В статье автор затрагивает вопросы, связанные с исследованием причин и условий экстремизма как основы формирования политики противодействия экстремизму, в частности раскрываются основные содержательные стороны криминалистического аспекта. Основные причины возникновения и распространения экстремизма и влияние угроз экстремистского характера.
Экстремизм
Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера. Моральный экстремизм — крайняя нетерпимость к определенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др. Особенности проявления экстремизма в полиэтнической среде обусловлены многими факторами, в том числе и изменениями этнонационального состава населения. Сегодня остро стала проблема свободного перемещения людей. В обществе всякое перемещение, миграции воспринимаются как угроза безопасности. Это обусловлено тем, что миграция часто сопровождается явлениями, угрожающими безопасности принимающего сообщества такими как возникновение этнической монополии мигрантов на отдельные виды экономической деятельности, вливание части мигрантов в криминальный сектор экономики, что способствует росту преступности. В ответ усиливается напряженность в местах концентрации мигрантов - на этой почве возникают локальные очаги этносоциального насилия, формируется потенциал политического радикализма и экстремизма. Следует отметить, что руководство страны постоянно обращает внимание на необходимость пресекать самым решительным образом проявления ксенофобии, расизма, антисемитизма.
Так В. Путин подчеркивает, что борьба с терроризмом и экстремизмом остается одной из приоритетной задач Министерства внутренних дел. Следует учитывать, что эти проявления особенно характерны для молодежи, в силу своего возраста, наиболее эмоциональной части общества. Нынешняя социальная и политическая ситуация, сложившаяся в России, резко идеологизировала и политизировала определенную часть российской молодежи. Ксенофобия — протестное состояние на основе неприятия, страха перед незнакомыми, чужими, нетерпимости, неадекватности восприятия приезжих. Нередко такое состояние развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, провоцирующих стихийный экстремизм, его проявления в виде оформленной идеологии и целенаправленной деятельности организованных групп или лиц. Обращает внимание современные механизмы формирования экстремистских движений - зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального толка, складываются через Интернет, идет поиск единомышленников в соответствующих блогах. Тем не менее, в России пока не существуют эффективные методы контроля. Очевидна необходимость соответствующей законодательной базы за осуществлением деятельности Интернета.
Медведев обратил внимание на то, что проявления экстремизма во всех его формах зависят от специфических российских проблем. Во-первых, это бедность, которую пока не преодолели. И решение этой проблемы является главной задачей для государства. И вторая проблема — это коррупция. Коррупция как системный вызов, как угроза национальной безопасности, как проблема, которая порождает неверие граждан в возможность государства навести порядок и обезопасить граждан от всякого рода преступных поборов, от необходимости платить деньги за те услуги, которые они не заказывали. С коррупцией, правовым нигилизмом, естественно, связана и необходимость укрепления правоохранительной системы, судебной системы. Одной из форм экстремизма и терроризма является религиозно-политический экстремизм. Анализ ситуации в Северо-Кавказском регионе показывает, что, несмотря на принимаемые меры силового, оперативного и пропагандистского характера, органам государственной власти Российской Федерации не удается пока достигнуть значимых успехов в борьбе с религиозным, в первую очередь исламским экстремизмом. Под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности.
Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях религиозной и этнической мобилизации народов. Пресечение религиозного экстремизма требует объединения усилий религиозных организаций, правоохранительных органов, общественности и граждан, создания атмосферы неприятия любой формы религиозной нетерпимости. Успешно развивается законодательство по пресечению религиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации, для которых эта проблема особенно актуальна. Очевидно, что для изменения ситуации сегодня уже недостаточно только рассуждений о предупреждении экстремизма и терроризма и борьбы с ним. Необходимо приложить значительные усилия со стороны государства и общества для изживания условий их проявления. В последние годы проявления экстремистской и террористической деятельности уменьшили свой потенциал. Этому способствовало развитие и ужесточение законодательства Российской Федерации, активная деятельность правоохранительной системы. Однако, эти негативные явления нельзя недооценивать. Действующее законодательство все еще не позволяет эффективно противодействовать экстремизму и терроризму во всех формах и проявлениях, и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Для успешной реализации политико-правовых основ противодействия экстремистской и террористической деятельности необходима консолидированная позиция общества, культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций. Анализ проявления экстремистских и террористических действий в регионах России выявляет следующие факторы: а политические — проявление политики устрашения и насилия в достижении определенных политических целей, провоцирование вооруженных конфликтов, провокации на межэтнической и межрелигиозной основе; б социально-психологические — применительно к молодежи экстремизм в определенной степени может стимулироваться присущей молодым людям повышенной возбудимостью; в социально-экономические материальное неравенство, страх перед будущим ; г идеологические отсутствие общенациональной идеи, целей развития страны и общества ; д информационные; е социально-исторические последствия репрессий, войн, нищеты, дискриминации и т. Государственной структурой противодействия экстремизму и терроризму являются органы внутренних дел. Основой для построения организационной структуры по предупреждению преступлений экстремистского и террористического характера выступает действующая государственная система выявления, предупреждения, пресечения террористических актов. Она включает в себя: Федеральную антитеррористическую комиссию РФ, региональные антитеррористические комиссии субъектов РФ, региональный межведомственный оперативный штаб, межведомственные оперативные штабы по противодействию терроризму субъектов РФ, Оперативный штаб МВД России. В профилактической деятельности необходимо учитывать психологию террористов. Мотивы террористов разнообразны, но в основном выявляются корыстные способ зарабатывать и бескорыстные — идеологические, которые могут быть идейно-политическими, религиозными, социальными, социокультурными и др. Одним из факторов, способствующих проявлению экстремистских и террористических проявлений является миграционная ситуация. Важен вопрос создания системы участия гражданского общества в предупреждении экстремистских и террористических проявлений, на оздоровление общества и налаживание гибкого взаимодействия общественных структур с органами государственной власти.
Такое взаимодействие можно положить в основу создания единой системы предупреждения и профилактики ксенофобии и экстремизма и формирование в обществе толерантного сознания и единой общегражданской идентичности. В регионах России сегодня уже действуют различные объединения граждан, созданные в целях оказания содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в обеспечении правопорядка. Одним из направлений в профилактике экстремизма и терроризма является работа со СМИ. Средства массовой информации должны быть сопричастными к решению проблем, связанных с борьбой с терроризмом, мобилизацией общественного мнения, воспитанием ответственного политического и правового сознания. СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью. В условиях конфликта нередко служат эффективным средством этнической мобилизации. Принимая во внимание разрушительный характер конфликтных межэтнических противостояний, правомерно говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия отдельных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную ситуацию. Центром толерантного воспитания должны быть школа и семья. Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданственность патриотизм, интернационализм, а также воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснять опасность и разрушительность экстремизма любой природы, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими бы благородными они ни выглядели.
Большими ресурсами профилактики экстремизма и терроризма обладает творческая интеллигенция. Трудно переоценить степень воздействия на общественное сознание талантливых художественных и документальных произведений, разоблачающих человеконенавистническую сущность самой природы экстремизма и терроризма и позитивно воздействующих на формирование доброжелательного отношения в многонациональной и социально неоднородной среде. При всей важности оперативной составляющей работы в данном направлении основным становиться вопрос профилактики. Сегодня в условиях криминализации общества, роста преступности — воссоздание системы профилактики правонарушений входит в ряд приоритетных государственных программ. Учитывая изложенные негативные тенденции и тот факт, что экстремизм, по своей сути, является питательной средой и базой терроризма, ставится двуединая задача — пресечение преступлений экстремистской направленности выявление и раскрытие и профилактика этих проявлений. Путь эффективности решения этих проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с использованием политических, юридических, идеологических, социально-экономических и административных общественных методов в их комплексном взаимодействии. Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия. Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий. Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию.
Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом. Профилактика экстремизма в области межэтнических и межконфессиональных отношений Понимание сущности экстремизма, особенностей межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе необходимо для эффективной работы по раннему предупреждению возникновения любых проявлений экстремизма. Экстремизм несет в себе глобальную угрозу мирной жизни сообществ, ставит преграды на пути развития государства, подрывает устои внутренней и международной стабильности, поэтому во всем мире заметно вырос интерес к профилактике экстремизма, в первую очередь, в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Россия многонациональное, многоконфессиональное государство и недооценивать, а тем более игнорировать проблемы обострения межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношений недопустимо и крайне опасно. Для успешной профилактики экстремизма органам государственной и муниципальной власти необходимо владеть знаниями, умениями и навыками в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений и на основе комплексных знаний осуществлять грамотные действия, обеспечивающие в регионах страны в целом политическую стабильность и правопорядок. В России проблема экстремизма приобрела новое звучание в последние годы. Уровень опасности экстремизма в регионах возрос. По некоторым оценкам наблюдаются тенденции радикализации обществ, создающие благоприятную почву для экстремизма. В этой связи перед органами государственной власти стоит первоочередная задача особой важности - профилактики экстремизма.
Особую опасность сегодня представляет формирование так называемой "идейной платформы" националистических сил в составе международных экстремистских и террористических организаций, нацеленных на идею административно-территориальных изменений в регионах, на потуги нарушения территориальной целостности России. Основными источниками экстремизма могут являться: смена ценностных оснований развития общества; отсутствие объединяющей идеологии; социальные проблемы, которые могут быть еще и усиленные экономическим кризисом; коррупция; снижение общего культурного уровня населения, многочисленные "фобии": русофобия, исламофобия и другие. Источниками экстремизма также могут явиться: социальное расслоение общества, духовная дезориентация населения, противоречия между религиями и конфессиями. Одним из современных инструментов разжигания этнической розни и совершения на ее основе преступлений, используемых экстремистами, является в частности Интернет. В экстремистской среде становится все более популярным применение видеороликов и использование социальных сетей. Преступники часто выкладывают в сеть Интернет видеоролики нападений на людей другой национальности. Таким способом экстремистские организации стремятся дестабилизировать обстановку в стране. Такая деятельность разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни и должна пресекаться всеми методами и средствами. Особую опасность представляют международные экстремистские и террористические организации, преступная деятельность которых распространяется по разным регионам нашей страны.
Молодежь наиболее восприимчивой к радикальным идеям в силу своей неопытности, и, порой, отсутствию воспитательного наставничества со стороны родителей и общества. Отмечены попытки расширения сферы влияния некоторых организаций, использующих псевдопатриотическую и националистическую риторику, путем прикрытия своей экстремистской деятельности под маской спортивных фанатов. Все это создает предпосылки к увеличению количественного состава националистических группировок и популяризации экстремистской идеологии. В последнее время вызывающими становятся попытки лидеров ряда объединений национал-радикальной направленности к организации несанкционированных массовых политизированных акций. Радикальные формы ислама, неоязычества, некоторых так называемых новых религиозных движений, также представляют серьезную угрозу общественной безопасности. Незаконная миграция вносит свою лепту в радикализацию обществ и представляет собой питательную среду для распространения экстремизма. Сегодня формируются условия для легализации лиц, причастных к деятельности международных экстремистских и террористических организаций, вербовки ими новых сторонников, насаждения среди населения религиозно-экстремистских взглядов. Экстремизм в молодежной среде - одна из острейших проблем современной России. В молодежной среде растет количество преступлений, повышается уровень насилия, в ней экстремизм становится все более организованным.
По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок, в деятельность которых вовлечены почти 10 тысяч человек. Экстремизм на религиозной почве - разжигание ненависти в сфере межрелигиозных и межконфессиональных отношений. Может проявляться в различных формах, например, радикализация в средствах осуществления своих целей фундаментализма, либо как крайняя форма радикальных идеологий часто - каких-то маргинальных религиозных групп. Социальный экстремизм - преступления по мотивам социальной ненависти. Этнический экстремизм - на почве межэтнической розни. Экстремизм в сфере миграционных отношений - радикальные действия миграционных организаций и отдельных мигрантов в отношении местного населения и органов государственной и муниципальной власти или же местного населения в отношении мигрантов и другие формы экстремизма. Крайние проявления экстремизма возникают не сразу, они чаще всего бывают следствием латентных фаз экстремистской деятельности организаций и религиозных групп формирование идеологии экстремизма, пропаганда идеологии экстремизма и др. В этой связи важное место в системе мер противодействия экстремизму отводится профилактике экстремизма. На региональном уровне федеральные законы Российской Федерации развиваются и уточняются применительно к местным условиям.
К настоящему времени разработаны и действуют множество региональных нормативных правовых актов, регулирующих профилактику экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. Вопросы профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений нашли отражение и в миграционном законодательстве. Принят целый ряд законов и подзаконных актов, которые можно отнести к правовым регулятивным механизмам профилактики экстремизма в среде мигрантов. К числу основных механизмов профилактики экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений, относятся: концептуализация государственной политики. В концепциях обозначаются масштабные проблемы в обществе, излагаются взгляды высшего руководства на проводимую ими политику по решению этих проблем. Концептуальные положения являются руководством к действию для органов законодательной, исполнительной и судебной власти на всех уровнях. Посредством концепций осуществляется политическое управление общественными процессами. В настоящее время действует Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15. Реализация прав и свобод граждан России различной этнической принадлежности может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов, в том числе одной из таких форм должна стать национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.
Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии отводится органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов. Органы государственной власти призваны оказывать содействие созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национально-культурной автономии на федеральном, региональном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей, в частности посредством предоставления гарантий национального равноправия, удовлетворения информационных, культурно-образовательных и иных гуманитарных потребностей и интересов граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Ведущая роль в проведении любого вида государственной политики принадлежит институту государственной власти, деятельность которого можно рассматривать и в качестве основного механизма регулирования профилактики экстремизма. Заметную роль в регулировании межэтнических отношений играет институт общественных советов при органах государственной власти. В настоящее время сформированы и функционируют общественные советы при Президенте Российской Федерации Совет по взаимодействию с религиозными объединениями , Правительстве Российской Федерации Экспертно-консультативный совет Межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений , при органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и при других органах государственной власти. В субъектах Российской Федерации созданы консультативные советы по межэтнических отношениям или взаимодействию с национально-культурными организациями. Общественные советы часто выступают в качестве действенного механизма профилактики проявлений этнополитического и религиозно-политического экстремизма, информируя органы государственной власти об этнической ситуации в стране, регионе, территории, разрабатывая рекомендации по профилактике проявлений экстремизма. Взаимодействие государства с общественными объединениями и организациями также может оказать позитивное влияние на развитие межэтнических и межрелигиозных отношений. Социальная психология терроризма.
Превентивные меры противодействия Наиболее опасной разновидностью насильственных преступлений, совершаемых как в группе, так и в одиночку, является терроризм — крайнее проявление экстремизма: взрывы, поджоги, использование радиоактивных и сильнодействующих веществ, организация аварий и катастроф, вывод из строя жизнеобеспечивающих объектов, создающих опасность гибели людей, захват и уничтожение заложников — действия, совершаемые в целях нарушения социальной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти. В психологическом плане терроризм опасен не только крайне негативными его конкретными последствиями, но инарушением психологического баланса в обществе, нарушением спокойного существования людей, порождением всеобщей тревожности и страха, ожидания угрозы, дестабилизацией общественной жизни. Наряду с политическими, идеологическими, этнопсихологическими и религиозными предпосылками поведение террористов обусловлено и их индивидуально-психологическими особенностями. Общей психологической особенностью террористов является их экстремистская акцентуация,эмоционально-конфликтная направленность в разрешении жизненных проблем. Акцентуированность личности террориста проявляется в гипертрофированном стремлении к самоутверждению, предельно завышенном уровне притязаний, в доминировании в его психике политических и этнопсихологических амбиций, в принятии на себя ореола мученика за «идею». Для всех террористов характерна гипертрофия узкогрупповых ценностей. Весь мир категорически подразделяется на «своих» и «чужих», гипертрофируется опасность чужеродного влияния. Формируется конфронтационная поведенческая установка, легко переходящая в насильственную направленность. В современный условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистских организаций, усложняется их характер, возрастает изощренность и антигуманность террористических актов.
Для эффиктивного противоборства с терроризмом важно понимать психологию терроризма, источники агрессии. Суть социального заказа психологической науке сегодня: объяснить природу терроризма и предложить обществу эффективные средства противостояния террористическому вызову. Проблема терроризма — многоаспектная. В ней наряду с социальным, политическим, правовым, экономическим следует особо выделить и психологический аспект, требующий всестороннего рассмотрения и глубокого изучения. К большому сожалениюне всегда удаетсяпредотвратить террористический акт, даже используя все возможные меры. Поэтому возникает проблема пресечения террористических действий. Так, при захвате террористами заложников встает проблема ведения с ними переговоров. А это полностью психологическая проблема общения, возможности воздействия на преступников с целью избежать возможных жертв.
В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" с изменениями от 27 июля 2006 г. В связи с тем, что экстремизм культивирует и это сложное явление, то его следует определять, как безнравственные взгляды и принципы, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушение общепризнанных норм морали и права, препятствующие становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества. Экстремистская деятельность, всегда имеет такой признак, как фанатизм, в большинстве случаев религиозный. Такой вид экстремизма, особо опасен, так как прикрываясь религиозными лозунгами, ведет к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Виды экстремистской деятельности Разделение экстремистских проявлений по политическому, национальному или религиозному признаку является условным, ибо все они взаимно влияют друг на друга, и в «чистом» виде их, практически, не встретить. Основными видами экстремистской деятельности являются: 1 религиозный экстремизм — это оборотная сторона любой религии, ее темная, опасная сторона, направленная на жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления, проявление крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо противоборстве внутри одной конфессии внутри конфессиональный и межконфессиональный экстремизм и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий. Религиозный экстремизм обычно предусматривает не только распространение какой-либо религии, но и создание государственных или административных образований, в которых эта религия стала бы официальной и господствующей. При этом нередко преследуются и чисто экономические и политические цели. Таким образом, религиозный экстремизм несет в себе элементы экстремизма политического. Не менее часто здесь действует принцип, согласно которому представители какого-либо народа или нескольких народов заведомо считаются потенциальными сторонниками определенной религии, а все остальные — ее противниками; 2 политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды; 3 религиозно-политический экстремизм - деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти; 4 националистический экстремизм - почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто — религиозного. Экстремистская организация — общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. По своей сути, экстремистская организация, представляет собой авторитарно-иерархическую организацию. Любая авторитарно-иерархическая организация будь то политическая, религиозная, образовательная, коммерческая или психотерапевтическая имеет свою практическую, обманную вербовку для зависимости и покорности своих членов, происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим «близким» последователям ценные для них блага — духовные, социальные, материальные в обмен на полное подчинение своему лидеру и не может возникнуть «сама по себе» - у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество. Идеология экстремистской деятельности Идеология — это теоретическая система, которая оправдывает определенные ценности и нормы. Идеология не может возникнуть «сама по себе» - у нее есть конкретный автор, как правило он же, создатель и идейный вдохновитель экстремистской ячейки, из которой в дальнейшем возникает полноценное экстремистское сообщество. Любая форма экстремистской деятельности основана на религиозной идеологии или на псевдорелигиозной. Такая идеология в подавляющем большинстве случаев основана на слепой эмоциональной вере, на «откровении», а не на логических рационалистических принципах. Это подтверждается на примере любого экстремистского движения, псевдореволюционного, националистического или религиозного. Лучший механизм управления народом — это религия, ни чего более совершенного, чем механизм управления народом с помощью религии, человечество не создало. Все человеческие религии - плод человеческого творчества. В них подобно, как в богоискательстве философов, присутствуют ошибочные представления — плоды фантазии, навеваемые носителями падшего духовного мира. Люди не понаслышке знают те учения, которыми увлекли граждан постсоветского пространства новоявленные лжепророки.
Гражданское согласие и терпимость в межнациональных и иных отношениях являются решающим условием социально-экономического и духовного развития, поэтому программы, реализующие стратегическую концепцию гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, призваны создать условия для искоренения проявлений ксенофобии, обеспечить профилактику межэтнических и межкультурных конфликтов, укрепить ценности толерантности в сообществе. Как отмечает Бааль Н. Однако вполне реально его ограничение, удержание в рамках приемлемого в результате реализации динамичного комплекса международного, государственного и регионального уровней, направленных на согласование устремлений молодежи с тенденциями развития российского общества. Переход от краткосрочных и локальных решений к стратегически выстроенным среднесрочным программам в области молодежной политики прежде всего, включая задачи профилактики и противодействия молодежному экстремизму повысит интегральный потенциал этой важной социальнодемографической группы и придаст новый импульс развитию страны» [1]. Также автор говорит о том, что «проблема молодежного экстремизма это, прежде всего, проблема государственного уровня. Государство не может позволить себе «отмахнуться» от того, в чьи руки перейдет власть в условиях отсутствия надежного «противовеса» в лице среднего слоя и достаточно высокой политической индифферентности основной части населения страны. Наиболее важной стратегией в этом смысле является политика государственного воздействия, в том числе правового преследования тех форм экстремизма, которые должны наказываться по закону. Государство несет главную ответственность за противодействие экстремизму криминальной направленности. Оно должно инициировать необходимые меры и осуществлять адекватные масштабам этого явления правовые действия по защите общества. В целом для эффективного противодействия экстремизму в России необходима разработка и реализация специальной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический и другие аспекты. Необходимо взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении данной проблемы» [1]. Таким образом, можно сделать определенные выводы - причин появления и распространения политического экстремизма в молодежной среде достаточно много. Наиболее значимыми из них являются обострение межнациональных конфликтов и усиление тенденций проявления ксенофобии, политическая нестабильность российского общества, низкий уровень правовой культуры среди молодежи, политическая пропаганда СМИ, не всегда соответствующая действительности, сведение к минимуму положительного взаимодействия государства и молодежных организаций и. Это, разумеется, далеко не полный перечень причин, которые способствуют увеличению среди молодежи леворадикальных настроений и, как следствие, распространению политического экстремизма. Сложившаяся ситуация требует активизации деятельности субъектов «государственного характера» в лице государственных учреждений органов по делам молодежи. Создаваемые в интересах молодого поколения, они всегда были важнейшими компонентами государственной молодежной политики в России.
Заранее благодарны! Экстремизм - это... Причины, проявления, виды и понятие экстремизма. Методы борьбы и профилактики экстремизма. Автор: Абакаров Р. Феномен дискриминационного насилия имеет давнюю и трагическую историю. Колониальное прошлое многих государств обусловило возникновение смешанных обществ, в которых цвет кожи человека, национальная, религиозная или этническая принадлежность определяли его правовой статус. Но даже сегодня среди факторов, которые вызывают особую тревогу, — постоянный рост преступлений, связанных с насилием на почве расовой, религиозной, а также национальной нетерпимости. Борьба с экстремизмом очень важна. Противодействие экстремизму — одна из главных задач любого государства. Это залог его безопасности. Понятие "экстремизм" Данное понятие тесно связано с крайностями. Экстремизм — это приверженность в идеологии и политике к крайним позициям во взглядах и выбор таких же средств для достижения определенных целей. Экстремизм — это не только пренебрежение общепринятыми правилами, нормами, законами, но и негативное социальное явление. Характеристика экстремизма Одновременная приверженность к крайним действиям и взглядам возможна в любой сфере общественной жизни. Каждое преступление — это также крайняя степень антисоциального поведения, острая форма социального конфликта, выход за нормы, но мы же не называем всю преступность экстремизмом.
Причины и условия для проявлений в мире и в России экстремизма и терроризма
Кроме того, он призвал МВД РФ уделить особе внимание обеспечению общественного порядка и пресечению нелегальной миграции. Вместе с этим профильное ведомство должно сосредоточиться на нейтрализации организованной преступности в стране, подчеркнул Путин. Также во время заседания президент заявил о необходимости обновить подходы к миграционной политике. В частности, глава государства указал на важность создания и развития цифровых электронных баз биометрических данных.
Благодаря ученым и юристам, работающим в этой области, мы можем выделить шесть основных групп факторов. Первая группа факторов экономическая. Из за того что в нашей стране очень высоко расслоение граждан как по доходам так вследствие этого и по уровню жизни. Также немаловажно и то, что огромная масса трудоспособного населения не работает по причинам явной и скрытой безработицы. Плюс и постоянный рост уровня криминала в нашей экономике. Активное финансирование террористических организаций, как различными странами, так и с территории нашего государства.
Вторая группа содержит в себе политические факторы. Третья же группа включила в себя национальные факторы. Это и ухудшение межэтнических взаимоотношений различные национальные проповеди незаурядности и превосходства, ухудшение национальной и религиозной вражды ; различия в экономическом, социально-политическом, культурном положениях различных национальных групп; задержка решений, принимаемых государственно-политическими структурами, насущных экономических, социальных, политических и других проблем, влияющих на существование и дальнейшее развитие нации; функционирование радикальных, экстремистских националистических организаций, движений и лидеров, побуждающих население на противоправные поступки; националистическая политика представителей руководящей элиты в борьбе за власть в условиях многонационального состава населения. Четвертая группа, социальные: ; разделение общества возникновение социальных групп и слоев с несхожими интересами ; дефицит эффективной системы социальных гарантий населению; значительное падение уровня социальной защищенности населения, понижение продолжительности жизни, увеличение количества острых и хронических заболеваний; возрастание преступности; понижение уровня духовных, нравственных, моральных, патриотических качеств и культурного уровня населения, а так же правового; популяризация культа жестокости и насилия в СМИ. Пятая идеологические: отсутствие целостной последовательной политики государства в сфере идеологии гражданского общества; внедрение идеологии нигилизма, анти патриотизма, отчуждения национальных исторических и культурных ценностей; националистическая популяризация, проводимая в СМИ частью националистически настроенной политической элиты, ориентированный на разжигание вражды и отсутствия доверия к другим нациям; дефицит эффективной системы для воспитания законопослушного поведения, а именно молодежи. Долгова считает ,что взаимодействием следующих обстоятельств порождается преступность террористического характера: 1. Обычно при этом имеет место общественно небезопасный, запрещенный законом характер потребностей и интересов одной из взаимодействующих сторон; 3. Данные факторы делятся на а внутренние и б внешние.
По предварительным прогнозам популярность радикалов будет только расти. Поэтому для эффективной борьбы с терроризмом в первую очередь требуется объективное научное знание, адекватное понимание природы этого явления. Современной культуре недостает политической грамотности в отношении терроризма, что в свою очередь затрудняет осознание правильных мер и способов профилактики в области духовной и нравственной. К настоящему времени в современном языке это слово так обросло всевозможными смыслами как научными, так и обыденными, что потеряло необходимую ясность. Хотелось бы сосредоточить внимание на нескольких узловых проблемах, препятствующих адекватному пониманию феномена терроризма в современном обществе, а соответственно, и грамотной профилактике этого явления в плане духовном и нравственном. Главное, что толкает людей в ряды подобных организаций — это идеологическая пропаганда, игра на максималистских чувствах молодого человека. Встает вопрос, что же толкало подобных людей на преступные деяния? В качестве предварительного вывода можно заключить, что терроризм в ряде случаев скорее дьявольское искушение для людей идеалистически настроенных с обостренным чувством справедливости. Окольным путем, оправдывая насилие во имя самых лучших побуждений, терроризм подменяет истинное понимание справедливости и добра на ложные идеалы. Для того чтобы борьба с терроризмом не превращалась в манипуляцию общественным сознанием или погоню за фантомами, следует возвратить самому термину научную строгость и понимать, что за реальным терроризмом всегда стоят объективные проблемы социального, политического, культурного и даже духовного плана, которые и следует решать с целью предотвращения этого разрушительного явления. Потенциальный террорист — человек, способный к активному протесту и напряжению своей воли ради рискованной цели. Он может переступить нравственные ограничения на причинение вреда другому человеку в виде суда совести. Однако в ряде случаев именно болезненно обостренное одностороннее чувство совести — глубокое сопереживание к страданию собратьев по вере, соплеменников, боль от утраты близких в военно-политическом конфликте может привести к совершению террористического акта человеком по природе своей не склонным к преступлению. Это другой психологический тип террориста. В любом случае, общие социально-культурные предпосылки вовлечения в терроризм таковы: духовный кризис и утрата четких культурно-ценностных ориентиров обществом в целом или же определенными социальными группами, глубокие социальные противоречия внутри общества, нарушение баланса социальной справедливости или же вовлеченность в социально-политический или военный конфликт, зарождение экстремистской субкультуры в среде маргинальных групп, предлагающей новую систему идеологических ценностей и радикальный план действий по преодолению кризиса. Экстремистский тип сознания вне зависимости от его уникальных и социокультурных вариаций представляет собой сознание, в котором происходит подмена и фальсификация истинных ценностей.
Главной целью внесенных изменений следует считать не только призыв к ужесточению наказаний не за саму террористическую деятельность, а за ее финансирование и призывы к ней, а также формирование призыва к тому, чтобы подлежали доказыванию цели и мотивы совершения того или иного преступления экстремистской направленности. Такое внесение изменений было обусловлено тем, что привлечение к преступлениям, характеризуемым в качестве экстремистских, совершалось без доказывания мотивов, которые, как следует из определения экстремистской деятельности, обязательной целью носят создание угрозы существующему конституционному строю в Российской Федерации. На основании внесенных изменений в Постановление Пленума Верховного Суда 2011 года можно говорить о том, что данный высший судебный орган РФ не только сделал свою позицию в отношении привлечения к ответственности более актуальной к сложившейся современной картине в данной сфере, но также и сформировал более современные рекомендации для судей о порядке привлечения к ответственности и возможности квалификации тех или иных преступлений как преступлений экстремистской направленности. Преступления, ставящие своей целью нарушение или уничтожение существующего порядка в государстве, свержение действующего конституционного строя следует считать преступлениями экстремистской направленности. Такое толкование экстремизма складывается из существующей правоприменительной практики, а также из фактического анализа проявлений экстремистской деятельности на территории Российской Федерации. Одним из проявлений экстремизма сегодня следует считать ксенофобию, которая в некоторых случаях становится составляющей частью экстремистской деятельности, но не всегда относится к таковой.
Что является одной из причин возникновения экстремизма?
Само возникновение экстремизма в России исследователи связывают со сменой политического и экономического строя, спровоцировавшей нестабильность общественных отношений. называют следующими после гордыни причинами возникновения экстремистского сознания. деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение. Причиной возникновения экстремистских проявлений можно выделить следующие особо значимые факторы.
Это надо знать: профилактика экстремизма среди несовершеннолетних и в молодежной среде
Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение экстремизма и терроризма в Российской Федерации, создающими причины и условия для этого, являются. политические факторы. Спектр причин возникновения и распространения экстремизма в российской молодежной среде весьма широк.
Экстремизм – угроза национальной безопасности России
Что касается выявления экстремистских организаций, то для этого собирается специальная экспертиза уже после запроса соответствующих органов. Одной из причин возникновения религиозного экстремизма является демократическое преобразование свободы совести. обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем. В статье автор затрагивает вопросы, связанные с исследованием причин и условий экстремизма как основы формирования политики противодействия экстремизму, в частности раскрываются основные содержательные стороны криминалистического аспекта. Одной из причин возникновения религиозного экстремизма является демократическое преобразование свободы совести. По словам заместителя руководителя Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Приморскому краю Ирины Борисенко, учёные выделяют несколько причин появления экстремистских явлений.