В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. Среди команды были 10 женщин и двое детей.
Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"
Тайны «Челюскина» | Место гибели Челюскина на карте России. |
Триумфальная катастрофа. Спасение экспедиции "Челюскина" | 13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул пароход «Челюскин». |
Российские учёные впервые засняли затонувший пароход "Челюскин"
Экипаж ледокола «Илья Муромец» при помощи многолучевого эхолота провели трехмерную акустическую съемку затонувшего «Челюскина». На борту «Челюскина», вышедшего из Мурманска, находилось в общей сложности 111 пассажиров. Отряд комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества в Арктику обследовал пароход "Челюскин", раздавленный льдами и затонувший в 1934 году в Чукотском море. Пароход "Челюскин" был раздавлен льдами и затонул в Чукотском море 85 лет назад. Для справки: когда «Челюскин» уже затонул, к судну с заключенными попытался пробиться ледокол «Федор Литке». На борту «Челюскина», вышедшего из Мурманска, находилось в общей сложности 111 пассажиров.
Трагедия, ставшая триумфом. «Челюскин» погиб из-за ошибки Отто Шмидта?
1 сентября пароход «Челюскин» достиг мыса Челюскин, где судно покинуло несколько пассажиров. 23 сентября 1933 года, через два месяца плавания, «Челюскин» окончательно затерло льдами, а 13 февраля 1934 года льды раздавили пароход, и он в течение двух часов затонул. Гибель "Челюскина" 13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». Спасение его экипажа стало одной из самых волнующих, героических страниц советской эпохи. Фото © РИА Новости. К началу сентября "Челюскин" вышел на открытую воду, но здесь вместо таранящих судно льдин пришлось преодолевать жестокую качку.
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине
Кроме «Индигирки» в разные годы в ее составе состояли: грузо—пассажирские пароходы «Анадырь», «Колыма», «Красный партизан», «Микоян», «Север», «Ставрополь», «Сучан», «Томск», «Урицкий», ледокол «Казак Хабаров», ледорез «Литке» и парусно—моторная шхуна «Темп». По планам Дальстроя особая экспедиция обслуживала приморские лагеря ГУЛАГа, перевозила людей и грузы из Владивостока и Ванино на Колыму и в устье Лены для развития местной «промышленности». Иногда за одну навигацию они не успевали пройти до Лены и вернуться обратно, в этом случае зимовали во льдах. И возможно, что там когда? Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение.
Выходит — попали в «тупик»? Однако попробуем зайти с иной стороны. Для этого пришлось порыться в в различных российских архивах: от Центрального государственного архива народного хозяйства до архивов Мурманского и Архангельского морских пароходств. И вот что здесь удалось отыскать.
В 1933 году для Совторгфлота «Burmeister and Wain, Copenhagen» построила 2 судна—рефрижератора, 2 грузовых судна и 1 пароход, предназначенный для плавания в арктических морях the ice breaking type —это была «Лена». После переименования в «Челюскин» в регистре была сделана новая запись под номером 39034, но все основные характеристики были повторены. В ведомости погибших судов регистра Ллойда «Челюскин» за вышеназванным регистрационным номером занесен с указанием следующей причины гибели: «Разрушен льдами на северном побережье Сибири 13 февраля 1934 г. Других записей, относящихся к этому периоду, в регистре нет.
Но главное! В 1933 году других пароходов для ледового плавания фирма не строила, не строила она их и позднее. Правда, среди прочих, построенных тогда, был пароход «Sonja», внешне напоминающий «Лену». Но при строительстве здесь не применялось ледовые подкрепления, а следовательно, для плавания среди льдов «Sonja» не предназначалась.
Новая передача судов советской стороне произошла только в 1936 году, когда «Burmeister and Wain» построила для СССР 3 судна—лесовоза. Особый интерес представляет вопрос о координатах гибели «Челюскина». Казалось бы, ответ на этот вопрос должен был быть ясен. Эти координаты были занесены в судовой журнал, сообщены на Большую землю для обеспечения скорейшего поиска и спасения людей с льдины и стали известны каждому экипажу самолета, участвовавшему в спасении полярников.
Однако в августе 2004 года экспедиция по поиску «Челюскина» с борта научного судна «Академик Лаврентьев» закончилась неудачей. А ведь за исходные данные была взята запись в штурманском журнале от 18 февраля 1934 года. Именно эти данные руководитель экспедиции Отто Шмидт сообщил в последней радиограмме с борта погибающего «Челюскина». Затем были проверены все известные в архивах координаты, оставленные экспедициями 1974 и 1979 годов.
И здесь поисковиков—исследователей ждали неудачи. Раздосадованный руководитель экспедиции Алексей Михайлов заявил, что причиной неудачи является фальсификация данных о месте гибели парохода. Естественно, возник вопрос: «По каким причинам произошло засекречивание или искажение информации в открытой печати о координатах гибели «Челюскина»? Координаты, приведенные известным советским полярным исследователем и историком Владимиром Визе, нам уже известны.
В газете «Los? Angeles Times» от 12 апреля 1934 года были приведены координаты. В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства отмечено, что «Челюскин» затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы. Если эти точки нанести на навигационную карту и проложить по ним линию, то несложно определить, что между крайними точками —расстояние в… 11 морских миль или около 20 километров в направлении 115 градусов.
Средняя из них — это точка, указанная В. Визе, находится в 64 милях от мыса Ванкарем, рядом с которым расположен поселок с таким же названием. Досаду Алексея Михайлова можно понять, ведь поисковые возможности современных исследовательских судов реально позволяли за несколько суток неоднократно осмотреть район предполагаемого залегания «Челюскина» и найти местоположение затонувшего судна. Тем более что 15—ю годами ранее, в сентябре 1989 года, легендарное судно, лежащим на глубине 50 метров, уже нашло советское гидрографическое судно «Дмитрий Лаптев», имевшее современные системы спутниковой навигации.
Эта находка практически подтвердила точку с координатами, указанными В. Визе Однако и в 2004 году затонувшее судно найти не удалось. Через два года, в 2006 году, в российских СМИ появилась информация, что «Челюскин» найден. Более того, кое?
И, скорее всего, оказался прав. Но ведь иных транспортов в этом районе СССР не терял, так может, версия о существовании «Пижмы» или парохода под иным именем не является литературным вымыслом? А ведь этот «призрачный» пароход мог следовать, допустим, в Чаунскую губу, не с запада, а с востока. А может действительно некое судно шло оттуда?
Дело в том, что до похода «Сибирякова» в 1932 году снабжение спецстроек до Лены включительно проводилось со стороны Тихого океана, так как пролив Вилькицкого считался непроходимым для неледовых судов. Начало восточноленским операциям в 1927 году положило плавание парохода «Колыма» капитан П. После неудач, постигших «Колыму» в следующем году, временно до 1936 года прекратили плавания из Владивостока в Лену. Но продолжались колымские экспедиции, перевозившие грузы и людей для нужд треста «Дальстрой» и Северо—Восточных Колымских лагерей.
Эти суда сопровождал и зимовал с кораблями первой из них, 1932 года ледорез «Литке», на помощь которого очень рассчитывали инициаторы экспедиции на «Челюскине». Между тем суда Северо—Восточной полярной экспедиции Наркомвода в 1932 году под проводкой «Литке» с трудом дошли до бухты Амбарчик, доставив туда заключенных для строительства перевалочного порта и грузы для колымских приисков «Дальстроя». В Амбарчике они встретились с «Сибиряковым», который привел из Тикси 2 речных парохода и несколько барж для того же «Дальстроя». Впервые в истории полярного судоходства в восточном секторе Арктики находилось столько судов, а помочь им мог только ледорез, который самоотверженно и делал свое дело, получая все новые повреждения.
Из обмена радиограммами с «Литке», ведущим 3 судна особых экспедиций в ста милях восточнее, у мыса Шелагского, капитан Воронин первым на борту «Челюскина» понял, что на помощь «Литке» рассчитывать не приходится. Все их плавания проходили в крайне тяжелых условиях.
Во льдах Чукотского моря корабль потерял винт, и до чистой воды ему удалось доплыть лишь под самодельными парусами.
От Берингова пролива до Петропавловска «Сибирякова» довёл буксир. Тем не менее советское правительство сочло экспедицию удачной, и её было решено повторить на следующий год. Отто Шмидт.
Wikimedia Commons Новой экспедиции предстояло отправиться в путь на новеньком пароходе, спущенном со стапелей верфи в Копенгагене 11 марта 1933 года. Командовал кораблём капитан Владимир Воронин, который год назад стоял на мостике «Александра Сибирякова». На борту находились 112 человек.
Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку. Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды.
Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола. Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь.
Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю.
Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов. Но назад поворачивать смысла не было: казалось, что до Берингова пролива уже рукой подать. В середине сентября, когда «Челюскин» проплывал мимо острова Колючин, восемь заболевших участников экспедиции на собачьих упряжках переправили на берег.
Wikimedia Commons К 23 сентября погода в Чукотском море ухудшилась, и пароход вмёрз в лёд. Произошло это примерно там же, где год назад потерпел аварию «Александр Сибиряков», поэтому Воронин и Шмидт считали, что им снова удастся достичь конечной точки маршрута. Вместе со льдами «Челюскин» больше месяца дрейфовал на восток и 4 ноября вошёл в Берингов пролив.
Лётчик Бабушкин , летавший на разведку на самолёте-амфибии, докладывал, что до чистой воды оставались считанные мили, а значит, близко освобождение из ледового плена. Внезапно льды двинулись на север, а затем — на северо-запад.
Ранее еще не удавалось сделать качественные съемки парохода — район, где на глубине 50 метров затонуло судно, находится недалеко от Берингова пролива, и здесь очень мощное течение и мутная вода. На видеоизображении отчётливо видны носовая и средняя части судна, прямоугольные иллюминаторы. Название парохода на носу и на корме не сохранилось. По съемкам специалистами затонувший объект опознан, как пароход «Челюскин».
Леваневского и М. Шмидта Чаунского района ныне округ Эгвекинот , председатель чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина» в районе мыса Северного - Уэлена, ставка - мыс Северный, промежуточная ставка - фактория Ванкарем, затем - мыс Онман, с.
Ильхетань в 35 км от Ванкарема, Чукотский национальный округ. Небольсин Андрей Владимирович 1900-1944 - начальник морского контрольно-пропускного пункта Уэлен, член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина». Утонул при переправе через р. Нева 1 ноября 1941 года, найдет и захоронен в 1999 году, мемориал «Невский Пятачок». Трудолюбов - председатель Чукотского районного исполнительного комитета Уэлен , член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина». Хворостянский Н. Летчики первая группа, Чукотка Куканов Федор Кузьмич 1904-1964 - летчик резерва, командир Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев, база - мыс Северный. Петров Лев Васильевич 1900-1945 - летчик-наблюдатель экипажа Ляпидевского, первый начальник летной чукотской экспедиции.
Руковский Михаил А. Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолет «АНТ-4» под управлением летчика Ляпидевского, при летчике-наблюдателе Петрове прилетел из Уэллена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэллен всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей. Самолет взял направление над льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром. Посадка и подъем были проделаны удивительно четко и с пробегом всего на расстоянии двести метров. Успех полета т. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти сорокаградусный мороз. Между лагерем и аэродромом образовалась большая полынья, так что для переправы пришлось три километра тащить из лагеря шлюпку через лед.
Удачное начало спасательной операции еще более подняло дух челюскинцев, уверенных во внимании. Глубоко благодарны. Начальник экспедиции Шмидт ». Молоков Василий Сергеевич 1895-1982 - летчик, 7 апреля 1934 года на самолете Р-5, четвертым сел у лагеря Шмидта, вывез 39 человек, внеплановым рейсом, 11 апреля 1934 года эвакуировал больного Шмидта со льдины в Ванкарем его прозвали Ымпенахен, что значит старик. Пивенштейн Борис Абрамович 1909-? Бастанжиев Борис Владимирович 1909-1974 - военный летчик резерва из авиационного отряда Каманина, 1 апреля 1934 года, авария на самолете в районе г. Демиров Иван М. Фарих Фабио Брунович 1896-1985 - летчик резерва, отстранен от полетов Каманиным.
Шелыганов Матвей Петрович 1909-1982 - штурман Каманина. Водопьянов Михаил Васильевич 1899-1980 - летчик, 12 апреля на самолете Р-5 вывез 10 человек бортмеханики Александров и Ратушкин. Доронин Иван Васильевич 1903-1951 - летчик, заместитель звена. Савин и В. Фербенкс - г. На борту был полпред Ушаков Г. Однако история экспедиции «Челюскина» продолжает привлекать к себе внимание. Порой значительностью целей экспедиции и героическим противостоянием людей жестокой северной природе, порой шелухой домыслов.
Челюскинская эпопея стала одной из первых кампаний сталинской пропаганды, акцентирующим героизм советской действительности, дающих «зрелища» народным массам. Причем эффект народного торжества был достигнут в ситуации провала задуманной экспедиции. С этой ситуацией связаны дополнительные сложности в анализе происходивших событий, так как информация тех лет могла кардинально искажаться, а воспоминания участников несли груз современных событиям запретов. Немного истории В феврале 1934 года затонул пароход «Челюскин», раздавленный льдами в Чукотском море. Один человек погиб, а 104 члена экипажа высадились на лед океана. Часть грузов и продовольствия удалось аврально с парохода снять. Такая колония людей на льду Северного Ледовитого океана - случай неслыханный. Как это случилось?
Для обеспечения доставки грузов в самые восточные районы побережья Северным морским путем нужно было попытаться пройти весь путь от Европы до Чукотки за одну короткую летнюю навигацию. Первым это сделал в 1932 году ледокол «Сибиряков». Но у ледоколов были недостаточные возможности перевозки грузов. Для грузовых, коммерческих перевозок, соответствующих задачам освоения Севера, нужны были суда с большей коммерческой нагрузкой, приспособленные к плаванию в условиях севера. Это привело советское руководство к идее использования парохода «Челюскин» для освоения Северного морского пути. Новосибирске, был опубликован очерк Э. Белимова «Тайна экспедиции «Челюскина», введший в обращение миф о существовании корабля «Пижма», построенного по тому же проекту и плывшего в составе экспедиции «Челюскина» с 2000 заключенными для работы на оловянных рудниках. После гибели основного парохода этот второй корабль был якобы потоплен.
Такая мрачная страшилка, пришитая к идее научной экспедиции, получила быстрое распространение. Очерк был перепечатан многими изданиями и многими интернет-сайтами. Эта эпидемия продолжается до сих пор. Благодаря усилиям падких на сенсации журналистов версия обросла целой серией свидетелей и участников, в памяти которых якобы всплывали события тех далеких лет. Все эти детали в точности повторяют фрагменты литературного опуса Белимова. Те же имена, то же чудесное спасение, те же священники и коротковолновики-рекордсмены… Обращает на себя внимание тот факт, что все без исключения интервью, воспоминания и публикации такого рода появились позже публикации работы Белимова. Я занялся детальным анализом описанных событий в сравнении с другими известными источниками. Первоначальное мнение о реальности версии Белимова у меня кардинально изменилось.
Результатом этого явилась большая аналитическая статья о версиях экспедиции «Челюскина», впервые опубликованная в конце сентября 2004 г. В ней однозначно сделан вывод, что работа Белимова является литературной выдумкой. Через год на основе дополнительных данных мною опубликованы результаты продолжения поиска, снимающая остававшимися не проясненными вопросы. Настоящая статья объединяет анализ всех найденных документов и свидетельств. Основная официальная версия Пароход водоизмещением 7500 т под названием «Лена» отправился в свое первое плавание из Копенгагена 3 июня 1933 г. Первый переход он совершил в Ленинград, куда прибыл уже 5 июня 1933 г. Он получил новое название - "Челюскин" в память русского мореплавателя и исследователя севера С. Пароход сразу стали готовить к длительному плаванию в северных морях.
На верфи судостроители за шесть дней устранили замеченные дефекты. Затем переход в Мурманск с дополнительной погрузкой. Техника получила пополнение в виде самолета-амфибии "Ш-2". Плавание шло успешно вплоть до Новой Земли. Серьезная деформация корпуса и течь появились 13 августа 1933 года. Встал вопрос о возврате назад, но было принято решение продолжать путь. Важное событие принесло Карское море - у Доротеи Ивановны девичья фамилия Дорфман и Василия Гавриловича Васильевых, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. Запись о рождении была сделана В.
Ворониным в судовом журнале "Челюскина". Эта запись гласила: "31 августа. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: "Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек. Жена геодезиста Васильева родила дочку". Корабли приветствовали друг друга. В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжелые льды; 9 и 10 сентября "Челюскин" получил вмятины по правому и левому борту. Лопнул один из шпангоутов.
Усилилась течь судна... Опыт дальневосточных капитанов, плававших северными морями, утверждал: 15-20 сентября - самый поздний срок для входа в Берингов пролив. Плавание осенью в Арктике - дело трудное. Зимой - невозможное. Уже на этом этапе руководству экспедиции пришлось думать о возможной зимовке во льдах. В один из осенне-зимних сентябрьских дней осенних по календарю, зимних по холоду к «Челюскину» прибыло несколько собачьих упряжек. Это был визит вежливости и дружбы чукчей, поселок которых находился в 35 километрах от парохода. Никто не знал, сколько времени продлится ледовое заточение, где каждый лишний человек мог составить достаточно серьезную проблему.
Восемь челюскинцев, больных, слабых, или просто в условиях дрейфа не нужных, были отправлены пешим путем… На корабле осталось 105 человек. До чистой воды оставались считанные мили. Но никакие усилия команды, не смогли спасти положения. Движение на юг стало невозможным. В проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Судьба корабля зависела полностью от ледовой обстановки. Зажатый льдами пароход самостоятельно передвигаться не мог. Судьба оказалась не милостива… Все это предшествовало знаменитой радиограмме О.
Шмидта, начинавшейся словами: "13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен "Челюскин" затонул, раздавленный сжатием льдов... О ее действиях постоянно сообщалось в печати. В возможность спасения многие специалисты не верили. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые бы могли плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда еще не было. Надежда была только на авиацию. Правительственная комиссия направила на спасение три группы самолетов. Отметим, что кроме двух «Флейстеров» и одного «Юнкерса» остальные самолеты были отечественными.
Итоги работы экипажей таковы: Анатолий Ляпидевский сделал один рейс и вывез 12 человек; Василий Молоков за девять рейсов - 39 человек; Каманин за девять рейсов - 34 человека; Михаил Водопьянов совершил три рейса и вывез 10 человек; Маврикий Слепнев за один рейс - пять человек, Иван Доронин и Михаил Бабушкин сделали по одному рейсу и вывезли по два человека. Два месяца, с 13 февраля по 13 апреля 1934г.
Экспедиция в Арктике провела видеосъемку затонувшего парохода "Челюскин"
В 1934 году в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух спасены все 104 человека, которые провели два ме. Экспедиция на пароходе «Челюскин» должна была повторить сквозной проход архангельского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию. Где-то там лежит «Челюскин». Экспедиция уже прибыла к берегам Чукотки, где почти 90 лет назад легендарное судно пошло ко дну. Задача предстоит сложная – съемкам мешают сильное течение и мутная вода. В район кораблекрушения ученых доставил ледокол "Илья Муромец". 13 февраля 1934 года затонул пароход «Челюскин». Ледокол «Челюскин» — советский пароход, который был построен в 1933 году в Дании на верфях фирмы Burmeister and Wain (B&W, Copenhagen) по заказу советских внешнеторговых организаций.
Российские учёные впервые засняли затонувший пароход "Челюскин"
В 1930-е годы новость о спасении 104 членов экипажа корабля "Челюскин", затонувшего в арктических льдах, облетела весь мир. Среди команды были 10 женщин и двое детей. Место гибели челюскина. Карта дрейфа парохода Челюскин. Дрейф Челюскина карта. Дрейф Челюскина в Чукотском море. Челюскин место гибели на карте. Отто Шмидт Экспедиция на пароход Челюскин. Экспедиция Челюскинцев. Лагерь Шмидта в Арктике. Дрейф и гибель «Челюскина». На карте России мыс Челюскин — крайняя северная точка Красноярского края. 90 лет назад пароход "Челюскин" затонул, а участники экспедиции Отто Шмидта высадились на дрейфующий лед и прожили на нем два месяца. В 1974 году координаты затонувшего "Челюскина" заново определили участники гидрографического судна "Малыгин". В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк".
Пароход «Челюскин»: история подвига и гибель парохода
Тяжелые льды методично подтачивали борт корабля. Обшивка трещала по швам, а заклепки вылетали из корпуса. Ситуация значительно ухудшилась в феврале, но экипаж успел подготовиться к наиболее печальному варианту развития событий. В случае гибели парохода людей организованно пересадили бы на лед. То, что эвакуация однозначно понадобится, стало понятно в ночь на 13 февраля, которая выдалась особенно тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда. В 13:30 внезапным сильным напором разорвало левый борт на большом протяжении — от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства.
Ровно через два часа «Челюскин» затонул в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен. За это время команда организовано выгрузила на лед аварийный запас провианта, палатки, спальные мешки, стройматериал для возведения бараков, самолет и радио. Эвакуация продолжалась до того момента, когда нос корабля уже погрузился в воду. В этот момент произошла трагедия. Оставшийся на корабле груз внезапно сместился, одно из бревен покатилось по палубе и придавило Могилевича, который упал в воду и погиб. Выгрузка была произведена исключительно дисциплинированно.
Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка», — рассказывал Шмидт.
Команда парохода «Челюскина» и ледокола «Красин» в Мурманске. Лётчик Бабушкин, заместитель начальника по хозяйственной части Копусов, капитан Сорокин, заместитель начальника по научной части Баевский, начальник экспедиции Шмидт, капитан «Воронин», капитан «Красина» Легздин. Необходимо было поднять нос, перебросив уголь из носовых трюмов на корму. Объявлен аврал. Трое суток «Красин» берет с «Челюскина уголь», чтобы пароход приобрел нормальную осадку. Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт. Шмидт с прилетевшим к пароходу лётчиком Кукановым вылетел на остров Врангеля, куда самолёт доставил радиста, продовольствие, а оттуда вывез несколько зимовщиков. До Тихого океана — 280 километров.
Ближайший населённый пункт к мысу Челюскин — село Хатанга. Дата открытия мыса — 20 мая 9 мая по старому стилю 1742 года. Первооткрывателем крайней северной точки Евразии является Семён Челюскин — выходец знатного, но обедневшего дворянского рода. Семён Иванович получил образование в Московской школе математических и навигацких наук, работал на Балтийском флоте, где описывал берега Финского залива , дослужился до штурмана. Мыс Челюскин открыт в ходе Великой Северной экспедиции 1733—1743. Семён Челюскин был штурманом Ленско-Енисейского отряда, которым руководил полярный исследователь Василий Прончищев. Отряд осматривал побережье Северного Ледовитого океана на дюбель-шлюпке «Якуцк» написание соответствует историческим справкам. В 1739—1740 годы Челюскин снова двинулся в экспедицию на корабле «Якуцк» и обследовал восточное побережье Таймыра. В августе 1740-го исследовательское судно было блокировано дрейфующими льдами. Спасти корабль команде Челюскина не удалось, но они смогли выгрузить на льдину провиант до того, как «Якуцк» затонул. Мореплаватели пешком дошли 15 миль по льдам до берега, а далее — до Хатанги. В дороге несколько членов экипажа умерло от цинги. Затем предводительство принял капитан Харитон Лаптев — один из первооткрывателей моря Лаптевых. Последующие исследования Таймырского полуострова велись на собачьих упряжках. Одну из компаний составили Челюскин и двое казаков, Фофанов и Горохов. Именно они дошли до ранее неизвестного мыса. Челюскин поставил на нём бревно и написал в своём дорожном журнале: «Сей мыс каменной, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет». Открытие мыса, которому Челюскин дал название «Восточно-Северный», тогда не было отмечено географическим обществом как важное достижение. Через 14 лет Семён Челюскин ушёл в отставку в чине капитана 3-го ранга, а в 1764 году умер. Но к 100-летию экспедиции мыс был переименован в честь своего первооткрывателя по предложению отечественного академика Александра Миддендорфа, путешествовавшего по Таймыру. В 1878 году у мыса Челюскин встала на якорь команда шведского изыскателя Арктики, барона Адольфа Эрика Норденшельда. А в 1893 году достигнуть мыса удалось норвежскому учёному Фритьофу Нансену. Затем, в 1901-м, по заданию Императорской академии наук мыс исследовала экспедиция барона Эдуарда Толля. В 1913-м Челюскин посетил первооткрыватель Северной Земли Борис Вилькицкий, а в 1918-м — норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен.
Все оценив, Шмидт достал револьвер и объяснил, что лично застрелит первого же «пешехода». Лагерь челюскинцев на льдине Рисунок челюскинца художника Ф. Решетникова Было решено налаживать жизнь на льду, строить аэродром его переносили или восстанавливали после разломов 13 раз и ждать помощи. Катастрофа не деморализовала челюскинцев. Из бревен, снятых с парохода и всплывших после его гибели, построили барак, в котором поселили женщин и детей. Поставили палатки, организовали обогрев, питание и надежную радиосвязь, на шестиметровом торосе соорудили вышку и водрузили красный флаг. Об устройстве полярного камбуза из двух металлических бочек вспоминает заместитель начальника экспедиции Иван Копусов: Одна бочка представляла собой печь, другая — котел, в котором варилась еда. Обед состоял из одного блюда — либо супа, либо каши, гречневой или рисовой. Иногда было картофельное пюре. Раза три за все время раздавалось свежее мясо. Запас его был невелик: три свиньи, забитые за час до гибели корабля. Позднее запасы эти пополнились — удалось убить огромную медведицу с медвежонком Для поднятия духа и правильной оценки исторического момента в лагере на льдине стала выходить стенгазета «Не сдаемся», а начальник экспедиции Шмидт прочел 15 лекций по историческому и диалектическому материализму. Досуг челюскинцев скрашивали патефон, несколько колод карт и четыре книги, за которыми образовалась очередь: томик Пушкина, «Гайавата» Лонгфелло, «Пан» Гамсуна и третий том «Тихого Дона» Шолохова. Летчик Георгий Ушаков руководил спасением челюскинцев непосредственно на месте Фото: советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко А вот как описывает лагерь челюскинцев один из руководителей спасательной операцией, летчик Георгий Ушаков: — Лагерь был расположен на маленькой, сравнительно ровной площадке, окруженной со всех сторон высокими грядами торосов. Десять парусиновых палаток с выведенными внутри фанерными стенами служили жилищем. Палатки отеплялись камельками, в которых с помощью изобретенных челюскинцами форсунок сжигались нефть и керосин. Днем в палатки свет проникал через маленькие окна, где вместо стекол были вставлены бутылки. А ночью палатки освещались лампами разнообразных систем, тоже изобретенными челюскинцами. Несколько в стороне от палаток, за камбузом, находился барак. В нем жило 14 человек. Сигнальным дымом челюскинцы облегчали летчикам поиски лагеря с воздуха Рисунок челюскинца художника Ф. Решетникова В лучшем случае — отставка, но могут и расстрелять Питание и материальное обеспечение людей, как и условия жизни, удалось наладить по арктическим меркам вполне удовлетворительные, чего нельзя было сказать об уверенности челюскинцев в ближайшем будущем. Много лет спустя капитан Воронин признался, что они со Шмидтом больше, чем полярной ночи, голода и холода, боялись наказания за гибель судна — в лучшем случае грозит отставка, но могут и расстрелять. Шмидт был уверен: расстреляют. А чего еще ждать? Провал, поражение, катастрофа... Виновные должны быть наказаны. А кто виновные? Начальник экспедиции и капитан Отлегло 27 февраля, когда Кренкель принял радиограмму за подписью Сталина и членов Политбюро: Шлем героям-челюскинцам горячий большевистский привет. С восхищением следим за вашей героической борьбой со стихией и принимаем все меры к оказанию вам помощи. Уверены в благополучном исходе вашей славной экспедиции и в том, что в историю борьбы за Арктику вы впишете новые славные страницы Радист экспедиции Эрнст Кренкель готовит чай Фото из коллекции Петра Каменченко Страна собирала силы и средства для спасения челюскинцев, которых партия, правительство и общественное мнение уже причислило к пантеону героев. Продолжение следует.
Полярные дайверы нашли затонувший "Челюскин"
К организации спасательной операции на Большой земле приступили уже на следующий день. Была создана правительственная комиссия по спасению челюскинцев, о действиях которой постоянно сообщалось в печати. Многие специалисты не верили в возможность спасения. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены и возбуждать в них надежду на спасение негуманно, так как это только усугубит их мучения. Ледоколов, которые могли бы плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда еще не было.
Надежда была только на летчиков тогда еще зарождавшейся полярной авиации" Первый самолет прилетел через три недели и забрал только детей и женщин, пишет w. Активная спасательная операция началась в апреле, когда за участниками экспедиции "Челюскина" отправили 24 самолета. Без сомнения, операция, которую осуществили пилоты советской полярной авиации, была проведена блестяще. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия — звание Героя Советского Союза", пишет Скляренко.
Таким образом, экипаж парохода "Челюскин" провел на льдине с 13 февраля по 13 апреля.
Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта. Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря. Челюскинцев с Чукотки переправили на Камчатку, а оттуда — во Владивосток.
Исследователи с помощью многолучевого эхолота осуществили трехмерную акустическую съемку затонувшего объекта. Впервые удалось произвести видеосъемку парохода «Челюскин» с помощью необитаемого подводного аппарата «Марлин-350». Ранее еще не удавалось сделать качественные съемки парохода — район, где на глубине 50 метров затонуло судно, находится недалеко от Берингова пролива, и здесь очень мощное течение и мутная вода. На видеоизображении отчётливо видны носовая и средняя части судна, прямоугольные иллюминаторы.
Мы ее нашли! Она участница героической челюскинской эпопеи, ведь пассажиров и экипаж парохода «Челюскин» пришлось спасать, по Северному морскому пути «Челюскин» так до конца и не прошел.
Лагерь Шмитда по имени руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта остался жить на льду. Эвакуировали челюскинцев по воздуху. Уэлен сразу 10 женщин и двух детей. Среди них была и Карина Васильева вторая девочка Алла Буйко была чуть постарше Карины, родилась она в августе 1932 года в Ленинграде и ехала с родителями на «Челюскине» тоже на остров Врангеля; на пароходе она стала ходить и начала говорить! В красный день календаря, 7 ноября 2017 года, мы поговорили с Кариной Васильевной о челюскинцах и их судьбах. Карина Васильева живет в Санкт-Петербурге - колыбели революции, по профессии - геолог, пошла по стопам отца, но работала не на севере, а на юге. И в жизни никогда не воспользовалась статусом «участницы челюскинской эпопеи».
Вывез нас со льдины 5 марта 1934 года на самолете Анатолий Ляпидевский, дальше подвез Иван Доронин, ехали мы и на собачках, а вот о том, что в бухту Провидения нас доставил летчик-пограничник Александр Светогоров - я не знала, - говорит Карина Васильевна, которой мы рассказали о забытом участнике спасательной операции Александре Светогорове, и о том, что обошли его наградой, и о том, что разбился он в 1935 году в тайге Хабаровского края и восемьдесят лет не был захоронен, и только в 2016 году последний челюскинец обрел покой на погосте в Хабаровске. О том, что Александр Светогоров «доставил в бухту Провидения первым рейсом челюскинцев, среди которых была женщина с девочкой Кариной», мы сами узнали лишь недавно из исторического формуляра за 1934 год Второго ныне Пятого объединенного авиационного отряда ФСБ России в г. Елизово Камчатского края. Именно летчики-пограничники Камчатки были отправлены на спасение челюскинцев. Фрагмент формуляра мы и зачитали Карине Васильевой. Понимаете, каких-то подробностей помнить я не могу, - говорит Карина Васильевна. Я там была, присутствовала.
Такой исторический факт, не более того. Я ведь такой маленькой была - крохой, ничего не помню, ничего не знаю. Мне потом мама рассказывала, как все было, а недавно я перечитывала ее записи. Когда была еще жива моя мама, Доротея Ивановна умерла в 1994 году , они интересовались судьбой челюскинцев, поддерживали с некоторыми связи, им было интересно общаться, - продолжает она. Но ее уже несколько лет назад тоже нет в живых. Я в общем-то осталась одна из челюскинцев, можно сказать, последняя из могикан. Карина Васильевна говорит, что в свое время поддерживала отношения с челюскинцами: летчиком и первым Героем Советского Союза как раз за спасение челюскинцев Анатолием Ляпидевским, художником Федором Решетниковым, ставшим академиком и вице-президентом Академии художеств СССР, автор знаменитой картины «Опять двойка», Виктором Гуревичем - мотористом с «Челюскина», механиком Александром Погосовым - комендантом взлетно-посадочной полосы в лагере Шмидта, он принимал и отправлял самолеты, руководил действиями строительных бригад и последним вылетел из ледового лагеря, с летчиком и Героем Советского Союза Василием Молоковым.
Видела Карина и самого академика Отто Юльевича Шмидта - начальника экспедиции парохода «Челюскин», конечно не тогда, когда родилась и он ее даже мог нянчить, а уже во взрослом возрасте. По словам Карины Васильевны, «было это в 1952 году, когда Шмидт приезжал в Ленинград, в университет, и читал математические лекции «о сотворении мира» смеется ». И еще из воспоминаний: «Он попросил аудиторию, чтобы я подошла к нему после лекции, так как знал моих родителей и что я тут учусь, но после лекции его окружил народ, а я была стеснительная, и подойти не смогла... Но все они давно умерли.. Возраст, извините!.. У нас же там каждый год, 13 февраля, в день, когда затонул пароход «Челюскин», в ресторане «Прага», что на Арбате, собирались челюскинцы. Отмечали второй день рождения.
Теперь эту вахту подхватили родственники челюскинцев. Но я их уже не знаю, меня с ними ничего не связывает... Вспоминает Карина Васильевна, как побывала уже во взрослой жизни на Чукотке, там где терпел бедствие пароход «Челюскин». Было это в 1984 году - на пятидесятилетие челюскинской эпопеи. Туполева, корреспонденты. Мы были в Анадыре, в Ванкареме, в Уэлене, на мысе Шмидта, словом, в тех точках, где проходила спасательная операция. Помню как самолет пролетал вдоль береговой черты еще тогда Советского Союза, Чукотского моря.
Так вот, позвали меня в какое-то время во время полета в кабину к летчикам и показали ту точку координаты парохода , где и когда я родилась в Карском море... С тех пор никто ничего не организовывал. Но забытой Карина Васильевна себя не чувствует. Говорит, есть люди, которым до сих пор интересно узнать что-то про челюскинцев. Мы не забыты! Вы делаете большое дело - сохраняете память о нашей стране и подвигах нашего народа. Константин Пронякин.
Это было интересное событие и все принимали участие в выборе имени. Было много разных предложений. Но вот прошло имя Карина. Посчитали что это самое удачное имя, поскольку я родилась в Карском море. У меня даже в паспорте записано - место рождение, Карское море. Рождение мое случилось до того, как «Челюскин» попал в ледовый плен. Но родилась я на борту корабля.
Тогда сложилась тяжелая ледовая обстановка. Когда случилось сильное сжатие, разорвало борт, и экспедиция высадилась на лед. Через огромную пробоину можно было выходить на лед. Первые 3 дня было очень сурово, так как все жили в тряпичных палатках при температуре ниже 30 градусов мороза. Потом был готов барак. Его утеплили снегом и льдом. Сделали печку из бочки.
Нас с мамой разместили около печки. Воду топили изо льда. Меня в ней купали. На льдине мы жили 21 день. Елизово, Камчатский край , публикуется впервые: «…В феврале 1934 года эскадрилья послала на помощь челюскинцам три самолета: два АШ-2 и один «Савойя-С62бис, пилотируемый летчиком Светогоровым. Желающих было гораздо больше, желающими лететь были все, но - «товарищи - говорил помполит - мы должны обеспечить неприкосновенность наших границ, а тем самым и успех операции по спасению челюскинцев». И все понимали, что помполит прав и еще больше работали, учились, осваивали новые места.
На его борту находились мощные спасательные средства: два дирижабля, аэросани, нарты, самолет Болотова. Наша экспедиция погрузила на борт парохода самолет «Савойя» С-62 бис - летчик Светогоров, летнаб - Тесаков, техник - Лукичев, стрелок-моторист - Жук. Пытаясь пройти на север, пароход попал в тяжелое положение. Сжатие доходило до такой степени, что в носовой части было повреждено 27 шпангоутов. Можно было ожидать, что экспедиции самой придется высаживаться на лед. Но ветер повернул, и в ледяном поле образовались разводья. Пароход смог выйти на чистую воду.
Через сутки пароход снова встретил крепкий спаянный лед, обойти который было нельзя. Решили производить взлет с ледового аэродрома [около о. Матвея в Беринговом море]. Рано утром 30 апреля самолет взлетел, взяв с собой медикаменты и полярного врача Старокадомского. Уже через несколько минут пароход скрылся в тумане. В течение 4 часов продолжался бреющий полет над ледовым полем, покрытым торосами и разводьями. Вспуганные самолетом взлетали с разводей птицы.
В 8 часов произвели посадку в бухте Провидения, где находилась база экспедиции по спасению челюскинцев. Через день самолет прилетел в бухту Уэлен, откуда в бухту Провидения были доставлены первым рейсом челюскинцы, среди которых была женщина с девочкой Кариной, родившейся на пароходе «Челюскин» в Карском море. Всего самолетом с разных пунктов было переброшено 29 человек челюскинцев. Кроме того, в задачу самолета входило снабжение челюскинцев провизией. И эту задачу экипаж выполнил с честью. По выполнению задания по оказанию помощи челюскинцам экипаж выполнил правительственное задание по перелету на мыс Шмидта. Самолет доставил на мыс Шмидта в помощь местному населению: чукчам и эскимосам врача Старокадомского и медикаменты.
С мыса Шмидта в бухту Провидения были доставлены шесть человек больных цингой из зимующих на пароходе «Хабаровск». На этом были окончены полеты на Крайнем Севере... Штаб спасения челюскинцев Куйбышев Валериан Владимирович 1888-1935 - председатель правительственной комиссии по оказанию помощи челюскинцам Москва. Ушаков Георгий Алексеевич 1901-1963 - уполномоченный правительственной комиссии по спасению экипажа и пассажиров парохода «Челюскин» и покупки у «Pan American Airways Corporation» - национального перевозчика США - самолетов для летчиков С. Леваневского и М. Шмидта Чаунского района ныне округ Эгвекинот , председатель чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина» в районе мыса Северного - Уэлена, ставка - мыс Северный, промежуточная ставка - фактория Ванкарем, затем - мыс Онман, с. Ильхетань в 35 км от Ванкарема, Чукотский национальный округ.
Небольсин Андрей Владимирович 1900-1944 - начальник морского контрольно-пропускного пункта Уэлен, член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина». Утонул при переправе через р. Нева 1 ноября 1941 года, найдет и захоронен в 1999 году, мемориал «Невский Пятачок». Трудолюбов - председатель Чукотского районного исполнительного комитета Уэлен , член чрезвычайной тройки по оказанию помощи пассажирам «Челюскина». Хворостянский Н. Летчики первая группа, Чукотка Куканов Федор Кузьмич 1904-1964 - летчик резерва, командир Чукотской авиагруппы по спасению челюскинцев, база - мыс Северный. Петров Лев Васильевич 1900-1945 - летчик-наблюдатель экипажа Ляпидевского, первый начальник летной чукотской экспедиции.
Руковский Михаил А. Сегодня, 5 марта, большая радость для лагеря челюскинцев и вместе с тем праздник советской авиации. Самолет «АНТ-4» под управлением летчика Ляпидевского, при летчике-наблюдателе Петрове прилетел из Уэллена к нашему лагерю, спустился на подготовленный нами аэродром и благополучно доставил в Уэллен всех бывших на «Челюскине» женщин и обоих детей. Самолет взял направление над льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром. Посадка и подъем были проделаны удивительно четко и с пробегом всего на расстоянии двести метров. Успех полета т. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти сорокаградусный мороз.
Между лагерем и аэродромом образовалась большая полынья, так что для переправы пришлось три километра тащить из лагеря шлюпку через лед.
Гибель "Челюскина"
Маршрут путешествия семёна Челюскина. Маршрут экспедиции Челюскина. Челюскин семён Иванович портрет. Челюскин путешественник. Мыс Наварин тундра. Новая земля. Метеорологическая станция мыс Челюскин.
Крайние точки: мыс Челюскин, мыс Пиай, мыс рока, мыс Дежнева.. Мыс рока, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Пиай на карте. Мыс Харитона Лаптева. Берег Харитона Лаптева на карте. Мыс Челюскин. Крайняя Южная точка России на карте.
Географические координаты крайних точек России. Крайние географические точки России на карте. Экспедиции Лаптевых Челюскина. Великая Северная Экспедиция Челюскин. Мыс Арктический. Полуостров Таймыр Карское море.
Челюскин маршрут экспедиции на карте. Семён Челюскин Таймыр. Мыс Челюскин - Уэлен. Чукотка мыс Дежнева. Чукотка мыс Дежнева на карте. Карта дрейфа парохода Челюскин.
Пароход Челюскин в Чукотском море. Земля Франца Иосифа мыс флигели. Мыс флигели на острове Рудольфа на карте. Мыс флигели на карте. М флигели на карте. Диксон на карте.
Остров Челюскин на карте. Мыс Челюскин самая Северная точка России карта. Полуостров Таймыр на карте.
По съемкам специалистами затонувший объект опознан, как пароход «Челюскин». В настоящее время ледокол Северного флота «Илья Муромец» направляется к острову Врангеля. Также будет выполнен ряд наблюдений и исследований в интересах научной группы Русского географического общества. Экспедиционный отряд Северного флота и Русского географического общества, действуя на ледоколе «Илья Муромец» в районе полуострова Таймыр уже обнаружил следы экспедиции Владимира Русанова, уточнил координаты артиллерийских батарей на побережье Карского моря, в ходе подводных исследований — определил местоположение останков нескольких судов, погибших в Карском море в ХХ веке.
Но, проведя до этого несколько пароходов, «Литке» получил серьезные повреждения обшивки, так что не мог форсировать даже молодой лед. Осознав, что помощи ждать неоткуда, экипаж «Челюскина» стал готовиться к зимовке в условиях дрейфа в открытом море. Нужно было сменить систему отопления, чтобы экономить топливо. Пришлось добывать пресную воду. Спустя почти три месяца дрейфа началось движение льдов — то, чего «челюскинцы» боялись больше всего. Пароход стремительно шел ко дну. За два часа на лед был выгружен подготовленный аварийный запас продовольствия, палатки, спальные мешки, самолет и радио. Выгрузка продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился под воду. Руководители экипажа и экспедиции сошли с парохода последними, за несколько секунд до полного погружения. В тот день, не успев сойти на лед, погиб завхоз Борис Могилевич. Он стал единственным погибшим «челюскинцем». Организованность и дисциплина не только обеспечили сохранность жизни людей, находившихся на дрейфующих льдах, но и создали условия, при которых им могла быть оказана помощь. До этого он совершил 28 вылетов, но лишь 29-й стал удачным. Найти «челюскинцев» мешали погодные условия, в том числе сильный туман. Ляпидевский сумел приземлиться в 40-градусный мороз на площадке размером 150 на 400 метров. Это было невероятно! В тот вылет авиатор вывез 10 женщин и двоих детей, а во второй раз у него отказал двигатель, и ему пришлось присоединился к челюскинцам. Массовая эвакуация началась через 13 дней и продолжалась две недели. Летчики в сложнейших погодных условиях совершили 24 рейса. Остальные были представлены к орденам и медалям. Стоит отметить, что на пустынном берегу Ванкарема к прилету советских летчиков был подготовлен аэродром, готовый к приему самолетов любой конструкции. Хорошо налаженная работа радистов побережья Ледовитого океана позволила с самого начала ежедневно иметь двустороннюю радиосвязь. А жители побережья Чукотки, привлеченные к оказанию помощи, в стужу, холод и пургу самоотверженно выполняли задания по созданию баз, устройству посадочных площадок, а также по расчистке аэродромов от снега. Начиная с 7 апреля установилась погода, что позволило провести решающие операции по спасению людей. Прибывшие советские летчики вывезли сначала пять человек — 7 апреля, затем 22 человека — 10 апреля и 35 человек — 11 апреля. Руководитель экспедиции О. Шмидт К 13 апреля авиаторы закончили переброску челюскинцев на материк и доставили больного на тот момент Шмидта в город Ном на Аляску. Бобровым и капитаном В. Историю о мужественном корабле-герое будут рассказывать в школах, а дети придумают игру «челюскинец ». Казалось бы подробности эпопеи уже давно всем известны, но историю нашей страны переписывают в зависимости от политической ситуации и нам уже не верится, что у того или иного события не было двойного дна. Так произошло и с пароходом «Челюскин ». За последние десятилетия катастрофу в Чукотском море окутали легенды. Самая дерзкая из которых, что пароход «Челюскин » ушел в Арктику не один, а в сопровождении корабля-двойника. По легенде ледокол «Челюскин » прикрывал большой корабль, на котором находилось несколько тысяч заключенных, которых везли на рудники на смертельную каторгу. Миф о обретает все новыми деталями и подробностями. Чем же на самом деле является челюскинская эпопея - тщательно скрываемой тайной ГУЛАГа или политической акцией, в основе которой лежало огромное желание власти спасти оставшихся в заложниках граждан страны. Несмотря на это Норвегия долго претендовала на землю Франца Иосифа. По замыслу вождя по Северному морскому пути должны были двигаться караваны на Дальний Восток, но этот путь надо было прорубить во льдах и оснастить метео- и радиостанциями, портами и населенными пунктами. В 1933 году впервые за одну навигацию по Северному морскому пути прошел «Сибиряков », но таких кораблей у СССР было мало, да и те были иностранными - купленные за валюту. К тому же и ледорезы могли брать на борт, очень мало груза. Энтузиасты полярники пытались доказать всему миру, что через льды могут проходить и простые суда, которые кстати тоже строили за границей и покупали за большие деньги, и это в то время когда страна голодала. В плане Наркомвода на 1933 год экспедиция из Ленинграда во Владивосток не значилась. Профессор Отто Шмидт пытался доказать необходимость сквозного прохода по Северному морскому пути. Через два месяца корабль был готов, он назывался «Лена », а затем переименован в «Челюскин ». Это был для речных и морских перевозок. Более того судно не совершило ни одного испытательного плавания. Капитаном парохода «Челюскин » был назначен Владимир Воронин - капитан дальнего плавания с большим опытом. Прибыв в порт приписки 11 июля 1933 года, Воронин осмотрел судно. То, что увидел капитан, сильно расстроило его: «…Набор корпуса слаб. Ширина ледокола «Челюскин» большая. Скуловая часть будет сильно подвергаться ударам, что скажется на прочности корпуса. Он был не первым кого насторожил пароход. Оказывается, что судно не было принято комиссией Наркомвода. Позже предпочли забыть еще об одном факте. Когда «Челюскин» строился в Дании, за всем процессом наблюдал Петр Визайс, который и пошел на этот пароход капитаном, а Владимир Воронин согласился идти в Арктику только пассажиром. В Ленинградском порту пароход явно перегрузили. Часть экспедиции составляли геодезисты, которые ехали на остров Врангеля на зимовку и большинство груза, включая бревна для постройки домов «Челюскин » вез для них. Предполагалось, что корабль будет сопровождать ледокол «Красин », а ледорез «Федор Липке » встретит «Челюскин » в Чукотском море и поведет дальше. Для них «Челюскин» тоже вез 3000 тонн угля. Кроме того на пароход погрузили 500 тонн пресной воды, коров и свиней, в результате судно на 80 см ушло ниже ватерлинии. Об этом знал Отто Шмидт, но освоение Арктики имело большое значение. Ленинградцы провожали в плавание чудо датского кораблестроения. Контингент на «Челюскин » подобрался интернациональный и разношерстный. Костяк составлял сплоченный коллектив сибиряковцев - кинооператоры, журналисты, художники, плотники. Также на «Челюскине » было и несколько женщин. Члены экспедиции знали, что отправляются в нетуристический. Как только вышли из порта, у судна сразу же обнаружилась неполадка - перегрелись подшипники. Через четыре дня пароход прибыл в Копенгаген, где на месте его отремонтировали. В это время капитан Визайс по непонятным причинам сошел в порту и не вернулся к своим обязанностям, а Владимир Воронин, не дождавшись подмены, был вынужден возглавить плавание. Через Баренцево море «Челюскин » отправился в Карское море, где было самое сложное - лед. Во время похода слабый пароход плохо слушался руля. Команда часто производила осмотр корпуса изнутри, и поврежденные места, подкрепляли деревянными клиньями. Идущий впереди и пробивающий дорогу «Красин » развернулся и прибыл на помощь. Течь была ликвидирована. В тот же день Отто Шмидт получил правительственную телеграмму, и, не прочитав ее, положил в карман, а радисту Кренкелю сказал, что пока отвечать не будем. Поступил бы он, тогда как написано в телеграмме дальнейшая судьба парохода «Челюскин» выглядела бы иначе. Он раскроет карты, но отступать будет поздно. Команда притихла. Руководитель экспедиции рассказал о полученной телеграмме, где говорилось, чтобы часть экипажа судна и экспедиция пересела на ледокол «Красин », а пароходу «Челюскин » предписывалось вернуться в Мурманск на ремонт. Шмидт спросил у команды о готовности идти дальше, на что получил согласие. За это время команде не раз приходилось выгружаться на лед. Пароход был на грани крушения, но опасность отступала и «Челюскин » шел дальше. Когда до Берингова пролива оставалось две мили ледокол «Красин » ушел со сломанными гребными винтами на ремонт. Это был тот самый Его величество случай, но «Челюскину » не повезло. Пароход неожиданно сковало льдами и понесло на север по Чукотскому морю. В каютах говорили о зимовке, а капитан знал, что судно не выдержит. Рядом был ледорез «Федор Липке », но Отто Шмидт отказался от его помощи, чем упустил второй шанс приблизиться к кораблю. Корпус парохода «Челюскин » крепко врос в многометровую толщу льда, и в течение еще четырех месяцев дрейфовал по просторам Чукотского моря, пока не наступило 13 февраля 1934 года. Команда не спала, так как ночью тронулся лед и корпус заскрипел от сжатия, на котором после того образовалась трещина. К утру, она приняла чудовищные размеры, даже лед стал проникать внутрь. Внезапно с ходового мостика позвали капитана, и он увидел огромный высокий ледовый вал. Торосы двигались прямо на пароход. Для «Челюскина » настал критический момент, и капитан отдал приказ об эвакуации. Паники места не было. Каждый отвечал за свой участок работы. Пароход уходил под воду толчками, как бы корчился в предсмертных судорогах. На снег полетели ящики с консервами, приборы, брикеты угля, листы фанеры, тюки с меховой одеждой, палатки, мешки с мукой и сахаром. Вскоре судно ушло под лед. Быстро темнело, экипаж «Челюскина » срочно ставил палатки для женщин и детей, плотники строили барак, повара разбирали провизию и обустраивали камбуз. Эрнест Кренкель безуспешно возился с радиостанцией при свете фонаря. Наконец он услышал знакомые позывные, и в Москву сразу полетела первая радиограмма о гибели парохода «Челюскин ». Его назовут съездом расстрелянных, ведь большинство бросивших вызов вождю закончат свою жизнь в подвалах Лубянки. Но тогда Сталину нужна была поддержка. Великий комбинатор придумал гениальный ход. Все мгновенно забыли об истинных причинах и предпосылках трагедии, а на повестке дня остался один вопрос - спасение челюскинцев. Сразу же была создана правительственная комиссия во главе с Куйбышевым. Весь мир должен был знать что СССР не жалеет на заботу своих граждан ни сил, ни средств. Освещение прессой жизни лагеря Шмидта можно смело назвать предтечи современных реалити-шоу.
Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк — одно бревно, которое вёз с собою». Позднее именно эта запись в журнале и станет главном доказательством географического открытия Семена Ивановича Челюскина. Дорога в заброшенном посёлке Челюскин Удивительно, но тогда три столетия назад одно из самых значительных географических открытий XVIII века, которое позволило уточнить карту Северной Евразии современники так и не смогли оценить по достоинству. И только столетие спустя Александр Миддендорф к юбилею памятного события предложил РГО переименовать северную оконечность Евразии в мыс Челюскина. Выброшенный буксир И только в 1919 году сотрудничавший с российскими полярными исследователями норвежский океанограф Отто Свердруп современными научными методами подтвердил, что именно этот мыс и есть северная оконечность Евразии. С тех пор мыс Челюскин стал магнитом для многих полярных исследователей, таких как Норденшельд, Нансен, Толль, Вилькицкий, Амундсен и многие другие. Мыс Челюскин В 1932 году здесь была сооружена первая полярная станция под руководством Рудольфа Самойловича, которая действует до наших дней. Позднее здесь началась легендарная зимовка Ивана Папанина и его товарищей в 1934-1935 годах. Со временем полярная станция разрослась до посёлка, в котором проживало несколько сотен человек. Появились пограничники, был построен самый северный континентальный аэродром в мире. И вся эта "цивилизация" крутилась, вертелась, функционировала вплоть до начала 1990-х годов. Потом случилось то, что случилось.
Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин»
Шмидт Отто Юльевич Северный морской путь. Отто Юльевич Шмидт экспедиции на карте. Челюскин маршрут экспедиции. Отто Юльевич Шмидт маршрут экспедиции. Экспедиция Челюскина 1933. Ледокол Челюскин. Спасение парохода Челюскин. Эпопея Челюскина. Эпопея Челюскинцев сообщение.
Челюскинская эпопея. Семён Иванович Челюскин пароход. Ледокольный пароход Челюскин. Шмидт Челюскин. Ледокол Челюскин 1934. Челюскин пароход. Челюскин гибель парохода 1934. Гибель Челюскина 1934.
Гибель Челюскинцев. Гибель Челюскина 1973. Громов гибель Челюскина. Челюскин 1933. Спасение экспедиции пароход Челюскин. Челюскин памятник Арсеньево. Урочище Челюскин Челябинская область. Лагерь Шмидта в Арктике.
Крушение Челюскин. Пароход Челюскин на дне. Отто Шмидт Челюскинцы. Экспедиция корабля Челюскин. Экспедиция Шмидта 1934. Челюскин что открыл. Корабль Челюскина. Когда затонул Челюскин.
Экспедиция Шмидта на Челюскине. Полярная Экспедиция Шмидта на корабле Челюскин. Челюскин Экспедиция 18 век. Решетников Челюскин. Гибель Челюскина. Арктика гравюра. Спасение Челюскинцев 1934 карта. Челюскинцы карта.
Все эти детали в точности повторяют фрагменты литературного опуса Белимова. Те же имена, то же чудесное спасение, те же священники и коротковолновики-рекордсмены… Обращает на себя внимание тот факт, что все без исключения интервью, воспоминания и публикации такого рода появились позже публикации работы Белимова. Я занялся детальным анализом описанных событий в сравнении с другими известными источниками.
Первоначальное мнение о реальности версии Белимова у меня кардинально изменилось. Результатом этого явилась большая аналитическая статья о версиях экспедиции «Челюскина», впервые опубликованная в конце сентября 2004 г. В ней однозначно сделан вывод, что работа Белимова является литературной выдумкой.
Через год на основе дополнительных данных мною опубликованы результаты продолжения поиска, снимающая остававшимися не проясненными вопросы. Настоящая статья объединяет анализ всех найденных документов и свидетельств. Основная официальная версия Пароход водоизмещением 7500 т под названием «Лена» отправился в свое первое плавание из Копенгагена 3 июня 1933 г.
Первый переход он совершил в Ленинград, куда прибыл уже 5 июня 1933 г. Он получил новое название - "Челюскин" в память русского мореплавателя и исследователя севера С. Пароход сразу стали готовить к длительному плаванию в северных морях.
На верфи судостроители за шесть дней устранили замеченные дефекты. Затем переход в Мурманск с дополнительной погрузкой. Техника получила пополнение в виде самолета-амфибии "Ш-2".
Плавание шло успешно вплоть до Новой Земли. Серьезная деформация корпуса и течь появились 13 августа 1933 года. Встал вопрос о возврате назад, но было принято решение продолжать путь.
Важное событие принесло Карское море - у Доротеи Ивановны девичья фамилия Дорфман и Василия Гавриловича Васильевых, направлявшихся на зимовку на остров Врангеля, родилась дочь. Запись о рождении была сделана В. Ворониным в судовом журнале "Челюскина".
Эта запись гласила: "31 августа. Утром 1 сентября по судовой трансляции прозвучало: "Товарищи, поздравляем с появлением нового члена нашей экспедиции. Теперь у нас 113 человек.
Жена геодезиста Васильева родила дочку". Корабли приветствовали друг друга. В Восточно-Сибирском море стали попадаться тяжелые льды; 9 и 10 сентября "Челюскин" получил вмятины по правому и левому борту.
Лопнул один из шпангоутов. Усилилась течь судна... Опыт дальневосточных капитанов, плававших северными морями, утверждал: 15-20 сентября - самый поздний срок для входа в Берингов пролив.
Плавание осенью в Арктике - дело трудное. Зимой - невозможное. Уже на этом этапе руководству экспедиции пришлось думать о возможной зимовке во льдах.
В один из осенне-зимних сентябрьских дней осенних по календарю, зимних по холоду к «Челюскину» прибыло несколько собачьих упряжек. Это был визит вежливости и дружбы чукчей, поселок которых находился в 35 километрах от парохода. Никто не знал, сколько времени продлится ледовое заточение, где каждый лишний человек мог составить достаточно серьезную проблему.
Восемь челюскинцев, больных, слабых, или просто в условиях дрейфа не нужных, были отправлены пешим путем… На корабле осталось 105 человек. До чистой воды оставались считанные мили. Но никакие усилия команды, не смогли спасти положения.
Движение на юг стало невозможным. В проливе началось движение льдов в обратную сторону, и «Челюскин» снова оказался в Чукотском море. Судьба корабля зависела полностью от ледовой обстановки.
Зажатый льдами пароход самостоятельно передвигаться не мог. Судьба оказалась не милостива… Все это предшествовало знаменитой радиограмме О. Шмидта, начинавшейся словами: "13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэллен "Челюскин" затонул, раздавленный сжатием льдов...
О ее действиях постоянно сообщалось в печати. В возможность спасения многие специалисты не верили. Некоторые западные газеты писали, что люди на льду обречены, и возбуждать в них надежды на спасение негуманно, это только усугубит их мучения.
Ледоколов, которые бы могли плавать в зимних условиях Ледовитого океана, тогда еще не было. Надежда была только на авиацию. Правительственная комиссия направила на спасение три группы самолетов.
Отметим, что кроме двух «Флейстеров» и одного «Юнкерса» остальные самолеты были отечественными. Итоги работы экипажей таковы: Анатолий Ляпидевский сделал один рейс и вывез 12 человек; Василий Молоков за девять рейсов - 39 человек; Каманин за девять рейсов - 34 человека; Михаил Водопьянов совершил три рейса и вывез 10 человек; Маврикий Слепнев за один рейс - пять человек, Иван Доронин и Михаил Бабушкин сделали по одному рейсу и вывезли по два человека. Два месяца, с 13 февраля по 13 апреля 1934г.
Сохранить человеческий коллектив в таких экстремальных условиях - большой подвиг. История освоения Арктики знает случаи, когда люди в таких условиях не только теряли способность к коллективной борьбе за жизнь, но даже ради личного спасения совершали по отношению к товарищам тяжкие преступления. Душой лагеря был Отто Юльевич Шмидт.
Там, на льдине, Шмидт издавал стенную газету и читал лекции по философии, о чем ежедневно сообщалось во всей центральной советской прессе. Вся мировая общественность, специалисты авиации и полярники дали челюскинской эпопее наивысшую оценку. В связи с успешным окончанием эпопеи была учреждена высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза.
Оно было присвоено летчикам А. Ляпидевскому, С. Леваневскому, М.
Слепневу, В. Молокову, Н. Каманину, М.
Водопьянову, И. Одновременно все они были награждены орденами Ленина. Были награждены все бортмеханики, включая двух американских.
Все участники экспедиции, находившиеся на льдине, кроме детей, были награждены орденами Красного звезды. Дополнительная неофициальная версия В 1997 г. Его автором выступил Анатолий Стефанович Прокопенко, историк-архивист, в прошлом возглавлял знаменитый Особый архив ныне Центр хранения историко-документальных коллекций — огромное сверхсекретное хранилище трофейных документов из двадцати европейских стран.
После Особого архива — заместитель председателя Комитета по делам архивов правительства РФ, консультант Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при президенте РФ. В газете было сказано буквально следующее: «Из фонда знаменитого полярного летчика Молокова можно узнать, отчего Сталин отказался от иностранной помощи при спасении экипажа ледокола «Челюскин». А оттого, что волею судеб поблизости вмерзла в лед баржа-могила с заключенными».
Версия о наличии второго корабля в экспедиции «Челюскина» описана Эдуардом Ивановичем Белимовым в работе «Тайна экспедиции «Челюскина». Автор работы - Э Белимов - кандидат филологических наук, более двадцати лет работал в НЭТИ на кафедре иностранных языков, затем уехал в Израиль. Он изложил свою версию событий в виде рассказа сына человека, выжившего после гибели второго парохода «Пижма», ведомого кораблем «Челюскин».
Этот человек стал также близким другом родившейся на «Челюскине» Карины. Такой источник информации заставляет воспринимать каждое слово и деталь очень серьезно. В газете «Версты» появилась практически идентичная версия от лица гражданина Израиля Иосифа Закса, на сведения которого сослались питерские журналисты.
Он утверждает, что зимой 1934 года в Чукотском море по указанию Сталина был взорван и затоплен корабль "Пижма", который сопровождал легендарного "Челюскина". По словам Закса, на борту этого судна, а точнее, в трюмах, находились 2000 заключенных, которых везли на работу на рудники Чукотки под конвоем сотрудников НКВД. Среди заключенных на "Пижме" находилась большая группа классных радиолюбителей-коротковолновиков.
После взрывов на «Пижме» они добрались до запасного комплекта радиопередатчика, и их позывные услышали на базах американской авиации. Правда, летчики успели спасти немногих. Позже все спасенные, в том числе и отец Иосифа Закса, будто бы приняли другое гражданство.
Похоже, что Яков Самойлович у Э. Белимова в точности соответствует Иосифу Заксу, цитируемому петербуржцами. Корреспондент газеты «Труд» в Казани 18 июля.
Гурьянова о том, что его наставник, летчик полярной авиации, говорил, что в 1934 году он перехватил радиосеанс американских летчиков, базирующихся на Аляске. История была похожа на легенду. Речь шла о спасении русских в районе гибели "Челюскина", но не членов экипажа, не участников научной экспедиции Отто Шмидта, а каких-то таинственных политзаключенных, оказавшихся в районе знаменитого дрейфа челюскинцев.
После знакомства с версией Белимова ему стало ясно, о чем была речь. В отличие от ранее опубликованной версии Белимова в телевизионной версии охранники взяли с собой семьи. Цель "Пижмы" проверить возможность доставки ЗК по морскому пути в это время.
Когда "Челюскин" попал в ледовый плен и началась операция по его спасению, было принято решение взорвать "Пижму". Семьи охранников были перевезены на санях к "Челюскину", а 2000 заключенных ушли на дно вместе с кораблем. В середине сентября 2004 г.
Александр Щегорцов написал, что, по его мнению, гипотеза о втором судне, следовавшим за «Челюскиным», имеет право на существование. Возможно, судно имело другое название не «Пижма» и вполне вероятно оно не затонуло, как «Челюскин». При этом никаких дополнительных оснований для своего мнения автор не привел.
К сожалению, такое сообщение очень похоже на старый «армянский» анекдот: Правда ли, что академик Амбарцумян выиграл в лотерее сто тысяч? Отвечаем: правда, но не академик, а дворник, и не выиграл, а проиграл, и не в лотерее, а в карты, и не сто тысяч, а сто рублей. Прошу прощения за такое отступление от серьезного духа изложения.
Обсуждение версий Первоначально заметим, что ни одна из версий не исключает другую. Официальная версия как бы не знает о существовании других вариантов, живет или делает вид независимо. Вторая версия мрачно дополняет первую, дает расширительное нечеловеческое толкование реализации целей экспедиции.
Название парохода на носу и на корме не сохранилось. Но специалисты по съемкам идентифицировали затонувший объект, как пароход "Челюскин". Комплексная экспедиция продолжается. Об этом ранее писала "РГ". Ледокол Северного флота "Илья Муромец", на борту которого и работают исследователи, отправился к острову Врангеля.
Известны факты, когда немецкая подводная лодка уничтожала полярные станции, расположенные на островах. Очень важно помнить и постоянно напоминать о подвиге наших соотечественников, защищавших Арктику. А морской буксир МБ-12 отряда судов вспомогательного флота отправится на Северный остров Новой Земли. Военные и ученые выполнят реконструкцию маршрута экспедиции Владимира Русанова, которую он совершил 110 лет назад. Попутно посмотрят, в каком состоянии находятся объекты культурного и природного наследия на этом северном архипелаге, обследуют экологическое состояние, выполнят биологические наблюдения. Забытые острова Еще одна задача у этого экспедиционного отряда появилась совсем недавно. Он образовался в результате таяния ледника. И нами было принято решение, что экспедиционный отряд зайдет в залив Вилькицкого, исследует эти места и, если позволит ледовая обстановка, попробует высадиться на ранее неизвестный остров, - рассказал Сергей Чуркин. По маршруту следования участники проекта установят памятные знаки в честь экспедиций знаменитых русских путешественников. На острове Наблюдений появится знак в память о Русской полярной экспедиции Эдуарда Толля, на острове Геркулес - об экспедиции Владимира Русанова, на острове Геральд - об экспедиции Георгия Ушакова. Кроме того, предполагается проводить подводный поиск исторических объектов. Так, например, отдельную остановку предполагается сделать в месте гибели парохода «Челюскин». Он затонул, раздавленный льдами, в Чукотском море в феврале 1934 года. Известно, что Чукотское море мелководное, пароход лежит на глубине примерно 50 метров. И с помощью гидроакустических средств вполне возможно получить немало информации о его сегодняшнем состоянии.
Ледокол "Челюскин": история и судьба
Гибель «Челюскина» На арктическом льду осталось 104 человека, включая двоих детей, одним из которых была новорождённая дочь геодезиста Васильева Карина. На борту «Челюскина», вышедшего из Мурманска, находилось в общей сложности 111 пассажиров. Фото © РИА Новости. К началу сентября "Челюскин" вышел на открытую воду, но здесь вместо таранящих судно льдин пришлось преодолевать жестокую качку.