Башкирские народные праздники. Расписание. Новости. Фотогалерея. Видеогалерея. Сабантуй – ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир – обычно отмечается в июне.
Последние новости
- Ураза-байрам – время радости. Как отмечают праздник мусульмане Башкирии | АиФ Уфа
- Башкирские народные праздники.
- В Ишимбае организовали башкирский народный праздник
- Башкирский праздник Йыйын
- Башкирский народный праздник – Сабантуй :: Фольклориада 2020
- В Ишимбае организовали башкирский народный праздник
Башкирские народные обряды и праздники.
Как видно уже из самого названия, так башкиры называли событие, на котором собирались представители родов, чтобы решить наиболее важные вопросы. Всеобщий сбор не зависел от времени года и не входил в число традиционных календарных праздников, а проводился в связи с необходимостью решения важных проблем. Как рассказывается в легендах, проводили йыйыны даже в голодные годы. Главное слово на сборах произносили аксакалы дословно «белобородые» — старейшины рода, способные дать оценку событиям и явлениям, высказать мудрые мысли, взять на себя ответственность за принимаемые решения. На сборах подводились итоги прошедших событий, выявлялись лидеры из разных родов, наиболее сильные, смелые и ловкие батыры, выбирались военачальники и вожди, устраивались пиршества в связи с каким-либо событием. Иногда даже свадьба становилась поводом для йыйына — конечно, если торжество проводил очень знатный человек, хан или бий. Неудивительно, ведь новое родство сулило новые возможности, новые перспективы. Таким образом, издревле этот праздник имел не только развлекательную, но и общественно-политическую функцию. Выражаясь современным языком, первая часть праздника была деловой, в результате которой достигались определенные договоренности.
Самым популярным состязанием остается борьба куреш. На майдане также соревнуются в подъеме тяжестей, беге, прыжках, устраивают конные скачки и состязания певцов и танцоров, достают ртом монеты из катыка кефир и ловят руками живую рыбу. С 2001 года в российских городах проходит ежегодный Федеральный Сабантуй, при этом место проведения праздника меняется из года в год. Первый фестиваль состоялся в Саратове, в другие годы — в Нижнем Новгороде, Астрахани, Пензенской области. В 2023 году Федеральный Сабантуй должен состояться 1 июля в Кемеровской области. А 27 мая в Астраханской области впервые прошел Всероссийский сельский Сабантуй. Расписание Сабантуев в 2023 году По словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, на 2023 год запланировано 388 Сабантуев в 59 регионах России и 37 странах мира. В открытых источников указано следующее расписание празднования Сабантуя в этом году: Татарстан — 10—11 июня села и районные центры , 17 июня Набережные Челны , 24 июня Казань ; Москва и Московская область — 1 июля местом проведения мероприятия традиционно является парк музея-заповедника "Коломенское" ; Нижний Новгород — 8 июля; Нижегородская область — 3 июня г. Дзержинск , 11 июня с. Базлово, Спасский муниципальный округ , 17 июня с. Уразовка, Краснооктябрьский МО , 24 июня с. Татарское Маклаково, Спасский МО , 15 июля с. Кочко-Пожарки, Сергачский МО , 22 июля с. Камышла ; Ульяновск — 17 июня. Городов, куда можно отправиться за зрелищным мероприятием, большое количество: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара и другие. Но ощутить на себе истинную атмосферу веселого народного праздника можно только в татарском или башкирском селе.
Все официальные праздники устанавливаются законами Республики Башкортостан. Закон Башкортостана «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан» был принят 27 февраля 1992 года Верховным Советом республики.
Следует помнить, что из 12 уездов, где компактно проживали башкиры в начале 19 века было отправлено на Отечественную войну 45 полков. Вместе с русскими, татарами, казаками, калмыками башкирские джигиты внесли огромный вклад в национальную победу. Так вот, в составе этих полков были 70 воинов из деревень Мелеузовского района. В целом праздник реализовывался при поддержке Фонда главы Башкирии.
Башкирский праздник Йыйын
Говоря о праздничной культуре башкир, нельзя не упомянуть башкирские народные праздники. Главная» Новости» Башкирские народные праздники в 2024 году календарь. В отделении реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья провели фольклорный праздник «Башкирские народные традиции и игры». Башкирские праздники славятся своим размахом, и праздники по случаю окончания йынйына не входили в число исключений. Традиционно в октябре в Башкирии также отмечается День народного единства.
Приглашаем на Областной башкирский национальный праздник «ЙЫЙЫН»
Религиозные праздники башкортостана - - все о праздниках и празднованиях | 22 июля 2023 года в 10.00 в пос. Южный муниципального района Большеглушицкий Самарской области состоится ежегодный областной башкирский национальный праздник «ЙЫЙЫН». |
Праздники | БАШКИРКА | VK | Гости праздника могут познакомиться с национальными подворьями, приобрести товары народных промыслов на ярмарке, попробовать национальные блюда, послушать песни и увидеть народные танцы. |
Ураза-байрам – время радости. Как отмечают праздник мусульмане Башкирии | Народный праздник Сабантуй стал общеизвестным и широко отмечаемым среди многих народов, и особенно среди татар и башкир, в настоящее время Сабантуй отмечается и в крупных городах за пределами Татарстана и Башкортостана и в каждом поселении. |
VI Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» продолжил свою работу. | Во вторую пятницу сентября, в этом году – 8 сентября, в Башкирии будут отмечать День национального костюма народов республики. |
Россия – общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй | Праздник «Ҡарға бутҡаһы» является одним из самых популярных весенних праздников у башкирского и татарского народов. |
10 Календарные праздники башкирского народа
Наиболее древний башкирский праздник йыйын (народное собрание). В сам праздник Ураза–байрам мужчины обязаны побывать в мечети на общей праздничной молитве, для женщин это не обязательно. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Башкирские народные праздники. В 2024 году в Башкирии будут отмечаться множество праздников, которые позволят гостям и жителям региона окунуться в атмосферу башкирской культуры. Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством.
Россия – общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй
Как и многие башкирские народные праздники, Ураза-байрам пришел вместе с мусульманством. В номинации «Лучший традиционный башкирский народный женский костюм» — Народный башкирский фольклорный коллектив «Кош юлы» (рук. В сам праздник Ураза–байрам мужчины обязаны побывать в мечети на общей праздничной молитве, для женщин это не обязательно. В сам праздник Ураза–байрам мужчины обязаны побывать в мечети на общей праздничной молитве, для женщин это не обязательно. Воронья каша (Ҡарға буткаһы) самый известный древний праздник башкир, который не имеет точной даты, но обычно отмечается в конце марта, когда прилетают вороны.
В Мечетлинском районе прошел башкирский народный праздник «Кукушкин чай»
Цель праздника — возрождение, сохранение обычаев и обрядов, воспитание подрастающего поколения на традициях народной культуры. Руководитель районного курултая башкир Рауф Калимуллин коротко рассказал гостям о селе Минзитарово, о башкирском роде мин и волшебной воде реки Лобовка, которая протекает рядом с селом. С утра на территории Минзитаровской школы играла веселая музыка, звучали народные песни. Были оформлены башкирские юрты. Гостей приветствовала глава администрации района Гюзель Насырова.
Она поздравила участников мероприятия с праздником, пожелала весело провести время. Минзитарово руководитель Л. Камалова Карамалинского сельского Дома культуры.
Марат Ахметшин провел для детей мастер-класс по стрельбе из башкирского лука. Участников угощали национальными блюдами и напитками. Организаторами мероприятия выступили: работники районного Дома Культуры и сельского клуба, библиотекарь из села Дуван-Мечетлино Гульназ Ахметханова и активные жители села. В празднике приняли участие начальник отдела культуры Мечетлинского района Гульназ Халиковна, председатель исполкома Курултая башкир Мечетлинского района Марат Ахметшин.
Россия — многонациональное государство, и актуальным вопросом современного мира является формирование культуры межнационального общения. Культурная толерантность является основой сохранения и укрепления межнационального мира и согласия. Псковское агентство информации запустило проект «Россия — общий дом», в котором рассказывает псковичам о жизни и традициях различных народов, которые живут на территории России.
Псковское агентство информации узнало, что такое Каргатуй, особенности его празднования у башкир, а также выяснило, какие блюда готовят к этому национальному празднику. Башкиры — это тюркский народ, исповедуют религию ислам. В России их проживает около 1,6 млн человек. В нашей стране по численности они занимают четвёртое место.
Оказалось, Халил очень любит наш город: — С этим городом у меня связано очень многое, я в него был всегда влюблён, и думал, что лучше Березников нет города на свете.
Я считаю березниковцев счастливыми людьми и желаю, чтоб Сабантуй принёс всем большую радость. Для Венеры Ряшидовны этот праздник важен: — Я хорошо помню, как в детстве с родителями мы ждали Сабантуй и вместе с мамой и папой приходили в этот день в городской парк. Помню бабушкин чак-чак, который у меня до сих пор не получается повторить. Березники — многонациональный город, на нашей земле живут и трудятся многие народы. Мы чтим традиции каждого из них и относимся к ним с глубоким уважением.
Сабантуй — с одной стороны, очень древний, но с другой стороны и молодой праздник, потому что именно здесь можно отдохнуть всей семьёй и насладиться многообразием красок и культур. Бой на мешках — это весело! На сцене тем временем продолжается музыкальное волшебство. Поют Лилия Хамитова из Казани; Винарис Илъегет, обладатель национальной музыкальной премии «Болгар»; гости из Соликамска - Марат Зайнуллин и студия вокала «Карамелька»; березниковские творческие коллективы. Артисты с радостью общаются со зрителями, фотографируются и делятся впечатлениями.
В Башкирии утвердили даты празднования Ураза- и Курбан-байрам в 2023 году
Башкирские праздники | Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. |
Башкирские народные обряды и праздники. - Культурный мир Башкортостана | В этот день принято устраивать народные гулянья и щедрые застолья. |
Традиции башкир – подарки для гостей и запросы невест | и Курбан-байрам в 2023 году назначены на 21 апреля (пятница) и 28 июня (среда) соответственно. Правительство Башкирии объявило эти дни нерабочими. |
Религиозные праздники башкортостана
Россия — общий дом: как башкиры отмечают весенний праздник Каргатуй 11:50, 20 декабря 2021, ПАИ В состав Российской Федерации входит 85 регионов. Россия — многонациональное государство, и актуальным вопросом современного мира является формирование культуры межнационального общения. Культурная толерантность является основой сохранения и укрепления межнационального мира и согласия. Псковское агентство информации запустило проект «Россия — общий дом», в котором рассказывает псковичам о жизни и традициях различных народов, которые живут на территории России. Псковское агентство информации узнало, что такое Каргатуй, особенности его празднования у башкир, а также выяснило, какие блюда готовят к этому национальному празднику.
Башкиры — это тюркский народ, исповедуют религию ислам. В России их проживает около 1,6 млн человек.
Однако теперь дни рождения детей широко отмечаются.
Большое значение имеют также народные виды спорта. Они неизменно входили в программу как сезонных, семейных, так и религиозных праздников. Более древнее название праздника — туй.
Обряд обозначается термином йола. В определении понятия празднества, обряда пока нет единого мнения. Это объясняется многофункциональностью указанных общественных явлений, невозможностью кратко и однозначно сформулировать их сущность.
Обрядность присуща всем общественным празднествам. Башкиры — один их тех народов, которые в силу определённых исторических условий сохранили в большей мере, чем ряд других народов, свою празднично-обрядовую культуру, различные жанры устно-поэтического творчества, музыкально-хореографического фольклора и декоративно-прикладного искусства. Праздники и обряды с древнейших времён были связаны с определёнными моментами хозяйственной жизни народа, материальными условиями жизни общества.
В соответствии с практической хозяйственной деятельностью главным у башкир считались два времени года: тёплое — лето и холодное — зима. Более точное название праздника звучит «Хабантуй». Сабантуй бытовал у башкир, живших на западных склонах Урала, у северных и части южных башкир.
К празднику примыкал и цикл обрядов, совершавшихся в период весенних полевых работ: сабанная помощь, сабанная вода, сабанная каша. Название праздника произошло от слова «хабан» - плуг. Слово «туй» - означает праздник, то есть «Хабантуй» - праздник плуга.
Праздник получил своё название «от хлебопашного орудия «хабана», потому что он торжествуется перед начатием пашни. Обычай этот сохранился ещё со времён язычества. Кочевые башкиры в прежнее время, по окончании праздника, начинали готовиться к выезду на кочёвку, а другие к севу.
Для празднования сабантуя чаще выбиралась пятница». Сабантуй отмечали в конце мая- начало июня. Праздник сабантуй справляли в каждой деревне.
За несколько дней до празднества молодые люди собирали подворно призы, украшали праздничный майдан, то есть праздничную площадь. В центре очищенной от камней площади вбивался длинный шест, на вершине которого развевались тканные полотенца, вышитые платки и рубахи. Участники празднества садились, образуя большой круг.
В центре этого круга происходили различные спортивные состязания, юмористические игры - это борьба, прыжки, бой горшков, бег в мешках, бег с наполненными водой вёдрами, перепрыгивание через канаву шириной в 2-3 метра, прыжки в длину, ток хугыш: двое садились на бревно, и, стараясь сохранить равновесие, ударяли друг друга большими мешками, набитыми чем-нибудь легким шерстью, сеном, соломой , победителем считался тот, кто сбивал с бревна противника; ходьба по наклонному бревну обычно к противоположному концу бревна подвязывали козлёнка или барашка ; бег с яйцом в ложке. Также в кругу исполнялись песни, пляски, игра на музыкальных инструментах.
Затем ведущие познакомили участников с историей башкирской легенды, почему кукушка не выводит птенцов и зачем она кукует. Мероприятие сопровождалось национальными играми, песнями и плясками. На празднике гости угощались башкирскими национальными блюдами.
В эти дни, когда весь народ на улицах, подыскиваются пары. Яблочный спас. Народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа, а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот - срывать как можно больше яблок и освящать их.
Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название - первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето. Традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования — в ночь с 6 января по 7 января. Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза.
По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства. Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста— времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.
Красная Горка. Весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи. В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, праздник символизирует еще встречу парней и девушек, потому что весна - это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: "Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется.
Башкирские праздники
РФ» Начало традиции праздновать окончание весенних полевых работ положил культовый обряд: люди задабривали духов плодородия, чтобы следующий год выдался урожайным. Народный праздник сабантуй у татар и башкир появился в глубокой древности. Его название происходит из тюркских языков и означает «праздник плуга». Начало традиции праздновать окончание весенних полевых работ положил культовый обряд: люди задабривали духов плодородия, чтобы следующий год выдался урожайным. Первое упоминание сабантуя относится к 921 году. Праздник в городе Булгар, который находился на территории современного Татарстана, описывал арабский путешественник и посол Ибн Фадлан. Немецкий ученый Готлиб Георги писал: Народный праздник сабантуй у татар и башкир появился в глубокой древности. В старину сабантуй включал в себя череду обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Например, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников состязаний.
Например, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников состязаний.
Позже эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди. Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры. В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле. Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников. Молодые люди сражались мешками с сеном на бревне, а также с завязанными глазами старались разбить палкой горшок. Самым популярным видом состязаний была национальная борьба куреш: двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака.
У, У1.
Республиканский центр народного творчества занимается изучением, систематизацией всей информации о сабантуях, выпускает методические рекомендации и пособия по отдельным элементам праздника. Ученые изучают сохранившиеся локальные особенности этого праздника, занимаются анализом сакрального содержания ставших уже традиционными соревнований и состязаний. Работа в этих направлениях будет продолжена. Современное бытование Места бытования. Современное место бытования: Российская Федерация, Республика Башкортостан. Место распространения: Республика Башкортостан. Идрис и дер. Даты бытования: 1910 год Сведения об особенностях Состояние бытования Йыйыны и сабантуи проводились до 40-х гг. XX века. В послевоенное время, в 60-е гг.
XX века сабантуи начали проводиться по указаниям сверху, как праздники окончания весеннего сева в колхозах и районах, а затем в и некоторых городах Башкортостана и Татарстана. Были полностью переняты древние игры и состязания, но они были лишены своего сакрального значения, а были праздниками советского труженика-колхозника. Именно в советское время сабантуй становится интернациональным праздником, частью массовой культуры двух республик. В новейшее время традиция проведения сабантуев продолжается, ежегодно проходят Федеральные сабантуи, республиканские, районные, иногда проводят отдельные колхозы или фермерские хозяйства. Состязания и их формы не менялись многие тысячелетия и, потеряв во многом сакральное значение, являют, между тем, прекрасный образец трепетного отношения к земле, природе, знания и уважения ее законов и способствуют экологическому воспитанию подрастающего поколения. В рамках сабантуев сохранились и продолжают культивироваться народные виды спорта, особенно куреш, конные скачки байга. Сабантуи стали общенародными праздниками весны, добра и мира, плодородия и будущих успехов. Риск исчезнования самого праздника сабантуй не велик. Стоит проблема возрождения традиции народного самоуправления, выражаемой в йыйынах и сабантуях. В последние годы наметилась тенденция возрождения родовых йыйынов и проведения их совместно с сабантуем, что встречает хороший отклик у населения.
Массовое проведение сабантуев в последние годы, отчуждение самих людей от состязаний ввиду высокого уровня участников, превращение их в простых зрителей многими оценивается негативно. Способы передачи традиции Через проведение образцовых республиканских сабантуев происходит трансляция традиции, в последние годы сабантуи, йыйыны начали проводиться силами и по инициативе местных жителей. Так, ежегодно проводится Йыйын самарских башкир возле реки Иргиз в Самарской области. Элементы сабантуя широко используются при проведении других народных праздников, таких как «Шежере-байрам» Праздник родословной , «Хаумыхыгыз, ауылдаштар! Исторический аспект Несмотря на то, что первое письменное упоминание о башкирском сабантуе относится к XVIII веку, исследования ученых убедительно доказали древний, хтонический характер происхождения праздника у башкир. Анализ ритуальных действий башкирского Сабантуя показывает, что корни этого праздника лежат в глуби веков, и в основе его лежат древние мифологические воззрения предков башкир.
Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему. Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил. У башкир до принятия ислама было так же. Большинство праздников у башкир приходится на весенне-летнее время. В прошлом самым большим праздником у башкир был Йыйын перевод с баш. На общебашкирских йыйынах решались важные геополитические вопросы. Так известно, что решение о присоединении к Русскому государству башкиры каждого рода принимали отдельно на йыйыне и поэтому этот процесс был не одномоментным, а занял почти век. После череды башкирских восстаний XVIII века проведение йыйынов было ограничено, а те, что проводились, были лишены своего политического значения и смешались с весенними праздниками, в первую очередь с сабантуем. Места йыйынов у каждого рода были определены, а некоторые известны и по сей день.
Башкирские народные обряды и праздники.
Культурные и религиозные праздники Башкирская культура богата традициями, поэтому в календаре праздников Башкирии вы найдете не только государственные даты, но и дни, связанные с народными и религиозными обычаями. Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. это народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весен-них полевых работ. В отделении реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья провели фольклорный праздник «Башкирские народные традиции и игры». Закон Башкортостана «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан» был принят 27 февраля 1992 года Верховным Советом республики. Башкирский обрядовый праздник «Кукушкин чай».