Уже более 30 лет собор входит список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри собора Василия Блаженного: что скрывает самый яркий храм столицы. Храм Василия Блаженного, пожалуй, самый знаменитый собор России и визитная карточка страны. Пожалуй, внутри собор не менее удивителен! Храм Василия Блаженного находится прямо в начале экскурсионного маршрута по Собору Василия Блаженного, поэтому и мы начнем с него.
Храм Василия Блаженного открылся для посещения после режима КТО
Практическая информация для посещения собора Василия Блаженного: как доехать, режим работы и стоимость билетов. Так что, стоя рядом с церковью Василия Блаженного, можно понять, где была стена древнего храма. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Москва. Красная площадь. Собор Василия блаженного внутри. Покровского собора, он же Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, но самое распространенное его название - Храм Василия Блаженного. Покровского собора, он же Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, но самое распространенное его название - Храм Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного: цена билета и режим работы в 2024 году
Фото собор василия блаженного внутри - 88 фото | Собор Василия Блаженного по праву можно назвать одним из самых узнаваемых и главных символов Москвы. |
Храм Василия Блаженного снова открыт для посещения - Азбука новостей | Собор Василия Блаженного или Покрова Пресвятой Богородицы на Рву на самом деле объединяет в себе 11. |
Посещение Храма Василия Блаженного: vsevolodya — LiveJournal | Внутри Собора Василия Блаженного можно делать фото при отключенной вспышке. |
Храм Василия Блаженного: цена билета и режим работы в 2024 году | В храме Василия Блаженного разместили тактильные модели храма, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям ознакомиться с архитектурными особенностями здания. |
Секреты храма Василия Блаженного
Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место! Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм.
Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало. Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году.
Но виднейшие архитекторы и историки вступились за его сохранность, и было решено превратить храм в историко-архитектурный музей. Так в советское время дверь украшала цитата Карла Маркса: «Упразднение религии как призрачного счастья народа есть необходимое условие подлинного его счастья». Из-за этого сняли красочный слой, обнажив кирпичную кладку и белокаменные элементы декора. При этом многие старинные росписи были утрачены.
Покровский собор в 1920—1930-е годы» пройдет в Историческом музее с 28 июля 2021 года по 24 января 2022 года.
Информационные указатели установили и внутри музея-собора. Храм также признан одним из семи чудес России наравне с Петергофом в Санкт-Петербурге и Мамаевым курганом в Волгограде. Ежегодно его посещают сотни тысяч москвичей и туристов. Это навигационные стелы, таблички и указатели, с помощью которых посетители музея смогут лучше сориентироваться при осмотре всемирно известной достопримечательности. Вся информация представлена на трех языках — русском, английском и китайском», — рассказали в пресс-службе Государственного исторического музея.
В январе-апреле 2024 г. Мы предложили детям представить себя поэтом, писателем или художником и отобразить в работах, как выглядели собор и Красная площадь во времена великого поэта более двухсот лет назад.
Что мы знаем и чего не знаем о соборе Василия Блаженного
храм, увенчанный шатром. Храм Василия Блаженного, пожалуй, самый знаменитый собор России и визитная карточка страны. Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, в центре Москвы. В храме Василия Блаженного завершается монтаж иконостаса одной из церквей после реставрации.
Чердаки и подвалы собора Василия Блаженного.
Новой системой навигации ранее были оборудованы еще два объекта музейного комплекса — главное здание Исторического музея и Музей Отечественной войны 1812 года. Следующим этапом станет создание системы навигации для недавно открывшегося после реставрации филиала «Палаты Бояр Романовых». Информационные стелы и указатели в музее установят до конца года. Также вскоре посетителям Исторического музея станет доступно мобильное приложение с навигацией по музейному комплексу, где можно найти описание более пяти тысяч экспонатов.
Информационные указатели установили и внутри музея-собора. Храм также признан одним из семи чудес России наравне с Петергофом в Санкт-Петербурге и Мамаевым курганом в Волгограде. Ежегодно его посещают сотни тысяч москвичей и туристов.
Это навигационные стелы, таблички и указатели, с помощью которых посетители музея смогут лучше сориентироваться при осмотре всемирно известной достопримечательности. Вся информация представлена на трех языках — русском, английском и китайском», — рассказали в пресс-службе Государственного исторического музея.
А как же остальные? Храм Василия Блаженного возведен в честь юродивого, чьи мощи там находятся. Церковь Святой Троицы построена на месте старой деревянной Троицкой церкви.
Варлаам Хутынский, которому также посвящен один из приделов, считался покровителем царской династии. Церковь Николая Чудотворца построена в честь этого святого, а храм Входа Господня в Иерусалим посвящен соответствующему христианскому празднику. Высота собора составляет 55 метров, а в своей пиковой точке достигает и 65 м. Все части храма построены из кирпича, который был инновационным для того времени материалом. Купола церквей имеют форму луковицы, хотя считается, что первоначально они были шлемовидными.
Больше всего удивляет и поражает их яркая и необычная расцветка. Точного объяснения ей до сих пор нет, но, по легенде, именно так выглядел Небесный Иерусалим, который приснился Андрею Юродивому. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что его купола образуют восьмиконечную звезду - в православии она символизирует богородицу. У входа в собор стоит памятник Минину и Пожарскому - организаторам восстания против польских захватчиков. Внутри храм не такой просторный, каким кажется снаружи.
Посмотреть здание изнутри можно в часы посещения собора Василия Блаженного. Родился он в 1460-х годах в селе Елохово, которое в ту пору находилось на территории российской столицы. По настоянию своего отца пошел учиться сапожному делу, именно в этот период открыл в себе дар провидца - способность видеть грядущие события как в жизни отдельного человека, так и в масштабах города и даже страны. Когда Василию Блаженному исполнилось 16 лет, он окончательно понял свое призвание и порвал с мирской жизнью. Молодой человек стал ходить по московским улицам, босой и практически нагой, неустанно молился и всем, чем мог, помогал страждущим и беднякам.
Слухи о чудаковатом юродивом дошли и до Ивана Грозного. Однажды царь подал ему милостыню, которую тот потом отдал разорившемуся купцу. Умер Василий в 1552 году в возрасте 88 лет. Говорят, что сам Иван Грозный нес гроб с телом юродивого до места захоронения - кладбища у основания будущего Покровского Собора. В 1588 году русской православной церковью он был возведен в лик святых, а у храма Пресвятой Богородицы появился предел, посвященный Василию Блаженному.
А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555. О Василии Блаженном — интересная история. Святой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его — не такой как все. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». Купец не придал значения слезам чудака, заплатил и вышел. Мастер тот час спросил ученика, отчего тот плакал.
Тогда ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, а квас был и вовсе негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды. Вот еще один случай.
Однажды, один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь. Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить.
Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: «Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников». В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах. Он постоянно обличал ложь и лицемерие. Современники отмечали, что это был чуть ли не единственный человек, которого боялся царь Иван Грозный. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, «яко провидца сердец и мыслей человеческих». Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицей Анастасией. Иван Грозный и бояре несли его гроб, а митрополит Макарий совершал погребение. В описании облика святого сохранились характерные подробности: «наг весь, в руке посошок».
Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного. Красным отмечена церковь Василия Блаженного в соборе. Как видите, она самая маленькая. Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода.
А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.
Храм Василия Блаженного. Взгляд изнутри.
До и после: Храм Василия Блаженного 100 лет назад и сейчас - Узнай Россию | Доступ в сам собор Василия Блаженного как раз и начинается с Храма Василия Блаженного, что и находится на первом уровне, в отличие от всех остальных церквей собора. |
Храм Василия Блаженного снова открыт для посещения - Азбука новостей | В храме Василия Блаженного завершается монтаж иконостаса одной из церквей после реставрации. |
Внутри собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве | Храму Василия Блаженного 12 июля исполнится 462 года. |
Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве | Смотрите видео онлайн «Внутри и снаружи Покровского собора (храм Василия Блаженного)» на канале «Фотография Винтажных Объектов» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 11 июля 2023 года в 8:40, длительностью 00:03:10, на видеохостинге RUTUBE. |
Храм Василия Блаженного: почему стоит посетить
Именно здесь имеется много ручных росписей, мозаик и фресок, сохраненных в первозданном виде. Рядом с собором находится много архитектурных памяток. Именно они нуждаются в реставрации, потому что им исполнилось почти 200 лет. Как узнать расположение и график служб в соборе Благодаря сайту можно в подробностях узнать историю Храма Василия Блаженного точное его месторасположение. Также на сайте в подробностях описан график проводимых богослужений, которые сопровождаются духовным оркестром. Таким образом можно узнать, когда можно посетить уникальное историческое место и приблизиться к Богу.
На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира день первый и четвертый. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. Наверх Церковь Покрова Пресвятой Богоматери Центральная церковь собора освящена в честь праздника Покрова Богоматери, на который пришлось начало удачного штурма Казани войсками Ивана Грозного 1 14 н. Высота церкви — 47,50 м. До конца XVI в. Покровский собор был самым высоким сооружением в Москве. Четверик с двухъярусным восьмериком перекрыт шатром, который является доминантой в архитектурной композиции собора. Восьмигранный шатер завершается небольшим световым барабаном и сводом с изображением Богоматери Знамение. В центральную церковь ведут три портала входа со стороны внутренней галереи собора. Архитектурное убранство порталов отличается большим разнообразием и оригинальностью, они богато украшены резным кирпичным декором в виде бус, розеток, чешуек, ромбов. Окончательная обработка кирпича происходила на месте, после того как порталы были выложены. В процессе реставрации церкви частично восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" на северной и западных стенах и сохранены фрагменты более поздних наслоений — масляная живопись XVIII-XIX вв. Под шатром и под оконными проёмами обнаружены фрагменты фресковой надписи позволившие восстановить храмозданную летопись XVI в. Долгое время буквы были скрыты под слоями масляной записи. Лишь в конце 1950-х гг. Летопись содержит точную дату окончания строительства собора — 29 июня 12 июля н. Надпись расположена в пять ярусов. Высота букв нижнего пояса составляет 98 см, верхнего — 56 см. Существующий ныне иконостас выполнен в стиле барокко. Вместе с иконами он был перенесён в церковь в 1770 г. Иконостас украшают позолоченные карнизы, витые колонны, кокошники, ажурные оловянные накладки. Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства. Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства ХVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией.
Впоследствии идея сохранилась, хотя престолов здесь стало больше — появился придел свт. Николая, а с конца XVI в. Интересный факт Первоначально цветовое решение здания соответствовало идее: в нем преобладали белый, красный, золотой на куполах цвета, символизирующие Царство Небесное. Нынешняя многоцветная нарядность появилась значительно позже. Когда произошло освящение Летопись сообщает, что все приделы, кроме центрального, были освящены 14 октября 1559 г. Время начала богослужений в Покровском храме удалось установить во время реставрации конца 1950-х гг. Тогда под слоями штукатурки нашли надпись, свидетельствующую о том, что Покровский придел освящен 12 июля 1561 г. Архитектор Источники различным образом передают имя создателя или создателей : по одной версии, это Постник Яковлев, по прозванию Барма; по другой — два мастера, Барма и Постник. Такая разноголосица в исторических документах не случайна: строители тех лет не стремились «остаться в истории», приписывая всю славу возведения дома Божия не себе, но Господу — потому так мало известно о них самих. Было ли ослепление Существует предание о том, что мастер или мастера были ослеплены по приказу Ивана Грозного, дабы они не смогли возвести храм более прекрасный, чем Покровский. Однако, рассказ этот у историков вызывает сомнения: он восходит к одному из иностранных дипломатов в Москве, повторяя аналогичные легенды о строителях красивейших соборов Европы. А имена зодчих Покровского встречаются среди имен создателей других столичных церквей второй половины XVI в. Архитектура и стиль Собор, каким знали его жители столицы XVI в. Иоанна, погребенного близ могилы св. Василия в 1589 г. XVIII в. План собора Современный Покровский собор объединил в себе 10 церквей. Купола К XIX в. Василия Блаженного, на втором — самая большая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, окруженная 8 малыми Высота Высота здания — 65 м. Вид сверху Собор Василия Блаженного, вид сверху Храм под землей Здание имеет подклет, ранее недоступный прихожанам, так как до 1595 г. Во время реставрации удалось обнаружить потайную лестницу внутри стены; ныне здесь — музейная экспозиция. Интерьер Интерьер церкви Василия Блаженного Церкви, объединенные вокруг Покровской, внутри очень малы по размерам, здесь могут разместиться не более 10-20 человек. Но высота каждой из них — не менее 20, а Покровской — более 40 м. Приделы соединены коридорами, галереями, что делает здание похожим на лабиринт, где человек нашего века как бы теряется в XVI столетии, невольно отрешаясь от сегодняшнего мира — и это прямо в центре столицы! Убранство церквей не раз менялось. Интересные факты о соборе 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы , одновременно — звезды Вифлеема. До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах — только летом.
Четверик церкви переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV века [109]. Особый интерес представляет отдельно висящая икона « Видение пономаря Тарасия ». Она была написана в Новгороде в конце XVI века. Сюжет иконы основан на рассказе из жития Варлаама Хутынского о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора». Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев [114]. Церковь Входа Господня в Иерусалим[ править править код ] Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим, 2011 год Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим , с которым ассоциировался торжественный въезд в Москву русского войска во главе с Иоанном Грозным после победы над Казанским ханством [48]. Покровский собор с приделом Входа Господня в Иерусалим стал литургическим центром празднования Вербного воскресения. В нём завершалось шествие на осляти патриарха из Успенского собора, поэтому придел и был пристроен с ближайшей к Кремлю стороны [124] [121]. Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства [114]. Во время реставрации были открыты фрагменты убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года [83] [125]. Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского [126]. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции. В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109]. Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября 13 октября [121]. В 1552 году в этот день начался штурм Казани [94] , и была взята Арская башня крепостной стены Казани [3] [121]. Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111]. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого. В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи. В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью. В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109]. Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии.
Внутри собора Василия Блаженного: что скрывает самый яркий храм столицы
православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Покровский собор (Храм Василия Блаженного) и Кремль. В храме Василия Блаженного завершается монтаж иконостаса одной из церквей после реставрации. Храм Василия Блаженного был построен в 1555–1561 годах, так что в 2021 году ему исполняется 460 лет.
Монтаж отреставрированных икон в храме Василия Блаженного
В Покровском соборе (храм Василия Блаженного) установили две тактильные модели, которые сделают всемирно известный памятник архитектуры более доступным для незрячих и слабовидящих людей. Василий Блаженный – на настенной живописи, – рассказывает Татьяна Сарачева, заведующая отделом "Покровский собор" Государственного исторического музея. Фото собор василия блаженного внутри. Внутри собора Василия Блаженного также находится музей, в котором представлены подлинные вещи, которые использовались в храме, например дарохранительница и хоругви. «Здесь нужно включать фантазию» Директор музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева — о храме Василия Блаженного в его прошлом и настоящем.
До и после: Храм Василия Блаженного 100 лет назад и сейчас
XVI век. Строительство собора. Картина Джакомо Кваренги «Покровский собор и Спасская башня Кремля» По изначальной задумке, центральную церковь должны были окружать семь приделов. Но, когда строительство было почти завершено, зодчие поняли, что для гармонии планировки нужно добавить ещё один придел. Так появилась сложная архитектурная композиция с девятью отдельными церквями и звонницей на едином основании. Причём у каждой церкви свой вход, а купола украшены орнаментами, которые не повторяются. Название Приделы собора освятили в честь религиозных праздников, выпавших на дни битв за Казань. Центральная церковь, например, посвящена празднованию Покрова Пресвятой Богородицы: именно в этот день стартовало победоносное наступление. Так же окрестили и весь собор: он носит имя Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. А вот неофициальное, но более популярное имя храма связано с московским юродивым Василием Блаженным. Он наставлял людей на праведный путь и предсказывал будущее.
Старца похоронили в основании строящегося Покровского собора, а в 1588 году, через 30 лет после смерти, канонизировали. Над его могилой построили ещё одну, десятую, церковь, названную именем святого. В отличие от других приделов, которые не отапливались, здесь богослужения проводили каждый день в любое время года. Поэтому со временем весь собор получил второе имя — храм Василия Блаженного. Перестройки Храм несколько раз менял свой облик. В 1670-х к нему пристроили ещё одну миниатюрную церковь — в честь обретения мощей юродивого Иоанна Блаженного. Вместо открытых лестниц появились два крыльца, а обходную галерею сделали каменной и покрыли кровлей. Обе постройки расписали растительными орнаментами. Изменения коснулись и звонницы, которая к концу XVII века порядком обветшала. Её заменили шатровой колокольней с фигурной черепицей.
Средства на восстановительные работы выделила Екатерина II. В результате реставрации поменялись росписи на фасадах и внутри храма, купола стали многоцветными, а иконостасы оформили в стиле барокко. Во время войны 1812 года французские солдаты разорили собор Василия Блаженного : вынесли ценности и даже собирались взорвать церковь, но, согласно легенде, зажжённые фитили потушил внезапно начавшийся ливень. В конце XIX века храм собирались реставрировать, но сначала не хватало средств, а потом помешала революция. Покровский собор. Вид собора. Из альбома Николая Найдёнова После революции 1917 года Службы с приходом новой власти прекратились, но, в отличие от большинства других церквей, собор Василия Блаженного не снесли, а объявили архитектурным памятником. Вскоре он вошёл в состав Государственного исторического музея и остаётся его филиалом поныне. С 1920-х по 2000-е собор претерпел несколько глобальных реставраций, в результате которых удалось восстановить старинные росписи и иконостасы, заменить обветшавшие главы и даже открыть замурованные коридоры в подклете. Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры.
Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте подклете с мощными стенами толщиной до трёх метров. Помещения общего «цокольного» этажа оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию. А ещё в соборе очень хорошая акустика. Усиливают звук голосники — глиняные сосуды, вмонтированные во внутренние стены церквей. Всего в храме исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций. Но главная особенность храма — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны. Он богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами.
Реставрация долго шла — к 450-летию собора, вот только с 2011 года стал полностью доступен. Москвичи — редкие гости. Группами идут китайцы, немцы, да, и россияне. Питерцы все сравнивают собор со своим — Храмом Спаса-на-Крови. Говорят, что наш целый храм искусства. За окном мороз -13, а внутри собора не теплее. Такой холод объясняют особенностью строительства. Сейчас, конечно, могли бы сделать отопление, но церковная роспись не приспособлена к другим температурам. Именно здесь и проводили богослужения ежедневно. Так со временем название этой церкви закрепилось за собором. Одиннадцать церквей, но десять куполов Покровский собор очень нарядный — не только снаружи, но и внутри.
Паруса свода треугольники под потолком расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия — иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом — образ Спаса Вседержителя. Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Путешествие сквозь время Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули. В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли. С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года. На восстановление интерьера 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор вошел в «семерку чудес света» России.
Четыре из них посвящены христианским праздникам, на которые пришлись основные бои за Казань. А как же остальные? Храм Василия Блаженного возведен в честь юродивого, чьи мощи там находятся. Церковь Святой Троицы построена на месте старой деревянной Троицкой церкви. Варлаам Хутынский, которому также посвящен один из приделов, считался покровителем царской династии. Церковь Николая Чудотворца построена в честь этого святого, а храм Входа Господня в Иерусалим посвящен соответствующему христианскому празднику. Высота собора составляет 55 метров, а в своей пиковой точке достигает и 65 м. Все части храма построены из кирпича, который был инновационным для того времени материалом. Купола церквей имеют форму луковицы, хотя считается, что первоначально они были шлемовидными. Больше всего удивляет и поражает их яркая и необычная расцветка. Точного объяснения ей до сих пор нет, но, по легенде, именно так выглядел Небесный Иерусалим, который приснился Андрею Юродивому. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что его купола образуют восьмиконечную звезду - в православии она символизирует богородицу. У входа в собор стоит памятник Минину и Пожарскому - организаторам восстания против польских захватчиков. Внутри храм не такой просторный, каким кажется снаружи. Посмотреть здание изнутри можно в часы посещения собора Василия Блаженного. Родился он в 1460-х годах в селе Елохово, которое в ту пору находилось на территории российской столицы. По настоянию своего отца пошел учиться сапожному делу, именно в этот период открыл в себе дар провидца - способность видеть грядущие события как в жизни отдельного человека, так и в масштабах города и даже страны. Когда Василию Блаженному исполнилось 16 лет, он окончательно понял свое призвание и порвал с мирской жизнью. Молодой человек стал ходить по московским улицам, босой и практически нагой, неустанно молился и всем, чем мог, помогал страждущим и беднякам. Слухи о чудаковатом юродивом дошли и до Ивана Грозного. Однажды царь подал ему милостыню, которую тот потом отдал разорившемуся купцу. Умер Василий в 1552 году в возрасте 88 лет. Говорят, что сам Иван Грозный нес гроб с телом юродивого до места захоронения - кладбища у основания будущего Покровского Собора.