Евдокия Илиопольская — раннехристианская святая, почитаемая как преподобномученица. Память в православной церкви совершается 1 (14) марта, в католической церкви — 1 марта. Православная церковь 14 марта вспоминает преподобную мученицу Евдокию Илиопольскую. Святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила венец в Царствии Небесном. Преподобномученица Евдокия нашла свой путь к вере и Христу благодаря одному случаю, который перевернул всю ее жизнь и привнес в нее смысл.
Евдокия. Что можно и нельзя делать по народным приметам 14 марта
Общественная служба новостей узнала, что можно и чего нельзя делать в день Евдокии Свистуньи, Авдотьи Плющихи 14 марта 2023 года. Сегодня, 14 марта, христиане чтут память святой Евдокии Илипольской – ранней христианской мученицы. Мученица Мария до того, как прийти к Евдокии, была замужем.
3 марта на 106-м году жизни отошла ко Господу схимонахиня Евдокия (Микула)
Скончалась в заключении в Ташкенте. День памяти мученицы Евдокии отмечается в день казни ее соузников — касимовских священномучеников протоиереев Александра Туберовского, Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова, свящ. Николая Карасёва и др.
Hegumenia Sergiya, the abbess of the Seraphim-Diveyevo monastery prayed at the festive services in Suvorovo. Metropolitan Georgiy congratulated the congregation gathered inside the Dormition Church with the day of remembrance of the holy ascetics. In his sermon, His Eminence spoke about the fight between good and evil. He pointed out that the ascetics perished neither in the hands of a foreign aggressor nor non-Christians. They suffered in the hands of fellow Russian people; the adherents of the same faith who let the devil take rein of their hearts and the hell settle in their souls.
Да с этих слов тут же в келье и упала. Дуня же заплакала только. Трое суток Анна металась и кричала: "Предайте смерти! Вновь стала исправно петь и читать. Так подвизалась она у Евдокии целых восемнадцать лет. Анна Хозинская так же, как и оставившая эти воспоминания Поля, не была расстреляна и осталась жить в селе, свидетельствуя о подвигах Евдокии и неустанно молитвенно поминая Дуню и её келейник. Вела жизнь строгую, постническую, тайно заковала себя в вериги, стараясь исполнять все Дунины правила. К старости ослепла, болела и оттого страдала сильной полнотой вплоть до своей кончины в конце сороковых годов.
Правило Евдокии было таково. Молиться начинали в восемь часов вечера, и продолжалось служба до двенадцати часов ночи. Это было общее пение, и в это время ничего не читалось. Неопустительно ежедневно пели стихиры образу Владимирской Божией Матери. Кроме стихир - тропари и кондаки святым и Царице Небесной. По вторникам же справляли стихиры с акафистом Иверской Божией Матери. В этот день к Евдокии обычно приходило петь много народу. Утреннее правило начиналось уже с пяти часов утра, а иной раз по слабости и с шести.
Евдокия все это время молилась в тишине, и никого к себе не пускала.
После смерти родителей, Александра и Александры, она воспитывалась в семье дяди, церковного старосты, в которой много молились — не только в храме, но и дома. В детстве с паломниками часто ходила по святым местам. В 20 лет Дуня сильно заболела: ее парализовало, после чего она уже не вставала на ноги. Постель ее была устроена так: рунье да два голика, на голиках — две суконки, которые носят на ногах. Под голову вместо подушки было положено два худых зипуна. Одеждой блаженной служили тулуп и зипун, накинутый на плечи. Другим зипуном была накрыта голова, а при людях она закрывала им лицо. Когда тулуп истлел, Дунюшка его никому не отдала, а положила на постель. Ничего другого она не позволяла на себя надеть.
У нее всегда были одни и те же шерстяные четки. Вместе с послушницами-келейницами подвижница создала подобие иноческой общины. Молитвенное правило блаженной и ее послушниц отличалось продолжительностью. С восьми часов вечера до двенадцати ночи они пели стихиры, тропари и кондаки святым и Царице Небесной. По вторникам в это время справляли стихиры с акафистом Иверской иконе Божией Матери. Утром начинали молиться с пяти часов, а иной раз по телесной слабости — с шести, и правило продолжалось до полудня. Блаженная молилась в тишине, хожалки также молились про себя: читали Псалтирь, Евангелие, каноны, акафисты, клали поклоны. На утреннем правиле бывали перерывы минут по двадцать. Если в момент отдыха приходил кто-либо с великой скорбью, Дуня принимала, а во время молитвы уже никого не пускала. После правила ее обращали лицом к иконам, подкладывали под нее рунье, сажали и зажигали все лампады, которых было двенадцать.
Блаженная еще полчаса тихо молилась. Затем все пели «Верую…», «Достойно есть…», «Отче наш…», «Заступницу», «Яко необоримую стену…», «Богородице…», «Умилению», «Крест всей вселенной…» Среди этого пения выносили из чулана просфоры: Дуне давали раздробленную, а девушкам по целой. Блаженная просила вымыть ей руки, а перед тем, как принять просфору, плакала и говорила: «Перекрести руки». Она клала кусочки святыни в блюдечко с крещенской водой и повторяла: «Христос Воскресе! Потом вкушала просфору, запивая крещенской водой, и оставляла немного в блюдечке для келейницы, прочие же девушки стояли у порога и только после Дуни вкушали свои просфоры.
«Активная церковница» Евдокия Мартишкина
Милая Евдокия! В твои именины желаю тебе душевного комфорта и спокойствия при любых обстоятельствах. Желаю найти свой источник позитива и получать удовольствие от любой приятной мелочи в жизни. Пусть счастье поселится внутри и греет тебя саму и всех окружающих! Читать все поздравления 3 Что подарить на именины Набор подушек.
Дуня пролежала в осколках, в крови, до тех пор, пока сестры не закончили читать правило. Только после молитвы она позволила убрать стекло со своей постели.
Видя происходящую вокруг них духовную брань нечистой силы, Дуня постоянно ограждала все: и стены, и пищу, и воду — крестным знамением с молитвой: «Огради, Господи, силою Твоего Честнаго и Животворящего Креста». Евдокия Шейкова стала известна в округе даром целительной силы и провидения. Она знала, что примет мученическую кончину. Говорила, услышав погребальный колокольный звон от Успенской церкви: «Какие люди счастливые! Помрут — звонят, а меня как скотину в яму свалят». После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии в келью Евдокии ворвались солдаты.
Они избивали больную, кидали и топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь. Утром 18 августа к Евдокии разрешили прийти священнику Василию Радугину, который приобщил ее Святых Таин вместе с келейницами Дарией, Дарией и Марией, решившими разделить участь наставницы. Когда мучениц везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, их продолжали бить плетьми, и келейницы закрывали собой наставницу. Нашлись люди, пытавшиеся заступиться за страдалиц.
Крестьянка, церковная активистка. Арестована сотрудниками НКВД 6 ноября 1937 года в составе группы крестьян из 27 человек. Первоначально содержалась в тюрьме города Касимов Рязанской области, затем была этапирована в Рязанскую тюрьму. Проходила по групповому «Делу контрреволюционной повстанческой организации церковников.
Дунюшка с келейницами жили в неуютной и холодной избе, где зимой замерзала вода. Молились с 5 утра до полудня и творили келейное правило с 20 часов до полуночи. И ночью Дунюшка будила сестер на молитву, когда сгорали две двухкопеечные свечи, а потом — всего одна свеча. Ни в одном монастыре не было такого сурового молитвенного правила. В свободное от молитвы время келейницы выполняли непостижимые уму послушания, например, по многу раз носили воду из колодца и выливали ее. При этом к ним постоянно приходили посетители за советом или с просьбой о молитве и исцелении, не смущаясь внешним неустройством их жизни. Но были и такие, которые недолюбливали Дунюшку с сестрами. Однажды в первый день Пасхи им выбили стекла. Евдокия лежала на постели в крови, но не позволила девушкам убрать стекла, пока они не завершат молитвенное правило.
Евдокия была прозорлива и предвидела свою кончину, а ее келейницы добровольно пошли с ней на расстрел. Дуню обвинили в пособничестве дезертирам. Во время казни кто-то заступался за святых, а кто-то пытался поживиться их имуществом. Один пожилой житель Суворова вспоминал о том, как вместе с другими мальчишками залез на сарай и оттуда смотрел, как солдаты били Дунюшку с сестрами, а кто-то в блистающих одеждах их защищал. После этих событий в селе случились три страшных пожара. В августе 2000 года они были прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Когда 5 июля 2001 года были обретены и затем освидетельствованы мощи святых мучениц, ученые из Москвы подтвердили, что красноармейцы сильно избивали подвижниц, прежде чем расстрелять.
Задайте свой вопрос
- Народные приметы на 14 марта 2023 года: что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи - МК Улан-Удэ
- Сретенский Месяцеслов
- Церковь вспоминает преподобномученицу Евдокию
- День святой Евдокии: что нельзя делать 17 августа
Келья о двух окошках
- Святые мученицы и исповедницы Феодора, Евдокия, Мария и Иустина боровские
- Кто такая святая Евдокия
- Мученица Евдокия Шейкова
- Remembrance day of the martyrs of Puzo – Holy Trinity Saint Seraphim-Diveyevo Monastery
- Задайте свой вопрос
3 марта на 106-м году жизни отошла ко Господу схимонахиня Евдокия (Микула)
Суворовские мученицы блаженная Евдокия (Авдотья или Дуня) и три ее келейницы — Дарья Тимагина, Дарья Улыбина и Мария — до конца пронесли свой крест. Согласно церковным традициям на 14 марта выпадает праздник святой Евдокии, которая является мученицей. Православные отмечают сегодня День Святой преподобномученицы Евдокии. Православная церковь отметит день памяти святой Евдокии Илиопольской 14 марта. Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Все именины Евдокии по календарю | 13 февраля: Евдоксия Канопская, мученица 14 марта: Евдокия Илиопольская, преподобномученица, игумения 30 мая: Евдокия.
На 106-м году жизни скончалась старейшая насельница Введенского монастыря схимонахиня Евдокия
В монастыре матушка Евдокия проживала с 27 марта 1992 года. По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Амвросия Щурова 23 марта 2003 года архимандритом Амвросием Юрасовым был совершен постриг матушки Евдокии в великую схиму. Царство Небесное новопреставленной схимонахине Евдокии! Матушка Евдокия всегда останется в нашей памяти светлой, доброй, ласковой и мудрой сестрой.
Содержалась она сначала в тюрьме города Касимова, позднее переведена в Рязань. На допросе отвергла все предъявленные ей обвинения. Скончалась в заключении в Ташкенте. День памяти мученицы Евдокии отмечается в день казни ее соузников — касимовских священномучеников протоиереев Александра Туберовского, Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова, свящ.
Всякий кусок она крестила со словами «Христос Воскресе!
Мало кто понимал ее подвиг. Бывало, плачет, жалуется на хожалок, а ведь сама так велит поступать. Как-то Поле Дуняша сказала: «Если я тебя при людях буду ругать, ты не смущайся». Нотное и быстрое пение она не любила. Говорила: «Что в книгах есть, все читайте и пойте, разве Святые Отцы писали здесь, чтобы слова-то оставлять? Ни в чем блаженная не могла получить утешения, как только в продолжительном пении и чтении. Читала она хорошо, но писать не умела. Читала больше жития святых, книги брали в церкви, но были у нее и свои.
Очень почитала Дуня Иверскую икону Царицы Небесной и всем, кто будет приходить к ней на могилку, завещала петь три раза тропарь Иверской. Кончину свою она провидела и была готова к мученичеству. У Евдокии было пять послушниц. Три из них пострадали вместе с ней, четвертую, Наташу, за несколько дней до смерти она отослала домой — так сохранился свидетель высоты духовной жизни мученицы. Пятая келейница, Пелагея, Поля, во время ареста находилась рядом с Дуней и все видела, но по промыслу Божиему также осталась в живых ради свидетельства о жизни и страданиях подвижниц. Один из монахов Саровской Пустыни благословил ее идти в келейницы к блаженной, но неверующие родители девушки были против этого. Они сосватали Дарию замуж, но она убежала к Дуне. Ее нашли и, избив, увели домой.
Сосватали во второй раз, но она вновь ушла к подвижнице и прожила у нее 20 лет, которые были годами непрестанного молитвенного и постнического труда и послушания. Вторая мученица, Дария Улыбина, родилась также в конце 70-х годов XIX века, а у Дунюшки подвизалась с 1916 года; отличалась смирением и благочестием. Мученица Мария до того, как прийти к Евдокии, была замужем. После чудесного исцеления она дала обет странствовать по святым местам и, посетив Саров, попала к блаженной. Ради Бога она ушла от своего мужа, который долго ее искал, и никому ничего о себе не рассказывала потому и фамилия ее неизвестна. Во время ареста по ложному доносу об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии в келью блаженной Дунюшки ворвались солдаты. Они, не прерываясь, били подвижницу с шести до десяти вечера, таскали за волосы, потом били плетью.
В 2001 году мощи Нижегородских мучениц были открыты и ныне почивают в церкви Успения Богородицы села Суворова. Отличалась смирением и благочестием. С 1916 года как послушница подвизалась у подвижницы мученицы Евдокии Шейковой, жившей в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии ныне село Суворово Дивеевского района. Вместе с другими послушницами, мученицами Дарией Тимагиной и Марией, добровольно разделила участь своей наставницы Евдокии, приговоренной 18 августа 1919 года и расстрелянной в тот же день командованием карательного отряда по доносу об укрывательстве дезертира и агитации против Красной армии. Перед смертью приняла причастие вместе с другими мученицами от священника Успенской церкви села Пуза, отца Василия Радугина. Когда Дарии исполнилось 15 лет, она стала ходить к жившей в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии ныне село Суворово Дивеевского района мученице Евдокии Шейковой, прославившейся подвижнической жизнью и чудесами. Один из монахов Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни благословил Дарию идти в келейницы к Евдокии, но ее неверующие родители были против этого. Они просватали Дарию замуж, но она убежала к Евдокии.
Главные новости
- Жизнь до покаяния
- Старая версия епархиального сайта
- Житие и страдание святой преподобной мученицы Евдокии
- День святой Евдокии Илиопольской: что можно и нельзя делать, приметы
- Преподобномученица Евдокия | Правмир
Народные приметы на 14 марта 2023 года: что нельзя делать в день Евдокии Свистуньи
Православный календарь: день памяти мученицы Евдокии | Святая мученица Мария вместе с другими послушницами Дарией Улыбиной и Дарией Тимагиной, добровольно решила разделить участь блаженной Евдокии. |
«Активная церковница» Евдокия Мартишкина | Преподобномученицы Евдокия и Екатерина и мученица Милица 5 февраля 1938 года в числе 247 убиенных на Бутовском полигоне были расстреляны 3 женщины. |
ШЕЙКОВА ЕВДОКИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - Древо | Традиционно 14 марта верующие чтят память преподобной мученицы Евдокии Илиопольской. |
День памяти преподобной мученицы Евдокии | 1919), мученица Память 5 августа, 23 мая (обретение мощей в 2001 году), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. |
День памяти преподобной мученицы Евдокии | Тропарь мученицам Евдокии Шейковой, Дарии Улыбиной, Дарии Тимагиной и Марии Неизвестной. |
Евдокия. Что можно и нельзя делать по народным приметам 14 марта
Мученица Евдокия Александровна Шейкова родилась 11 февраля 1856 года в селе Пуза Ардатовского уезда Нижегородской губернии (ныне село Суворово Дивеевского района) в. Суворовские мученицы блаженная Евдокия (Авдотья или Дуня) и три ее келейницы — Дарья Тимагина, Дарья Улыбина и Мария — до конца пронесли свой крест. День памяти мученицы Евдокии отмечается в день казни ее соузников – касимовских священномучеников протоиереев Александра Туберовского, Анатолия Правдолюбова, Евгения. Преподобная мученица Евдокия со дня своего крещения прожила 56 лет и приняла мученическую кончину чрез усечение главы в первый день марта при правителе Викентии. Православная церковь отметит день памяти святой Евдокии Илиопольской 14 марта.
Святые мученицы Пузовские Евдокия Шейкова, Дария Тимолина, Дария Сиушинская и Мария
На удивление, таких людей оказалось немного, хотя это совсем близко от Сарова, и туда едут паломники издалека. А после встречи одна женщина в разговоре призналась, что была в суворовской церкви один раз, в юности, году примерно в 1980 — пришла туда с друзьями пешком из с. Елизарьева на дискотеку, которая проходила в поруганном храме. Увидев, что собравшиеся мало знают о святой Дунюшке, которую называли молитвенным столпом от земли до неба, и ее верных хожалках, Надежда Александровна подробно познакомила участников Клуба с житием этих святых. Не сохранилось их фотографий, если таковые и были, ни изображений их домика, но память о них сельчане бережно хранят в своих семейных преданиях. Юродивые пренебрегают комфортом и общественным мнением, отказываются от всех благ мира. Их подвиг обычным людям трудно понять. Дунюшка с келейницами жили в неуютной и холодной избе, где зимой замерзала вода.
Молились с 5 утра до полудня и творили келейное правило с 20 часов до полуночи. И ночью Дунюшка будила сестер на молитву, когда сгорали две двухкопеечные свечи, а потом — всего одна свеча. Ни в одном монастыре не было такого сурового молитвенного правила. В свободное от молитвы время келейницы выполняли непостижимые уму послушания, например, по многу раз носили воду из колодца и выливали ее. При этом к ним постоянно приходили посетители за советом или с просьбой о молитве и исцелении, не смущаясь внешним неустройством их жизни. Но были и такие, которые недолюбливали Дунюшку с сестрами. Однажды в первый день Пасхи им выбили стекла.
Евдокия лежала на постели в крови, но не позволила девушкам убрать стекла, пока они не завершат молитвенное правило.
Когда тот явился, епископ обратился к нему с такими словами: — Я знаю тебя, как благочестивого и богобоязненного мужа, имеющего попечение о многих душах. Поручаю тебе поэтому и сию рабу Божию, стремящуюся к лучшему, чтобы ты о ее спасении позаботился, а все, что она отдает, ты через руки нищих передашь Богу. Муж сей был саном пресвитер; с самой юности сохранял он чистое девство, все свое имение, оставшееся после родителей, отдал святой Божией церкви и себя самого посвятил на служение Господу. Взяв с собой Евдокию, он пошел к ней в дом и, когда они взошли туда, Евдокия призвала управляющих своим домом и сказала им: — Принесите мне каждый из вас все, что кому вверено. Они тотчас же принесли к ней золота две тьмы, то есть двадцать тысяч, посуды хорошей всякой бесчисленное множество, драгоценных каменьев и жемчуга царского без числа, сундуков с шелковыми одеждами двести семьдесят пять, одежд белых льняных четыреста десять сундуков, одежд, затканных золотом, шестьдесят сундуков, других одежд, украшенных дорогими камнями и золотым шитьем, сто пятьдесят два сундука, чеканного золота двадцать пять тем, то есть двести пятьдесят тысяч, благовонных ароматических веществ двадцать ящиков, настоящих индийских мастей тридцать три ковчега, серебра в различных сосудах восемь тысяч литр [6], шелковых, шитых золотом, тканей сто тридцать две литры, тканей просто шелковых семьдесят литр, других же одежд и вещей менее ценных было бесчисленное множество. Кроме этих движимых богатств у Евдокии были еще и недвижимые: земли, села, целые волости, с которых ежегодно собиралось до восьмисот двух тысяч [7].
Положивши все эти богатства пред ногами пресвитера, который был заведующим церковной странноприимницей, блаженная Евдокия призвала всех своих рабов и рабынь и раздала им взятые из сундука две тысячи монет, а также и сосуды, занавеси, ценные постели, позолоченную мебель, и все красивое в дому, что было вне сундуков, она подарила им и разделила. Наконец, произнесла последнее приветствие: — Я освобождаю вас, — сказала Евдокия, — от этой кратковременной работы, вы же, если хотите, поспешите еще освободиться от работы бесовской. Освободитесь же, если послушаете меня и приступите ко Христу, истинному Богу, и Он дарует вам вечную свободу, которую имеют сыны Божии, и запишет вас в Свои воинства. Потом, обратившись к пресвитеру, Евдокия сказала: — Теперь, господин мой, уже тебе следует заботиться о всем предложенном тебе и распорядиться, как ты хочешь, ибо я ищу ищущего меня Владыки. Пресвитер, удивляясь такой быстрой и неожиданной в ней перемене, раскаянию и столь великой любви к Богу, сказал ей: — Блаженна ты, Евдокия, что сделалась достойной быть записанной в число девиц чертога Христова: не безвестен тебе час пришествия Жениха, не находишься ты в неведении относительно того, каким путем следует войти во двор брачный. Воистину, ты тщательно озаботилась, чтоб не остаться вне чертога: ты наполнила светильник елеем, и не осилит тебя тьма. Преуспевай же в этой силе добродетельной, и Бог поможет тебе, а обо мне грешном молись, ибо ты достойна быть в лике святых.
В это время пришел и честный Герман, просвещенный благодатью Святого Духа, и, увидев, что Евдокия отдала Богу своему имение, освободила рабов и рабынь и стала нища и духовно и вещественно Христа ради, взял ее и повел в женский монастырь, который имел в своей стране недалеко от своего мужского монастыря, и там постриг ее в инокини; и она пребывала в трудах и подвигах иноческой жизни, день и ночь служа Богу. Блаженный Герман имел в своей киновии [8] братии семьдесят иноков, а в пустынном женском монастыре тридцать инокинь, в числе коих была и святая Евдокия. По прошествии тринадцати месяцев умерла игуменья этого монастыря, по имени Харитина, проводившая святую жизнь. Под ее руководством Евдокия значительно преуспела в подвигах, выучила наизусть псалтирь, и, просвещаемая Святым Духом, все священное Писание, прочитавши однажды со вниманием, хорошо уразумела. Так как она подвигом постничества превзошла всех сестер, то всеми единогласно была избрана в игуменьи. И Бог не замедлил засвидетельствовать ее достоинство и избрание ее утвердить чудом. Один юноша из прежде ее любивших, по имени Филострат, человек богатый, вспомнил прежнюю любовь к Евдокии и, разжигаясь, по бесовскому наущению, похотью, стал думать, как бы возвратить ее к прежнему любодеянию.
Долго размышляя об этом и день ото дня распаляясь большею любовью к ней, он, наконец, придумал такую хитрость. Одевшись в иноческое одеяние и взяв, сколько мог нести, золота, отправился пешком в монастырь Евдокии в твердой надежде исполнить свое намерение. Когда он постучался в ворота монастыря, привратница, выглянув в окошко, спросила: — Чего здесь ищешь, человек? Привратница сказала: — Мужчинам нельзя входить в это место, брат, но неподалеку отсюда ты найдешь монастырь господина Германа: там получишь молитву и благословение, а здесь не беспокой нас стуком: все равно — не войдешь. Сказавши это, девица затворила окно. Полный стыда и сожаления, горящий любовью к Евдокии, Филострат отправился в монастырь Германа и пришел туда в удобное время. Встретившись с блаженным Германом, сидящим у ворот монастыря и читающим книгу, он поклонился ему до земли.
Святой старец по монастырскому обычаю сотворил молитву, и Филострат принял у него благословение. Преподобный Герман сказал: — Сядь, брат, и скажи: из какой ты страны и из какого монастыря? Он ответил: — Я — единственный сын у родителей, недавно умерших; не пожелал я вступить в брак, но восхотел служить Богу в иноческом чине и тотчас надел знак иноческого образа — эти одежды — и намереваюсь найти место и наставника, который поучил бы меня монашеской жизни. Услыхав о твоей святости, честный отче, я долго шел сюда, желая припасть к стопам твоим и умолять принять меня, желающего покаяться в прежних грехах, в твой монастырь. Во время этой речи блаженный Герман пристально глядел на него и, замечая его сладострастный нрав, сказал: — К великому труду хочешь ты приступить, чадо; не знаю, будет ли это тебе по силам. Мы, старцы, и то едва можем противостоять диавольским искушениям, влекущим к нечистоте; что же будет с тобою, цветущим юношею, в годах жгучей пламенной страсти? Филострат возразил: — Отче!
Разве нет примеров добродетельной жизни подобных мне юношей, мужественно преодолевших искушения? Ваша Евдокия, о которой я так много слышал, потому что слава ее добродетельной жизни распространяется повсюду, разве она не молода и не жила в роскоши? А вняла она вашему наставлению и теперь постоянно и непоколебимо пребывает в иночестве, победив свою плоть. Не хочу скрывать, отче, я особенно ее примером и возбужден и желаю подражать ей. Вспоминаю я о ней, как она была прекрасна, как богата, в каких удовольствиях проводила время, а потом мгновенно изменилась и начала служить Христу путем тесным и прискорбным. Если она могла всем этим пренебречь и умертвить свои похоти ради любви ко Христу, то почему же, отче, ты не надеешься на меня, мужчину, более сильного, чем женщина? Если бы я однажды увидел ее, то, надеюсь, из ее беседы и наставления я почерпнул бы столько горячего усердия к Богу и силы на подвиг, что сего достаточно было бы мне на всю жизнь для победы и отражения всех диавольских искушений.
Раб Божий Герман, слыша такие речи, принял ложь за истину и, думая, что он истинно хочет работать Богу, сказал ему: — Не будем тебе препятствовать, чадо, видеть Евдокию и слышать от нее полезное наставление, так как ты по ее примеру хочешь идти путем добродетели. После этого игумен Герман призвал почтенного старца монаха, который носил в женский монастырь фимиам и часто посылался туда для исправления необходимых дел. Ему Герман сказал: — Когда пойдешь в женский монастырь, возьми с собою этого брата: пусть увидит Евдокию, потому что хочет получить от нее душевную пользу и подражать ее богоугодной жизни. Спустя некоторое время тому монаху нужно было идти в женский монастырь, и он, по приказанию игумена, взял с собою юного брата. Филострат, одетый в иноческую одежду, как волк в овечьей шкуре, вошел в женский монастырь и, увидев невесту Христову, святую Евдокию, изумился ее смиренному виду, нищете и изнуренному телу. Ее лицо было бледно, очи опущены вниз, на устах — молчание, одежды — худы, постель — на земле рогожа, а на ней колючая власяница. Найдя удобное время, он тихим голосом другие инокини стояли вдали начал говорить ей: — Что это значит, Евдокия?
Кто тебя, жившую в палатах, подобных дворцу, изобиловавшую богатством и всякою роскошью, пребывавшую постоянно в веселии и радости, обольстил и привел в эти жалкие места? Кто лишил тебя великого города, где ты ходила украшенная прекраснейшими одеждами и все почитали тебя, удивлялись твоей красоте и прославляли тебя всякими похвалами? Какой обольститель от такого блаженства привел тебя в крайнюю нищету и убожество, в эту бедную и гнусную жизнь? И теперь весь Илиополь ищет тебя, все желают тебя видеть, самые стены твоих прекрасных палат плачут о тебе. Я высказываю народное желание, я от имени всех послан к тебе умолять тебя возвратиться в город и своим приходом прекратить народную скорбь. Послушай меня, госпожа, последуй за мною, уйди из этого жалкого монастыря, уйди от голода, смрадных одежд, от жесткой власяничной постели и возвратись опять в твои палаты, к прежним увеселениям, к прежним удовольствиям, бывшим у тебя в изобилии. Если ты и расточила свое богатство, напрасно раздав его чужим людям, — то все готовы вновь обогатить тебя.
Зачем медлишь и колеблешься? Зачем, когда все тебя любят и желают тебе добра, ты сама делаешься себе врагом и мучителем? Не напрасно ли, не стыдно ли такую красоту лица скрывать в этой тьме иночества? Не напрасно ли такие очи, подобно солнечным лучам, испортить ненужным плачем и слезами? Какая польза изнурять голодом и жаждой и другими страданиями это прекрасное юное тело? Где теперь твои благовония, которыми ты наполняла воздух в городе и всем казалась богиней? Кто увлек тебя в это заблуждение?
Какая ложная надежда отвлекает тебя от таких великих богатств, которые могли еще увеличиться? Кто из богачей отвергает свое богатство или понапрасну раздает его, как сделала ты? Но мы знаем, где находятся отверженные тобою богатства и легко можем возвратить их тебе — вернись только в город наш, госпожа Евдокия!
Молитва — излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом...
Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом», — писал святитель Игнатий Брянчанинов О молитве. И Дунюшка отдавала основную часть своего времени молитве. Молились они с 5 утра до 12 дня, было по 20 минут отдыха. Пели тропари и кондаки Царице Небесной и святым, читали Псалтирь, Евангелие, каноны, акафисты.
Клали поклоны. Вечером молились с 8 до 12 ночи. Домик у них был старенький о двух окошках, третье — боковое, где она и лежала. Печка того и гляди развалится.
Зимой было очень холодно. Хожалки — так звали тех, кто за ней ухаживал — настолько уставали, что падали и спали на полу, невзирая на мороз. Вспоминая страдания Спасителя за нас, грешных, Дунюшка взяла на себя тяжелый крест постоянных страданий, который несла всю свою жизнь. В бане она не мылась, бельё не меняла, пока не истлеет на ней рубашка.
За её жизнь на ней истлело три одежды. Те куски хлеба, которые она клала себе на постель, высыхали и впивались в тело. Вшей и тараканов было море. И Дунюшка с келейницами добровольно умерщвляли плоть свою ради вечного Небесного Царствия.
Омывали её хожалки иногда по частям холодной водой. Вскоре отец Анатолий благословил ухаживать за Дуней Дарью Тимагину. Пела она хорошо, Псалтирь наизусть знала. Но родители ее были неверующие и вскоре просватали Дарью.
Подобно тому, как Феодосии Печерский, презрев временные греховные наслаждения, убегал от матери к Антонию, чтобы проводить чистую равноангельскую жизнь, так и Дарья убежала к Дунюшке. Родители нашли её, за волосы вытащили из кельи и, подобно тому же Феодосию Печерскому, сильно били. Но «Кто отлучит нас от любви Божией? Так и Дарью ничего не могло остановить.
Два раза её сватали, и два раза она убегала: «И враги человеку — домашние его» Мф. Непонятна, странна и враждебна неверующим людям христианская подвижническая жизнь. Хотя никто не видит от учеников Христовых никакого зла, но: «Как вы не от мира, но я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир» Ин. Людям, утопающим в грехах, у которых «бог века сего сатана ослепил умы», ненавистно чье бы то ни было чистое житие, потому что оно само по себе уже обличает их грехи.
Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» 2Тим. Но Господь никогда не оставляет любящих Его. Наконец, родители Дарьи успокоились, и она потом уже 20 лет не выходила из Дунюшкиной кельи. Сам Господь дал нам это величайшее таинство, когда на литургии просфора и вино преосуществляются в Тело и Кровь Христовы: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную... Дунюшка по болезни не могла ходить в церковь, поэтому священник причащал их на дому. Когда они молились — никого не пускали. По-разному относились к Дунюшке в селе.
Многие ее любили, ходили к ней за советом, помогали, вместе молились. Но были и такие, кто ее ненавидел. Один раз в первый день Пасхи выбили им окна. Удивительное терпение показывала Дуня!
Лежала она в стеклах и крови, пока не окончили правило. Только тогда позволила убрать. Еще в древние времена слабую девушку Иустину не мог победить могучий маг, которому повиновались действием нечистых духов и сами силы природы, потому, что сила её была в крестном знамении. Так и Дуня всё ограждала крестным знамением: и стены, и углы, и пищу, и воду с молитвой: «Огради, Господи, силою Твоего Честнаго и Животворящаго Креста!
Воистину, велика сила Крестного знамения, которое бесов опаляет и не дает приближаться им к человеку, если человек с верою и благоговением наносит его! Ведь оно есть прообраз Креста, на котором Не Сделавший Греха пострадал за нас, грешных. Крест наносится ровно на лоб, живот, правое плечо, левое плечо.
Отец положил письмо на тело умершего сына, он ожил. После этого случая вся семья приняла крещение. Святую за время распространения православия многие правители пытались казнить. Один из них Диоген приказал привести монахиню и военный начальник Диодор стал истязать ее. Но получил известие, что жена Фермина при смерти, поэтому обратился к игуменье, чтобы помогла. Евдокия стала молиться за здравие женщины. Убедившись в силе Господа, Диодор приняли христианство.
Новый наместник Диоген стал также преследовать святую. Он приказал схватить ее и доставить к нему. Затем обвинил в колдовстве, мучил голодом и пытал. В это время его поразила молния. Стражник, стоявший рядом, стал молить о воскрешении своего хозяина. Благодаря Господу Диоген ожил и принял православную веру.
День святой Евдокии Илиопольской: что можно и нельзя делать, приметы
Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и там обезглавили. Так святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила себе тройной венец в Царстве Небесном. Тропарь: Правостию умною, душу твою привязавши в любовь Христову, тленных и красных и временных забытием претекла еси, яко Слова ученица, пощением страсти первее умертвивши, страдальчески второе врага посрамила еси. Тем Христос сугубых венца сподоби тя, преподобная мученице Евдокие: да избавимся недуг душевных, и чудес благодать почерпнем. Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Поручаю тебе поэтому и сию рабу Божию, стремящуюся к лучшему, чтобы ты о ее спасении позаботился, а все, что она отдает, ты через руки нищих передашь Богу. Муж сей был саном пресвитер; с самой юности сохранял он чистое девство, все свое имение, оставшееся после родителей, отдал святой Божией церкви и себя самого посвятил на служение Господу. Взяв с собой Евдокию, он пошел к ней в дом и, когда они взошли туда, Евдокия призвала управляющих своим домом и сказала им: — Принесите мне каждый из вас все, что кому вверено. Они тотчас же принесли к ней золота две тьмы, то есть двадцать тысяч, посуды хорошей всякой бесчисленное множество, драгоценных каменьев и жемчуга царского без числа, сундуков с шелковыми одеждами двести семьдесят пять, одежд белых льняных четыреста десять сундуков, одежд, затканных золотом, шестьдесят сундуков, других одежд, украшенных дорогими камнями и золотым шитьем, сто пятьдесят два сундука, чеканного золота двадцать пять тем, то есть двести пятьдесят тысяч, благовонных ароматических веществ двадцать ящиков, настоящих индийских мастей тридцать три ковчега, серебра в различных сосудах восемь тысяч литр [6], шелковых, шитых золотом, тканей сто тридцать две литры, тканей просто шелковых семьдесят литр, других же одежд и вещей менее ценных было бесчисленное множество. Кроме этих движимых богатств у Евдокии были еще и недвижимые: земли, села, целые волости, с которых ежегодно собиралось до восьмисот двух тысяч [7]. Положивши все эти богатства пред ногами пресвитера, который был заведующим церковной странноприимницей, блаженная Евдокия призвала всех своих рабов и рабынь и раздала им взятые из сундука две тысячи монет, а также и сосуды, занавеси, ценные постели, позолоченную мебель, и все красивое в дому, что было вне сундуков, она подарила им и разделила. Наконец, произнесла последнее приветствие: — Я освобождаю вас, — сказала Евдокия, — от этой кратковременной работы, вы же, если хотите, поспешите еще освободиться от работы бесовской.
Освободитесь же, если послушаете меня и приступите ко Христу, истинному Богу, и Он дарует вам вечную свободу, которую имеют сыны Божии, и запишет вас в Свои воинства. Потом, обратившись к пресвитеру, Евдокия сказала: — Теперь, господин мой, уже тебе следует заботиться о всем предложенном тебе и распорядиться, как ты хочешь, ибо я ищу ищущего меня Владыки. Пресвитер, удивляясь такой быстрой и неожиданной в ней перемене, раскаянию и столь великой любви к Богу, сказал ей: — Блаженна ты, Евдокия, что сделалась достойной быть записанной в число девиц чертога Христова: не безвестен тебе час пришествия Жениха, не находишься ты в неведении относительно того, каким путем следует войти во двор брачный. Воистину, ты тщательно озаботилась, чтоб не остаться вне чертога: ты наполнила светильник елеем, и не осилит тебя тьма. Преуспевай же в этой силе добродетельной, и Бог поможет тебе, а обо мне грешном молись, ибо ты достойна быть в лике святых. В это время пришел и честный Герман, просвещенный благодатью Святого Духа, и, увидев, что Евдокия отдала Богу своему имение, освободила рабов и рабынь и стала нища и духовно и вещественно Христа ради, взял ее и повел в женский монастырь, который имел в своей стране недалеко от своего мужского монастыря, и там постриг ее в инокини; и она пребывала в трудах и подвигах иноческой жизни, день и ночь служа Богу. Блаженный Герман имел в своей киновии [8] братии семьдесят иноков, а в пустынном женском монастыре тридцать инокинь, в числе коих была и святая Евдокия. По прошествии тринадцати месяцев умерла игуменья этого монастыря, по имени Харитина, проводившая святую жизнь. Под ее руководством Евдокия значительно преуспела в подвигах, выучила наизусть псалтирь, и, просвещаемая Святым Духом, все священное Писание, прочитавши однажды со вниманием, хорошо уразумела. Так как она подвигом постничества превзошла всех сестер, то всеми единогласно была избрана в игуменьи.
И Бог не замедлил засвидетельствовать ее достоинство и избрание ее утвердить чудом. Один юноша из прежде ее любивших, по имени Филострат, человек богатый, вспомнил прежнюю любовь к Евдокии и, разжигаясь, по бесовскому наущению, похотью, стал думать, как бы возвратить ее к прежнему любодеянию. Долго размышляя об этом и день ото дня распаляясь большею любовью к ней, он, наконец, придумал такую хитрость. Одевшись в иноческое одеяние и взяв, сколько мог нести, золота, отправился пешком в монастырь Евдокии в твердой надежде исполнить свое намерение. Когда он постучался в ворота монастыря, привратница, выглянув в окошко, спросила: — Чего здесь ищешь, человек? Привратница сказала: — Мужчинам нельзя входить в это место, брат, но неподалеку отсюда ты найдешь монастырь господина Германа: там получишь молитву и благословение, а здесь не беспокой нас стуком: все равно — не войдешь. Сказавши это, девица затворила окно. Полный стыда и сожаления, горящий любовью к Евдокии, Филострат отправился в монастырь Германа и пришел туда в удобное время. Встретившись с блаженным Германом, сидящим у ворот монастыря и читающим книгу, он поклонился ему до земли. Святой старец по монастырскому обычаю сотворил молитву, и Филострат принял у него благословение.
Преподобный Герман сказал: — Сядь, брат, и скажи: из какой ты страны и из какого монастыря? Он ответил: — Я — единственный сын у родителей, недавно умерших; не пожелал я вступить в брак, но восхотел служить Богу в иноческом чине и тотчас надел знак иноческого образа — эти одежды — и намереваюсь найти место и наставника, который поучил бы меня монашеской жизни. Услыхав о твоей святости, честный отче, я долго шел сюда, желая припасть к стопам твоим и умолять принять меня, желающего покаяться в прежних грехах, в твой монастырь. Во время этой речи блаженный Герман пристально глядел на него и, замечая его сладострастный нрав, сказал: — К великому труду хочешь ты приступить, чадо; не знаю, будет ли это тебе по силам. Мы, старцы, и то едва можем противостоять диавольским искушениям, влекущим к нечистоте; что же будет с тобою, цветущим юношею, в годах жгучей пламенной страсти? Филострат возразил: — Отче! Разве нет примеров добродетельной жизни подобных мне юношей, мужественно преодолевших искушения? Ваша Евдокия, о которой я так много слышал, потому что слава ее добродетельной жизни распространяется повсюду, разве она не молода и не жила в роскоши? А вняла она вашему наставлению и теперь постоянно и непоколебимо пребывает в иночестве, победив свою плоть. Не хочу скрывать, отче, я особенно ее примером и возбужден и желаю подражать ей.
Вспоминаю я о ней, как она была прекрасна, как богата, в каких удовольствиях проводила время, а потом мгновенно изменилась и начала служить Христу путем тесным и прискорбным. Если она могла всем этим пренебречь и умертвить свои похоти ради любви ко Христу, то почему же, отче, ты не надеешься на меня, мужчину, более сильного, чем женщина? Если бы я однажды увидел ее, то, надеюсь, из ее беседы и наставления я почерпнул бы столько горячего усердия к Богу и силы на подвиг, что сего достаточно было бы мне на всю жизнь для победы и отражения всех диавольских искушений. Раб Божий Герман, слыша такие речи, принял ложь за истину и, думая, что он истинно хочет работать Богу, сказал ему: — Не будем тебе препятствовать, чадо, видеть Евдокию и слышать от нее полезное наставление, так как ты по ее примеру хочешь идти путем добродетели. После этого игумен Герман призвал почтенного старца монаха, который носил в женский монастырь фимиам и часто посылался туда для исправления необходимых дел. Ему Герман сказал: — Когда пойдешь в женский монастырь, возьми с собою этого брата: пусть увидит Евдокию, потому что хочет получить от нее душевную пользу и подражать ее богоугодной жизни. Спустя некоторое время тому монаху нужно было идти в женский монастырь, и он, по приказанию игумена, взял с собою юного брата. Филострат, одетый в иноческую одежду, как волк в овечьей шкуре, вошел в женский монастырь и, увидев невесту Христову, святую Евдокию, изумился ее смиренному виду, нищете и изнуренному телу. Ее лицо было бледно, очи опущены вниз, на устах — молчание, одежды — худы, постель — на земле рогожа, а на ней колючая власяница. Найдя удобное время, он тихим голосом другие инокини стояли вдали начал говорить ей: — Что это значит, Евдокия?
Кто тебя, жившую в палатах, подобных дворцу, изобиловавшую богатством и всякою роскошью, пребывавшую постоянно в веселии и радости, обольстил и привел в эти жалкие места? Кто лишил тебя великого города, где ты ходила украшенная прекраснейшими одеждами и все почитали тебя, удивлялись твоей красоте и прославляли тебя всякими похвалами? Какой обольститель от такого блаженства привел тебя в крайнюю нищету и убожество, в эту бедную и гнусную жизнь? И теперь весь Илиополь ищет тебя, все желают тебя видеть, самые стены твоих прекрасных палат плачут о тебе. Я высказываю народное желание, я от имени всех послан к тебе умолять тебя возвратиться в город и своим приходом прекратить народную скорбь. Послушай меня, госпожа, последуй за мною, уйди из этого жалкого монастыря, уйди от голода, смрадных одежд, от жесткой власяничной постели и возвратись опять в твои палаты, к прежним увеселениям, к прежним удовольствиям, бывшим у тебя в изобилии. Если ты и расточила свое богатство, напрасно раздав его чужим людям, — то все готовы вновь обогатить тебя. Зачем медлишь и колеблешься? Зачем, когда все тебя любят и желают тебе добра, ты сама делаешься себе врагом и мучителем? Не напрасно ли, не стыдно ли такую красоту лица скрывать в этой тьме иночества?
Не напрасно ли такие очи, подобно солнечным лучам, испортить ненужным плачем и слезами? Какая польза изнурять голодом и жаждой и другими страданиями это прекрасное юное тело? Где теперь твои благовония, которыми ты наполняла воздух в городе и всем казалась богиней? Кто увлек тебя в это заблуждение? Какая ложная надежда отвлекает тебя от таких великих богатств, которые могли еще увеличиться? Кто из богачей отвергает свое богатство или понапрасну раздает его, как сделала ты? Но мы знаем, где находятся отверженные тобою богатства и легко можем возвратить их тебе — вернись только в город наш, госпожа Евдокия! Я принес достаточно золота на дорогу, а остальное, растраченное тобой, вернем, придя в Илиополь.
На плите они написали: «Лета 7184 погребены на сем месте сентября в 11 день боярина князя Петра Семеновича Урусова жена его княгиня Евдокия Прокопьевна, да ноября во 2 день боярина Глебова жена Ивановича Морозова боярыня Феодосья Прокопьевна, а в иноках инока схимница Феодора, а дочери обе окольничего Прокофья Федоровича Соковнина. А сию цку положили на сестрах своих родных боярин Федор Прокофьевич да окольничей Алексей Прокофьевич Соковнины». Боровск, памятная часовня, подклет Тропарь, кондак и канон святым мученицам боровским В начале XX века святым мученицам и исповедницам боровским была составлена служба; ее автор — предстоятель Боровской общины древлеправославных христиан иерей Иоиль Ульянов, несколько десятилетий там служивший. Здесь приведем Тропарь и Кондак этой службы. Тропарь, глас 1: Агницы словесныя, Агньцу и Пастырю приведостеся учнием, ко Христу течение скончавше, и веру соблюдше. Тем же днесь радостною душею, совершаем досточуднии святую вашу память, Христа величающе. Тропарь другой, глас 5. Многоскорбную пучину мученических подвиг добре преплывше, достигосте в Небесное Царствие, исповедницы Божественные: Феодоро, Иустино, Евдокие и Марие, молитеся о нас Господеви, да не будем потоплени душетленными волнами грехов и беззаконий, но да сподобимся жизни вечныя со святыми. Кондак, глас 4. Страстотерпиц Христовых память празднуем, и верою просяще помощи, избавитися всем от всякия скорби, зовуще, Бог наш с нами, Иже сих Прославивыи, якоже изволи. Иконы Почитание святых мучениц боровских началось сразу после их кончины. Иконография исповедниц отражает «включенность» подвига «новых исповедниц» в единое целое Предания Церкви, в единство с древнейшими христианскими свидетелями Истины. Святые изображаются и на досках, и на миниатюрах, как в «соборе» четырех боровских мучениц, по типу древних псковских икон, так и возглавляемые священномучеником Аввакумом — в определенной степени «воспитателем» и вдохновителем святых жен на подвиг исповедания веры. Боровские мученицы Ф. Морозова, княгиня Е. Урусова и М. Миниатюра конца XIX в. Святой священномученик и исповедник Аввакум и Боровские соузницы: свв. Современная икона Нередко встречаются одиночные изображения мученицы Феодоры, с русским трисоставным Крестом в одной руке, тогда как другая рука с открытой ладонью — в жесте моления «оранты»; этот жест часто называют «жестом принятия Благодати». Святая преподобномученица Феодора. Современная икона Святая преподобномученица и исповедница Феодора. Фреска в Ильинском приделе Никольского храма Москва. Иконописец Б. Кисельников Часовня в честь святых мучениц и исповедниц боровских Православные христиане издавна хотели увековечить память святых жен-исповедниц, однако возможность этого появилась только в наше время. В конце XX века начали появляться проекты памятной часовни на месте предполагаемой кончины боровских исповедниц. В начале 2000-х годов предпочтение было отдано проекту архитектора А. Долнакова 1950-2015 и выделено место на боровском Городище. Часовня в г. Боровске строилась в 2003-2005 гг. В нижнем уровне установлена та самая надгробная плита, изготовленная братьями Соковниными. Часовня во имя святых Феодоры боярыни Морозовой Евдокии Урусовой и иже с ними за древлее благочестие пострадавших в г. Боровске Боярыня Феодосия Морозова в искусстве В.
Видя происходящую вокруг них духовную брань нечистой силы, Дуня постоянно ограждала все: и стены, и пищу, и воду — крестным знамением с молитвой: «Огради, Господи, силою Твоего Честнаго и Животворящего Креста». Евдокия Шейкова стала известна в округе даром целительной силы и провидения. Она знала, что примет мученическую кончину. Говорила, услышав погребальный колокольный звон от Успенской церкви: «Какие люди счастливые! Помрут — звонят, а меня как скотину в яму свалят». После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии в келью Евдокии ворвались солдаты. Они избивали больную, кидали и топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь. Утром 18 августа к Евдокии разрешили прийти священнику Василию Радугину, который приобщил ее Святых Таин вместе с келейницами Дарией, Дарией и Марией, решившими разделить участь наставницы. Когда мучениц везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, их продолжали бить плетьми, и келейницы закрывали собой наставницу. Нашлись люди, пытавшиеся заступиться за страдалиц. Стали избивать и их. На что Евдокия сказала: «Смотри, как с них грехи сыплются.