркнул автор идеи выставки, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Выставка продлится с 30 июня до 4 сентября. Минкульт РФ.
Экспозиция отражает изменения, произошедшие в столице за последние 10 лет. В основном Музей показывает архитектуру прошлого. Но для нас очень важны изменения, которые произошли за последние десять лет в Москве, мне и моим коллегам кажется, что данный процесс на промежуточном этапе необходимо зафиксировать. Данная выставка, которую мы открываем, во многом посвящена и подведению итогов, и взгляду в будущее: архитектура снова становится искусством», — поделилась директор музея Елизавета Лихачева.
В каждом из залов куратор представил помимо эскизов чертежей и зарисовок вывернутые наизнанку макеты зданий. Впрочем, финал не обошелся без самого знаменитого проекта Щусева. Мавзолей Аввакумов собрал из 3500 костяшек домино, украшенных блестящими стразами. Вышло даже слишком декоративно.
Выбирая из трех его ипостасей, я предпочел первого как архитектора искреннего и непосредственного, движимого мотивами древнерусского зодчества». После вступительного слова зритель оказывается в коридоре из описаний «сказок» Щусева, которые венчает огромный, как бы подсвеченный изнутри фотопортрет архитектора. Перед нами следующие архитектурные «сочинения»: храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, Спасская церковь в Натальевке, церковь Николая Чудотворца в итальянском Бари, церковь в имении помещика Богдана в молдавских Кугурештах, Марфо-Мариинская обитель и Мавзолей.
Analytics, PRO. Если вы остаетесь на сайте, значит, вы не против этого. Все материалы сайта не предназначены для лиц моложе 12 лет.
Допускается копирование и цитирование всех материалов, размещённых на сайте музея-заповедника «Кижи» kizhi.
Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева провёл ребрендинг
Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея Щусева – Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе в 1945 году. В Москве с 4 октября по 21 января пройдет первая за 50 лет монографическая выставка, посвященная творчеству архитектора Алексея Щусева. С 15 по 19 ноября 2023 года в Музее архитектуры им. А.В. Щусева пройдет финальная выставка «Ре-Формация социального» – финал ежегодного проекта Москомархитектуры в области архитектурного образования и карьеры, Фестиваля «Открытый город». Новости на Первом канале: музей «В Тишине» учит преодолевать барьеры. Купить билеты в «Музей архитектуры им. Щусева» на Яндекс Афише: расписание интересных выступлений, полная афиша на 2024 год с возможностью покупки билета онлайн.
Казанский вокзал
- Музей архитектуры представляет выставку «Алексей Щусев. 150»
- Музей Москвы
- Лекционный бум
- В Москве оцифровали экспонаты Музея архитектуры им. Щусева
- «Москва. Реальное»: лучшие фотографы страны представляют лучшую архитектуру ее столицы
- Еще статьи этого автора
Более 60 тыс. человек посетили выставку о стеклянном кирпиче фальконье в музее им. Щусева
150» с 4 октября 2023 по 21 января 2024, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева приглашает вас 11-13 октября 2023 года принять участие в научной конференции «Щусевcкие чтения-2023». Экспозиция посвящена 150-летию Алексея Щусева – архитектора, который успел поработать и по заказу Николая II, и по заказу КПСС.
В Москве оцифровали экспонаты Музея архитектуры
В Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева открылась выставка фотографий современной архитектуры «Москва. Документы, рассказывающие о ранних годах существования музея и подготовке первой выставки 1948 года, представляют Щусева как выдающегося ученого и организатора. В экспозицию вошли более 350 экспонатов из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного центрального музея современной истории России.
Выставка «Алексей Щусев. 150»
Наркомат земледелия и Дом архитекторов Здание Народного комиссариата земледелия СССР — одна из самых ярких и крупных работ Щусева в стиле конструктивизм. Сегодня там находится Министерство сельского хозяйства РФ. В 1930-х годах, когда строился Наркомзем, Щусев не боялся принимать новаторские решения. Так, здание состоит из четырех больших корпусов, объединенных в форме трапеции вокруг внутреннего двора. Занимая квартал между Орликовым переулком и Садово-Спасской улицей, корпуса при пересечении создают весьма эффектную и динамичную композицию. Сегодня в Москве это единственное здание с такими лифтами. Здесь Щусев оказался тоже на высоте архитектурного мастерства, — добавляет Никита Токарев.
На берегу Москвы-реки, напротив Киевского вокзала, стоит необычный полукруглый дом. Он тоже выделяется среди других построек. Это Дом архитекторов, который строился около 30 лет. В 1934 году членам Союза архитекторов СССР — а их число продолжало расти — потребовалось новое жилье. Работу над этим проектом поручили Щусеву, который заработал доверие властей как профессионал. Но идею архитектора не одобрили — такой проект оказался слишком дорогим.
А потому строение упростили, и сегодня Ростовскую набережную украшает многоэтажка в стиле постконструктивизм. Щусев — директор Третьяковской галереи В 1926 году Алексею Викторовичу, у которого не было ни заказов, ни постоянной работы, предложили возглавить Третьяковскую галерею. Щусев и ранее интересовался искусством, а потому легко согласился. Щусева увлекла новая работа — он увеличил коллекцию Третьяковки, закупив новые картины, занялся производством сувениров открыток и альбомов с изображением известных полотен , открывал новые выставки. В 1927 году Щусев, чтобы расширить фонд графики Третьяковской галереи, купил дом в соседнем Малом Толмачевском переулке. Там разместились администрация музея, научный отдел, библиотека, архивы и хранилище графики.
Кроме того, новый директор провел в Третьяковке электричество, наладил вентиляцию и отопление. Более того, благодаря Алексею Викторовичу в Третьяковке появился новый корпус, который в народе так и называется — «щусевский», — говорит Александр Васькин. Поначалу он использовался только для выставок, но с 1940-го стал полноценной частью экспозиции. Гостиница «Москва» Щусева нельзя назвать основным автором этого проекта, но без него гостиницы «Москва» не было бы. Работу над ней в 1933 году начали Освальд Стапран и Леонид Савельев. В те годы всё чаще стали появляться постройки в стилях конструктивизм и сталинский ампир.
Возведенные при царской эпохе здания мало подходили на роль визитной карточки социализма. Это в том числе касалось и гостиниц «Метрополь» и «Националь». В центре города должна была появиться новая гостиница, которая бы отвечала потребностям нового правительства. Савельев и Стапран возводили ее в конструктивистском ключе. Но чересчур строгий вид гостиницы, и, возможно, недостаток опыта у двух молодых архитекторов сыграли свою роль. И власти привлекли к проекту Алексея Щусева, который уже зарекомендовал себя во время строительства Мавзолея.
Это повлекло за собой немало сложностей. Савельев и Стапран, обязанные подчиняться новому руководителю, обвиняли Щусева в присвоении авторства над гостиницей. И того поначалу даже отстранили от работы, но потом — под давлением общественности — вернули. Да и сам мэтр не особо горел желанием трудиться над фактически чужим проектом. Но ему, так или иначе, пришлось. И Щусев решил переработать эскизы.
Фасады теперь украшали виньетки и капители, а две башни гостиницы стали асимметричными.
Чем вы планируете привлекать интерес простого зрителя к новой экспозиции? Елена Титова: У нас действительно много щусевских эскизов и чертежей, но есть и настоящие редкости - например, шаблоны каменных орнаментов Марфо-Мариинской обители, эскизы церковной утвари и облачения, единственный известный на сегодняшний день лист, который Щусев подписал "Сочинилъ архитекторъ Щусевъ", а также эскиз с собственноручной подписью Николая II, образец басмы и др. А много предметов представлено на выставке? Про самые необычные экспонаты расскажите. Елена Титова: Всего на выставке будет представлено более 200 экспонатов. Выставка - это инсталляция, в которой вся графика показана весьма необычно в специально выстроенных стеклянных конструкциях. Такая форма ее представления в российских музеях до сих пор не использовалась.
Куратор выставки Юрий Аввакумов придумал и другие архитектурные решения: "макеты наизнанку" - напечатанные на 3D-принтере и расписанные вручную по оригинальным эскизам Щусева макеты, которые позволяют увидеть храм изнутри. Когда мы думали над концепцией выставки, мы хотели ограничиться только храмовыми постройками Щусева до 1917 года. При работе в архиве наследников были обнаружены никогда не выставлявшиеся эскизы советского храма - Мавзолея Ленина. Поэтому мы не смогли отказать себе в удовольствии представить эти находки широкой публике и посвятили им целый зал. А центром этого зала стал черный костяной мавзолей из 3500 домино со стразами Сваровски. Фото: Предоставлено Музеем декоративного искусства Наверняка посетителям музея будет интересно рассматривать рядом с графикой Щусева фотографии храмов, сделанные нашими современниками. Среди них также есть уникальные вещи, как фотография внутреннего интерьера Мавзолея Ричарда Пэйра.
Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» расположена на первом этаже флигеля «Руина». Проект посвящен эстетике и разнообразию исторических бревенчатых построек Русского Севера. Экспозиция разделена на три тематических блока — польза, прочность и красота. В музее представлены не только фото, сделанные Денисом Федосеевым, но и настоящие деревянные элементы, извлеченные в процессе реставрации памятников архитектуры. Их можно детально рассмотреть. Любимцев отметил, что выставка прежде всего рассчитана не на умственное познание, а на созерцание и эмоциональное восприятие. ХIХ в. Село Вязенец.
Архангельская область. Макет 1 из 8 Мельница ветряная. Архангельская обл. XVII нач. Скокана Музей архитектуры им. Щусева 2 из 8 Вид храмового комплекса. Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 4 из 8 Фрагмент декора дома Сергина из деревни Мунозеро на острове Кижи. Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 6 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 7 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 8 из 8 Выставка «Польза, Прочность и Красота крестьянской архитектуры» 1 из 8 Мельница ветряная.
Мавзолей Ленина
- Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», официальный сайт
- Лекционный бум
- Другие города Московской области
- Выставка к юбилею архитектора Щусева откроется во Всероссийском музее декоративного искусства
- Музей архитектуры имени Щусева представил планы на 2024 год
В Музее декоративного искусства открылась выставка к 150-летию Алексея Щусева
Также на церемонии подвели итоги Премии в области архитектурной журналистики 2023. Награды вручили главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и пресс-секретарь главного архитектора, член экспертного совета премии Мария Ульянова. Премия журналистам вручается третий год подряд. По словам Сергея Кузнецова, продвижение и пиар проектов являются неотъемлемой частью архитектурно-строительной отрасли. По итогам конкурса, в номинации «Адаптация» победило бюро «Мегабудка», чей канал в Telegram для многих в архитектурном сообществе является отличным примером оригинального языка и авторской позиции по актуальным темам. Последние обновления:.
Кубасова, переданного в Музей архитектуры в 2022-2023 годах. Эти материалы, отражающие профессиональную деятельность архитектора в отношении его значения для российской архитектуры советского и современного этапа, впервые будут представлены широкой аудитории и профессиональному сообществу. Архитектурная практика Владимира Степановича Кубасова, охватывающая огромный отрезок времени, вобрала в себя неоакадемизм послевоенного времени, интернациональный стиль оттепели, советский брутализм и постмодернизм в его региональном варианте.
Алишера Навои в Ташкенте — одной из признанных вершин творчества Алексея Щусева. Наряду с архитектурной графикой в зале представлены уникальные предметы декоративно-прикладного искусства.
Фрагменты подлинного убранства гостиницы «Москва» — гипсовые рельефы для кессонов, лепные украшения, элементы балюстрады и предметы из гостиничных номеров — напоминают одновременно о высоком уровне художественного оформления здания и о его трагическом разрушении в 2004 году. Историю работы над проектом театра в Ташкенте дополняют авторская модель сооружения и выполненные на гипсовых плитах эскизы росписей фойе — свидетельства любви Алексея Щусева к национальным традициям, образам и мотивам прикладного искусства и архитектуры Средней Азии. Проект гостиницы «Москва». Главной задачей мастера в это сложное время стала работа по восстановлению разрушенных городов и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде, Кишиневе, Туапсе. Творческое наследие 1940-х годов также представлено проектами зданий научных учреждений по всей стране, работу над которыми возглавляемая Щусевым с 1937 года мастерская «Академпроект» продолжала в военные и послевоенные годы. Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея Щусева — Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе в 1945 году.
Документы, повествующие о ранних годах существования музея и подготовке первой выставки 1948 года, представляют Щусева как выдающегося ученого и мудрого организатора. Уникальные произведения искусства: гравюры, акварели, живопись, а также книги и материалы научных экспедиций, включенные в собрание Музея, когда Щусев был его директором, свидетельствуют о тонком художественном вкусе мастера. Вторая часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском приказе Музея архитектуры, раскрывает тему храмового зодчества Алексея Щусева: от первого проекта научной реставрации храма святого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи.
Щусева, где открылась персональная выставка живописца и графика Андрея Есионова — «Вооруженный зреньем».
Есионов представил более 100 работ, в числе которых есть акварельные серии с остросоциальными и бытовыми сюжетами, а также картины философско-религиозного жанра. Далеко не каждый проект выдерживает испытания этим пространством. Сюда вечно все хотят, но никто не может сделать так, чтобы выглядело по-настоящему круто.
Более 200 тыс. человек посетили Музей архитектуры имени Щусева в 2023 году
Дело в том, что в 2020 году наследники архитектора передали в музей коллекцию графики Щусева, а некоторые работы семья впервые предоставила специально для выставки. Вывернутый макет Фото: Мария Москвичева «Фишкой» проекта стали так называемые «оборотные» макеты храмов, сделанные в масштабе 1:43. Перед нами храмовые здания, вывернутые наизнанку, отчего они походят на конструктивистские матрешки. Местами макеты расписаны храмовыми узорами и ликами. А венчает выставку до абсурда декоративный макет Мавзолея, собранный из тысяч костяшек домино. Точки на домино, из которых собран сказочный зиккурат, подсвечиваются изнутри разноцветными софитами, отчего усыпальница вождя больше походит не на макет, а на модную игрушку. Мавзолей из костяшек домино в стразах Фото: Мария Москвичева В этом сказочном сочинении про неорусский период Алексея Щусева, который Аввакумов называет наиболее искренним, реальность как будто исчезает.
Благодаря этому проекту Щусев получил статус ведущего архитектора Советского Союза. Доподлинно не известно, почему большевики поручили строить Мавзолей именно Алексею Щусеву — человеку, который до революции 1917 года занимался церковной архитектурой. Так или иначе, в ночь с 22 на 23 января 1924 года его вызвали в Кремль и поручили задачу государственной важности. Так, как сейчас, Мавзолей стал выглядеть не сразу. Его строительство велось в три этапа. Сначала, в марте 1924 года, при тридцатиградусном морозе, всего за несколько дней, построили деревянный Мавзолей. Внешне здание напоминало трехступенчатую пирамиду или зиккурат — древний восточный храм. Бродский «У Мавзолея В. Ленина», 1924. Бумага, акварель, графитный карандаш, гуашь, белила, 26,6 x 39,9 Источник: Wikipedia. Тогда же, в марте 1924 года, решили строить второй, тоже деревянный и тоже временный Мавзолей, и проектировать его вновь поручили Щусеву. Форма оставалась прежней, а вот фасад на этот раз не стали излишне украшать. Также здание стало больше в размерах, добавились трибуны и портик. В таком виде усыпальница вождя просуществовала пять лет. Деревянное здание быстро пришло бы в негодность, а потому его решили перестроить в третий раз. И в 1930 году, вновь по проекту Щусева, появился Мавзолей из гранита. Новый фасад в общих чертах повторял прежний, но размеры, форма и стилистика здания изменились. Ступени сделали равномерными, а общий облик здания, напротив, стал асимметричным. От архитектурного декора — колончатых поясов, пилястр, каннелированных панелей и прочего — теперь решили полностью избавиться. RU По задумке, Мавзолей — это часть Кремля, а потому он должен быть величественным и вписываться в его архитектурный комплекс. Но при этом не разрушать визуальное восприятие Красной площади и не смотреться слишком вычурно. Казанский вокзал Алексей Викторович хотел строить не только церковные, но и гражданские здания задолго до 1917 года. Его желание осуществилось — в 1911 году Щусев выиграл закрытый конкурс на право проектирования здания Казанского вокзала. Сам вокзал появился в 1864 году и тогда еще назывался Рязанским. Первое здание было деревянным, а сам вокзал — тесным и неудобным. В 1893 году, когда открылась Московско-Казанская железная дорога, пассажиропоток значительно вырос и возникла потребность в строительстве нового здания. По условиям конкурса, архитектура здания должна олицетворять связь Европы и Азии. А потому доминанта вокзала по форме похожа сразу и на Боровицкую в московском Кремле, и на башню Сююмбике в Казани. Циферблат со знаками зодиака, в свою очередь, отсылает к часовой башне на площади Святого Марка в Венеции. Словом, вокзал объединил в себе элементы сразу и русского, и восточного, и европейского зодчества. Это мастерская работа — как с архитектурной, так и с технической стороны. Интересно, что, поскольку вокзал строился очень долго, в нем видна смена архитектурной стилистики — и исторической, и псевдоисторической, — рассказал MSK1. Источник: A. Когда появился вопрос о возведении путепровода, Алексей Викторович опасался, что это сооружение, задумывавшееся изначально в стиле модерн, испортит визуальный облик Казанского вокзала, над которым он так долго и упорно работал, и самой площади. И добился того, чтобы он мог лично заняться этим проектом. Щусев предлагал разные эскизы. Сначала путепровод планировалось строить в неорусском стиле и сделать похожим на Кремлевскую стену. Но предложенный вариант резко контрастировал бы со зданием Ленинградского вокзала.
Выставка состоит из тематических разделов: «Вы здесь», «Пресня индустриальная», «Пресня зеленая», «Пресня горящая и простреленная» и «Пресня нездешняя». Богатая история района показана сквозь призму повседневности и через личный опыт освоения места, поэтому Пресня на выставке проявляется в двух регистрах — реальном и воображаемом. Пушкина, Государственного музея архитектуры имени А. Щусева, Государственного центрального музея современной истории России, Государственного музея истории российской литературы имени В. Даля, Государственного биологического музея имени К.
Это музейное сотворчество, где свой вклад внес и Государственный исторический музей, и Третьяковская галерея, и Русский музей, и музей МХАТ, Новгородский заповедник и другие. Впереди череда лекций и больших просветительских проектов в рамках выставки. И я убеждена, что анфилада залов, которая откроется перед теми, кто совсем скоро станет гостями этой уникальной экспозиции, никого не оставит равнодушными. Директор Музея архитектуры им. Щусева и куратор выставки Наталья Шашкова: «Алексей Щусев — это замечательная фигура, в отношении которой никакой эпитет не кажется слишком значимым. О нем всегда хочется говорить в превосходной степени. Это мастер, творческий путь которого составил 55 лет, который захватил расцвет Российской империи, рубежа XIX-XX веков, Первую мировую войну, революционные потрясения и послереволюционный подъем, эксперименты, авангардные строительства новой страны мечты, Великую Отечественную Войну и период восстановления. На протяжении 55 лет в этом историческом контексте Алексей Щусев работал и создавал эталонные произведения. В самые тяжелые моменты для самых сложных проектов привлекали всегда именно его, потому что были уверены, что он прекрасно справится с художественным решением и реализацией проекта. В нем видели очень сильного человека, талантливого организатора.
Музей Москвы
Кстати, другой музей — архитектуры имени Алексея Щусева — не поддержал проект музея на Делегатской и не предоставил для выставки никаких экспонатов. Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева. Щусев руководил строительством научных институтов и зданий органов госбезопасности в Москве, Алма-Ате, Киеве. Новым директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина назначена Елизавета Лихачева — глава Музея архитектуры им. А. В. Щусева.