В праздничной проповеди духовник монастыря отметил, что день Богоявления Господня соединен теснейшим образом с жизнью каждого из собравшихся в храме. В храме Богоявления Господня города Волгограда состоялся традиционный праздник, приуроченный ко дню памяти благоверных князей Петра и Февронии Муромских. снисхождение Святого Духа к Иисусу.
Крещение Господне
В нашей беседе с тремя иеромонахами Соловецкой обители, тоже за время СВО не раз встречавшимися с защитниками Родины в окопе, блиндаже или в госпитальных палатах, мы постарались затронуть и некоторые острые проблемы духовного плана, без решения которых России трудно будет сопротивляться пришествию в мир глобального зла. Имена собеседников изменены.
Последняя стихира, поемая на «Слава и ныне», принадлежит св. Феофану Начертанному, младшему брату св. Феодора Начертанного. Этот песнотворец составил 30 стихир на Богоявление Господне, которые, по утверждению архиепископа Филарета Гумилевского поются теперь с 11 до 19 января включительно, разделяясь примерно по 6 в каждый день. Тропарь Богоявления по своей структуре подобен большинству тропарей двунадесятых праздников. Условно он имеет трехуровневую систему.
Седален по полиелее вновь делает нас участниками спасительного события Крещения Господня, призывая: «Приидите, увидим вернии, где Христос крестися да последуим прочее ко Иордану реце». Далее песнописец, желая усилить чувство трепета к происходящему, говорит: «и увидим тамо Содетеля Адамова, дланию рабскою рукополагаема». Иными словами Творец человека принимает от человека же крещение, при этом, не нуждаясь в нем как Истинный Бог, но как Истинный Человек исполняет повеление пророка. В стихире, поемой по пятидесятом псалме, вновь пересекаются два праздника — Рождество Христово и Крещение Господне: «Бог Слово явися плотию роду человеческому, стояше креститися» и далее: «аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя Бога Превечного». Это песнопение действительно можно назвать стихирой Богоявления, так как в ней отражена двусоставность события: пришествие в мир плотию Слова Божия и явление Пресвятой Троицы на Иордане. Праздничное богослужение имеет два канона. Первый принадлежит преподобному Косьме Маюмскому, второй — преподобному Иоанну Дамаскину.
Канон преподобного Иоанна Дамаскина, как говорит об этом архиепископ Филарет, написан стихами. Первая песнь канона преп. Косьмы воспевает значение праздника, его плоды. Посредством Своего Крещения Господь обновляет истлевшаго Адама, то есть все человечество. Но возможным это стало после того, как Спаситель «в плоть вещественную одеявся» здесь опять пересекаются два праздника. Третья песнь начинается с ликования Церкви, Которая ныне посредством воды и Духа Божия получает своих сыновей, а в событии Крещения — Своего главу, Христа. К этим сыновьям, к верным чадам Христовой Церкви и обращается в следующее тропаре св.
Иоанн Предтеча с пророческим призывом «Христу уготовайте пути и стези правы Богу нашему соделайте». Четвертая песнь полностью посвящена Предтече, а точнее его недоумению относительно самой возможности совершения крещения Христа. Приводимые от лица святого Иоанна Крестителя доводы кажутся убедительными — «Како Отца образ Присносущного омыю, и сено сый огню прикоснуся Твоего Божества». Замечательно в этих тропарях то, что в словах Предтечи нет несогласия или желания избежать исполнения «всякой правды». Напротив, он, понимая все происходящее, лишь задает риторический вопрос: «како руку положу на Тя; Ты бо еси Христос, Божия мудрость и сила». Пятую песнь первого канона косвенно можно отнести к каждому из нас, так как в ней преподобный Косьма говорит о нашем крещении, о его последствии. Первый тропарь говорит о грядущем испытании нашей жизни, о Страшном Суде — «кто показа, непокоривии, гнева вам уклонитися хотящего быти»?
Далее от лица Предтечи идет наставление — «плоды достойны Христу соделайте». Во втором тропаре описывается благодеяние Божие по отношению к нам в ответ на наши достойные плоды — «Земледелец и Создатель, став посреди… бесплодность сжигая, а плодоносным жизнь вечную даруя». Бесплодность, пожигаемая Господом, есть неверие, а плодоносие — напротив, наша вера, и, как следствие — крещение. Шестая песнь продолжает мысль. Если «благоплодные» получают вечную жизнь, то есть и другая сторона, участь неуверовавших — «огнем крестит конечным Христос противныя, а не Бога мудрствующих Его». Те люди, которые по смерти поймут самую главную ошибку своей жизни, несомненно, уверуют во Христа.
Ибо Он, безгрешный по Своей природе, не имел надобности в покаянии и крестился только для того, чтобы освятить воды прикосновением к ним пречистого естества Своего и прообразовать таинство Крещения. Согласно со Священным Преданием, Церковь также именует этот праздник Богоявлением: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение». Это наименование можно найти и в «Постановлениях Апостольских» и в творениях свв. В уставе Православной Церкви и в творениях свв.
Отцов день Крещения Господня или Богоявления именуется также «Просвещением». Бог есть Свет и явился в мир, чтобы просветить его светом веры, познания Триединого Бога, благодатной святой жизнью Мф. Это подчеркивается и в песнопениях праздника: «явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» тропарь праздника , а более подробно раскрывается в светильне праздника: «явися Спас, благодать и истина, во струях Иорданских, и сущия во тьме и сени спящыя просветил есть: ибо прииде и явися Свет неприступный». Однако название «светилен» обусловлено не только духовным его смыслом, но и практикой совершения крещения оглашенных накануне Богоявления. Также праздник именуется «праздником светов», что связанно с той же практикой, так как он относится к свечам, сопутствующим Таинству крещения. Праздник Крещения Господня установлен был еще в первые века христианства. Так, в «Постановлениях Апостольских» сказано: «Да будет у вас в великом уважении день явления, в который Господь явил нам Божество, да будет он в шестой день месяца». Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное бдение указывает св. Климент Алексендрийский. Служба на Крещение Господне схожа со службой на праздник Рождества Христова.
Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику. В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы. На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы. Канун праздника, или навечерие Крещения, называется также сочельником. Богослужение навечерия древнее и относится, по указанию Петра Лебедева, к IV веку, так как в это время уже определилось правило служения навечерия в воскресенье. Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрене. В конце утрени — отпуст праздника.
После праздничной Литургии совершается Великое освящение воды. Рассмотрим более подробно те песнопения, которые предлагает нам Святая Церковь в дни празднования Крещения Господня. Стихиры на «Господи воззвах», которые поются на вечерне праздника, следующей сразу за Царскими часами и изобразительными навечерия, исполнены не только человеческим, но и ангельским удивлением перед случившемся событием: «Избавителю нашему от раба крещаему, и Духа пришествием свидетельствуему, ужасошася зряще ангельская воинства». Но, вместе с тем данная группа стихир имеет своей главной задачей прославление Безгрешного Христа, облекшегося в наше естество, что подчеркнуто в каждом из этих песнопений. Также прослеживается мысль о будущих страданиях Спасителя, нашем оправдании: «Сей избавляй Израиля», «свобождай нас от истления», «спасти хотя заблуждшаго человека…оставления сподобил еси нас» — поем мы крестившемуся Господу. На вечерне читаются 13 паремий. Первая, говоря о воде, над которой при сотворении мира, «Дух Божий ношашеся», преобразовательно указывая на духовное пакибытие и просвещение в таинстве крещения. Вторая изображает Божественную власть Господа над водами Чермного Красного моря, расступившимися для спасения Израиля и соединившимися для погибели Египтян, и духовно живописует таинство Святого Крещения. После 3 паремий чтец возглашает тропари, прославляющие человеколюбие Сотворившего мир: «Человеколюбче, слава Тебе».
Традиции В храмах 18 и 19 января служатся молебны. На праздничной литургии читают все отрывки из Нового Завета, посвященные отмечаемому событию. Также церковь в этот день освящает воду. Чин освящения проводят на водоемах в специальных прорубях — иорданях. После крестного хода вечером 18 января верующие окунаются в прорубь, чтобы символично закрепить очищение от грехов. Это наиболее популярная традиция Крещения.
Крещение Господне. Богоявление.
Из текста Евангелия мы знаем, что в этот день Иисус Христос принял крещение от рук пророка Иоанна Предтечи. Произошло знаменательное событие на реке Иордан. В народных традициях накануне Крещения завершаются рождественские Святки. Источник: Freepik История праздника Происхождение праздника уходит корнями в далекое прошлое и отсылает к одному из важнейших событий земной жизни Иисуса Христа — крещению. Как гласит Евангелие, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан. Там иудеи традиционно совершали религиозные обряды омовения. Проповедник показал людям путь к покаянию и очищению от грехов через крещение в водах реки. Иоанн Предтеча пророчил о скором пришествии Мессии, призывая готовиться к этому событию. В один из дней к священной реке пришел Иисус Христос с просьбой крестить его. Никогда не видевший Иисуса Иоанн Предтеча сразу понял, кто явился перед ним.
Проповедник совершил таинство крещения, во время которого на Спасителя снизошел Святой Дух в облике голубя и небесный голос назвал Иисуса своим Сыном. Явившееся собравшимся чудо дало второе название этому празднику — Богоявление. Есть у праздника и третье название — Просвещение, или Святые Светы. Оно символизирует свет, которым пронизан этот день. Христос являет собой свет истинный, несет его в этот мир и просвещает им. Традиции празднования Крещения Господня Этот день связан с рядом религиозных традиций и обрядов, объединенных общей темой очищения и возрождения. Верующие посещают церковную службу, исповедуются, причащаются, освящают воду в храмах, а также совершают погружение в купель. Само слово «крещение» в переводе с древнегреческого языка означает «погружение в воду», указывая на важность воды как ведущего символа этого праздника. Источник: Freepik Праздничное богослужение В Крещенский сочельник проводится особая литургия.
Верующим рекомендуется посетить утреннее и вечернее богослужения 18 января и литургию в день самого праздника. В читаемых во время церковных служб текстах рассказывается не только о событиях праздника, но и объясняются его значения, а также даются воспоминания всех прообразов, предсказаний и пророчеств предшествовавших Богоявлению. Источник: Freepik Освящение воды Центральное событие праздника — освящение воды. Великое водосвятие совершается дважды — накануне и после литургии 19 января. В эти дни в храме можно встретить даже тех, кто далек от веры и не посещает службы в повседневной жизни. Неважно в какой из этих двух дней люди будут набирать крещенскую воду, ее целебные свойства и священность одинаковы. До V века водосвящение проводилось только на месте крещения Иисуса — на берегу реки Иордан.
Перевод: Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!
Развернуть 1. В этот день Бог явил Себя миру в троичности Лиц. Крестясь в Иордане, Христос: установил Таинство Крещения; преподал пример для будущего совершения Таинства Крещения в Церкви; «освятил естество вод»; благословил воду как средство омытия от первородного греха в Таинстве Крещения и освящения людей. С этого момента освящённая священнослужителями вода стала способной служить средством для освящения людей. Иконография Зрительным и смысловым центром композиции всегда являются фигуры Господа Иисуса Христа и Иоанна Крестителя. Господь изображается в водах реки Иордан. Достаточно часто Он бывает представлен делающим шаг вперед. Этим иконографическим решением подчеркивается, что хотя Крещение совершает Иоанн — приоритетная роль принадлежит не Иоанну, а Иисусу Христу Мф.
Событие Богоявление, пришествия в мир Господа должно давать каждому из нас огромные духовные силы, способность преодолевать трудности нашей жизни. Ведь у каждого из нас есть проблемы — большие и маленькие, личные, семейные, связанные с профессиональной деятельностью, — и это нас удручает, угнетает, а иногда делает нас несчастными. Но в свете пришествия в мир Спасителя все эти проблемы становятся микроскопическими. Они нас волнуют, иногда через эти обстоятельства диавол разрушает наш внутренний мир, но каждому христианину нужно помнить, что Господь пришел в мир, и Он из этого мира никуда не ушел, Он присутствует Святым Своим Духом. Всякий раз, когда мы причащаемся Телу и Крови Спасителя, мы реально с Ним соединяемся. И это никакой не обряд, не обычай — это великая тайна соединения Божественного с человеческим, которую мы называем Таинством Святой Евхаристии. И каждый из нас, причастившись Телу и Крови Спасителя, несет в себе частицу Божественной жизни.
Вот почему требуется особое отношение к принятию Святых Христовых Таин. Иногда мы не вполне достойно приступаем к Святой Чаше и причащаемся не во спасение души, а в суд и осуждение. Поэтому всякий раз, когда мы намереваемся приступить к причащению, мы действительно должны осознать свои грехи, исповедовать свои ошибки, примириться с ближними, очистить, насколько мы можем, свою волю, свои чувства, нашу внутреннюю жизнь. Все то, чему мы научаемся через такие события, как Рождество Христово и Его Богоявление, должно помочь нам с вами открыть подлинную перспективу нашей жизни, подлинный ее смысл. Мы часто думаем о решении повседневных проблем: у кого-то они очень большие, как у политиков, у кого-то не столь большие, а у кого-то совсем маленькие, на уровне личных и семейных дел, но на самом деле все это очень важные для нас вопросы и дела.
И потому вода является одной и той же водой, имеющей равную благодать. Приходя в храм — не смущайтесь, вода одна и та же. Самое главное, что она несет благодать освящения; она несет всем тем, кто принимает её с верой и благоговением, освящение, здравие и благословение». Набрать воды в эти дни можно в любом храме, но многие рязанцы традиционно отправляются в Свято-Иоанно-Богословский монастырь, что в селе Пощупово под Рязанью. Местный источник почитается как чудотворный.
Оборудованы здесь и купели — погружение в воду в Крещение является давней благочестивой традицией. Делать это не обязательно, то, что крещенская вода «смывает все грехи» - миф. Однако верующие решаются опуститься в воды, помня о погружении в Иордан Иисуса Христа. Часто оборудованные купели так и зовут — «иорданями». В Рязани погружение в воду в последние годы совершают на Ореховом озере — здесь дежурят спасатели, заранее подготавливают места, где можно переодеться, угощают горячим чаем. Добраться до места можно на автобусах. В этом году, уже по традиции, 18 января митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершит чин великого освящения воды в озере. Начнется богослужение в 23:00.
Крещение Господне, Турицы, День нежности ко всем существам: Праздники и приметы 19 января
Сегодня, в день Богоявления, в Спасо-Преображенском соборе было совершено две Божественные Литургии. День Богоявления В Церкви Крещение Господне по-другому называется праздником Богоявления. Воду, освященную накануне, в Навечерие (иначе называемое крещенским сочельником) и в сам день Богоявления, Церковь именует агиасмой, то есть великой святыней. Братия и гости Раифского монастыря встретили двунадесятый праздник Крещения Господня, именуемый ещё Богоявлением. На Богоявлении заканчиваются святочные вечера, длившиеся двенадцать дней с 7 по 19 января. 27 января является последним днем крещенских торжеств, в который верующие вспоминают Крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей.
Праздник Богоявления: в чем смысл и что делать в этот день
Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, установленный в честь события евангельской истории, крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. 27 января 2023 года, в день отдания праздника Богоявления, день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, председатель Синодального отдела по мон. Праздник Богоявления отметил весь православный мир – от Святой земли, где произошли библейские события, до разных уголков нашей большой страны. БОГОЯВЛЕНИЕ диакон Алексий Кириллин Богоявление – один из двунадесятых праздников, связанный с совершением Иоанном Крестителем над Господом Иисусом Христом ритуального. Смотрите онлайн видео «Православные отмечают праздник Богоявления / События на ТВЦ» на канале «Новости ТВЦ» в хорошем качестве, опубликованное 19 января 2024 г. 12.
Новости и события
В день Богоявления в храме г. Ессентуки службу возглавил епископ Андрей (Кладиев) — правда, молился он, как священник. Важно помнить, что в этот день, как и на само Богоявление Господне, после заамвонной молитвы Литургии (в Крещенский сочельник совершается Литургия Святителя Василия. 19 января 2023 года, в день празднования Святого Богоявления в Покровском ставропигиальном женском монастыре были совершены две Божественные литургии. Братия и гости Раифского монастыря встретили двунадесятый праздник Крещения Господня, именуемый ещё Богоявлением. Вода, освященная в навечерие и день праздника Богоявления Господня, хранится в храмах, а равно и в домах благочестивых христиан.