Службы часов совершаются в большинстве дней года (когда не совершаются иные Часы) и потому называются вседневными. На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь духовенству и клирошанам небольших приходов.
Часы (церковная служба)
По ее рассказам, в Иерусалиме повседневно посещаемыми обычно были полунощная служба, которая продолжалась до восхода солнца, соединяясь с утренним богослужением; службы шестого и девятого часов и вечерня. Царские часы Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (суда, страданий и смерти Спасителя) и Сошествия Святого Духа на апостолов.
Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем
Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит | Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (суда, страданий и смерти Спасителя) и Сошествия Святого Духа на апостолов. |
О чем мы молимся на вечерне? — блог издательства ✍ «Никея» | Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики. |
Богослужение часов | молитва данного часа. |
ЧАСЫ (в богослужении) | (В прошлом часы читались в соответствующее время дня: первый час – в 6.00, третий час – в 9.00, шестой час – в полдень, девятый час – в 15.00. |
Богослужение — что такое Царские часы?
В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет. Богослужебные часы. Часами именуются краткие богослужения суточного круга, соотнесенные с определенным временем дня по древнему израильскому и римскому исчислению времени. Богослужебные часы. Часами именуются краткие богослужения суточного круга, соотнесенные с определенным временем дня по древнему израильскому и римскому исчислению времени. Богослужение Православной Церкви глубочайшим, действительно органическим образом связано с временем. На эту связь указывают сами наименования служб: вечерня, утреня, часы, полунощница. ПРОСИМ ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ! Уважаемые подписчики и зрители! Канал существует на частные пожертвования, и мы будем благодарны вам за любую финансовую помощь, для. Часы – это краткие богослужения, которые проводятся в православных храмах в течение дня.
12. Часы и Изобразительные
Эта традиция сохраняется и в православном богослужебном календаре: богослужения соответствующему дню или празднику начинаются в предыдущий день вечером: в городских храмах, как правило, – в 18 часов. "Часы (греч. ὧραι) — четыре (по числу древних страж) последовательных христианских богослужения, подобранных соответственно к каждой четверти дня, молитвенно освящающих дневное время суток (приблизительно с 6 часов утра до 6 часов вечера). Царские часы Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. В ходе богослужения в православном храме прозвучат различные молитвы и псалмы. Хотя время для каждого часа в богослужении не является строгим, это может помочь вам выработать привычку молиться в одно и то же время каждый день.
Литургия Преждеосвященных Даров, или для чего причащаться вечером
В соответствии с этим подобраны и соответствующие псалмы: Пс. В древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайской библиотеки VIII века, для 3 часа указываются нынешние псалмы, а также и тропари см. Скабаллановича, вып. При совершении шестого часа, который соответствует по нашему 12—ти часам дня, мы вспоминаем происшедшее в этот час распятие Господа на кресте посреди двух разбойников, надругательства воинов и мимоходящих над страдавшим Господом и тьму, покрывшую тогда землю. Сообразно с этим, положены и псалмы: 53—й «Боже, во Имя Твое спаси мя…» 54—й «Внуши, Боже, молитву мою…» и 90—й «Живый в помощи Вышняго…» В них приносится молитва Господу с упованием на помощь Его и пророчески указывается на предательство Иуды, на ненависть иудеев, искавших смерти Господа, на страдания Спасителя душевные и телесные, указывается и на мрак, который покрыл землю от шестого до девятого часа, а затем изображается счастье людей, обращающихся к помощи Божией.
В древнейших рукописных Часословах псалмы 6—го часа совпадают с теперешними, как это указано выше, относительно 3—го часа. При совершении девятого часа вспоминается смерть Спасителя на кресте, колебание земли, восстание мертвых от гробов и прободение копием ребра Господня. Сообразно с этим читаются псалмы: 83—й «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…», 84—й «Благословил еси, Господи, землю Твою…» и 85—й «Приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя…» В них изображаются селения Господа сил и пламенное желание войти в них, излагается пророчество об искуплении людей Господом и находится указание о сошествии Спасителя во ад. История происхождения 9—го часа тоже, как и другие часы: 1, 3, и 6, относится рядом церковных писателей, а также это можно наблюдать и по сохранившимся памятникам, к IV веку и последующему времени.
Все эти четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют три псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», затем идет тропарь часа который употребляется только Великим постом, в то время как обычно, вместо него, читается тропарь праздника или святого дня, затем на «и ныне» богородичен часов, Трисвятое по «Отче наш», особые тропари, также читающиеся только Великим постом, а обычно заменяемые кондаком праздника или святого дня, 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва, общая для всех часов, повечерия и полунощницы: «Иже на всякое время и на всякий час…» опять троекратное «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны…» или: «Молитвами святых отец наших…» В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва.
Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичьем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось возрождение духовных школ в Русской Церкви. Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой.
Одна стража состоит из трёх косых часов. В книге пророка Исаии говорится: И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь Ис 62:6. В русском переводе читаем: На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью.
О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, — не умолкайте пред Ним Ис 62:6—7. Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, о четвертей стражи нощней прииде к ним Мк 6:48 18.
В последующее время часы и стражи нашли отражение в структуре христианского богослужения, в богослужебном круге. В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также песочные, водяные и огненные часы, функционирование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени. Однако со временем в связи с развитием технической мысли появляются механические часы, функционирование которых было продолжительным, ограничено только износом механизма.
Такие часы показывали чётко фиксированные по длительности часы, которые соответствовали косым часам только во время равноденствия в марте и сентябре. Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет вариативную длительность. Подобным образом обстоит дело и с музыкой.
Западное пение с итальянской нотацией имеет абсолютные звуковысотные данные, в отличие от византийской высотно-вариабельной невменной нотации. В формализованной европейской пятилинейной нотации исчезает феномен духовной сущности каждого мелодического знака, зафиксированного невматически. Наиболее известны у нас куранты Спасской башни Московского Кремля 26.
В древности благочестивые люди после захода солнца, то есть с наступлением ночи, ничего не вкушали. Теперь этот обычай относится к 24 часам ночи. Но в монастырях Афона древнее часомерие сохраняется реально, по нему построена монастырская богослужебная жизнь.
Оно более соответствует структуре богослужения. Такое время реально даёт нам чувство сопричастности древним отцам, создателям православного богослужения. Петел Естественным будильником русского человека, встававшего с восходом солнца, был петух.
Кур на древнерусском языке означает петух 33. Пение петуха предшествовало наступлению утра. Говоря о евангельских птицах и зверях, один поэт пишет, как собравшиеся у райских дверей звери и птицы свидетельствовали о своих заслугах пред апостолом Петром, у которого ключи от дверей рая.
В нём слева изображён раскаивающийся апостол Пётр, в центре у костра сидят несколько греющихся людей, а справа на колонне — поющий петух, отвернувшийся от Апостола 38. В другом случае он повернулся к Апостолу и машет крыльями 39. Осмыслением покаяния апостола Петра является текст псалма: Слез моих не премолчи Пс 38:13 40.
Пётр в отчаянии и слезах сидит на пригорке, подперев голову. Можно добавить, что птица машет крыльями.
Чтение паремий.
Что касается чтения Евангелия, то, помимо неуставного обычая читать его на часах ежедневно, по Уставу творения Евангелистов на Часах читают: в первые дни Страстной Седмицы — в понедельник, вторник, среду; при этом читаются 1, 3 и 6 и 9 Часы; в Великую Пятницу — эти Часы именуются Великими или Царскими в Византии на службу всегда приходил император, в России — царь. Изобразительны Изобразительны начинаются после окончания 9 часа. В чине изобразительных, во время пения девяти блаженств евангельских с прибавлением молитвы каявшегося разбойника на кресте: «Помяни нас, Господи…», после каждого стиха с припевом полагают поясной поклон, а при последнем трехкратном пении «Помяни нас» — три земных поклона.
Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени плачущии, яко тии утешатся.
Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веков. Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем 3 раза ».
По молитве «Ослаби, остави» тоже принято полагать поклон поясной или земной — по дню , хотя на это и нет указания в Уставе, но существует древняя благочестивая традиция. Изобразительны — это песнопения и молитвы полной литургии, совершаемые мирянами.
Тропарь 9-го часа. Иже в девятыи чaс, нaс рaди плотию смeрть вкусивыи, умертви плоти нaшея мудровaние, Христе Боже и спаси нас. В девятый час вкусивший за нас смерть своей плотию, умертви мудрование страстей наших, Христос Бог, и спаси нас. Общий порядок всех часов: читаются три псалма; тропарь; Богородичен, стих из псалма; Трисвятое; кондак; «Господи помилуй» 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Возглас священника и заключительная молитва.
Первый час. Слава, и ныне; «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь по уставу, соответственно дню, празднику или святому. И ныне: Богородичен: «Что Тя наречем, О, обрадованная»; «Стопы моя направи», и «Да исполнятся уста моя»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак по уставу, соответственно дню, празднику или святому; «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «За молитв святых». Чтец: «Аминь».
История вопроса
- Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
- Что такое часы в богослужении
- Время совершения часов и священные воспоминания на каждом из них.
- Время Церкви: Часы - Православный журнал «Фома»
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
Это помогало в течение дня вспоминать о Творце и обращаться к Нему. В наши дни часы, как правило, присоединяют к более крупным богослужениям. В обычное время года совершаются так называемые вседневные часы. Тексты часов находятся в книге, которая так и называется — Часослов. Великим постом, а также в среду и пятницу Сырной седмицы и первые 3 дня Страстной седмицы служат великопостные часы — они находятся в Постной триоди и в Настольной книге священнослужителя. Основу вседневных часов составляют псалмы, на каждом — по три. Первый час: Пс. Шестой час: Пс. Девятый час: Пс.
Великие Царские часы — богослужение, которое совершается три раза в год — в Навечерие Рождества Христова, в Навечерие Богоявления и в Великую Пятницу на Страстной седмице. Их состав — три псалма, перекликающихся с темой события Новозаветной истории, паримии, небольшие фрагменты текстов из Апостола и Евангелия, предваряемые пением особых прокимнов.
Освящает молитвой наступивший день и напоминает о том утреннем часе, когда Христос был приведен на суд. Третий час — одно из богослужений суточного круга, совершаемое перед началом литургии. Посвящается воспоминанию о суде над Христом. Шестой час — одно из богослужений суточного круга, совершаемое после третьего часа, перед литургией. Посвящен воспоминанию о распятии Иисуса Христа. Девятый час — одна из служб суточного круга, совершаемая обычно перед вечерней.
Посвящена воспоминанию о крестной смерти Иисуса Христа. Молебен Молебен — богослужение, имеющее просительный или благодарственный характер. Агиасма гр. Что нужно знать о святой воде Водоосвящение или водосвятие — древний церковный обряд: троекратным погружением креста при соответствующем молитвословии призывается на воду благословение Божие. Церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое бывает в навечерие праздника Богоявления Крещения Господня и в самый день Богоявления Крещения Господня по окончании литургии. Вода освящается обыкновенно в реке, озере или источнике. Малое водоосвящение совершается 14 августа — на Происхождение изнесение честных древ Животворящего Креста Господня.
Кроме того, и в день Преполовения пятидесятницы, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя: "Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" Евангелие от Иоанна 4, 14. Малое водоосвящение бывает также перед литургией или после нее в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд может совершаться во всякое время по желанию верующих. Крестный ход — шествие духовенства и народа с иконами, крестами, хоругвями и другими святынями. Совершается в особо важных случаях: по уставу, в известные праздники например, на Пасху , или по особым поводам например, на поля во время молений об избавлении от засухи. Заупокойные богослужения Заупокойные богослужения — специальные богослужения, посвященные поминовению усопших и содержащие усиленные молитвы о даровании им милости Божией и Царства небесного: панихиды , литии и отпевания умерших. Венчик — бумажная лента с напечатанными на ней изображениями Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, возлагаемая на чело усопшего. Отпевание — богослужение, совершаемое при похоронах.
Панихида — заупокойное богослужение, которое можно служить как до погребения усопшего, так и после. Кроме частных панихид, Церковью установлены дни общего поминовения: субботы Мясопустная, Троицкая и Димитриевская, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста , Радоница — день общего поминовения, которое совершается во вторник после Фомина воскресенья первого воскресенья после пасхального и 11 сентября — день поминовения воинов, погибших за веру и Отечество в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Почему надо молиться об усопших Как правильно поминать усопших Погребение — проводы усопшего христианина в соответствии с требованиями Церкви. По смерти тело усопшего мирянина омывается, тело монаха лишь отирается водою, а тело священника отирается губкою, пропитанною елеем. Затем умершего одевают в чистые одежды, сообразные его званию или служению: так, военных одевают в форменную одежду, а на диакона, священника и архиерея надевают их служебные облачения. Архиерею и священнику на грудь полагается Евангелие, в руки дается крест, диакону — кадило, мирянину — икона. Во время отпевания на чело умершего кладется венчик , а в руки влагается разрешительная грамота. До отпевания , в продолжении нахождения умершего в доме, над мирянином читается Псалтирь , а над архиереем и священником - Евангелие.
Перед погребением гроб с телом умершего приносится в храм, где ставится головою к дверям, ногами к алтарю — к востоку. Отпевание производится после литургии, при открытых Царских вратах. После отпевания процессия с пением "Святый Боже", в предшествии священника, отправляется к могиле, где совершается лития. Покойник полагается лицом ногами к востоку. В ногах устанавливается крест, обращенный к усопшему. Кроме этих книг, называющихся "простыми", существуют еще и богослужебные нотные книги например, "Обиход церковного пения". Апостол греч. Книга разделена на отрывки для чтения во время богослужений.
Ирмологий - богослужебная книга, содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые ирмосами. Канонник - богослужебная книга, включающая в себя по преимуществу каноны. Может быть дополнена рядом кратких богослужений, отдельными молитвами Минея гр. Октоих греч. Псалтирь — сборник священных песней Ветхого Завета, большая часть которых составлена святым пророком Давидом. Содержание Псалтири богато и разнообразно: в ней всякий может найти именно то, что соответствует состоянию его души. Есть в ней и пророчества о Христе, и учение веры, и учение нравственности. В православном богослужебном и молитвенном обиходе все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм.
Кафизмы читаются на всяком богослужении, так что вся Псалтирь прочитывается за неделю, а Великим постом — по два раза за неделю. Псалтирь служит источником многих богослужебных молитв. Наконец, существует благочестивый обычай читать Псалтирь в память об умерших. Чтение Псалтири во все времена считалось делом в высшей степени дущеполезным и угодным Богу. Служебник — книга, в которой собраны тексты основных богослужений: вечерни, утрени, литургии Иоанна Златоуста, литургии Василия Великого и литургии Преждеосвященных Даров. Типикон греч. Требник — книга, в которой собраны тексты церковных треб — богослужений, совершаемых по потребности: молебнов, крещения, венчания, елеосвящения, погребения, панихиды и других. Триодь постная - богослужебная книга, в которой собраны молитвословия на дни Великого поста и на приготовительные недели к нему.
Триодь цветная - богослужебная книга, в которой собраны песнопения со дня святой Пасхи до недели Всех святых, то есть до Петрова поста.
Эти слова — о том, что Господь ждет покаяния людей, о будущем Царстве Мессии. Чтение паремий. Что касается чтения Евангелия, то, помимо неуставного обычая читать его на часах ежедневно, по Уставу творения Евангелистов на Часах читают: в первые дни Страстной Седмицы — в понедельник, вторник, среду; при этом читаются 1, 3 и 6 и 9 Часы; в Великую Пятницу — эти Часы именуются Великими или Царскими в Византии на службу всегда приходил император, в России — царь. Изобразительны Изобразительны начинаются после окончания 9 часа. В чине изобразительных, во время пения девяти блаженств евангельских с прибавлением молитвы каявшегося разбойника на кресте: «Помяни нас, Господи…», после каждого стиха с припевом полагают поясной поклон, а при последнем трехкратном пении «Помяни нас» — три земных поклона. Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное.
Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Блажени плачущии, яко тии утешатся. Блажени кротции, яко тии наследят землю. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веков.
Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем 3 раза ». По молитве «Ослаби, остави» тоже принято полагать поклон поясной или земной — по дню , хотя на это и нет указания в Уставе, но существует древняя благочестивая традиция.
Если же совершается Утреня Полиелейная или с Великим Славословием, то тогда Первый Час читается после полного отпуста Утрени и обычного многолетия. Далее следуют стихи из 118-го псалма ст. Кондак на службе Часа читается всегда один; если их два, то они чередуются: на Первом Часе один, на Третьем — другой, на Шестом опять первый, на Девятом — второй. Священник произносит Великий отпуст, если служба была Вседневная, так как в этом случае Первым Часом заканчивается служба Утрени.
Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу, в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на Первом Часе определенные псалмы, в которых излагается утренняя молитва, раскрываются свойства врагов, которыми Спаситель был оклеветан и осужден Пс. Затем говорится о том, что, когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, то есть Небесном Иерусалиме, были одни святые Пс. Первый Час стоит в числе дневных суточных служб уже в древнейших греческих памятниках 8-го века, то есть почти со времени возникновения современного суточного Богослужебного круга. Источники службы Первого Часа восходят к временам еще более древним. О молитвенной встрече дня говорит святой Василий Великий, и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы Первого Часа.
На Западе Первый Час становится известным с 6-го века в уставе святого Бенедикта. В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е. Отсюда становится ясно, что Первый Час органически связан с Утреней и что исполнение его идет непосредственно вслед за нею. Для нашего времени эти указания имеют глубокое историческое основание. Никольский придерживается несколько другого мнения.
Литургия Преждеосвященных Даров, или для чего причащаться вечером
Православное богослужение распределяется по часам, дням, седмицам (неделям) и месяцам. Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба. Богослужение Православной Церкви глубочайшим, действительно органическим образом связано с временем. На эту связь указывают сами наименования служб: вечерня, утреня, часы, полунощница.
12. Часы и Изобразительные
Часы – краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа, предназначенные, изначально, для совершения в каждой четверти дня. Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (суда, страданий и смерти Спасителя) и Сошествия Святого Духа на апостолов. Часы – краткие богослужения, установленные Церковью для освящения каждого времени суток (при этом сутки по древней традиции делятся на 4 части); позднейшая традиция связала службы часов с воспоминаниями о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа. Новости. Богослужение. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Суточным кругом богослужения называются службы, которые совершаются ежедневно в течение суток.
Богослужение — что такое Царские часы?
Трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе — Царскими. Они составлены Кириллом Александрийским IV в. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.
Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией. Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения. В каждый час читаются псалмы, а также молитвенные песнопения текущего дня — тропари и кондаки. Также несколько раз в год установлены особенные часы, которые Церковь называет великими, а народ — царскими в воспоминание древне-византийской традиции, когда в определенное время в кафедральном соборе присутствовал император. Этому же правилу следовали и все российские самодержцы. У нас нет монархии, но и сегодня в канун главных христианских праздников Рождества Христова, Крещения и Воскресения Господа нашего служатся царские часы.
По омовении рук и возжжении светильников, каждый вызывается на середину воспеть хвалебные песни Богу, извлечённые из Священного Писания или кем-нибудь сочинённые. Вечеря оканчивается, как и началась, молитвою» «Апологетика». В течение первого тысячелетия агапа постепенно вышла из практики христиан. Однако она оказала существенное влияние на развитие вечернего богослужения и стала прототипом совершаемой по сей день литии. Первые тексты вечерни появились уже в 3 веке. В современном виде служба сформировались на рубеже первого и второго тысячелетий. Вечерняя служба — значение Кульминацией, сердцевиной всей церковной жизни является установленная Спасителем Евхаристия — превращение хлеба и вина в Его плоть и кровь. Евхаристия совершается утром, на главной службе — Божественной литургии. Для чего же нам необходимо вечернее богослужение? Во-первых, нельзя забывать, что любое богослужение, а особенно соборное общественное , освящает и духовно преображает человека. Игумения Домника Коробейникова наставляет: «На богослужении всё содействует тому, чтобы мы освятились и изменились… На богослужении мы объединяем свои духовные силы. Человеку очень трудно молиться одному. А когда он молится вместе с другими, то его молитва обретает крылья. И он освящается уже от того, что вокруг него все молятся». Во-вторых, суточный круг богослужений нельзя рассматривать как набор обособленных элементов. Начиная с вечерни, через весь цикл красной нитью проходит литургическая тема спасения во Христе. Таким образом, службы второй половины дня готовят христиан к кульминации суточного круга и способствуют лучшему пониманию литургии. Игумения Домника Коробейникова отмечает: «Все богослужения Церкви — это, прежде всего, вдохновенная песнь любви к Сладчайшему Иисусу… В особенности большое значение имеет вечерня. Хотя эта служба краткая, но в ней заключается великая благодать! Когда мы бываем на вечерне и всех других службах, то потом более глубоко понимаем литургию… Когда мы приходим на литургию подготовленными, тогда она возносит нас на небеса! Основные песнопения вечернего богослужения Ныне отпущаеши Песнь праведного Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Господи, воззвах Господи, воззвах к Тебе, услыши мя.
Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими». Богослужебные указания Московской патриархии [6]. В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе , на богослужениях которой присутствовал император Византии. Совершаются при открытых Царских вратах на середине храма накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня , в так называемые сочельники 24 декабря 6 января и 5 18 января , и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних.