За один день более 1000 человек, некоторые из которых специально приезжают в Петербург в этот день, открывают для себя литературный Петербург, населенный героями Достоевского. В то же время Мединский отметил, что Достоевского, безусловно, надо изучать в школе.
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Горького состоялась межвузовская научно-практическая конференция «…Был у последнего мгновения и теперь еще раз живу! Достоевского: образ, стиль, философия, контекст к 200-летнему юбилею писателя. Конференция была организована кафедрой русской классической литературы и славистики. Помимо преподавателей, аспирантов и студентов Литературного института им А. Ессентуки, Колледжа музыкально-театрального искусства им.
Также на портале представлены видеолекции и научные работы, посвященные литературному наследию классика. Новости по теме.
Это и духовно-нравственное воспитание, моральные основы. Смотрю на учеников воскресных школ — они другие и определённо не стали хуже своих сверстников от того, что послушали проповедь», — отметила Вербицкая. По словам Людмилы Вербицкой, сейчас обсуждается итоговый список литературы, который будет рекомендован для изучения в школах.
Пока неизвестно, сколько произведений в них войдёт.
Узнать больше о его биографии и творчестве сегодня можно благодаря «Московской электронной школе». Федор Михайлович родился в небогатой многодетной семье и с ранних лет знал, что он будет писателем. О своих юных годах он вспоминал так: «Мечтали мы только о поэзии и о поэтах». И после окончания училища Достоевский твердо решил все свое время посвятить литературе и творчеству. Узнать самые важные факты из жизни автора, его семьи, а также о первых шагах в литературе можно в видеоуроке.
Закрепить знания поможет кроссворд «Жизнь гения». Разгадав его, можно узнать больше не только о самом Достоевском, но и о философах и критиках, которые писали о нем. С детства одним из самых любимых русских поэтов Федора Достоевского был Александр Пушкин. Многие его стихотворения будущий писатель знал наизусть. Также Достоевский увлекался европейской литературой. С помощью интерактивного теста можно узнать о том, какие книги были любимыми в семье писателя , а также малоизвестные факты о его финансовом положении в разное время.
В 1845 году Федор Михайлович закончил свой первый роман «Бедные люди».
Встреча c митрополитом Аристархом и А.Д. Достоевским
Читайте также: От Достоевского до QR-кодов на выход из дома Литература без обязаловки Чтобы тиктокеры не уничтожили память о великом писателе, его книги «нужно актуализировать и рассматривать через существующие реалии», отметил политолог Сергей Марков. Он привёл как пример роман «Преступление и наказание», где поднята «актуальная для нашего времени проблема: имеет ли гражданин право убивать человека, которого он считает плохим, бесполезным». Но она, к сожалению, растворяется, разбегается. Нужно концентрировать эту мысль.
То же самое касается «Бесов». По сути, это роман об иностранных агентах. Через такую современность и нужно смотреть на Достоевского.
Если этого не делать, то те же самые проблемы, озвученные в «Преступлении и наказании», в «Идиоте», в «Бесах», придут к нам, но уже в западных комиксах. Угроза Достоевскому — западные комиксы и плохое преподавание литературы», — сказал ForPost Марков. Заслуженный учитель России Лев Соболев также считает, что настало время менять методику преподавания литературы в школе.
Однако вряд ли эти реформы приведут к желаемому результату, считает он: «Литература — предмет специфический, требующий серьёзных усилий и не имеющий отношения к прагматике. Если ты будешь усиленно заниматься математикой, то у тебя больше шансов поступить в вуз, найти высокооплачиваемую работу. От того, что ты будешь знать все романы Достоевского, в твоей жизни, скорее всего, ничего не изменится.
Поэтому я бы в старших классах преподавал литературу факультативно. Изучать этот предмет без обязаловки было бы куда интересней. Реализовать эту реформу непросто.
На всю Россию всего около полумиллиона словесников.
Но насколько легко дается учеба в другой стране? Как можно преодолеть языковой барьер? Реально ли за год выучить русский язык так, чтобы поступить в университет?
Герцена, литературно-мемориальным музеем Ф. Достоевского, Омским государственным университетом им. Достоевского в национальных культурах».
В течении трёх дней в различных секциях «Достоевский и мировая литература», «Переводы произведений Достоевского», «Достоевский и русская литература», «Выступления молодых исследователей» учёные обсуждали вопросы влияния Достоевского на мировую литературу, русскую литературу, тюркоязычную литературу, проблемы перевода его произведений, вопросы интерпретации творчества писателя в школах и в университетах, а также особенности его стиля.
Такое напряжение, столкновение исследовательских взглядов для развития науки необходимо. Во всех докладах с той или иной стороны актуализировались разные аспекты изучения биографии и произведений писателя. Очень современно прозвучал доклад профессора Иркутского университета О. Юрьевой «Ф.
Достоевский об образовании, воспитании и национальном учителе». Состоявшееся во второй день секционное заседание объединило преподавателей, учителей, аспирантов, магистрантов и студентов.
ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ!
- Достоевский Фёдор | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
- Достоевский, Фёдор Михайлович — Википедия
- Биография Федора Достоевского: родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя
- Поиск по сайту
- Владимир Мединский призвал не навязывать Достоевского в школах | РВС
Достоевский и мы
Достоевский Ф.М. в 1863 году (с) Wikimedia В российских школах не нужно навязывать изучение книг Федора Достоевского. И после окончания училища Достоевский твердо решил все свое время посвятить литературе и творчеству. Ректором Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского с 20 декабря назначен Сергей Замятин. Изучение творчества русского писателя Федора Достоевского хотели запретить в Миланском государственном университете, передает «Российская газета».
Владимир Мединский: творчество Достоевского не нужно навязывать в школах
Но насколько легко дается учеба в другой стране? Как можно преодолеть языковой барьер? Реально ли за год выучить русский язык так, чтобы поступить в университет?
При этом Достоевский добился цели, которую себе ставил, он стал профессиональным литератором и зарабатывал только писательским трудом, что было относительно редким явлением в те времена, когда писателями были либо праздные богачи, либо высокопоставленные чиновники. Достоевский не был самым высокооплачиваемым писателем в стране, но зарабатывал достаточно.
Сам он оценивал свой средний годовой доход в 8—10 тысяч рублей, что позволяло ему ни в чём себе не отказывать и содержать семью. При этом Достоевский совершенно не умел управляться с деньгами. Один его приятель вспоминал, что юный Достоевский в годы учёбы однажды получил из дома тысячу рублей сумму, которой студенту хватило бы почти на год жизни , но уже не следующий день вынужден был занимать у него 5 рублей. Несмотря на неплохой доход, Достоевский постоянно был в долгах, доходило до того, что он вынужден был скрываться от кредиторов.
Своего племянника в письме, присланном из Москвы, он просил ни в коем случае не раскрывать его местонахождение кредиторам. Ситуация улучшилась только в 70-е, когда его жена взяла на себя все финансовые вопросы и стабилизировала бюджет, а сам Достоевский наконец отказался от игры в казино. Достоевский конкурировал за звание главного русского писателя с двумя выдающимися современниками: Тургеневым и Толстым. С Тургеневым конкуренция была особо острой, поскольку дополнялась ещё и личной враждой, возникшей ещё в молодые годы в литературных кружках столицы.
Поначалу наиболее высоко котировался Тургенев, затем пальму первенства перехватил Толстой. Но к концу жизни Достоевский сравнялся с Толстым. Достоевского часто критиковали за бедность языка. Выдающийся художник слова Бунин морщился: "Знаете, почему у Достоевского нет описаний природы?
Да потому что он не умеет писать! В "Бесах" он выступает уже не как писатель, а как пророк и визионер. В сцене бала, в описании одного из выступавших революционеров, ясно угадывается грядущий вождь пролетариата Ленин: "Улыбок не примерял, хотя часто и плотоядно улыбался. Ростом он был мал, лет сорока на вид, лысый и плешивый, с седоватою бородкой, одет прилично.
Но всего интереснее было, что он с каждым поворотом подымал вверх свой правый кулак, мотал им в воздухе над головою и вдруг опускал его вниз, как будто разбивая в прах какого-то сопротивника". Достоевский признавал, что его язык нельзя оценить как вершину мастерства, но на это у него были вполне убедительные аргументы. И Тургенев потомственный миллионер , и Толстой аристократ-миллионер никогда ни в чём не нуждались и могли позволить себе потратить год на то, чтобы обдумать, как лучше сформулировать пару строк из произведения. Тогда как Достоевский творил в условиях жесточайшего цейтнота, подгоняемый растущими долгами и нетерпеливыми издателями.
При этом Тургенев за почти полувековой период творчества написал 5 романов, как и Толстой за более чем 60-летний период. Тогда как Достоевский за 25 лет творчества создал 8 полноценных романов. Достоевский ещё при жизни утвердился в России в роли одного из главных писателей. А после его смерти началось триумфальное шествие его произведений по западным странам, где случился настоящий вал изданий его сочинений.
Великие мастера оценивали его труды по-разному. Набоков и Бунин считали, что он не умел писать. Горький полагал его вторым гением в литературе после Шекспира, но гением злым. Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он учился.
Эйнштейн считал "Братьев Карамазовых" величайшей из прочитанных им книг, а папа римский Бенедикт XVI цитировал Достоевского в своих энцикликах. Многими исследователями Достоевский рассматривается как предтеча и вдохновитель экзистенциализма — одного из самых влиятельных философских течений ХХ века. В западном мире он считается одним из двух главных русских писателей наряду с Толстым и является неотъемлемой частью также и общемировой культуры, о чём красноречиво говорит огромное количество экранизаций, театральных постановок и переизданий Достоевского. В России у наследия Достоевского была более сложная судьба.
При жизни он был признанным гением и великим мастером, но случившаяся в ХХ веке революция спутала карты. Для большевиков Достоевский, начинавший как революционер, а закончивший как христианин и консерватор, был раздражителем. Ленин ужасно не любил его творчество. Достоевский с его взглядами совершенно не вписывался в эту компанию и особой популярностью не пользовался.
Второе рождение Достоевского состоялось уже при Хрущёве. В послевоенные годы мировой кинематограф испытал новый виток интереса к писателю. В 1951-м году Куросава экранизирует "Идиота". В 1956-м французы снимают "Преступление и наказание" с тогда уже великим Жаном Габеном.
В 1957-м Висконти снимает "Белые ночи" с Мастрояни в главной роли и получает награду Венецианского кинофестиваля. В 1958-м американцы снимают "Братьев Карамазовых", фильм входит в десятку лучших фильмов года. В СССР, разумеется, не могли не заметить всплеск интереса к писателю и рассудили, что негоже отдавать товарища Достоевского в лапы буржуев.
Обращаясь к родителям, Достоевский говорит от имени общества, государства, отечества: «Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая: что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться от своего гражданского долга и станут искать уединения или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших обязанностей. Всего ужаснее то, что это так распространено... Таким образом, в воспитании подрастающего поколения Достоевский видит не только личное дело родителей, но их гражданский долг, который они обязаны выполнять со всем подобающим старанием и ответственностью за будущее своей страны: «Пусть мы умрем, но останутся дети наши, а после них - их дети», - писал Достоевский в романе «Подросток». Самое страшное для будущего России - молодое поколение, выросшее без идеалов, без высшей идеи. Воспитание верований и убеждений тем более важно, что, как полагал Достоевский, «теперешний юный народ» очень сильно отличается от предшествующих поколений: они «как-то решительнее и гораздо короче на сомнения и размышления». Если «прежние», надумав какие-нибудь фантастические проекты, их «не исполняли и много что поверяли их под клятвою какому-нибудь товарищу, а теперешние надумают да и выполнят».
Если прежнее поколение «связывало и чувство их долга, ощущение обязанности, - к отцам, к матерям, к известным верованиям и принципам», то в нынешнем «связи эти и ощущения стали несколько слабее. Меньше удержу и внешнего и пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя внутреннего, в себе самом заключающегося». Поэтому из современной молодежи очень легко сделать «настеганное стадо» 1, 24; 51 , лишь уверив молодых людей в том, что «они собраны во имя чего-то высшего и прекрасного, во имя какого-то удивительного самопожертвования для величайших целей» 1, 24; 52. Появление разрушительных нигилистических и революционных идей Достоевский напрямую связывал с идейным крахом старшего поколения, оставившего в воспоминаниях «цинизм, глумление, безжалостные посягновения на первые нежные святые верования детей» 1, 22; 102. Такое «либеральное воспитание» произвело «совсем обратные следствия», и юноши и подростки стали искать новых путей, прямо начав с «отпора тому ненавистному циклу идей, которые встретили они в детстве, в своих жалких родных гнездах» 1, 22; 102. Достоевский предупреждал, что «во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях» 1, 21; 131 особенно сильна опасность «заражения» ложными, губительными «идейками», позволяющими человеку, не считая себя мерзавцем и даже не будучи им, делать «явную и бесспорную мерзость». В этом видит Достоевский «самую болезненную и грустную черту» своего времени. В таких условиях бессмысленно требовать от молодежи «стойкости» и «зрелости убеждений» - ведь их не было даже у их отцов, «а теперь менее чем когда-нибудь есть». Что можно ожидать от юношей, если «с самого первого детства своего эти дети встречали в семействах своих один лишь цинизм, высокомерное и равнодушное большею частию отрицание; если слово "отечество" произносилось перед ними не иначе как с насмешливой складкой, если к делу России все воспитывающее их относились с презрением или равнодушием; если великодушнейшие из отцов и воспитателей их твердили им лишь об идеях "общечеловеческих"; если еще в детстве их прогоняли их нянек за то, что те над колыбельками их читали "Богородицу"» 1, 21; 134-135.
Достоевский был убежден, что будущее страны, ее свобода и независимость зависят от степени развития науки и образования, и потому одной из главных государственных задач писатель полагал создание истинно национальной системы образования, без которой невозможно будет противостоять все более динамично развивающимся «западным соседям»: «Воюют не столько оружием, сколько умом». Чтобы изобретать «такие машины», которые смогут обеспечить свободу и независимость страны, нужна, как утверждает Достоевский, «наука самостоятельная, а не покупная; своя, а не выписанная; укоренившаяся и свободная». А для того, чтобы такая наука появилась в стране, нужна развитая и мощная система образования, на которую нужно затрачивать «по пелпгогичесний журнал епшнортосгпнп и 6 73 , яо17 йЖавя крайней мере столько же, как и на войско, если мы хотим догнать хоть какую-нибудь из великих держав» - иначе будет только «потрясение, а не просвещение» 1, 21; 92-93. Великий мыслитель был убежден: «Чем богаче духовно нация, тем она и матерьяльно богаче» 1, 26; 31. Поэтому образование в деле нравственного и духовного возрождения нации должно сыграть, по мнению Достоевского, огромную роль. Полагая, что труд является «самым сильным средством перевоспитания, переделки оскорбленной и опороченной души в ясную и честную» 1, 22; 20 , писатель предупреждает, что напрасно «вся педагогика ушла теперь в заботу об облегчении», так как «облегчение вовсе не есть развитие, а, даже напротив, есть отупение». Получение знаний должно стать для ребенка первой поистине трудовой школой: «Две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием а если хотите, так и страданием , проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа, из которой сплошь да рядом выходит ни то ни се, ни доброе, ни злое даже и в разврате не развратное и в добродетели не добродетельное» 1, 22; 9. Особое место в системе национального образования писатель уделяет изучению русского языка и литературы. Достоевский утверждал: «Язык - народ, в нашем языке это синонимы, и какая в этом богатая глубокая мысль!
Утверждая, что «язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли... Слово для Достоевского является оглашением мира, Вседержительным началом, в котором воплощена святая святых нации - деятельность народного духа. Мыслительная деятельность человека напрямую зависит от языка, ведь человек мыслит «стихийной основной силой языка», и потому «чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль» 23; 80. Достоевский убежден, что в школе нужно непременно «заучивать наизусть памятники нашего слова, с наших древних времен - из летописей, из былин и даже с церковнославянского языка, - и непременно наизусть, невзирая даже на ретроградство заучивания наизусть». Только изучив родной язык, приучив себя на этом языке мыслить, можно извлечь пользу из «оригинальной русской способности европейского языкознания и многоязычия», ведь «только лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде». Иностранный язык лишь тогда поможет расширить «формы нашей мысли», когда из иностранного языка «мы невидимо возьмем» «несколько чуждых нашему языку форм и согласим их, тоже невидимо и невольно, с формами нашей мысли» 1, 23; 81. Рассуждения о национальной унификации, подражательность, стремление петь «с чужого голоса», Достоевский связывает с пренебрежительным отношением русской интеллигенции к родному языку и словесности. Мыслитель был убежден: усвоив лишь «чужой жаргон», «ползая рабски перед формами языка и перед мнением» французских гарсонов, русский человек может усвоить лишь «парикмахерское нахальство фразы, а затем, пожалуй, и мысли» 1, 23; 79.
В 1859 году Достоевский вышел в отставку и получил разрешение жить в Твери. В конце года писатель переехал в Петербург. В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья". В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата. Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы. Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку. Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года. В этот период произошло много событий в их жизни. За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке. Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе "Игрок". На вершине творчества В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург. Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя. Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается.
Мединский заявил, что школьникам не надо навязывать Достоевского
Мединский считает, что Достоевского не надо навязывать школьникам | К 195-летию великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского Президентская библиотека представляет электронную коллекцию «Мир Достоевского». |
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях | Присвоение имени Достоевского накладывает особую ответственность, поэтому в планах академии проект «Достоевский 100». |
Достоевский Фёдор | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов | "По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. |
ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика | И после окончания училища Достоевский твердо решил все свое время посвятить литературе и творчеству. |
«Достоевский. Insight» | В монографии обобщается опыт преподавания Достоевского в XX веке и предлагается современная концепция изучения творчества писателя в средней и высшей школе, в основе. |
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Лекторий «Dостоевский» — просто о сложном и важном. Цель проекта — представить наиболее достоверную информацию о культурном наследии и истории России в достойном качестве и в доступной форме широкой аудитории. Задачи: Предоставить доступ к проверенной информации из первоисточников, привлечь к реализации проекта специалистов из сферы культуры музеи, библиотеки, архивы, театры и т. Представить качественный контент во всех смыслах, привлечь лучших производителей видео- и аудиопродукции. Представить контент в доступной и интересной форме, простым языком и с наглядным иллюстративным рядом.
Dostoevsky in essence, the goals and objectives of the national education as an integral part of his teaching about the "Russian idea".
Arguing that the foundations of personality are laid in early childhood, Dostoevsky pays special attention to family education, developing a typology of the "Russian family and highlighting three types: "lazy", "casual" and "pious". The main task of state-building, the writer sees the formation of a "national identity" is possible only with the help of designed and built in accordance with the national interests of the system of upbringing and education, both school and higher education. A crucial role in this process Dostoevsky assigns to the family, school and national teacher. Текст научной работы на тему «Ф. Юрьева Ф.
Аннотация: В статье рассматриваются воззрения Ф. Достоевского на сущность, цели и задачи национального воспитания и образования, являющиеся составной частью его учения о «русской идее». Утверждая, что основы личности закладываются в раннем детстве, Достоевский особое внимание уделяет семейному воспитанию, разрабатывая типологию «русского семейства» и выделяя три его типа: «ленивое», «случайное» и «благочестивое». Главную задачу государственного строительства писатель видит в формировании «национальной личности», возможном лишь при помощи продуманной и выстроенной в соответствии с национальными интересами системы воспитания и образования, как школьного, так и высшего. Решающую роль в этом процессе Достоевский отводит семье, школе и национальному учителю.
В творчестве Ф. Достоевского нет «оформленного» в определенную систему учения о воспитании и образовании. Но нет у писателя произведения, в котором бы в той или иной степени эти проблемы не поднимались. Поступки, судьбы героев его романов так или иначе объясняются тем, в каких семьях и как они росли и воспитывались, какое образование получили, как происходило в связи с этим их самоопределение в обществе и мире. Можно сказать, что мысли Достоевского о воспитании и образовании являются неотъемлемой частью его учения о «русской идее», представляющей собою обширный эйдологический комплекс, включающий в себя не только представления о сущности национального сознания и характера, но и основных векторах его развития -всечеловеческом и национальном.
Мыслитель утверждал, что русская национальная идея является неотъемлемой частью «общечеловеческой идеи» 1, 23; 31 , более того, становясь идеей государственной, «русская идея» органически перерастает из общенациональной идеи во всечеловеческую. Необходимость формирования национальной русской идеи Достоевский связывал с проблемой будущности государства как самостоятельной национальной единицы. Он был убежден: «При начале всякого народа, всякой национальности идея нравственная всегда предшествовала зарождению национальности, ибо она же и создавала ее» 1, 26; 155. Достоевский верил в идею общечеловечности, сущность которой полагал в том, что «падут когда-нибудь, перед светом разума и сознания, естественные преграды и предрассудки, разделяющие до сих пор свободное общение наций эго -измом национальных требований, и что тогда только народы заживут одним духом и ладом, как братья, разумно и любовно стремясь к общей гармонии». И нет ничего выше и «святее этой веры» 1, 25; 19.
Являясь составной часть «русской идеи», «национальная идея» призвана осуществить миссию национального мироустройства, выполнив следующие функции: стать основой национальной самоидентификации народа; способствовать внутринациональному примирению между народом и «образованным классом»; содействовать формированию истинной «русской национальной личности»; стать основой национального искусства, призванного духовно преобразить нацию: «национальная идея русская есть, в конце концов, лишь всемирное общечеловеческое единение» 1, 25; 20. Задумывался Достоевский и над задачами формирования такой личности. Можно выделить несколько основных аспектов, оговоренных писателем в различных источниках. Главными факторами формирования национальной личности Достоевский полагал семью, школу, русский язык и литературу. Размышляя о русском национальном укладе, Достоевский совершает истинное открытие, предложив актуальную и сегодня, точную и емкую типологию русского семейства.
Писатель рассматривает три типа русского семейства: «случайное» 1, 25; 173 , «ленивое» 1, 20; 181 и «благочестивое» 1, 21; 134. Мыслитель утверждал, что лишь в лоне «благочестивого семейства», основанного на принципах любви и взаимопонимания, ориентированного на религиозное и «гражданственное» воспитание, формируется истинная национальная личность. В «исконную русскую идеологию семьи» В. Владимирцев Достоевский включает такие понятия, как основательность, благочестие, «попечительная родительская любовь к детям», забота не только о материальном, но и нравственном, душевном благополучии своего чада, любовные отношения родных и близких, воспитание «сердечной веры» в Христа, благочестие, добротолюбие, красотолюбие, соборность как принцип взаимоотношений с людьми, ощущение причастности своей жизни к мировому всеединству. Все эти понятия ребенок впитывает вместе с живой русской речемыслью, которой так дорожат в «благочестивом семействе».
Достоевский утверждал, что самые главные впечатления своей жизни человек выносит из детства, приобретая в первые три года жизни «целую треть тех идей и познаний, с которыми ляжет стариком в могилу» 1, 22; 9.
Иван Петрович повествователь в романе «Униженные и Оскорбленные» пишет: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…» и у нас возникает вопрос: «это точно Россия XIX века? Не XX-го? Не XXI-го? Почему же описание так подходит? Становится страшно. Когда мы читаем произведения Ф. Достоевского, то понимаем, что он не столько ответил на какие-либо философские вопросы, сколько поставил их. И ценность его творчества еще и в том, что мы сами начинаем задавать вопросы, сомневаться, видеть, как Макар Девушкин, себя и свое общество в страдающих героях. Читатель все больше осознает весь ужас этого мира.
И тогда… пытается найти ответы и решения. В романе «Волхв» [1] английского писателя Джона Фаулза есть очень занимательный диалог: «- Род человеческий - ерунда. Главное - не изменить самому себе. Повернулся ко мне. Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра». Достоевский в романе «Бесы» дважды [2] вложил в уста своих героев такие слова: «Если хочешь победить весь мир, победи себя».
Для меня это выражение — ключ к ответам на большинство вопросов. Ведь никакая великая идея не стоит отказа от морали и совести. Только работая над собой, только неся ответственность за все свои слова и действия, уважая личность в себе и в других, «владея собой» можно «принять сторону добра» и преобразить жизнь хотя бы тех, кто рядом с нами. Я прекрасно понимаю, что мир нельзя взять и изменить по мановению волшебной палочки. Будучи добрым и высоконравственным человеком, выжить очень сложно, практически невозможно, но есть ли у нас другие достойные пути? Можно ненавидеть своего отца, но невозможно сделать так, чтобы не унаследовать его гены, не повторить его черты» [3] , значит нам остается признать ошибки «отцов», принять свое темное начало и совершенствоваться, все-таки «человек — это поле битвы между Богом и дьяволом». Всегда так было, всегда так будет. Проблемы, которые в своих произведениях поднимает Ф. Достоевский вне пространства и времени. Предсказанное в «Бесах» сбывается с пугающей частотой.
Общество деградирует, фанатики продолжают разрушать жизни, люди заняты самолюбованием, лелеяньем своих комплексов и не признают важности чужих жизней и чувств. Список смертных грехов давно пора расширять. Свои «Бесы» и «бесы» есть в каждой стране. Например, роман Тагора Рабиндраната «Дом и мир» считается бенгальскими «Бесами». И каждой стране нужен свой Достоевский Рюноске Акутагаву называют «японским Достоевским». После всего сказанного выше, для меня вопроса «Нужен ли Достоевский» не существует, ведь ответ очевиден — несомненно нужен! Полина Петрова Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра журналистики, 1 курс, 18 лет Нужен ли нам Достоевский? Фёдор Михайлович Достоевский великий писатель 19 века, произведениями которого зачитываются по сей день. Его работы до сих пор экранизируют, ставят спектакли, билеты на которые раскупаются молниеносно. Я люблю Ф.
Достоевского за живые образы воссоздаваемые писателем, за его откровенность по отношению к читателю: на каждой странице произведений содержатся если не ответы на вечные вопросы жизни, то по крайней мере прямые указания на то, каким путём к ним дойти. Повествование ведётся без приукрашиваний, Ф. Достоевский раскрыл нам одну из истин, а именно: «зло является составляющей частью человеческой личности, вечно сопровождающей человечество; демон может проснуться в любой момент в душе человека». Чтобы быть максимально объективной, я провела опрос у людей разного возраста и национальности. Шатунова Тамара, 18 лет, Великий Новгород. Поколение Z. Благодаря школьной программе в моей памяти отложились такие авторы, как: Гоголь, Добролюбов, Достоевский. Потому что, именно это произведение раскрывает в полной мере такую, казалось бы простую тему, как добро и зло. Также, меня зацепил сюжет романа, который постоянно в движении, вихрем кружится вокруг тебя, не разрешая отложить книгу. Несмотря на юный возраст данная героиня обладает мудростью и умом, а также импонирует то, что она заботится о своей семье.
Творчество Фёдора Михайловича - это достояние нашей культуры и поэтому оно заслуживает того, чтобы жить вечно не только на наших полках, но и в наших сердцах. Создать общероссийский, бесплатный банк книг Достоевского. Открывать новые музеи, памятники и поддерживать старые. Близнюк Юрий, 26 лет , Одесса. Поколение Y. Полное разочарование и бездуховность, потеря веры и самобичевание. Гениальное описание поведения среднестатистического человека. Он был человеком тихим, скромным и спокойным, но несмотря на это люди всё равно его отвергали и не принимали, вероятнее всего из-за инфантильности. Но как по мне, она ему не мешала. Это чувство будет появляться в разных поколениях сама по себе.
Думаю, что люди, которые ищут себя и пытаются понять смысл своего существования сами обратят внимание на его творчество. О нем знают в СНГ и за рубежом. Упоминают в фильмах и сериалах, к примеру «Металлист». Читать и обсуждать произведения Достоевского будет ещё много поколений. Лясун Лариса Ибрагимовна, 75, Татарстан. В каждом заложен глубокий смысл, который дано понять не каждому. Такая же статная, гордая и красивая, даже с простой причёской и платьем.
Школьники могут изучить материалы, посвященные жизни и творчеству великого русского писателя. Электронные ресурсы помогут познакомиться с особенностями мировоззрения классика. Ребята смогут совершить прогулку по любимым местам Федора Достоевского, и побывать на уроке, посвященному детству и юности писателя.
Правила комментирования
- Встреча c митрополитом Аристархом и А.Д. Достоевским
- Презентация книги: «Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы»
- Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя - Православный журнал «Фома»
- Содержание
- Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя - Православный журнал «Фома»
- Куда пойти в Краснодаре с 15 по 28 апреля: афиша концертов
Владимир Мединский: творчество Достоевского не нужно навязывать в школах
Insight» 16 сентября 2021 В год 200-летнего юбилея Ф. Insight» — новый формат погружения в контекст литературного наследия. Инсценировка основана на реальных событиях, исторических фактах и документальных свидетельствах.
Ногтем и ножом Достоевский отмечал важные места. Тобольск Татьяна Грязнова. Факсимильное издание, точная копия Евангелия Достоевского, хранится в Новосибирской областной научной библиотеке. Сибирь для писателя стала местом суровых испытаний, местом силы и местом встреч.
С первой женой Достоевский встретился в Семипалатинске. Туда его после омской каторги отправили в бессрочную ссылку солдатом в Сибирский линейный полк. Первая любовь писателя Мария Дмитриевна Исаева была женой местного чиновника: любовь и причина неимоверных страданий. Старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф. Новокузнецк Ирина Мирович рассказывает: «Любовь была настолько сильная, вне земного существования, извне приходящая к Достоевскому, что стала сильнее неурядиц в браке и несчастий. И даже сильнее смерти».
Булгакова "Мастер и Маргарита"» не только стал участником заключительного этапа, но и призёром конференции в направлении «Радиожурналистика», представив аудиоэкскурсию, синхронизированную с картой Москвы, по которой каждый желающий может пройти и узнать интересные и редкие факты о бессмертном произведении.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых празднованию 200-летия со дня рождения Ф.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Поддержите наш сайт Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
Первые романы Достоевского: реакция критиков
- ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - 50 лет
- Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя - Православный журнал «Фома»
- Правила комментирования
- 🔷Школа имени Достоевского🔷 – Telegram
- ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - 50 лет
- Куда пойти в Краснодаре с 15 по 28 апреля: афиша концертов
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Достоевский получил образование в частных пансионах в Москве, а затем в Главном инженерном училище в Петербурге; он потерял родителей в юности. В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая считает, что из школьной программы возможно исключить «Войну и мир» и дополнить ее курсом православной культуры. Присвоение имени Достоевского накладывает особую ответственность, поэтому в планах академии проект «Достоевский 100». Лекторий Достоевский — это универсальная медиатека, в которой собрана актуальная и полезная информация, представленная в доступной и понятной форме. Федор Достоевский окончил училище в 1843 году.
Достоевский Фёдор
Достоевский получил образование в частных пансионах в Москве, а затем в Главном инженерном училище в Петербурге; он потерял родителей в юности. "По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. Все мы говорим на языке, творцами которого стали Достоевский и другие выдающиеся отечественные писатели и поэты, подчеркнул он. Выставочно-просветительские мероприятия, посвященные 200-летию Ф.М. Достоевского, проведены в Российском доме науки и культуры в Берлине. В ходе общения кадеты смогли задать митрополиту Аристарху и Алексею Дмитриевичу Достоевскому свои вопросы и получить на них ответы. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.
Достоевский, Федор Михайлович
Ректором Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского с 20 декабря назначен Сергей Замятин. Рассказываем о том, что происходит в ОмГУ им.Ф.М. Достоевского. Проект лекторий «Достоевский» реализуется и успешно развивается с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». К 195-летию великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского Президентская библиотека представляет электронную коллекцию «Мир Достоевского». Рассказываем о том, что происходит в ОмГУ им.Ф.М. Достоевского.