Урочные лета Урочные лета – термин, который используется в российской исторической литературе для обозначения срока давности поиска и возвращения беглых.
1597 год: Введение "урочных лет" и Пятилетний Срок Сыска Беглых Крестьян
УРОЧНЫЕ ЛЕТА — в 16-17 вв. 5-, 15-летние и др. сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Разбираемся, что такое Заповедные и Урочные лета, выясняем различия и запоминаем! Юрьев день заповедные лета урочные лета. это некий особый период в истории страны, когда принимаются определенные решения или проводятся специальные мероприятия.
Урочные лета - что это?
Содержавшиеся в этих книгах сведения определяли принадлежность крестьян землевладельцу. Таким образом, проводилась перепись населения, позволявшая прикрепить крестьян к месту их жительства и возвращать их в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам. На писцовые книги ориентировались составители Указа 1597 г. По истечении пятилетнего срока бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев и дворян южных и юго-западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых. Поэтому спор из-за рабочих рук между феодалами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала XVII в. По Уложению 1607 г.
При правлении Лжедмитрия I к основному сроку было добавлено 6 месяцев. Таким образом, урочные лета стали составлять 5,5 лет. При Василии Шуйском срок давности для беглых крестьян увеличился до 15 лет. Однако это норма просуществовала недолго из-за восстания Василия Болотникова. При царе Михаиле был установлен срок до 9 лет. Такая норма продержалась на протяжении только 3 лет. Затем она была изменена на 10-летний срок. Также с 1642 года для крестьян, которые были увезены с места жительства новым хозяином не по своей воле, существовала норма 15 лет. Последствия указа Как показали последующие события, правительство оказалось не готовым к развитию ситуации. Причина заключалась в непродуманности принятого решения. Это привело к следующим последствиям: Поскольку большинство крестьян бежало в южные районы страны северные части государства опустели. В результате началось противостояние между феодалами южных и остальных регионов. Обиженные помещики хотели вернуть утраченных людей. Со стороны землевладельцев посыпались жалобы вернуть беглецов, которые поселились на другой территории. В результате суды были завалены огромным количеством документации. Все эти последствия указывают на то, что закрепощение крестьян только усилилось. Даже если их не удавалось вернуть прежнему помещику, они всё равно оставались крепостными на новом месте. Отмена урочных лет В период правления царя Алексея прошёл ряд серьёзных бунтов. Молодой государь был напуган таким развитием событий. Причинами их стали усилившиеся противоречия феодального государства. Для решения проблемы в 1649 году состоялся созыв Земского собора. На нём был принят свод законов, который вышел под названием « Соборное Уложение «. В нём уточнялось, что каждый крепостной крестьянин являлся имуществом своего феодала. Укрывать беглого человека запрещалось. За это предусматривалось наказание. Таким образом, совершилась отмена урочных лет.
Но писцовый наказ, отменяя исковую давность, при этом крепил не отдельные лица, а целые дворы, сложные семейные составы; писцовая приписка к состоянию по месту жительства, захватывавшая крестьян домохозяев с их неотделенными нисходящими и боковыми, вместе с тем укрепляла их и за владельцем, получавшим теперь право искать их в случае побега бессрочно, как холопов, и личную крестьянскую крепость превращала в потомственную. Можно думать, впрочем, что такое расширение крестьянской крепости было только закреплением давно сложившегося фактического положения: в массе крестьянства сын при нормальном наследовании отцовского двора и инвентаря не заключал нового договора с владельцем; только когда наследницей оставалась незамужняя дочь, владелец заключал особый договор с ее женихом, входившим в ее дом «к отца ее ко всему животу». Наказ 1646 г. Потомственность крестьянской крепости поднимала вопрос об отношении государства к владельцу крепостных крестьян. Обеспечивая интересы казны, законодательство еще в XVI в. С начала XVII в. То была генеральная переборка общества по родам государственных тягостей. В отношении к владельческим крестьянам эта переборка осложнялась тем, что между казной, в интересе которой она производилась, и крестьянином стоял землевладелец, у которого были свои интересы.
Можно ли его как-то наказать? Москва 1 ответ Трудовое право Думала что декретные будут такие же как с первым, но почему то сейчас берут за последние два года, фактически у меня там всего 4 рабочих месяца Здравствуйте! Нахожусь в декретном отпуске , сыну 1,5 года. Снова ухожу во второй декрет. Получила больничный лист.
Когда отменили Юрьев день (Крестьянский выход)
Урочные лета, в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Урочные лета, на Руси — в исторической литературе, срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян. Термин закрепился к 1642 году, когда указ об установлении десятилетней давности сыска уже исключительно пользуется словосочетанием «урочные лета». Урочные лета: причины введения, годы существования, какой срок сыска закреплялся, влияние на окончательно закрепощение крестьян.
Учреждение урочных лет
1) название срока: «урочные лета». 2) причины введения данного срока: стремление крепостных крестьян выйти из−под власти помещиков, в результате чего многие вотчины буквально обезлюдели. Лжедмитрий 1 издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5,5 годам. Урочными летами в России конца 16-го века назывался срок, за который владелец мог подать в суд для возвращения своих беглых крестьян. УРОЧНЫЕ ЛЕТА — в 16-17 вв. 5-, 15-летние и др. сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Об "урочных летах" и о продолжении срока сыска беглых крестьян на 10 лет. Другой правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле была отмена урочных лет, давности для исков о беглых крестьянах.
События введение урочных лет
Бывало, придет Юрьев день, заплатишь поборы, да и дело с концом: люб помещик — остался, не люб — пошел куда хошь. Михаил Загоскин. В этом документе и был прописан единый срок крестьянского выхода — за неделю до осеннего дня памяти святого Георгия и неделю после него. В конце XVI века переход крестьян в Юрьев день запретили. Отмена «выхода» означала, что крестьяне должны были оставаться у своего помещика пожизненно. Так у них отобрали последнюю возможность сменить хозяина и постараться улучшить свою жизнь. В этот период и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! И будто он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Поэтому исходный день крестьян называли Юрьев день. Не смотря на большую сумму, явление откупа приняло массовый характер, что никак не устраивало бояр. Им никак не нравилось, что количество работных крестьян стало стремительно уменьшаться. Вторая причина появления этого Указа, что многие вотчины буквально обезлюдили.
В 1597 году Федор Иванович ввел термин «заповедные лета». В связи с переписью российских земель царь временно отменил Юрьев день. Крестьяне лишились последней уступки властей — возможности менять владельца раз в год. Даже после окончания учета государственного имущества Юрьев день не вернули. Крестьяне оказались в полном рабстве.
Интересные факты Крепостничество в России распределялось по территориям неравномерно. Известно, что на западных территориях процент крепостных был значительно выше, чем в других районах. В то время как в Сибири и Поморье крепостного права как такового не было. Извечная вера простого народа в «доброго царя» послужила причиной того, что содержанию Манифеста Александра II многие крестьяне не поверили. Почти сразу после оглашения реформы возникли многочисленные слухи о том, что текст истинного Манифеста от них скрыли, а зачитали подложный: свободу получали сами крестьяне, но их земли оставались в собственности у барина. Крестьянин же являлся пользователем и стать владельцем мог, только выкупив свой надел у помещика. Генетически сформировавшаяся психология крепостных порой приводила к тому, что после реформы крестьяне отказывались от воли просто потому, что не знали, что с нею делать: «Здесь мой дом. Куда я пойду? Например, воспетая Александром Сергеевичем Пушкиным няня, Арина Родионовна, тоже будучи крепостной и получив свободу, отказалась уходить от своих господ, которых любила всей душой.
Четвёртый этап закрепощения крестьян С конца восемнадцатого века до 1861 года крепостничество начало распадаться, а государство стало вводить определённые меры, которые ограничивали крепостнический произвол. При этом, осуждение крепостничества стало одной из либеральных и гуманных идей, которыми увлеклось дворянство. Это всё привело к отмене крепостного права в феврале 1861 года в период правления царя Александра. Это интересно: 2205,Этапы Крестьянской войны под командованием Емельяна Пугачева: изучаем во всех подробностях Последствия закрепощения крестьян Соборное Уложение 1649 г. Крепостничество более чем на два века до 1861 г. Но в XIX в. Крепостничество консервировало отсталые формы общественных отношений. Огромная власть «господ» и полное бесправие крепостных оказывало разлагающее воздействие на нравы и тех и других, еще больше обостряя социальные противоречия. Категории несвободных граждан на Руси Несвободные люди на Руси появились одновременно с формированием государства.
Они могли быть как временно несвободны, так и пожизненно. Разделить их можно условно на три смерды, закупы, холопы. Смерды Смерды — изначально свободные землепашцы, со временем закреплённые на земле, которую обрабатывали. Земля могла, как принадлежать самому смерду и наследоваться его сыновьями, так и быть в собственности князя или монастыря. Смерды были обязаны платить налоги князю и отбывать натуральные повинности, выставлять пешее войско или обеспечивать его лошадьми и фуражом. Помимо несвободы и хозяйственной зависимости они были ущемлены в правах. По Русской Правде за убийство людина свободного общинника полагалась вира 40 гривен, за убийство смерда — 5 гривен. Закупы Закупы — работники, заключившие с феодалом ряд договор , согласно которому продавали себя на определённый срок или до погашения, взятого по ряду. Чаще всего крестьянин, чтобы избежать голодной смерти, брал у феодала семена, инвентарь, скот, реже — деньги.
Селился на земле своего временного хозяина и отдавал часть урожая. После отработки долга был свободен покинуть место жительства. При попытке бежать от землевладельца, не рассчитавшись — становился обельным холопом. Холопы Холопы — наиболее близкая к рабам категория. Обельные холопы были собственностью владельца наравне с утварью и скотом. Дети, рождённые от холопов приплод , становились собственностью хозяина родителей. В холопы чаще всего попадали во время войн и набегов. На вражеской территории брали полон, перегоняли его на свою землю и «холопили», то есть обращали в рабов. Граждане попадали «в неволю» по решению суда, за тяжкие преступления.
Называлось это — «поток и разграбление». Всю семью виновного могли обратить в рабов. Ещё одна категория — долговое рабство, кредиторы могли продать в холопы несостоятельного должника.
Плещеевым, начальником Пушкарского приказа П. Траханиотовым, разгромила двор боярина Б. Морозова - свояка и воспитателя царя Алексея Михайловича Романова. Ухудшение положения народа Смута, вызванная резким ростом социальной несправедливости, разложением боярства элиты и вмешательством внешних сил, заинтересованных в ослаблении и гибели Руси, не завершилась пришествием к власти Романовых и серьёзными уступками Москвы Польше и Швеции Столбовский мир и Деулинское перемирие.
XVII столетие стало «бунташным». Романовы шли по пути вестернизации России перелом произойдёт при Петре Первом ; почти все крупные боярские семьи, которые были причастны к организации Смуты, сохранили свои позиции; происходило оформление крепостного уклада — крестьяне становились собственностью помещика, дворяне укрепляли свои позиции в государстве; происходило увеличение налогов; казаков начали лишать их привилегий, ограничивать. Таким образом, предпосылки Смуты начала столетия никуда не делась — происходило ухудшение экономического и социального положения населения России, то есть социальная справедливость была нарушена и как следствие шёл рост недовольства народа. Русское государство было разорено Смутой, борьбой со шведами, поляками и крымскими татарами. Казне требовались большие средства для укрепления государственности, обеспечения обороны, восстановления и содержания армии. При этом старые источники пополнения казны были подорваны. В частности, некоторые крупные города получили временную льготу от уплаты налогов из-за их полного разорения в годы Смуты.
Среди был ранее один из самых богатых русских городов — Новгород, который шведы вернули по Столбовскому миру в 1617 году. В результате вся тяжесть ликвидации последствий Смуты и интервенции перекладывали на простой народ. Часто стали прибегать к чрезвычайным сборам «пятинных денег». Это был чрезвычайный налог, введенный правительством царя Михаила Федоровича. Пятина представляла собой налог в размере пятой части с чистого годового дохода или с наличного движимого имущества, или с оклада, который устанавливался с учетом движимой и недвижимой собственности. Первый запрос на основе добровольности был назначен Земским собором в 1613 году с монастырей, крупных светских землевладельцев и крупных торговцев, но не дал значительных средств. Поэтому в 1614 году Земский собор назначил сбор пятины, которая падала на торгово-промысловое население города и уезда.
В 1614 - 1619 гг. В январе 1642 года был созван Земской собор по проблеме Азова, захваченного донскими казаками в 1637 году. Дворяне воспользовались случаем и потребовали укрепления и расширения своих прав на землю, обеспечение поместий рабочей силой, защиты от произвола властей и крупных землевладельцев бояр. Также дворяне, монастыри и другие землевладельцы жаловались на бегство и насильственный увод крестьян другими феодалами. Многие требовали отмены урочных лет - срок, в течение которого владельцы могли требовать возвращения им беглых крестьян. В 1637 году правительство Михаила Фёдоровича издало указ об увеличении срока урочных лет до 9, в 1641 году оно увеличило срок до 10 лет для беглых крестьян и до 15 лет для уведённых другими феодалами. В 1645 году служилые люди, собранные под Тулой для возможного отражения нападения крымской орды, снова попросили отменить урочные лета.
При составлении в 1646 году переписных книг было отмечено, что впредь «по тем переписным книгам крестьяне и бобыли, и их дети, братья, и племянники будут крепки и без урочных лет». Это было закреплено в Соборном уложении, и приблизило полное оформление крепостного права. В 1645 году умер царь Михаил Федорович, на престол взошёл его 16-летний сын Алексей Михайлович. При Алексее руководящее положения заняла боярская группировка, в которую входили родственники государя — Милославские и один из крупнейших землевладельцев своего времени, воспитатель царя Борис Иванович Морозов. Боярин стал ещё ближе к молодому царю, когда женился на сестре царицы — Анне Милославской. До конца жизни Морозов оставался самым близким и влиятельным человеком при царе. Он фактически был правителем России.
Современники характеризовали его как человека умного и опытного в политике, проявляющего интерес к западным достижениям. Боярин интересовался техническими и культурными достижениями Европы, приглашал на службу в Россию иностранцев. Этот интерес он сумел привить и своему воспитаннику. Морозов также поощрял увлечение царя духовными вопросами, а «мирские» хлопоты оставил себе.
Учреждение урочных лет
Это заключение подтверждают другие документы. Попробуем заглянуть к соседям волоколамских крестьян — тверским крестьянам, жившим в вотчинах Симеона Бекбулатовича Тверского. Обеспокоенный повальным бегством крестьян, служилый хан в 1580 году послал в свои вотчины писцов, чтобы выяснить причины бедствия. Описание обнаружило любопытные факты. Оказалось, что из 200 отсутствовавших крестьян лишь считанные единицы покинули свои деревни с уплатой «пожилого» в Юрьев день. В подавляющем большинстве крестьяне сбежали из вотчины в голодные весенние месяцы, не заплатив пошлины. Многих свезли к себе соседние феодалы, также без соблюдения правил Юрьева дня. К началу 80-х годов значительная часть сельского населения либо разбежалась, либо вымерла. Деревня напоминала огромный пустырь.
Крестьяне пахали лишь малую часть той пашни, которая кормила их прежде. Под тяжестью катастрофы старый порядок перехода в Юрьев день полностью разладился. Этот сдвиг и запечатлелся в документах о волоколамских крестьянах. Никаких следов законодательной отмены Юрьева дня в них не обнаруживается. При царе Василии Шуйском в 1607 году Поместный приказ издал пространное Уложение о крестьянах, в текст которого была включена своего рода историческая справка. Компетентность составителей Уложения не вызывает сомнения. Уложение вышло из стен того самого Поместного приказа, который издавал и хранил все законы о крестьянах. Этот источник имеет первостепенное значение.
Он окончательно разрушает представление о том, что крестьяне утратили выход при Грозном. Предполагали, что царь Иван, введя «заповедь», провел перепись земель, чтобы закрепить крестьян за землевладельцами. По Уложению, перепись провел не Иван, а Федор. Факты целиком подтверждают эту версию. При Грозном писцы побывали лишь в Новгороде. Общее описание государства было сделано после его смерти. Справку Поместного приказа 1607 года можно проверить с помощью более ранних документов. В 1595 году старцы Пантелеймонова монастыря Де-ревской пятины в своем прошении напомнили царю Федору, что ныне по его царскому указу «крестьяном выходу нет».
Поместный приказ, принявший челобитную, не только не опротестовал это заявление монахов, но и процитировал его в своем судном решении. И челобитная, и решение суда сохранились в оригинале, что придает им особую ценность. Подлинные документы 1595 года, таким образом, полностью подтверждают справку Поместного приказа 1607 года и тем самым дают в руки исследователя неопровержимые доказательства того, что у истоков крепостного режима стоял не Грозный, а Годунов. Но как объяснить тогда другой документ, найденный В. Корецким,— краткую летопись, сообщавшую, что «законный и благочестивый царь» Иван Васильевич наложил «заклятие» на крестьянский выход, а узурпатор Борис нарушил его волю и возобновил Юрьев день во время сильного голода в 1601 —1603 годах? Прежде всего попробуем ответить на вопрос: кем был этот новый свидетель, решительно опровергший заявления Поместного приказа? Может быть, это современник Грозного, непосредственный очевидец событий тех лет? Нет, это не так.
Ее составил безвестный провинциальный дворянин-крепостник, апеллировавший к памяти «благочестивого царя» ради оправдания установившегося режима. Нет и намека на то, что летописец имел под руками подлинные документы о закрепощении: заметка носит чисто литературный характер. Иски помещиков Деревской пятины и записи монахов Иосифо-Волоколамского монастыря очень невнятно рассказали о «заповедных летах». Значительно больше сведений о новых нормах можно почерпнуть из жалованной грамоты городу Торопцу, составленной Поместным приказом дьяка Андрея Щелкалова в 1590 году. Городские власти получили в то время разрешение вернуть на посад своих тяглецов людей, плативших государеву подать — тягло , которые ушли на земли помещиков и монастырей «в заповедные лета». Торопецкая грамота вносит новую поправку в теорию «заповедных лет». Основной «заповедной» нормой считали формальное упразднение Юрьева дня. Однако торо-пецкий документ говорит не о крестьянах, а о посадских людях, никакого отношения к Юрьеву дню не имевших.
Казна издавна получала львиную долю денежных доходов с городских налогоплательщиков. В период «великого разорения» горожане искали спасения в деревне. Города опустели. В рамках «заповедных лет» власти добивались возвращения посадских людей в их старые городские дворы в целях возрождения платежеспособной посадской общины. Введение «заповедных лет» в Торопце означало временное прикрепление разбежавшихся из города налогоплательщиков к тяглой посадской общине. Меры по возрождению городского тягла получили наименование «посадского строения». О них подробнее мы будем говорить ниже. Правительство ратовало за возвращение налогоплательщиков как в городах, так и в деревне.
Чтобы вернуть себе тяглых крестьян, деревские помещики в своих исковых заявлениях старались доказать, что «спорные» крестьяне ушли от них «с тяглые пашни», чем нанесли ущерб казенным податям. Другой пример: администрация «черных» государственных волостей на Двине пожаловалась на разброд волостных крестьян, и Андрей Щелкалов в 1585 году велел сыскать этих крестьян в вотчинах соседнего монастыря и вернуть их в волость «на государеву землю на тяглое место». Последняя грамота, упоминавшая о «заповедных летах», была адресована Никольскому монастырю на Двине и имела дату— 1592 год. В то время Никольские монахи обратились в Москву с просьбой помочь им вернуть на старые тяглые наделы двух крестьян. Один крестьянин покинул монастырскую вотчину, другой остался в ее пределах, но забросил свой надел и ушел в зятья к соседу. Чтобы подкрепить просьбу, монахи тщательно подсчитали, какой убыток казне причинили вышедшие крестьяне. Дьяк Щелкалов не только удовлетворил иск Никольских монахов, но и включил в текст судного решения особую статью, адресованную «черным» волостям, со всех сторон окружавшим владения Никольского монастыря. Волостям воспрещалось вывозить крестьян из Никольской вотчины «в заповедные лета впредь до нашего государева указу».
Двинская грамота 1592 года отразила новый этап в становлении «заповедного» режима. Судя по торопецкой грамоте, правительство считало «заповедными» годы, предшествовавшие 1590 году. На основании двинской грамоты 1592 года можно заключить, что творцы нового режима намеревались распространить действие «заповеди» на все обозримое будущее, хотя при этом они и не отказались от взгляда на нее как на меру временную, которую рано или поздно упразднит особый государев указ. Достоверные источники приказного происхождения 1590—1592 годов позволяют обнаружить наиболее характерные черты «заповедного» режима, находившегося в то время в процессе формирования: «заповедь» имела в виду налогоплательщиков города и деревни; механизм «заповедного» режима приводила в движение инициатива отдельных землевладельцев и феодальных городов; «заповедные лета» функционировали как система временных мер. Можно отметить и еще одну характерную особенность. В большинстве правительственных распоряжений о возвращении тяглых горожан и крестьян на старое место жительства нет термина «заповедные лета».
Введение урочных лет Закрепощение крестьян в Древней Руси длилось на протяжении нескольких веков и представляло собой явление, характерное для развития других феодальных государств. Урочные лета как этап закрепощения крестьян Существуют 2 основных точки зрения по поводу оформления на Руси крепостного права. Обе они были сформулированы в XIX веке. Этой версии придерживались выдающиеся русские историки Сергей Соловьев и Николай Карамзин.
Они полагали, что закрепощение крестьян происходило путем издания серии царских указов. Самым активным сторонником и популяризатором данной гипотезы был известный русский историк Василий Ключевский. По его мнению, оформление крепостного права было естественным процессом, в котором государство не играло ключевой роли. Задолженность крестьян перед помещиками была основным источником закабаления. Введению урочных лет предшествовало установление «заповедных лет» — ограничение на право перехода от одного помещика к другому, которое традиционно осуществлялось на Руси в осенний Юрьев день. Эти ограничения стали появляться еще в конце правления Ивана Грозного — с 1581 года.
Все началось с Юрьева дня в первом Судебнике, затем заповедные лета, урочные годы. Это звенья одной цепи, и рассматривать каждое необходимо во взаимосвязи с другими. Юрьев день Юрьев день - это праздник Святого Юрия в конце ноября.
Со времен первого Судебника 1497 года переход крестьян к другому землевладельцу ограничивался неделей до и неделей после этого дня. Заканчивался цикл сельскохозяйственных работ, выплачивались деньги за пользование подсобными постройками, и семьи землепашцев могли уйти искать себе более легкого хлеба у другого хозяина. Дело в том, что в России существовал дефицит рабочих рук. Государь давал землю за службу, а работать на ней было некому. Поэтому вотчинники и помещики конкурировали между собой, перетягивали крестьян к себе, предоставляли лучшие условия для жизни и труда. Заповедные лета К концу правления Ивана Грозного в экономической сфере царила полная разруха. Проигрываемая Ливонская война и опричная политика подорвали бюджет страны, наблюдалось запустение помещичьих и вотчинных земель. В этих условиях увеличилась миграция населения, крестьяне чаще переезжали с места на место в поисках лучшей жизни. Поэтому Иван на закате своего правления ответил на челобитные своих служилых людей вводом так называемых заповедных лет, которые предварили урочные годы.
Это были периоды запрета крестьянам использовать право Юрьева дня.
Постепенно срок поиска беглецов увеличивался, уже в 1642 году составлял 10 лет, а для увезённых против своей воли крестьян — 15 лет. Устранение урочных лет По факту ликвидировало урочные лета учреждение бессрочного поиска сбежавших крестьян в соответствии с Соборным указом. Документ был подписан в 1649 г царём Алексеем Михайловичем. Историческое значение Историки сходятся на том, что именно установление урочных лет в 90-х годах XVI века стало началом процесса полного закрепощения крестьян. Принятие указа закрепило создание срока, в период которого помещики имели право обращаться в суд для поиска сбежавших. Постепенно этот срок увеличивался, тем самым, навсегда прикрепляя крестьян к земле.
Это событие окончательно закрепило крепостное право в России. Используемая литература: Аракчеев В. Проблема «урочных лет» в русском государстве в конце 16 — начале 17 вв.
Введение урочных лет
Новосельского и Г. Анпилогова , концепция существования урочных лет в начале XVII века является устоявшейся. Однако В. Аракчеев считает, что вся теория существования «урочных лет» в начале XVII века ошибочна. По его утверждению, сам термин начал применяться для сыска беглых крестьян только с 1630-х годов, а указ 1597 года лишь установил отсчёт времени для подачи иска в суд с ноября 1592 года.
XVI в. Соборное уложение 1649 установило бессрочный сыск, что означало… … Энциклопедический словарь Урочные лета — Урочные лета, на Руси срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Урочные лета введены в 1597 году после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет. По указу 24 ноября… … Википедия Урочные лета — в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.
Несмотря на различия между боярами-вотчинниками и дворянами-помещиками в правах распоряжения земельными угодьями и людьми, на них проживающих, формировалась единая позиция землевладельцев по вопросу закрепления крестьян на местах.
Издревле, свободные общинники и равные им, обязывались временно нести государственные повинности в пользу дворянина, на время службы испомещенного на землю, по причине отсутствия денег в казне на оплату его военной службы. Крестьянин раз в году, на Юрьев день мог воспользоваться правом ухода от «худого» помещика, уменьшая доходы от земли. Чтобы оставить в своих поместьях больше работников, землевладельцы требовали от власти ограничить в правах крестьян в своих владениях. В конце XVI века правительство Ивана IV начинают вводить «заповедные лета» на отдельных территориях, приостанавливающих действие права ухода от помещика в Юрьев день.
Если в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его розыске, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем. Норма «урочных лет» прикрепила к земле не только беглых крестьян, но и их детей и жен, ранее не подпадавших под действие «заповедных лет». Любой переход рассматривался как бегство. Беглый подлежал возврату со всей семьей и имуществом.
События введение урочных лет
Урочные лета на Руси, в исторической литературе — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных. Введение заповедных лет Дата. Поэтому власти сначала ввели урочные лета – срок, в течение которого следовало искать покинувшего землю, к которой он приписан, крестьянина и возвращать его обратно.
Урочные лета. Что это?
Урочные лета, как важный этап закрепощения российского крестьянства просуществовали свыше полувека, послужив причиной многих крестьянских выступлений против полного закабаления, а их отмена. С конца XVI в. появляются указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5–15 лет). Урочные лета были введены в 1590-х годах после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет.
Урочные лета дата - фото сборник
Убийца отрицала свою вину, оправдывая себя тем, что «она наводила порядок в своем поместье». Но свидетелей обратного было слишком много. Следователь по делу вдовы Салтыковой, Волков, основываясь на данных домовых книг самой подозреваемой, составил список из 138 фамилий крепостных, судьбу которых предстояло выяснить. Согласно официальным записям 50 человек считались «умершими от болезней», 72 человека - «безвестно отсутствовали», 16 считались «выехавшими к мужу» или «ушедшими в бега». По показаниям крепостных крестьян, полученным во время «повальных обысков» в имении и деревнях помещицы, Салтыковой было убито 75 человек, в основном женщин и девушек. Трупы жертв сообщники Салтычихи хоронили в безымянных могилах или оформляли как умерших естественной смертью. Октябрьским днем 1768 года у позорного столба рядом с Кремлем целый час простояла знатная помещица Дарья Салтыкова. На шее дворянки висела табличка с надписью «мучительница и душегубица». На лобном месте Дарья Николаевна, известная также по прозвищу Салтычиха, оказалась по приговору самой Екатерины Великой за серию убийств крепостных крестьян. Приговор составила сама Екатерина II , в нем детально было описано как само наказание, так и детали его реализации.
Салтычиху лишили дворянского звания. До конца жизни Дарья Салтыкова заключалась в подземную тюрьму, без света и человеческого общения. На каторгу отправились и сообщники Салтычихи. Салтычиха провела в «покаянной камере» московского ивановского монастыря 11 лет, потом е перевели в каменную пристройку, где было окно. По словам свидетелей, она и в заключении осталась злобной скандалисткой, плевалась через окно в прохожих и пыталась достать их палкой. Помещица-садистка Дарья Салтыкова провела в заточении 33 года. Скончалась там же, похоронена на кладбище Донского монастыря. Императрица положила конец зверствам психически неуравновешенной помещицы. Но она же подавила восстание Емельяна Пугачева, отправив последнего на казнь.
Правда, приказав начать четвертование с отсечения головы, чтобы уменьшить страдания Емельяна. Своеобразный «гуманизм» немецкой принцессы… Восстание на заре крепостничества В Советском Союзе историкам было предписано представлять выступлением против крепостного права восстание Ивана Болотникова в 1606-1607 годах. Это было время становления крепостного права. Но выступление, организованное беглым холопом Иваном Болотниковым произошло в Смутное время. Это было выступление против власти Василия Шуйского. Сам Болотников объявил себя посланником чудом выжившего царевича Дмитрия, что позволило ему собрать под свои знамена многих крестьян, казаков и дворян. Все восставшие ждали самого Дмитрия, а когда он не появился, стали перебегать на сторону Шуйского. В результате восстание «развалилось», самого Болотникова схватили, ослепили и утопили в проруби. Отмена крепостного права просто осталось за скобками.
Кого хотел освободить Степан Разин Советские историки многократно именовали восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева «борьбой против крепостничества». На самом деле Степан Разин начал свою войну против тогдашнего строя по другим причинам: он мстил за старшего брата Ивана, которого повесили по приказу царского воеводы Долгорукого за неподчинение царскому указу. Месть за смерть брата и желание распространить казацкую вольность на всю Россию и послужили причиной восстания. Но вскоре любовь к грабежам взяла верх над прочими амбициями. И уж никакого отношения к освобождению крепостных крестьян не имел разбойничий поход отряда Разина в Персию. Никаких крестьян он в Персии освобождать не хотел, а лишь грабил прибрежные персидские города и привез из этого похода знаменитую персидскую княжну, воспетую в известной песне. Политиком Стенька Разин был никаким и удержать власть на долгий срок просто не мог, даже если бы и взял Москву. Разбойника четвертовали безо всяких поблажек. Брат Степана Разина, Фрол, закованный и привезенный на место казни брата, желая смягчить свою участь, крикнул: «Слово и дело государево»!
Он знал, что власти интересуются кладом, который по слухам спрятал Разин. Степан, которому уже отрубили руки и ноги, успел проорать: «Молчи, собака»! Степану отрубили голову, а Фрола отвезли в Москву, желая выведать тайну клада. Долго пытали, но клад не нашли. После чего его казнили, как и Степана. Награбленные сокровища Степана Разина российские кладоискатели ищут до сих пор. Однако он опять-таки предпочитал делу освобождения крестьян обыкновенный грабеж. Его любимым развлечением было, после взятия того или иного укрепления правительственных сил, вешать коменданта. А затем насиловать его жену на глазах у своей разбойничьей армии.
Таким способом Емельян Пугачев демонстрировал свою мужскую силу. Скольких крепостных Пугачев освободил и наделил землей? Заниматься такими «мелочами» ему было некогда. Россказни советских историков о борьбе Разина и Пугачева «против крепостничества» критики не выдерживают. В, Милова. Кого хотели «разбудить» декабристы Русские дворяне, участвовавшие в походах против Наполеона за границу, набрались в Европе достаточно модных в то время идей. Включая отмену крепостного права. Но Северное и Южное общества декабристов так и не смогли прийти к единому мнению по крестьянскому вопросу. Они планировали свергнуть самодержавие и убить императора вместе с семьей.
Но будет ли будущая Россия республикой по образцу США или конституционной монархией, по образцу Англии, так и не решили. Крестьянам хотели выделить по 2 десятины земли и на двор. Хотя в то время для прокорма одной крестьянской семьи нужно было минимум 4. Даже император Павел I планировал выделить 15 десятин на семью. Восстание 14 декабря 1825 года было спланировано и проведено бездарно, отчего сразу же и провалилось. Люди, планировавшие начать освобождение страны с убийства царя и всей его семьи, не освободили ни одного из своих собственных крепостных, коих у них было немало. Заговор с целью государственного переворота с неясными целыми не мог принести России ни свободы, ни процветания. Место крепостничества в нашей истории Действительно ли крепостное право было «исконно русским явлением»? Ведь различные формы зависимости одних людей от других существовали на Руси всегда.
А знаменитый «Путь из варяг в греки» существовал не только для торговли мехами, воском и пенькой. Но были это захваченные в боях или невольники из других племен? Дело уж очень давнее. В ранней Руси все крестьяне были свободны. Постепенное подчинение центральной власти коснулось всех слоев общества. Крепостное право, в том виде, в котором мы его знаем из русской классики, просуществовало а России примерно 250 лет. В 1581 году был отменен Юрьев день, когда крестьянин, расплатившись с землевладельцем, мог уйти. Официально Крепостное право было введено Соборным уложением 1649 года, при царе Алексее Михайловиче. В 1649 году Соборное уложение отменило «урочные лета», срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных.
Таким образом был закреплен бессрочный сыск беглых крестьян. Хронология закрепощения российских крестьян выглядит так: 1497 год - Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому - Юрьев день. Весь 18 век - постепенное усиление крепостного права в России. Крестьяне, прикрепленные к земле, не могли покидать наделы во время неурожая, что гарантировало доход казне. Отменит это бесправие российского крестьянина лишь государь Александр II в 1861 году. Все ли российские крестьяне были крепостными? Историки спорят: была крепостными одна треть или половина российских крестьян? На Севере, в Финляндии, Прибалтике, в Сибири и в казачьих областях крепостного права не было. Годом основания казачества считается 12 мая 1570 года.
К началу Первой мировой войны в Российской империи было 11 казачьих войск. Выражение «С Дону выдачи нет» означало, что крепостной, сбежавший от своего помещика и добравшийся до казачьих земель, становился вольным казаком и не мог быть выдан своему бывшему хозяину. Российское государство, таким образом, защищало свои границы, а казачьи войска получали постоянное пополнение. Но ведь крепостных крестьян в России 250 лет могли продавать как скот. Было ли это явление исконно российским? В Европе закрепощение крестьян началось с девятого века. Феодалы получали от монархов земли в награду за свою службу и прочие заслуги. Но зачем им была нужна земля без крестьян? Кто-то должен был эту землю обрабатывать.
Свободные крестьяне не стали бы просто так отдавать солидную часть своего труда землевладельцам. В Западной Европе на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы, немецкие кнехты. В Восточной Европе — польские хлопы. Элементы крепостного права исчезли в 16-18 веках. В Центральной и Восточной Европе в это же время существовали наиболее тяжелые формы крепостного права. Оно было отменено в этих краях в ходе буржуазных реформ 18-19 веков. Германия, Польша, Австро-Венгрия отменили крепостное право лишь в девятнадцатом веке. Вот как эти принципы формулировались в Северных землях Германии: Ничто не принадлежит вам, душа принадлежит Богу, а ваши тела, имущество и всё что вы имеете, является моим. Из помещичьего устава, определяющего повинности крестьян, Шлезвиг-Гольштейн, 1740 год В Дании крепостное право было сходным с немецким.
Однако в Швеции и Норвегии оно не сложилось. Европейские феодалы сами решали, на ком жениться их вассалам. В прекрасной Франции В конце мая 1358 года во Франции вспыхнуло крестьянское восстание, получившее название «Жакерия». Название происходит от презрительной клички «Жак-простак» Jacques Bonhomme , данной французским крепостным. Во время Столетней войны страну разоряли как английские солдаты, так и шайки собственных разбойников из числа солдат дофина. Восстание вспыхнуло в области Бовези к северу от Парижа. Окрыленные победой, крестьяне решили выступить против своих сеньоров с оружием в руках. Восстание распространилось в Пикардии, Иль-де-Франс и Шампани. У восставших не было плана.
Они жгли замки, уничтожали документы, где были зафиксированы крестьянские повинности, жестоко убивали феодалов и насиловали их жен, как бы в отместку за «право первой ночи». Лозунгом крестьян был: «Истребить всех знатных людей до единого». Восстание началось со ста человек, по пути их следование, к ним присоединялись единомышленники. Сначала их стало 6 тысяч, потом к ним присоединялись все новые и новые крестьяне. Во главе восстания встал Гийом Каль, уже прошедший военную службу. Его назвали «Генеральным капитаном Жаков» он даже организовал канцелярию. Одновременно в крестьянами, началось восстание ремесленников в Париже, которое возглавил купец Этьен Марсель, встав во главе 3 тысяч восставших. Они ворвались в королевский дворец и убили ближайших советников короля Карла. Однако самому дофину Марсель обещал всяческое покровительство.
Но дофин Карл предпочел тайно бежать из Парижа и начать собирать силы для борьбы с бунтовщиками. Собранные им отряды феодалов отрезали дороги, по которым снабжалась продовольствием французская столица. Парижу угрожал голод. Гийом Каль пытался соединить свои силы с восставшими парижанами, но граждане Париже не открыли ворота крестьянам. То же самое произошло в Санлисе и Амьене. Французские феодалы, оправившись от страха, перешли в контрнаступление под предводительством дофина Карла. Против крестьян выступил король Наварры Карл Злой, пытавшийся в неразберихе захватить французский престол. Карл Злой вызвал к себе в лагерь Гийома Каля, якобы, для переговоров. Поверив «рыцарскому слову» короля, Каль, не обеспечив себе безопасность, явился в лагерь, где был схвачен и закован в цепи.
Одновременно был атакован лагерь крестьян-мятежников. Оставшиеся без своего умелого вождя, крестьяне, были вскоре разбиты. Другой дворянский отряд, шедший на помощь Карлу, уничтожил 1 300 человек, затем были убиты еще 800 человек. Триста крестьян укрылись в монастыре, но войска Карла сожгли их живьем. Кровавая расправа феодалов над бунтовщиками длилась до августа 1368 года и унесла жизни более 20 тысяч человек. Гийом Марсель вступил в переговоры с Карлом Злым, намереваясь сдать ему Париж, но не успел: 31 июля 1358 года он был убит сторонниками дофина, когда обходил посты. В доброй старой Англии В Англии в XIV веке барщинная система приходила в упадок: феодалы повсеместно заменяли ее на денежный оброк. Часть крестьян беднела и разорялась и превращалась в батраков. Эпидемия чумы в 1348-49 годах опустошила большую часть Европы.
В Англии вымерло до половины населения страны. Продовольствие подорожало. Тогда король и парламент в интересах нанимателей провели ряд законов, враждебных батракам и всем людям наемного труда. Так закон обязывал всех работоспособных граждан обоего пола в возрасте от 12 до 60 лет наниматься на работу за ту плату, которая существовала до эпидемии чумы. За отказ от найма и самовольный уход от нанимателя грозила тюрьма. Согласно закону от 1361 года, рабочие за самовольный уход от нанимателей, объявлялись вне закона и клеймились каленым железом. Непомерные налоги и гнет крепостного права привели к восстанию Уота Тайлера в 1381 году. Вспыхнувшее в графстве Кент восстание охватило многие регионы страны и быстро докатилось до Лондона. Восставшие, во главе с кровельщиком Уотом Тайлером, воевавшим ранее во Франции, где он приобрел боевой опыт, захватили столицу, на переговоры с ними был вынужден выйти сам король, укрывшийся в Тауэре.
Переговоры эти ничего не дали: ведь королю Ричарду II было всего 14 лет. Требования восставших гласили: 2. Борьба против Джона Гонта - могущественного феодала и основателя династии Ланкастеров. Готовность до конца бороться за достижение указанных целей. Неграмотные крестьяне и ремесленники во всех своих бедах винили «плохих феодалов», оставаясь верными королю. На переговорах малолетний король согласился удовлетворить большинство требований: было отменено крепостное право и снижены налоги. Король велел начать выдачу крестьянам грамот об освобождении от крепостной зависимости, после чего велел им расходиться по домам. Многие зажиточные крестьяне обрадовались и начали покидать столицу. Но малоземельные крестьяне и батраки во главе с Уотом Тайлером, не получившие ничего, потребовали второй встречи с королем.
На этой встрече была представлена вторая программа, где говорилось о возврате феодалами отнятых ими общинных угодий, упразднение дворянских привилегий и равенство всех перед законом. Во время этих переговоров Уот Тайлер был предательски убит мэром Лондона. Подошедшие к этому времени рыцарские отряды из трех графств, где положение было спокойнее, образовали войско, способное противостоять восставшим. Оно начало безжалостный террор против бунтовщиков, большинство из которых уже покидало Лондон. Лишившиеся своего вождя крестьяне были крайне разобщены и дезорганизованы. Участников восстания ловили по всей стране. Вскоре вся Южная Англия покрылась виселицами и плахами. Верховный судья лорд Трессильян выносил так много смертных приговоров, что виселиц просто не хватало, и нередко на одной перекладине висело девять или десять человек.
То была генеральная переборка общества по родам государственных тягостей. В отношении к владельческим крестьянам эта переборка осложнялась тем, что между казной, в интересе которой она производилась, и крестьянином стоял землевладелец, у которого были свои интересы. Закон не вмешивался в частные сделки одного с другим, пока они не нарушали казенного интереса: так допущено было в ссудные записи крепостное обязательство. Но то были частные сделки с отдельными крестьянами-дворохозяевами. Теперь бессрочно укреплялось за землевладельцами все крестьянское население их земель и с неотделенными членами крестьянских семейств. Личная крестьянская крепость по договору, по ссудной записи, превращалась в потомственное укрепление по закону, по писцовой или переписной книге; из частного гражданского обязательства рождалась для крестьян новая государственная повинность. Доселе законодательство строило свои нормы, собирая и обобщая отношения, возникавшие из сделок крестьян с землевладельцами. Писцовым наказом 1646 г.
Соборное уложение 1649 установило бессрочный сыск, что означало юридическое… … Русская история Урочные лета — в России 16 17 вв. Соборное уложение 1649 установило бессрочный сыск. Политическая наука: Словарь… … Политология. XVI в.
Обстановка в стране бала и без того накалена. Поэтому указ о 15-летнем сыске фактически не применялся. При первом Романове — Михаиле Фёдоровиче — был 5-летний сыск В 1639 году им же сыск увеличен до 9 лет. В 1642 году снова увеличение сыска беглых крестьян Михаилом Романовым — до 10 лет. Точка была поставлена в 1649 году. Соборное уложение отменило срок давности, сыск стал бессрочным. Юридически оформилось крепостное право в России, просуществовавшее до 1861 года. До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика. Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid. Урочные лета Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «урочные лета». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России.