25 мая 2023 года в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялась международная научная конференция на тему: «От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы». советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. Первый этап операции «Искра»: прорыв блокады Ленинграда войсками Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года и цена этой победы. После прорыва блокады 18 января 1943 года ленинградцам пришлось ждать еще целый год до её полного снятия 27 января 1944 года.
К 80-летию прорыва блокады Ленинграда опубликованы рассекреченные архивные документы
5 июня 2023 года отмечается 77-летие прорыва минной блокады Ленинграда. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. В Ленобласти реконструировали прорыв блокады Ленинграда.
80-летие прорыва блокады Ленинграда: как люди вспоминают то время / РЕН Новости
Было изготовлено 196 фотопланшетов с дешифрованными целями. Ими обеспечивались сухопутные войска и авиационные части [55]. Для улучшения взаимодействия авиации Ленинградского, Волховского фронтов, ВВС Балтийском флота с сухопутными войсками развернули вспомогательный пункт управления командующего 13-й воздушной армией с командующим 67-й армией, наносившей главный удар в полосе Ленинградского фронта. В стрелковые дивизии первого эшелона были направлены офицеры-авиаторы со средствами связи, в задачу которых входило принимать от наземного командования заявки на уничтожение войск и объектов противника и передавать их на КП авиационных соединений и частей, а также информировать авиационное командование об изменениях на линии боевого соприкосновения с противником [55]. Подготовку к проведению операции провела инженерно-авиационная служба. Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые.
До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника.
С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55].
Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55].
Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву.
Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. СССР[ править править код ] Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» 12—30 января составили 115 082 33 940 — безвозвратно , при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека 12 320 — безвозвратно , а Волховский — 73818 человек 21 620 — безвозвратно [1].
Кроме того, советские войска за этот период потеряли 41 танк, 417 орудий и миномётов и 41 самолёт [56]. По другим данным потери в боевой технике были более значительными. Так, по данным историка И. Мощанского только Ленинградский фронт потерял 221 танк [57] , а историк М. Морозов определяет потери советской авиации в 181 самолёт [58]. В немецких исследованиях указываются ещё более значительные цифры за период 12 января — 4 апреля : 847 танков и 693 самолёта [59]. Поскольку официальных данных о потерях Ленинградского и Волховского фронтов в операциях февраля — апреля нет [1] , то потери советских войск за этот период можно оценить только приблизительно. По оценке историка Г. Шигина общие потери советских войск в этот период составили более 150 000 человек потери 67-й и 2-й ударной армий в феврале — 55 000 — 57 000, потери 55-й и 54-й армий в феврале — 38 000 — 40 000, потери 8-й и 55-й армий в марте — начале апреля 57 000 — 58 000 [60].
Эти данные согласуются с оценкой потерь приведённой американским историком Д. Гланцем — 150 000 35 000 — безвозвратно [50] и расходятся с немецкими оценками, согласно которым потери советских войск в январе — начале апреля составили 270 000 человек [59]. Германия[ править править код ] В советских источниках чаще всего указывались следующие цифры немецких потерь за период операции «Искра» 12 — 30 января 1943 года: убитые и раненые — 19 000 человек, пленные — 1275 человек. Противник потерял 272 орудия, 1200 пулемётов, более 300 миномётов [61] [62]. В некоторых источниках повторяются данные близкие к сведениям из сводки совинформбюро от 18 января 1943 года — 13 000 человек только убитыми и 1261 человек пленными [63] , хотя очевидно, что эти данные, даже если их считать объективными, относятся только к начальному периоду операции. Кроме того, утверждается, что потери немецких войск в технике только за первую часть операции «Искра» составили 650 орудий 400 из них были захвачены , 300 миномётов, 500 пулемётов, не менее 100 самолётов [64]. Согласно немецким данным сводным отчётам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии с учётом потерь дивизий, непосредственно в сражении участия не принимавших составили 6406 человек из них 1543 убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4569 — безвозвратно. Наибольшие потери понесли 1-я 2342 солдата и офицера убитыми, пропавшими без вести и ранеными , 61-я 2706 , 96-я 3202 , 170-я 1679 , 227-я 2444 пехотные и 28-я егерская 1849 дивизии.
Существенные потери понёс и 502-й тяжёлый танковый батальон — единственное немецкое танковое подразделение, принимавшее участие в сражении. К концу января в батальоне осталось всего два танка Pz.
В своем докладе «Зарождение снайперского движения войск НКВД СССР Ленинградского фронта в период Великой Отечественной Войны» он раскрыл вопросы духовно-нравственного воспитания курсантов, акцентировал внимание на способах противодействия фальсификации истории, дал рекомендации по критической оценке информации при работе с различными источниками, а также подчеркнул важность сохранения ценностей и преемственности традиций военной службы.
После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2.
В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах.
После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла.
За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью.
За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку.
Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву.
Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область.
Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. СССР[ править править код ] Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» 12—30 января составили 115 082 33 940 — безвозвратно , при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека 12 320 — безвозвратно , а Волховский — 73818 человек 21 620 — безвозвратно [1]. Кроме того, советские войска за этот период потеряли 41 танк, 417 орудий и миномётов и 41 самолёт [56].
По другим данным потери в боевой технике были более значительными. Так, по данным историка И. Мощанского только Ленинградский фронт потерял 221 танк [57] , а историк М. Морозов определяет потери советской авиации в 181 самолёт [58]. В немецких исследованиях указываются ещё более значительные цифры за период 12 января — 4 апреля : 847 танков и 693 самолёта [59].
Поскольку официальных данных о потерях Ленинградского и Волховского фронтов в операциях февраля — апреля нет [1] , то потери советских войск за этот период можно оценить только приблизительно. По оценке историка Г. Шигина общие потери советских войск в этот период составили более 150 000 человек потери 67-й и 2-й ударной армий в феврале — 55 000 — 57 000, потери 55-й и 54-й армий в феврале — 38 000 — 40 000, потери 8-й и 55-й армий в марте — начале апреля 57 000 — 58 000 [60]. Эти данные согласуются с оценкой потерь приведённой американским историком Д. Гланцем — 150 000 35 000 — безвозвратно [50] и расходятся с немецкими оценками, согласно которым потери советских войск в январе — начале апреля составили 270 000 человек [59].
Германия[ править править код ] В советских источниках чаще всего указывались следующие цифры немецких потерь за период операции «Искра» 12 — 30 января 1943 года: убитые и раненые — 19 000 человек, пленные — 1275 человек. Противник потерял 272 орудия, 1200 пулемётов, более 300 миномётов [61] [62]. В некоторых источниках повторяются данные близкие к сведениям из сводки совинформбюро от 18 января 1943 года — 13 000 человек только убитыми и 1261 человек пленными [63] , хотя очевидно, что эти данные, даже если их считать объективными, относятся только к начальному периоду операции. Кроме того, утверждается, что потери немецких войск в технике только за первую часть операции «Искра» составили 650 орудий 400 из них были захвачены , 300 миномётов, 500 пулемётов, не менее 100 самолётов [64]. Согласно немецким данным сводным отчётам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек.
За первую половину месяца общие потери армии с учётом потерь дивизий, непосредственно в сражении участия не принимавших составили 6406 человек из них 1543 убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4569 — безвозвратно. Наибольшие потери понесли 1-я 2342 солдата и офицера убитыми, пропавшими без вести и ранеными , 61-я 2706 , 96-я 3202 , 170-я 1679 , 227-я 2444 пехотные и 28-я егерская 1849 дивизии. Существенные потери понёс и 502-й тяжёлый танковый батальон — единственное немецкое танковое подразделение, принимавшее участие в сражении. К концу января в батальоне осталось всего два танка Pz. Остальные танки более 20 были потеряны безвозвратно, в том числе и 6 танков Pz.
VI «Тигр» [22]. Подтверждением того факта, что в феврале 1943 года ожесточённые бои под Ленинградом продолжились, служит показатель потерь 18-й армии в этом месяце — 29 448 человек из них 9632 — безвозвратные потери. Особенно высокие потери понесли 250-я испанская дивизия общие потери — 2952 и Полицейская дивизия СС 2860 , действовавшие против частей 55-й армии. Большие потери понесли и дивизии державшие оборону на Синявинских высотах, в частности, 21-я 2669 и 11-я 1922. В марте потери 18-й армии также были значительными — 21 242 солдата и офицера из них 3867 — безвозвратные потери.
Таким образом, потери 18-й армии в январе-марте 1943 года составили 73 309 убитыми, ранеными и пропавшими без вести из них 19611 человек — безвозвратно [2]. Операция «Искра» в историографии[ править править код ] Долгое время в официальной российской а до этого в советской историографии к операции «Искра» относили только боевые действия 67-й, 2-й ударной и 8-й армий Ленинградского и Волховского фронтов в период с 12 по 30 января 1943 года [65] [66]. При этом наиболее полно описывался только начальный и наиболее успешный период наступления — до момента прорыва блокады. О ходе боевых действий со второй половины января говорилось гораздо меньше, а операции февраля — апреля хотя и не считались частью операции «Искра», но никак не именовались [67]. По этой причине, в исторической литературе возникли различные трактовки этих событий и различные именования операций под Ленинградом в феврале — апреле: Красноборская наступление 55-й армии Ленинградского фронта в районе Красного Бора в феврале, а затем в марте — апреле [68] [69] [52] , Смердынская [70] , Карбусельская [46] наступления Волховского фронта — 54-й армии в феврале и 8-й армий в марте — апреле , Красноборско-Смердынская, Тосненско-Мгинская совместное наступление двух фронтов 10—27 февраля , Мгинско-Синявинская, Войтолово-Мгинская совместное наступление двух фронтов 19 марта — 2 апреля [71] [72] и т.
Однако, тот факт, что даже по первоначальному плану Ставки ВГК прорыв блокады был лишь первым этапом наступления, давал основания ряду историков считать боевые действия советских войск под Ленинградом в этот период продолжением операции «Искра» [15]. При этом, как в ряде изданий советского периода [73] [74] , так и в трудах современных историков [75] [71] совместные операции Ленинградского и Волховского фронтов февраля — апреле описываются как часть общего стратегического наступления советских войск на северо-западном направлении под кодовым наименованием «Полярная звезда». Как следствие, несколько изменилась трактовка событий и в официальных изданиях Министерства обороны РФ. Так, в третьем томе энциклопедии «Великая Отечественная война 1941—1945 годов» издания 2012 года временные рамки операции «Искра» были расширены. Вся операция условно разделена на три фазы: первая — до 20 января, вторая — до 30 января, третья — до конца февраля.
К операции «Искра» также как и раньше относятся только боевые действия 2-й ударной, 8-й и 67-й армий, но теперь и в январе, и в феврале 1943 г. При этом операции по окружению мгинско-синявинской группировки противника в феврале и в марте-апреле считаются отдельными операциями первая обозначается как «Тосненско-Мгинская», вторая — никак не именуется , которые являлись составной частью стратегического плана «Полярная звезда» [76]. В немецкой исторической литературе боевые действия под Ленинградом в январе-апреле 1943 года, как правило, именуют «Второй битвой у Ладожского озера» или «Вторым Ладожским сражением» , которая состояла из трёх этапов: главный удар 12 января — 3 февраля, наступление на флангах с целью окружения 10—24 февраля и второе наступление на флангах с целью окружения 19 марта — 4 апреля 1943 года [59] [77] [78].
Я пишу об этом, так как очень встревожен непонятным для меня бездействием ленинградского командования... По приезде в Ленинград на совещании с Ворошиловым, Ждановым и членами Военного совета Ленинградского фронта, секретарями обкома и горкома подвергли резкой критике ошибки, допущенные Ворошиловым и Ждановым... В течение первого дня при помощи приехавших с нами товарищей мы занимались приведением в ясность дел в отношении имеющихся здесь артиллерии и авиации, возможной помощи со стороны моряков, особенно по морской артиллерии, вопросам эвакуации, выселения 91 тыс. По мнению историков, оснований обвинять Ворошилова в измене нет. В июле и первой половине августа 1941 года, будучи главнокомандующим войсками Северо-Западного направления, Ворошилов провёл несколько успешных контрударов, регулярно выезжал на фронт. Причины, по которым один из первых маршалов СССР неожиданно потерял контроль над ситуацией, остаются до сих пор неясными, считают эксперты.
Новым командующим стал Георгий Жуков. Плотное вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось 8 сентября 1941 года. Связь с Северной столицей можно было поддерживать только через Ладожское озеро и по воздуху. В первые дни ленинградцам о блокаде ничего не сообщали. Более того, об осадном положении города местное командование решило не докладывать и в Ставку, надеясь в течение двух недель прорвать блокаду. Газета «Ленинградская правда» опубликовала 13 сентября сообщение руководителя Совинформбюро Лозовского: «Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом, является обычным для немецкого командования преувеличением». О блокаде ленинградцы узнали только в начале 1942 года, когда из города начали массово эвакуировать население по Дороге жизни. Наперекор врагу В осаждённом Ленинграде оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тыс. Воспоминания о первом дне блокадного ада оставил в своих записях юный ленинградец Юра Рябинкин: «И тогда-то началось самое жуткое. Дали тревогу.
Я и внимания не обратил. Но затем слышу — на дворе поднялся шум. Я выглянул, посмотрел сперва вниз, затем вверх и увидел... Загремели разрывы бомб. Один за другим оглушительные разрывы, но стёкла не дребезжали. Видно, бомбы падали далеко, но были чрезвычайно большой силы... Бомбили гавань, Кировский завод и вообще ту часть города.
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
И хотя день полного снятия блокады Ленинграда наступит только 27 января 1944 года, операция «Искра» позволила частично деблокировать осажденный город и заметно облегчить его положение. Накануне 80-летия прорыва блокады Ленинграда, в рамках культурно-просветительского проекта "Говорит Ленинград" при поддержке Фонда президентских грантов для учеников 7-х и 9. Ребята узнали о ходе эвакуации и реэвакуации ленинградских детей в период с июня по июль 1941 года, о событиях, произошедших в тот страшный период. У каждого из нас в сердце хранится память о прорыве блокады Ленинграда.
Во время Великой Отечественной войны, город, который оказался в блокаде немецко-фашистских захватчиков, держался до последнего.
Держался и выстоял. Мужеству и героизму защитников Ленинграда посвящены стихи и песни. Город держался не только на линии фронта, но и на самих жителях, которые в условиях блокады выживали на крошках хлеба, но при этом производили для фронта оружие и боеприпасы. Тогда, в суровых 1942-43 годах, страна знала — Ленинград держится — значит, и мы выдержим.
До полного освобождения оставался еще целый год. Один из моих родственников воевал в 72-м отдельном дивизионе бронепоездов, они действовали против немцев в районе железнодорожной станции "Лигово" которая была на передовой с "их" стороны фронта. Поэтому прорыв блокады Ленинграда для меня — не просто календарная дата. Это невероятно эмоционально богатый пласт мировой, советской и российской военной истории».
В советские времена все появившиеся на свет в Ленинграде дети получали персональное свидетельство о рождении, на котором так и было написано: «Рожден в Ленинграде». Это, конечно, заслуга тех людей, которые пережили блокаду, тех кто участвовал в тяжелейших боях, в том числе связанных с освобождением города. Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов. Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск.
Вдовы и вдовцы погибших в войну или умерших инвалидов войны - по пять тысяч рублей. Спустя неделю, 27 января, Петербург отметит 79-ю годовщину полного снятия блокады. Официально - День воинской славы России, неофициально - День ленинградской Победы. Торжественно-траурные церемонии возложения цветов пройдут на Пискаревском и Серафимовском кладбищах, в других местах захоронения погибших в блокаду, состоятся праздничный концерт и салют. Кроме того, в этот день будет открыт памятник Блокадному медику. В прошлом году в Соляном переулке был установлен памятник Блокадному учителю. Его инициатором стала Надежда Васильевна Строгонова, которая всю блокаду проработала в детском доме и школе N 161 на 6-й Советской улице.
Этим же путём продолжали эвакуироваться жители блокадного Ленинграда.
Этот путь по Ладожскому озеру знали, как Дорогу жизни. Но, при всех стараниях и героизме работавших там людей, поток этот был недостаточным для спасения города. Хотя благодаря ему и удалось спасти тысячи и тысячи жизней. Передвижение по нему само по себе сопряжено с огромными опасностями. Кроме того, приходилось постоянно опасаться ударов вражеской авиации. Дорога по Ладожскому озеру — «Дорога жизни» События 1941 года Несмотря на то, что в это же самое время разворачивалось масштабное наступление вермахта, вылившееся в битву за Москву, Ленинградскому фронту Ставка Верховного Главнокомандующего уделяла не меньшее внимание. Сталин передал личный приказ любой ценой воспрепятствовать захвату Ленинграда. Жуков до солдат эту мысль донёс максимально просто.
Он объяснил, что семья любого, кто самовольно покинет свою позицию или поддастся панике, будет расстреляна. Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения. В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника.
Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки. Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта. Но всё было безуспешно. Прорвать вражескую блокаду не удалось. За такой провал с должности был смещён маршал Советского Союза Кулик. Маршал Советского Союза Кулик Григорий Иванович Тем временем Жуков, задачей которого была непосредственная оборона города от попыток неприятеля захватить Ленинград, не решался ослабить основные силы и выступить на помощь. Однако он выделил часть Невской оперативной группы для прорыва кольца.
Им удалось отвоевать небольшой кусок земли, площадью всего лишь два километра. Позже его назвали Невским пятачком. Эти несколько километров стоили жизни 50 000 советских бойцов. Хотя, как и в случае со многими другими сражениями Великой Отечественной войны, эти данные оспариваются. Есть те, кто называет цифру в 260 тысяч человек. По статистике, прибывающие сюда солдаты жили от 5 минут до 52 часов. На Невский пятачок за сутки попадало 50 тысяч снарядов.
Прорыв блокады Ленинграда
Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. 12 января 1943 года с целью прорыва блокады Ленинграда началась стратегическая наступательная операция «Искра». 5. Прорыв блокады Ленинграда обошелся почти в 70 000 убитых, раненых, пропавших без вести и заболевших бойцов и командиров трех армий из состава двух фронтов. После прорыва блокады 18 января 1943 года ленинградцам пришлось ждать еще целый год до её полного снятия 27 января 1944 года. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра".
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда.
Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей.
В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль.
При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания.
Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить.
Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц.
Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него.
На Ленинградском фронте, в кольце блокады погибли родные и близкие Рерихов. Умер Степан Степанович Митусов - двоюродный брат Елены Ивановны, верный друг Рерихов, их многолетний сотрудник, музыкант, педагог. В живых остались Людмила и Татьяна - дочери Степана Степановича. Они, потеряв всех своих родных и близких, сумели сохранить в годы блокады наследие Рерихов, ставшее основой для создания музея в Петербурге. Основательница музея Людмила Степановна Митусова была бойцом 339 отдельного городского батальона Местной противовоздушной обороны Ленинграда.
Она награждена медалью «За оборону Ленинграда», другими памятными знаками и отличиями.
Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
В мероприятии представлен фотоколлаж «Путешествие во времени» по фотоработам петербуржца С. Ларенкова, совмещающих кадры одного и того же места в годы блокады Ленинграда и в наши дни. Шолохова к этой знаменательной дате оформлена тематическая книжная выставка «872 дня блокады». Книги на выставке представлены в трех разделах. В первом разделе «Блокада Ленинграда. Второй раздел «Защитники Ленинграда» рассказывает о борьбе за освобождение Ленинграда из блокадного кольца.
Третий раздел «Жизнь в осажденном городе» представляет книги — воспоминания, посвященные страшным дням блокады, где были голод, холод и разруха.
Соотношение сил перед прорывом
- Годовщина прорыва блокады Ленинграда
- Приемная комиссия
- РАБОТАТЬ, РЕШАТЬ, ПОМОГАТЬ!
- Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
- От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы – Новости Росгвардии
От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы
Огромное значение в снятии блокады имела операция «Искра», которая была проведена в январе 1943 года. В исторической справке повествуется о ходе этой операции и её значении для поддержания жизни в блокадном Ленинграде. Красная Армия смогла вытеснить оккупантов с узкой полоски земли шириной в 8-11 км южнее Ладожского озера. По ней срочно, менее чем за три недели, протянули новую железнодорожную ветку и автодорогу параллельно ей — для бесперебойного снабжения города. В мероприятии представлен фотоколлаж «Путешествие во времени» по фотоработам петербуржца С.
Ларенкова, совмещающих кадры одного и того же места в годы блокады Ленинграда и в наши дни. Шолохова к этой знаменательной дате оформлена тематическая книжная выставка «872 дня блокады».
Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.
Благодаря этой операции был освобожден сухопутный коридор, через который в кратчайшие сроки была проложена железная дорога. Прорыв блокады Ленинграда продемонстрировал возросший уровень военного искусства Красной Армии. Впервые в истории современных войн под Ленинградом был осуществлен разгром противника, длительное время блокировавшего крупнейший город, причем наступлением извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника.
Резерв армии составили 147-я стрелковая дивизия, 22-я стрелковая, 11-я, 12-я и 13-я лыжные бригады. На левом фланге наступления действовала часть сил 8-й армии: 80-я, 364-я стрелковые дивизии, 73-я бригада морской пехоты, 25-й отдельный танковый полк и два отдельных танковых батальона. Поддержку наступления осуществляли артиллерия фронта и двух армий силами около 2 885 орудий и минометов и 14-я воздушная армия силами 395 самолетов. При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва. Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня. Все танковые части на ЛФ — 222 танка и 37 бронемашин, на ВФ — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ударных группировок привлекались: на ВФ — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи; на ЛФ — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО. Особенностью операции было то что на подготовку выделили почти месяц. Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием. В войсках было накоплено от 2 до 5 боекомплектов боеприпасов в зависимости от систем орудий и минометов. Наиболее трудоемкой работой стала подготовка исходных районов для ударных группировок фронтов. Требовалось увеличить число траншей и ходов сообщения, укрытий для личного состава, отрыть и оборудовать огневые позиции для артиллерии, минометов, танков, устроить склады боеприпасов. Общий объем земляных работ на каждом фронте исчислялся сотнями тысяч кубических метров. Все работы выполнялись только вручную, в темное время суток, без нарушения обычного режима поведения войск, занимавших оборону, с соблюдением мер маскировки. Одновременно саперы строили дороги и колонные пути, гати и лежневки через болота, которыми изобиловали исходные районы, разминировали минные поля, готовили проходы в заграждениях. Так, инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, усилили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях по одному на роту. Кроме того, на ЛФ требовалось также изготовить средства для преодоления высокого берега Невы и участков поврежденного ледового покрова. Для этой цели сделали сотни щитов из досок, штурмовые лестницы, багры, веревки с крючками и «кошки». После рассмотрения ряда вариантов в том числе создания канала во льду Невы с последующим наведением понтонного моста, либо армирования льда путем вмораживания в него тросов , решили переправлять через Неву танки и тяжелую артиллерию по деревянным «рельсам», уложенным на шпалы. Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов. Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону. Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. Так, ленинградцы на Токсовском полигоне создали полосу обороны, схожую с той, которую предстояло прорывать. Здесь проводились полковые учения с боевыми стрельбами, пехоту тренировали следовать за огневым валом на расстоянии 100 метров. На участках Невы в городской черте отрабатывали способы преодоления поврежденных участков льда, штурма обрывистого, обледеневшего, укрепленного дзотами берега. Аналогичную подготовку проходили войска и на Волховском фронте. В заключение прошли учения с боевыми стрельбами. С помощью аэрофотосъемки были тщательно уточнены карты. Фотосхемы и исправленные карты получили все командиры, до рот и батарей включительно. В подразделениях и частях, выделенных для прорыва, создавались штурмовые отряды и группы разграждения для проделывания проходов и уничтожения наиболее прочных оборонительных сооружений. На ВФ сформировали 83 штурмовых отряда, включив в них саперов, автоматчиков, пулеметчиков, огнемётчиков, артиллерийские расчёты и танки сопровождения. Особое внимание уделялось отработке приемов штурма деревоземляных заграждений, торфяных, снежных и ледяных валов. Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Для разведки боем и ночных поисков привлекались только те подразделения и части, которые находились в непосредственном соприкосновении с противником. Чтобы скрыть от него подготовку к прорыву, были активизированы разведывательные действия на всем фронте, вплоть до Новгорода. Севернее Новгорода имитировали бурную деятельность, обозначая сосредоточение большой массы войск и техники. В разработке плана операции участвовал ограниченный круг лиц. Все эти меры сыграли свою роль. Противнику лишь незадолго до начала операции удалось установить, что советские войска готовятся к наступлению, но определить время и силу удара он не смог. Командир 26-го армейского корпуса генерал Лейзер, учитывая это, предложил командующему 18-й армией генералу Линдеману отвести войска от Шлиссельбурга. Но это предложение не приняли. Советские солдаты в атаке под Ленинградом, во время операции по прорыву блокады Ленинграда. Они объясняли это предложение крайне неблагоприятными метеоусловиями, что привело к затяжной оттепели и в связи с этим к недостаточной устойчивостью ледяного покрова на Неве и плохой проходимостью болот. В начале января 1943 г. Также было условлено, что если войска одного из фронтов, выйдя на намеченный рубеж, не встретят войска другого фронта, то они продолжат наступление до фактической встречи.
18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны
Сегодня отмечается День прорыва морской минной блокады Ленинграда. День Прорыва Блокады Ленинграда напоминает нам о важности единства, солидарности и силы человеческого духа, олицетворяя способность преодолевать самые трудные испытания и стремиться к светлому будущему. Первый этап операции «Искра»: прорыв блокады Ленинграда войсками Ленинградского и Волховского фронтов в январе 1943 года и цена этой победы. За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч советских воинов, 25 из них стали Героями Советского Союза. Реконструкция прорыва блокады Ленинграда, создана так, что все экспонаты можно трогать, что особенно привлекает сюда детей. За проявленные при прорыве блокады героизм, смелость и мужество орденами и медалями были награждены около 19 тысяч советских воинов, 25 из них стали Героями Советского Союза.
79-летие прорыва блокады Ленинграда
18 января 2024 исполнится 81 год со дня прорыва блокады Ленинграда, главное о событии и операции Искра. 24 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершён прорыв блокады Ленинграда. Прорыв блокады стал решающим фактором в битве за Ленинград. Ровно 80 лет назад начался прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Мероприятие приурочено к 80-летию проведения операции "Искра" и прорыва блокады Ленинграда.
Путин раскрыл, для чего России нужна спецоперация на Украине
Конечно, нет. И такая история есть у каждого. Она помогает преодолеть моменты слабости и сомнений. Величие подвига Ленинграда в том, что его совершили гражданские лица — дети, женщины, старики. Они своим несгибаемым примером вдохновляли солдат. Это может быть мотивацией для наших бойцов в зоне СВО: они знают, что происходило тогда, в годы войны, и видят, что происходит сегодня в Донбассе.
Они могут себе представить, что могло бы быть, если бы не было этой борьбы», — убежден Стариков. Новость по теме Путин назвал три составляющие победы в СВО Блокада Ленинграда близка к сегодняшним событиям в Донбассе по зверствам нацистов и их сегодняшних потомков, считает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. И тогда, и сейчас мы столкнулись с геноцидом нашего народа. Наша армия защищала и защищает людей, которые работали и старались выжить. Для наших бойцов это не менее важно, чем их собственный подвиг: если мы не победим сейчас, будет то, о чем мечтали немцы со всеми их зверствами и смертями», — считает Журавлев.
Сохранение памяти о тех событиях важно и для сегодняшних, и для будущих поколений, считают эксперты. По словам социального психолога Алексея Рощина, «любое событие живо, пока есть живые свидетели». А Великая Отечественная война — это то, что «объединяет коллективное воспоминание всех россиян, которое воспринимается как победа народа», отметил Рощин. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым!
Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные «кулаки» под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр. С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий. С моря — корабли Балтийского флота.
Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов. Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп. Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и вгрызаются в боевые порядки вермахта.
Прорыв ради дороги Прорыв блокады войсками Ленинградского и Волховского фронтов в результате операции «Искра» произошел 18 января 1943 года в районе рабочих поселков вблизи Синявинских высот. В тот же день был освобожден от врага город Шлиссельбург у истока Невы, и южное побережье Ладоги перешло под контроль советских войск — но лишь его узкая полоса, на которой не было коммуникаций. VT1978 Операция «Искра».
Расстановка сил перед началом операции и план наступления советских войск Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля.
Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом. А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин.
Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках.
Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию.
Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время.
Видео: Организаторы реконструкции Согласно легенде мероприятия, советские войска должны сбросить укрепившихся на левом невском берегу войска вермахта. По понятным причинам, штурму, воссозданному в Дусьево, не предшествовала артподготовка. Блокада Ленинграда была прорвана 18 января 1943 года в ходе наступательной операции советских войск "Искра", проведенной силами Ленинградского и Волховского фронтов при содействии части сил Балтийского флота, Ладожской военной авиации. Основные мероприятия, приуроченные к 80-летию прорыва блокады Ленинграда пройдут непосредственно 18 января. В Петербурге и Ленобласти ждут президента Владимира Путина. Памятные мероприятия запланированы в музее-заповеднике "Прорыв блокады Ленинграда" в Кировском районе Ленобласти, в государственном мемориальном музее обороны и блокады.