Конституция Израиля — формально не принятый основополагающий закон государства Израиль. Конституция Израиля находится в процессе создания путём принятия Основных. Это особенно стало очевидным в 1950 году, когда правящая партия Израиля была непреклонной, и разрабатывала Конституцию без участия оппозиционных религиозных партий.
История вопроса
- Конституция Израиля
- Израиль: последние новости
- One moment, please...
- Конституция для Израиля: активисты нашли выход из кризиса вокруг реформы :
- Израиль живет без Конституции. Как так вышло?
Гнев, боль и разочарование: попытка провести судебную реформу расколола Израиль
The Anatomy of Human Rights in Israel. Constitutional Rhetoric and State Practice. Moon R. Navot S. Plesner Y. Rakover N. Рецензия Кротов А.
Зеэв Ханин Чуть ли не с момента создания Израиля вопрос Конституции — один из ключевых факторов политической, юридической, академической и аппаратной жизни в стране.
В современном Израиле Конституции нет, но ее функцию выполняет свод основных законов. Всего их 14.
Сообщается, что уже произведено несколько арестов протестующих. Президент страны Исаак Херцог, проведший всю минувшую ночь в переговорах с представителями правящей коалиции и оппозиции, заявил, что Израиль находится в режиме чрезвычайной ситуации. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху буквально накануне перенес операцию на сердце, но все же прибыл в здание Кнессета, по некоторым данным, — с кардиостимулятором.
Цель предлагаемой судебной реформы — ограничить полномочия Верховного суда, который в Израиле в виду отсутствия Конституции выполняет функции сдерживания исполнительной и законодательной власти. Предлагаемые поправки подразумевали, что любое вето Верховного суда может быть преодолено простым парламентским большинством в 61 голос.
В Израиле есть некие правила игры разделения властей. И то, что сегодня делает правящая коалиция, — это попытка изменить эти правила игры и «отжать» у судебной системы возможность контролировать действия исполнительной и немножко законодательной властей на основании «принципа разумности». Но глобально есть общее понимание, что одна из ветвей власти пытается забрать себе куда больше полномочий, чем она имела, и, с моей точки зрения, куда больше полномочий, чем стоит, чтобы у нее было». Утвержденный властями законопроект лишает Верховный суд справедливости Израиля права отклонять решения правительства на основании так называемого принципа разумности.
Четкого определения «разумности» в законодательстве нет, но если широкими мазками, то суд должен был блокировать шаги, сделанные в политических целях и противоречащие интересам общества. Сторонники реформы утверждают, что норма делала Израиль чуть ли не судебной диктатурой — никем не избранные судьи решали все за всех. Оппоненты парировали, что в отсутствие конституции, которой в Израиле до сих пор нет, подобные сдержки и противовесы препятствовали бесконтрольному изменению любых законов в период одного созыва парламента. Мол, взял Кнессет — делай что хочешь. Мнение президента Института восточного партнерства, политолога Авраама Шмулевича: Авраам Шмулевич президент Института восточного партнерства, политолог «Я прекрасно отношусь [к судебной реформе], я считаю, что в Израиле будет устанавливаться демократия.
Конституция Израиля
Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац приветствовал решение США заблокировать резолюцию, передает РИА «Новости». Конституция Израиля находится в процессе создания путем принятия Основных законов Израиля. В современном Израиле Конституции нет, но ее функцию выполняет свод основных законов. Под «конституцией» может подразумеваться свод законов, определяющих порядок управления государством. В Израиле по всей стране с утра 18 июля проходят крупные протесты против судебной реформы, сообщает The Times of Israel.
Правительство Израиля дало старт юридической реформе
Конституция Израиля | Конституция даст еврейскому государству законы, которые невозможно будет обойти при помощи всевозможных «комбин». |
Конституция израиля (Маркс Тартаковский 2) / Проза.ру | Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сообщил, что правительство приступает к шагам по реализации юридической реформы. |
Израильская НПО предложила ввести в стране конституцию | ИА Красная Весна | Законопроект обязывает правительство Исламской Республики принять меры по "уничтожению" Израиля до 2041 года. |
Правительство Израиля дало старт юридической реформе - МК | при непременном согласии на это Президента Израиля. |
Президент Израиля призвал остановить реформу, вызвавшую массовые протесты
В информации, в частности, обмечается, что израильский департамент военно-политического назначения дал согласие на активацию «параграфа №40» Конституции. Статья 4 Право претендовать на должность Каждый подданный Израиля, который проживает в Израиле, имеет право выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Государства. К 75-летию Израиля мы должны остановить разрушительный процесс, который происходит в эти дни, и рассматривать кризис как возможность собраться вместе и написать нашу конституцию. Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац приветствовал решение США заблокировать резолюцию, передает РИА «Новости».
Основные законы Израиля - Basic Laws of Israel
РИА Новости, 1920. Глава «Еш Атид» Яир Лапид хотел был, чтобы новая конституция Израиля была написана совместно представителями обеих сторон. Это особенно стало очевидным в 1950 году, когда правящая партия Израиля была непреклонной, и разрабатывала Конституцию без участия оппозиционных религиозных партий. конституция Израиля, Основные законы, Верховный суд Израиля, пороки качества конституции, секуляризация общества. Царь Израиля является гарантом Конституции, законности и гражданского мира в Израиле.
Трижды проголосовавшая по Конституции израильтянка остается в розыске
Их идеи — юридическое «оскопление» БАГАЦ Верховного Суда , нацеленное на то, чтобы он не мог противостоять Кнессету; фактически отмена судейского усмотрения по иронии, одним из главных специалистов в этой сфере считается израильский юрист Аарон Барак ; снижение роли юридического советника правительства Израиля это одна из ключевых должностей, так как юрсоветник должен обеспечивать соблюдение закона и верховенство права в деятельности исполнительной власти, он представляет собой ещё один элемент системы сдержек и противовесов — пусть и слабой, но той, какая есть. Все эти меры направлены на устранение ограничений Кнессета и правительства, которое формируется на основе парламентских выборов. Самое интересное, что за правящую коалицию проголосовало гораздо больше израильтян, чем сейчас митингуют против судебной реформы. То есть номинально это попытка меньшинства навязать свою волю большинству. А еще забавнее то, что протесты в Израиле длятся уже более полугода — и правящая коалиция практически не реагирует на них. С одной стороны, тысячи людей еженедельно выходят на улицы и требуют «демократию», с другой — правительство занимается своими делами. Например, создает Национальную гвардию для разгона демонстраций. Премьер-министр Нетаньяху и правящая коалиция крепко связаны друг с другом. Если она распадётся, то «Биби» прозвище Б.
Нетаньяху — ред. Ибо в основе протестов — не только недовольство судебной реформой, но и неудовлетворённость личностями вроде Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира во власти. Впрочем, те, кто за них голосовали, не желают видеть у руля Яира Лапида, Бени Ганца и прочих «леваков». Кризис потому и кризис, что простых и очевидных решений нет. Ярким примером стала неоднозначная реакция общественности на министерское назначение крайне правового политика Итамара Бен Гвира. На Ваш взгляд, в чем причина раскола в израильском обществе и столь масштабных протестов в стране? Проблема в том, что в Израиле — настоящий, полномасштабный и всесторонний системный кризис. Он выражается в отсутствии политических деятелей, которые объединили бы общество; в неспособности сторон вести конструктивный диалог; в усугубляющихся социальных разрывах; в экономических трудностях, законодательной путанице, проникновении во власть людей с общеизвестным криминальным прошлым в том числе, обманувших суд, как Арье Дери и т.
За 75 лет своего существования Израиль реально не решил ни одну проблему — будь то «палестинский вопрос», создание израильской нации, нейтрализация иранской ядерной угрозы или что-то другое. Новые проблемы, как известно, наслаиваются на старые. Некоторые моменты, наоборот, усугубились — в частности, обострилась проблема Иерусалима и резко ухудшились отношения с Тегераном.
Глава МИД Ирана Хоссейн Амирабдоллахиан назвал сбитые над страной дроны игрушками, но при этом отметил, что Иран все еще расследует, какая именно страна их направила. Израильская атака, проведенная минувшей ночью по территории Ирана, имела целью систему противовоздушной обороны ПВО , которая обеспечивает защиту иранского ядерного объекта в Натанзе в провинции Исфахан.
Палата представителей США утвердила включение в повестку дня голосование по законопроектам о помощи Украине и другим союзникам. Атака на Иран в ночь на пятницу была организована Израилем и согласована со всеми региональными партнерами страны, в том числе и с США, сообщает немецкая газета Bild со ссылкой на источники. Об этом 19 апреля заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
В параграфе "Характер государства" будут содержаться определения гимна и флага, государственного языка и государственной структуры. В Конституцию Израиля войдет параграф "Законодательство", который ограничит полномочия Верховного суда и даст возможность Кнессету преодолевать запреты на введение новых законов. Последний пункт Конституции определит полномочия местных властей.
В нем записано, сколько мест должно быть в Кнессете, какова продолжительность срока полномочий Кнессета, есть ли у президента права вето на законы и т. Если это то, что подразумевалось под словом "конституция", то не было необходимости выделять средства на ее создание. К лету 1949 года Кнессет уже принимал законы, определяющие этот тип правления. Под «конституцией» может также подразумеваться церемониальная декларация ценностей, не имеющая обязательного юридического статуса, как, например, декларация равенства и братства во французской конституции.
Или же она может включать утверждение определенных прав, таких как свобода слова и собраний. Бен-Гурион отвергает такого рода декларации как не имеющие отношения к израильской действительности. Декларации ценностей бесполезны, если их нельзя обеспечить. Кроме того, Декларация независимости Израиля уже описывает ценности нашего общества. Утверждение прав необходимо только тогда, когда есть основания полагать, что эти права не обеспечены. Но в Израиле «разрешено делать все, если это не запрещено. А если запрещено, то запрещено». Нет необходимости объявлять вещи неотъемлемыми правами. На практическом уровне вовлечение в эти философские вопросы только отвлекало бы от насущных проблем. Кнессет и так был перегружен работой по созданию и поддержанию нового государства.
Или, говоря словами Бен-Гуриона, «это государство теперь требует законов [галаха], а не предания [агада], в котором нет необходимости». Наконец, «конституция» может означать свод законов, которые имеют приоритет над другими. Это законы, для принятия и изменения которых требуется значительное большинство. Суды, как уже говорилось выше, могут использовать эти законы для отмены законов второго уровня, которые им противоречат. Бен-Гурион отвергает этот вид «конституции» по нескольким причинам. Во-первых, он не понимает, зачем парламентскому меньшинству голосовать за закон, который ограничит его собственную власть, если в будущем оно станет большинством. Почему противники Бен-Гуриона в Кнессете вообще должны принимать такие законы? Во-вторых, Бен-Гурион не понимает, почему его поколение должно связывать руки будущим израильским законодателям. Возможно, его поколение имеет уникальные моральные права как основатели государства. Но это не дает ему права навязывать свою точку зрения будущим поколениям.
Прагматические аргументы Бен-Гуриона имели смысл в свое время. Зарождающееся государство Израиль не могло позволить себе философствовать.
Ольмерт пообещал Израилю конституцию
Эти аргументы справедливы для государства, существование которого извне мотивируется угрозами со стороны врагов. В этом случае предприятие оправдано априори, и главный вопрос заключается в том, как управлять государством наиболее эффективно. Декларация независимости отражает такое положение вещей. Большая часть ее текста оправдывает существование Израиля с внешней точки зрения. Мы заслужили государство, потому что были изгнаны с этой земли, из-за Декларации Бальфура и из-за Холокоста. В декларации есть несколько фраз о свободе, справедливости, мире и равенстве.
Но эти краткие высказывания вряд ли можно считать видением нации в ее государстве. Если мы считаем, что государство Израиль оправдано по причинам, отличным от Холокоста, то мы должны четко обозначить эти причины. Если мы считаем, что у нашей нации есть цель более амбициозная, чем борьба с постоянными экзистенциальными угрозами, то мы должны определить эту цель как наш ориентир и взять на себя обязательство следовать ей. В этом и заключается функция того, что Бен-Гурион называет агадой. Это история, которую мы рассказываем себе о том, кто мы такие и в чем смысл существования этой страны.
Без этой истории наши горы галахи теряют смысл. Тогда мы оказываемся во власти внешних сил, в том числе наших врагов, которые оправдывают наше существование и диктуют цели нашего национального стремления. Ценности, лежащие в основе нашей национальной истории, становятся конституционными законами. Бен-Гурион задал хороший вопрос. Зачем оппозиции соглашаться на закон, который ограничит ее власть, когда она станет большинством?
Возможно, она согласится на закон, нарушение которого лишит нас возможности признать себя одним и тем же государством или народом. Конституционные законы — это договор, который мы заключаем друг с другом о том, в какой стране мы обязуемся жить, несмотря ни на что. Эти законы закрепляют эти ценности и защищают их от воли преходящего народного большинства. Правительства того или иного типа приходят и уходят, но все они привержены общему видению. Сегодня политические блоки в Израиле стоят друг за друга горой.
Каждая сторона стремится отстаивать «демократию», работая при этом с совершенно разными определениями этого термина. Ясно одно. Это государство не может существовать, если огромная часть населения чувствует, что живет под принуждением правительственного института, который стремится их достать. Неважно, является ли этот институт Верховным судом или Кнессетом. Чтобы выжить, нам необходимо уравновешивать волю большинства с ценностями и видением нации на более высоком уровне.
Нельзя сказать, что ситуация идеальна, но Израиль стал жизнеспособной, безопасной и экономически стабильной страной. Летательный аппарат, вопреки всему, вырвался из носового пикирования и достиг относительно стабильной крейсерской высоты. Но это означает, что мы вынуждены ответить на вопрос, которого Бен-Гурион и его поколение избегали.
Куда мы идем? Бен-Гурион утверждает, что агада не имеет значения перед лицом галахи и что декларации ценностей носят поверхностный характер. Эти аргументы справедливы для государства, существование которого извне мотивируется угрозами со стороны врагов.
В этом случае предприятие оправдано априори, и главный вопрос заключается в том, как управлять государством наиболее эффективно. Декларация независимости отражает такое положение вещей. Большая часть ее текста оправдывает существование Израиля с внешней точки зрения.
Мы заслужили государство, потому что были изгнаны с этой земли, из-за Декларации Бальфура и из-за Холокоста. В декларации есть несколько фраз о свободе, справедливости, мире и равенстве. Но эти краткие высказывания вряд ли можно считать видением нации в ее государстве.
Если мы считаем, что государство Израиль оправдано по причинам, отличным от Холокоста, то мы должны четко обозначить эти причины. Если мы считаем, что у нашей нации есть цель более амбициозная, чем борьба с постоянными экзистенциальными угрозами, то мы должны определить эту цель как наш ориентир и взять на себя обязательство следовать ей. В этом и заключается функция того, что Бен-Гурион называет агадой.
Это история, которую мы рассказываем себе о том, кто мы такие и в чем смысл существования этой страны. Без этой истории наши горы галахи теряют смысл. Тогда мы оказываемся во власти внешних сил, в том числе наших врагов, которые оправдывают наше существование и диктуют цели нашего национального стремления.
Ценности, лежащие в основе нашей национальной истории, становятся конституционными законами. Бен-Гурион задал хороший вопрос. Зачем оппозиции соглашаться на закон, который ограничит ее власть, когда она станет большинством?
Возможно, она согласится на закон, нарушение которого лишит нас возможности признать себя одним и тем же государством или народом. Конституционные законы — это договор, который мы заключаем друг с другом о том, в какой стране мы обязуемся жить, несмотря ни на что. Эти законы закрепляют эти ценности и защищают их от воли преходящего народного большинства.
Правительства того или иного типа приходят и уходят, но все они привержены общему видению. Сегодня политические блоки в Израиле стоят друг за друга горой.
Несмотря на то, что «конституция» не упоминается в законах Кнессета, верховные судьи в какой-то момент начали ссылаться на неё. Они стали часто использовать термины «конституционный» и «неконституционный» в постановлениях Верховного суда, как будто в Израиле уже принята конституция. Этот подход судей постепенно просачивался в умы адвокатов, юристов и студентов юридических факультетов, а некоторые юристы даже предостерегали депутатов Кнессета о том, что тот или иной их законопроект неконституционен. Однако Даниэль Фридман напоминает, что не существует никакого официального документа Кнессета или Учредительного собрания, учреждающего Конституцию для Израиля [4]. Необходимость конституции[ править править код ] Согласно плану , принятому резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 29 ноября 1947 года, учредительным собраниям двух государств, еврейского и арабского, предлагалось выработать демократические конституции.
В соответствии с этим планом Декларация независимости Израиля наметила порядок принятия конституции. После провозглашения государства Израиль семь арабских государств объявили войну и атаковали новое еврейское государство с целью его уничтожения. В свете сложившихся обстоятельств некоторые участники первых дебатов в Кнессете полагали, что планы ООН были в корне изменены и утратили свою моральную и юридическую силу. Депутат Кнессета Зерах Вархафтиг сказал, что никакого дара от ООН получено не было, что и за суверенитет и за государство вынуждены были бороться, поэтому «обязанность признать решение ООН со всеми его статьями и условиями отпала» [5]. Депутат Давид Бар-Рав-Хай был убеждён, что не ООН, а граждане государства имеют право решать, как и когда следует принять конституцию государства [6]. Независимо от сказанного в резолюции ООН большинство депутатов Кнессета в той или иной мере поддержали идею принятия в будущем конституции государства. Об этом свидетельствуют результаты голосования по предложению Харари.
Тем не менее, между депутатами Кнессета существуют значительные разногласия в вопросах судебного контроля, верховенства конституции над обычными законами [7] и отношения конституции к Торе [8]. Некоторые аргументы противников и сторонников конституции представлены на сайте Кнессета [9]. Ниже приводятся мнения видных политических деятелей и юристов о проблемах конституции в Израиле. Давид Бен-Гурион , поддержавший идею принятия конституции в период провозглашения государства, изменил своё мнение в 1950 году. Выступая в Кнессете, он сказал, что все опасности, беспокоящие сторонников конституции, «реальны в государстве, имеющем конституцию, в такой же степени, как в государстве, конституцией не обладающем» [10]. Судья Моше Ландау назвал тоску по конституции уходом от действительности и обосновал своё мнение тем, что «с помощью конституции не дано достичь того, что недостижимо согласно соотношению существующих политических сил» [11]. Министр и депутат Кнессета от партии ШАС Ицхак Хаим Перец высказал мнение, которое в течение тысячелетий было также мнением большинства евреев: «У народа Израиля есть конституция, которой уже 4000 лет.
Такой конституцией является Тора» [12]. Профессор Рут Габизон отметила, что выражение «конституционная революция» констатирует нечто, вроде бы уже свершившееся, и затушевывает необходимость обсуждать глубокие конституционные проблемы. При таком подходе писаная конституция может стать причиной разногласий и раздоров [13]. Согласно мнению Габизон «Жёсткая конституция нежелательна, если она принята без широкого согласия в обществе и в обход надлежащей и всесторонней подготовки. От принятой таким образом конституции больше вреда, чем пользы» [14]. Судья Меир Шамгар предупредил, что задержка в принятии конституции компрометирует государство и «Израиль остался единственным государством, у которого нет конституции» [15].
Это правило, в определенной мере, основывается на решении английского суда в XIX веке, согласно которому передача территории в Индии из под власти английской короны под власть иностранного государства была объявлена не действительной без утверждения законодательного органа. Тем не менее, возникает вопрос, насколько решение английского суда в отношении Индии применимо к ситуации в Израиле. Английский суд постановил, что передача колониальной территории может производиться только по решению Парламента. Отсюда не следует, что передача территории собственно Англии иностранному государству также может происходить по решению Парламента. Уникальность Ордонанса о территории судопроизводства и полномочий заключается и в том, что согласно ему распространение суверенитета производится не законодателем Кнессетом , а административным актом министра обороны. Поскольку здесь говорится только о суверенитете государства Израиль на территории Эрец-Исраэль в отличие от других территорий, то единственная возможность объяснить этот подход заключается в том, что израильский законодатель считал, что его суверенное право распространяется на всю территорию Эрец-Исраэль. Осуществление этого права оказалось временно не возможным из-за арабской оккупации. Но эта невозможность виделась как чисто техническая помеха, и поэтому полномочия по формальному распространению суверенитета были переданы министру обороны. В 1967 году, через несколько дней после окончания Шестидневной войны, Кнессет принял поправку к Ордонансу об устройстве власти и судопроизводства 5708 1948 г. Ордонанс полностью нивелировал какое бы то ни было различие в подходах к территории государства Израиль согласно решению ГА ООН от 1947 года и к территориям, которые были присоединены позже. Вместе с этим, Кнессет оставил в силе принцип распространения суверенитета административным актом. Тем самым Кнессет, фактически, провозгласил суверенитет над территорией Эрец-Исраэль, оставив правительству формальное провозглашение его, как вопрос чисто технический. Используя пункт 11б, правительство приняло 28 июня 1967 года указ, определяющий границы Иерусалима и фактически провозглашающий аннексию восточного Иерусалима. БАГАЦ видел в этом указе однозначный суверенный акт по распространению действия израильского законодательства судья Агранат , позже президент Верховного Суда и считал, что отныне «объединённый Иерусалим является неотъемлемой частью Израиля» судья Леви. Основной закон «Иерусалим — Столица Израиля», принятый в 1980 году, по существу декларативный и не внес существенных изменений в юридический статус города. Как писал профессор Блюм, бывший представитель Израиля в ООН, Кнессет не принял закон об аннексии Восточного Иерусалима, исходя из концепции, которой придерживалось государство Израиль со дня образования. Согласно этой концепции Израиль не аннексирует территории, которые были частью подмандатной Эрец-Исраэль. Государство Израиль не считало себя оккупирующей страной, поскольку никогда не признавало притязаний арабских стран на захваченные ими территории. Международное сообщество также не признавало притязаний арабских стран на территории Эрец-Исраэль. Так, аннексию Иорданией Западного Берега реки Иордан в 1950 году признали только две страны — Пакистан и Великобритания. Сектор Газа, начиная с 1948 и до его освобождения в 1967 году с коротким перерывом в 1956 году во время Синайской компании , управлялся египетской военной администрацией и никогда не был аннексирован Египтом. Представитель Украины в Совете безопасности, Тарасенко заявил в 1948 году: «…ни одно из государств, чьи вооруженные силы вошли в Палестину, не может утверждать, что Палестина составляет часть его территории». Оккупация — это захват территории у законного владельца суверена. Поэтому утверждающие, что статус Израиля в Иудее, Самарии и Секторе Газа — это статус оккупирующий державы, утверждают тем самым, что их захват Иорданией и Египтом был законным, а последующий их захват Израилем в результате освободительной войны 1967 года таковым не был. При этом не только не принимается во внимание международное признание в мандате Лиги Наций право Израиля на подмантную Эрец-Исраэль, но и то, что войска Иордании и Египта вошли в Эрец-Исраэль в 1948 году в нарушение Устава ООН, запрещающего использование силы в международных отношениях за исключением случаев коллективной безопасности и самообороны. Общепринятый принцип юриспруденции гласит, что противозаконное деяние не в состоянии породить законное право. Поэтому практически все специалисты по международному праву согласны с тем, что права Иордании и Египта на захваченных ими территориях — это, самое большее, права оккупанта. Соглашение о прекращении огня, подписанное по окончании Войны за Независимость определило временные границы между Израилем и его арабскими соседями. В этих соглашениях нет какого бы то ни было признания права какой-либо из сторон на захваченную другой стороной территорию. Все эти соглашения содержат пункт, согласно которому «никакая договорённость из договорённостей настоящего договора …не определит не при каких обстоятельствах права, требования и позиции ни одной из сторон в окончательном урегулировании…». Более того, эти соглашения прекратили своё существование в результате существенного их нарушения арабскими странами в ходе арабской агрессии в 1967 году. Соглашения, подписанные в Осло правительством Израиля с ООП, впервые предоставили палестинским представителям определенные права самоуправления. Орган палестинского самоуправления не получил статуса независимого государства и не получил такого признания от международного сообщества. Граница палестинской автономии контролируются Израилем. Вместе с тем отношение к Палестинской Администрации было и остается как к правительству государства в процессе становления. Но позднее, своей поддержкой террора, ООП и палестинские власти неоднократно и существенно нарушили соглашения подписанные в Осло и Израиль имеет по международному праву, полное право их отменить. Израильское правительство пока не воспользовалось этим правом. Вопрос о применении слова «аннексия» выходит за рамки семантики. Он непосредственно связан с вопросом о применении международных конвенций по военному праву в Иудее, Самарии и Секторе Газа. Этот вопрос имеет особую значимость в отношении Гаагской конвекции 1907 г. Эти конвенции применимы только в случае оккупации, то есть только в случае захвата территории законного суверена. В случае израильского военного присутствия в Иудее, Самарии и Секторе Газа это не так, и поэтому израильское правительство считало, что эти конвенции не имеют здесь юридической силы. При этом правительство заявило, что фактически оно будет действовать в соответствии с гуманитарными положениями упомянутых конвенций. БАГАЦ, рассматривал иски арабских жителей Иудеи, Самарии и Газы исходя из этого заявления правительства и проверял соответствие решений военных властей положениям гуманитарных положений этих конвенций. Голландские высоты не были частью территории Эрец-Исраэль, обозначенной в Мандате Лиги Наций, и поэтому они не могли бы быть присоединены к Израилю посредством Ордонанса об устройстве власти и закона 1948 года. Они были аннексированы специальным законом, который Кнессет принял в 1981 году. Согласно ему «закон, судопроизводство и администрация государства будут в силе на территории Голландских высот». Арабские страны и международные организации, осуждая принятие Закона о Голландских Высотах, однозначно видели в этом факт аннексии. Согласно принципам международного права, отвергается односторонняя аннексия захваченной территории. Вместе с тем, согласно классическому правилу международного права, формальное провозглашение аннексии территории, следующее за её захватом, является актом, передающим эту территорию под власть аннексирующего государства. Кроме того, по мнению ряда специалистов по международному праву Лаутерпакт, Швебел и другие , запрет на односторонние территориальные изменения распространяется только на случаи, когда такие изменения следуют из незаконного использования силы. Израиль захватил Голландские Высоты в результате оборонительной войны, разрешённой уставом ООН, и поэтому он имеет право их аннексировать. Невозможно в настоящей статье охватить все аспекты израильского права. Целью настоящей статьи было обозначить основные его особенности и дать возможность читателям сборника лучше разобраться в терминах и реалиях, которыми оперируют израильские суды. Истинное изучение израильского права, как и любого другого прецендентного права, возможно только чтением прецендентов. Издательство «Гешарим» предполагает издание нескольких сборников переводов прецендентных решений Верховного Суда Израиля. Настоящий сборник, является первым в серии и посвящен прецендентам обсуждающим вопрос «кого считать евреем? Государство Израиль определенно в Декларации Независимости как «еврейское государство в Эрец-Исраэль». Вместе с тем вопрос, что понимать под определением «еврейский» оказался не очевидным.
Конституция для Израиля: активисты нашли выход из кризиса вокруг реформы
Moon R. Navot S. Plesner Y. Rakover N. Рецензия Кротов А. Конституция Израиля: путь длиною в 70 лет. Российское право онлайн.
Парламент Израиля 20 февраля уже одобрил законопроект в первом чтении. Против реформы выступила оппозиция. К слову, накануне против нового закона выступил и министр обороны Йоав Галант. После этого его освободили от должности , а в Тель-Авиве и еще нескольких городах вновь вспыхнули беспорядки. На практике ее функции исполняет свод основных законов, регламентирующих основные вопросы государственного устройства, прав и свобод граждан. Государство Израиль - парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность.
Коалиция Нетаньяху считает, что эт о открыва ет большой простор для произвола суда. Оппозиция же считает, что в условиях отсутствия конституции в Израиле есть только Основные законы, которые не могут полностью её заменить и другого несовершенства израильского законодательства, инструмент принципа разумности судьям Верховного суда необходим, так как это один из важнейших факторов для сдерживания парламента и правительства в принятии волюнтаристских решений, которые в том числе сдерживают установление диктатуры. В частности, Нетаньяху. При этом прин цип разум ности применяется нечасто — его использовали всего 22 раза за последние 28 лет. Например, суд отменял закон о дополнительном налоге для собственников трёх и более объектов недвижимости в Израиле, разбирался в особенностях мужских причёсок в армии, отменял правила противопожарной безопасности, регулировал женские баскетбольные трансляции и субсидирование частных обезьяньих ферм. Что на кону Оппозиция подала в Верховный Суд апелляцию против этого закона. Слушание по апелляции пройдет 12 сентября. Впервые за всю судебную историю Израиля, судейский состав будет включать всех без исключения 15 судей Верховного суда. В случае отмены закона противостояние правительства и Верховного суда достигнет критической, тупиковой точки и спровоцирует острый политический кризис во власти. А на улицы страны выйдут еще больше протестующих, как тех, кто против реформы, так и тех, кто за неё. Прогнозы Эксперты «Дубравский консалтинг» и «Anna Magin Public Relations» считают, что нынешнюю ситуацию вокруг судебной реформы можно назвать кризисной и объясняют, почему это обсуждение вызывает такой резонанс в Израиле.
Возможно, его поколение имеет уникальные моральные права как основатели государства. Но это не дает ему права навязывать свою точку зрения будущим поколениям. Прагматические аргументы Бен-Гуриона имели смысл в свое время. Зарождающееся государство Израиль не могло позволить себе философствовать. Ему предстояло вести экзистенциальные войны, абсорбировать огромные волны иммигрантов и кормить людей. Страна, народ которой выстраивается в очереди за продовольственными пайками и живет под постоянным страхом вторжения, не имеет права мечтать о своем будущем. Но это не значит, что эти мечты, в свое время и в своем месте, менее важны, чем хлеб и безопасность. Времена изменились. Государство Израиль похоже на громоздкий летательный аппарат, построенный из древних деталей во время их падения со скалы. Его выживание — это чудо. Современные израильтяне обязаны поблагодарить Бен-Гуриона и его поколение за мужество и решимость. Наше маленькое государство процветает. Нельзя сказать, что ситуация идеальна, но Израиль стал жизнеспособной, безопасной и экономически стабильной страной. Летательный аппарат, вопреки всему, вырвался из носового пикирования и достиг относительно стабильной крейсерской высоты. Но это означает, что мы вынуждены ответить на вопрос, которого Бен-Гурион и его поколение избегали. Куда мы идем? Бен-Гурион утверждает, что агада не имеет значения перед лицом галахи и что декларации ценностей носят поверхностный характер. Эти аргументы справедливы для государства, существование которого извне мотивируется угрозами со стороны врагов. В этом случае предприятие оправдано априори, и главный вопрос заключается в том, как управлять государством наиболее эффективно. Декларация независимости отражает такое положение вещей. Большая часть ее текста оправдывает существование Израиля с внешней точки зрения. Мы заслужили государство, потому что были изгнаны с этой земли, из-за Декларации Бальфура и из-за Холокоста. В декларации есть несколько фраз о свободе, справедливости, мире и равенстве. Но эти краткие высказывания вряд ли можно считать видением нации в ее государстве. Если мы считаем, что государство Израиль оправдано по причинам, отличным от Холокоста, то мы должны четко обозначить эти причины. Если мы считаем, что у нашей нации есть цель более амбициозная, чем борьба с постоянными экзистенциальными угрозами, то мы должны определить эту цель как наш ориентир и взять на себя обязательство следовать ей.
Please wait while your request is being verified...
Ибо в основе протестов — не только недовольство судебной реформой, но и неудовлетворённость личностями вроде Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира во власти. Впрочем, те, кто за них голосовали, не желают видеть у руля Яира Лапида, Бени Ганца и прочих «леваков». Кризис потому и кризис, что простых и очевидных решений нет. Ярким примером стала неоднозначная реакция общественности на министерское назначение крайне правового политика Итамара Бен Гвира. На Ваш взгляд, в чем причина раскола в израильском обществе и столь масштабных протестов в стране? Проблема в том, что в Израиле — настоящий, полномасштабный и всесторонний системный кризис. Он выражается в отсутствии политических деятелей, которые объединили бы общество; в неспособности сторон вести конструктивный диалог; в усугубляющихся социальных разрывах; в экономических трудностях, законодательной путанице, проникновении во власть людей с общеизвестным криминальным прошлым в том числе, обманувших суд, как Арье Дери и т. За 75 лет своего существования Израиль реально не решил ни одну проблему — будь то «палестинский вопрос», создание израильской нации, нейтрализация иранской ядерной угрозы или что-то другое. Новые проблемы, как известно, наслаиваются на старые. Некоторые моменты, наоборот, усугубились — в частности, обострилась проблема Иерусалима и резко ухудшились отношения с Тегераном. Нормализация отношений с ОАЭ никогда не воевавших с Израилем не мешает шейхам всячески «помогать» еврейским «друзьям» на международной арене в том числе, инициировать заседания Совета безопасности ООН из-за их провокационного поведения.
Февральский инцидент на церемонии открытия саммита Африканского союза, думаю, тоже все помнят израильскую делегацию оттуда выгнали, хотя Израиль имеет статус наблюдателя. А про еженедельные порой и ежедневные теракты, совершаемые в Израиле или на палестинских территориях против израильтян, и говорить не стоит. Все эти и многие другие эпизоды говорят об одном и том же: проблемы надо решать, а не заталкивать их под ковер, параллельно рассказывая про демократию, благополучие и безопасность. Таковы итоги Шестидневной войны, ситуация не меняется с 1967 года. Нормально ли то, что учащаются нападения на христиан и христианские объекты со стороны евреев, причем виновные, как правило, не несут должного наказания либо вовсе остаются безнаказанными? Нормально ли то, что восточная часть города — это фактически арабское гетто, отделенное от Западного Иерусалима заборами с КПП, и «скорая помощь» туда быстрее приедет из палестинской Рамаллы? А сколько раз Израиль придумывал для себя «хороших арабов»? Сначала это были «служилые» бедуины, но потом они успешно криминализировали Негев и живут там согласно своим правилам, устраивают перестрелки среди белого дня, торгуют наркотиками, нарушают ПДД. Потом были «хорошие» израильские арабы, которые продемонстрировали свою лояльность еврейскому государству во время операции «Страж стен» 2021 год — да так, что с тех пор израильские власти осознают перспективу масштабных внутренних беспорядков при любом удобном случае.
Кроме того, в Торе и это очень важно есть механизмы, позволяющие создавать «текущее законодательство» , которое, с одной стороны - обеспечивает возможность разрешать «проблемы каждого поколения» , с другой - соответствует и духу и букве Торы.
Однако, современный Израиль - не еврейское государство. Хотя и большинство населения в нем - евреи, и многое в жизни общества вполне соответствует еврейскому духу. Государственные законы в Израиле принимает Кнессет парламент. В его составе - евреи и арабы, и лишь четверть евреев - депутатов Кнессета признает Тору высшим «правовым» документом.
Более того, кабмин будет вправе менять и даже отменять судебные решения большинством голосов то есть даже если суд посчитает закон неконституционным, Кнессет сможет его принять. Также изменится состав комитета, назначающего судей. На сегодняшний день в нем состоит девять человек: пятеро из которых — юристы и судьи, а остальные — члены кабмина и министры.
Согласно реформе, состав комиссии будет увеличен до 11 человек, восемь из которых будут представлять интересы Кнессета, а остальные — судебную власть. В израильских министерствах есть так называемые юридические советники. После проведения реформы их замечания не будут иметь обязательную силу, а главы ведомств смогут лично назначать или снимать их с этой должности. На грани гражданского конфликта Реформа вызвала резкое недовольство у оппозиции, которая посчитала, что новелла нарушает основополагающие принципы демократии в стране. С момента анонса законопроекта и по сей день в Израиле проходят массовые акции протеста против реформы и политики нового правительства Нетаньяху. Первые митинги состоялись 14 января. На главной площади Тель-Авива, по оценкам организаторов, собрались более 100 тыс.
Мы не сдадимся, пока не победим», — написал он в Twitter. Предложенная реформа спровоцировала глубокий раскол в израильском обществе. В СМИ это назвали политически беспрецедентным шагом.
И одно из таких государств-исключений — Великобритания, заведомо являющаяся одной из старейших демократий. Ее пример лишний раз подчеркивает, что наличие конституции не является обязательным условием для функционирования демократического строя. Конституция и религия Некоторые критики считают, что принятию конституции в Израиле противятся религиозные круги, поскольку считают конституцией Тору. Это, однако, неверно, поскольку есть религиозные круги, которые выступают, наоборот, за принятие конституции. Поэтому решение данного вопроса не является борьбой религиозных и светских сил, а суть спор как внутри самих религиозных, так и внутри нерелигиозных кругов.
Проблема принятия конституции большинством или консенсусом В мире существуют две схемы принятия конституции: большинством или консенсусом. По французской модели конституция принимается большинством голосов парламентариев. Американская модель говорит, что конституция принимается консенсусом, то есть для внесения каких бы то ни было поправок в конституцию требуется поддержка двух третей голосов членов Конгресса, двух третей членов Сената, а также ратификация двумя третями штатов. В такой ситуации принятие конституции и внесение в нее любых изменений должно опираться на устойчивый консенсус, то есть на поддержку не менее двух третей населения страны. Отметим, что за последние 200 лет Франция сменила 5 конституций, а Соединенные Штаты не меняли конституцию. Таким образом, американская конституционная модель гораздо более устойчива, чем континентальная.
Демократия в Израиле, проблемы и раскол общества, новая политика в регионе — интервью
Ультраправые выступают против Израиля как страны для всех евреев. В Израиле находится самая большая в истории делегация послов ООН. последние известия. В информации, в частности, обмечается, что израильский департамент военно-политического назначения дал согласие на активацию «параграфа №40» Конституции.